Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система. Система налогового права. Правовые институты Общей и Особенной частей Общая часть налогового права включает

Источники (формы) налогового права - это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

К источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права.

Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и (или) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов Российской Федерации по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.

Система источников налогового права выглядит следующим образом :
1) Конституция РФ;
2) специальное налоговое законодательство, которое включает:

  • федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах);
  • региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);
  • нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

3) общее налоговое законодательство;
4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

  • акты органов общей компетенции;
  • акты органов специальной компетенции;

5) решения Конституционного Суда РФ;
6) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция . Источниками налогового права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

Так, действующая Конституция России устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Другими словами, данная норма Конституции подчеркивает законность установления налоговых платежей и их всеобщность. Кроме того, в Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика.

Специальное налоговое законодательство . Статья 1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации:

  1. НК РФ (кодифицированный акт высшей юридической силы);
  2. федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом;
  3. законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
  4. нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Три последних уровня законодательных актов должны соответствовать НК РФ.

Налоговый кодекс РФ является основным законом в налоговом праве. Его первая часть введена в действие с 1 января 1999 г. Четыре главы (21, 22, 23, 24) части второй НК РФ действуют с 1 января 2001 г., гл. 25 и 26 вступили в силу с 1 января 2002 г. Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России закреплены в НК РФ. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. от 29 июля 2004 г.) часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999 г.

Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие второй части НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в ред. от 28 декабря 2004 г.) с 1 января 2001 г.

В части первой НК РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Часть вторая НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

К федеральным законам о налогах и сборах относятся:

  1. федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ;
  2. федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22 октября 1999 г.) на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п. 4 ст. 1 НК РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных НК РФ. Как следует из п. 4 ст. 1 НК РФ, законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками :

  1. состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);
  2. принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодательным собранием и т.п.);
  3. принимается в соответствии с НК РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления издаются в соответствии со ст. 8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положениями Федеральных законов от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 8 октября 2003 г.) и от 25 декабря 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2004 г.), а также на основании п. 5 ст. 1 НК РФ, говорящей о том, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ, и что их также следует применять с учетом принципов налогового федерализма.

Общее налоговое законодательство . Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия "законодательство о налогах и сборах" и содержащие нормы налогового права.

Нормы, так или иначе регулирующие общественные отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в других не являющихся таковыми законах, содержащих нормы финансового права. Так, например, в ст. 54 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О Федеральном бюджете на 1997 год" (в настоящее время не действует) было указано, что впредь, до внесения соответствующих изменений в Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (прекратил действие), устанавливаются новые ставки налога на пользователей автомобильных дорог и некоторые другие элементы этих платежей. И хотя вопросы взимания налогов вообще и налогов в дорожные фонды, в частности, бюджетным правом не регулируются, данная норма в 1997 г. действовала.

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Подзаконные правовые акты в налоговой сфере можно определить как акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона и содержащий нормы налогового права.

Акты органов общей компетенции :
1) указы Президента РФ , которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.

Данные акты могут вносить существенную корректировку в налоговое законодательство государства.

Полномочия Президента в сфере нормотворчества до сих пор четко не определены, и поэтому здесь необходимо руководствоваться п. 3 ст. 75 Конституции РФ, где указано, что система федеральных налогов и общие принципы налогообложения устанавливаются только федеральными законами. Президент России уполномочен принимать нормативные акты по налогообложению только в двух случаях: при наличии пробела в законодательном регулировании определенных отношений или в случае, если такие полномочия даются тем или иным федеральным законом;
2) постановления Правительства РФ , которые принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
Нормативные акты Правительства РФ в системе налогового законодательства представлены не так широко и в основном потому, что нормотворчество Правительства РФ распространяется в первую очередь на регулирование вопросов взимания налоговых платежей, а в сфере налогообложения полномочия Правительства РФ определяются федеральными налоговыми законами. Постановлением Правительства РФ, в частности, устанавливаются ставки таможенных пошлин, состав затрат по производству и реализации продукции и др.;
3) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ).

На региональном уровне принимаются законы налогового характера, издание которых входит в компетенцию субъектов Федерации.

В состав системы налогового законодательства входят также нормативные акты о разграничении предметов ведения и полномочий в области налогового нормотворчества между органами государственной власти субъектов Федерации и (или) органами государственной власти самой Федерации, примером которых может служить такой договор между органами государственной власти Свердловской и Иркутской областей. Данный договор был заключен по поводу слияния двух крупных алюминиевых компаний, где указано, что налоги уплачиваются так, будто слияния не произошло, хотя регистрация компании-преемника производится в Екатеринбурге;

4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично п. 3).

Акты органов специальной компетенции . К этой группе источников налогового права относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Вышеуказанные ведомственные нормативные акты можно разделить на:

  1. инструкции Государственной налоговой службы РФ (теперь - Министерства РФ по налогам и сборам);
  2. инструкции Министерства финансов РФ;
  3. совместные инструкции этих двух ведомств.

Кроме нормативных актов двух названных министерств к этому же звену можно отнести и акты других федеральных министерств и ведомств по вопросам налогообложения, содержащие налоговые нормы и издающиеся только по согласованию с Министерством РФ по налогам и сборам и (или) Министерством финансов РФ.

Однако нормативные акты этих ведомств не могут устанавливать, изменять или прекращать права и обязанности налогоплательщиков. Их назначение состоит в том, чтобы регламентировать способы практической деятельности органов исполнительной власти.

Согласно части первой НК РФ нормотворческое право органов специальной компетенции существенно ограничено и возможно лишь при соблюдении нескольких условий :
1) нормативные акты издаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Например, в НК РФ или в федеральном налоговом законе должно быть прямо предусмотрено право органов исполнительной власти регулировать тот или иной вопрос, связанный с налогообложением. Так, в соответствии с частью первой НК РФ налоговые органы исполнительной власти вправе издавать подзаконные акты и регулировать следующие вопросы:

  • порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, утверждаемый Минфином России;
  • порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, определяемый Минфином России;
  • устанавливать форму заявления о постановке на учет и форму свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе;
  • устанавливать форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
  • другие сведения.

Издание указанными органами нормативных актов "по собственной инициативе" не допускается;
2) данные акты не должны изменять или дополнять существующее законодательство о налогах и сборах.

Решения Конституционного Суда РФ . К числу источников налогового права следует отнести постановления и определения Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ). Эти документы имеют чрезвычайно важное значение для становления и укрепления налоговой законности в России, обеспечения надежной защиты имущественных прав налогоплательщиков, законных интересов государства.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ.

Решение, принятое как на пленарном заседании, так и на заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого из вопросов называется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, называются определениями.

В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации . В соответствии с общим конституционным принципом российского права о приоритете норм международного права и международных договоров Российской Федерации в международном договоре могут быть установлены: общие принципы взаимодействия договаривающихся сторон в сфере налогообложения; соглашения, направленные на избежание двойного налогообложения; общие налоговые соглашения, которые охватывают все вопросы налогообложения; ограниченные налоговые соглашения, охватывающие лишь отдельные вопросы в налоговой сфере; соглашения, в которых наряду с другими вопросами рассматриваются налоговые вопросы; налоговые соглашения, касающиеся индивидуальных лиц и хозяйствующих организаций.

НК РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

К числу международно-правовых источников налогового права следует отнести :

  1. общеполитические многосторонние акты, в которых содержатся общие принципы налогообложения;
  2. двухсторонние или многосторонние политические договоры, содержащие правовые нормы о налогообложении;
  3. собственно налоговые соглашения и конвенции;
  4. договоры, соглашения и конвенции, заключенные СССР с другими странами, не утратившие юридическую силу.

Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную .

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, состоит из 7 разделов, 20 глав и 142 статей.

Раздел I. Общие положения (состоит из 2 глав и 18 статей).

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях (состоит из 2 глав и 11 статей).

Раздел III. Налоговые органы. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов налоговой полиции и их должностных лиц (состоит из 2 глав и 8 статей).

Раздел VI. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (состоит из 6 глав и 42 статей).

Раздел V. Налоговая отчетность и налоговый контроль (состоит из 2 глав и 26 статей).

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (состоит из 4 глав и 31 статьи).

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (состоит из 2 глав и 6 статей).

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

Под термином «налоговое право» понимаются:

> отрасль законодательства;

> подотрасль науки финансового права;

> учебная дисциплина.

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

2.2. Предмет и метод налогового права

Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?

Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:

> по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

> возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;

> возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

> возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

> возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;

> возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права :

> имеют имущественный характер;

> направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

> обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Основные методы налогового права :

метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.

метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).

диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.

Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

2.3. Система налогового права

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты , как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

2.4. Налоговое право в системе российского права

Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведение налогового контроля и т. п., не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими – согласно ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.

Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. С другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Налоговое право является подотраслью финансо­вого права , но вместе с тем имеет свою систему. Ее построение обусловлено не только структурой зако­нодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налого­вого права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокуп­ность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимо­зависимая целостная система с определенным внут­ренним строением.

Система налогового права - это определенная внутренняя структура (строение, организация), ко­торая складывается из последовательно располо­женных и взаимосвязанных правовых норм, объе­диненных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регу­лирования.

Системе налогового права свойственны такие харак­терные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласован­ность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две крупные части - Общую и Особенную.

В Общую часть налогового права включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые фор­мы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, об­щие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятель­ность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса дру­гих субъектов, формы и методы налогового конт­роля, а также способы и порядок защиты прав на­логоплательщиков.

Институты Общей части налогового права со­держат те нормы права, действие которых распрост­раняется на все регулируемые этой подотраслью пра­воотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их ис­числения и уплаты, а также специальные налого­вые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выпол­нении соглашений о разделе продукции). Они содержатся в части 2 НК РФ, а также в законах, которые в настоящее время не подверглись кодификации.

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собст­венными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, ко­торая основана на существующих налоговых от­ношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.


3. Принципы налогового права (юридические принципы) - ϶ᴛᴏ основные исходные положения в системе финансово-правовых норм, развивающие конституционные начала и реализуемые в процессе установления налогов.

К ϶ᴛᴏй группе принципов налогового права ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие принципы.

1. Принцип публичной (общественной) цели взимания налогов означает, что налоговые доходы должны расходоваться государством только на общественные потребности (оборону, правосудие, социальные программы и т. д.). Этот принцип развивает конституционное положение (ст.7 Конституции РФ) о социальном государстве, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых людей и т. д., и тесно взаимосвязан с правилами, заложенными в основу бюджетного права.

2. Принцип приоритета фискальной направленности налогообложения. Согласно ϶ᴛᴏму принципу финансированию бюджета принадлежит главенствующее значение. Регулирование экономики - вторичная составляющая налогов. Именно налоги и сборы, а не другие принудительные платежи в виде санкций, будут источниками бюджета и носят постоянный характер.

3. Принцип абстрактности налоговых платежей. В большинстве ϲʙᴏем налоги не должны иметь целевой направленности, т. е. финансировать конкретные расходы. Такой подход дает возможность разрабатывать государственный бюджет более гибко, исходя из общественных приоритетов. Существование целевых налоговых платежей обусловлено положениями Конституции.

Принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства

В эту группу входят следующие принципы.

1. Принцип установления налогов и сборов законами - конституционный принцип (ст. 57, ч. 3 ст. 75). В п. 1 ст. 3 Налогового кодекса указано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие законы. Федеральные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоя-

щей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом.

2. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что внесение законопроектов о налогах должно пройти определенные, строго оговоренные в Конституции стадии (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов - общеотраслевой принцип, согласно кᴏᴛᴏᴩому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Во многих отраслях права, в т.ч. и в налоговом праве, обратная сила закона ограничивается (ст. 5 НК РФ).

4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами будет специальным и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Кодекса.

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и ϲʙᴏбод налогоплательщиков

1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков закреплен в ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ. Этот принцип означает, что нельзя устанавливать различные условия налогообложения в зависимости от таких критериев, как, например:

* форма собственности (в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);

* раса, пол, национальность, язык, имущественное и должностное положение, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства (все граждане равны перед законом и судом, при ϶ᴛᴏм государство гарантирует равенство прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина);

4. Функции налога – это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.

Роль налога выражается в его функциях, которые при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям:

1) фискальной;

2) регулятивной;

3) контрольной.

Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета (примерно 70–80 %).

Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления.

Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.

5. Источник налогового права- это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправление, содержащие нормы НП.

Система источников НП представлена:

Конституций;

Законодательством о налогах и сборах, которое включает в себе федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах;

Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие норма МП);

Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанными с налогообложением и сборами;

Решениями Конституционного Суда РФ;

Нормами международного права и международные договоры РФ.

Общее представление об источниках НП дают ст.2 и 7 НК.

Система налогового права - это объективно обусловленная внутренняя организация налогового права, которая представлена совокупностью норм налогового права, согласованные и сгруппированы в Институты налогового права.

Все нормы и институты налогового права образуют Общую и Особенную часть налогового права.

Общая часть налогового права включает нормы и институты налогового права, закрепляющие общие подходы к регулированию системы налогообложения, касающиеся всех видов налогов, других обязательных платежей налогового характера, всех норм и институтов Особенной части. Положения Общей части применяются к институтам Особенной части, однако уже в конкретном случае, обусловленном определенным обязательным платежом налогового характера.

К Общей части включены нормы, определяющие понятие налога и элементы правового механизма налога: закрепляют принципы, признаки и функции налогов; устанавливают полномочия органов власти в сфере налогообложения; определяют понятие, принципы и структуру налоговой системы; закрепляют основные права и обязанности сторон налоговых правоотношений; регулирующие вопросы осуществления налогового контроля и применения мер юридической ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

Особенная часть налогового права состоит из норм и институтов, которые конкретизируют налоговую систему в целом и определяют конкретные механизмы отдельных обязательных платежей налогового характера. Особенная часть содержит нормы, регламентирующие порядок взыскания налоговых платежей, круг плательщиков по каждому налогу, объекты налогообложения, порядок начисления и уплаты конкретного налога и тому подобное.

Существуют различные подходы к определению места налогового права в системе права Украины. Его рассматривают как сложный институт финансового права, подотрасль финансового права, а Иногда как самостоятельную отрасль права. Однако большинство ученых ограничивают предмет налогового регулирования пределами предмета финансового права.

Налоговое право как составная часть финансового права тесно связано с другими составляющими элементами последнего. Наиболее тесно налоговое право сближается с бюджетным правом, институтом финансового контроля. Связь с бюджетным правом прослеживается в содержании и структуре доходной части бюджетной классификации, тесно связанных со структурой системы налогообложения, в зависимости выполнения доходной части бюджетов всех уровней от реализации норм налогового права по взысканию налогов. Связь с Институтом финансового контроля проявляется через институт налогового контроля, который является видом финансового контроля и содержит нормы по регулированию контрольной деятельности налоговых органов.

Взаимодействует налоговое право также со всеми другими институтами финансового права, поскольку особенности механизма налогообложения характерны и для регулирования сферы банковской деятельности, страхования, рынка ценных бумаг и т.

За пределами системы финансового права налоговое право связано с Другими отраслями права, прежде всего с конституционным правом. Ведь конституционные нормы, закрепляющие принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, полномочия этих органов в сфере налогообложения, которые определяют общие принципы системы налогообложения, является основой для развития налогового законодательства и входят в состав налогового права.

Тесная связь налогового права с административным правом обуславливается тем, что меры административной ответственности применяются к нарушителям налогового законодательства. Кроме того, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность налоговых органов являются источниками административного права Украины, однако также включаются и в налоговый права, поскольку в них выражены правовые нормы, определяющие полномочия в области налогообложения.

Также связано налоговое право с гражданским, уголовным, международным, экологическим правом и другими отраслями права.

Совокупность налоговых норм во внешнем проявлении формируют источники налогового права. Итак, источники налогового права - это правовые формы внешнего выражения норм, составляющих налоговое право.

В науке налогового права источника последнего разделяют по нескольким принципам:

1) по властно-территориальному признаку:

Общегосударственные нормативные акты:

Республиканские (Автономная Республика Крым);

Местные нормативные акты.

2) по характеру правовых норм:

Нормативные-акты, содержащие правовые нормы общего характера, принятые компетентными органами в установленном порядке;

Ненормативные - акты, не содержащие правовых норм общего характера.

3) по особенностям правового регулирования и характером установки:

Обычай, санкционированный компетентными органами в установленном порядке (им в основном регулируются процессуальные стороны функционирования налоговых актов, пределы компетенции государственных органов в сфере налогообложения);

Прецедент, который получил широкое распространение в правовых системах англосаксонского типа, особенно при наличии пробелов в законодательстве (специфика здесь заключается в том, что право-застосовчий орган фактически является нормотворческой структурой);

Международные договоры (конвенции, соглашения), которые приобретают важное значение при урегулировании двойного налогообложения, других вопросов налогообложения (в Украине они имеют преимущество перед законами, принятыми Верховной Радой)

Правовая доктрина, присущая мусульманским странам. где она как один из важных источников шариата заполняет пробелы законодательства в соответствии с предписаниями мусульманской доктрины;

Нормативно-правовой акт-самое важное, а иногда единственный источник налогового права.

Источниками налогового права Украины являются нормативно-правовые акты, закрепляющие нормы налогового права, а также международные договоры Украины, касающиеся сферы регламентации налоговых правоотношений, и в совокупности составляют налоговое законодательство. Налоговое законодательство Украины характеризуется рядом особенностей:

1. Выступая формой реализации налогового права, содержит достаточно широкий круг нормативно-правовых актов, регулирующих сферу налогообложения.

2. В соответствии с частью 2 статьи 92 Конституции Украины система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины, а их основу нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, должны составлять именно законы.

3. Наряду с законами существует значительное количество подзаконных нормативно-правовых актов (указы, инструкции, разъяснения, приказы), регулирующие налоговые правоотношения.

4. Часть налогового законодательства Украины включается в бюджетный права, выделяет фискальные функции в налоговом регулировании, хотя налоги существенно влияют на деятельность субъектов хозяйствования, а налоговая система выполняет функцию структурирования экономики.

Термин "законодательство" широко используется в правовой системе в основном в значении совокупности законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу общественных отношений и являются источниками определенных отраслей права. Этот срок без определения его содержания использует и Конституция Украины (статьи 9,19,118, п. 12 Переходных положений). В законах зависимости от важности и специфики общественных отношений, регулируемых этот термин употребляется в разных значениях: в одних имеется в виду только законы; в других, прежде всего кодифицированных, к понятию "законодательство" включают как законы и другие акты Верховной Рады Украины, так и акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в некоторых случаях-нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти.

Частью национального законодательства Украины в соответствии со статьей 9 Конституции Украины также действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. К ним прежде всего относятся соглашения об избежании двойного налогообложения.

Основу же налогового законодательства должны составлять только законы и важнейшие подзаконные акты (в большинстве случаев - приравненные к законам, которыми являются Декреты Кабинета Министров Украины, принятые в конце 1992 - на начале 1993 лет).

К принципам налогового законодательства относятся:

Принцип сочетания интересов государства "органов местного самоуправления и налогоплательщиков;

Принцип установления налогов исключительно законами;

Приоритет налогового закона над неналоговым;

Защита от незаконного налогообложения налогоплательщиков;

Наличие всех элементов налогового механизма в налоговом законе.

Налоговые законы это нормативно-правовые акты законодательного органа власти, в которых закреплены нормы налогового права, регулирующих особую сферу общественных отношений - сферу налогообложения, и которые имеют высшее юридическое силу по Других нормативно-правовых актов.

Они составляют определенную систему:

1) общие нефинансовые законы - конституционные законы или законы, принадлежащих к другим отраслям права, содержащие налоговые нормы;

2) общие финансовые законы- это в основном бюджетные законы;

3) общие налоговые законы- законы, содержащие положения, регулирующие налоговую систему в целом. ее основы, главные характеристики налоговых рычагов;

4) специальные налоговые законы-законы, регулирующие отдельные группы или виды налогов.

При установлении налогов (других обязательных платежей налогового характера) путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов решается ряд вопросов, связанных с взиманием налогов:

Механизм взимания налогов (иных обязательных платежей налогового характера) не должен устанавливаться ничем иным, кроме законов о налогообложении;

Изменения относительно механизма взимания налогов (иных обязательных платежей налогового характера) должны вноситься не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года;

Любой закон о налогообложении должен соответствовать принципам, закрепленными в Законе Украины "О системе налогообложения" от 25 июня 1991 года;

Любой налог (другой обязательный платежей налогового характера) должен справляться в порядке, определенном законом;

Механизм взимания налогов (других обязательных платежей налогового характера) не должен устанавливаться законом о Государственном бюджете.