Чем опасен религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм как враг истинной веры. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Основная цель религиозного экстремизма - признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Организации

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций - открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм

Религиозно-политический экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.
Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма.
1. Религиозно-политический экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.
2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.
3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.
Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей “истинный облик”.

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки .

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма .

1. Религиозно-политический экстремизм – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Конфронтация с государственными институтами – их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно, «выйти из игры».

Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

Введение понятия «религиозно-политический экстремизм», прежде всего, позволит более четко отделить явления, происходящие в религиозной сфере, от действий, совершаемых в мире политики, но имеющих религиозную мотивацию и религиозный камуфляж.

В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других вероисповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения государственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

В обоих случаях мы имеем дело с экстремистскими действиями. Однако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором – налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм». Между тем и в средствах массовой информации и в специальной литературе все подобные действия объединяются одним понятием «религиозный экстремизм» (»исламский экстремизм», «протестантский экстремизм» и т.д.) .

Дифференциация понятий позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ними, а, следовательно, будет способствовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм наиболее часто проявляется:

В виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;

В виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

В виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;

В виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;

В виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.

Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения.

Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли .

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.
  2. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.
  3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
  4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и
    практики. – Махачкала. 1999.
  5. Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.
  6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).
  7. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //
    Полис. – 2002. – № 1.
  8. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.
  9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.
  10. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.
  11. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.
  12. Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.
  13. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.
  14. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: 1991.
  15. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. –
    2001. – № 42.
  16. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М. 1993.
  17. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.
  18. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.
  19. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего
    состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.

Религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Введение

Невозможно понять религиозный экстремизм, если не понять его этическую сторону и мотивацию действий.В экспертной среде нет ясного представления, что такое религиозный экстремизм и существует ли он в природе. Причина отсутствия экспертного единства в понимании проблемы религиозного экстремизма заключается в том, что оппоненты не придут к единой системе координат, единой системе ценностей, единой совокупности методов, в рамках которых изучалось и квалифицировалось явление.

Для того чтобы вынести объективное суждение о религиозном экстремизме, необходимо иметь четкое представление о его сути. Поэтому должно быть создано ясное определение и понимание «религиозного экстремизма» по следующим параметрам:

1) значение термина;

2) признаки;

3) причины возникновения;

4) идеология;

5) характер последствий;

6) методы профилактики.

Религиозный экстремизм напрямую связан с религиозными организациями. Многие религиозные организации лишь прикрываются своим влечением к религии, а на самом деле пропагандируют свои интересы, контролируя сознание человека, разрушают его как личность, тем самым нарушают права человека, разрушают семейную этику, возбуждают распри на религиозной основе, ограничивают или лишают человека конституционных прав. Но эта связь еще не переходит в форму открытого насилия. И не только конкретные тоталитарные секты являются его питательной почвой, но и, как это ни парадоксально, традиционные религии.

Переводя неурегулированные государством межрелигиозные вопросы в политическую плоскость, используя их в качестве инструмента, средства для разжигания конфликтов, религиозный экстремизм создает реальную угрозу безопасности российского государства.

Приверженцы религиозного экстремизма, как серфингисты, несутся на гребне религиозного подъема. Обретение смысла жизни и следование высоким этическим идеалам подменяются у них слепой верой, глухой к доводам рассудка. Такая вера вовсе не облагораживает человека, напротив, легко превращает его в эффективный инструмент насилия.

Религиозный экстремизм ныне приобрел форму масштабной перманентной войны или систематических террористических актов, совершаемых бандами международных террористов, вооруженных и обученных. Их идеологией является "джихад" - война с "неверными", исповедующими не только другую религию, но и придерживающихся светского образа жизни, демократической политической ориентации. Все эти события - это лишь часть религиозного территориального расширения зоны обитания и влияния.

Негативный резонанс в обществе вызывает деятельность разного рода тоталитарных религиозных организаций, некоторых последователей неоязычества, оккультизма, сатанизма и других группировок, которые не всегда афишируют и раскрывают свою деятельность. Известно, что в находящихся под их влиянием общинах насаждается религиозный фанатизм, совершаются изуверские обряды, акты вандализма, наносится ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью их членов.

Под религиозным экстремизмом зачастую понимают разнородные явления, от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых наемными агентами и провокаторами.

Религиозный экстремизм, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на промывание мозгов и контролировании сознания человека путем психологического программирования.

Продукт религиозного экстремизма - это моральный «урод», для которого уродство является нормой.Религиозный экстремизм не рождается на пустом месте. И предупредить его появление намного разумнее, чем с ним бороться.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

1. Значение термина «Религиозный экстремизм»

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталисткими взглядами.

Религиозный экстремизм, это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда "идей", действующая под видом влечения к религии. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения.

Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Религиозный экстремизм - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

2. Признаки религиозного экстремизма

Признаками религиозного экстремизма являются:

1) фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей;

2) показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же;

3) отказ от следования общепризнанных норм морали и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний;

4) грубая и резкая манера общения с людьми, в жестком и категоричном подходе;

5) идеологическое содержание в виде приверженности к крайним религиозной и иных сферах общественной жизни;

6) общественная опасность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда;

7) деятельный характер, выражающийся, как правило, в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений.

3. Причины возникновения религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм – явление не случайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма.

С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, религиозный экстремизм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть – в современности. Соответственно, мы не должны, подобно некоторым школам мысли замыкаться на отдельных аспектах. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разные, к которым относятся:

1) религиозные;

2) социальные;

3) экономические;

4) политические;

5) психологические;

6) социально-экономические;

7) технологические;

8) информационные;

9) государственная коррупция;

10) социально-экономические кризисы;

11) деформация политических структур;

12) падение жизненного уровня значительной части населения;

13) подавление властями инакомыслия и оппозиции;

14) отсутствие религиозного знания;

15) национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести.

Однако свобода совести - важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Одними из основных и главных причин возникновения религиозного экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

4. Идеология религиозного экстремизма

Религиозные экстремистские организации - это такие группы и организации, которые в своей идеологии используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов. Контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и целей группы.

Религиозная идеология имеет разные направления, к которым относится:

1) принудительное распространение ее принципов;

2) нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия;

3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;

5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;

6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.

Доведенная до крайности, идеология экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Из опыта недавнего прошлого мы хорошо помним, что самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность и становится опасной для окружающих. В последние годы имеет место идея о конце света, т. е. апокалиптические движения, имеющие значительные финансовые средства. Проповедники этой идеи не призывают к актам насилия и считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека. Другие утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот прогнивший мир и установится рай на Земле, как предвидели Иоанн в “Откровениях”, Нострадамус и другие пророки. Некоторые сторонники таких движений стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии. И хотя крайне апокалиптические группы являются потенциальными террористами, на них мало кто обращает внимание.

В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты экстремистской деятельности, это национализм, религиозный фундаментализм, фашизм и идеи конца света - от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений (“Ветвь Давида”, Уэйко, штат Техас, Аум Синрике и др).

В религиозном экстремизме выделяется восемь основных идеологических элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания:

1) контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

2) мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной "спонтанной", "непосредственной" ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам;

3) требование чистоты - резкое деление мира на "чистый" и "нечистый", "хороший" и «плохой». Религиозная экстремистская организация - "хорошая" и "чистая", все остальное - "плохое" и грязное";

4) культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;

5) "святая наука" - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной;

6) нагруженный язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

7) доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

8) разделение существования - члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, т.е. "цель оправдывает любые средства".

Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии. Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

Основой идеологии религиозного экстремизма является религиозный фанатизм, который превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации: национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных.

Фанатичная религиозность индивидуума и общества на всех уровнях вносить негативный элемент в отношениях между людьми.

Фанатизм религиозного фанатика (по страсти) убеждения на столь велик, что он не только совершенно не боится наказания, но и некогда не раскаивается в своих деяниях.

5. Проявления религиозного экстремизма

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления.

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию противоправных актов как к средству достижения своих целей.

Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Религиозный экстремизм проявляется во всей силе в тот момент, когда одна изолированная группа, следующая вышеперечисленным установкам, начинает угрожать безопасности большинства, разрешая применение физического насилия. Это становится возможным, когда радикально настроенная группа людей считает всех людей – за исключением своих последователей – вне своей религии, объявляя их неверными. Такой шаг окончательно порывает связи между данной группой и обществом.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии, ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Важной особенностью ряда религиозных организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки.

В качестве основных методов проявлений религиозно-экстремистских организаций является нижеследующее:

1) распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма;

2) благотворительность лиц и организаций экстремистской направленности;

4) создание и организация учреждений, финансируемых на пожертвование и финансирование с госбюджета по благотворительным и общественным программам;

5) создание разнообразных центров, основанных на шаманизме, магии, гадании, лечение не традиционной медицины и др.

6. Характер последствий религиозного экстремизма

Наносимый религиозным экстремизмом вред социуму чрезвычайно опасен: его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов, от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя государства и нарушения его территориальной целостности.

Последствия преступных проявлений религиозного экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы.Суть религиозного экстремизма, – в применении насилия к инакомыслящим. Последствия от религиозного экстремизма является:

1) отток денежных средств у населения;

2) промывание мозгов и программирование людей;

3) разжигание религиозных распрей;

4) разжигание межнациональных распрей;

5) лишение и ограничение Конституционных прав;

6) нарушение стабильности социально экономического развития;

7) повышение процента суицида;

8) повышение процента психиатрических заболеваний;

9) разрушение культурно – исторических ценностей;

10) регресс общества;

11) вмешательство в общеобразовательную систему;

12) вмешательство в государственное и местное самоуправление;

13) распространение наркотических веществ;

14) завладение имуществом граждан.

7. Методы профилактики религиозного экстремизма

Противодействие религиозному экстремизму — трудная, но выполнимая задача. Решая ее, однако, надо отдавать себе отчет, что речь идет о длительной работе. Религия — это мощное орудие и надо помнить, что, религиозный фанатизм является серьезным препятствием в профилактики экстремистских действий.

Для решения проблемы профилактики противодействия религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей. В средствах массовой информации, школах и высших учебных заведениях необходимо вскрывать антигуманистическую природу религиозного фанатизма и экстремизма, вести разъяснительную работу, объясняя и доказывая утопичность и деструктивность фанатической идеологии и практики, пропагандировать гуманистическую идеологию и гуманистические ценности.

Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения.

Религиозный экстремизм является преимущественно молодежным явлением. Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;

2) выявление и пресечение экстремизма;

3) международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей. Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций.

Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина.

Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное. Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее. А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней. К сожалению (а может и к счастью) у современных государственных пропагандистов нет ни того ни другого.

С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан), должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия.

Древние традиционные религии разработали механизмы самоконтроля, которые у современных вновь созданных религиозных организаций нередко отсутствуют. Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои.

Заключение

В Российской Федерации создаются условия для реализации принципов свободы совести и вероисповедания. Однако демократические принципы, позволяющие исповедовать любую религию, привели к тому, что в религиозной сфере практикуется «вседозволенность» и использование религиозных догм в ряде случаев для негативных целей, порождающих религиозный экстремизм, чему способствует недостаточно проработанная законодательная база в сфере гражданско-правовых и банковских правоотношений.

В светском обществе должно допускаться только такая религиозная деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. Религиозные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, подпадают под термин "религиозный экстремизм".

Употребление слова «экстремизм» в связке со словом «религиозный» предполагает наличие тесной связи между религией и экстремизмом. В любой религии потенциально заложено явление экстремизма. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей. Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. В разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в разных странах, в недрах разных вероисповеданий. Поэтому определение понятия «религиозный экстремизм» имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку от данной дефиниции зависит раскрытие сущности и природы данного вида экстремизма, причины его возникновения, а также выработка научно обоснованных рекомендаций по противодействию этому опасному социальному злу. Объяснение природы «религиозного экстремизма» предполагает выявление его социальных и политических истоков, специфических черт и особенностей идеологии и практики тех конфессий, в которых он наиболее ярко проявляется.

Религиозный экстремизм - действия, преследующие своей целью «разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан».

Феномен религиозного экстремизма неоднократно становился предметом рассмотрения учеными, представляющими разные отрасли гуманитарного знания. В рассмотрении понимания понятия «экстремизм» в большей степени сводится к его проявлению в религиозной сфере.

Из статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму»:

Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность. Однако, если в религии понятие «экстремизм» не легитимен и не внятен, то это не означает, что в религии отсутствует феномен, получивший название «экстремизм».

Религиозный экстремизм является сложным и неоднозначным феноменом, выступающим в многоликих проявлениях. Часто религиозный экстремизм отождествляется с внешне похожим на него религиозным фанатизмом. Между тем, проведение принципиального различия между ними, безусловно, необходимо для успешной борьбы и с тем, и с другим негативным явлением.

Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно-камуфлированная деструктивная деятельность. Она всегда направлена на насильственное изменение существующего строя или на-сильственный захват власти. Такая деятельность осуществляется с помощью незаконных вооруженных формирований, она нарушает суверенитет и территориальную целостность государства, всегда ведет к возбуждению религиозной или национальной вражды и ненависти.

Идеология религиозного экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Активная религиозная жизненная позиция выражается в тотальной ориентации всего поведения личности на служение своей вере и религии, все действия и поступки подчиняются этой цели.

Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе.

Для экстремистов характерно стремление к охлократии, господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов. Экстремизм неотделим от тоталитаризма, культа вождей - носителей высшей мудрости, чьи идеи должны восприниматься массами

Таким образом, неоднозначная ситуация с самим признанием явления религиозного экстремизма и отсутствие даже в экспертной среде общего понимания этого явления, с одной стороны, и чрезвычайная социальная опасность религиозного экстремизма, с другой стороны, делает проблему исследования сущности религиозного экстремизма необычайно актуальной.

А. Забияко характеризует религиозный экстремизм как тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями. О.Ф. Лобазова для анализа религиозного экстремизма использует термин «воинствующая религия». Исследователи собственно религиозного экстремизма отмечают, что он редко выступает в чистом виде.

Религиозный экстремизм есть вид экстремизма, основанный на религиозной идеологии. Религиозный экстремизм включает в себя: экстремистскую религиозную идеологию, экстремистские религиозные чувства, экстремистское религиозное поведение, экстремистские религиозные организации. Экстремистская религиозная идеология отличается от нормальной, не радикальной ее формы не содержанием религиозной догматики и не обрядностью, а специфическими акцентами религиозного сознания, которые актуализируют лишь некоторые стороны религиозной идеологии, отодвигая на задний план другие ее стороны. К числу таких акцентов, характерных для экстремистской формы религиозной идеологии относятся, по нашему мнению, пять моментов: 1) акцентуация отношений с иноверцами и еретиками, актуализация религиозной нетерпимости, 2) формирование образа врага истинной веры, 3) религиозная санкция агрессии против врагов истинной веры, 4) акцентуация социального содержания религии в форме религиозного идеала праведной жизни и праведного общества, 5) дихотомическая прямолинейная поляризация мира.

Экстремистское религиозное поведение, основанное на экстремистской религиозной идеологии и экстремистских религиозных переживаниях характеризуется следующими особенностями: 1) агрессивная самозащита или защита путем агрессии, 2) «активная религиозная жизненная позиция», 3) нравственная вседозволенность в сочетании с нравственно-религиозным ригоризмом, смещение нравственных ориентиров (или нравственная дезориентация), 4) крайняя жестокость. Главной установкой экстремистского религиозного поведения становится служение Богу посредством агрессивного сопротивления, борьбы с врагами истинной веры.

По своей организационной форме экстремистская религиозная организация в ее наиболее развитом виде обычно строится как тоталитарная секта. Ее основные черты: 1) идеократический принцип организации; 2) харизматическое лидерство; 3) жесткая иерархическая структура; 4) тотальный контроль за деятельностью членов организации и их психикой с помощью деструктивных психотехнических приемов; 5) эксклюзивность или оппозиционность по отношению к традиционной, лояльной к существующей общественно-политической системе официальной церкви и к существующей социально-политической системе вообще; 6) сочетание, с одной стороны, агрессивной открытости по отношению к внешнему миру, вне секты и, с другой стороны, закрытости членов секты от внешнего мира; 7) сочетание благопристойной маскировки и конспиративной закрытости; 8) сочетание формальной и неформальной структуры (формальная организационная иерархия секты) подкрепляется неформальными психологическими связями между ее членами. Содержание религиозного экстремизма составляют социальные идеалы, выражающие интересы тех социальных групп, которые составляют социальную почву и кадры данной экстремистской формы религии. В социальных идеалах или программе религиозного экстремизма реальные социально-политические интересы определенных социальных групп находят не вполне адекватное, иллюзорное воплощение, ибо основаны они лишь на вере в Бога, а также носят достаточно расплывчатый, неконкретный характер. Поэтому, они вряд ли могут быть адекватно реализованы через экстремистскую деятельность. Но экстремистская деятельность создает у ее агентов ложное, иллюзорное ощущение реализации своих идеалов и интересов.

При определении форм религиозного экстремизма следует учесть различие между экстремизмом и фанатизмом. Религиозный экстремизм и религиозный фанатизм есть две различных по своей идеологической основе и социальному смыслу, хотя и похожих по внешним проявлениям, формы религиозного радикализма. Соответственно, нетрадиционные религиозные движения следует отнести к фанатизму, а не к экстремизму. Экстремизм же возникает на почве именно традиционных религиозных конфессий. А такими традиционными религиозными конфессиями, имеющими в мире сотни миллионов верующих, являются православие и ислам. Таким образом, можно вести речь о двух основных формах религиозного экстремизма: православном и исламском или мусульманском.

События в мире показывают, что именно на современном этапе наибольшую угрозу представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Он отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушением суверенитета и территориальной целостности государства, использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу.

  • 1. Религиозный экстремизм представляет собой деструктивную форму социальных отношений, для которой характерно функционирование через неформальные социальные группы, исповедующие религиозные ценности, институционально противопоставляющие себя обществу с использованием насильственных и других социально неодобряемых методов.
  • 2. Основными функциями религиозного экстремизма являются: 1) политическая -- захват власти с целью насаждения обществу ценностей экстремистской группы; 2) апологетическая -- защита ценностей, выступающих ценностным ядром конкретной религии с помощью экстремистских методов. Выступая в качестве ведущих, эти функции порождают два типа религиозного экстремизма: политический и апологетический, которые могут переходить друг в друга.
  • 3. Политическая функция религиозного экстремизма реализуется при условии ценностной подмены, в результате которой главной ценностью для членов экстремистских групп фактически становятся сама неформальная группа и ее лидер, а не ценности, в том числе гуманистические, выступающие ядром определенной религии, которые лишь декларируются членами группы. Также ценностная подмена служит механизмом перерождения апологетического религиозного экстремизма в политический.
  • 4. Социально-культурными ситуациями порождающими религиозный экстремизм являются: 1) ситуация противоречий внутри одной религиозной системы; 2) ситуация противоречий между религиозной системой и ее социальным окружением (конфликт религиозной системы с господствующей религиозной системой; конфликт между двумя религиозными системами, находящимися в одинаковых отношениях с обществом в целом; конфликт религиозной системы с господствующей секулярной идеологией и т.д.).
  • 5. Религиозный экстремизм как деструктивная форма социальных отношений характеризуется следующими уровнями проявления деструкции: первый и второй уровни - цели и средства религиозного экстремизма; третий, четвертый и пятый уровни - деструктивные влияния на личность, на характер общественных отношений, на перспективы исторического развития общества. При реализации апологетической функции религиозного экстремизма отсутствует первый уровень деструкции.
  • 6. Основными факторами развития религиозного экстремизма в современной мире являются: 1) падение авторитета и организационных возможностей традиционных конфессий, 2) развертывание национально-политического экстремизма, 3) распространение новых религиозных учений отечественного и зарубежного происхождения.
  • 7. В современном мире можно выделить три вида религиозного экстремизма: 1) исламистский экстремизм, 2) экстремизм, выросший из организационных и эсхатологических конфликтов внутри православной церкви, 3) экстремизм новых религиозных движений оккультного и псевдовосточного характера. Также установленные нами характеристики присущи феномену атеистического экстремизма.
  • 8. В соответствии с двумя основными типами религиозного экстремизма выделяются две стратегии государственной политики.

И экстремисты, и власть являются носителями определенных систем ценностей. Поэтому причинами развития религиозного экстремизма будут осмысление некоторыми личностями религиозных ценностей как несовместимых с ценностями ведущих институтов общества, принятие на себя социальной роли их защитников и распространителей, вывод о допустимости любых методов решения этой задачи. Экстремисты стремятся отстоять свои ценности перед властью, то есть добиться от власти их признания, а в случае невозможности - захватить власть для утверждения своих ценностей. Это является их основным мотивом и означает, что религиозный экстремизм обладает политической функцией.

Религиозные ценности как основание религиозного экстремизма» раскрывается процесс превращения религиозных ценностей в обоснование религиозного экстремизма. Для этого они анализируются как на базе современных аксиологических теорий, так и на базе эмпирического материала. Прослеживается ценностная деформация, превращающая адепта той или иной религиозной традиции в экстремиста и проводящая к различным социальным конфликтам, укладывающимся в сформулированное выше представление об экстремизме как социальных отношениях.

Ценностный мир религиозного экстремиста представляет систему трансцендентальных, надличностных ценностей, но усвоенных не через нормативные институты -- образование, исторические конфессии, государство, а через неформальную социальную группу - экстремистскую. Это накладывает неизгладимый отпечаток на сам характер воспринятых ценностей. Экстремизм и, в первую очередь, религиозный экстремизм как экстремизм, оперирующий предельными понятиями, осуществляет определенную ценностную подмену.

Важнейшим вопросом является вопрос о соотношении религиозного экстремизма и религиозных традиций. Отличительной чертой религиозной системы ценностей является то, что она предельно неплюралистична, так как исходит из того, что является абсолютной истиной. Это содержит огромный потенциал по развертыванию экстремизма на религиозной почве и предопределяет особую агрессивность в обществе именно религиозного экстремизма. Но причинно-следственная связь здесь возникает, только в ситуации апологетического экстремизма, хотя и последний не является неизбежным и жестко детерминированным. Традиционные религии накопили огромный багаж нравственных ценностей, культурных достижений, успешного участия в национально-государственном строительстве. Необходимо лишь адекватное социокультурное представление адептов о своей традиции.

Итак, с одной стороны, в силу осуществляемой религиозным экстремизмом ценностной подмены, тождество религиозного экстремизма и религиозной традиции недоказуемо. А с другой, очевидно, что религиозный экстремизм несет на себе отпечаток той религиозной традиции, в недрах которой зародился и от имени которой выступает. Для этого нам необходимо рассмотреть основные представления христианства, ислама и новых религиозных учений об их взаимоотношениях с социальной средой.

Таким образом, религиозные ценности выступают основанием религиозного экстремизма, когда трансформируются через неформальную социальную среду, в ходе ее реакции на конкретное противоречие, возникшее в религиозной сфере общества. Ценностную подмену, в результате которой главной религиозной ценностью становятся не трансцендентальные сущности как таковые, а неформальная группа и ее лидер, есть все основания считать основной причиной религиозного экстремизма. Это может происходить даже при начальном возникновении группы как принадлежащей к апологетическому типу. В ходе борьбы ценность группы и лидера также может заслонить собой ту религиозную ценность, необходимость защиты которой вызвала противоречие.

Безусловно, далеко не всякий религиозный конфликт заканчивается вспышкой экстремизма. В любой развитой структуре, состоящей из цивилизованных людей, есть механизмы мирного разрешения конфликтов. Однако в определенных случаях они не срабатывают. Причины этого в каждой конкретной ситуации носят уникальный характер, но ключевым будет то, что определенная группа или лицо, во-первых, почувствовали существенную, можно сказать, предельную угрозу своему мировоззрению, мнимую, в рамках политического типа или реальную в рамках типа апологетического. Во-вторых, пришли к выводу о достаточности своей компетенции в тех вопросах, которые традиционно считались делом уполномоченных социальных институтов самой религиозной системы. Это будет происходить в результате описанной ценностной подмены, на фоне сформулированных социокультурных ситуаций.

«Деструктивность религиозного экстремизма» исследуется категория «деструктивность» на предмет ее применимости к описанию религиозного экстремизма, делается вывод о наличии такой возможности, выявляются уровни такой деструктивности.

Деструкция в религиозном экстремизме проявляется разнообразно, на нескольких уровнях. Первый уровень - деструктивны цели религиозного экстремизма. Общество, не принимая экстремистов, руководствуется какими-то своими ценностями, а, значит, экстремисты должны деактуализировать эти ценности. Это окажется возможным в большинстве случаев лишь путем демонтажа всей социальной системы, ибо маловероятно, что она добровольно отречется от ценностей положенных в ее основу. В случае успеха экстремистов всегда начинает строиться иное, с новыми ценностными основаниями, общество. Все изложенное не характерно для апологетического типа религиозного экстремизма, так как он не ставит цели строительства иного общества.

Второй уровень - деструктивны средства религиозного экстремизма. Деструктивен не только террор, но и другие методы религиозного экстремизма: предписание адептам асоциального образа жизни, отрицание светской культуры, вмешательство в борьбу за власть, распространение ложной информации об организации и учении.

Третий уровень -- деструктивно влияние экстремизма на личность, которая, участвуя в экстремистском движении, подвергается деформации. Воспринимая мир через призму ценностей экстремистской организации, человек полностью отрывается и от социальных связей, и от своих душевных устремлений, и от всех видов социальных норм. Можно сказать, что ни у кого бытие не является настолько отчужденным, как у адепта экстремистской организации, и преодоление этого отчуждения он начинает видеть в высвобождении своей внутренней деструкции.

Слово «экстремизм» обозначает приверженность к самым крайним мерам или взглядам, так трактуют это понятие некоторые словари. Однако современные политики и социологи термин понимают в более широком смысле. В Законе «О противодействии экстремистской деятельности» закреплено определение экстремизма. Сегодня к экстремизму относят следующие явления:

  • Неправомерное насильственное изменение конституционных основ государства, направленное на нарушение его целостности.
  • Публичное оправдание терроризма (идеологии и практики насилия), любая другая террористическая деятельность.
  • Возбуждение расовой, религиозной, социальной, национальной ненависти; нарушение прав и свобод человека на почве этой ненависти.

Обобщая понятие, можно сказать, что религиозный экстремизм - не просто радикальное отрицание конституционных основ, но насильственные действия, направленные на разрушение Все экстремистские действия совершаются группами лиц.

Большая часть международных политологов различают следующие виды экстремизма:

  • Политический.
  • Национальный.
  • Религиозный.

Религиозный экстремизм - это стремление к переустройству мира на почве религиозных убеждений. Кроме того, понятие трактуют как отрицание целостной системы традиционных для конкретного общества религиозных ценностей, желание одной из конфессий распространить свои верования и религиозные законы на общество в целом.

Сегодня на слуху выражение «исламские экстремисты», но надо понимать: религиозный экстремизм - это не только ислам. Это некоторые христианские течения, стремящиеся насадить свои взгляды, религиозно основанные на национализме. Это секты, призывающие своих адептов не признавать светский характер нашей страны, запрещающие получать, например, паспорта, ИНН и пр.

Религиозный терроризм - это любые агрессивные акты со стороны радикально настроенных верующих (или их организаторов), настроенных радикальным, воинственным образом

Сегодня все больше крепнет связь между религией и религиозным терроризмом.

Зарождение сегодняшнего религиозного терроризма связывают с революцией 1980 года в Иране. Тогда под словом «религиозный» подразумевали исключительно исламский терроризм. В 90-е годы, когда во всем мире рухнула коммунистическая идеология, образовались новые государства, сепаратистских (т.е. ратующих за обособление стран) организаций стало меньше. Количество религиозных движений, напротив, возросло. Теперь слово «религиозный» уже не значит исключительно «исламский». Экстремистские и связаны сегодня с самыми разными культами, сектами,

Главная цель, которую ставит перед собой религиозный экстремизм - признание своей веры единственной, подавление и уничтожение всех остальных религиозных конфессий, насильственное присоединение их к своей вере.

С этой точки зрения исламский экстремизм со своим лозунгом «Смерть всем неверным» является самым ярким, распространенным, агрессивным. В основе исламского религиозного экстремизма лежит учение о том, что ислам - не только религия, но целостная политическая, идеологическая, социальная система, стоящая выше всех конфессий. Поэтому, считают представители движения, именно ислам должен править миром, а все, не признающие его, должны быть уничтожены.

Как бороться с экстремизмом и религиозным терроризмом?

  • С детства воспитывать терпимость, толерантность, правовую грамотность.
  • Организовывать просветительскую работу среди населения.
  • На страницах СМИ, при помощи радио, Интернета систематически публиковать материалы, рассказывающие о деятельности зарегистрированных законным путем традиционных религиозных объединений, освещать их работу.
  • Постоянно и целенаправленно проводить мониторинг СМИ.
  • Проводить совместные профилактические действия вместе с правоохранительными организациями по искоренению всех незаконных религиозных группировок.
  • Запретить миссионерскую, сектантскую деятельность.

Только совместные усилия могут избавить мир от экстремизма и терроризма любого рода.