Биография и труды В. Н. Мясищева. Мясищев Владимир Николаевич. Общая и экспериментальная психология индивидуальности Мясищев психология

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Годы жизни: 1892 -1973

Родина: Фридрихштадт (Российская Империя)

Мясищев Владимир Николаевич — российский психолог, невропатолог и психотерапевт.

Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Д-р медицинских наук, профессор. Чл.-кор. АПН СССР (1957). Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского.

Директор Ленинградского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (с 1939). Одновременно в течение многих лет возглавлял кафедру психологии ЛГУ.

Окончил медицинский фак-т Петроградского психоневрологического ин-та (1919). С 1919 по 1921 г. работал в лаборатории труда Института по изучению мозга и психической деятельности. Работы этого периода были посвящены исследованию трудовой деятельности человека и трудовому воспитанию детей.

В 1921 г. на 1-й Всероссийской конференции по научной организации труда и производства выступил с обоснованием необходимости особой научной дисциплины — эргологии.

С 1922 г. и до последнего дня жизни научная деятельность М. была связана с Ленинградским (Санкт-Петербургским) психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева (его директор с 1939), где выполнил большой цикл работ в области нейрофизиологии. Исследования кожно-гальванических показателей нервно-психического состояния человека привели к широкому применению этого метода в физиологических и психологических исследованиях здоровых людей, а также для изучения механизмов лечебного действия и эффективности психотерапии в клинике («Работоспособность и болезненные личности», 1936). Наиболее известны исследования М. в области психологии личности (индивидуально-психологические особенности человека, типы личности, характер) и в области медицинской психологии. Личность и характер М. рассматривал как структурно-содержательное целое, определяемое условиями общественно-индивидуального развития. Разрабатывая концепцию личности, считал, что ее ядро составляет система отношений человека к себе и миру, формирующаяся в результате отражения действительности и взаимодействия со средой. Исследования в этой области были обобщены в монографии «Психические особенности человека. Характер, способности». Т. 1—2, 1957 (в соавт. с А.Г. Ковалевым).

Проблематику медицинской психологии М. разрабатывал на протяжении всей своей научной деятельности. В самом начале несколько лет активно изучал и практиковал психоанализ. Подтвердил некоторые выводы З. Фрейда о сексуальных травмах как источниках психических расстройств. В 1930—40-е гг. разработал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, которая объясняла их возникновение и течение (но при этом не опиралась на психоанализ). В основу понимания неврозов было положено напряжение конфликта (в форме патогенного противоречия) при неадекватной попытке решения ситуации. Для лечения неврозов М. была разработана патогенетически обоснованная личностно-ориентированная психотерапия, суть которой заключалась в том, чтобы изменить систему отношений человека в целом, его жизненные позиции и установки («Личность и неврозы», 1960). Исследования в области медицинской психологии и связанные с этим задачи в области гуманизации медицины были обобщены в книге «Введение в медицинскую психологию» (1966), написанной совместно с М.С. Лебединским. М. автор также многих др. работ по различным проблемам психологии.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

Сначала он, как и отец, хотел стать юристом, но, окончив первый курс юридического факультета, студент Мясищев Владимир Николаевич перевелся на медицинский. Юношу всегда интересовали общая и экспериментальная психология и психология индивидуальности.

Под руководством профессора Лазурского и академика Бехтерева он начал научную работу, которая опубликовалась в журнале «Вестник психологии».

Владимир Николаевич Мясищев. Биография: детство

Родился будущий ученый 11 июля в 1893 году в городе Фридрихштадте (Латвия). Отец, Николай Мясищев, был мировым судьей, а мама Владимира Николаевича, Евгения Арсеньевна - дочь тайного советника Лаврова, занималась домашним хозяйством.

После кончины отца семья переехала в город Николаев, где и прошло детство Владимира Николаевича. Получив отличное домашнее образование, мальчик уже в четырнадцать лет стал давать частные уроки и материально помогать семье. С детства Мясищев Владимир Николаевич увлекался литературой, музыкой, изобразительным искусством — все это влекло его к изучению человека, его мыслей, чувств, душевных переживаний.

Молодые годы ученого

В годы Первой мировой войны молодой ученый пошел служить братом милосердия в психиатрическую больницу в Сиворицах Петроградской губернии, затем работал в больнице подобного типа в Гатчине, служил фельдшером в селе Петроградского уезда. Продолжить учебу он смог лишь в 1919 году и в этом же году получил диплом об окончании института.

Дальнейшая его жизнедеятельность связана с наукой. Работая в Педолого-рефлексологическом институте, Мясищев Владимир Николаевич параллельно трудился и в Государственном институте по изучению мозга, где вскоре стал заведующим сектора психиатрии.

Начиная с 1921 года Мясищев стал самостоятельно преподавать на высших педологических курсах, а с 1929 года стал профессором кафедры психологии.

Учителя Мясищева

Его главным воспитателем и учителем был безвременно ушедший из жизни в сорок три года. Именно Лазурский сформировал Владимира Николаевича как вдумчивого ученого и как заботливого, проницательного врача. Поэтому неслучайно оказалось, что именно В. Н. Мясищев занял место заведующего в лучшей психологической лаборатории, где он и проработал вместе с Лазурским и Бехтеревым до его кончины (1927).

По решению Бехтерова, Владимир Николаевич должен был закончить и подготовить к печати труд Лазурского «Классификация личностей». Работая над данной задачей, ученый полностью погрузился в изучение проблемы здорового и больного человека. Понимая человека как где взаимосвязаны воедино организм и личность, Мясищев для того, чтобы объяснить субъективную, психологическую особенность человека, изучил объективные и психофизиологические стороны.

Владимир Николаевич Мясищев. «Психология отношений»

В дальнейшем этот замечательный ученый стал изучать систему отношений личности человека. Он впервые ввел понятие «отношение» в психологии. Смысл его заключался в том, что отношение — это то (форма), как человек отражает мир вокруг себя.

В процессе жизни меняется окружающая человека действительность, и соответственно с этим меняется его роль и восприятие картины мира. У каждого по-разному: у кого-то сильно перестраивается эта «картина», а у кого-то не очень, но все равно меняется его взаимодействие с различными гранями мира. Владимир Николаевич Мясищев в качестве подтверждения своей теории любил опираться на практический труд А. С. Макаренко, который считал, что изолировать, «выключить» личность из отношений невозможно. И чем хуже, «дефектнее» отношения, тем сильнее они ведут к отклонениям в сознании человека, его формировании. И наоборот, чем здоровее социальные и педагогические отношения, тем больше они развивают нравственные и психологически здоровые качества человека.

Влияние труда на развитие личности

В двадцатые годы прошлого столетия В. Н. Мясищев стал изучать трудовую деятельность человека и особенно уделял время трудовому воспитанию детей. Ученый считал, что труд формирует здоровую личность, если только к нему правильно подходить.

В 1923 году ученый построил Институт трудового воспитания для больных (дефективных) детей и в течение двенадцати месяцев был его директором. Помимо научных работ, ученый был активным общественным деятелем. Например, изучал воздействие труда на заводе «Треугольник», изучал труд работников радио, педагогов, актеров. При этом он готовил и публиковал работы, являлся членом редакционной коллегий научных журналов.

Военные годы. Заключение

В годы Второй мировой войны Мясищев остался в Ленинграде и пережил блокаду, руководя при этом НИИ Бехтерева, где разместил временный госпиталь. Даже в эти тяжелые годы ученый не оставлял работу, изучал влияние мозговых травм, ранений. С помощью своих исследований Владимир Николаевич смог разработать последствия соотношений различных факторов в психическом отклонении.

Владимир Мясищев всегда с огромным уважением отзывался о коллегах, ученых, которые отдавали собственные силы для того, чтобы создать новую отечественную психологию и психотерапию. Он читал лекции студентам и тем, кто желал повысить квалификацию. Вел практические занятия в НИИ Бехтерева. За пятьдесят лет ученый подготовил большое количество психологов и психотерапевтов. Его труд не остался без наград, у Владимира Николаевича хранились медали, орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина и множество грамот и благодарностей.

Скончался ученый Мясищев Владимир Николаевич 4 октября 1973 года. В его лице Россия потеряла великого человека.

Мясищев В. Н.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 29,95р. (на 30.03.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

Психология отношений:

Под редакцией А, А, Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева.

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

В данную книгу избранных трудов видного психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками от ношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов готовящихся к психолого-педагогической деятельности.


Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья переехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего ученого. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно, поэтому выбор будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте он проявлял устойчивую склонность глубоко вникать в психологию больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясищева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В.Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировосприятие В. Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.



Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский , который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отношений , продолжалось до последних дней жизни видного ученого Не случайным поэтому является тот факт, что после безвременной смерти своего талантливого ученика А.Ф. Лазурского (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику и единомышленнику - молодому ученому В.Н. Мясищеву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921) . Работа над научным наследием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясищевым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей жизни

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первых крупных работ, явившихся результатом многолетнего, упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологическом значении электрокожной характеристики человека. Великолепное методическое решение проблемы и высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве докторской диссертации «Электрокожные показатели нервно-психического состояния у человека» (1944) . Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мясищева - изучение системы отношений личности человека Значение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В.Н Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формируют его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более; специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире и как их следствие неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастера, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Кстати, очевидно, и поэтому одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности , которую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а, прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и, прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т. д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг, друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь пли с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера . До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении . Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. И. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В. Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громадное значение для проявления и развития способностей человека - тех характеристик его индивидуальности, от которых зависит успех при выполнении им многочисленных видов деятельности, участником которых он является - игры, учения, труда, направленного на создание новых технических устройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, с его склонностями, с качествами, которые доминируют в его характере 1 .

Не умаляя роли природных задатков и, других наследственно обусловленных качеств человека в том, чтобы его способности «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значение благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходящих для развития его способностей сенситивных периодов, создания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состояниях этой личности изложены в монографии «Личность и неврозы» (1960) , переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невропсихиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-педагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспитательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отношений».

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н, Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, являлась проблема нормы и патологии. Нет необходимости говорить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения.

Одна из самых больших сложностей в разрешении этой проблемы заключается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каждом возрастном этапе.

Наиболее остра проблема нормы и патологии в пограничных дисциплинах, к которым относится и медицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими, явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоровыми, но имеющими ту дли иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую деятельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекающие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замечаются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизированных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева - сотоварища В Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева - о том, что только уточненная, высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы - со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разрабатывать методы сверхранней диагностики психических отклонений.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психодиагностика, внес очень заметный вклад. Помимо выше указанных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конкретных общепсихологических и медико-психологических обследований.

В конце 50-х - начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. И. Мясищева к экспериментально-психологическому исследованию строилось с учетом понимания имеющихся возможностей и ограничений применения различных методов, особенно тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом - о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения методов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспериментально-психологическое обследование личности проводилось людьми, не имеющими глубокой теоретической профессиональной подготовки по психологии, а интерпретация результатов осуществлялась специалистами, не владеющими научными знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности.

Наибольшее же значение, приоритет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования, а также умелому применению метода наблюдения за поведением этой личности. Он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое своеобразие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся интерес не вообще к человечеству, ак каждому конкретному человеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бытие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глазами этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А, так как В.Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практика, постоянно удивительно успешно помогал всем обращавшимся к нему со своими сокровенными проблемами людям - больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семейных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытывающим травмирующие их трудности в общении, не верящим в свои способности молодым и старым профессионалам и просто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно.

При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличностного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искреннюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мотивы, которые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действительность и себя в ней, вызывают непоследовательность в поведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через свои лекционные курсы вступающую в большую науку молодежь с закономерностями и механизмами формирования и развития таких сложных психических образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны - одно из условий гармонизации взаимоотношений между людьми, снижения конфликтности и напряженности при их взаимодействии, ад и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на месте, а все более эффективно проникала в еще не познанные глубины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 октября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочисленные ученики и последователи из созданной им научной школы.

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973) - отечественный психиатр, психотерапевт, психолог, специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Биография. В 1919 г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского . С 1919 по 1921 год работал в лаборатории труда Института мозга. С 193.9 г. - директор Ленинградского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Член-корреспондент АПН СССР. Исследования. Разработал теорию личности на основе ее отношений. При этом отправной точкой его исследований стали работы А. Ф. Лазурского. В противоположность рассмотрению субъекта в самом себе, в изоляции его психики от окружающей среды, которое характерно для интроспективной психологии, предложил понимание неразрывной связи субъекта с объективной действительностью. В основу его концепции отношений личности был положен тезис о связях личности с социальной действительностью, образующих опосредованную и избирательную систему, структурированную по уровням обобщенности (Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960 ). Именно отношения, будучи сознательной, основанной па опыте избирательной психологической активностью, выступают общим принципом психологии, которая в соответствии с этим определяется как наука о человеке в его отношениях к действительности. Отношения выражаются в действиях, переживаниях, реакциях, предопределяя степень интереса, силу эмоций, желаний и выступая тем самым в качестве движущей силы развития личности. Отношения могут быть квалифицированы прежде всего но соотношению рационального и иррационального, рационального и эмоционального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивого и неустойчивого, а также по уровню активности и но степени широты. Вся психическая деятельность человека в значительной мере определяется его отношением к объектам и процессам действительности, к другим людям, к самому себе, что и составляет его личность. При этом наибольшую роль играют отношения с людьми, формирующиеся в онтогенезе и носящие отпечаток определенных социально-исторических, экономических и бытовых условий. В рамках этих отношений получает свое место самооценка, проявляющая себя как самононимание, собственно самооценка, саморегуляция. Кроме отношений в структуре личности выделяются: психический уровень человека (способности, уровень психического развития), динамика реакций и переживаний личности (темперамент), интегративный уровень, объединяющий все психические свойства (архитектоника личности). Степень интегрированности личности определяется по пропорциональности свойств психики, доминированию тех или иных отношений, в частности выраженности идейно-общественных побуждений, их гармоничности, широте и глубине. По мере того как отношения приобретают особую устойчивость, они становятся чертами характера. Проводил исследования психофизиологических и социально-педагогических аспектов психотерапии. Так, с позиций психологии отношений, когда невроз рассматривается как заболевание личности, им и его сотрудниками была разработана психогенетическая психотерапия, основанная на личностном и реконструирующем подходе к пациенту. Первой задачей ставится проведение этиопатогенетического анализа, который позволяет понять сущность невротического конфликта, обусловленного как противоречиями в тенденциях и возможностях пациента, так и требованиями и возможностями, предъявляемыми к нему действительностью. Так, в частности, при истерии конфликт может быть обусловлен претензиями личности и возможностями среды, при неврастении - требованиями среды и возможностями личности, при обсессивном синдроме - внутренним конфликтом желаемого и морально допустимого. На этой основе строится психотерапия, прежде всего рациональная.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 361-362.

Сочинения:

Работоспособность и болезненные личности, 1936; Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1-2, 1957 (совм. с А. Г Ковалевым); Личность и неврозы. Л., 1960; Введение в медицинскую психологию. 1966 (совм. с М. С. Лебедевым); Работоспособность и болезни личности // Хрестоматия по патопсихологии / Сост. Б. В. Зейгарник, А. П. Корнилов, В. В. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1981.