Что такое хореография. Виды современных танцев: хореография на любой вкус Хореография как наука о танцах кратко

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Центр детского творчества №6

Методическая разработка

«Хореография как вид искусства».

Работу выполнила:

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Каменкина Ю.Г

тел: 8-927-823-45-05

адрес электронной почты:

Kamenckina 2015@ yandex . ru

Ульяновск 2015.г

Пояснительная записка

Данная методическая разработка имеет воспитательные и образовательные задачи. Предназначена для участников хореографических коллективов среднего, младшего возраста с целью ознакомления понятия, как хореографическое искусство.

Воспитательные задачи – воспитание у детей высоких нравственных качеств, эстетического и художественного вкуса, творческого отношения к выбранному виду деятельности. Способствовать формированию творческой личности.

Образовательные задачи – способствовать развитию художественного воображения и творческих способностей участников хореографического коллектива.

Содержание:

Введение…………………………………………………………….. 4

    Хореография как вид искусства…….…………………………….. 9

    Народный или бытовой…………………………………………….11

    Классический ……………………………………………………… 13

    Вывод ………………………………………………………………. 18

    Литература……………………………………………………...........20

Введение

На новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является основным периодом для развития творческого воображения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:

    на уважении и взаимном понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;

    умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;

    в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;

    в воспитании стремления к свободе.

Рассматривая хореографию как средство творческого развития младших школьников, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца. "

С.Н. Булгаков считал, что «человеческая душа нераздельна, и запросы мыслящего духа остаются одни и те же и у ученого, и у философа, и у художника: и тот, и другой, и третий, если они действительно стоят на высоте своих задач, в равной степени и необходимо должны быть мыслящими людьми и каждый своим путем искать ответов на общечеловеческие вопросы, однажды вечно поставленные и вновь постоянно ставящиеся человеческому духу. И все эти вопросы в своей совокупности складываются в одну всеобъемлющую загадку, в одну вековечную думу, которую думает и отдельный человек, и совокупное человечество, в думу о себе саамом, в загадку, формулированную еще греческой мудростью: познай самого себя». Человек познает самого себя и во внешнем мире, и в философских учениях о добре и зле и в изучении исторических судеб человечества. И все-таки не перестает быть сам для себя загадкой, которую вновь и вновь ставит перед собой каждый человек, каждое поколение. Вследствие того, что искусство есть мышление, имеющее одну и ту же великую и общечеловеческую тему, мысль человека о самом себе и своей природе, оно и становится делом важным, трудным, серьезным и ответственным. Оно становится служением, требующим от своего представителя самоотвержения, непрерывных жертвоприношений, сока нервов и крови сердца. Великое служение есть великое страдание.

Тело – дом души человека. Тело – и инструмент движения, и процесс движения, потому что в нем постоянно происходит движение даже на уровне клеточной жидкости, не говоря уже о биении сердца, о бегущей по сосудам крови. Тело может выразить мысль человека в движении.

«Танец – выражение состояния души человека» - считает Мира Михайловна Кольцова, художественный руководитель ансамбля «Березка». Танцем является само биение сердца, само дыхание; это тот внутренний танец, который постоянно исполняет наше тело. И если мы в какой-то момент прислушаемся к тому, что происходит внутри нас, то как бы войдем в многочисленные импульсы, которые постоянно проявляются в нашем теле. Внутри каждого такого импульса часто рождается какой-то образ. Усиливаются импульсы – движения приобретают форму. Мы получаем доступ к своему бессознательному. Неосознанное спонтанно проявляется в движении, и в танце мы как бы обретаем потерянную часть себя.

Но все не так просто. Для того чтобы обрести эту утраченную часть себя, танец должен быть прожит и выражен осознанно. То есть на самом деле любое сокращение мышцы может нести в себе соответствующий образ, воспоминание, эмоцию или форму. И сила танца в том, что все это совмещается, происходит одновременно. Человек может получить полное самовыражение в данный момент бытия.

«Прижмите руки так, как это делаю я, к своему сердцу, и вы узнаете, как вам танцевать, так же, как это узнала я и мои ученики. Это настоящая революция. Пусть люди тоже прижмут руки к своим сердцам и прислушаются к своим душам, и они поймут, как действовать», - говорила Айседора Дункан. К подобному пониманию природы танца независимо друг от друга приходили и другие выдающиеся танцовщики начала ХХ века: Мэри Вигман, Рудольф фон Лабан, Рут Сент-Дениз, Тедди Шоун, Дорис Хамфри, Карл Йосс, Валески Грет, Грет Палткки. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли движение, идущее от сердца, из глубины души, выражающее индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром.

Специфика развивающего потенциала хореографии в различных видах танцевального искусства (классический, народный, бальный и историко-бытовой танец) отражена в творчестве известных деятелей: А.Я. Вагановой, Н.П. Базарова, Р.В. Захаровой, К. Зацепиной и др.

Однако специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе художественно-творческого развития младших школьников ещё, не было. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

1.Хореография как вид искусства

Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом? Многие считают: хореография - это танец. Или: хореография - это балет. Понятие «хореография» гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляем его и мы.

Хореография имеет три раздела:

а) народный,

б) бытовой (или, как мы еще называем его, бальный) танец

в) профессиональное искусство танца, в том числе классический балет.

Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описания танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Родились танцы, по-иному решающие тему труда - как первой жизненной потребности, доставляющей человеку радость и удовлетворение. Это, например, русские «Пряхи», «Рукодельницы», «Трактористы», украинские «Шевчик», «Урожай», белорусский «Ленок», молдавский «Сбор винограда», узбекский «Хлопок», карельский «Рыбаки» и множество других.

В советское время была масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших соотечественников того времени. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видели танцы, посвященные рабочим, труженикам полей, советским воинам, партизанам, китобоям. Хорошо был раскрыт в народной хореографии и образ советской женщины - свободной труженицы, героини Великой Отечественной войны.

Еще Н. В. Гоголь в своих «Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

Какие изумительные, выразительнейшие слова нашел Гоголь для рассказа о народной хореографии! Получается, что он уже более ста лет тому назад прочитал нам замечательную лекцию на эту тему, и его мысли каждый балетмейстер должен запомнить, на всю жизнь. Особенно надо было бы задуматься над ними современным зарубежным, да и некоторым нашим хореографам, которые строят свои произведения исключительно на движениях классической школы и танца «модерн», совершенно выхолостив из них всякие признаки национальной характерности.

2. Народный или бытовой

Мы поговорили в общих чертах о народном танце, о его древнем происхождении и о бесконечном разнообразии. Теперь поговорим о профессиональном искусстве танца. Кроме классического балета сюда же относятся родившиеся в советское время ансамбли народного танца.

Знаменитый советский балетмейстер Р.Захаров считал, что балетмейстера ансамбля народного танца можно сравнить с исследователем. Сколько ему приходится ездить по разным областям и республикам, забираться в самые дальние уголки, чтобы по крупицам собрать жемчужины народного творчества и на их основе создать свое новое хореографическое сочинение. Они работают так, как завещал Гоголь. Но ему довелось встречаться и с такими балетмейстерами, которые «без конца пережевывают одну и ту же «жвачку», если можно так выразиться, то есть просто ставят танцы, подобные тем, что много раз видели в сочинениях своих коллег».

С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, иногда - в драме.

Но самой сложной формой профессиональной хореографии является – классический балет. Те, кто думает, что классический танец своим происхождением обязан придворным балам, глубоко заблуждается. Он основан на танце народном, который в свое время проник в салоны высшей знати. Разумеется, в первозданном виде он там исполняться не мог, так как вольная непосредственность его движений была чужда той среде. Попав туда, танец стал исполняться в совершенно иной манере, то есть «благородной», более сдержанной, иногда жеманной, даже напыщенной.

Развитие танцевальной техники в салонах пошло, естественно, по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами. Длинные платья и шлейфы дам обязывали к неторопливым движениям. В XVIII веке, когда на время исчезли шлейфы, темп танца стал быстрее, появились маленькие прыжочки, также заимствованные из народных танцев.

На занятиях по историческому танцу в хореографических училищах все это изучается тщательно и подробно, студенты сами исполняют всевозможные исторические танцы разных эпох - иноземные и русские.

Из истории балета мы знаем, что первоначальными его исполнителями были сами придворные, а во Франции - даже король с королевой. Танцу тогда уделялось очень много внимания: обучение начиналось с детских лет, и, хотя танец тех времен по своей технике не шел в сравнение с тем, что стали исполнять позже профессионалы, уровень хореографических познаний любителей был достаточно высок.

Отсюда - уже один шаг для самоопределения собственно искусства балета: появились настоящие мастера танца - солисты и антураж для массовых сцен.

Балет в нашем понимании этого слова, то есть хореографическая пьеса с определенным содержанием, образовался, разумеется, далеко не сразу. Впервые сформулировал задачи классического балета Жан Жорж Новерр. Его «Письма о танце» должны быть настольной книгой каждого из балетмейстеров.

И наконец, бальный или бытовой танец. Возник он также из народного танца. Само перечисление старинных бальных танцев свидетельствует об этом: полонез, мазурка, краковяк, полька, падеспань, венгерка, бальная русская, вальс, а позднее танго и другие популярнейшие танцы обязаны своим происхождением народам Польши, Венгрии, Испании, Германии, стран Латинской Америки. Попав в бальные залы, эти танцы, разумеется, претерпели значительные изменения по сравнению с первоисточниками, а нынешние западные танцы, возникшие, например, из негритянского фольклора, доведены порой до непристойности или стали похожи больше на шаманские действа, чем на танец.

Сочинение любого из перечисленных видов танца требует специалиста-профессионала в своей области - балетмейстера. Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в танцевальных народных коллективах, и там, где вообще требуются постановщики танца.

3. Классический

К классическому виду танцев относится балет, и я принципиально возражаю против утверждений, встречающихся в нашей, эстетической литературе, в которых за искусством балета сохраняется лишь право на “правдивую идеализацию” действительности. Подобное заключение, на мой взгляд, выводится сторонниками однопланового, ограничительного рассмотрения балета, по крайней мере, из двух неверных посылок.

Во-первых, специфическая условность и обобщенность системы изобразительно-выразительных средств хореографического искусства рассматривается ими лишь как язык с образными возможностями одной только идеализации; во-вторых, в данном случае не учитываются лучшие реалистические традиции нашего балета и его истоки в русском дореволюционном балете. Между тем, благодаря им наше современное хореографическое искусство имеет на своем вооружении “Пламя Парижа”, ”Бахчисарайский фонтан”, ”Ромео и Джульетту”, ”Сердце гор”, ”Шурале”, то есть такие балеты, которые общепризнанно стали лучшей школой, лучшими проводниками реалистического метода в хореографии.

Обращаясь к художественной практике русского балета, прослеживается тенденция, связанная с выявлением новых, неиспользованных ранее возможностей образного отражения действительности, в том числе и своего ракурса в подходе к современной теме. В творчестве ведущих русских хореографов Ю. Григоровича, Л.Якобсона, И. Бельского, Н. Касаткиной и В. Васильева, О. Виноградова и других все настойчивее и определеннее проходит мысль о том, что отнюдь не любое содержание доступно балету.

Главное для содержания будущего балетного спектакля - это органически заложенные в нем предпосылки музыкально-хореографической образности.

Новая органическая связь содержания со стихией музыкально-хореографической образности ярко проявила себя в таких хореографических полотнах, как “Легенда о любви”, “Берег надежды”, “Ленинградская священная”, “Паганини”, “Асель”, “Спартак” и другие.

Специфика хореографической образности с точки зрения ее синтетического начала.

Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления.

Но балет-искусство пластики и именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в балете.

Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла балета, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой. Так, образы Данилы, Катерины, Хозяйки Медной горы в балете “Каменный цветок” взяты из уральских сказов П.Бажова, но образами хореографическими они стали благодаря удивительному художественному видению балетмейстера Ю.Григоровича, создавшему собственно хореографическую “партитуру” на основе тонкого прочтения музыкальной партитуры С.Прокофьева. Живописная гармония костюмов и декораций С. Вирсаладзе прекрасно способствовала слиянию образных возможностей музыки и пластики.

Качественно новый музыкально-хореографический синтез к концу 19 века в балетах Чайковского, Глазунова,Петипа,Иванова заставил пересмотреть не только цели, задачи хореографического искусства, но и всю его поэтику. Образность танца, рожденная на основе органического синтеза музыки и хореографии, обладает новыми достоинствами, качественно отличными от достоинств отдельно входящих в нее компонентов. Эстетически закономерным представляется то обстоятельство, что настоящие художественные открытия хореографического искусства всегда зависели от момента слияния содружества этих двух родственных по природе видов искусств.

Представителями современной зарубежной хореографии являются Мерс Кеннингем и Алвин Николаис. Главное утверждение этих хореографов состоит в том, что единственным содержанием танца есть сам танец. Представители подобного распространенного в странах Европы и США направления отвергают мысль о том, что “сюжет” или какое-либо “содержание” необходимо балету. Они утверждают независимость танца, как исключительного комплекса движений. Стремление преодолеть одухотворенную, высоко поэтическую природу танца выражается у них в обращении к особой, эмоционально невоспринимаемой конкретной музыке и должно привести, по мысли Мерса Кеннингема, к “созданию образа, творящего мир за пределами воображения”.

Метод, используемый при постановке своих балетов, Кеннингем называет “методом случайности”. Кеннингем начинает созидание с разрушения, то есть пытается разложить танец на его множители - отдельно ритм, положение тела и продолжительность движения, после чего стремится собрать эти разрозненные компоненты наугад. Таким образом, констатирует он, все элементы танца определяются фактором случайности. Что же касается музыки, то с ней танцоры вообще не знакомятся до генеральной репетиции, дабы не чувствовать себя прикованным к звукам. Алвин Николаис направляет усилия на то, чтобы лишить жест его привычной функции и получить “простое кинетическое изложение” движений человеческого тела, содержащее, по его мнению, чувства “тяжести, света, толщины” и т.д., то есть, говоря иными словами, стремится одушевленного и эмоционально-выразительного танцора на сцене превратить в нечто похожее на запрограммированное кибернетическое устройство. Новоявленные авангардисты не одиноки, так как иррационализм, отказ от содержательности искусства - оборотная сторона многочисленных течений современной зарубежной культуры.

Вывод

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических “красок”, пластических образных ресурсов.

К классическому танцу я отношусь не как к выработанному веками канону, в него вкладывается эстетический идеал современности, танец наполняется стремительным, пульсирующим ритмом жизни, так как мерилом художественности для танца по-прежнему остается способность современно видеть мир и преображать его в пластике, близкой и понятной современному человеку.

Процесс пополнения хореографической лексики происходит в танце за счет обогащения классического танца пластическими мотивами национальной характерности, рационального использования пантомимических выразительных средств, элементов спорта, художественной гимнастики, акробатики, творческого восстановления и использования обширного арсенала академического танца.

Для меня танец-это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами балетной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

Список литературы

1. С.В. Филатов “От образного слова - к выразительному движению”, М., 1993.

2. Ю. Слонимский “В честь танца”, М., 1988.

3. “Классики хореографии”, Л. - М., 1937.

4. Н.В. Гоголь Полное собрание сочинений. М., 1987.

5. С.И. Бекина и др. “Музыка и движение”, М., 1983.

6. В.М. Красовская, ст. “О классическом танце”, в кн. Н. Базарова, В. Мей 7.“Азбука классического танца”, Л., 1983.

8. А.М. Мессерер “Танец. Мысль. Время.”, М., 1990.

9. Н.И. Тарасов “Классический танец”, М., 1981.

10. С. Холфина “Вспоминания мастеров московского балета”, М., 1990.

11. Е.П. Валукин “Проблемы наследия в хореографическом искусстве”, М., 1992.

Хореография - это искусство сочинения и сценической постановки танца. Термин появился около 1700 г. в результате соединения двух древнегреческих слов, означающих «хороводная пляска» и «записывать». Первоначальное значение понятия - «искусство записи танца балетмейстером», т.е., оно служило для обозначения появлявшихся в тот период систем стенографирования танцев. Позднее его стали применять и к постановке танцев, и к танцевальному искусству в целом. В настоящее время, согласно существующему стандарту, под хореографией подразумевают соединение балета и танца. Но также этим термином именуют постановку номеров и в других видах искусства, сходных с танцами, - например, фигурного катания и даже фигурного вождения.

За время своего существования и развития, хореография как искусство создала собственный художественно-выразительный язык, целую систему приемов для передачи образа. Основа этого образа - движения, которые, в свою очередь, неотъемлемо связаны с ритмом и музыкой. Вместе они позволяют танцору рассказать яркую, экспрессивную, эмоциональную историю.

Важные составляющие хореографии

Начинать заниматься хореографией можно в любом возрасте, но нужно иметь в виду, что она, как и любое искусство, предъявляет к своему последователю ряд требований.

Настоящий танец не может обойтись без следующих составляющих:

  • Хорошая физическая форма. Профессиональный танцор должен иметь подготовленные мыщцы, растяжку, выносливость и развитую координацию.
  • Изящность движений. Все элементы должны быть отработаны до автоматизма, чтобы движения получались четкими и непринужденными.
  • Выразительность движений и мимики. Танец - это своего рода музыкальная пантомима. Поскольку во время танца артист должен рассказать историю, не используя слов, очень важно максимально задействовать все части тела, в том числе и лицо, вкладывая в каждое движение необходимый посыл.
  • Чувственность. Этот аспект тесно связан с предыдущим. Чтобы история зацепила зрителя, он должен видеть, что танцор «горит» тем, что делает, что в нем есть «искра».
  • Эмоциональный заряд. Без должного эмоционального настроя очень сложно исполнить хороший танец. Чтобы передать энергетику танца зрителю, артисту нужно прочувствовать ее самому.

Основные характеристики танца

  • Ритм - схема и скорость повторения и чередования основных движений.
  • Динамика - степень размаха, напряженности, эмоциональности при выполнении элементов.
  • Рисунок - сочетание движений, создаваемая ими картина.
  • Техника - степень владения телом, умение воспроизводить определенные элементы.

Виды хореографии

Сегодня хореографию обычно подразделяют на 3 большие группы:

  • Народная.
  • Классическая.
  • Современная.

Народная и классическая образовались раньше, прошли более длительный путь развития, поэтому обладают более выразительным набором движений и являются основными. Современная хореография включает в себя множество направлений, которые появились после классического балета.

Народная хореография

Танцевальное искусство в той или иной мере присутствует в культуре каждого народа. Соответственно, народные танцы отражают мировосприятие, культурные особенности, обряды и традиции определенной этнической группы. Как правило, они отличаются колоритностью и выразительностью. Народное искусство танцев не является статичным: переходя из поколения в поколение и сохраняя основу, оно все же меняется, приобретая новые элементы и обогащаясь новыми смыслами.

Как правило, истоки любого народного танца следует искать в сельской местности. Деревенский уклад жизни с неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, сложившимися устоями формирует определенную устойчивость художественного вкуса, психологии, системы ценностей. Далее этот набор характеристик дополняется опытом последующих поколений, тем самым народное творчество приобретает новые черты, образы и идеалы. В результате мы видим отражение совокупности всего самого лучшего, что присуще культуре того или иного народа.

Основные черты народного танца:

  • Содержательность. Народный танец - отражение культуры и менталитета этноса.
  • Реализм. У каждого народа всегда есть конкретные идеи и волнующие вопросы, которые находят отражение в осмысленных, четких и понятных ему образах.
  • Выразительность. Народным танцам присуща яркость, самобытность, эмоциональность, наличие души.

Классическая хореография

Конечно, все народы живут и развиваются в различных условиях, имеют отличные друг от друга идеалы и специфические особенности. Поэтому и этнические танцы весьма разнообразны. Классическая же хореография стала аккумуляцией самых красивых, изящных и гармоничных движений, присущих танцевальным культурам разных народов

Предшественниками современных хореографов можно считать танцмейстеров, служивших при королевских дворах. Как раз ими разрабатывались единые стандарты - своеобразный «танцевальный этикет», которого мы придерживаемся до сих пор.

Основные черты классического танца:

  • Техничность. Классические танцы формируются по определенным канонам, на основе набора движений и позиций, характерных для конкретного вида.
  • Четкость. Все элементы должны исполняться правильно и чисто, без лишних движений и прочих «помарок».
  • Изящность. Поскольку, как уже говорилось выше, классическая хореография вобрала в себя все самое красивое из танцев разных культур, и при этом она предъявляет высокие требования к качеству исполнения, то в результате мы получаем очень утонченное и живописное произведение.

При всей своей изысканности и грациозности классические танцы - это очень напряженная и кропотливая работа, направленная на развитие выносливости, гибкости и артистизма.


Современная хореография

Современная хореография, в отличие от своих прародительниц, не признает никаких правил. Здесь отсутствуют обязательные движения и позиции, главный посыл - индивидуальность танцора.

Это направление сформировалось на Западе в начале XX века, и в настоящее время оно включает множество различных течений.

Основные черты современного танца:

  • Пластичность. Многие современные танцы построены на основе спортивных элементов, растяжек.
  • Насыщенность. Как правило, современная хореография включает множество разнообразных движений, танцор практически перманентно находится в активном движении.
  • Индивидуальность. Поскольку правил и канонов здесь нет, каждый может максимально выразить в танце себя, свои мысли, чувства, идеи, страхи - весь спектр переживаний.
  • Эмоциональность. Данный аспект вытекает из предыдущего. В отношении техники танца правил нет, но проявление эмоций здесь имеет определяющее значение. Танцоры, выступающие в жанре современной хореографии, зачастую должны быть хорошими актерами, чтобы максимально ярко и экспрессивно рассказать своим танцем определенную историю.

Танцы - неотъемлемая часть нашей жизни. Для кого-то это досуг и способ расслабиться, отдохнуть, повеселиться или снять стресс, держать себя в форме. Для кого-то - профессиональная деятельность, любимая работа и непрестанное движение вперед, рост и самосовершенствование. И хореография, как процесс разработки концепции и непосредственно постановки танца, занимает важное место в жизни людей, связанных с этим видом творческого самовыражения.

Многие из нас догадываются, что искусство хореографии – это нечто большее, чем просто танец. Если вы задумывались о том, как появилась хореография, то найдете ответ на вопрос в данной статье. Термин «хореография» имеет греческое происхождение, если перевести его на наш язык, то этот термин состоит из двух слов – «танец» и «записывать». Изначально под хореографией подразумевали запись танца, позднее хореографией стали называть искусство сочинения танца.

С начала ХХ века и по сей день хореографией именуют искусства танца в целом. Во все времена воспитание человека было немыслимо без танцев, умение правильно танцевать - это неотъемлемая часть культурного становления личности. К примеру, в Древней Руси каждый праздник или торжественное застолье сопровождалось плясками.

Умение красиво танцевать говорит о правильном физическом развитии человека, это возможность продемонстрировать красоту своего тела. Во время танца мышечная система подвергается характерным нагрузкам, их интенсивность может быть разной – от легкой разминки до полноценной тренировки.

Тело человека, который регулярно танцует, будет гибким, не взирая на возраст.

Такого человека легко узнать в толпе по правильной культуре движения – гармоничная фигура, красивая походка, статная осанка.

Доподлинно известно, что хореография не является исключительно физической культурой, она так же успешно воздействует на психику. Тренировки по любому танцевальному направлению избавляют от стресса, приносят необходимое расслабление от постоянных эмоциональных нагрузок.

Какой бывает хореография?

На данной стадии своего развития искусство хореографии делится на три вида:

  • Народная хореография;
  • Бальная хореография;
  • Профессиональная классическая хореография, включает в себя классический балет.

Народная хореография

Это яркие танцы, своим колоритом они заряжают всех зрителей, а исполнителям приносят великолепную физическую подготовку. Народная хореография – это не только танцы, она охватывает культуру народностей, сохраняет их традиции и обряды. Танцоры развивают в себя артистичность, способность выражать свои эмоции.

Классическая хореография

Сформирована из многовековых традиций, представляет собой особую систему выразительных средств. Профессиональные хореографы работают с одними и теми же классическими танцами, но при этом каждый из них имеет свой собственный характерный стиль, хореографический почерк. Отдельно следует рассмотреть классический балет, так как данное направление является базой для каждой из танцевальных разновидностей. Классический балет – это очень красиво, он не утратил своей популярности на протяжении долгих лет.

Бальная хореография

Если провести линию между народными танцами и классическим балетом, то бальные танцы будут расположены строго посередине, они являются переходом от одного вида хореографии к другому. На сегодняшний день бальные танцы являются самым актуальным и востребованным направлением.

Значимость танцев

Искусство танца приносит виртуозное умение управлять своим телом, правильные и красивые в своей естественности движения. В процессе танца человек может продемонстрировать не только физические данные, но и вкусы, черты характера и темперамент. В процессе танца люди не только раскрываются, они преображаются. Многие неоднократно наблюдали, как скучающая компания становится веселой и непосредственной, стоит лишь начать танцевать. Когда человек танцует, он открывает себя для окружающего мира и присутствующих в нем людей, он верит в свои силы и становится ближе к тем, кто танцует рядом с ним. Ощутить эти прелести и начать получать истинное удовольствие от танцев может каждый, мир хореографии открыт и доступен для каждого.

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений.

Многие считают, что хореография - это танец. Или хореография - это балет. Но, по мнению Захарова Р., понятие «хореография» гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово "хореография" греческого происхождения, буквально оно значит "писать танец". Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца. Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме.

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.

Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени и форме в культуре каждого этноса. И это явление не может быть случайностью. Оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство.

Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства. Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов. Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.

Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей страны после Великой Октябрьской социалистической революции. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме. Любой начинающий хореограф может соприкоснуться к специфике всех этих видов хореографии. Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет.

Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

Искусство это форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах, предназначено для развития человека и для влияния на процесс общественной жизни.

Искусство призвано воспитывать человека, как человека по средствам развития в нём добрых и прекрасных начал, формирует и развивает его всесторонне, влияет на его духовный мир в целом, возбуждает фантазию.

Заставляет работать мысль, помогает любить достойное, учить верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки, формирует нравственные принципы (поведение человека в жизни отношение к другим людям, расширяет кругозор, укрепляет идейные позиции).

Искусство, является одним из важнейших источников наших знаний о мире, даёт знание об эпохах, об образе жизни, мыслях, чувствах вкусах и идеалах людей.

Искусство реально существует как система его видов, имеющих выразительные средства, находящихся между собой во взаимосвязи и подчиненных общим задачам художественной деятельности в ту или иную эпоху.

Искусство принято делить на три вида:

    Пространственные виды искусства:

    прикладные (трудовые) - архитектура, декоративно-прикладное искусство.

    изобразительное искусство – скульптура, живопись, графика, художественная фотография.

Пространственные виды искусства воспринимаются зрением. Они передают статичное состояние явлений, воспроизводят видимую красоту действительности, гармонию пространства, способы надолго приковывать внимание, бессильны передавать изменения жизни, её течение, т.е. это выхваченное мгновение.

    Временные искусства:

    искусства слова (литература)

    искусства звука (музыка)

Эти искусства воспринимаются слухом. Способны передать ход событий или развитие чувств, произведение как – бы течёт безостановочно во времени, мы не сможем «долго рассматривать её», оно движется, вперёд не ждёт нас и это осложняет восприятие произведений этих видов искусства.

    Пространственно-временные (зрелищные, игровые виды искусства):

    хореография

    телевиденье

Воспринимается и зрением и слухом, и сочетает в себе черты искусства первых двух видов (например, хореография связь с изобразительным искусством, оно идёт в расположении танцующих в пространстве, которое подчинено графическим законам, также непосредственная связь с музыкой, хореографические образы развиваются во времени.)

Искусство делится на:

Таким образом, хореография относится к пространственно - временным и вторичным видом искусства и отражается действительность хореографического образа.

3. Истоки хореографического искусства

Танец – это вид искусства, в котором средством создания хореографического образа, является музыкально - ритмически организованные движения и положения человеческого тела. Хореографические движения условны, основаны на выразительных и изобразительных движениях, существующих в жизни, но не являются прямым их изображением.

Первоисточники жеста и движения связаны с трудовыми процессами и наблюдениями человека над природой. Танец один из наиболее древних видов искусства, ещё у первобытных народов существовали воинственные пляски, охотничьи пляски, пляски мамонтов. Не умея объяснять явления, природы люди приписывали им сверхъестественное могущество, обожествляли их. В честь таинственных сил, совершали различные обряды, составной частью которых был танец, тесно связанный со словом, музыкой, песней. Они составляли синкретическое единство, были неотделимы друг от друга и в самостоятельные виды искусства выделились позднее.

Синкретизм – это слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо.

Первобытные пляски включали в себя элементы подражания (повадки животных, приёмы охоты). Танец имел утилитарное, (т.е. практическое значение), т.е. человек вымаливал обильный урожай, победу над врагами. Постепенно создаются ритмически - организованные, примитивные, танцевальные «pa» (движение или шаг) иллюстрирующие тот или иной род деятельности или выражения чувства, эмоций.

Танец выделяется в самостоятельный вид искусства, приобретает художественное эстетическое изображение.

Путём естественного отбора движений и ритма у каждого народа под влиянием жизненного уклада и окружающей действительности сложились свои танцевальные традиции, манеры исполнения, хореографический язык.

В процессе исторического появляются различные виды танца (жанры): классический, народный, бальный танцы, свободная пластика. Поэтому танцевальное искусство в целом во всех его разновидностях объединено термином – ХОРЕОГРАФИЯ (с греческого «хорео» - двигаться, «графо» - пишу), термин принят в конце 19 века.

Танец можно разделить на:

    Бытовой – он разворачивается в обычных жизненных условиях, исполняется для себя и доставляет радость и удовольствие, прежде всего самим танцующим.

Делится на два вида:

Народный,

Бальный.

2. Сценический – он предназначен для зрителя и предполагает создание хореографического образа. Делится на:

Эстрадный - это отдельный танцевальный номер эстрадной программы, может быть основан на любом жанре хореографического искусства.

Балет - это высшая форма хореографического искусства синтетически объединяет в себе музыкальное, театральное хореографическое и изобразительное искусство. Центральное место принадлежит хореографии.