Образец анализа открытого занятия по развитию речи. Анализ открытого занятия в младшей группе. Анализ речевого занятия

Организация: МДОАУ «Детский сад № 1 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Орск

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Отчет ребенка является своеобразным рассказом обо всем, что произошло. Слово для детей становится опорой действия и мысли.

Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно – исследовательской деятельности представляется по следующим причинам.

  • К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться слаженно, взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей.
  • Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему?, зачем?, как?)
  • Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими речевыми формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Поэтому, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии речи и интеллектуальных способностей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка. В группе организован опытно-экспериментальный уголок, разработаны дидактические игры познавательного характера, изготовлены мнемотаблицы для проведения опытов, подобран методический материал.

Используя в своей работе технологию А.И. Савенкова, мы учим детей:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • анализировать полученный в ходе исследования материал;
  • делать выводы и умозаключения.

Для развития каждого умения используем специальные упражнения.

  1. Умение видеть проблемы

Под проблемой понимают сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены.

Для развития умения видеть проблемы мы подобрали специальные задания и упражнения.

«Смотреть на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения. Смотреть на объект исследования с разных сторон.

Суть упражнения состоит в продолжении ребенком неоконченного рассказа, предложенного воспитателем. Делается акцент на продолжение рассказа несколькими способами.

Например , «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что….».

Ребенок должен продолжить рассказ, побывав в роли родителей (папы, мамы), бабушки дедушки, затем в роли друга (недруга), в роли кошки (собаки) и т.д.

Ответы детей: «потому, что заболел ангиной», «потому, что не захотел рано ставать в детский сад», потому, что ему купили велосипед», потому, что он испугался большого драчуна», «ему захотелось поиграть с мышкой».

В ходе выполнения этого задания мы стремимся к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Стараемся отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы и воздерживаемся от критики.

«Сколько значений у предмета»

Детям предлагаем, какой – либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть камень, бумага, кубик деревянный и мн. др.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Ответы детей: расколоть камнем орехи, сделать каменное ограждение для ручья, подложить камни под ножки стола, чтоб он стал выше и т.д.

Поощряем самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и. конечно же чем их больше, тем лучше.

Игра «Карусель»

Данная игра создает ощущение быстрой смены событий. Мы предлагаем детям мысленно «сесть на карусель». Для этого дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который воспитатель держит над головой. После каждого оборота остановка в разных мирах.

Например , мы остановились в «мире Воды». Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что не замечали раньше: капли дождя, текущие по стеклу, вода в блюдце, вытекшая из цветочного горшка, капли воды на полу.

  1. Учимся выдвигать гипотезы.

Одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения.

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Они дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Упражнение «Давайте вместе подумаем, как собака находит своего хозяина, если она потерялась?»

Ответы детей: находит по запаху; когда она гуляет с хозяином, смотрит по сторонам и все, потом запоминает, а потом вспоминает, когда бежит; ее находят другие люди и приводят хозяину.

  1. Учимся задавать вопросы.

Вопрос рассматривается как форма выражения проблемы, гипотеза – способ решения проблемы.

Например, «Какие вопросы помогут узнать тебе о предмете, лежащем на столе?» Размещаем на столе, к примеру, куклу.

Ответы детей: Что это? Почему здесь лежит? Кто принес?

Затем предлагаем подумать и ответить: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?

Ответы детей : Как тебя зовут? Где твой дом? Куда ты идешь?

  1. Учимся давать определения понятиям.

Есть предметы, явления, события, и есть понятия о них. В понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки. Для того, чтобы научить детей старшего дошкольного возраста определять понятия, мы используем относительно простые приемы: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение, загадки.

Например, прием сравнение позволяет выявить сходство и различие. Мы использовали игры «Летает – не летает»; «Общее и особенное» В этой игре детям предъявляли два объекта и предлагали объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывал тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

Например, слон и гора – они очень большие, но слон живой, гора нет.

  1. Учимся классифицировать.

Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область. Для развития умения классифицировать мы применяли всем известные игры «Четвертый лишний», «Раздели предмет».

  1. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающее важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному выступлению.

Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем (мнемотаблиц). Это качество мы формировали в процессе занятий по обучению рассказыванию, а именно при пересказе текстов. Предлагали детям после нескольких полных пересказов, попытаться рассказать коротко, о чем рассказ, выделить главное.

  1. Учимся делать выводы и умозаключения.

Делаем мы это так – сопоставляем два объекта, и в результате выясняем, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии, мы используем такие упражнения.

Например , просим детей назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.

Ответы детей: стекло, лед, пластик.

Когда ответов накопилось множество, мы подводим итог. Дети приходят к заключению, что каждый ответ правильный. Правы были все, но каждый по - своему.

  1. Учимся наблюдать.

Наблюдательность – сплав мышления и внимательности. Ребенок анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Для развития внимания и наблюдательности предлагаем следующие упражнения.

Например, рассматриваем вместе предмет (кукла, машинка). Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

В задании «Парные картинки» , содержащие различия, предлагаем детям найти 10 отличий.

В задании «Найди ошибки художника» - формируем умение анализировать зрительные образы.

  1. Формируем умения и навыки проведения экспериментов.

Эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки сравнения. Эксперименты бывают мысленные.

Например, детям предлагаем рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, стоящие перед ними. На рисунках изображены часы, свисток, скорая помощь, петушок, плачущий ребенок.

Вопрос: «Кто громче всех звучит, а кто и что тише всех?» Уровень ответов может быть разным.

Ответы детей: свисток сильнее звучит, чем часы; голос петушка тише, чем гудок машины скорой помощи и т.д.

Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и свойствами. Организуя занятие, мы привлекаем внимание детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.

Результатом опытов будет формулирование каких – либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому, что…). Один из наборов для экспериментирования мы оставляем в группе, в уголке экспериментирования, где им можно воспользоваться.

Таким образом, поддерживая интерес детей, мы позволяем им воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Целевым ориентиром для нас (критерием успешного продвижения ребенка) мы считаем следующие показатели познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

  • ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему?, зачем?, как?);
  • обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что);
  • стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции) и отражает это в речи;
  • стремиться выразить в речи временные, целевые и причинные отношения, полно излагать свои мысли, достаточно легко строить развернутые предложения;
  • проявляет это к познавательной литературе.

Используемая литература

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1974 г.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение «Академия К», 1998 г.
  3. Подъяков Н. Г. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.// Педагогический вестник № 1 – 1997 г.
  4. Савенков А.И. Как научить ребенка приобретать знания. «Академия К» 2002 г. М.: Просвещение 2000 г.
  5. Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.

Самоанализ

Опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней

Группы на тему: "Волшебница вода."

Воспитатель МКДОУ " Шварцевский д/с"

Кирова Надежда Николаевна.

Цель НОД - формировать у детей интерес к занятиям, активизировать умственные способности, логическое мышление, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные: познакомить со значением воды для всего живого

(вода - источник жизни), закрепить свойства воды, представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот, превращении воды в пар, о круговороте воды в природе.

Развивающие : способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Воспитательные : прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.

НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 10 человек. Дети умеют слышать и слушать воспитателя, они легко идут на контакт с воспитателем, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно - исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: " Речевое развитие", " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное".

Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД - 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы (задания), делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД способствовала предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном

солнечном свете после дождя идёт испарение (пар над землёй), проведение опытов с водой, снегом, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Взаимосвязь элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания по сложности, были доступны детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки: " У меня получилось!, " Я знаю." Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Специфика работы с детьми отражалась в личностно- ориентированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний, и" зоны ближайшего развития" каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении опытов, напоминания, дополнительные объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них уверенность в своих действиях. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, динамическая пауза.)

В ходе НОД использовала компьютерную презентацию (загадки о состояниях воды)

На занятии использовала разнообразные материалы: наглядные пособия(глобус), пособия для опытов. Пособия были подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, интересовались причинно- следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Владеют устной речью (кроме 3х детей), могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены.

В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила использовать карточки (если было интересно- солнышко, а если не интересно - солнышко с тучей.)


Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Самоанализ открытого занятия по развитию речи и коммуникации «Домашние птицы»

Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 “ЗАБАВА” г. Набережные Челны

Самоанализ открытого занятия. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: Домашние птицы.

Данное открытое занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет в количестве 15 человек.

  1. Образовательные: познакомить с понятиями птичий двор, с новыми названиями птиц.
  2. Развивающие: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к птицам.

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение) ; наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки) ; игровой материал.

В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой сенсорной ситуации.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.

Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно поставлена работа с ИКТ во время занятия приходилось отвлекаться на установку. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю что поставленные на занятии задачи были выполнены.

Анализ открытого занятия в младшей группе

Проведение и анализ открытого занятия – один из самых эффективных способов повышения компетентности воспитателя. Самое ценное в этой форме методической работы – это наглядный пример практической работы. Но не менее важна вторая часть мероприятия, где все педагоги становятся участниками разбора увиденного, его анализа.

Я имею большой опыт работы в должности старшего воспитателя, однако считаю, что не всегда удается эффективно и качественно провести анализ просмотренного занятия. Иногда воспитатели ведут себя сдержанно и не желают высказывать критических замечаний в адрес коллеги. Может быть, щадят его чувства, не желают испортить отношений. Во всяком случае роль старшего воспитателя в создании ситуации общения, где воспитатели открыто высказывают мнение, оценку увиденных приемов работы, приводят аргументы в пользу результативности этой работы (или отсутствия результатов).

Хочу привести пример анализа занятия в младшей группе (провела Ск-ова Н.Г. 27 апреля 2015г. “Чтение и пересказ сказки с опорой на наглядные символы (мнемотехника)” (см. приложение)
Целью занятия является обучение пересказыванию детей 3,5 лет.
Задачи: познакомить с текстом, учить устанавливать последовательность событий, развивать память, способствовать пониманию событий сказки.

1. Воспитатель сделала пояснения: выбрала это занятие для показа ввиду того, что считает прием мнемотехники (события сказки изображаются воспитателем в виде несложных пентаграмм) очень эффективным. Применение на практике в течение 2 месяцев этого приема дало видимый результат. Дети стали активнее отвечать на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, пересказы стали точнее, часто близки к тексту.

2. Оценили результативность занятия: очень эффективно. Аргументы: высокая речевая плотность, каждый ребенок высказался не менее 2 раз. Если в 1 части занятия (в организационном моменте) и во второй части (в ответе на вопросы воспитателя) ответы детей были фразовыми, то в 3 части (рисование таблицы-подсказки) и в 4 части (пересказ) они состояли из сложно-сочиненных предложений. Максимальное количество предложений -6, минимальное – 2. Интерес детей сохранялся до конца занятия.

3. Выделили используемые приемы.
Мотивация деятельности детей. Прием использовался в каждой части занятия.
Сначала появилась собака (игрушка), и дети объяснили, что это домашнее животное и почему.
Затем они были заинтригованы вопросом о той собаке, которая искала себе друга, и согласились послушать эту историю.
Перед физ-минуткой воспитатель предложила поиграть в знакомую игру в волшебницу и превратила всех в маленьких щенков. После разминки не забыла превратить их обратно в детей и проверила, все ли дети вернулись. Это собрало внимание, вернуло к делу.
Воспитатель напомнила детям, что им может помочь табличка, “наша помощница, которую мы научились сами создавать”. Дружно приступили к делу, и стали делать пояснения (пересказ текста по последовательным эпизодам). Всего 8 участников, высказывания по 1-3 предложения. При необходимости помощь воспитателя: подсказка, уточнение, одобрение.
Обратилась с вопросом, кто хочет рассказать сказку. Дети активно среагировали, воспитатель пригласила мальчика, который стал проявлять активность совсем недавно. Всего 5 высказываний от 2 до 6 предложений, иногда близко к тексту. Второй и последний ребенок – с хорошо развитой речью.

4. Оценили своевременность приемов. Физ-минутка не отвлекла детей. Продуманы переходы между частями занятия. Во время рисования пентаграмм дополнительной подсказкой для детей иногда служил рисунок.

5. Оценили речь воспитателя. Как речь воспитателя способствовала созданию атмосферы мышления, привели примеры.

6. Оценили развивающую среду, созданную воспитателем на занятии.

Считаю, что главным во время анализа занятия является умение педагогов аргументировать свои высказывания. Мнения могут быть противоположными. В педагогическом общении ценится умение убедить, привести пример.

Мордовская сказка
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай, - согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
- Зачем лаешь? - говорит собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, - подумала собака. - Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
- Что ж! - отвечает волк. - Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
- Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, - подумала собака. - Уж лучше мне подружиться с медведем».

Чтобы понять как сделать, Анализ занятия в доу по развитию речи, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Примерная схема анализа НОД по развитию речи

Организация НОД.

– наличие плана или конспекта НОД;

– оснащенность пособиями и их эффективность;

– соблюдение санитарно-гигиенических требований (чистота помещения, освещенность и т.д.);

– длительность НОД и ее этапов;

– рациональность размещения детей и место воспитателя.

2. Дидактическая и воспитательная деятельность воспитателя :

– Программное содержание, его соответствие программе, возрасту и уровню развития детей; количество задач, их взаимосвязь и выполнение;

– учет принципов дидактики (доступности, последовательности, наглядности, осознанности, индивидуализации и дифференциации обучения и развития)

– оптимальность и целесообразность используемых методов и приемов, наличие элементов проблемности; разнообразие методических приемов, обеспечение смены деятельности, соответствие приемов поставленным задачам;

– речь педагога (темп, дикция, эмоциональность и образность, умение вовремя и тактично исправить речевые ошибки детей);

– реализация воспитательной направленности НОД.

3. Деятельность детей в НОД :

– степень речевой активности детей (в сравнении с речевой активностью педагога, активизация всех детей);

– наличие у детей интереса к НОД;

– проявление навыков учебной деятельности (умение слушать и слышать, выполнять указания воспитателя и т.д.);

– проявление достижений детей в речевом развитии (достаточность словаря, усвоение правильного звукопроизношения и грамматических форм, связность речи и т.п.);

– наличие культуры общения (умение выслушать педагога и товарищей, не перебивая, культура тона, силы голоса и темпа речи).

Бланк анализа НОД

Примечание . В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.

Выводы по занятию ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения и рекомендации_ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИО наблюдателя __________________________________________________________

Дата «____»____________20___г. Подпись __________________

Чтобы понять как сделать, Анализ занятия в доу по развитию речи, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему:
Анализ занятия

Самоанализ итогового занятия по русским народным сказкам

Занятие «Путешествие по русским народным сказкам » проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного занятия направлена на закрепление знаний детей о русских народных сказах и взаимосвязана с целями других занятий. Занятие является одним из цикла занятий по закреплению знаний, умений и навыков детей по пересказу сказок. Цикл рассчитан на год, проводится одно занятие в месяц. Занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.

Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о русских народных сказках.

Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости п ерехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие по русским народным сказкам».

При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей.

Научность изложения содержания образования реализовалась на занятии на основе адаптированной к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологии С.И. Гин и методики Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

В предварительной работе использовались игры – инсценировки по русским народным сказкам, просмотр презентаций, дидактические игры по русским народным сказкам, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение мимического этюда «Наши чувства» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по русским народным сказкам, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о русских народных сказках, о главных героях этих сказок, научить пересказывать сказки.

В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра «Помогите!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Расколдуй героев сказок» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.

Проведение дидактических игр «Назови сказку», «Отгадай загадку», способствовали закреплению знаний детей о русских народных сказках, о главных персонажах сказок.

Физминутка «Сказки» была направлена на развитие умения координировать речь с движением и на развитие интонационной выразительности речи.

Дети активно, с интересом собирали страницы «Книги сказок»: называли русские народные сказки и их главных героев, моделировали сказки, отгадывали загадки по сказкам и собирали сказки по картинкам.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок книгу сказок, раскраски с героями русских народных сказок.

Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.

Аппаратом для оценивания деятельности воспитанников // стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.

Фактический ход занятия / / соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия / /дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута, дети закрепили названия русских народных сказок, их главных героев, научились узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и моделям. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал поможет провести анализ занятия у педагогов детского сада. В приложениях схемы, помогающие провести данную работу.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ Любое направ.

Образей краткого анализа серии занятий по теме. Постановка целей, проведение занятий (3-5), выводы о достижении целей.

Чтобы понять как сделать, Анализ занятия в доу по развитию речи, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Айлана Будегечи
Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова»

Возрастная группа : подготовительная к школе группа- подгруппа детей (8 человек)

Цель : Совершенствовать умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка .

Образовательные : Формировать фонематический слух, умение определять звук в слове

и соотносить его с буквой ; упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.

Общеразвивающие : Развивать речь и воображение ; развитие речевого слуха .

Воспитательные : Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитание культуры речевого общения

Материал и оборудование : Сухой бассейн с красными, синими шариками, кубики с буквами , предметные картинки, мяч среднего размера, грузовая машина, фломастеры, листы белой бумаги на каждого ребенка, ТСО- проектор, музыкальный центр.

Предварительная работа : Игра «Раздели правильно» , игра «Придумай слово на «ик» .

Я провела занятие в виде занятия -путешествия в страну игр, Занятие построено по звуковой культуре речи в интеграции образовательных областей “Коммуникация”,”Социализация”.- в правильном произношении и разделение гласных и согласных звуков ,где дети играли в игры со звуками и буквами , составляли слова и разделяли на слоги, подбирали слова на «ок» ,применила на занятии психогимнастические , релаксационные упражнения.

Занятие соответствует данному возрасту, перед занятием были выполнены гигиенические требования. Форма проведения занятия- игровое . Перед началом занятия я настроила детей в путешествие в страну игр, и поддерживала его до конца занятия . Во время занятия концентрировала внимание детей на разные игры и упражнения. При проведении занятия

применила следующие методы и приемы.

Наглядные- показ предметных картин на слайдах, кубики с буквами .

Словесные – беседа , вопросы, ответы.

Игровые- игровые упражнения «Угадай и покажи» ,»Утро», «Цепочка слов » ,

Практические – релаксация»Хорошо»,физминутка.»Сержусь или радуюсь».

Применила прием подачи нового, с опорой на имеющийся у детей знания -это игра «Кузовок» -дети находили слова на «ок» -справились с заданием дети ___

(хорошо, затруднялись, справились, не справились)

На занятии решались задачи : образовательные, общеразвивающие , воспитательные.

На занятии также применила ТСО- проектор- показ слайдов -картинок, муз- центр, Активность и поведение детей на занятии___

(хорошее, активные, дисциплина хорошая, плохая, внимание у детей было сосредоточено на игры).Во время занятия дети были подвижны : стоя полукругом делали упражнения, сидя в сухом бассейне делали задания, сидя за столы рисовали буквы .

Программный материал детьми усвоен, т к дети справились заданием, с удовольствием играли в игры и упражнения. Старалась найти с детьми доброжелательный тон общения. Проведена мной физминутка «Сержусь или радуюсь» .

Поставленная мной цель и задачи занятия достигнута . Считаю, занятие провела на ___

(высоком, среднем, низком) .Длительность занятия составило ___минут .

Собственная разработка занятия . (использованы занятия из журнала «ДВ» , «Ребенок в д\с» .)

Анализ составила : Воспитатель МБДОУ

д\с «Солнышко» Будегечи А. О.

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием “звук”, учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

НОД «Закрепление знаний о звуках [Р], [Р’], [Л], [Л’] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л.» Цель:Закрепить знания детей о звуках [Р],[Рь][Л],[Ль] и соответствующих буквах. Дифференциация звуков Р-Л. Закрепить умение правильно произносить.

Шаблоны
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Чтобы понять как сделать, Анализ занятия в доу по развитию речи, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.

Схема анализа занятия по развитию речи (рассматривание и беседа по картинке)

1. Соответствие программного содержания программе воспитания детей в детском саду (как сформулированы вопросы обучающего характера по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи).

2. Соответствие содержания картин программному содержанию занятия.

3. Подготовленность детей к восприятию, пониманию картины.

4. Структура занятия:

а) начало занятия – сообщение цели;

б) вопросы, их количество, виды (соответствие требованиям, наличие вопросов, расширяющих кругозор ребенка углубляющих понимание содержания картины). Есть ли вопросы, раскрывающие настроение героев (старшая и подготовительная группа).

в) ответы детей (четкость, глубина, культура речи, грамматическая правильность речи).

г) итог занятия (в зависимости от возраста детей).

5. Какие основные и вспомогательные приемы использованы на занятии?

6. Выполнение программного содержания в ходе рассматривания картины или в ходе беседы по ней.

7. Речь воспитателя, его профессиональное мастерство.

Схема анализа занятия по звуковой культуре речи

1. Определение программного содержания занятия. Соответствие его программе воспитания, возрасту детей.

2. Методика проведения занятия, ее соответствие программному содержанию, возрасту детей.

3. Проведение организационного момента. Какие указания давались детям, в какой форме? Соответствие указания возрасту детей.

4. Начало занятия. Приемы, которые использовались, наглядность, оборудование.

5. Ход занятия, анализ вопросов, ответов детей. Методика проведения, ее соответствие возрасту детей (рассказы со звукоподражанием, дидактические игры и упражнения, заучивание скороговорки) и т.д.

6. Заключительная часть занятия. Итог, анализ детских ответов, оценка поведения детей. Участие детей в подведении итога.

Схема анализа занятия по

31.181.214.98 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Романова Виталина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детского сада № 10 «Лазорик» города Донецка Ростовской области

Самоанализ

опытно-экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы

«Знакомство со свойствами воды»

ООД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 7 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. ООД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание ООД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. ООД построила в форме опытно-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель ООД: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные: развивать диалогическую, монологическую речь детей, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Развивающие: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Логичность построения ООД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность ООД - 15 минут, что соответствует нормам САН ПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы (задания), на которые они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ООД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Эффективности ООД способствовала и предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном солнечном свете после дождя идёт испарение, проведение опытов с водой, снегом, льдом, рассматривание снежинок, украшение ледяных построек цветными льдинками, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, использование в практике народных примет и т.п. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов ООД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись, восхищались, охотно делились своими открытиями с воспитателем и своими товарищами, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки, самозначимости: «У меня получилось!», «Я знаю» и т. п. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте ООД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт, специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном, дифференцированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Смена видов деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, чтение стихов, динамическая пауза) позволили предотвратить утомляемость. Пособия были достаточного размера, яркие, красочные, подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети порадовали тем, что постоянно проявляли любознательность, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений, склонны к волевым усилиям. Достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены, ООД своей цели достигла.

Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание первоклассников на жанровые и языковые особенности:

1. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

2. «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками);

3. «Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай». (Приложение 7).

На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу - время, потехе - час», настраивающей детей на последующую работу.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

Во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

В-третьих, активного включения детей;

В-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (не было ни одного), средний балл - семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой - трое (было четверо). В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице «Труд кормит, а лень портит» ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится, того уважают»; «Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно»; «За труд ему платят деньги»; «Лень портит человека». Разбирая смысл пословицы «Май - холодный, год - хлеборобный», дети отвечают: «Большой урожай будет».

Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу «Как аукнется, так и откликнется» Ваня К. составил такой рассказ: «Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать». Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

Таблица 3. Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез)

Имя ребенка

Номер задания

контрольная

1. Заира Д.

2. Магомед К.

3. Тимур К.

4. Мадина Н.

5. Зайнаб М.

6. Динара К.

7. Сабина Т.

8. Шуана М.

10. Камал Б.

Ср. арифм.

экспериментальная

1. Айшат А.

2. Ислам К.

3. Джамал С.

5. Эльмира Б.

6. Камиль В.

7. Муслим К.

8. Наида М.

9. Саида Ш.

10. Азамат А.

Ср. арифм.

Таблица 4. Уровни развития речевых умений детей (контрольный срез)

Таблица 5. Уровни развития речевых умений детей на начальном и конечном этапах эксперимента

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития первоклассников повышается, если:

Педагоги будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

Будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных уроках по развитию речи;

Малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.