Предпринимательские союзы. Ассоциации (союзы) предпринимательских организаций Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ткаченко Александр Ефимович. Предпринимательские союзы в системе рыночных отношений: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Москва, 2003 159 c. РГБ ОД, 61:03-8/2471-6

Введение

Глава 1. Институционализация предпринимательских союзов в XIX- начале XX вв.

1.1. Торгово-промышленные палаты как первая форма объединения предпринимателей: сущность и экономические функции.

1.2. Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

1.3. Предпринимательские объединения России: генезис, типы и основные направления деятельности.

Глава 2. Предпринимательские союзы в современную эпоху .

2.1. Торгово-промышленные палаты индустриальных стран как координационный центр предпринимателей.

2.2. Современные предпринимательские ассоциации Западной Европы, США и Японии: механизм функционирования и реализация целей.

2.3. Торгово-промышленная палата РФ как головная организация российских предпринимателей.

2.4. Предпринимательские союзы России: этапы формирования, виды, особенности и характер деятельности.

Заключение

Библиография

Введение к работе

Современная Россия переживает период системных социально-политических и экономических перемен. Создание гражданского общества, проведение рыночных преобразований со всей остротой ставят вопрос о формировании новых отношений между государством и обществом.

Рыночная экономика предполагает, прежде всего, приоритет частной собственности, господство строго определенных норм и правил поведения участников рыночных отношений. Как свидетельствует исторический опыт, рынок невозможен без предпринимателя, выступающего центральным элементом новой экономики. Предпринимательство обеспечивает интенсификацию экономических процессов, придает экономической системе необходимый динамизм и эффективность. Развитие рыночных начал в современной российской экономике способствует консолидации и институционализации предпринимательства, проявлением которых становятся его союзы и объединения. Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз страховых организаций, Лазерная ассоциация и другие организации в качестве своей главной цели ставят вопрос о совершенствовании рыночных отношений, развитии национального и отраслевых рынков. Реализация данных целей предполагает действенное сотрудничество предпринимательских структур с государственными органами всех уровней.

Переход экономики на рыночные начала осуществляется при активном участии государства. Рыночная экономика сегодня немыслима без создания эффективного механизма взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти государства. Он реализуется через создание экономической инфраструктуры, деятельность полуправительственных экспортно-импортных организаций с участием в них представителей деловых кругов, формирование и реализацию промышленной и внешнеэкономической политики, размещение государственных и муниципальных заказов, узаконение лоббистской деятельности предпринимательских структур, регулирование социально-экономических процессов.

В условиях масштабных преобразований выстраивание законодательно определенных отношений государства с новыми общественными структурами, бизнесом в целом приобретает особую значимость.

Исторический опыт показывает, что взаимодействие общества с государством осуществляется через специальные институты. С одной стороны в нем участвуют государственный аппарат и органы государственной власти, а с другой - институционализированные структуры, т.е. организации, союзы и иные объединения граждан. Последние распадаются на два принципиально различных образования - политические партии и общественные организации, которые контактируют с государством по своим каналам, используя свои методы. Партии делают это через выборы в парламент и местные представительные учреждения, а организованные граждане, входя в непосредственный контакт с государством и его органами, через так называемую систему функционального представительства. Взаимодействие предпринимателей и государства осуществляется как посредством массовых движений и акций, так и путем формализованных и неформальных связей с представителями властных структур. Такого рода деятельность в широком смысле слова можно считать лоббистской.

Вопрос о путях и способах влияния предпринимательства на процесс разработки и принятия государственных решений непосредственно связан с характером политической системы, особенностями политической культуры и историческими традициями. Сегодня в нашей стране все это находится пока еще в стадии формирования.

В современной России деятельность предпринимательских союзов разворачивается на поле, не определенном ни юридически, ни политиче ски. Не случайно, их деятельность пока еще осуществляется преимущественно вокруг вопросов, связанных с распределением и перераспределением экономических ресурсов, разделом и переделом собственности.

Поэтому изучение истории предпринимательских объединений представляет актуальную задачу, имеющую научную и практическую значимость. В современной отечественной историко-экономической науке отсутствуют комплексные исследования по проблемам взаимодействия союзов предпринимательства с государством. Этот опыт изучен фрагментарно и не учитывается в современных экономических и социально-политических процессах.

Корпоративные структуры предпринимательства обратили на себя внимание современников с первых дней появления, хотя закрытость и отсутствие конкретной информации препятствовали проведению их всестороннего анализа. Первыми российскими исследованиями в этой области стали работы В.Шнейдера и Л.Нисселовича.1 В них на основе архивных материалов и сведений, предоставленных руководителями государственных учреждений и предпринимательских обществ, авторы попытались охарактеризовать деятельность торгово-промышленных организаций с начала XVIII в., показать отношение к ним властей.

Развитие предпринимательского движения, оживленная полемика, развернувшаяся на съездах предпринимательских союзов, по проблемам организационного строительства, принципам, формам и методам работы, а также их возрастающая роль в хозяйственной жизни страны способствовали оживлению исследовательской работы. В начале XX в. были опубликованы труды А.О. Ерманского. В них было проанализировано состояние предпринимательского движения, определены перспек тивы и показана роль организованного капитала в экономической и политической жизни страны.2

Сделанные им выводы основывались на большом фактическом материале и сводились к тому, что представительные организации российского капитала превратились во влиятельнейшие лоббистские структуры, объединившие в своих рядах представителей крупного капитала различных отраслей хозяйства. А.О.Ерманский подчеркивал, что нужно пересмотреть сложившееся мнение о российской буржуазии как о классе, отделенном от власти. Хотя ее представители и не участвуют в формировании исполнительной власти, она, как показывала российская действительность, имела прочные связи с государственными органами, что позволяло ей решать достаточно оперативно и эффективно стоявшие перед ней проблемы. Этим обстоятельством он объяснял политическую индифферентность российского капитала.

В 1913 г. увидели свет две монографии Е.С. Лурье.3 Впервые в них была сделана попытка дать классификацию предпринимательских объединений. Взяв за основу два критерия, - отношение к власти и цели организаций - Е.С.Лурье разделил все союзы на четыре группы: официального представительства, «общественные» или «частные» для защиты общих интересов, союзы работодателей и синдикаты. Он доказывал, что при всех различиях представительные союзы решали задачу создания благоприятного предпринимательского климата, но разными средствами. Автор большое внимание уделял правовой стороне их деятельности, отметив при этом недостаточную разработку юридических норм их существования. Кроме того, он определил основной круг проблем, требовавших скорейшего разрешения. Правильно найденные решения

должны были обеспечить переход предпринимательских объединений на качественно новый уровень развития.

В эти же годы появились первые исследования о деятельности отдельных предпринимательских союзов.4 Авторами публикаций являлись лица, близко стоявшие или непосредственно связанные с ними. В этих работах достаточно подробно освещалась история становления конкретных представительных объединений, показывались основные формы и методы деятельности. Данные исследования основывались на обширном статистическом и аналитическом материале, требующем, однако, критического к себе отношения. Примечательно, что рассмотрение проблем российских предпринимательских союзов в них осуществлялось через призму зарубежного, в первую очередь немецкого, опыта.

В начале XX в. появилось довольно много публикаций по истории предпринимательских организаций западноевропейских стран.

Значительная часть этих публикаций была помещена в центральном печатном органе Съездов представителей промышленности и торговли - в журнале «Промышленность и торговля».5

Отдельные стороны деятельности корпоративных организаций нашли отражение в работах, посвященных экономическому развитию отдельных отраслей хозяйства страны.

Это - исследования Н.А. Вигдорчика, И.М. Гольдштейна, В.П. Литвинова-Фалинского, М.Н. Соболева, П.Х. Спасского и других.6

В 20-40-х гг. XX в. проблема представительных союзов российского капитала не получила сколько-нибудь глубокого изучения, хотя отдельные ее аспекты освещались в трудах по истории конкретных отраслей промышленности и торговли, развития некоторых российских регионов. Эта тема затрагивалась исследователями также в связи с изучением рабочего движения.7

Лишь в 50-60-х гг. историки-экономисты приступили к разработке данной проблематики. В связи с изучением положения российского капитала в экономике страны они обратили внимание на предпринимательские организации. Центральным явился вопрос о развитии российских монополий. В связи с ним и рассматривался организованный капитал.

В работе В.Я. Лившина «Монополии в экономике России» впервые в советской историко-экономической науке была предпринята попытка охарактеризовать деятельность представительных объединений российского капитала.8

В эти же годы появились и статьи по данной проблеме. В публикациях В.Я. Лившина, Е.Бондаренко, Л.Н. Колосова рассматривались вопросы создания отдельных предпринимательских объединений, определялись направления их деятельности, выявлялись их основные участники.9 Но обобщающих исследований в эти годы сделано не было.

В 70-80-х гг. отечественной историко-экономической наукой велось достаточно интенсивное изучение экономической политики правительства, особенностей российского капитализма, различных предпринимательских групп. Отличительной чертой работ этого периода являлось привлечение значительного архивного материала, обращение к периодике, в том числе и к изданиям предпринимательских объединений, использование разнообразных статистических справочников. Однако проблемы предпринимательского движения не являлись темой этих монографий и затрагивались лишь в связи с анализом общих или конкретных хозяйственных проблем.

В эти же годы советскими социологами и экономистами были предприняты значительные усилия по изучению основных тенденций хозяйственного развития западных стран. Большое внимание уделялось рассмотрению проблем государственного регулирования экономики, предпринимательским союзам, занявшим в экономической и социально-политической жизни ведущих индустриальных стран весьма заметное место. Были изданы труды, в которых анализировалась деятельность предпринимательских организаций отдельных стран. Среди наиболее крупных работ следует отметить исследования И.М. Бунина, Н.П. Василькова, А.Г. Куликова и других."

В эти же годы был переведен на русский язык ряд зарубежных ис-следований по данной проблематике.

Отдельные стороны российского предпринимательского движения получили освещение в статьях Е.А. Воронцовой, Т.И. Грико, B.C. Дякина, В.В. Крутикова, И.Г. Мосиной, М.И. Шумилова.13 В них были рассмотрены некоторые стороны деятельности региональных, отраслевых и центральных предпринимательских союзов, отмечена их роль в развитии отдельных отраслей хозяйства.

Непосредственно проблемам становления и развития корпоративных союзов были посвящены исследования И.Н. Шапкина. В них на основе привлечения мало использованных в отечественной историко-экономической науке материалов проанализировано состояние организованного движения капитала, дана характеристика его этапов, показаны формы и методы, использовавшиеся предпринимательскими объедине ниями.

Таким образом, отечественными исследователями проделана определенная работа по изучению представительных организаций предпринимателей. Однако сделаны лишь первые шаги. Данная тема относится к числу малоизученных и неразработанных проблем.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы исследовать развитие предпринимательских союзов, их место, роль и функции в системе рыночных отношений на материалах России и зарубежных стран.

Реализация данной цели предопределила решение следующих задач:

Выявить причины создания и национальную специфику предпринимательских союзов;

Определить типы предпринимательских объединений и их экономические функции;

Определить этапы формирования предпринимательских союзов, их отраслевую принадлежность и основные направления деятельности;

Выявить национальные особенности развития и деятельности представительных союзов предпринимателей на разных этапах исторического развития;

Показать значение предпринимательских ассоциаций в формировании и совершенствовании рыночной инфраструктуры, в разработке экономической политики государства;

Определить формы и методы осуществления своей деятельности предпринимательскими союзами различного типа;

Изучить влияние предпринимательских объединений на экономику различных стран.

Предметом исследования настоящей диссертации являются проблемы развития предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования являются экономические и правовые отношения, складывающиеся в ходе становления, развития и функционирования представительных организаций предпринимательства.

Теоретической и методологической основой для написания диссертационной работы является диалектический метод познания, включающий исторический и логический способ познания, системный подход к процессам становления и развития рыночных отношений, современный науковедческий подход к анализу исследуемых проблем экономической истории. Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по обозначенной проблеме. При обработке и систематизации рассматриваемого в диссертации материала использованы методы исторического, сравнительного экономического анализа.

Информационную базу исследования составили научные труды российских экономистов, историков экономики, социологов, правоведов прошлого и настоящего, посвященные как общим проблемам экономического развития XIX - XX вв., так и различным аспектам деятельности предпринимательских союзов России и зарубежных стран.

При исследовании темы использованы разнообразные материалы: законодательные акты, документы предпринимательских союзов и т.д.

Важнейшим источником являются данные, содержащиеся в периодических изданиях государства и предпринимательских организаций.

Научная новизна работы определяется тем, что это первое комплексное историко-экономическое исследование по проблемам представительных союзов предпринимательства на протяжении XIX - XX вв. с

привлечением материалов России и зарубежных стран. Она заключается в следующем:

Показано, что процесс формирования предпринимательских организаций носит объективный характер. Он связан с совершенствованием рыночных отношений и постепенным формированием гражданского общества современного типа;

Выявлены основные факторы экономического и социально-политического характера, а также культурно-психологические и национальные особенности, способствовавшие развитию организационного предпринимательского движения и складыванию национальной специфики предпринимательских объединений;

Дан анализ деятельности торгово-промышленных палат различных стран и выявлены основные типы, направления, формы и методы осуществления стоящих перед ними задач;

Рассмотрена роль предпринимательских организаций в формировании и совершенствовании рыночной инфраструктуры, их участие в разработке экономической политики государства, при этом выявлены национальные различия, существовавшие и сохраняющиеся до настоящего времени;

Проанализирован процесс становления предпринимательских объединений России прошлого как сложное и противоречивое явление, показаны организационные отличия российских предпринимательских союзов от ряда европейских аналогов;

Рассмотрено влияние организационного движения российского капитала на экономическое развитие отдельных отраслей хозяйства и национальной экономики в целом;

Показаны приемы и методы реализации уставных задач предпринимательскими ассоциациями;

Проанализировано современное состояние организационного предпринимательского движения в нашей стране, намечены перспективы его развития и указаны факторы, сдерживающие их рост.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке планов по социально-экономическому преобразованию России на обозримую и долгосрочную перспективу, а также при чтении лекций по «Экономической теории», «Экономической истории», «Предпринимательству».

Обсуждение диссертационного исследования проводилось на кафедре экономической теории Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. Основные положения и результаты диссертации представлены в статьях и докладах на ряде научных конференций - Международной научно-практической конференции ученых России и Украины. 27-28 июня 2000 г. в г. Луганске; Международной научно-практической конференции. 24-25 января 2001 г. в г. Москве.

Торгово-промышленные палаты как первая форма объединения предпринимателей: сущность и экономические функции

Профессиональные объединения торговцев и ремесленников в форме цехов и купеческих гильдий существовали еще в феодальную эпоху. Наиболее успешно экономические интересы защищал торговый капитал, создавший для этого целый ряд организаций, оказывавших весьма заметное влияние на экономическое и политическое развитие Европы. Одним из таких примеров является существование на протяжении ряда столетий объединения северогерманских купцов - Ганзы. В Западной Европе первыми представительными организациями предпринимателей стали торговые палаты. Как совещательные органы по делам торговли при городском управлении они впервые появились во Франции. Из-за высокой прибыльности торговли и слабого развития промышленности в этот период эти организации создавались в форме торговых палат. Во Франции в конце XVII в. был учрежден целый ряд таких «палат». В 1700 г. они объединились в «Королевский совет торговли» - консультационный орган при правительстве, наделенный значительными полномочиями. В 1768 г. была образована первая торговая палата в Северной Америке, в Нью-Йорке.15 В XIX в. палаты появились в Англии. В XIX в. торговые палаты создавались в странах Западной Европы и Америки, а в начале XX в. в странах Латинской Америки, Азии и даже в африканских колониях. В это время они существовали в 43 странах мира - в европейских странах, Японии, Индии, Китае, Гонконге, Египте, Австралии, Мексике, Бразилии, Аргентине, Чили, Кубе, Уругвае, Эквадоре и других странах. К началу первой мировой войны в ведущих индустриальных странах за счет, в первую очередь, региональных палат их количество постоянно увеличивалось: во Франции насчитывалось 117 торговых палат, Германии - 147, Англии - 92, Австро-Венгрии - 86, Италии - 74, не считая подобных организаций в колони-ях.16

Учреждение торговых палат осуществлялось либо по решению правительства (Италия, Австро-Венгрия, Румыния, Болгария) или ходатайству представителей правительства и промышленности (Пруссия, Испания, Голландия), либо на основании законов об обществах и ассоциациях (Англия, США).

Сложившиеся к этому времени торговые палаты можно разделить на два вида - континентальные и англосаксонские.

К первому типу относились палаты, организованные в форме официального государственного института. Представители торгового капитала должны были входить в них в обязательном порядке. Эти палаты зародились и развились во Франции, откуда они в наполеоновскую эпоху были перенесены в европейские страны. Торговые палаты континентального типа были организованы в Германии, Голландии, Австро-Венгрии, Италии, Румынии, Болгарии, Японии и Китае.

Ко второму типу относились палаты, созданные на основании законов об ассоциациях в виде свободных союзов и корпораций с наделением их правами юридического лица. Вторая категория палат возникла в Англии, а затем распространились в США, Австралии, Швеции, Бельгии и Швейцарии.

Имелись также палаты смешанного типа, например в Испании. Здесь они создавались в виде свободных союзов, но по королевскому декрету 1901 г. могли получать официальный статус. В бывших ганзейских городах - Гамбурге, Бремене, Любеке, - торговые палаты представляли своеобразное сочетание английского и французского типов. Состав палат формировался за счет купечества, которое самостоятельно принимало решение о вхождении в нее. Правительство, наделяя их значительными полномочиями, придавало им статус официальных государственных учреждений.

Состав палат в разных странах варьировался. Во Франции и Австро-Венгрии они объединяли торговцев, промышленников, судовладельцев и ремесленников. Австро-венгерские торговые палаты, как писали современники, «являются органами государственной политики поддержания среднего класса, главным средством которой служат образование промышленных товариществ и контроль за ремеслом».18 Для представительства интересов промышленников в некоторых немецких землях, например в Гамбурге, Бремене, Саксонии, создавались промышленные палаты. В их ведение передавались также вопросы, связанные с развитием ремесла. С 1897 г. в тех немецких землях, где отсутствовало представительство ремесленников, образовывались особые ремесленные палаты.

В Италии, Испании, Австро-Венгрии, Голландии, Швеции, США, Англии и ряде других стран торговые палаты служили для представительства интересов торговли, судоходства и промышленности.

Торговые палаты делились на местные и центральные. Местные занимались хозяйственными вопросами и представительством интересов членов палаты на региональном уровне. Их юрисдикция распространялась на определенные округа, департаменты, провинции или крупные городские центры. Так, по законам Пруссии их основной задачей являлась «забота об общих интересах торговцев и промышленников своего округа, и в особенности содействие правительству в деле развития торговли и промышленности при помощи доставления фактических сведений, внесения докладов и дачи заключений».

Центральные органы решали хозяйственные вопросы на национальном уровне. Они выступали в роли официальных учреждений для обсуждения договоров и законов, имевших отношение к торговле, промышленности и земледелию. Палаты, создаваемые при министерствах, являлись не столько органами, объединявшими и согласовывавшими деятельность местных торговых палат, сколько своеобразными правительственными органами, образуемыми для решения определенных государственных задач. Содействие правительственным ведомствам являлось не только правом, но и их обязанностью. Они должны были давать подробные объяснения по запросам административных и судебных учреждений. В них власть видела компетентных советников для направления и согласования действий правительства по хозяйственным вопросам.

Центральные органы англосаксонского типа преследовали не только представительские цели. Они объединяли торгово-промышленный класс, согласовывали деятельность местных отделений для проведения и отстаивания собственных интересов, для приобретения большего влияния на законодательство.

Предпринимательские союзы Западной Европы и США: типы, организационная структура и приоритетные формы экономической деятельности

Первые предпринимательские союзы представительного типа как продукт капиталистических отношений стали создаваться в XVIII - XIX вв. Впервые они были образованы в Англии. Уже в 1799 г. в Лондоне была создана Британская ассоциация бумаги и картона, а первая общенациональная организация предпринимателей - Национальная ассоциация фабрикантов - была учреждена в 1854 г. Становление рыночных отношений в английских колониях Северной Америки привело к появлению первых предпринимательских союзов в XVIII в. В 1762 г. производители свечей Род-Айленда объединились в предпринимательский союз. Одним из первых предпринимательских объединений США стала созданная в 1792 г. Ассоциация маклеров биржи Нью-Йорка.44 Особенностью американских предпринимательских союзов являлось то, что они создавались предпринимательскими группами преимущественно с узко прагматическими целями. Так, в 1862 г. образовалась Ассоциации издателей Нью-Йорка с целью добиться большей стабильности на книжном рынке.

На европейском континенте первые ассоциации выросли из средневековых торговых гильдий и коммерческих союзов. В Бадене по закону 1862 г., уничтожившему цеховое устройство, были созданы представительные организации - промышленные товарищества, обладавшие правом юридического лица. Им передавалось имущество цехов и купеческих союзов. В начале XIX в. в Германии была предпринята попытка образовать национальную предпринимательскую организацию. При участии Фридриха Листа в 1819 г. был основан Германский торговый союз, но через два года он был распущен. Аналогичная судьба постигла основанный в 1829 г. Промышленный союз королевства Саксонии. Недолговечными оказались также созданный в 1821 г. в Берлине Союз содействия промысловой деятельности и основанное в 1836 г. Объединение владельцев саксонских прядилен.45 Из-за политической раздробленности Германии более чем на 350 княжеств и политически самостоятельных городов все попытки образовать выходящую за региональные рамки систему представительства интересов предпринимателей потерпели неудачи. К этому следует добавить, что незначительная численность немецкого рабочего класса, его слабость в идеологическом и организационном отношениях (существовали лишь немногочисленные тайные организации) не делали актуальной задачу создания такой организации.

На протяжении ряда лет в некоторых западноевропейских странах предпринимательские организации несли на себе в организационно-правовом отношении груз феодального прошлого. В Германии эти союзы назывались «торговыми корпорациями» или «торговыми депутациями». С 1665 г., например, в Гамбурге «Торговая депутация» объединяла морских торговцев, имела значительное влияние на городские власти. Именно ей было поручено управление биржей. С 1814 г. она получила право направлять своих представителей в местные органы власти, а чуть позже назначать судей в торговые суды. За депутацией признавалось право представлять интересы торгового класса Гамбурга. В XIX в. в нее входили владельцы крупных торговых и промышленных предприятий. Ее внутренняя жизнь регламентировалась законом. Согласно гамбургской конституции 1860 г. деятельность торговой депутации несколько видоизменилась. Ей давалось право иметь представителей в различных государственных учреждениях, а связанные с ее деятельностью издержки покрывались за счет казны.

Существование торговых палат и различных купеческих корпораций не помешало созданию предпринимательских союзов для защиты корпоративных интересов в экономической сфере. Рост численности и усиление их влияния совершались параллельно с промышленным подъемом Западной Европы. Нередко предпринимательские объединения оказывали гораздо большее влияние на деятельность правительства, чем торговые палаты, деятельность которых была втиснута в узкие рамки. Более того, по мере технического, промышленного и экономического развития палаты оказались не в состоянии выполнять стоявшие перед ними задачи по координированию интересов различных групп предпринимателей, например, купечества и промышленников. В условиях существования разнообразных хозяйственных интересов палатам с большим трудом удавалось осуществлять предписанную им законом гармонизацию предпринимательских интересов.

Необходимость объединения усилий бизнеса и власти в экономической и социальной областях государство все более полно начало осознавать во второй половине XIX в. - в эпоху динамичного развития капитализма. Особенно последовательно политика выстраивания конструктивных отношений с предпринимателями осуществлялась в новых европейских государствах, появившихся на политической карте после национально-освободительных движений (Италия), или в результате успешных войн (Германия).

В.Фишер в своем исследовании, посвященном анализу взаимоотношений государства и объединений немецких предпринимателей, замечает, что провозглашенная в 1871 г. Германская империя получила на «тарелочке» уже полностью сформировавшуюся систему организаций, представлявших интересы предпринимателей, с которыми правительства отдельных немецких государств давно уже научились сотрудничать. Именно в Германии эти союзы приобрели наиболее развитые формы, поскольку по определению В.И.Ленина, она представляла собой «образец передовой капиталистической страны, которая в смысле организованности капитализма, финансового капитализма, была выше Америки».

В этот период росла численность предпринимательских союзов и в других странах. В США - стране, исповедовавшей индивидуализм, свободу частной инициативы, невмешательство государства в хозяйственные отношения - их количество постоянно увеличивалось. К 1914 г. насчитывалось около 800 организаций.

Торгово-промышленные палаты индустриальных стран как координационный центр предпринимателей

Торгово-промышленные палаты в настоящее время, как показывает мировой опыт, являются наиболее представительными организациями капитала, объединяющими предпринимательские структуры различных секторов экономики. Независимо от формы организации, они обладают во всех странах мира рядом общих черт, которые отличают их от других предпринимательских союзов. К ним можно отнести следующее: - как правило, они являются некоммерческими организациями; - носят территориальный характер (организованы в административных границах города, округа, штата и т.п.); - функционируют на основе самоуправления, определяемого уставами; - оказывают различные виды услуг своим членам (состав этих услуг, хотя и весьма отличается в разных странах, в целом направлен на развитие предпринимательства); - используют свое влияние и авторитет в законодательных и исполнительных органах власти для создания благоприятного правового климата в целях развития предпринимательства и лоббирования его интересов; - выполняют функции посредников между правительственными предпринимательскими структурами в исполнении, толковании и совершенствовании нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Процесс формирования торговых палат, как свидетельствуют материалы главы 1, интенсивно проходил во второй половине XIX в. В этот период сложились основные их виды. В настоящее время можно говорить о существовании трех типах торгово-промышленных палат.

Первая - это «континентальная» модель. Палаты этого типа создаются на основе специального национального законодательства, определяющего их задачи и роль в общественной жизни страны, в хозяйственной деятельности и выполнении ряда административных функций. На этих принципах организованы палаты во Франции, Германии, Италии, Австрии, Нидерландах, Словении и других странах.

При создании палат этого типа, как правило, в законодательном порядке предусматривается обязательное членство в них предпринимательских структур. Причем сегодня имеются примеры, когда в национальных палатах членство обязательно, а в местных - добровольное. Обычно предусматривается создание одной палаты в административной единице.

Помимо финансовых преимуществ, обязательное членство укрепляет позиции палат перед законодательными и исполнительными органами власти, поскольку выступают от имени всего делового содружества страны или определенного региона. Другим достоинством палат с обязательным членством является то, что они как на региональном, так и на местном уровне, солидарно выступают от имени различных секторов экономики, а не отдельных ее сегментов. Третьим важным преимуществом «континентальных» палат является передача им некоторых административных и управленческих функций в сфере хозяйственной и социальной деятельности, в том числе, например, в области образования, сертификации, аккредитации, выдаче торговых документов и т.п.

Позитивным фактором в деятельности этих палат является возможность сотрудничества с законодательными и исполнительными органами власти на основе создания при этих органах представительств палат. Более того, правительственные органы обязаны консультироваться с ними при решении правовых и экономических вопросов.

Наряду с достоинствами этот вид торговых палат имеет недостатки. К основным отрицательным моментам этой модели следует отнести высокую степень зависимости от государственной власти, которая в отдельных случаях оказывает на их деятельность ограничивающее влияние путем политического давления. Обязательность уплаты членских взносов, обеспечивающая стабильный доход, может ограничивать стремление администрации к диверсификации услуг, оказываемых своим членам.

Негативной стороной «континентальных» палат является и то, что во многих случаях обязательное членство в палатах не распространяется на сельское хозяйство, малый и семейный бизнес, а также профессиональную деятельность. Более того, этим палатам обычно запрещено представлять в законодательных и исполнительных органах власти интересы отдельных социальных групп, союзов предпринимателей, которые должны самостоятельно представлять и защищать свои корпоративные интересы. Палаты объединяют основные сектора экономики, представляя и защищая их общие интересы.

Вторая форма - «англосаксонская модель». Палаты, созданные по этому образцу, основываются на нормах гражданского и торгового права и не требуют специальных регулирующих их деятельность государственных актов. Они пользуются полной независимостью и самостоятельностью, а при учреждении регистрируются наравне с другими некоммерческими ассоциациями и организациями. Такие палаты характерны для США, Англии, Канады, Индии, стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Основными преимуществами «англосаксонской» модели при добровольном членстве предпринимательских структур являются: - более широкий спектр участников, включающий не только представителей отдельных секторов экономики, их ассоциаций и союзов, но и индивидуальных предпринимателей, в том числе независимых специалистов - адвокатов, консультантов, аудиторов; - возможность создания широкой региональной сети палат; - выполнение своих функций и организация управления на основе зарегистрированных уставов; - формирование национальной системы палат на неформальной добровольной основе; - возможность для предпринимателей вступать в те организации, которые представляют для них наибольший интерес.

Современные предпринимательские ассоциации Западной Европы, США и Японии: механизм функционирования и реализация целей

После второй мировой войны предпринимательские союзы заняли существенное место в мировом сообществе и в национальных хозяйствах отдельных стран. Сегодня они выполняют многообразные функции, весьма существенно влияющие на макро- и микроэкономические процессы национальных хозяйств.

Современные предпринимательские союзы - это самодеятельные, некоммерческие образования, состоящие из добровольно объединившихся физических и юридических лиц. Они создаются для содействия развитию бизнеса в сфере бухгалтерского учета и финансово-бюджетных вопросов, научно-технических исследований в области производства, стандартизации товаров, экономической статистики, консультаций по юридическим аспектам, изучения рынка спроса и усиления эффективности рекламы, организации учебно-образовательных программ по управлению производством и повышению квалификации рабочих и служащих, воздействия на экономическую политику государства, трудовых отношений и связи с общественностью.

Функционирование этих союзов подчиняется определенным принципам. Законы регламентируют лишь общие правила организации союза, права общего собрания членов, устанавливают правила избрания правления (численность и период деятельности), его ответственность и представительные функции. Решения принимаются на общем собрании членов союза. На них же избирается орган исполнительной власти - правление (директорат и т.д.), назначаемое на определенный срок в соответствии с уставом союза. К основным правам общего собрания принадлежит право устанавливать размер членских взносов, за счет которых финансируется деятельность союза.

Организационно-административная структура каждого союза устанавливается уставами, в которых зафиксированы следующие положения: название, год образования, местонахождение штаб-квартиры и филиалов и т.д. Членами предпринимательской организации могут быть как индивидуальные, так и юридические лица. В ряде союзов допускается членство иностранных компаний. Например, в состав Американского института сталелитейной промышленности входят канадские и латино-американские фирмы.

Государственным учреждениям предоставляется право проверять устав и практическую деятельность союза на предмет соответствия закону (так называемый надзор за законностью). Их права и обязанности определяются законами. Государственные органы не имеют права давать союзам указания относительно их деятельности. Они осуществляют так называемый контроль за целесообразностью. Среди принципов деятельности союзов предпринимателей можно выделить следующие: - добровольность образования или создание в обязательном соответствии с законом; - функциональная принадлежность (по отраслевому, территориальному признакам, по количеству членов); - территориальное разграничение уровней влияния (местный, региональный, национальный, международный).

Услуги, которые предоставляют союзы, можно разделить на две основные категории. Во-первых, члены стремятся направить деятельность союза непосредственно на укрепление своего хозяйственного положения (например, за счет предоставления информации, рекламы, консультационной деятельности) или косвенно на формирование благоприятной государственной экономической политики (лоббирование). Во-вторых, союзы стремятся формировать определенную экономическую политику, которая выражает цели и интересы их членов.

Союзы разделяются по степени организованности, численности, экономической и социально-политической роли в обществе. Наиболее распространенный вид предпринимательской ассоциации - отраслевые союзы, которые подразделяются на «вертикальные» и «горизонтальные». «Вертикальные» объединяют компании, занятые во всех сферах той или иной отрасли. Например, в США в крупнейшую организацию предпринимателей, занятых в нефтяном бизнесе, - Институт нефтяной промышленности - кроме нефтедобывающих входят также транспортные фирмы, компании по переработке нефти. «Горизонтальные» предпринимательские объединения включают в себя компании, которые специализируются только на одной сфере производственного процесса данной отрасли, например, Американская ассоциация компаний, добывающих нефть. Но существуют также ассоциации «смешанного», «межотраслевого» типа, объединяющие предпринимателей различных отраслей производства, например, Ассоциация аэрокосмической промышленности в США, Национальная ассоциация оборонной промышленности, Национальная ассоциация бизнесменов, специализирующихся по эксплуатации морских ресурсов.

Ввиду многообразия явлений, подводимых под определение синдикатов и трестов, все исследователи, как экономисты, так и юристы, внимательно останавливаются на классификации предпринимательских союзов.

Более щедры на классификации экономисты, у коих они порой, в сущности, совпадают с систематизированным описанием. Так, Клейнвехтер делит картели на пять групп: 1 - регулирующие размеры производства, количество товаров; 2 - регулирующие цены товаров; 3 - регулирующие производство и цены; 4 - регулирующие распределение заказов; 5 - регулирующие географический район сбыта товаров*(278). Все эти признаки имеют существенное экономическое значение. Но есть еще много других экономических моментов, которые играют не менее значительную роль с той же точки зрения. Поэтому, если стать на этот путь, то не будет конца изобретательности классификаторов. И. И. Янжул, "ввиду неустойчивости и шаткости оснований для деления синдикатов, количественного разнообразия их и неопределенности понятия", счел себя вынужденным, вместо классификации, ограничиться лишь перечислением важнейших видов*(279)

В сущности, и другие классификации являются таким же перечислением.

В целях экономического изучения явления, описательная группировка может представлять некоторые удобства, но она не может удовлетворить юристов, которые должны изучать формы явлений.

С точки зрения форм, необходимо остановиться на противопоставлении трестов всем другим предпринимательским союзам с картельными задачами.

Точности противопоставления несколько препятствует неустойчивость терминологии. Если термин "тресты" употребляется в довольно определенном смысле, то термины синдикаты, картели, промысловые синдикаты, предпринимательские союзы употребляются довольно безразлично, то для обозначения всякого рода предпринимательских союзов, преследующих исключение конкуренции, то для соглашений, противопоставляемых специально трестам. К тому же предпринимательские соглашения - институт международный, распространенный, хотя и неодинаково, во всех странах Европы и Америки, и в каждой из них терминология различна.

Термин "предпринимательские союзы" представляется наиболее удобным для общего обозначения всего круга явлений, который охватывается данным определением соединения предпринимателей, стремящихся к повышению цен или предупреждению их падения помощью или совершенного исключения, или ограничения конкуренции. Менее подходящим нужно считать термин "промысловые синдикаты", ибо слово "промысел" употребляется в более узком смысле, нежели предприятие. Против этого термина возражает П. Б. Струве*(280), ибо он относится и к таким союзам предпринимателей, которые не интересуются ограничением конкуренции.

Лифман противопоставляет предпринимательские союзы (Unternehmerverbande) обществам и товариществам*(281). Совершенно правильно указывают Баумгартен и Меслени, что это нелогично. Рассматриваемые предпринимательские союзы могут принимать самые разнообразные формы, начиная с простых соглашений, лишь частично и строго определенно ограничивающих свободную в остальном предпринимательскую деятельность, и не образующих, следовательно, даже и общества в техническом смысле слова, и кончая образованием нового товарищества, совершенно исключающего самостоятельную предпринимательскую деятельность отдельных участников. Таким образом, неправильно противопоставление картельных соединений как предпринимательских союзов разным формам товарищеской организации.

Обращаясь к противопоставлению синдикатов трестам, нельзя не признать совершенно правильным указание Баумгартена и Меслени*(282), что теоретическая задача разграничения этих явлений так же трудна, как проста задача чисто практическая. Здесь имеется длинная цепь отношений, на одном конце которой простые договорные отношения совершенно самостоятельных субъектов прав, на другом новый субъект прав. И, казалось бы, самым простым решением вопроса было бы отнесение последней категории к понятию трестов, всех остальных - к синдикатам вообще. Но некоторые исследователи находят такого рода подразделение неправильным уже потому, что там, где возник новый субъект прав, имеется не соглашение предпринимателей, что составляет предмет всякого рода картелей, а новый предприниматель. Это чисто формальное соображение по существу неправильно. Сущность явления нисколько не изменяется оттого, что группа предпринимателей, вместо взаимного соглашения, регулирующего деятельность участников, сливает всю свою деятельность в такой мере, что образует единое предприятие.

Если объединение заключается в образовании акционерной компании, поглощающей объединившиеся предприятия, то новая компания подчиняется выработанным законодателем нормам об акционерных компаниях. Но при создании этих норм не были приняты во внимание особенности и опасности картельных соглашений, имеющих целью устранение конкуренции, а между тем именно эта цель вызывает необходимость особого внимания со стороны законодателя. Было бы, следовательно, совершенно неправильно выделить из картельных организаций наиболее могущественную форму исключения конкуренции. Это значило бы, по соображениям чисто формального свойства, неестественно суживать круг изучаемых явлений.

Вот почему и единые предприятия, объединяющие всех предпринимателей какой-либо отрасли производства в одну акционерную компанию, входят в понятие союза предпринимателей. Но можно ли в основу противоположения трестов другим синдикатам положить признак единства предприятия, образования нового субъекта прав? Не будет ли это стремлением к простоте в ущерб самому делу?

Картельное соглашение может стремиться к смягчению конкуренции, отнюдь не посягая на самостоятельность участников ни в процессе производства, ни в процессе продажи. Все соглашение может сводиться к известным стеснениям при установлении цен, района продажи и т. д. Соглашение может касаться и ограничений размера производства.

Слабая сторона таких соглашений заключается в том, что контроль здесь почти невозможен, злоупотребления неуловимы. Контроль над продажей возможен при непременном соблюдении одного условия: самая продажа должна быть сосредоточена в руках контрагентов. Это в равной мере необходимо и в том случае, когда ограничения касаются размера производства, так как по условиям техническим и тут крайне трудно уследить за добросовестным исполнением обязательств, за исключением тех отраслей производства, которые по фискальным причинам находятся под непосредственным контролем и учетом правительства.

Таким образом, второй ступенью картельных соглашений является передача всей торговли в руки объединенной организации контрагентов, вступивших в картельное соглашение. Организация продажи может быть самая различная. Может быть организовано посредническое бюро, которое лишь распределяет заказы сообразно установленному соглашению, не вступая непосредственно в договорные отношения с заказчиками. Возможно, предоставление самим бюро права заключения договоров с тем, что они передаются, соответственно условиям картельного соглашения, отдельным участникам. Такая передача имеет свои неудобства, поэтому она заменяется заключением бюро договоров от имени предпринимательского союза. Бюро или лицо, во главе стоящее, - является общим доверенным для всех связанных соглашением предпринимателей. Бюро для продажи обращается, таким образом, в орган союза. Во всех этих случаях бюро лишены самостоятельной юридической позиции. Таковую организованная продажа приобретает, если она выражается в форме самостоятельной комиссионной сделки, если, следовательно, бюро является комиссионером, заключающим договор от своего имени, хотя и за счет союза. Таким комиссионером может являться как отдельный купец, так и специально для этого организованное товарищество, к которому одинаково применимы все известные закону формы товарищеского соединения.

По делу Общества для торговли минеральным топливом. Донецкого бассейна (Продуголь) с Южнорусским Днепровским обществом Петроградский суд отверг комиссионный характер соглашения, передавшего всю продажу угля Продуглю. Суд установил, что Продуголь определяет по своему усмотрению условия и цены продаж, равно как и условия платежа, оставляя за собой право изменения цен при условии одновременного соответствующего изменения цен всех остальных контрагентов. Продуголь ежегодно определяет для своих контрагентов процентное участие в продаже, на которое он имеет право из общего количества проданного угля. Таким образом комиссионер устанавливает для своего комитента не только цену товара, но и максимум, свыше которого комитент не имеет права продавать свой товар ни через посредство своего комиссионера, ни непосредственно. Подобного рода соглашение, по мнению суда, противоречит самой природе комиссионного договора. С этим нельзя согласиться. Предоставление комиссионеру устанавливать цену вполне совместимо с природой комиссионного договора. Согласно закону (Уст. торг. ст. 54*(283) "принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить согласно указаниям препоручителя" и от усмотрения препоручителя зависит в большей или меньшей степени связать усмотрение комиссионера определенными рамками. Более серьезной представляется ссылка на то, что комиссионер устанавливает максимум, свыше которого препоручитель не имеет права продажи товара. Но в чем смысл соглашения, коим препоручители предоставляют своему комиссионеру определить возможный для них максимум продаж? Только в том, что комиссионер обязуется совершенные им продажи относить не на счет того или другого своего препоручителя по своему усмотрению, но распределять в заранее условленной пропорции между своими препоручителями, причем препоручители не имеют права помимо своего комиссионера продавать свой товар. В этом дополнительном соглашении нельзя усмотреть какого-либо отступления от общих принципов комиссионного договора. Раз комиссионер получает право исключительной продажи от нескольких препоручителей, он обязан обеспечить их интересы от возможной и не противоречащей общим обязанностям комиссионера неравномерности при распределении между ними продаж. Такой гарантией справедливых интересов комитентов и является обязательное распределение всех продаж между препоручителями.

В результате исключительной продажи продуктов производства или добычи всех препоручителей общим комиссионером является сосредоточение всего дела сбыта в одних руках и регламентировка (косвенным образом) размера добычи или производства. Правда и картельная цель всего соглашения не подлежит никакому сомнению. Но этим не предрешается вопрос о юридической природе соглашения. Поэтому формально суд совершенно не прав, отрицая характер комиссионного договора за соглашением, коим производители передают всю продажу своего производства одному лицу, которое и определяет по своему разумению (в зависимости от состояния рынка) как продажную цену, так и размер продаж. Но так как договор есть результат тесного объединения всех производителей в данной сфере производства, коим достигается по существу совершенно объединенная продажа за общий счет и вместе с тем регламентация размера производства (или добычи), то у нас, в России, посредники по продаже товаров всех производителей, вступивших в картельное соглашение, организуются обыкновенно в форме новых субъектов права, акционерных компаний. Их уставы по большей части ни в чем не отличаются от обычных уставов акционерных компаний и только при их сопоставлении с договорными соглашениями, на почве которых уставы выработаны, можно выяснить их картельный характер. Так как эти компании не преследуют целей непосредственного извлечения дохода, а образование акционерной компании представляет значительные формальные трудности и связано с расходами, то картельные организации по продаже продуктов сделали у нас попытку воспользоваться Правилами 4 марта 1906 г. Согласно ст. 1, разд. 1 этих Правил обществом в смысле этого узаконения "почитается соединение нескольких лиц, которые не имея задачей получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель". Многие общества, говорит Загорский, образованные на основании этих правил, носили вполне определенный характер синдикатских соглашений. Так, напр., цель одного общества "объединение деятельности заводов по приобретению продуктов для производства по сбыту товаров", "принятие мер к устранению падения цен на изделия членов общества", "изыскание рынков для сбыта своих изделий". Однако на это обстоятельство было обращено скоро внимание административной власти, и ряд таких обществ был закрыт на основании ст. 33, разд. 1 правил 9 марта*(284). Это совершенно правильно, ибо согласно ст. 1 прибыль должна быть понимаема не только в смысле получения дивиденда от данного предприятия. По тем или иным соображениям участники предприятия могут от него отказаться, но это еще не лишает общество характера предприятия, рассчитанного на извлечение в каком-либо другом виде участниками предпринимательской прибыли. Совершенно ясно, что предприниматели желают извлечь прибыль из своего общества, если его участниками являются собственники тех именно предприятий, продукты которых должны продаваться данным обществом.

Но предпринимательские соглашения естественно обнаруживают тенденцию влиять и на другую сторону деятельности участников, на сам процесс производства. Уже и соглашениями первого рода достигается косвенно такой результат. Если, напр., устанавливаются цена и другие условия продажи, то это самым существенным образом должно отражаться и на процессе производства предприятий, вступивших в это соглашение. Но все же непосредственно процесс производства остается вне влияния союза. Напротив, союз сам должен сообразоваться с условиями, в которые поставлены его участники. Как бы плохо ни был поставлен процесс производства у отдельных участников, как бы невыгодна ни была общая конъюнктура предприятия, цены должны быть так рассчитаны, чтобы и слабейшие имели возможность продолжать свое производство. Иначе, зачем вступать в соглашение?

Чтобы влиять на все стороны предпринимательской деятельности, улучшать приемы производства, прекращать его там, где это особенно невыгодно, недостаточно сделать предметом соглашения предпринимателей продажу товаров, надо его распространить и на производство. Один из наиболее старых и, вместе с тем, один из наиболее любопытных видов такого рода соглашений представляют знаменитые американские тресты. Сущность таких соглашений заключается в том, что акционеры всех предприятий, которые пришли к соглашению об исключении конкуренции, передают все свои акции в руки доверенных лиц (отсюда и название), получая взамен акций соответствующие удостоверения треста. Доверенные лица, имея в своих руках акции всех конкурирующих предприятий, приобретают возможность взять предприятия в свои руки, ставя во главе каждого своих людей и контролируя все дело. Таким образом, не только цены товаров, но и все производство оказываются в руках предпринимательского союза. А так как акционеры отдельных предприятий получают доход в зависимости от успешности деятельности не их завода, а всего союза, то они уже заинтересованы не в судьбе своего предприятия, а лишь в судьбе самого треста. Поэтому отдельные участники не станут возражать против прекращения работы на отдельных заводах, если другие заводы, лучше обставленные и дешевле производящие, могут удовлетворить весь спрос.

В этой форме соглашения достигается полное хозяйственное слияние всех вступивших в него предприятий. Но и здесь еще остается договорное соглашение. Достаточно, однако, передачу акций в руки доверенных лиц заменить образованием новой акционерной компании, чтобы образовать новый субъект прав. Хозяйственное положение здесь почти то же, что и в трестах, но юридически здесь новое образование.

Итак, совершенно различные юридические формы могут служить одним и тем же экономическим целям. Поэтому нельзя не согласиться с Баумгартеном и Меслени, что форма организации предпринимательского союза не может быть критерием для различения трестов от всех других синдикатов. Организованность синдикатов может достигать весьма значительной сложности, приближаясь и едва отличаясь от единства организаций трестов, с другой стороны, и тресты могут не подняться в своей организованности до высоты единого с юридической точки зрения предприятия*(285).

Очевидно, критерия для различения должно искать в другом месте. Жизнь довольно верно этот критерий намечает, и наука должна лишь помочь ей установлением точных определений.

Баумгартен и Меслени указывают, что критерий лежит в различии технически хозяйственных особенностей синдикатов и трестов. Синдикаты налагают на своих участников всевозможные ограничения, которые заходят весьма далеко и могут значительно стеснять свободу действий участников. Но есть одна сфера, которая остается недоступной вмешательству синдиката, здесь участники остаются совершенно свободными - это процесс производства. И только тресты могут его регулировать*(286). Поэтому, именно здесь и следует искать критерия для различения. Единство в организации процесса производства - вот та область, на которую не распространяется влияние картелей или синдикатов в более тесном смысле слова. Здесь проходит грань, за которой прекращается картель и начинается деятельность треста. Поэтому названные авторы и определяют трест, как предприятие с картельными задачами, сосредоточивающее процесс производства в едином с хозяйственной точки зрения предприятии*(287).

Но этот критерий для различения страдает, однако, одним существенным недостатком: он не касается целой категории картельных соединений, именно торговых, в которых вообще отсутствует элемент производства. Кроме того, торговые картели тоже разделяются, как было уже отмечено выше, на синдикаты и тресты. Отсюда ясно, что центр тяжести нужно искать не в противопоставлении производства торговле, а в хозяйственном единстве предприятия. Для предприятий, занимающихся производством, оно имеется налицо, если все производство централизовано. Важна, однако, не сама централизация производства а хозяйственная централизация всего предприятия. А так как она возможна и в торговом предприятии, то и по отношению к торговым союзам возможно деление на синдикаты и тресты, хотя тут и нет никакого производства.

Этого критерия придерживается и проф. Шершеневич. "В тресте, - говорит он, - соединяющиеся предприниматели утрачивают свою хозяйственную самостоятельность; предприятия становятся частями новой организации и подчиняются в своей деятельности указаниям, идущим всецело из центрального управления треста. Трест представляет собой единое хозяйственное предприятие, тогда как синдикат составляет федерацию хозяйственных предприятий"*(288). К сожалению, в дальнейшем изложении автор не останавливается ни на ближайшем анализе этого противоположения, ни на выяснении юридических особенностей трестов.

Против хозяйственного единства, как критерия для различения синдикатов и трестов, возражает г. Венедиктов*(289). Он сомневается в том, "насколько утрата хозяйственной самостоятельности... может служить критерием для юриста... Поскольку дело идет о необходимости разграничить основные группы предпринимательских соединений, мы считаем наиболее правильным противоположить их по юридическому характеру тех средств, коими объединение создается. Для картеля и синдиката таковым является договор, для треста - владение акциями объединенных компаний, обеспечивающее фактическое господство в их общих собраниях, для слияния - создание юридически единого предприятия из всех объединенных компаний. С этой точки зрения картель и синдикат могут быть определены как соединение юридически самостоятельных предпринимателей на основе договорной связи между ними, трест, - как соединение юридически самостоятельных же предприятий на основе владения акциями. Но далее автор признает, что "трестируемые предприятия сохраняют юридическую самостоятельность, ... в тресте, несмотря на хозяйственное его единство, права и обязанности приурочиваются к каждому отдельному предприятию". Таким образом, в результате, несмотря на полемику, автор сводит различие треста и синдиката к тому же моменту хозяйственной самостоятельности. Правда, он стремится установить параллелизм между классификацией отдельных типов предпринимательских соединений по юридическому характеру средств объединения и классификацией экономической. На этот параллелизм, совершенно естественный, как указывает справедливо и А. В. Венедиктов, обращалось уже внимание в литературе. Но центр тяжести лежит не в юридическом различии средств, коими достигается задача экономического объединения, а в этом объединении. И не потому, чтобы экономическому моменту "задачи" придавалось в юридической классификации преимущественное значение перед теми средствами, помощью которых задача осуществляется, а потому, что связь между задачей и средством ее разрешения не носит характера необходимости, эта задача может осуществляться разными путями. Так, вполне возможно, что в соглашение об образовании экономически единой организации вступят не только акционерные компании и товарищества с ограниченной ответственностью, но даже и полные товарищества, которые достигнут хозяйственного единства помощью объединения управления в одних и тех же руках. Это будет настоящий трест, хотя владение акциями и будет отсутствовать.

Важной формой интеграции предприятий являются предпринимательские сети и союзы (их называют также альянсами, партнерствами, кластерами, сообществами, виртуальными корпорациями; в российском бизнесе они чаще всего рассматриваются как деловые сети), объединяющие организации, каждая из которых выполняет в сети свою специфическую роль. Компании, входящие в группу, рассматриваются как субъекты хозяйственных связей и партнеры в системе взаимодействующих организаций. Это достаточно устойчивая, гибкая структура, влияющая на результаты деятельности и систему управления входящих в нее организаций, позволяющая им координировать свои действия, привлекать новых партнеров и даже конкурировать между собою. Их союз основан на сочетании средств формального контроля контрактных отношений и неформального обмена услугами.

Вот несколько примеров, показывающих разные причины и формы союзов.

На базе соглашений о сотрудничестве (договоров о совместной деятельности) между ОАО «ЛУКойл» и АО «ЗИЛ» заключен союз с целью разработки новых видов горюче-смазочных материалов для использования в производстве и эксплуатации автомобиля ЗИЛ.

Два автозавода (КамАЗ и ВАЗ) добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки «Ока» на площадке КамАЗа.

Предпринимательский союз создан на базе предприятий, включающих сборочный завод, конструкторское бюро и заводы по выпуску комплектующих, используемых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.

О создании нового авиационного альянса объявила авиакомпания «Трансаэро», подписавшая соглашение с «Красноярскими авиалиниями», «Уральскими авиалиниями», «Эрё Казахстан групп» и американской «Континентал Эр- лайнз». Союз предусматривает взаимное использование сетей маршрутов и продажу билетов по специальным тарифам. Это позволяет пассажирам затрачивать минимальное время на стыковки рейсов в 25 городах США и других стран.

Острая необходимость в создании стратегических союзов, партнерств и совместных предприятий испытывается в нефтяном и газовом бизнесе Российской Федерации, особенно в связи с интенсификацией освоения новых месторождений. Примером может быть организация освоения нефтеносных месторождений Северного Каспия в последние годы. Известно, что до начала 1990-х годов эта зона была мало разведана, и только одна крупнейшая нефтяная компаний «ЛУКойл» объявила Каспий зоной своих стратегических интересов. Начиная с 1995 г. она ежегодно тратила десятки миллионов долларов на проведение сейсмических работ в российском секторе и создавала мощности для поискоразведочного бурения. В 1997 г. был объявлен первый федеральный тендер на разработку недр блока «Северный», который выиграл «ЛУКойл», а в середине 1998 г. компании «Газпром», «ЛУКойл» и «ЮКОС» обсуждали идею о создании совместного предприятия с равными долями для исследования российского сектора. В середине 2000 г. о готовности осваивать ресурсы Каспия заявили уже почти 50% всех российских нефтегазовых компаний, начавших активно объединять усилия с другими партнерами. Так, в апреле 2000 г. нефтяная компания «Татнефть» заключила договор о стратегическом партнерстве с Калмыкией сроком на 25 лет. Компании намерены создать совместное предприятие «Капмтатнефть» для разработки месторождений «Калмнефти» на базе технологий «Татнефти» и месторождений шельфа, прилегающего к республике (Нефть и капитал, 2000, № 6, с. 66).

Значительную роль предпринимательские союзы играют в деятельности малого бизнеса, который все больше заявляет о себе как существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства и неотъемлемый элемент конкурентного механизма. Необходимость создания предпринимательских союзов между малыми предприятиями диктуется их особенностями как объектов управления по сравнению с организациями более крупных масштабов. Развитие интеграционных процессов усиливает взаимодействие малых хозяйственных структур между собой и с организациями корпоративного сектора экономики.

Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (или, что то же самое, группы, кусты) на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.). В качестве таких территорий могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности.

В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т.п. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами (см. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993, с. 173).

Исследования показывают, что в сетевых союзах происходит смещение акцента с рассмотрения фирмы как самостоятельного хозяйственного звена, формирующего свою стратегию развития на основе согласования внутренних ресурсов с состоянием внешней окружающей среды, к анализу системы взаимодействующих фирм как единого рыночного образования. А это приводит к новой трактовке фирмы, рыночных отношений на уровне конкретных хозяйственных связей, методов управления. Между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает их ресурсы, и в интересах развития сети они могут мобилизовать и совместно использовать ресурсы, принадлежащие отдельным организациям. Таким образом деятельность каждого участника встраивается в сеть и определяется ею как целостным образованием. Если эти условия нарушаются, союз может быть расторгнут, и это не такой редкий случай в практике взаимоотношений между организациями (Третьяк О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления//Российский экономический журнал, 1997, № 10, с. 78-79).

Так, в мае 2000 г. руководство авиакомпаний Alitalia и KLM сообщили о распаде самого интегрированного в авиации альянса, граничившего с объединением. Инициатором разрыва отношений стала KLM, которая выдвинула в качестве главных причин трудности в аэропорту г. Милана Malpensa (узловом для нового альянса) и откладывающуюся приватизацию итальянского перевозчика. Было принято решение о полном прекращении совместной работы 31 августа 2000 г. и о закрытии с 1 сентября всех рейсов, выполнявшихся ранее по единым кодам. Бывшие партнеры обсуждают пути возвращения 100 млн. евро, которые KLM вложила в развитие Malpensa, и ведут переговоры с третьими сторонами о присоединении к существующим альянсам (Авиатранспортное обозрение, май- июнь 2000, с. 2).

Идеи создания предпринимательских союзов обсуждаются на диверсифицированных госпредприятиях Российской Федерации и в ряде новых частных фирм, которые видят возможность таким путем сконцентрировать свою деятельность на приоритетных направлениях, а другие виды деятельности передать внешним исполнителям, справляющимся с ними успешнее внутренних подразделений. Необходимость создания предпринимательских сетей понимают многие директора, озабоченные тем, как соединить и вывести на общий конечный результат всю цепочку взаимосвязанных предприятий.

В качестве примера становления деловой сети можно привести компанию ИНЭК («Информация-Экономика»), которая за 10 лет работы заняла прочное положение на рынке информационных технологий и консалтинговых услуг, прежде всего за счет формирования широкой деловой сети. Базовая фирма ИНЭК сначала специализировалась на консультационных услугах, однако вскоре основным видом ее деятельности стала разработка компьютерных программ. Это привело к необходимости формирования надежного круга партнеров, в состав которых со временем вошли: Институт компьютерных технологий,

ВНИИЭСМ, аудиторская компания, фирма «ИНЭК-Строй». Эта группа представляет собой базовую платформу услуг. Одновременно компания развивает свою партнерскую сеть, в которую входит свыше 100 компаний, и среди них - мощные конкуренты ИНЭК, сотрудничество с которыми оказывается одинаково выгодным для обеих сторон. Важным фактором конкурентоспособности группы является наличие в составе ее партнеров и клиентов авторитетных организаций (банков и известных промышленных предприятий) и государственных учреждений РФ (министерств и Центрального банка).

По мнению руководства ИНЭК, основным конкурентным преимуществом группы является универсализм в сочетании с глубокой специализацией. Благодаря сетевой организации деятельности, ИНЭК представляет собой своеобразный «супермаркет», покупатели которого могут найти все необходимое плюс дополнительные услуги в любой точке страны.

Эффективность сетевой организации достигается за счет взаимообогаще- ния интеллектуального потенциала группы при разработке совместных проектов, когда приумножается масса ноу-хау по различным направлениям - алгоритмы, методики, типовые решения.

Все это воздействует на систему управления каждой организации, тем более, что ее границы меняют привычные очертания, а понятие внешней среды размывается. При формировании стратегии управления каждая организация сталкивается с тем, что некоторые ресурсы и виды деятельности, обычно рассматриваемые как внутренние, практически не могут ею контролироваться; в то же время ресурсы и виды деятельности, ранее считавшиеся внешними, на самом деле образуют неотъемлемую часть самой организации, поддаются ее влиянию и контролю.

Ассоциации (союзы) – это объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности , а также представления и защиты общих имущественных интересов. Ассоциации (союзы) коммерческих организаций являются некоммерческими организациями , но если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется вхозяйственноеобщество илитоварищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе .

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Член ассоциации(союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются подписанный ее членами учредительный договор и утвержденный ими устав. Учредительные документы должны содержать следующие сведения: наименование ассоциации (союза) как юридического лица ; место его нахождения; порядок управления деятельностью ассоциации (союза); обязательства членов по созданию ассоциации (союза); порядок совместной деятельности по ее созданию; условия передачи ассоциации (союзу) имущества и участия в ее деятельности; условия состава и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядка принятия ими решения, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством членов ассоциации (союза); порядок и условия выхода членов из ассоциации (союза); порядок исключения членов из ассоциации (союза); порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), и другие сведения.

Ассоциация (союз) должна иметь наименование, содержащее указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Высшим органом управления ассоциацией (союзом) является общее собрание ее членов. Исполнительным органом управления может быть коллегиальный и(или)единоличный орган управления.

Ликвидируется ассоциация (союз) на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

образуются на базе добровольных кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позволяющая входящим в нее организациям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою. В качестве примера можно привести союз двух автозаводов - КамАЗ и ВАЗ, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолитражки «Ока» на площадке КамАЗа. Другой пример - создание предпринимательского союза, состоящего из сборочного завода, конструкторского бюро и заводов по выпуску комплектующих, используемых в производстве широкофюзеляжных самолетов Ил-86.
Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры (в переводе с английского - это «группа, скопление, концентрация, куст») на определенных территориях, которые предоставляют им те или иные конкурентные преимущества (например, необходимую инфраструктуру, средства связи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.) Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориальных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструктуризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструктурного обеспечения и информационных взаимосвязей между компаниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т. п. Как показывает зарубежный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство на «электронных» контактах.
По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в виртуальную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных границ предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

Еще по теме Предпринимательские союзы:

  1. Правовое регулирование статуса и деятельности кредитных союзов
  2. Судебные дела с участием кредитных союзов: признание легальности и небанковского, некоммерческого характера их деятельности