Объективные методы психологии. К субъективным методам не относится метод К субъективным методам психологии относят

Методы психологического исследования обнаруживают зави­симость от основных теоретических принципов, реализуемых пси­хологией, и конкретных задач, которые она решает.

Теоретической основой советской психологии является диа­лектический и исторический материализм, и поэтому принципиальный подход к психологическому исследованию определяется требованиями диалектического метода. Диалектический метод предполагает изучение предмета во всех его связях и опосредствованиях и прежде всего выяснение существенных связей и от­ношений явлений и закономерностей, рассмотрение изучаемого в развитии, раскрытие противоречий, единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество. Необходим исторический подход к методам психологии. В этом отношении методы психологии претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического исследования не мог не привести к мысли о необходимости особых методов ее исследования, Идеалистическая психология могла предложить единственный метод, с помощью которого она пыталась проникнуть в “душу” человека. Таким методом явилось самонаблюдение (или интро­спекция, т. е. внутреннее зрение).

Выбор самонаблюдения в качестве единственного, по сущест­ву, метода исследования душевных явлений был обусловлен представлением о том, что “душа” (психика, сознание) - это особый замкнутый в себе внутренний мир, особая духовная суб­станция (первооснова), не связанная с внешним миром и поэто­му не постигаемая иным способом, как внутренним зрением. При этом самонаблюдение как субъективный метод особо про­тивопоставляется методам, которыми пользовались другие общественные и естественные науки. Психологи-идеалисты ут­верждали, что психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.

Между тем признание самонаблюдения единственным мето­дом психологии такая же иллюзия, как и признание предметом психологии особой нематериальной души, деятельность которой якобы не подчинена законам естествознания. Данные, получен­ные исключительно путем самонаблюдения, лишены научной достоверности даже в том случае, если самонаблюдение поруча­ется специально подготовленным психологам. Еще дальше от науки лежат попытки истолковать психику маленького ребенка или животного на основании данных самонаблюдения взрослого образованного человека. Между тем и такие попытки предпри­нимались наиболее последовательными психологами-интроспективистами. Так, американский ученый Титченер писал, что пси­холог “старается, насколько это только возможно, поставить се­бя на место животного, найти условия, при которых его собст­венные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.



Что же дает возможность утверждать иллюзорность метода интроспекции? Об этом свидетельствует диалектико-материалистическая трактовка психики, которая не оставляет места для субъективных методов исследования, вместе с тем открывая путь объективным методам в психологии, принципиально не от­личающимся от приемов исследования, употребляемых в других естественных и общественных науках.

Основу объективного метода в психологическом исследова­нии составляет принятый в научной психологии принцип един­ства сознания и деятельности.

Объективными методами в психологии осуществляется изу­чение психики путем исследования объективных условий воз­никновения психических явлений и объективных их проявлений. Таким образом, объективный принцип исследования-это не метод непосредственного усмотрения каким-то внутренним зре­нием психических явлений, а путь их опосредствованного познания (т. е. исследования посредством анализа их объективных проявлений в деятельности). Изучая деятельность человека, протекающую в точно учитываемых условиях, мы получаем воз­можность судить о психических процессах. При этом объектив­ное изучение собственных психических процессов осуществляет­ся принципиально теми же опосредствованными путями, как и оценка психических процессов другого человека (о том, как про­текал процесс запоминания, мы судим по результатам воспро­изведения, безразлично, идет ли речь здесь о чужой или собст­венной памяти).

Точно так же иллюзорно представление о том, что знание об индивидуальных психологических особенностях (чертах характе­ра, способностях, качествах ума и т. п.) мы получаем путем интроспекции.

Как показывают многочисленные исследования, правильную характери­стику личности человека дает не он сам, а окружающие и давно знающие его люди. Об этом, в частности, свидетельствуют данные изучения юноше­ского возраста, из которых следует, что юноша сначала научается объектив­но оценивать индивидуально-психологические особенности своих товарищей и близких, а затем как бы переносит опыт эмпирически добытых психологи­ческих знаний на себя и начинает довольно правильно оценивать свои черты и свойства.

Таким образом, ряд фактов подтверждает, что психология обогащает фонд своих знаний не с помощью самонаблюдения, а объективными методами.

Иллюзорность возможности интроспекции вытекает и из по­нимания сущности и специфики психической отражательной де­ятельности. Пытаясь интроспективно “заглянуть в себя”, увидеть свои психические процессы, их связи, зависимости, механизмы, человек все равно глядит “наружу” и видит объективный мир, отраженный в мозгу, а не сам мозг с его психическими свойст­вами. Тем самым интроспекция оказывается такой же иллюзи­ей, как и душа, о которой говорили психологи-идеалисты.

Отрицание самонаблюдения как особого непосредственного метода исследования психики не ведет к отрицанию самонаблю­дения вообще. Вполне допустимо самонаблюдение, принимаю­щее форму словесного отчета о том, что видит, слышит, чувству­ет, переживает, желает и т. п. человек. Подобный словесный от­чет фиксируется, как и всякое внешнее объективное выражение и проявление психических состояний человека. Но необходимо подчеркнуть, что в этом случае перед нами не метод, а объект исследования. Имеется также возможность наблюдать свои по­ступки и действия путем своеобразного самонаблюдения, т. е. подвергать их рассмотрению и анализу принципиально теми же средствами, которыми располагают другие люди, изучающие эти поступки. Но подобное самонаблюдение не может быть отожде­ствлено с интроспекцией, так как является опосредствованным, а не непосредственным методом исследования. От обычного наб­людения оно отличается лишь меньшей степенью достоверности в связи с возможными субъективными истолкованиями. Нако­нец, не следует смешивать с интроспекцией рефлексию (раз­мышления и переживания по поводу собственных психических состояний и качеств), которая, в свою очередь, имеет опосредст­вованный характер и представляет собой переработку данных словесного отчета, анализа собственных поступков, умозаклю­чений по этому поводу, сопоставление собственного мнения о се­бе с мнениями других людей и т. д.

Субъективный и объективный принципы изучения в психо­логии отрицают друг друга. Подлинно научная психология должна строиться на использовании объективных методов изучения психики и понимания того, что никаких других в нау­ке не может быть.

Другое важное требование, которое предъявляет современная психология к научному исследова­нию, заключается в следовании принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремит­ся восстановить все моменты его диалектического развития, уви­деть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.

В советской психологии необходимость использования гене­тического принципа утвердилась благодаря трудам П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Как подчеркивал Л. С. Выготский, внутреннюю сущность этого принципа составляет историческое понимание явлений челове­ческой психики как “применение категории развития к исследо­ванию явлений”.

Образцы применения генетического принципа к психологи­ческому исследованию содержатся в трудах Л. С. Выготского. Именно таков характер осуществленного им изучения так назы­ваемой “эгоцентрической речи ребенка” - особого вида речи ма­леньких детей, которая не служит целям общения, ничего не меняет в поведении ребенка, а лишь как аккомпанемент сопро­вождает его деятельность и переживания. Эгоцентрическая речь - это речь маленького ребенка, обращенная к самому себе. С каждым годом развития эта речь становится все более непо­нятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях де­тей (“коэффициент эгоцентрической речи”) падает к началу школьного возраста до нуля. Некоторые психологи (в частности, видный швейцарский психолог Ж. Пиаже) считали, что эгоцент­рическая речь попросту отмирает, исчезает на пороге школьного возраста. Иначе подошел к этому вопросу Л. С. Выготский. При­меняя генетический принцип, он выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в управлении поведением человека. Таким образом, важнейшие особенности внутренней речи (которую очень трудно изучать экспериментально) могли быть поняты генетически, по­средством анализа развития и изменения эгоцентрической речи.

Генетический принцип построения исследования в последние годы получил значительное распространение в детской психоло­гии в качестве так называемого метода продольного изучения личности ребенка (лонгитюдный метод). С помощью этого ме­тода психическое развитие выявляется не путем срезов (т. е. характеристики отдельных возрастных этапов развития и сопо­ставления их между собой), а в результате длительного, на про­тяжении ряда лет, изучения личности ребенка в специально ор­ганизованных условиях его обучения.

Как все естественные и общественные науки, пси­хология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, - методами наблюдения и эксперимента, которые, в свою очередь, имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности. Необходимость особо подчеркивать наличие этих ин­струментов научного познания в психологии (хотя это и пред­ставляется в общем-то вполне и само собой разумеющимся для любой науки) вызвана тем, что идеалистическая психология по причинам, которые были охарактеризованы выше, сводила наб­людение к самонаблюдению (интроспекции), а эксперименту отказывала в сколько-нибудь существенной роли в психологиче­ском исследовании, особенно при изучении высших психических процессов.

Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внеш­них явлений, а осуществляет переход к объяснению психологи­ческой природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бес­плановостью. В них редко осуществляется учет всех существен­ных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Однако житейские наблюдения, ввиду того что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Бесчисленные житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках и представляют опре­деленный интерес для изучения.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житей­ского предполагает необходимый переход от описания наблю­даемого факта поведения, деятельности к объяснению его внут­ренней психологической сущности. Формой этого перехода явля­ется гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение-дело дальнейших наблюдений. Существен­но важным требованием к психологическому наблюдению явля­ется наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидностью наблюдения будет психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт, по, по существу, объек­том изучения являются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков. Сюда же относится метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблю­дении личности в различных видах деятельности.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания-это эксперимен­тальный метод. Завоевавший права в психологии лишь на про­тяжении последних ста лет, он в настоящее время служит ос­новным поставщиком психологических знаний и основанием для многих теорий.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент пред­полагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создает усло­вия, в которых психологический факт может отчетливо выявить­ся, может быть изменен в направлении, желательном для экспе­риментатора, может быть неоднократно повторен для всесто­роннего рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный эксперимент.

Характерный признак лабораторного эксперимента - не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испы­туемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемо­го, который знает, что над ним экспериментируют (хотя, как правило, не знает, в чем сущность эксперимента, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного экспе­римента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т. д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, чтобы в нем оказа­лись смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных услови­ях (так, в эксперименте могут быть моделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых ис­пытуемый-летчик по профессии-должен принимать осмыс­ленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степе­ни координированности движения, реагировать на показания приборов и т. д.).

Естественный эксперимент (впервые предложен Л. Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напря­жение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т. д.).

Примером естественного эксперимента может служить исследование за­висимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохра­нение материала в памяти. В одной группе школьников знакомят с материа­лом, который им надлежит изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого естественного эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материа­ла в памяти.

Естественный эксперимент, который решает задачи психоло­го-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формиро­вания личности школьника и т. д.

Различия между лабораторным и естественным эксперимен­том в настоящее время весьма условны и не должны быть абсо­лютизированы.

Методы, о которых шла речь до сих пор, являют­ся исследовательскими-с их помощью ученый может установить важные для научного позна­ния факты, открыть наличие тех или иных закономерностей, обнаружить интимный механизм психических явлений. Други­ми словами, предмет исследований, осуществляемых посредст­вом этих методов, совпадает с предметом психологии как науки.

Психологические методы могут быть использованы не только для целей исследования, но и для целей испытания. В последнем случае задачей является не получение каких-либо новых данных, которые были бы необходимы для дальнейшего углубления на­учных знаний, а выяснение, насколько психологические качества испытуемого соответствуют уже ранее выявленным психологи­ческим нормам и стандартам. Такими методами, с помощью ко­торых психолог стремится установить определенные психологи­ческие качества личности, являются тесты.

Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психичес­ких функций. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т. д. Психологические тесты применяют, когда надо, например, выяснить степень психологической подготовлен­ности космонавта к космическому полету, когда необходимо установить, как усвоили знания испытуемые в эксперименталь­ной группе, где использовались особые приемы обучения, и во многих других случаях. Диагностическая ценность теста в зна­чительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, - явился ли он результатом большой предвари­тельной экспериментальной работы или был следствием прибли­зительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недоста­точно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые способны причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

Понятие “метод психологического исследования” может быть употреблено и в значении специаль­ной методики решения конкретной научной пси­хологической проблемы. В этих конкретных ме­тодиках, разумеется, реализуются методологиче­ские принципы и проявляются общие не только для данной проблемы, но и для многих других способы познания. Однако специфика конкретных методик определяется прежде всего ха­рактером той научной задачи, которая решается с их помощью. Арсенал конкретных психологических методик, используемых современной психологией, чрезвычайно велик. Формы, которые они принимают, также весьма разнообразны и определяются своеобразием области психологии и проблемы, которая потре­бовала данного приема изучения, т. е. конкретной методики.

Вместе с тем можно выделить некоторые общие черты, свой­ственные большинству конкретных психологических методик. Покажем это на примере исследования, задачей которого яви­лось изучение возрастных различий устойчивости внимания нор­мальных и умственно отсталых детей (олигофренов).

Исследование распадается, как правило, на четыре этапа. Первый этап-подготовительный. В ходе его различными средствами изучают материал, собирают предварительные све­дения (используют наблюдение во время учебных занятий и трудовой деятельности, в быту, в ходе преднамеренно органи­зованных бесед, иногда применяют анкету со специально подоб­ранными вопросами, выявляют биографические данные, соби­рают анамнез, т. е. описывают условия, предшествующие воз­никновению исследуемого факта, и т. п.).

В рассматриваемом исследовании наблюдали устойчивость внимания (т. е. выполнение заданного действия без явных ошибок и отвлечении) у нормальных детей и детей с врожденными недостатками в работе мозга, обучавшихся во вспомогательных школах. Эти наблюдения производились в различной обстановке и сопровождались сбором дополнительных сведений. Как правило, в результате подготовительного этапа исследователь начинает ориентироваться в материале, устанавливает необходимые контакты с испы­туемым, а главное, у экспериментатора начинает складываться гипотеза о сущности изучаемых психологических фактов, которая должна быть прове­рена и подтверждена в ходе дальнейшего изучения. В данном исследовании такой гипотезой явилось предположение о том, что устойчивость внимания у нормальных детей и умственно отсталых детей различается не столько коли­чественно, сколько качественно.

Второй этап - собственно экспериментальный - реализует конкретную методику исследования и, в свою очередь, распада­ется на ряд последовательно включаемых звеньев - экспери­ментальных серий.

В рассматриваемом исследовании такой методикой являлась так назы­ваемая корректурная проба - испытуемые должны были на типографски от­печатанной странице, состоящей из хаотического набора букв, просматривать строчку за строчкой, вычеркивая буквы “с” и “в”. При этом применялся поминутный контроль - каждую минуту подавался сигнал и испытуемый должен был ставить галочку над той буквой, которую он в эту секунду про­сматривал. Таким образом, можно было точно регистрировать количество строк и букв, просматриваемых за минуту, а также количество сделанных ошибок. Такова была первая серия, в ходе которой выяснилось, что олигофрены хотя и отстают от нормальных детей в количестве просмотренных строк и делают больше ошибок, однако эти различия не являются столь уж существенными. Вторая серия заключалась в том, что при сохранении той же инструкции (вычеркивать “с” и “в”) все испытуемые получили осмысленный текст - небольшой рассказ. При этом выяснилось, что нормальные школьни­ки (пятиклассники) делают больше ошибок, чем олигофрены. Этот, казалось бы, парадоксальный факт объясняется следующим образом: нормальные дети не могли удержаться от того, чтобы не прочитать текст, и, отвлекаясь, дела­ли ошибки, а олигофрены таким “соблазнам” не были подвержены. За вто­рой следовали третья, четвертая, пятая серии, в результате которых были получены новые данные.

Третий этап исследования - количественная обработка дан­ных исследования. Он предполагает применение математическо­го аппарата психологии-использование различных статисти­ческих приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверно­сти получаемых выводов, подтверждающих первоначально вы­двинутую гипотезу.

Четвертый этап исследования - интерпретация полученных данных, их истолкование на основе психологической теории, окончательное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Таким образом, использование данной конкретной методики, именуемой корректурной пробой, включает в себя многие ха­рактерные черты объективного психологического исследования, о принципиальном методологическом обосновании которого было сказано выше. Наблюдение, анализ продуктов деятельности, бе­седы, выяснение анамнестических данных, эксперимент, мате­матическая обработка результатов его, выводы и их интерпре­тация - все это органически включается в ход исследования.

Научное решение психологических проблем предполагает умение в случае необходимости применять соответствующую конкретную психологическую методику (ряд таких методик будет рассмотрен в ходе изложения основных разделов курса общей психологии). Широкое использование объективных мето­дов психологического изучения, применение разнообразных конкретных методик обеспечивает высокий уровень исследова­ний в современной психологии.

Группа методов объективной психологии востребована более всего при организации психологических исследований. Основными методами группы по праву признаны наблюдение и эксперимент. К вспомогательным научно-исследовательским методам относятся: тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования и статистический анализ.

Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Наблюдение - это самостоятельный метод, но чаще всего он используется в сочетании с каким-либо другим. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Сущность наблюдения состоит в том, чтобы замечать все мелочи, следить за осуществлением определенной деятельности, развитием ситуации, систематизировать и группировать факты.

В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому предмету различают включенное и не включенное наблюдение.

Включенное наблюдение - это восприятие какого-либо явления изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. Не включенное наблюдение - наблюдение со стороны.

Различают также поисковое и стандартизированное наблюдение. В поисковом наблюдении задача заключается в том, чтобы обнаружить, выделить, однозначно описать признаки наблюдения. После выделения признаков производится их анализ. В стандартизированном наблюдении набор признаков уже задан в инструкции.

Например, вы наблюдаете за школьной тревожностью. Каковы ее очевидные признаки? Один из самых ярких признаков - обыкновенная дрожь. В состоянии тревожного возбуждения дрожат не только руки, но и мышцы голосовых связок, что придает голосу характерную неровную интонацию. Другим признаком тревожности является покраснение или побледнение лица (так называемая сосудистая, или вазомоторная, реакция). У человека, который волнуется, часто бывают запинки в речи: синтаксический и интонационный сбой в произнесении фразы или оговорка.

Обозначим весомость каждого признака. Так, условимся, что за выраженную дрожь будем начислять 3 очка, за выраженную вазомотори-ку (взм) - 2 очка, а за единичную речевую запинку (зпк) - 1 очко. Тогда фрагмент типичного протокола наблюдения будет иметь следующий вид:

Таким образом, на данном отрезке наблюдения Петров получил 7 очков по шкале "экзаменационной тревожности", а Сидоров - 6 очков. 46

Часто на практике, исходя из ложного представления, что наблюдение - это самый простой метод, наблюдатели прибегают к стихийному и неорганизованному наблюдению под девизом "Надо присмотреться, может, что-нибудь увидим". Такое неорганизованное наблюдение ненаучно. При правильном, научном подходе к наблюдению оно характеризуется рядом признаков, которые делают его эффективным:

  • 1. Наличие цели и предмета наблюдения. Мы должны ответить себе на вопрос, за чем наблюдаем и с какой целью.
  • 2. Наличие процедурной схемы наблюдения, одинаковой для всех объектов наблюдения. Целесообразно планировать за один сеанс наблюдать не более чем за семью объектами одновременно.
  • 3. Наличие признаков наблюдения.

Один из основных недостатков наблюдения - субъективность восприятия того, кто организует наблюдение. Как избежать субъективности в наблюдении? Для этого наблюдение ведут обычно не менее двух независимых наблюдателей. При этом либо все наблюдатели одновременно производят "живое" наблюдение, либо просматривают видеозаписи. Ошибки вследствие колебания внимания, неправильного толкования инструкции по какому-либо признаку, допущенные одним экспертом, будут исправлены при согласовании с результатами других экспертов.

Эксперимент (от лат. - проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Современная наука использует разнообразные виды экспериментов. Среди огромного количества экспериментов различного типа можно выделить два наиболее известных и распространенных: естественный (полевой) и лабораторный эксперименты.

Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизнедеятельности людей. Люди, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью лабораторных экспериментов является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека. Другими словами: моделирует ли экспериментальная ситуация реальную жизнь человека? Этот вопрос всегда остается открытым.

Планирование и организация эксперимента.

Планирование и организация эксперимента оказывают решающее влияние на качество полученных результатов. План эксперимента - это проект, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других.

При планировании и проведении эксперимента сопоставляются два или более факторов или переменных. Условие (фактор), изменяемое и контролируемое исследователем, называется независимой переменной. Условие, изменение которого изучается (наблюдается) в связи с изменениями независимой переменной, называется зависимой переменной.

Для нормального хода эксперимента, его чистоты и правильности результатов важно выявить независимые и зависимые переменные и исключить влияние любых иных факторов. Большая часть психологических экспериментов не может быть проведена в "стерильных" лабораторных условиях, поэтому в них не исключено присутствие неконтролируемых, случайных факторов. Необходимо также учитывать и искажения, которые могут возникать в ходе эксперимента из-за влияния самого экспериментатора.

Если экспериментальный план выполнен успешно и проведены соответствующие измерения, исследователь приступает к обработке полученных данных. Это предполагает представление результатов в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих интерпретировать собранные данные, анализировать и выявлять те или иные зависимости, делать выводы, разрабатывать рекомендации.

Таким образом, научный эксперимент предполагает восемь следующих этапов:

  • 1. Постановка цели и определение проблемы.
  • 2. Анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов, способных решить выделенную проблему.

З. Формулирование гипотезы.

  • 4. Планирование и организация эксперимента.
  • 5. Анализ и обобщение полученных результатов.
  • 6. Проверка исходной гипотезы на основе полученных результатов и окончательная формулировка новых фактов или взаимосвязей.
  • 7. Объяснение проблемы и прогнозирование ее дальнейшего развития.
  • 8. Составление отчета об исследовании.

Нельзя недооценивать ни одного из указанных выше этапов, начиная с постановки проблемы и кончая составлением отчета.

Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого. Различают разновидности опроса:

  • 1) анкетирование - совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов;
  • 2) интервью - устная беседа, очный опрос;
  • 3) беседа - обмен мнениями, разговор между психологом и респондентом.

Качество опроса в значительной степени зависит от того, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на поставленные вопросы. Нередки случаи, когда люди отказываются давать или намеренно искажают свою оценку тех или иных событий, затрудняются отвечать на вопросы о мотивах своего поведения.

Очень важно, как составлены вопросы. При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

  • 1. вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования;
  • 2. каждый вопрос должен быть логически отдельным;

З. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных;

  • 4. не следует задавать слишком длинные вопросы;
  • 5. следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме;
  • 6. вопрос не должен внушать ответ. Он должен формулироваться нейтрально;
  • 7. должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае можно внушить респонденту направленность ответов.

Для более компактного расположения вопросов в анкете их часто представляют в табличной форме, хотя работа с таблицами вызывает у некоторых людей затруднения.

Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности.

Интервью и беседа - более "психологичная" форма опроса, нежели анкетирование, так как в этом случае имеет место взаимодействие людей. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установке контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Тестирование - метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Длительное время к тестам в нашей стране относились критически. После постановления ЦК ВКПб "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" (1936 г.) тесты в СССР были запрещены. Тесты критиковались за их слабую теоретическую обоснованность, за игнорирование индивидуальных особенностей человека и т.п. В настоящее время признано, что критиковать следует отдельные тестовые методики, но не метод теста как таковой.

Разработка научно обоснованного теста - дело трудоемкое и длительное. Использование тестов в практической работе требует специальной подготовки. Непрофессиональное использование тестов может принести вред личности из-за ложной интерпретации его данных.

Метод анализа результатов деятельности, или проективный метод

Основан на символическом переносе содержания внутреннего мира на внешний мир.

В рисунках, в почерке, в поделках из пластилина, в играх с игрушками, в выборе одежды, предметов интерьера и т.д. человек как бы проигрывает те впечатления, которые он получает в жизни. Особенно необходима подобная деятельность для дошкольников. Если какие-то сильные впечатления не проиграны, не нарисованы, т.е. не отреагированы, а подавлены, вытеснены в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую систему страхов и тревог, в источник внутреннего конфликта.

Использование проективных методов предполагает серьезную психологическую подготовку. Для того чтобы сделать обоснованные выводы об эмоциональном состоянии человека и его личностных особенностях на основе анализа рисунков, особенностей почерка, необходим высокий профессионализм специалиста.

Методы математической статистики.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых знаний. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных.

Математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенном этапе эксперимента. Данные методы становятся необходимыми, когда в эксперименте исследователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, предполагающих вовлечение в исследование большого массива эмпирических данных.

Ряд формальных характеристик имеет количественную определенность. Однако большинство психологических явлений, процессов, свойств такой количественной определенности не имеют. Часто исследователю важно определить не только их наличие или отсутствие, но интенсивность проявления. Для этого исследователь специально приписывает количественные показатели качественным признакам. Такая процедура носит название классификации, или измерения.

Инструментом измерения выступает шкала, которая должна упорядочить данные. С помощью заранее разработанных шкал могут быть измерены все, даже самые сложные психологические явления.

Психологи традиционно используют такие методы математического анализа, как простые и комбинационные группировки, расчет средних величин, регрессионный, корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализ. Можно смело сказать, что современная психология не может обойтись без методик, разработанных в математике и статистике.

Итак, современная психология использует широкий арсенал методов. Важно при выборе конкретного метода определить приоритетность исследуемого вопроса. Методы сами по себе не хороши, не плохи, однако они могут быть более или менее полезными при ответе на поставленные вопросы. Метод или комбинация используемых методов должны быть отобраны так, чтобы проверять достоверность гипотезы, теории для конкретной ситуации. Исследователь должен располагать точными сведениями о переменных и исследуемых фактах, их группировке, выбрать метод исследования и владеть им, изучить возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.

Таблица 1.

Нам важно знать целый спектр специальных психологических методов. Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Наша задача в данном уроке состоит в том, чтобы рассмотреть основные методы изучения психологии и их классификацию, дать им характеристику и привести действенные советы и рекомендации, чтобы каждый читатель мог воспользоваться ими в повседневной жизни.

Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. На основе только одного какого-то метода может быть создано несколько методик. Неоспоримым фактом является и то, что у психологической науки нет какого-то однозначного комплекса методов исследования.

В этом уроке мы разделили методы психологии на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

Практическая (или прикладная) психология направлена на работу с конкретными людьми, и ее методы позволяют проводить психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта.

Часть первая. Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

Существует несколько видов наблюдения:

  • Полевое - в обычной жизни;
  • Лабораторное - в особых условиях;
  • Опосредованное;
  • Непосредственное;
  • Включенное;
  • Невключенное;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Сплошное;
  • Выборочное;
  • Систематическое;
  • Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  • Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  • Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  • Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

    Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения - это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

  • Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
  • Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
  • Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

    То есть объект наблюдения - это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

    Как проводится наблюдение?

    Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

    • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
    • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
    • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

    Наблюдение состоит из нескольких этапов:

    1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
    2. Определение способа наблюдения;
    3. Выбор способа регистрации данных;
    4. Создание плана;
    5. Выбор способа обработки результатов;
    6. Наблюдение;
    7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

    Следует определиться и со средствами наблюдения - оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

    • Наблюдатель не влияет на процесс;
    • Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

    Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

    • Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
    • Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
    • Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
    • Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

    Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

    ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

    Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное - это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

    Психологический эксперимент

    Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом.

    Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

    • Лабораторный - когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;
    • Естественный - проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;
    • Психолого-педагогический - когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;
    • Пилотажный - пробный эксперимент, проводимый перед основным.

    Есть и эксперименты по уровню осознанности:

    • Явный - испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;
    • Скрытый - испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;
    • Комбинированный - испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

    Организация процесса эксперимента

    Исследователь должен поставить чёткую задачу - для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

    Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

    • Объективность полученных данных;
    • Надёжность полученных данных;
    • Валидность полученных данных.

    Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы.

    • Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;
    • Возможность повторного проведения;
    • Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

    Минусы (по мнению некоторых специалистов):

    • Психика сложна для исследования;
    • Психика непостоянна и уникальна;
    • Психика обладает свойством спонтанности.

    По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

    Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

    ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

    Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение - это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики.

    Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

    Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

    • Ведение личных записей (дневника);
    • Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;
    • Повышение самооценки;
    • Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

    Применение самонаблюдения в жизни - это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

    ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

    Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

    Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование относится к разделу психодиагностики и занимается изучением психологических качеств и свойств личности через применение психологических тестов. Этот метод часто применяется в консультировании, психотерапии, а также работодателями при приёме на работу. Психологические тесты нужны, когда требуется узнать о личности человека более подробно, чего нельзя сделать при помощи беседы или опроса.

    Основными характеристиками психологических тестов являются:

    • Валидность - соответствие полученных из теста данных той характеристике, для которой тест проводится;
    • Надёжность - соответствие полученных результатов при повторном тестировании;
    • Достоверность - свойство теста давать истинные результаты, даже при намеренных или непреднамеренных попытках их искажения испытуемыми;
    • Репрезентативность - соответствие нормам.

    По-настоящему эффективный тест создаётся путём проб и модификаций (изменение количества вопросов, их состава и формулировок). Тест должен пройти многоступенчатую процедуру проверки и адаптации. Действенный психологический тест - это стандартизированная проверка, на основе результатов которой становится возможным произвести оценку психофизиологических и личностных характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

    Существуют различные виды тестов:

    • Тесты на профориентацию - для определения предрасположенности человека к какому-либо виду деятельности или соответствия должности;
    • Тесты личности - для изучения характера, потребностей, эмоций, способностей и других свойств личности;
    • Тесты интеллекта - для изучения степени развития интеллекта;
    • Вербальные тесты - для изучения умения человека описывать словами совершаемые действия;
    • Тесты достижений - для оценки уровня овладения знаниями и навыками.

    Есть и другие варианты тестов, направленных на изучение человека и особенностей его личности: цветовые тесты, лингвистические тесты, опросники, анализ почерка, психометрия, детектор лжи, различные методы диагностирования и др.

    Психологические тесты очень удобно использовать в обычной жизни для того, чтобы лучше узнать себя или людей, к которым вы неравнодушны.

    ПРИМЕР: Надоело зарабатывать деньги тем способом, который не приносит ни морального, ни психологического, ни эмоционального удовлетворения. Мечтаете о том, чтобы наконец уволиться и заняться чем-то другим. Но вот чем - не знаете. Найдите несколько тестов на профессиональную ориентацию и сами себя протестируйте. Вполне возможно, что вы узнаете о себе какие-то вещи, о которых раньше даже понятия не имели. Результаты таких тестов могут помочь вам раскрыть новые грани вас самих и будут способствовать пониманию того, чем бы вам хотелось заниматься на самом деле, и к чему у вас есть склонности. А зная всё это, гораздо проще найти себе занятие по душе. К тому же, это ещё хорошо и тем, что человек, занимаясь любимым делом и получая от него удовольствие, становится более счастливым и удовлетворённым по жизни и, ко всему прочему, начинает больше зарабатывать.

    Психологическое тестирование способствует более глубокому пониманию себя, своих потребностей и способностей, а также нередко указывает направление для дальнейшего личностного развития.

    Биографический метод

    Биографический метод в психологии - это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

    Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

    ПРИМЕР: Вы руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

    Использование биографического метода - это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

    Опрос

    Опрос - вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос - это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

    Опросы разделяют на:

    • Стандартизированные - строгие и дающие общее представление о проблеме;
    • Нестандартизированные - менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

    В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

    Виды опросов:

    • Письменный позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
    • Устный - позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
    • Анкетирование - предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
    • Личностные тесты - для определения психических особенностей личности;
    • Интервью - личная беседа (относится и к методу беседы).

    При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

    • Отдельность и лаконичность;
    • Исключение специфических терминов;
    • Краткость;
    • Конкретность;
    • Без подсказок;
    • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
    • Вопросы не должны отталкивать;
    • Вопросы не должны что-либо внушать.

    В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

    • Открытые - предлагающие ответы в свободной форме;
    • Закрытые - предлагающие заготовленные ответы;
    • Субъективные - об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
    • Проективные - о третьем лице (без указания на респондента).

    Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

    ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

    Опросы и анкетирования - это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

    Беседа

    Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

    Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком - объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

    • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
    • Установить контакт с исследуемым человеком;
    • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
    • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
    • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
    • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
    • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
    • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
    • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

    Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

    ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности - поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо - с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

    Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

    Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

    Часть вторая. Методы практической психологии

    Методы практической психологии включают в себя методы областей образующих общую психологическую науку: психотерапии, консультирования и педагогики. Основными практическими методами являются внушение и подкрепление, а также методы консультативной и психотерапевтической работы. Поговорим немного о каждом из них.

    Внушение

    Внушением является процесс вставления в исследуемого человека определённых формул, установок, позиций или взглядов вне его сознательного контроля. Внушение может быть прямым или косвенным коммуникативным (словесным или эмоциональным). Задачей этого метода является формирование требуемого состояния или точки зрения. Средство внушения особой роли не играет. Главная задача - осуществить его. Именно поэтому при внушении широко применяются эмоциональные запечатления, запутывания, отвлечения внимания, интонации, замечания и даже отключение у человека сознательного контроля (гипноз, алкоголь, наркотики).

    От других обращений (просьбы, угрозы, наставления, требования и т.п.), которые также являются методами психологического воздействия, внушение отличается непроизвольностью и автоматизмом реакций, а также тем, что не подразумевают волевых усилий, совершаемых сознательно. В процессе внушения всё происходит само собой. Внушения оказывают воздействие на каждого человека, но в разной степени.

    Существует несколько видов внушений:

    • Прямое - воздействие с помощью слов (приказы, команды, наставления);
    • Косвенное - скрытое (промежуточные действия, раздражители);
    • Намеренное;
    • Ненамеренное;
    • Положительное;
    • Отрицательное.

    Есть и разные приёмы внушения:

    • Приёмы прямого внушения - совет, команда, наставление, приказ;
    • Приёмы косвенного внушения - осуждение, одобрение, намёк;
    • Приёмы скрытого внушения - предоставление всех вариантов, иллюзия выбора, трюизм.

    Первоначально внушение бессознательно использовали люди, навыки общения которых развились до высокого уровня. Сегодня же внушение играет огромную роль в психо- и гипнотерапии. Очень часто этот метод используется при гипнозе или в других случаях, когда человек находится в состоянии транса. Внушения являются частью человеческой жизни с самого детства, т.к. применяются в процессе воспитания, в рекламе, политике, взаимоотношениях и т.д.

    ПРИМЕР: Широко известен пример внушения, называемый эффектом «плацебо» явление улучшения состояния больного при приёме лекарства, которое, по его мнению, обладает определёнными свойствами, когда на самом деле это пустышка. Вы можете применить данный метод на практике. Если, к примеру, у кого-то из ваших близких вдруг разболелась голова, дайте ему простую пустую капсулу под видом средства от головной боли - через некоторое время «лекарство» подействует и головная боль прекратится. Это и есть .

    Подкрепление

    Подкреплением является мгновенная реакция (позитивная или негативная) исследователя (или окружающей среды) на действия исследуемого. Реакция должна на самом деле быть мгновенной, чтобы испытуемый сразу же имел возможность связать её со своим действием. Если реакция позитивная, то это знак того, что следует и в дальнейшем поступать или действовать подобным образом. Если реакция негативная, то наоборот.

    Подкрепление может быть следующих видов:

    • Положительное - закрепляется правильное поведение/действие;
    • Негативное - предотвращается неправильное поведение/действие;
    • Осознанное;
    • Неосознанное;
    • Стихийное - происходит случайно (ожог, удар током и т.п.);
    • Намеренное - сознательное действие (воспитание, дрессировка);
    • Разовое;
    • Систематическое;
    • Прямое;
    • Косвенное;
    • Базовое;
    • Вторичное;
    • Полное;
    • Частичное.

    Подкрепление огромная часть жизни человека. Оно, как и внушение, присутствует в ней с самого детства в процессе воспитания и получения жизненного опыта.

    ПРИМЕР: Примеры подкрепления вокруг нас на каждом шагу: если вы опустите руку в кипяток или попытаетесь коснуться огня, то непременно обожжётесь - это негативное стихийное подкрепление. Собака, выполняя какую-то команду, получает лакомство и с удовольствием повторяет это - положительное намеренное подкрепление. Ребёнка, получившего двойку в школе, дома накажут, и он постарается больше двоек не приносить, т.к., если принесёт, то снова будет наказан - разовое/систематическое негативное подкрепление. Культурист знает, что только регулярные тренировки дадут результат - систематическое положительное подкрепление.

    Психологическая консультация

    Психологическая консультация - это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, ориентирующая его в сложившейся жизненной ситуации. Она подразумевает под собой быстрое начало работы, т.к. в какой-то особой подготовке клиент не нуждается и специалист вместе с ним может разобраться в обстоятельствах и наметить шаги по достижению желаемого результата.

    Основными проблемами, по поводу решения которых люди обращаются за консультацией к психологу, являются:

    • Отношения - ревность, неверность, трудности в общении, воспитание детей;
    • Индивидуальные проблемы - здоровье, невезучесть, самоорганизация;
    • Работа - увольнение, нетерпимость к критике, низкий уровень заработной платы.

    Психологическая консультация состоит из нескольких этапов:

    • Контакт;
    • Запрос;
    • План;
    • Настройка на работу;
    • Реализация;
    • Домашние задания;
    • Завершение.

    Метод психологической консультации, как и любой другой метод психологии, состоит из совокупности, как теоретических, так и практических методов исследования. На сегодняшний день существуют различные вариации и виды консультаций. Обращение к психологу за помощью может стать решением многих жизненных проблем и выходом из сложных ситуаций.

    ПРИМЕР: Толчком для того, чтобы прибегнуть к психологической консультации, может послужить абсолютно любая жизненная ситуация, с решением которой человек не может справиться самостоятельно. Это и возникновение проблем на работе, и неурядицы в семейных отношениях, депрессия, потеря интереса к жизни, неспособность избавиться от вредных привычек, дисгармония, борьба с самим собой и множество других причин. Поэтому, если вы чувствуете, что вас на протяжении продолжительного периода времени одолевают и беспокоят какие-то навязчивые мысли или состояния и вы понимаете, что не можете справиться с этим в одиночку, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, то без тени сомнения и стеснения обращайтесь за помощью к специалисту. Сегодня существует огромное количество кабинетов, клиник и центров психологической помощи, где свои услуги предоставляют опытные высококвалифицированные психологи.

    На этом можно закончить рассмотрение классификации основных методов психологии. К остальным (вспомогательным) методам можно отнести: метод экспериментально-психологических проб, метод объяснения и обучения, тренинги, коучинги, деловые и ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения и состояния, метод преобразования жизненного и рабочего пространства и множество других.

    Любой психический процесс должен рассматриваться психологической наукой таким, каким он является в действительности. А это предполагает его изучение в тесной взаимосвязи с окружающим миром и внешними условиями, в которых живёт человек, ведь именно они получают отражение в его психике. Как окружающая нас реальность находится в постоянном движении и изменении, так и отражение её в психике человека не может быть неизменным. Чтобы научиться более глубоко понимать особенности внутреннего мира человека, да и суть вещей вообще, следует прийти и к осознанию того факта, что одной из основ этого понимания является именно психология человека.

    Сейчас в свободном доступе имеется неисчисляемое количество материалов для изучения психологической науки и её особенностей. Для того, чтобы вы не потерялись во всём этом многообразии и знали, с чего стоит начать изучение, мы предлагаем вам ознакомиться с трудами таких авторов, как А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. В. Петровский, Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер, Б. Г. Ананьев, Н.А. Логинова. А прямо сейчас можете посмотреть интересное видео на тему методов психологии:

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Субъективный метод.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Субъективный метод.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название "интроспекция" (от лат. introspectare - гляжу внутрь, всматриваюсь).

Метод интроспекции, начиная от трудов Р.Декарта (1596 - 1650) и Дж. Локка (1632 - 1704) и до В.Вундта (1832 - 1920), был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств.

Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции (первоосновы).

Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а такжде постановку вопросов о происхождении психики и её механизмов.

Родоначальник позитивизма О. Конт (1798 - 1857), обосновывая необходимость объективного метода в науке, выступал против метафизических теорий, обясняющих наблюдаемые факты душевной жизни действием особых субстаниций. Он считал, что внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимаются.

В конце ХIХ начале ХХ века в рамках интроспективной психологии было выдвинуто несколько теорий психологии сознания. К ним относятся˸

Субъективный метод. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Субъективный метод." 2015, 2017-2018.

  • - Субъективный метод.

    Опрос– вначале выясняют: · Фамилию, имя, отчество, возраст больного. · Давность заболевания. · При каких обстоятельствах и как развивалась болезнь. · Жалобы больного: Боли: При наличии болей выявляют характер, локализацию и распространение болей. Боль при... .


  • - Субъективный метод

    Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare - гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта тлДж. Локка (1632-1704) и до В. Вундта (1832-1920), был... .


  • - Субъективный метод социологии

    Уделяя особое внимание такому субъекту социального процесса как личность, по существу все представители рассматриваемого направления считали субъективный метод ведущим в понимании этого процесса. В полемике с С.Н.Южаковым П.Л.Лавров так разъясняет особенности...

  • Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:

    • наблюдение (сплошное, выборочное);
    • эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
    • тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);
    • анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);
    • опрос (анкетирование, беседа, интервью);
    • математическое моделирование и статистический анализ.

    Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

    Эксперимент – один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента :

    1. в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
    2. экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
    3. в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
    4. эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

    Выделяют три вида эксперимента : лабораторный, естественный и формирующий.

    Лабораторный эксперимент проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.

    Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.

    Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.

    Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.

    Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.

    Опрос используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д. При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

    Математический метод используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.