Почему «переработка по высоте» (лошадь преодолевает барьер с большим запасом) – это плохо. Что такое конкур: общее описание Лошадь прыгает через барьер как называется

Преодоление препятствий

Конкур, или преодоление препятствий в конном спорте - тема, которую невозможно раскрыть в одном занятии. Из имеющейся литературы на русском языке, автор считает возможным предложить интересующимся лишь одну переводную книгу Д.М. Диллон "Прыжки в конном спорте", М., ФИС, 1971., состоящую главным образом из фотографий.

В конных походах, при полевой езде всадники часто сталкиваются с необходимостью преодолевать те или иные препятствия. При коллективной езде сменой (группой) возможность преодоления препятствий в значительной степени определяется его сложностью и опытом тренера (головного), нежели умением членов группы, поскольку опытная лошадь в трудной ситуации вывезет сама. Канавы, броды, мосты, бревна, калитки, узкие проходы, крутые подъемы и спуски - разные виды препятствий требуют разной техники преодоления. Так, например, посадка спортсмена при прохождении "мертвых" (прочно закрепленных) препятствий на дистанции кросса значительно отличается от посадки при прыжках на конкурном поле через препятствия, падающие при задеваниях. Основная задача всадника при преодолении любых препятствий - сохранить равновесие системы человек - лошадь, то есть не помешать ей своими действиями, сохраняя управление.

При прыжке лошадь, резко оттолкнувшись, как бы вылетает из-под всадника, который должен за мгновение до отталкивания подать корпус вперед (Рис.24). Во время полета лошадь вытягивает шею, чем выше и дальше прыжок - тем сильнее.

Рис.24 Положение всадника при отталкивании лошади

Всадник должен соответственно подавать руки вперед, сохраняя контакт со ртом лошади, но не затягивая повод. Для новичка лучшим выходом из положения будет привстать в стременах и ухватиться вместе с поводом за гриву. Тем самым Вы получите дополнительную точку опоры - шею, сможете лучше контролировать свое равновесие и не мешать лошади.

При езде галопом на полевой посадке преодоление небольших препятствий - лежащее бревно, небольшая канавка обычно воспринимается просто как увеличенный темп (скачок). Однако надо иметь в виду, что молодая лошадь может, испугавшись, сделать закидку (резкую остановку), обнос препятствия (шарахнется в сторону) или выполнить несоответствующий размеру препятствия мощный прыжок. Поэтому, преодолевая даже незначительные препятствия, надо быть внимательным и собранным. Споткнувшаяся лошадь нуждается в поддержке поводом, без чего вы оба можете упасть.

При преодолении водных преград надо знать, что брод всегда лучше ненадежного, гнилого мостика. Небольшие мостики строятся в расчете на человеческий вес и могут провалиться под ногой лошади. Если лошадь в воде теряет равновесие, вязнет, пускается вплавь, надо вовремя соскочить, продолжая удерживать повод и гриву. Если Вы сами не умеете плавать, хватайтесь хотя бы за хвост - лошадь Вас вытянет на берег.

Многие лошади не любят проходить узкие места, калитки и т.п. Бывает, что лошадь не идет, но после резкого посыла бросается вперед. При этом седло, поклажа или колено всадника могут застрять.

На крутые подъемы и спуски можно отваживаться только если Вы уверены в достаточном сцеплении копыт с грунтом, Так. например, мокрая глина или травянистый склон после дождя даже для подкованной лошади могут при соответствующей крутизне оказаться непреодолимыми. При спусках всадник должен сидеть чуть откинувшись назад, разгружая передние ноги лошади, в постоянной готовности поддержать лошадь поводом (Рис.25). На подъемах всадник привстает в стременах, придерживаясь за гриву и освобождая от нагрузки задние ноги лошади (Рис.26).

Сомнительные места, там, где лошадь может зацепиться за проволоку или пораниться об острые предметы, невидимые а траве или в снегу, лучше преодолевать спешившись. Ноги лошади в походе важнее Ваших.

При прохождении сложных участков маршрута далеко не всякой лошади можно полностью доверять. Среди полукровных и местных пород лошадей часто встречаются животные, которые, будучи весьма самостоятельными, всегда сами выберут лучший способ преодоления трудного участка, Однако большинство лошадей европейских пород конюшенного разведения приучены целиком и полностью полагаться на человека. На такой лошади ничего не стоит провалиться в яму, порезаться о проволоку и т.п. Будьте ответственны за своих четвероногих друзей.

Рис.25 Спуск

Рис.26 Подъем

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Из книги Надежды, разочарования, мечты… автора Тихонов Виктор Васильевич

Преодоление комплекса неполноценности Когда я начинал работу со сборной страны, то перед командой и мною стояла и эта задача – психологическая перестройка коллектива.Во избежание недоразумений, уточню сразу – команда наша была всегда настроена на победу. Однако в

Из книги Жизнь как матч автора Платини Мишель Франсуа

Европейский урок Мне обычно нужно два месяца, чтобы достичь лучшей своей формы. Это происходит в начале каждого сезона.Я предупреждаю об этом Эрбена, к которому обращаюсь подчеркнуто вежливо, называя его «месье». Загадочная для меня личность этот Эрбен. Ему сорок лет.

Из книги Футбольный театр автора Сушков Михаил Павлович

Преодоление Взгляните на наше ереванское небо. Где вы еще видели такие звезды? – звучно пропевал свой тост уже веселый покровитель. – Кажется, протяни руку и наберешь их полную горсть… Так почему же вы не хватаете с неба звезд?! Не спешите? Всегда успеете?Он говорил

Из книги Скиталец автора Талиновский Борис

УРОК АРГЕНТИНСКОГО Бела, решив, что Италии для него достаточно, сорвался с места и отправился в Аргентину, где потренировал «Кильмес», а затем приехал на Кипр и принял местный «Апоэль» из Никосии. Вот тут-то, осенью 1953-го, его и застала телеграмма из Милана. Белу Гуттманна

Из книги 15 уроков верховой езды автора Скибневский Р

Урок 3. Седловка. Прежде всего надо убедиться в чистоте коня. Нельзя седлать невычищенную лошадь. Чистка производится с помощью щетки и скребницы. Щетка берется в правую руку (для правшей), скребницу - в левую (Рис.4). Щеткой несильно проводят против шерсти, затем с

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

7. КОНВЕНЦИОННАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ «Понимаете ли вы их сами!?» У некоторых бриджистов такой же подход к конвенциям, как у некоторых дам к блинам. Одной из них семья посоветовала обратиться к психиатру, и на вопрос доктора, в чем же все-таки дело, ответила:«Они утверждают,

Из книги Питер Снелл. Без труб, без барабанов автора Гилмор Гарт

Урок лжи Самой большой катастрофой будет то, что разыгрывающий «вычислит» вас, отказываясь играть тузом. Ну и что? У вас король, который «не играл» в любом случае. Вы же фактически предприняли единственно возможную попытку слегка повысить шансы на успех. Если один раз из

Из книги Плавание под парусом: ветер, волнение и течения автора Проктор Ян

Из книги Аэробика для груди автора Гаткин Евгений Яковлевич

ГЛАВА 12. Влияние препятствий на ветер Точно так же, как на течение оказывают влияние очертания береговой линии или рельеф дна, на воздушные потоки воздействуют формы рельефа суши - холмы, бугры и прочие естественные или искусственные преграды.Изменение скорости ветра

Из книги Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью автора Жулидов Максим

Из книги Совершенное тело за 4 часа автора Феррис Тимоти

Из книги Сыроедение для очищения автора Бутенко Виктория

Из книги Бегайте быстрее, дольше и без травм автора Брунгардт Курт

Мясо или растения: преодоление барьера Некоторые сторонники Джона, мясоеды, возмутились, узнав о его 28-дневном эксперименте, один дошел даже до того, что прислал ему экспресс-почтой кусок филе травяного откорма, упакованный в сухой лед. Мясоеды способны воспринимать

Из книги автора

Глава 3 Преодоление зависимости от нездоровой еды Осознать проблему Первый и, пожалуй, самый трудный шаг – хорошо изучить себя, понять, есть ли у вас зависимость от вареной еды, оценить степень этой зависимости и признать, что она представляет для вас проблему. Проблему

Из книги автора

Сам себе тренер Преодоление трудностей Прежде чем двигаться дальше, вы должны сначала научиться анализировать запись своего бегового шага. Видеоанализ – самое важное умение для следующего этапа программы, круговой тренировки по бегу, поскольку вы будете применять

Преодоление препятствий - относительно новый вид конного спорта. Природная прыгучесть лошади всегда использовалась кавалеристами и охотниками для преодоления препятствий. Первые официальные соревнования по преодолению препятствий состоялись в Дублине в 1864 году, но в программу Олимпийских игр вошли с 1912 года. Основы этого вида спорта были разработаны Фредерико Каприлли (1861 - 1907), итальянским экспертом по конному спорту, который ввел новую посадку, известную сейчас как посадка "наклонившись вперед", при которой всадник двигается вместе с лошадью.
Большинство лошадей в диком состоянии или на свободном выпасе с радостью прыгают. Этим доказывается, что они великолепные прыгуны от природы. Лошадям трудно прыгать, только когда им приходится нести вес на спине и одновременно сохранять устойчивость. Вот почему лошади и всаднику приходится работать вместе, как единому целому. К тому же, всаднику надо сделать так, чтобы его или ее вес был наименьшей помехой для лошади. Всадник также должен уметь "считывать" барьер, чтобы правильно подвести к нему лошадь. Некоторые всадники лучше других оценивают барьер, а некоторые лошади лучше других понимают, откуда начинать прыжок. Природный инстинкт прыгать следует развивать путем целенаправленного тренинга.


Снаряжение для преодоления препятствий
Для использования на конкуре разработано специальное снаряжение и упряжь.
Конкурное седло - позволяет всаднику сидеть, сильно наклонившись вперед. Стремена более короткие, чем у универсального седла. Конкурные седла обычно имеют деревянный ленчик с пружинами, обрезанные снизу крылья и высокую заднюю луку. Спереди крылья увеличены, и подшиты подушки для упора колена.
Хлыст - короткий и удобный, находится у всадника в руках на уровне плеча лошади, не мешая лошади прыгать. Хлысты, употребляемые для соревнований, не должны превышать 750 мм.

Защита конкурных лошадей
Ногавки и бинты надеваются на ноги лошадей, чтобы избежать травм при взятии препятствий или от случайных ударов копытами. Защитные ногавки изготавливаются из кожи, пенорезины, пластмассы или фетра. Они предохраняют пясти, запястья, скакательные и путовые суставы и сухожилия нижних частей ног. Засечные ногавки предохраняют лошадь от ударов себя копытами. Конкурные лошади часто ударяются путовыми суставами о препятствия. Во избежание травмы на венечных сухожилиях фиксируются кожаные ногавки (колокольчики). Засечные ногавки также предохраняют ноги, венечные сухожилия и передние ноги от ударов задними ногами. Лошади чаще всего ударяют себя на рыхлом и мягком грунте. Кожаные ногавки привязываются или пристегиваются к ногам, а сделанные из резины натягиваются на ноги, чтобы таким образом предохранить венечные сухожилия, путовые суставы и пястные кости.


Конкурная лошадь
Хорошими конкурными лошадьми могут быть лошади различных пород. Специальных стандартов не существует, хотя строение ног лошади очень важно. Они должны иметь длинные, прочные кости и сухожилия. Задняя часть должна быть округлой, сильной и мускулистой с твердыми суставами - именно отсюда берет начало прыгучесть. Лошадь с короткой спиной не годится для прыжков, так как амплитуда движений ограниченна, и лошади трудно брать препятствия. Хорошая конкурная лошадь должна идеально соответствовать всем этим требованиям. Знатоки понимают, что половина проблем при преодолении препятствий возникает из-за каких-либо физиологических недостатков лошади. Мышечные боли или растяжения, даже если внешне они не заметны, приводят к неудачам.


Наклонившись вперед
Лошадь должна уметь легко поддерживать равновесие при прыжках, то есть всаднику необходимо удерживать свой вес, по возможности, в одном положении, не натягивая повод. Только при достижении полного равновесия всадники могут правильно направлять лошадь. Самая посадка всадника во время прыжка - наклонившись вперед. Для принятия этого положения стремена необходимо укоротить, подняв их на два-три отверстия, чтобы колени прижались плотнее к седлу. Всадник при такой посадке наклоняет туловище слегка вперед и переносит вес через верхние части ног и колени на стремена. Металлические подножки располагаются на подошве стопы. Важно, чтобы каблуки были направлены вниз, обеспечивая правильное положение нижних частей ног. Плечи должны быть расслаблены, а предплечья - быть продолжением повода. Такая поза уменьшает тяжесть на спине лошади, тем самым ей легче сохранять равновесие.

Образование дуги
В середине прыжка лошадь сгибается, опуская голову и шею, и выгибает спину. При этом ее тело напоминает дугу. Широтный барьер с параллельными брусьями является идеальным препятствием, чтобы научить лошадь правильно сгибаться. Чем уже такой барьер, тем быстрее лошадь должна сгибаться.


Техника прыжка лошади
Фактически, прыжок является удлиненным скачком галопа. В достижении такого удлинения заключается секрет успешного прыжка. Техника выполнения прыжка подразделяется на технику движений передних ног, задних ног и головы/шеи. Передние ноги должны подниматься как можно выше и подбираться под живот. У некоторых лошадей пясть передних ног свисает, поэтому приходится прыгать еще выше, чтобы преодолеть барьер. Широко распространенной ошибкой при прыжке является то, что лошадь подбирает под себя задние ноги. В высшей точке прыжка лошадь должна вытянуться, но если она забудет об этом и задние ноги останутся подтянутыми к животу, то высоты прыжка окажется недостаточно для чистого преодоления препятствия. Движения лошади головой и шеей зависят от правильной формы спины.

Подход
К барьеру следует приближаться в постоянном темпе и ритме. Ногами необходимо посылать лошадь вперед, чтобы она не остановилась перед препятствием. Постарайтесь приближаться к препятствию, как можно более точно двигаясь по прямой, чтобы у лошади был наилучший баланс для прыжка. Скорость приближения к барьеру определяется его типом. Более широкий барьер требует более высокой скорости подхода. В момент, когда лошадь почти достигла точки отрыва от земли, всадник подает руки перед по шее, чтобы дать лошади простор для прыжка.


Отрыв
Вначале лошадь пригибает голову и шею, чтобы правильно определить расстояние. Затем в момент прыжка голова и шея поднимаются, а передние ноги подбираются под туловище. После этого тело поднимается, шея сжимается, а задние ноги отталкиваются от земли, чтобы произвести отрыв.
Во время отрыва всадник переносит вес тела вперед, следуя за движением лошади, поддерживая только легкий контакт со ртом лошади через повод, при этом руки движутся вместе с головой лошади. Это наиболее трудный этап прыжка. Всадник должен принять позу для прыжка точно в момент отрыва лошади от земли. Если принять такую позу преждевременно, передняя часть лошади будет перегружена и лошадь потеряет равновесие; если, наоборот, принять такую позу с опозданием, всадник отстанет от движения и потеряет всякий контакт со ртом лошади.

Момент зависания
В момент зависания все четыре ноги лошади находятся в отрыве от земли и она как бы зависает в воздухе. В этот момент холка лошади является наивысшей ее точкой. Прежде чем начнется спуск, лошадь должна быстро вернуть передние ноги в нужное положение. Зависание требует такой степени координации всех мышц, что всадник практически не может сыграть никакой роли. Любое натяжение повода не позволит лошади вытянуть шею, тем самым не оставив достаточного места в плечах для подбора передних ног под туловище. В короткий миг полета всадник подготавливается к приземлению. Для всадника важно смотреть вперед во время прыжка. Если он (она) смотрит вниз, то будет реагировать в каждой фазе прыжка с опозданием.

Приземление
При приземлении лошадь вытягивает передние ноги вперед, и, когда они коснутся земли, поднимает голову вверх, чтобы восстановить равновесие и подготовиться к удару от приземления задней части. Задние ноги приземляются почти на отпечатки копыт от передних ног, так как лошадь галопирует дальше. Всадник не должен откидываться в седле назад момент приземления. Когда приземлятся задние ноги, всадник должен немедленно послать лошадь вперед. Лошадь переносит вес с передних ног на задние в готовности к следующему барьеру. Даже если вы преодолеваете только один барьер, лучше позволить лошади нестись дальше после прыжка.


Уровень соревнований
Соревнования по конкуру проводятся на любом уровне от местных спортивных игр и детских соревнований на пони до международных. Соревнования имеют различный уровень сложности, так что всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до главных региональных соревнований, а затем и на национальных и международных турнирах, если он обладает талантом и владеет отличной лошадью. Стандарт маршрута изменяется в зависимости от уровня соревнований.

Гит
Гитом называется завершенное прохождение маршрута от старта до финиша. После завершения гита всеми участниками определяется порядок распределения мест.

Размер арены (поля)
По правилам ФЕИ (Международной федерации конного спорта), площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше 3200 кв. м. Наименьшая сторона не должна быть менее 40 м.
Конкур для пони может проводиться на арене площадью не менее 2400 кв. м.
Площадь крытого конкурного манежа должна быть не менее 1200 кв. м с минимальной шириной 20 м.

Размеры площадки для разминки и тренировочного поля
Минимальный размер открытого тренировочного поля - 15 м х 35 м. На тренировочном поле должен располагаться, по меньшей мере, один высотный и один широтный барьер.

Колокол
Колокол предназначен для подачи сигналов участникам, например:
- следующему участнику подготовиться к выходу на площадку;
- дать сигнал начала выступления;
- остановить выступающего;
- дать участнику разрешение на продолжение выступления после его остановки;
- дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара).
Если участник не остановился после сигнала об остановке, его могут дисквалифицировать. Возобновление выступления после остановки, не дожидаясь соответствующего сигнала, также приводит к дисквалификации.


Флажки
По краям барьера должны устанавливаться флажки. На широтном препятствии должно быть не менее двух красных и двух белых флажков. Участнику требуется всегда преодолевать препятствия так, чтобы белый флажок располагался слева, а красный - справа.

Время выступления
Часы начинают отсчет времени гита с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты.

"Перепрыжка"
Если два или более участников прошли гит чисто или с одинаковым количеством штрафных очков, все участники с одинаковым результатом должны повторно пройти маршрут, который обычно короче, но может иметь одно или два дополнительных препятствия. Всадник с меньшим количеством штрафных очков и меньшим временем, затраченным на прохождение маршрута перепрыжки, считается победителем.

Маршрут
Маршрутом называется дистанция, которую должен пройти участник от стартовой линии до финишного флажка. Препятствия на маршруте пронумерованы в обязательном порядке их преодоления, за исключением некоторых соревнований, где участник может сам выбирать маршрут.

Судьи
Соревнования по конкуру с составом участников, не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями. Если за один день будет предположительно пройдено более 120 гитов, судей должно быть четыре, а при превышении цифры в 200 гитов жюри должно состоять не менее, чем из пяти судей. При наличии водного барьера должен выделяться дополнительный судья. Если количество гитов не превышает 50, достаточно двух судей.

Виды препятствий в конкуре


Одиночное препятствие
Одиночные препятствия подразделяются на два основных вида: широтное препятствие, например, оксер (барьер с низкой изгородью перед брусьями), и высотное препятствие.

Системы препятствий
Препятствия из двух и более элементов известны как системы. Тройная система является одним препятствием, но лошадь преодолевает его за три прыжка. Для обозначения составных частей системы используются буквы. Если лошадь отказалась от прыжка через одно из препятствий, требуется повторить всю систему.

Высотное препятствие
Высотное препятствие относится к одиночным препятствиям. Высотные препятствия представляют для лошади большую сложность, поскольку ей труднее определить расстояние до него. Для преодоления высотного препятствия лошадь должна быть более собранной и скакать медленнее. Точка отрыва расположена намного ближе к препятствию, чем при преодолении широтных препятствий, потому что лошадь должна набрать больше высоты для прыжка. Существует множество видов высотных препятствий: от стенки до препятствий, состоящих из одного ряда жердей. Существуют вертикальные препятствия с регулируемой высотой или дополнительными элементами для увеличения его высоты. Этот конноспортивный барьер аналогичен прыжку в высоту в легкой атлетике. В настоящее время он используется в состязаниях гораздо реже, чем раньше.


Стенка
Стенка является высотным препятствием, построенным из блоков. Трудность преодоления данного барьера заключается в том, что не видно места приземления.

Широтное препятствие
Широтное препятствие простирается еще и в горизонтальной плоскости, так что лошади требуется не только набрать высоту, но и прыгать на значительную ширину. Примерами широтного препятствия являются различного рода оксеры (с низкой изгородью перед брусьями) и тройники.

Джокер
Джокер - это трудный, но все же спортивный барьер. Нет установленного стандарта по устройству джокера, но он всегда отличается от других препятствий, например, наличием искривленного ствола дерева в своей конструкции. Такие препятствия часто помечаются карточным джокером, и в некоторых соревнованиях с итоговым подсчетом очков взятие барьера-джокера удваивает очки, набранные на предыдущем барьере.

Оксер
Оксер является широтным препятствием, заставляющим лошадь преодолевать определенную высоту и ширину. Если передние и задние брусья расположены на одной и той же высоте, то это - прямой оксер, но если последняя жердь барьера выше, то препятствие называется "постепенным" оксером. Препятствия, подъем которых идет постепенно со стороны отрыва или со стороны приземления, берутся лошадьми гораздо легче, чем параллельные, где лошади требуется преодолевать высоту и ширину препятствия на одном уровне. Даже если оксер состоит из нескольких элементов, он все равно считается одиночным препятствием, которое преодолевается одним прыжком.

Тройник
Тройник - это препятствие, в котором жерди и брусья постепенно становятся выше. Он преодолевается одним прыжком. Разновидностью тройника является "спина свиньи", в которой первая и третья жерди параллельны, а вторая расположена выше остальных, образуя вершину препятствия.


Канава с водой
Канава с водой входит в программу преодоления препятствий. Зеркало воды должно быть не шире 2-4 м и около 100-150 мм глубиной. Канава с водой может включаться в программу, только если верхний уровень воды соответствует уровню земли. На стороне отрыва может быть установлена планка, низкая стенка или кустарниковая изгородь высотой не более 500 мм. Сторона приземления должна быть отмечена планкой, изготовленной из дерева или подобного материала, желательно белого цвета, чтобы судья мог видеть, где лошадь оставила отпечаток своего копыта. Планка должна быть расположена по краю воды и жестко закреплена на земле.

Маркировочный брус на земле (подсказка)
Маркировочный брус - это четкая маркировка на уровне земли, которая видна как для лошади, так и для всадника. Важно, чтобы перед высотным препятствием располагалась хорошо различимая отметка, потому что за 4 м от барьера лошадь может видеть лишь его часть. Подсказка помогает лошади определить высоту прыжка и место отрыва.


Виды соревнований в конкуре


Классический конкур
Классический конкур предназначен для определения способностей лошади и всадника к преодолению препятствий. Если два и более всадника прошли гит чисто или с одинаковым количеством ошибок, результат определяется проведением одной, максимум двух перепрыжек. Во время перепрыжки наименьшее время с наименьшим количеством ошибок считается выигрышным.

Охотничий конкур
Здесь принципиальное значение имеют скорость и приемистость (умение маневрировать). При проектировании маршрутов таких соревнований основным учитываемым фактором является скорость. Любые ошибки при преодолении препятствий прибавляются к времени прохождения маршрута в виде штрафных секунд.

Конкур на мощность прыжка
Соревнования на мощность прыжка (пьюсанс) состоят из нескольких гитов, в течение которых всадники должны чисто пройти маршрут, чтобы попасть на следующий круг. После каждого гита препятствия делаются выше и, в целом, сложнее. К концу соревнований стенка может достигать 2,25 м. Обычно результаты подводятся после четвертого гита. Если после четырех гитов у нескольких всадников одинаковое количество очков, призовые деньги делятся между ними.


Конкур по возрастающей сложности
Конкур "по возрастающей сложности" проводится на маршруте с шестью, восемью или десятью препятствиями, которые постепенно усложняются. Степень сложности увеличивается не только за счет высоты или ширины препятствий, но также и схемой их расположения на маршруте. Очки присуждаются за каждое преодоленное препятствие: одно очко за первый барьер, два - за второй, три - за третий и т.д.

Соревнования по американской системе "до первой ошибки"
Конкур по американской системе проводится на время на маршруте средней сложности. Гит участника состязаний заканчивается при первой ошибке любого характера (повал, отказ лошади или падение).

Конкур-эстафета
В данном виде соревнований участвуют команды из двух или трех участников. В зависимости от программы состязаний члены команды могут заменять друг друга. Член команды, завершивший свой гит, больше выступать не может.

Соревнования на максимум баллов
Существует особый вид конкура "по возрастающей сложности", при котором за преодоленное препятствие присуждается определенное количество очков в зависимости от его сложности. Участнику дается определенное время - от 60 до 90 секунд - для преодоления любых препятствий по выбору, в любом порядке. Любой барьер можно преодолевать дважды.


"Выбери свой маршрут"
Другим видом соревнований "на максимум баллов" является состязание, во время которого участник обязан преодолеть все препятствия (не больше восьми), но участник сам определяет последовательность их взятия. Каждый барьер можно преодолеть лишь один раз.

"Туда и обратно"
Маршрут состоит из шести препятствий, которые надо преодолеть в обоих направлениях. Всадникам необходимо пройти круг дважды, вначале от первого барьера до шестого, затем в обратном направлении - от шестого до первого.

Конноспортивные шоу
Существуют соревнования, в которых участники оцениваются по следующим пунктам:
- Стиль поворотов и верховой езды: лошадь и всадника тщательно оценивают по качеству проведения поворота, состоянию упряжи, способу ознакомления с маршрутом, манере выхода лошади и всадника на поле, их остановке и отдаче поклона судьям. Лошадь и всадника также оценивают во время езды шагом и рысью на дистанции в 25 м.
- Манера прохождения маршрута.
- Посадка и осанка всадника.
- Сами прыжки.

Комбинированные соревнования (двоеборье)
Комбинированные соревнования являются проверкой базовых конноспортивных навыков, и включают относительно простой конкур и выездку. Они являются первым этапом соревнований на пути к участию в соревнованиях по конкуру, выездке или в конноспортивном многоборье, и называются "Тест Каприлли".


Начальное обучение конкуру - одно из самых волнующих переживаний для всадника. Помимо положительного опыта мы нередко можем получить и отрицательный: в основном, это ошибки в заходах на препятствие и проблемы работы корпуса при прыжках - «отставание» от лошади и наоборот - ранняя подача плечей вперёд, до прыжка (обычно говорят, что всадник «сунулся»). Почему возникают эти сложности, как их избежать и как бороться, если они стали укоренившейся привычкой - все эти вопросы мы обсудим в данной статье.

ВСАДНИК

В первую очередь хочется обратить внимание всадников, начинающих конкурную подготовку, на объем знаний и умений в верховой езде, которыми они должны обладать в этот момент. Необходимый минимум - это хорошее управление лошадью, развитое равновесие; способность поддерживать ровный темп длительное время самостоятельно на всех аллюрах и в заездах, «видение» всего манежа, а не грунта под ногами своего коня и, как бы странно это не звучало, отличная реакция на слова тренера, то есть умение слышать его всегда и быстро реагировать на команды. Также приветствуется способность ездить без смены и двигаться прямолинейно вне стенки манежа. Как тест можно попробовать изобразить въезд по центральной линии, остановку (или смену аллюра) и движение прямо - лошадь под Вами должна не «мотаться» из стороны в сторону и «спать», а сохранять активность и чуткость к любым командам. Дополнительным плюсом всаднику будет знание названий препятствий - крестовина, чухонец, брусья, умение их отличать и способность оперативно разобраться в команде тренера, когда он произносит: «Заходим на хердель ездой направо, потом на брусья ездой налево».

ЛОШАДЬ

Второй пункт - это способности и навыки Вашего четвероногого партнера. Важны они не меньше Ваших, а, пожалуй, даже больше - животное с устойчивой психикой, умеющее прощать ошибки всаднику и обладающее хорошей конкурной подготовкой будет помогать не хуже тренера. Конечно, всадник должен уметь справляться с разными лошадьми, но для обучения конкуру на начальном этапе сложный конь с дурными привычками категорически противопоказан. Большинство людей, пробовавших прыжки и в последствии отказавшиеся от них, получили свой страх именно из-за неправильно подобранных для тренировок лошадей - таскающих на препятствие, закидывающихся при первой возможности, замкнутых, ленивых или так «заученных» ходить в смене, что при попытке их оттуда вынуть, сопротивляющихся до последнего. Конкурное занятие на такой лошади не даст никакого толка, принесёт только разочарование, а в дальнейшем - неуверенность в своих силах. Стоит еще заметить, что большинство «пороков», особенно разносы и закидки, приводят к стойкому закреплению у всадника таких ошибок, как «сование» плечами раньше начала прыжка и наоборот - «отставание».

Первые ПРЫЖКИ

Обычно конкурная тренировка состоит из короткой разминки - рысь, галоп, работа на кавалетти и, собственно, прыжков. За первые 30-40 минут лошадь должна разогреть мышцы и сухожилия, а всадник - добиться хорошего контакта с ней. Для этого хорошо помогают такие упражнения, как: расширение-сокращение аллюров, езда «по кривым» (выполнение заездов и перемен в большом количестве), боковые сгибания.
Базовое упражнение в обучении конкуру - прохождение кавалетти на рыси и галопе. Хороший проход - это выравнивание лошади на середину кавалетти уже за пять-шесть темпов, проход четко по центру с сохранением ровного темпа и движение вперед после жердей еще 10-15 метров. Всадник плотно сидит в седле и смотрит на весь манеж (а не вниз-вбок). Через несколько проходов тренер может попросить вас принять над кавалетти конкурную посадку - приподняться над седлом, подать корпус вперед, сильнее упереться коленями в бифутеры на крыльях, и взяться двумя руками за гриву лошади посередине шеи. В таком положении непросто управлять лошадью - соберите повод чуть короче, не теряйте контакта со ртом лошади, продолжайте активно двигаться и смотрите на середину. После кавалетти сядьте в седло и обязательно проверьте, насколько прямо вы едете - прямолинейность должна сохраняться! Все это очень важно - без отработки этих навыков последующие прыжки практически невозможны или будут сопряжены с огромными трудностями.
Свой первый прыжок все обычно совершают через крестовину - препятствие небольшой высоты, состоящее из двух скрещенных жердей. Исполнение его несложно для лошади и всадника: главные принципы те же, что и при прохождении кавалетти (не зря же вас гоняли через них несколько уроков!) - активность, четкое управление лошадью, движение прямо до и после прыжка. На первых занятиях тренер обязательно будет класть перед всеми препятствиями «подсказку» - дополнительную жердь, которая поможет лошади и Вам увидеть точку отталкивания для прыжка и объяснит, в какой момент надо «накатить» лошадь (расширить аллюр), где активнее сработать шенкелем и когда взяться за гриву, чтобы не «цмыкнуть» коня за рот. Важно помнить - все прыжки происходят четко посередине препятствия, без смещения к правому или левому углу.

ОШИБКИ

Стоит подробнее остановится на самых популярных ошибках. Во время прыжковой тренировки инструктор должен донести до вас гигантский объем информации и часто ему просто не хватает времени, чтобы уследить за всем и искоренить все ошибки: пока вы боретесь за правильное положение руки, нога начинает уходить назад, а корпус - горбиться. Облегчите тренеру задачу - читайте популярную литературу, снимайте свои прыжки на видео, наблюдайте за тренировками других и слушайте, какие замечания делают им - ошибки на начальном этапе у всех одинаковые.
«Хит» проблем - прыжки наискось и по углам препятствия. Чаще всего это происходит по трем причинам: вы не успеваете выровнять лошадь на прыжок, так как поворачиваете на препятствие слишком близко от него, вы «висите» на внутреннем поводе, и лошадь «проваливается» в поворот (нет работы внешней руки, брошен внешний повод, вы не понимаете термина «движение в два повода»), и третье - лошадь «рвет» на прыжок, всадник просто не успевает ничего сделать, а тренер, для избежания «скачек», просит поворачивать на препятствие с вольта. Практически все эти сложности «лечатся» довольно просто - за 5-8 темпов четко по прямой линии от препятствия кладется жердь, всадник должен пройти ее по середине - дальше уже будет требоваться только сохранять заданную траекторию. Второй способ (он не отменяет первый, в соединении они дают самый лучший результат) - прыгать крестовины: на них середина видна лучше всего - это самая нижняя точка. Нарушение прямолинейности может наблюдаться и после препятствия - пара всадник-лошадь сразу же после прыжка уходит в какую-либо сторону. Эта сложность решается, как и предыдущая, только жердь кладется после препятствия, и ученику ставится задача преодолеть ее, не теряя темпа, так же по середине.
«Сование» плечами до прыжка, или «отставание» от лошади - более сложные ошибки, требующие их кропотливого исправления тренером. Они имеют под собой обширную почву: прежде всего это страх перед закидкой лошади (ученик сидит до последнего и ведет лошадь, не доверяя ей - как следствие, лошадь уже прыгает, а всадник - нет). Вторая причина - страх прыжков в принципе и отсутствие глазомера - вы просто не видите точки отталкивания на прыжок и, либо «просиживаете» ее, либо слишком рано прыгаете - раньше коня. Со страхом бороться сложно, но можно - вам нужна хорошо обученная лошадь без дурных привычек, корректный тренер, не требующий от вас форсирования событий, и спокойная обстановки некрупного КСК. Глазомер же вырабатывается опытом - кладите себе на прыжки не только классическую «подсказку» за темп, а несколько жердей - на три, четыре или пять темпов. Хорошо помогают упражнения с жердями, лежащими на земле отдельно от препятствий - работа с ними на галопе учит видеть расчет не меньше чем прыжки.
С корпусом связано много проблем - чаще всего всадник слишком сильно ложится на лошадь. Эта ошибка в основном вытекает из опушенной вниз головы (вы постоянно смотрите под ноги коня) и ссутуленных плечей: во время прыжка сильнее прогибайте поясницу, смотрите между ушей лошади и старайтесь балансировать на коленях и стременах - не ищите опоры в шее животного. Держите плечи выше и расправляйте их - очень помогает громкий окрик тренера: «Плечи!» за секунду до прыжка, но только в том случае, если вам заранее объяснили, что от вас хотят.
Обучение прыжкам - сложнейший процесс, где предполагается полное взаимодействие ученика, учителя и лошади. Во время тренировок у вас точно будут минуты счастья и горького разочарования, моменты отчаяния и неуверенности в своих силах - учитесь, для человека нет ничего невозможного! Через несколько лет, легко отпрыгав маршрут высотой 130 см и смотря на мучения очередного начинающего в манеже, вспомните с улыбкой и ностальгией свои первые прыжки, первых лошадей, первых тренеров и мысленно скажите им спасибо за то, что когда-то они смогли помочь вам пройти путь от зеленого новичка до аса конкурных полей, не зацикливаясь на проблемах преодоления препятствий. ЗМ

Только скачка на коне позволяет, не отрываясь от земли, ощущать счастье полета.

А теперь поговорим, на мой взгляд, о главном. Как же все-таки ездить верхом? Существуют ли какие-то общие, простые правила, которые помогли бы начинающему всаднику хотя бы на первых порах? Должен вас огорчить, что, по всей вероятности, таковых нет. Конечно же, есть подробные описания, как нужно сидеть правильно в седле, как работать поводом, и т.д. Но все это написано для выезженных лошадей, то есть лошадей, постоянно находящихся в работе в профессиональных руках. Когда же лошадь находится в разных руках, да еще неумелых, то, когда садишься на нее, нужно сначала применять такие приемы езды, которые дали бы возможность с наименьшими усилиями, с наименьшим риском познакомиться с лошадью (имеется в виду -узнать ее самочувствие, настроение на данный момент), найти с ней общий язык и привести ее в состояние, называемое «лошадь в поводу».

Расскажу теперь о том, как действую я. Постараюсь свои действия обосновать выдержками из литературы. Но хочу сразу предупредить, что ни в коей мере не считаю свое мнение истиной в последней инстанции, то есть призываю читателя ко всему подходить критически.

Итак, в начале проездки я «предоставляю лошадь самой себе», то есть разрешаю ей идти любым аллюром, каким ей хочется. Как правило - это шаг. Но иногда, если лошадь «горячая» или до этого несколько дней не работала, ей, естественно, хочется побегать, и она с места начинает бежать: рысить, идти рысью, а от избытка энергии может перейти и на галоп. Не нужно этого пугаться и не нужно с этим бороться, так как это получится борьба с «природой лошади». Этим мы чаще всего добьемся не подчинения, а, наоборот, возмущенного протеста. Но при этом мы должны уверенно сидеть в седле, как можно более загружая зад лошади (это естественно на шагу), и все время контролируя лошадь поводом. Какие нужны для этого конкретные действия?

Как только сели в седло, нужно сразу подобрать повод (только путем перебора пальцами, а не перехватывая) таким образом, чтобы он был одновременно и максимально коротким, и в тоже время не был бы натянутым, то есть чтобы лошадь его не чувствовала первоначально. Для этого набираем повод до тех пор, пока руки не окажутся у шеи лошади. Это получится, если последняя держит голову достаточно высоко. В противном случае, воздействуя на рот то одним, то другим поводом, как бы «играя», нужно заставить лошадь поднять голову. Подобрав, таким образом, повод, мы получим ситуацию, когда «лошадь у пас в руках» и в то же время она этого ощущать не будет до поры до времени.

Дальше, в начале проездки все время стараемся держать руки (кисти) у шеи, минимально воздействуя на рот, чтобы дать лошади привыкнуть к трензелю, размять рот. Если лошадь переходит с шага на рысь, то, чтобы минимально воздействовать па рот, кисти рук должны практически слегка прижиматься к шее и повод не должен быть натянутым. Мы помним, что голова лошади у нас остается поднятой, она не чувствует при этом воздействия повода и поэтому быстро успокаивается и переходит па шаг.

Если же лошадь попытается рвануть, то она неизбежно сама и, это самое главное, именно сама нарвется на железо, на повод и, естественно, придаст своей голове первоначальное положение, то есть поднимет ее, а морду опустит, а это будет означать, что она отказалась от увеличения скорости движения.

Все это вам, я надеюсь, понятно, ведь вы помните физиологию верховой езды, описанную в части 1. Напомню: чтобы лошадь могла увеличить скорость движения, ей необходимо вытянуть вперед шею (то есть голова опускается, а морда направляется вперед). При этом усиливается толчок задних ног, а значит, и увеличивается скорость движения.

В чем же еще преимущества такого расположения рук у шеи лошади? А в том, что мы имеем дополнительную точку опоры. Опираясь о шею лошади кистями рук с набранным в них, по не натянутым поводом (слегка провисшим), мы, практически не воздействуя на рот лошади, в то же время контролируем ее и имеем устойчивое положение при езде спокойным, ровным галопом (кентером).

Действия наши практически такие же, как и ранее описанные, но с небольшими нюансами. Если лошадь увеличивает скорость (в то же время вы не чувствуете натяжения повода), нужно, держа руки у шеи, слегка их опустить вниз, при этом вы почувствуете, что повод натянулся и дальше нужно кистями рук (именно только кистями) попеременно воздействовать на углы рта лошади. Этого часто бывает достаточно, чтобы она сбросила скорость.

Иногда бывает по-другому, то есть скорость не только не сбрасывается, а еще и увеличивается. При этом, как правило, мы начинаем чувствовать более сильный упор на повод. Тогда нам нужно, пропуская повод между пальцами, дать его столько, сколько лошадь его хочет, то есть лишить ее этого упора. Как правило, это приводит к уменьшению скорости, тогда путем перебора пальцами рук мы подбираем повод и занимаем первоначальное положение.

Но бывает, хотя и очень редко, что и этих наших действий недостаточно. Тогда, несмотря на, казалось бы, большую скорость, нужно максимально отдать повод, бросить его и сесть в седле как можно глубже, выпрямив туловище и слегка откинув плечи назад, после чего, подняв кисти рук кверху, начать подбирать повод, попеременно воздействуя на углы рта лошади, опять как бы играя с ней, заставить ее поднять голову. При этом неизбежно на 100% скорость упадет. Помните? Это опять же физиология: при высоко поднятой голове у лошади увеличивается тонус мышц разгибателей передних конечностей, т.е. толчок при движении будет направлен вверх.

Вот и все! Казалось бы, как просто. Но за кажущейся простотой стоит огромная работа. Помните, из биографии Д. Филлиса, какой непростой путь он прошел, прежде чем в какой-то мере овладел искусством верховой езды. Я считаю, что многих людей верховая езда привлекает и такой своей гранью, что никогда нельзя сказать: «Вот и все, я вес постиг, для меня больше пет тайн». К сожалению или к радости, это не так. Каждая новая проездка верхом открывает что-то повое, и пет этому предела, а значит, и не иссякает и не иссякнет наш интерес к верховой езде.

Извините, опять я отвлекся. Вот обещанные выдержки из книги Д.Филлиса: «Главное условие, для того чтобы лошадь не противилась, и заключается в том, чтобы сразу от нее ничего не требовать. Если лошадь опускает шею едва заметными толчками трензеля снизу вверх (отнюдь не спереди назад), подымаю ее. Советую принять за правило, что от лошади никогда не должно требовать нескольких вещей за раз так как лошадь непременно запутается, не будет понимать и не будет в состоянии понять, что от нее требуют, а всадник может принять это непонимание за отказ.

Не следует приписывать тугости рта сопротивление лошади поводу, происходящее от постава ее головы. Всякая лошадь при опущенной вниз голове будет лежать па переду, следовательно, будет туга и ртом, но если поднять ей перед и уравновесить ее, она может оказаться и не тугоуздой. Во всяком случае, о рте лошади можно сказать, туг он или мягок, только тогда, когда он проявляется тем или другим, когда лошадь идет с поднятой головой».

Немного отвлечемся, но все же приведем отрывок оттуда же о правильном «поставе» лошади на повод: «Если работа затылка (прямое сгибание) по указанному способу произведена правильно и умело, то лошадь должна принять следующую постановку: перед ее будет поднят (конец носа будет на высоте холки); согнутая в затылке, голова будет опущена так, что ось ее будет немного переходит вперед за отвес; рот будет свободен и разжат (лошадь будет слегка перед рукой, то есть будет идти на повод).

Идти в поводу в руке - значит поступательную силу, развиваемую задними конечностями, принимать на сдающий затылок, и нужную для равновесия массы долю этой силы направлять обратно назад. Мы дошли до сущности езды. Задние конечности, подводясь под центр тяжести лошади, гонят перед ее вверх, отчего масса ее держится в равновесии. Поступательная инерция массы останавливается во рту лошади на грызле, то есть на оконечности колена рычага (отдача его идет, усиливаясь спереди назад). От этой точки рука всадника, приняв эту силу, долю ее, потребную для поддержки равновесия массы, отдает назад, на задние конечности. Конечности эти новым толчком опять шлют массу на перед и так постоянно.

В таком положении лошадь действительно в поводу, в руке, но мне этого мало. Мне нужно, чтобы лошадь была не только в руке, но и «на руке», то есть, чтобы лошадь, идя со сданным затылком, время от времени прикасалась к грызлу и тем всегда находилась бы в общении с рукой всадника. (Если лошадь лежит на поводу, то она не в поводу, а перед поводом. Когда лошадь начинает затягивать, я энергичными шенкелями бросаю лошадь вперед и ставлю ее в повод посылом). Идя по этому пути, лошадь наконец достигнет того, что не только будет идти на повод, но «подниматься на него». Под этим я подразумеваю то, что под воздействием шенкелей лошадь так далеко и смело подводит под центр тяжести задние конечности, что развитый ими в высшей степени посыл не только будет гнать, но устремлять массу лошади на грызло. В таком положении лошадь будет идти не только в поводу, но в высшем его проявлении, т.е. в сборе. Когда лошадь идет в сборе, поводья должны быть натянуты настолько слабо, чтобы нисколько не задерживать посыла, но вместе с тем настолько чувствительно, чтобы соприкосновение руки всадника с железом не прекращалось, чтобы посыл мог беспрепятственно доходить до руки его и ею мог бы быть направлен по желанию. При таком поставе перед лошади очень поднят, идет она передними ногами очень высоко: термин «идти вверх на повод, подниматься на повод», совершенно подходит к данному случаю.

Не всякая лошадь может дать сбор, т.е. высшую степень повода, но всякая лошадь может и должна идти в хорошем равновесии, т.е. в поводу, для какой бы службы она ни назначалась.

Большинство думают, что повод нужен только для красоты. Действительно, лошадь, идущая в поводу, выигрывает в представительности, но красота при этом играет последнюю роль. Поводом держится лошадь в равновесии, отчего она может на всяких алигорах исполнять все движения, которые от нее потребуют, легко, без усилий, не утомляясь. Равновесие сохраняет лошадь в тяжелой работе, которую ей приходится нести, предохраняет ее от прежде-временного разрушения, так как каждой части ее тела приходится работать столько, сколько нужно.

Да не подумает кто-нибудь, что советую всегда и везде - на прогулках, на отдыхе, при атаке или в походных движениях следовало вести лошадь в поводу. Напротив, я враг не только того, чтобы постоянно, но даже более или менее продолжительное время держать лошадь в этом положении. Я настаиваю только на том, что надо знать и уметь взять на повод лошадь на всяком аллюре, но брать ее следует только тогда, когда нужно и на время которое нужно. Уменье взять лошадь на повод, особенно необходимо в трудные минуты, например, когда лошадь готовится к какому-нибудь отказу, или от лени, усталости, или по какой-либо другой причине, начинает колебаться, становится нерешительной, распускается, расстраивается. Взяв в таком случае лошадь па повод, всадник приводит ее в равновесие, а равновесие всегда бывает кстати.

Всякая лошадь подходящего склада может и должна идти в поводу. Лошадь, склад которой более близок к совершенству, может дать и сбор».

3. Лошадь на ходу мотает или взмахивает головой.

Рис.21 Лошадь "козлит"

Причин может быть несколько. Мала или слишком затянута уздечка. Вы слишком натягиваете повод, а лошадь привыкла к более свободному. Если при ослаблении повода управление сохраняется, а лошадь перестает мотать головой, значит предположение верно. Лошадь донимают насекомые. Лошадь просто хочет "отделаться" от Вашего воздействия на рот, возможно что-то у нее болит. Во всех случаях надо быть осторожным. При резком взмахе головы, особенно при полевой посадке на галопе, лошадь может затылком ударить Вас а лицо. При укоренившейся привычке взмахивать головой на лошадей одевают мартингал - приспособление, ограничивающее подъем головы. При болезненности или излишней чувствительности рта применяют более мягкий трензель, вплоть до специального резинового. В отдельных случаях мотание головой - своеобразный тест для всадника. Если он не реагирует, могут последовать прыжки, "козление". Поэтому лучше сразу разобраться в причине и попытаться пресечь мотание головой. Для этого может подойти изменение аллюра, направление движения, резкий посыл и самый жесткий и грубый прием - резкое воздействие трензелем на нижнюю челюсть. Вообще передергивание поводом (трензелем) нельзя рекомендовать как форму управления. Это очень грубое и сильное воздействие на лошадь и применяется лишь как наказание. Оно может быть оправдано только в том случае, когда всадник физически не может справиться с лошадью.

4. Лошадь под всадником ложится.

Это свидетельствует о полном отсутствии контакта. Обычно перед тем как лечь, лошадь наклоняет вниз голову, принюхиваясь, и начинает "копать" передней ногой (Рис.22). Следует немедленно поднять голову поводом и резко послать лошадь вперед.

5, Лошадь отказывается поворачивать в нужном направлении.

Например, Вы набираете левый повод, а лошадь, свергнув голову налево, продолжает движение в прежнем направлении. Следует обоими поводьями и наружным шенкелем повернуть лошадь в ту сторону, куда она стремится, но продолжить движение на вольту, по кругу, а достигнув нужного Вам направления, резко послать ее. Если лошадь практически не реагирует на повод, то как исключительную меру можно порекомендовать (слабому полу) тянуть за один повод двумя руками (Риск повредить рот лошади, порвать уздечку, вытащить трензель изо рта).

Необходимо помнить, что физически лошадь сильнее, и ее надо не побороть, а перехитрить. Поэтому на "творческие" варианты непослушания надо всегда найти не менее творческие методы их исправления.

Рис.22 Лошадь хочет лечь

6. Лошадь осаживает без команды.

То есть при отданном поводе пятится назад. Если это не испуг перед препятствием, а укоренившаяся привычка, то бороться с ней очень неприятно. Повод не следует распускать, лошадь надо попытаться развернуть вбок или в сторону осаживания и шенкелем, голосом, хлыстом добиваться продвижения вперед.

7. Лошадь несется в сторону конюшни.

То же. что и в случае, когда лошадь "тащит". Заворачивать на вольт и переводить на шаг. Причем, когда Вы добились перехода на шаг, сразу же отдайте повод - это похвала. У всадника в седле мало средств поощрения - оглаживание (хлопки), голос и повод. Но пользоваться ими надо очень точно. Поощрение, "опоздавшее" на две секунды уже может быть неправильно понято лошадью.

8. Лошадь непрерывно ржет.

Больше это бывает свойственно жеребцам. Ржание при виде других лошадей, при движении от конюшни или при подходе к ней - это нормальная реакция жеребца, охраняющего свой табун и свою территорию. Ржания не нужно пугаться, это не связано с какими-то дурными намерениями в отношении всадника. Лошади в большинстве своем ржут при встрече. Потерявшись, кобыла так зовет отставшего жеребенка. Короче - это естественная голосовая реакция.

9. Лошадь дерется с другими лошадьми.

Рис.23 Не наезжайте на хвост впереди идущей лошади

Чаще всего антипатии у лошадей, также как и симпатии, достаточно устойчивы. Тренер, составляя группу, обычно учитывает это. Но если уж Вам довелось ездить на агрессивной лошади, старайтесь соблюдать дистанцию и спереди и сзади, будьте особенно внимательны к лошадиной мимике. Одновременно с прижатием ушей может последовать атака. При посадке и спешивании не подходите близко к другим лошадям. Помните, что при ударах копыт больше всего страдают ноги всадников, поскольку лошадь в драке под удар подставляет бока с крепкими ребрами, отворачивая голову (рис.23).

10. В походе и на привале.

При возвращении в конюшню или на привале надо знать некоторые типичные привычки лошадей, которые могут испортить впечатление от прогулки. После спешивания всадника многие лошади стремятся начать чесаться, особенно теми местами, где им терла уздечка или седло. При этом, если уздечка еще не снята, а лошадь чешется о Вас, пряжки могут порвать одежду или сильно поцарапать. Зачастую лошадь хочет вываляться. При этом она может испортить неснятое седло или поклажу, да и просто сильно испачкаться.

Разгоряченной лошади ни в коем случае нельзя давать пить или есть овес. Только сено или траву. При привязывании лошадей надо следить чтобы они не запутались в слишком длинных чембурах, не могли затоптать амуницию или поклажу. В жару надо выбирать место для привала на ветерке, чтобы кровососы не очень донимали лошадей. В холод нельзя с разгоряченной лошади снимать седло, чтобы не простудить ей спину, но подпруги необходимо ослабить всегда сразу же при спешивании, чтобы, наклоняясь, лошадь не заподпружилась.

Преодоление препятствий

Конкур, или преодоление препятствий в конном спорте - тема, которую невозможно раскрыть в одном занятии. Из имеющейся литературы на русском языке, автор считает возможным предложить интересующимся лишь одну переводную книгу Д.М. Диллон "Прыжки в конном спорте", М., ФИС, 1971., состоящую главным образом из фотографий.

В конных походах, при полевой езде всадники часто сталкиваются с необходимостью преодолевать те или иные препятствия. При коллективной езде сменой (группой) возможность преодоления препятствий в значительной степени определяется его сложностью и опытом тренера (головного), нежели умением членов группы, поскольку опытная лошадь в трудной ситуации вывезет сама. Канавы, броды, мосты, бревна, калитки, узкие проходы, крутые подъемы и спуски - разные виды препятствий требуют разной техники преодоления. Так, например, посадка спортсмена при прохождении "мертвых" (прочно закрепленных) препятствий на дистанции кросса значительно отличается от посадки при прыжках на конкурном поле через препятствия, падающие при задеваниях. Основная задача всадника при преодолении любых препятствий - сохранить равновесие системы человек - лошадь, то есть не помешать ей своими действиями, сохраняя управление.

При прыжке лошадь, резко оттолкнувшись, как бы вылетает из-под всадника, который должен за мгновение до отталкивания подать корпус вперед (Рис.24). Во время полета лошадь вытягивает шею, чем выше и дальше прыжок - тем сильнее.

Рис.24 Положение всадника при отталкивании лошади

Всадник должен соответственно подавать руки вперед, сохраняя контакт со ртом лошади, но не затягивая повод. Для новичка лучшим выходом из положения будет привстать в стременах и ухватиться вместе с поводом за гриву. Тем самым Вы получите дополнительную точку опоры - шею, сможете лучше контролировать свое равновесие и не мешать лошади.