Основы государственного строя современной великобритании. Конституционный строй великобритании. Нужна помощь в учебе

Избирательная реформа 1918 г.

Развитие государственного строя Великобритании в период между двумя мировыми войнами характеризуется уже известной нам основной чертой: буржуазная демократия развивается, но это развитие чисто внешнее, ее содержание все более выветривается, реакция укрепляется, где вопреки, а где и благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Наибольшее значение имели реформы избирательного права 1918 и 1928 гг.

Реформа 1884 г. значительно (втрое) увеличила число избирателей, но все еще сохранила имущественный ценз (в виде квартирного). Все еще не существовало деления на избирательные округа, равные по числу населения (хотя бы приблизительно), один и тот же избиратель мог голосовать в нескольких округах (где у него имелся имущественный ценз), выборы происходили не в один день по всей стране, а продолжались несколько недель.

Избирательная реформа 1918 г. устранила, хотя и не особенно радикально, все эти наиболее одиозные недостатки. В избирательный список заносилось каждое лицо мужского пола, достигшее избирательного возраста (21 года) и проживающее в избирательном округе не менее 6 месяцев. Но лицо, имеющее ценз оседлости в одном округе и земельную или иную собственность в другом или вошедшее в избирательный список по университетскому избирательному округу, может голосовать в двух округах и сохраняет, таким образом, два голоса (однако не больше двух). Голосовать больше чем в двух округах закон воспретил.

В вопросе женского избирательного права реформа не пошла дальше уродливого компромисса. Активное избирательное право получили женщины, достигшие 30 лет и владеющие помещением для жилья или занятий (с годовой доходностью не ниже 5 фунтов стерлингов) либо состоящие в супружестве с лицом, удовлетворяющим этим условиям.

Установлены были одинаковые избирательные округа так, что один депутат приходился приблизительно на 70 тыс. жителей.

Выборы проводятся в один день по всей стране. Палата общин 1918 г. избрана была уже на основе нового избирательного закона. Число избирателей поднялось (в круглых цифрах) с 8 млн в 1910 г. до 21 млн, что составило около половины населения.

Избирательная реформа 1928 г.

Следующий шаг сделан был в 1928 г., когда специальным актом парламента женщина была уравнена в избирательных правах с мужчиной. Реформа была проведена консервативным кабинетом, который не без оснований рассчитывал на ближайших выборах получить голоса новых избирательниц. Однако надежды эти не оправдались. Из 4 млн новых голосов (на выборах 1929 г. голосовало около 26 млн избирателей против 22 млн в 1924 г.) большая часть оказалась на стороне лейбористов (около 8,5 млн голосов против 5,5 млн в 1924 г.), но прирост этот произвел, как мы уже знаем, очень незначительный эффект. В промежуток между двумя крупными избирательными реформами, в 1926 г., закон сократил ценз оседлости до трех месяцев (для Олстера остался прежний шестимесячный срок).

После реформ 1926 и 1928 гг. английское избирательное право, хотя и не совсем равное, но допускающее к выборам значительно больше половины населения (на выборах 1945 г. числилось избирателей 33 млн, из коих голосовало 20 млн), надо признать довольно широким, но и это массовое голосование не дает результатов, нужных массам: вся обстановка капиталистического государства, буржуазный государственный аппарат в целом - злейший враг всеобщего избирательного права. К этому присоединяются нелепости мажоритарной избирательной системы, которая одна способна исказить результаты голосования, если бы и не было других недостатков.

Отношения палаты общин и палаты лордов.

Палата общин, избираемая на основе широкого избирательного права, по-прежнему имеет рядом с собой невыборную олигархическую палату лордов, враждебную ей и готовую в нужный момент выступить против нее. Отношения мелку палатами никак нельзя считать урегулированными в демократическом духе актом 1911 г., и это особенно ясно становилось по мере усиления лейбористов с 1918 г. Палата лордов по-прежнему и сейчас, как 50 лет назад, - цитадель консерватизма. В этой односторонности - ее громадная и совершенно явная одиозность. "Когда у власти консервативное правительство, палата лордов сохраняет почти полную безжизненность; если же у власти правительство другой партии, палата лордов склонна создавать ему ненужные затруднения и стремится использовать все свои полномочия, оставшиеся еще у нее в силу "Акта о парламенте", чтобы сделать затруднения правительства наибольшими". Полномочия же эти все-таки значительны: палата лордов может отсрочить на два года любую неугодную ей меру правительства, и уже давно можно было предвидеть, что она непременно будет пользоваться этой возможностью, если у власти окажутся лейбористы: "Рано или поздно конфликт с социалистическим правительством неизбежен". Палата лордов не может оспаривать финансовые билли, прошедшие палату общин, но до настоящего времени не было случая, чтобы спикер палаты общин объявил финансовым такой билль, который в действительности не является финансовым и не подходит под (очень точные) квалификации акта 1911 г. Таким образом, "хотя палата лордов формально лишилась права вето, по существу она его сохранила. Можно даже сказать, что косвенным образом сохранилась ее власть над финансами, ибо всякое большое мероприятие в области социальной реконструкции есть по существу билль о перераспределении доходов, и власть отсрочить его осуществление есть финансовая власть очень значительного характера".

Парламент и правительство.

Усиление правительственной власти. Отношения между парламентом и правительством развивались после первой мировой войны по прежней линии все растущего практического перевеса правительства. Если это консервативное правительство, оно господствует не только в палате общин, но и в палате лордов. Если это лейбористское правительство, опирающееся на лейбористское большинство в палате общин (как после выборов 1945 г.), оно вынуждено считаться с палатой лордов, но отнюдь не с палатой общин.

Для усиления и расширения своей власти и для освобождения от сколько-нибудь полного контроля палаты общин правительство пользуется всяким случаем: войной, внутренними затруднениями, осложнившейся внешней обстановкой. Делегированное законодательство превращается после первой мировой войны в общее правило. В 1932 г. специальная комиссия во главе с лорд-канцлером изучала вопрос о власти министров. Ее заключения подвели некоторые итоги развития делегированного законодательства в XX в. Комиссия признала, что правительство уже давно законодательствует по принципиальным вопросам и даже вводит новые налоги, а это в Англии, где историческое развитие парламента тесно переплетается с борьбой его за исключительное право регулировать обложение, означает полное фактическое поражение парламента. Комиссия признала, что правительство свободно "изменяет" парламентские статуты. "Одна только мысль о том, что подчиненное законодательство может позволить себе расходиться со священным текстом статута, на первый взгляд возмутительна. Чего же нам, - вопрошают законодатели, - здесь сидеть и тщательно обсуждать точный язык будущего закона, если кто-то посторонний может потом изменить этот закон росчерком пера? Зачем, вопрошают граждане, мы голосуем на выборах и посылаем представителей в законодательное собрание, если какой-то невыборный чиновник может уничтожить дело наших рук?"1

Что бы ни говорили озадаченные законодатели и что бы ни спрашивали возмущенные избиратели, все стоят перед фактом давнего и все более явного упразднения парламента как законодательного органа.

Комиссия лорд-канцлера авторитетно засвидетельствовала, что как там себе хотят законодатели и их избиратели, а практика делегированного законодательства необходима и неизбежна. Но суть-то в том, что после первой мировой войны имеется уже не делегированное законодательство, а законодательство правительства, которое законодательствует и прямо, и косвенно, и по принципиальным вопросам, и по бюджетным, и по техническим, и по каким ему заблагорассудится, и с разрешения палаты общин и без оного. В 1927 г. "парламент принял 43 закона. О большинстве из них общество либо ничего не слышало, либо слышало очень мало. Они были предложены министрами... И в том же 1927 г. ... министрами было издано не менее 1349 обязательных постановлений и распоряжений. Они представляют собой такую же составную часть законодательства, как акты парламента".

Чрезвычайные полномочия превращаются в постоянные. Эта роль правительства, окончательно сосредоточившего в своих руках правительственную, в новом смысле, власть (т. е. одновременно и неразлучно нормативную по всем и всевозможным вопросам и исполнительную), особенно возрастает в моменты кризисов. В эти периоды власть правительства приобретает открыто и закономерно охранительный, реакционный, иногда террористический по отношению к трудящимся характер. Но в XX в. Великобритания, как мы сейчас покажем, идет от кризиса к кризису. В 1914 г. диктаторская и бесконтрольная власть правительства получила обоснование в "Акте о защите государства". Вскоре по окончании войны, в 20-х годах, господствующие классы Великобритании стали лицом к лицу с подъемом революционной активности пролетариата. Это было время бурно растущей безработицы, крупных забастовок, уличных демонстраций и волнений, походов безработных на Лондон и т. д. Это был кризис посерьезнее даже военного с точки зрения классовых интересов буржуазии. Парламентский акт 1920 г. об исключительных полномочиях, в отличие от акта 1914 г., был не временным, а постоянным законом, который правительство уполномочено было приводить в действие когда ему угодно, простым объявлением "исключительного положения". Акт об исключительных полномочиях позволял правительству в любую минуту восстанавливать всю систему, господствовавшую во время войны, т. е. внесудебную расправу по ряду "преступлений", цензуру, обыски, аресты и высылки по произволу полиции, без разрешения суда, наконец, смертную казнь. И уже в 1921 г. во время забастовки горняков террористическая машина эта была пущена в ход; затем она свирепствовала в 1924 г. во время стачки докеров; затем - в 1926 г. во время всеобщей забастовки.

Назначение, смысл, роль закона о чрезвычайных полномочиях, который неизменно выступал на сцену в дни рабочих волнений, совершенно ясны. Во время всеобщей забастовки страна была превращена в военный лагерь. Тюрьмы наполнены были арестованными за "речь против монархии", за "хранение документов, содержание которых противоречит правительственным мероприятиям", за "угрозу штрейкбрехерам" и за тому подобные "преступления".

Некоторые более отдаленные, по поучительные справки. Когда в 1893 г. войска, вызванные для усмирения углекопов, застрелили в темноте двух стачечников, Асквит, тогда министр внутренних дел, дал в палате общин подробное объяснение, смысл которого был тот, что министр внутренних дел, а следовательно, кабинет в целом, совершенно не ответственен за организацию и образ действий местного самоуправления. А между тем, как подчеркнул Асквит, обязанность предупреждать и подавлять беспорядки лежит в Англии и теперь, как и в глубокой древности, на обязанности органов местного самоуправления. И он тут же решительно заявил, что "для охранения правосудия и для господства законного порядка в стране был бы очень печален тот день, в который мы решилась бы централизовать то, что теперь зависит от местного населения, если бы мы отняли у мировых судей контроль над политикой и передали бы его министру внутренних дел"1.

Поучительно сопоставить эти заявления с не менее твердыми словами министра внутренних дел в палате общин 5 мая 1926 г., когда он, защищая действия правительства, подчеркнул, что чрезвычайные полномочия даны отнюдь не каждому судье или полицейскому офицеру, а именно министру внутренних дел, от которого уже зависит передоверить эти полномочия судьям и полиции.

Выступление министра внутренних дел в палате общин 5 мая 1926 г. по поводу применения Акта о чрезвычайных полномочиях отличалось вообще бесстыдной откровенностью. Перечислив длинный ряд драконовских постановлений чрезвычайного закона и коснувшись мер против действий, "возбуждающих мятеж", он утешил палату общин сообщением, что постановления эти представляют лишь использование уже сложившегося "общего права" с той лишь особенностью, что они позволяют действовать без проволочек. Упомянув о праве полиции арестовывать без судебного приказа, он признался, что в настоящее время права обыкновенного констебля арестовывать без такого приказа вообще очень обширны1.

Таким-то образом к концу двадцатых годов нашего века централизация и бюрократизация достигли в Англии того именно предела, о котором говорил со страхом Асквит в 1893 г.

Не показательно ли, что за период с 1919 по 1934 г. было вынесено больше приговоров за политические преступления, чем за сто лет - с 1817 по 1919 г.?

Акты периода второй мировой войны.

Наконец, накануне второй мировой войны в августе 1939 г. новый акт "Об исключительных полномочиях" (обороны) подразумевал, что и до открытия военных действий, и после этого правительство облекается диктаторскими полномочиями. К 1 сентября правительство уже подарило стране 18 статутов по вопросам денежного обращения, цен, полномочий судов, образования новых министерств, об уполномоченных правительства в графствах, о военной службе, об экспорте и импорте и проч. и проч. Затем статуты посыпались десятками. Палата общин некоторое время пыталась сохранить хоть некоторые законодательные права, но в ноябре 1939 г. вынуждена была одобрить резолюцию, внесенную Чемберленом, согласно которой законопроекты исходят только от правительства.

Новые законы установили право правительственных агентов: 1) заключать в тюрьму на неопределенный срок без суда, без объявления причины ареста, 2) арестовывать за "попытку вызвать недовольство среди занятых на королевской службе", 3) вводить исключительное положение во всей стране или в отдельных местностях.

Одна из газет ("Evening Standard") писала в 1939 г., что агентов Андерсона (министр внутренних дел) народ боится больше, чем немцев.

Некоторые из этих мероприятий были неизбежны и впоследствии оправданы военной необходимостью. Из них важнейшим был переход к всеобщей воинской повинности и создание многомиллионной регулярной армии. Но зачем в течение всего 1938 г. действовал специальный закон, запрещающий политические демонстрации в Ист-Энде - рабочем районе Лондона? Зачем была закрыта газета компартии "Dally Worker"? Как характерна та торопливость и жадность, с которой английская буржуазия пользуется всякими кризисами, военными и невоенными, чтобы окружиться частоколом чрезвычайных законов и экстренных мероприятий и чтобы расширить поход на передовую часть рабочего класса!

Всякое расширение правительственной власти в буржуазном государстве есть прежде всего расширение бюрократического аппарата. После первой мировой войны создан был ряд новых министерств и среди них министерства угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, пенсий. Иначе говоря, в одних областях бюрократизация усиливалась (колонии, военное дело), а на другие области распространялась заново.

Во время второй мировой войны правительственный аппарат был расширен до чрезвычайных размеров. Создан был ряд новых министерств вроде министерства экономической войны, министерства военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения и др.). Большинство из этих ведомств по окончании войны было ликвидировано, но, как мы уже знаем, от однажды расширенных и умноженных полномочий бюрократический аппарат никогда целиком не отказывается даже по миновании той надобности, которая создала эти полномочия. В частности, надо отметить крупную реформу 1946 г., состоящую в создании нового министерства - министерства обороны для координации деятельности министерств военного, морского и авиации.

Одновременно создается Комитет обороны под председательством премьер-министра с участием четырех упомянутых министров и некоторых других.

Централизация и местное самоуправление.

Период после первой мировой войны характеризуется дальнейшим распространением правительственной централизации на область местного самоуправления. Со времени реформ 1888 и 1894 гг. централизация делала последовательные и успешные шаги, и можно сказать, что ко второй мировой войне установилась полная и всесторонняя зависимость местного самоуправления от центрального правительства. По сути дела, здесь налицо те самые внутренние отношения централизованного государства, которые мы наблюдаем в крупных государствах континента. Характерная черта английской системы централизации в том, что она осуществляется не агентами центра на местах, а иными способами. Во французской, например, системе до 1940 г. префект департамента был агентом министерства внутренних дел, им назначаемым и увольняемым (формально Президентом республики), перед ним исключительно ответственным, но наделенным весьма широкими законными правами надзора по отношению к Генеральному совету и, что особенно важно, практически служившим единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты типа префекта являются на континенте и после второй мировой войны важнейшими органами централизации. Английская система местного самоуправления не знала и не знает ничего похожего на таких агентов. Лорд-наместник и шериф - единственные должностные лица графства, назначаемые королем. Но первая должность уже очень давно имеет вполне и исключительно почетный характер; шериф же - исполнитель судебных решений и не имеет отношения к местному самоуправлению. Свое руководство местным самоуправлением центральные ведомства проводят способами, по существу, приближающимися к континентальным, но отличающимися от них по форме. Эффективность там и здесь одинакова.

Роль министерства здравоохранения.

Главную роль играет в этой области министерство здравоохранения, созданное в 1919 г. вместо Главного совета местного управления и перенявшее функции этого Совета. С этого времени вся обширная область коммунального и муниципального благоустройства вместе с местными финансами составила сферу ведения министерства здравоохранения, так что общественная санитария и здравоохранение являются лишь некоторой частью этой сферы. Формы руководства со стороны этого министерства и многих других (министерства внутренних дел, торговли, просвещения, земледелия и рыболовства, транспорта и других) суть отдаваемые в виде общих и конкретных распоряжений и циркуляров указания, которых органы местного самоуправления обязаны придерживаться в своей деятельности, право утверждать многие из местных постановлений, носящих характер общеобязательных норм (by-laws или по новейшей правительственной транскрипции bye-laws). Со времени первой мировой войны соответствующие ведомства твердо усвоили практику издавать типовые правила на все случаи местной жизни, и эти правила благоразумно реципируются органами самоуправления во избежание бесполезных трений с центральной властью.

Парламентские акты 1928 и 1929 гг.

Но все более и более верным средством подчинения органов местного самоуправления центральной власти становится со времени первой мировой войны их финансовая зависимость от центра. Правительство и раньше утверждало займы, заключаемые местными органами, так что без санкции центра советы городов и графств не получали необходимых средств для проведения насущных мероприятий, но теперь оно все чаще и непосредственно выступает в качестве источника специальных ассигнований на различные конкретные цели, а тем самым ставит местные органы в самую прямую и близкую зависимость от себя.

Именно в этом отношении громадное значение имели парламентские акты 1928 и 1929 гг., которые значительно сократили право органов местного самоуправления облагать на местные нужды промышленные, железнодорожные и в особенности сельскохозяйственные предприятия. Уже и раньше существовали ограничения в отношении церковной, школьной, государственной и иных видов собственности; с конца же 20-х годов ресурсы местного самоуправления были так сужены, что без государственной финансовой помощи они не могут обходиться в длинном ряде случаев. Акт 1929 г. очень подробно определяет и регулирует виды правительственной финансовой помощи, ставя правительственные субсидии в известную зависимость от числа населения города или графства и от других данных.

Акт о местном управлении 1933 г.

Наконец, в 1983 г. вековой (считая с первой значительной реформы городского самоуправления 1835 г.) путь развития английского местного самоуправления был подытожен в Акте о местном самоуправлении, который можно считать кодексом местного самоуправления. Акт однообразно и точно формулирует основания и порядок возникновения новых территориальных единиц, их органов, устанавливает минимум и максимум советников и олдерменов в различных советах, сроки их службы, фиксирует нормы избирательною права в органы местного самоуправления, регулирует деление на избирательные округа и все прочие детали выборов, говорит о сроках созывов советов, об их деятельности, об их председателях, о комиссиях и комитетах, о местных должностных лицах (общее число которых накануне второй мировой войны достигало 100 тыс.) и их правах и обязанностях, о местных обязательных постановлениях, исходящих от советов, о бюджетах, о займах, об ассигнованиях от центральной власти, о способах контроля деятельности местного самоуправления со стороны центральных ведомств и т. д. и т. п.

Все то, что в течение века и более регулировалось от случая к случаю отдельными актами парламента, решениями правительства, обычаем, практикой, суммировано в акте 1933 г., приведено в ясность и в систему с устранением всего отжившего и несообразного и с учетом опыта и практики векового развития.

Закон 1945 г. об избирательном праве. Законом 1945 г., принятым еще до выборов, давших победу лейбористам, было расширено избирательное право в советы графств, городов и приходов. Это избирательное право, принадлежавшее раньше только плательщикам местных налогов, распространено указанным актом на ряд других категорий местных жителей, удовлетворяющих цензу оседлости (12 месяцев). Вследствие этого число избирателей возросло на 7 млн. На выборах в ноябре 1945 г. в большинстве графств одержали верх лейбористы.

Изменение государственного строя Англии в 19 веке.

Оформление конституционной монархии в Англии.

Основные этапы английской буржуазной революции.

Лекция 12. Государство и право Англии в новое время.

1 . Современное государство Великобритания возникло в результате революции получившей название «Великий мятеж» (1640-1660 гг.), а также государственного переворота под названием «Славная революция» (1688 г.) Английская революция развивалась под лозунгом реформирования церкви и восстановления старых вольностей, нарушаемых королевской администрацией. Особую роль сыграло противостояние между королем и парламентом, которое было прекращено только в результате «Славной революции», когда права и привилегии короля и парламента были четко оговорены в законе. В 1628 г. парламент принимает петицию о праве, направленную против незаконных налогов и сборов. Король отвечает на петицию своей резолюцией, в которой обещал сохранять справедливые права и вольности, также как и свою прерогативу. Вскоре парламент был распущен и в течение 11 лет король правит, не созывая парламента. Однако неудачная война с Шотландией потребовала новых субсидий, для выделения которых необходимо согласие парламента. Вновь созванный («короткий») парламент отказывается принимать необходимые законы, за что и был распущен. Король в качестве компромисса соглашается на созыв нового парламента (ставшего «долгим»), который вопреки ожиданиям становиться движущей силой революции.

В этот период в Англии складываются следующие политические течения:

Роялисты – представители светской и духовной знати, сторонники сильной королевской власти и англиканской церкви.

Пресвитериане - представители крупных землевладельцев, главной целью которых было небольшое ограничение власти короля, восстановление баланса власти и очищение церкви от пережитков католицизма.

Индепенденты - представители средней буржуазии и мелкого дворянства, их представителем был Кромвель, требовали более кардинальных изменений в стране.

Левеллеры – представители крестьян и ремесленников, которые требовали утверждения демократической республики и формального равенства граждан не зависимо от их имущественного положения.

Кроме того, определенную роль играли сторонники социалистических утопий – диггеры, которые требовали уничтожения частной собственности.

На первом этапе парламент добивается принятия «трехгодичного акта». Этот закон устанавливает максимальный период перерыва между сессиями парламента 3 года. Кроме того, роспуск парламента и перерыв в его сессии стал возможен только по решению самого парламента. Таким образом, устанавливается независимость парламента от короля. Эти изменения приводят к открытой борьбе между королем и парламентом. В начале победа была на стороне армии короля, которая была лучше подготовлена и вооружена. Положение меняется после военной реформы, проведенной после принятия парламентом закона «О новой модели армии». В армию стали призывать крестьян и ремесленников, на офицерские должности стали назначать в зависимости от заслуг, а не по происхождению. Вводится строгая военная дисциплина и ответственность перед судом. Армия становится регулярной. После этих преобразований армия парламента наносит поражение королю. Карл 1 был вынужден сдаться и решение о его дальнейшей судьбе перешло в руки парламента.



В этот период обостряется борьба между пресвитерианами и индепендентами. Индепенденты проводят чистку парламента от монархистов. К власти приходит Кромвель, который добивается суда над королем смертной казни для короля.

Англия становится республикой, но на этом борьба не заканчивается. В этих условиях Кромвель разгоняет парламент и устанавливает режим личной власти (протекторат).

Верховная власть в государстве передается лорду-протектору. Все акты в государстве издаются от его имени, за его подписью. Он являлся главнокомандующим, решал вопросы войны и мира, международного сотрудничества. Должность лорда-протектора была выборной. Первым лордом-протектором стал Кромвель, занимавший этот пост пожизненно.

2. Первым законодательным актом, закрепившим идею конституционной монархии, можно считать документ под названием «Орудие управления» принятый в 1653 на Совете офицеров. Этот акт состоял из 42 статей и регулировал вопросы государственного устройства и управления. В данном документе отмечается сочетание 3 принципов:

1) Демократический принцип предусматривал существование представительного органа - парламента.

2). Монархический принцип закрепил привилегии лорда-протектора

3). Аристократический принцип предусмотрел создание государственного совета.

Однако, в действительности этот период ознаменован укреплением личной власти Кромвеля. После смерти Кромвеля, его сын Ричард, занявший пост лорда–протектора, не смог удержать власть. На смену протекторату вновь пришла монархия. На престол был приглашен сын казненного короля – Карл II. Он восстановил прежние порядки и жестоко расправился со сторонниками Кромвеля.

В политической жизни происходит становление двух партий - Тори и Виги. Тори объединили в своих рядах наиболее консервативно настроенных земледельцев. Виги являлись представителями либерально настроенных промышленников и торговцев.

Карла II на престоле сменил Яков II, политика которого отличалась крайней реакционностью. Он пытался восстановить абсолютную монархию, что вызвало недовольство обеих палат парламента, Яков II был свергнут, а на престол приглашен его зять - Вильгельм Оранский, который соглашается на все требования парламента по ограничению королевской власти. Этот государственный переворот вошел в историю под названием «Славная революция» и привел к становлению такой формы правления как конституционная монархия.

Законодательной основой конституционной монархии стали:

1. Heabes corpus act (1679 г) ограничивший возможность несудебной расправы короля над оппозицией и закрепивший ряд демократических принципов (неприкосновенность личности, скорое и справедливое правосудие, законность при задержании).

2. «Билль о правах» (1689 г.), который закрепил такую форму правления как дуалистическая монархия – переходная форма от абсолютизма к конституционной монархии; и ограничил полномочия короля.

3. Акт об устроении (1701 г.) лишивший короля права помилования, ограничил судебные полномочия короля, закрепил верховенство парламента.

Таким образом, устанавливается английский вариант разделения властей, основанный на верховенстве парламента, ответственности перед ним правительства и исключительном праве парламента сменять судей. Кроме того, было введено правило контрасигнатуры и принцип несменяемости судей.

На данном этапе государственный строй Англии был представлен следующим образом: во главе государства фактически находился двухпалатный парламент. Верхняя палата – Палата лордов - формируется по наследственному признаку, по назначению короля либо в силу занимаемой должности (архиепископы). Нижняя палата – Палата общин – формируемая на основе выборов, ограниченных на тот момент высоким имущественным цензом. Полномочия короля были ограничены. Он представлял страну на международной арене, являлся главнокомандующим, назначал должностных лиц, участвовал в законотворческой деятельности (подписывал законы). Тайный совет был преобразован в Кабинет Министров. Полномочия по формированию Кабинет Министров переходит в руки парламента. Главой кабинета министров становится премьер-министр. Устанавливается личная ответственность министров перед народом, а также право парламента предавать министров суду. Возникает так называемое ответственное правительство. Постепенно складывается принцип: король царствует, но не правит. С этого момента законы вступают в силу лишь тогда, когда кроме подписи короля на них проставлена подпись премьер-министра или ответственного министра.

3. Развитие парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления. В 19 веке в Англии впервые в мире создается институт гражданской службы («постоянное правительство»). Гражданская служба представляла собой законченную систему управления через постоянное профессиональное чиновничество. Чиновники делились на два разряда: высший (руководители) и низший (исполнители). Аппарат профессиональных государственных служащих был освобожден от партийного влияния и не менялся с приходом новых министров.

Парламент становится орудием правительства. Это происходит от того, что правительство стало формироваться из лидеров партии, получившей большинство мест в которая занимает большое место в парламенте. Лидер партии занимал пост премьер-министра. Поэтому работа в парламенте сводилась к обсуждению решений правительства. Правительство готовило такие решения, которые исключали дебаты и прения на заседании парламента. Продолжается рост государственного аппарата, появляется большое количество министерств.

На протяжении столетия в стране принимается ряд законов, направленных на реформирование системы представительства. Акт о народном представительстве 1832 г. привел к перераспределению депутатских мест, ликвидировал представительство «гнилых» местечек, предусмотрел зависимость депутатских мест от количества жителей населенных пунктов (от 1 до 4). Избирательное право получили лица мужского пола, достигшие совершеннолетия, владевшие недвижимым имуществом, выплачивавшие ежегодные налоги. Вводится ценз оседлости, то есть требование прожить в определенной местности в течение определенного срока. Данный закон позволил вдвое увеличить избирательный корпус. В 1867 году был принят новый закон, который снизил имущественный ценз и привел к очередному перераспределению депутатских мест. Эта реформа дала возможность участвовать в выборах не только собственникам недвижимости, но и представителям рабочей аристократии, которые обладали определенным доходом, уплачивали налоги и проживали в местности не менее года. В 1872 г. вводится порядок регистрации избирателей и тайное голосование. Происходит оформление консервативной и либеральной политических партий. Реформа 1884-1885 гг. упростила применение имущественного ценза, привела к очередному перераспределению депутатских мест, разделила графства на избирательные округа и привела в итоге к оформлению в Англии мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

В это же период проводится реформирование системы местного самоуправления. Были созданы однотипные органы управления – советы, увеличено количество графств, органы местного самоуправления отличались самостоятельностью и были лишены административной опеки со стороны центральных органов власти.

Судебная реформа упразднила разделение высших судов Англии на суды общего права и суды справедливости. Высшей судебной инстанцией стал Верховный суд состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда. Для уголовных дел действовал Центральный уголовный суд Лондона

4 . Буржуазное право Англии складывается в 16-17 веках и до настоящего времени сохраняет свои черты. В нем просматривается преемственность дореволюционного (феодального) права и послереволюционного (буржуазного) права. Англия смогла удержать большинство феодальных норм, включив в них новое содержание. Были введены новые принципы права (например, свобода предпринимательства), а также новые институты права (например, авторское право).

К особенностям английского права относится его архаичность. До сих пор некоторые нормы выражены на феодальном наречии. Этого принципа твердо придерживаются, так как считается, что именно он сохраняет незыблемость права и государственного строя.

Следующей особенностью английского права является его обособленность от континентальной системы права. На развитие английского права римское право не оказало существенного влияния. Этим объясняется наличие в правовой системе Англии особых институтов, своеобразного понятийного аппарата. Для Англии характерны особые источники права:

1) Общее право, творцами которого выступали судьи королевских судов. Оно проявляется в судебном решении. С эпохи средневековья в Англии построена целая система прецедентного права.

Общее право не являлось обязательным для судьи. При вынесении решения судья руководствовался собственными знаниями и убеждениями, что приводило к появлению новых прецедентов и придавало праву Англии известную гибкость.

2). Право справедливости – вторая система прецедентного права, созданная благодаря суду лорда-канцлера, сохранившая свое значение вплоть до 19 века. Данная система не была связана принципами прецедентного права, развивалась под влиянием римского права и защищала интересы предпринимательства. Именно эта система способствовала развитию в английском праве новых институтов (например, института доверительной собственности). В ходе судебных реформ второй половины 19 века суды были объединены в единую систему, что привело к объединению общего права с правом справедливости в единую систему прецедентного права.

3). Статутное право – это законы принятые парламентом. До 19 века сохранили свое значение многочисленные акты эпохи феодализма, что придавало английскому законодательству крайне запутанный характер. Этим объяснялась малая значимость статутов в правовой системе Англии. Английское право не знает кодификации актов законодательства, хотя с 19 века стали издаваться консолидированные акты. Такие акты стали объединять без изменения содержания все предшествовавшие статуты, принятые по одному и тому же вопросу. К концу 19 века появляются «суррогаты кодексов» - консолидированные статуты с элементами кодификации (например, Закон о переводном векселе, Закон о товариществах), стали издаваться официальные сборники статутов.

Введение

Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система ) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

Конституция Великобритании не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является "Королева в Парламенте".

В настоящее время Соединенное Королевство является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского союза (ЕС), Большой восьмёрки (G8), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

1. Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

Премьер-министр, хотя формально и считается первым среди равных ему по рангу коллег по кабинету, фактически располагает большей частью его формальной власти. Не последнюю роль в этом распределении власти играет тот факт, что премьер-министр может приглашать или увольнять членов кабинета. Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они контролируют повестки дня, назначают и смещают членов кабинета и около 80 младших министров, не входящих в кабинет; они определяют также состав и повестки дня от 25 до 30 постоянных и временных комитетов, через которые проводится большая часть наиболее важных правительственных решений. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют Британию за рубежом. Премьер-министры также обладают правом назначать чиновников на различные государственные должности, а также влияют на разного рода другие назначения и непосредственно контролируют систему привилегий и почетных званий (пэрства, рыцарства и т.п.). Расширению сферы полномочий премьера способствую и современные средства массовой информации, придающие особое значению личностному фактору власти.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом - а также коалиционные - более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

2. Законодательная власть

2.1. Палата общин

Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий - два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1, что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

2.2. Палата лордов

Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой "смесь" наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето - отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

2.3. Избирательные системы и реформа

В Великобритании используются различные избирательные системы:

    First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).

    Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.

    Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.

    Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.

    Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

3. Политические партии Великобритании

Консервативная партия

Лейбористская партия

Либеральные демократы

Демократическая юнионистская партия

Шотландская национальная партия

Шинн Фейн

Партия Уэльса

Социал-демократическая и лейбористская партия

Зелёная партия Англии и Уэльса

Партия «Альянс»

Партия независимости Соединённого Королевства

Британская национальная партия

Ольстерская юнионистская партия

4. Судебная власть

В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

4.1. Высокий суд

Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцлерского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.

4.2. Апелляционный суд

В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы на решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

4.3. Суд короны

Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

4. исполняющий обязанности судьи.

4.4. Барристеры

Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

4.5. Суды графств

Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90 % всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это суды графств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20 000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

Административные суды (трибуналы)

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов.

5. Гражданская служба

Гражданская служба Великобритании - постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

«Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.

Региональное самоуправление (devolution)

Делами местного значения в каждом графстве, округе, области занимаются выборные советы. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Правда степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе - ассамблея является лишь совещательным органом.

    Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В.Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2000. - ISBN 5-7975-0267-4, C. 349-370

    Иностранное конституционное право/Под редакцией И67 проф. В.В. Маклакова. - М.: Юристъ, 1996. - ISBN 5-7357-0102-9, C. 39-68

    Правовые системы стран мира:Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. -2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. - ISBN 5891235277, C. 24-45

    Хогвуд, П.Деволюция в Великобритании:Шаг на пути к федерализму? /П. Хогвуд; Пер. с англ. М. М. Красновой. //Федерализм: Российское и международное измерения. -Казань, 2004. -С. 561 - 582

Великобритания в темах

Герб Флаг Гимн Государственный строй Конституция Парламент Административное деление География Города Столица Население Языки История Экономика Валюта Культура Религия Литература Музыка Праздники Спорт Образование Наука Транспорт Туризм Почта (история и марки) Интернет Вооружённые силы Внешняя политика
Портал «Великобритания»

Великобритания - унитарное государство с конституционной монархией. Королева Елизавета II является главой государства Соединённого Королевства и ещё пятнадцати независимых стран Содружества. Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение». Великобритания не имеет конституции как единого документа, как и всего лишь у трёх стран в мире - Новой Зеландии, Израиля и Сан-Марино. Это вызвано особым (по сравнению с другими странами Европы) характером права Великобритании, которое относится к англо-саксонской системе, отличительной особенностью которой является использование в качестве источника права судебного прецедента, его главенствующий характер, а также длительным самостоятельным развитием британского права.

Выделяют три составляющих Конституции: статутное право; общее право и конституционные соглашения, которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

Статуты: к ним относят акты парламента и акты делегированного законодательства (когда часть полномочий парламента передается другим органам государственной, обычно исполнительной, власти).

Всего к статутам конституционного характера относят более двух десятков документов, которые формально никак не выделяются из общего массива правовых актов; в научной доктрине их выделяют лишь по предмету регулирования. Это акты, определяющие форму правления и форму государственного устройства; систему, порядок формирования и компетенцию высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовой статус личности:

1) правовые акты, принятые до XX века, но действующие до настоящего времени;

2) законы, принятые в XX веке: законы о Парламенте; законы о пэрах; Закон о Палате общин; законы о народном представительстве; законы о гражданстве; Иммиграционный акт; Закон о королевской санкции; Вестминстерский статут; законы о министрах Короны и др.



3) акты, принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом (акты министров Короны, местных органов власти и публичных корпораций, среди которых наиболее важными считаются приказы Тайного совета, издаваемые от имени британского монарха, которыми оформляются все решения Кабинета).

Судебный прецедент: судебными прецедентами регулируются вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный обычай: регулирует сферу деятельности монарха, парламента, правительства и их взаимоотношений.

Поскольку нет никакой технической разницы между обычными статутами и «конституционным правом», парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции. Однако стоит отметить, что ни один парламент не сможет принять закон, который следующий созыв не смог бы изменить.

Основные принципы и институты современного государственного управления в Великобритании складывались на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому отличительной особенностью этой системы является ее архаичность, влияние авторитета традиций и норм, не имеющих законодательного оформления, однако влияющих на реальный процесс управления страной.

Одним из наиболее значимых факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на систему государственного управления в Великобритании является отсутствие формального и фактического разделения властей в его классическом понимании. Великобритания является монархией, и Монарх всегда был и остается частью законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе органов государственного управления, но и, например, в том, что члены Правительства Ее Величества (исполнительная ветвь власти) являются членами парламента (законодательная ветвь власти) и обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Например, лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета министров, Спикером палаты лордов и Председателем Апелляционного суда.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить три основных политических института: Монарх, Парламент, Правительство.

Монарх

По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Монарх официально является главой государства и олицетворяет единство страны. Формально монарх обладает значительными полномочиями (назначает премьер-министра и членов правительства, судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служителей англиканской церкви, созывает и распускает парламент по представлению премьер-министра, обладает правом законодательного вето, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет право помилования и т.д.) и еще большим влиянием на функционирование органов государственного управления.

Большинство полномочий британского монарха определяется понятием «королевская прерогатива», другие полномочия закрепляются законом. Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Своеобразие исторического развития страны выразилось в том, что с конца XVII века происходил процесс передачи королевских прерогатив (законодательных и исполнительных) парламенту и правительству. В настоящее время любая из королевских прерогатив может в случае необходимости стать предметом законотворчества парламента. Если парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым.

В британском праве различают два вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические. Личные прерогативы сводятся к ряду неписанных правил обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Примерами подобных личных прерогатив являются правила «монарх никогда не умирает» (по британскому общему праву между царствия быть не может, так как существующая система престолонаследия обеспечивает постоянное функционирование института монархии) и «монарх не может поступать неправильно» (закрепляет личный судебный иммунитет монарха). Политические прерогативы британского монарха достаточно обширны и закрепляют его полномочия в сфере внутренней и внешней политики. Во внутренней политике королевские прерогативы сводятся к полномочиям в области управления (право монарха назначать и увольнять министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалованье почетных званий; чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны), полномочиям в судопроизводстве (право помилования), и полномочиям в законодательстве (право созывать и распускать парламент; право подписи законопроектов, принимаемых палатами парламента). Во внешней политике королевские прерогативы сводятся к праву объявления войны и заключения мира, праву заключения международных договоров, праву решения по аннексии и уступке территории, праву направления и аккредитации дипломатических представителей, праву на признание зарубежных государств и правительств. Политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров правительства.

В системе государственного управления Великобритании можно выделить два элемента: функционирующий, связанный с реальными полномочиями в сфере управления, которыми обладают премьер-министр и члены правительства и стабилизирующий, которые выражается в формальной прерогативах британского монарха направленных на обеспечение преемственность власти. На протяжении прошлого столетия британские монархи не раз способствовали решению проблем британской политической системы в целом, и системы государственного управления в частности. В частности это касалось конвенционной нормы британского общего права, согласно которой монарх имеет право назначать премьер-министров, но не правомочен отвергать их советы по вопросам государственной политики.

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  • консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  • либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.

3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  • Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  • Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  • Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.



4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет.

48. Основные тенденции в развитии государственного механизма Великобритании в XX веке. Реформы избирательного права.
1.Партийная система Великобритании:
Основой политической системы стала двухпартийная система. изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стоял - Черчилль, Именно с его имени и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике. В 20-ых годах массовой популярной партией становится лейбористская. Партия является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических изменений.
2.Эволюция парламента
Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось.
депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин Формируется посредством демократических выборов
К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.
Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:
1) установился законодательный приоритет палаты общин
2) установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии. .

3.Эволюция правительства

Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства.
Так же был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в:
1. Передача правительству законодательной власти



2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы
3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.
4. Должность премьер-министра превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:
1.Определяет персональный состав правительства
2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.
3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4.Изменение правового статус короны
Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия.

Полномочия монарха:
1.Назначение премьер-министра.
2.Право созвать или распустить парламент
3.Право пожаловать титул пэра.
4.Право советовать правительству.
5.Право предостерегать правительство
6.Монарх осуществляет представительские функции.

49. Борьба за образование единого германского государства. Конституция германской империи 1871г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.

Господствовали – князья, дворянство. Форма правление - МОНАРХИЯ.

Началась буржуа-демократическая революция во Франциии,она переросла в германскую. Входе революции встал вопрос об объединении страны.Задача: приход буржуазии к власти, ликвидация старых порядков. Но в ходе революции они не были решению Буржуа испугались размаха пролетариата. народное собрание было разогнано, революция завершилась так и не решив вопросов.Развитие капиталистических отношений в Германии. Партиям становится тормозом для развития торговли и промышленности. Требование единства. В 19 веке ведут борьбу за лидерство в объединении. Австрия и Пруссия. Пруссия – ряд войн. победа над Данией. над Австрией. Пруссия создала Северо-германский союз в главе с Пруссией, принята конституция. В нее входила часть северогерманских государств.Объединение Германии создавало возможности для быстрого промышленного развития.Но это не привело к полному установлению господства буржуа. В объединение германская буржуазия заняла подчинительное положение.

Конституция 1871

Высший органы: Императоры. Титул император получил прусский король. Обширные полномочия. Он имел исключительные права в области внешних отношений, объявлял войну и заключать мир, командование, назначать канцлера. законодательная власть у «парламента», но император мог контролировать деятельность.Преобладающая роль у Бундесрата, который состоял из членов, назначаемых партиями отдельных государств, субъектов.Председатель Бундесрата – Канцлер, назначался императором. Если у Бундесрата мнения разделялись, то его голос был решающий.Императорское правительство было представлено в единственном лице – канцлера.Кабинета министров нет, только начальники императорских ведомство - подчинение.Форма государственного устройства – федерация.

Германская конституция.

Назвать этот режим демократическим нельзя (хотя было всеобщее избирательное право для мужчин), с самого начала в государстве преобладали антидемократические тенденции, допускалось легальное существование партий.появился закон против социалистов: суровые меры преследования соц. организаций:

o 1)запрещалось создание и деятельность обществ, имеющих цель свержение существовавшего строя путем социалистических, коммунистических усмотрений

o 2)полиции предоставлялось право закрывать газеты, в которых пропагандировались эти идеи, собрания.

· 3)прочие общества не запрещались, но становились под контроль правительства, их можно было распустить

· 4)правительство могло ввести малое осадное положение

· Полит режим кайзеровской Германии . Слож­ные соц-эконом процессы на пути истор развития объединенной Германии XIX в влияли на частые изменения ее полит режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (министр-президент Пруссии) О. Бисмарк.

· Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно пре­обладание либеральных методов и средств осуществления го­с власти. В это время не только снимается мно­жество феод препон для развития предприн-ва и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.