Высокая одаренность и притягательность личности. Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии. Талант - что это такое

Гениальность – это высочайший уровень уникальной реализации творческих, умственных, деятельных возможностей личности, которые выражаются в науке, творчестве, изобретениях. Это достижения, способные вывести какую-то из областей человеческого проявления на новый уровень развития. Гениальность человека сопряжена с понятиями вдохновения, новаторства, незаурядности, подразумевает высшую степень продуктивности и скорости реализации относительно среднестатистического представителя. Точки зрения касательно определения гениальности разноплановые, от искры божественной до обусловленности психическими отклонениями. рассматривает гениальность как плод интимности, как способность личности к .

Гениальность это в психологии уникальное отклонение от нормы большинства, которое встречается реже всех остальных отклонений, имеет сопутствующие иные отклонения, касающиеся организма.

Гениальность одно из самых неуловимых и самых захватывающих понятий в психологии. Что такое сверходаренность и точные параметры ее определения не установлены. Ученые, философы, психологи предпринимали в течение веков множественные попытки объяснения природы возникновения гениальности. Однако общим признается то, что гениальность предусматривает превышающие уровень среднестатистического человека творческие способности, которые касаются любой области, т.е. гениальный человек способен на достаточно высокие результаты и в тех областях, которые не являются смежными с основной его одаренностью. Оценка этих умений производится в контексте социальной культуры и времени, в котором живет человек, т.к. гениальность явление социальное и рассматриваться может только при сопоставлении социально-временных условий.

Гениальность человека определяется четырьмя типами теорий.

Патологическая теория находит связь гениальности с ; возникла из наблюдений за гениями, у которых часто наблюдались нервные расстройства, трансовые состояние, склонность к и прочее. Особенности, свойственные гениям также присущи помешанным (бессознательность творчества, повышенная чувствительность, резкая смена настроения и прочее), однако люди с психическими нарушениями не производят гениальных творений.

В психоаналитической теории гениальность объясняется не наличием у человека каких-либо сверх способностей, а тем, в какое русло они направлены, как применяются и развиваются под воздействием мотивации. Именно тут рождается идея о сублимации половой энергии в творческую активность, а также о компенсации своих недостатков через развитие иных качеств.

В теории гениальности качественного превосходства мысль о наличии недостатков у гениев не допускается, они признаются как более высокоразвитый, выделяющийся среди остальных, вид людей, обладающий более развитыми способностями.

Теория количественного превосходства определяет сверталантливость не через особые способности, а как благоприятное стечение социальных и экономических факторов для развития способностей, которые в одинаковой мере заложены в человеческом существе.

Изучается гениальность при помощи биографического анализа, статистического исследования, исследование , лонгитюдное исследование, и различные иные комбинации этих и других методов.

Одним из методов описания является теория множественных интеллектов. Она выделяет лингвистический (писатели и поэты), математически-логический (ученые, финансисты), пространственно-визуальный (художники, фотографы), музыкальный (композиторы, музыканты), кинестетический (спортсмены), межличностный (юристы, политики), внутриличностный (философы, психологи, священники), натуралистический (фермеры, ботаники) интеллекты. Эти типы имеют примерно одинаковое распределение по популяции и обуславливают преобладание способностей в соответствующих сферах. Человек, обладающий гениальностью, имеет хорошо развитые интеллекты нескольких типов.

Признаки гениальности

Кратким описанием гениального можно считать наличие у человека высокого интеллекта, высокой креативности и сопровождение этих характеристик высокой активностью психики. Что такое гениальность помогают разобраться не только сухие научные определения, но также признаки гениальности:

— нестандартное мышление, которое уникально в своем проявлении и стремится к самовыражению, как к первостепенной задаче);

— возраст проявления (одарённость проявляет себя с раннего детства);

— высокая степень чувствительности (гении уделяют много внимания деталям, мимо которых проходят остальные люди, тонко воспринимают происходящее вокруг, более ранимы – все это дает способность к более глубокому анализу происходящего);

— любознательность (постоянное стремление к получению новых знаний, стремление к путешествиям, экспериментам, задаванию вопросов).

При всем разнообразии признаков гениального человека, высокий уровень интеллекта не является основополагающим с точки зрения некоторых авторов, а большую значимость имеет способность взглянуть под другим углом, заметить то, что никто не видел, дивергентность мышления, открытость новому опыту и признание своих ошибок.

Помимо признаков гениальности, стоит выделить признаки гениальности творческого или научного произведения. Это его оригинальность, совершенство выполнения, новизна, опережение своего времени, общественная значимость.

Гениальность имеет общественную направленность и всегда ориентирована на изменение исторических, технических, человеческих характеристик.

Талант и гениальность

Разделение понятий гениальность, талант, одаренность, способности произошло относительно недавно, даже после того, как психология оформилась как отдельная научная область.

Гениальность и талант, что это такое? Талант отражает высокую степень развития способностей, обычно представленной в одной сфере. Не стоит исключать выдающихся способностей в смежных сферах (например, поэт будет иметь склонность к рисованию, а физик к математике), однако ведущая способность будет ярко видна среди остальных. Результаты деятельности человека, наделенного талантом, будут отличаться высоким качеством, новизной, оригинальностью.

Гениальность это в психологии наивысшая степень развития таланта, при чем, сразу в нескольких сферах, нередко противоположных. Имеет своей целью изменение прежнего взгляда на мироустройство, не предсказуемая, часто воспринимается негативно современниками гения, так как он своими открытиями ломает прежние устои.

Талант и гениальность являются врожденными, но не генетически передаваемые качества. У пары талантливых людей может родиться абсолютно обычный ребенок, точно также в семье, не обладающей выраженными способностями, может появиться гений.

Гениальность и талант различны в способе своего выражения. Так, для проявления таланта необходимо время и усилия, его можно понять и развить. Высокая одаренность начинает проявляться с раннего детства, самостоятельно без особых усилий, и логически она непостижима.

Гениальность бессознательна, талант рационален. Гений создает быстрее своих современников, его творения открывают новый уровень развития для всего общества. Талант говорит об искусном выполнении, но не создании чего-то революционного, развивается, как правило, в благоприятных условиях; гениальная одаренность существует в мировых масштабах создаваемого, способна влиять на ход развития истории и человека и способна формироваться в самых тяжелых обстоятельствах.

Талант – это способность увидеть, какими способностями от природы наделен человек, сопоставить это с социальными, эмоциональными и прочими условиями, чтобы максимально полно реализовать потенциал. Развитию и выявлению таланта может помочь окружающее индивида общество. Показателями таланта могут служить характеристики усвоения и способности преобразования уже накопленного опыта (скорости обучения, качества воспроизведения, оригинальности преобразования), но все достижения остаются в рамках достигнутого.

Гениальность же превышает человеческие нормы, идет в разрез с любыми условиями и проявляется независимо от общества, его благосклонности или негативизма. Гений прокладывает принципиально новые пути.

Гениев часто не понимали, считали сумасшедшими и признавали их открытия и достижения лишь после смерти. Это поистине уникальные люди, оказавшие неоспоримое влияние на целые поколения и столетия человеческой истории. Но как жилось им с этим даром, простым обывателям, да и талантливым людям не понять. Не зря многие считают одаренность проклятием, ведь чем больше человек отклоняется от нормы большинства, тем более он изгой в обществе.

Что есть гениальность? Многие приравнивают ее к таланту и путают с одаренностью. Кем можно стать, а кто родился с врожденными качествами и способностями?

Гениальные и талантливые люди

Гениальность - высшая степень интеллектуального или творческого развития человека, относительно принятым нормам общества, проявляющиеся в науке, технологиях, изобретениях, искусстве, культуре и в социальной сфере, где достигнута новая веха.
Гениальные люди дают совершенно новое веяние, создают уникальные технологии, которых не было ранее, а научные открытия меняют мышление и так в любой сфере.

Талантливого человека, могут приравнивать к гениальному. Насколько это правильно?

Что такое талант?

Талант - это развивающаяся с течением времени способность человека, сопутствующая накоплению опыту и знаний, способствующая превосходить в какой-либо области или сфере над другими.

Различия между гениальностью и талантом.


Человек может обладать талантом во многих сферах, но с определенно развитым опытом в одном направлении. Гениальный человек может проявлять себя с наивысшей степенью развитых способностей в разных сферах и в разных направлениях.

Например, Леонардо Да Винчи - гениальный человек, так как с наивысшей степенью интеллектуальных и творческих способностей, относительно общей массы людей, изобрел уникальные предметы, написал картины, музыку, а так же проявил себя в качестве: ученного, архитектора, скульптора. Талант можно развивать и совершенствовать на основании знаний и опыта, в то время, как гениальность проявляется в раннем возрасте с наивысшим качеством результата.


Например, у человека есть тяга к искусству рисовать и через годы обучения он получит превосходный результат, а через десятки лет может добиться выдающихся результатов, благодаря которым в обществе начнутся обсуждения и будет признан талантливым человеком. Гениальный человек, как правило выдаст сразу результат, который взбудоражит общественность.

Можно сказать, что гениальность и есть талант, только с наивысшей степенью развитостью в различных областях и сферах деятельности с максимальным качеством выполнения, которая может идти в разрез с принятыми нормами общественности и приносит новое веяние.

Гениальные люди совершают новые открытия, создавая новую эпоху в деятельности человека, талантливые успешно их дорабатывают и привносят изменения, создавая уникальные творения.

Гениальный человек в современном мире.

В нашем современном обществе принято считать человека гениальным если он создает максимально качественное, новое творение, благодаря врожденным высокоразвитым способностям и превосходит над другими в одной области или сфере деятельности и универсален в ней.

Как стать гениальным?

Гениальность и талант врожденные качества человека. Гениальность и талант, могут проявляться, как в маленьком, так и в зрелом возрасте на основании врожденного (биологического фактора), который созревает в процессе развития человека.

Если на протяжении большого количества времени заниматься одной деятельностью, быть более квалифицированным специалистом, разбираться, знать, изучать или применять на практике что-то лучше других, то Вас могут приравнять к талантливому человеку, но по определению - это будет одаренность.

Например, любой человек может овладеть навыком рисовать, только одаренные люди рисуют хорошо, талантливые еще лучше, а гениальные рисуют так, что возникает новое творение, новый жанр, новое представление или видение.

Что такое одаренность?

Одаренность - это возможность успешного осуществления деятельности человека, при накоплении знаний, опыта и умений. Одаренный человек предпринимает попытки для достижения успеха на основании приобретенного опыта, пройденного периода обучения, за счет накопленных знаний и умений делать.

Признаки гениальности.


Странность гениального человека
  1. Проявляется в раннем периоде возраста. Если человек гениален, то он будет самовыражаться и проявлять свои способности с детства.
  2. Креативное, нестандартное мышление. Большинство людей будут смотреть на вещь однообразно, подразумевая, что-то понятное, которое расположено к рациональному умозаключению, а гениальный человек предложит инновационный, не стандартный подход.
  3. Высокий показатель быстродействия. Способны быстро и результативно выполнять творческую или умственную работу.
  4. Наивысший показатель результата.
  5. Саморазвитие. Гениальные люди получают, обрабатывают и усваивают информацию быстрее других, беспрепятственно применяя ее на практике.
  6. . Общество не признало бы гениальных людей, если те не доводили свою работу до конца. Упорство позволяет добиться не большой поставленной цели на коротком промежутке времени, как настойчивость подразумевает годы кропотливого труда.
  7. Склонность к заболеваниям. Шизофрения или эмоциональному расстройство личности, присущи великим людям.
  8. Сами себе на уме. Такие люди знают, чего хотят получить, добиться, совершить и в-первую очередь будут слушать свое подсознательное, чем мнение других людей.
  9. Индивидуальность. В области деятельности, умений, культуры, разработки, творчества способны своеобразно выполнять работу, а так же в повседневной жизни могут обладать странностями, выраженные в повседневной жизни, в процессе работы. Может быть присуща болезнь, вызывающая нервоз, который придаст индивидуальности к образу человека, но не к сущности.

Тест на гениальность.

  • Гениальные люди не сомневаются в том, кто они есть, так как знают чего достичь, что создать, привнести или как изменить мир с помощью своей деятельности.
  • Сколько Вам лет? Гениальность присуще с детства.
  • Пройти тест на IQ - показатель уровня интеллекта человека. Более 90% массы людей имеют значение не более 110 по соотношению к своему возрасту. Ученые разработали тесты, которые показывают более достоверные результаты, основываюсь на соотношении возраста и сложности выполнения задач. Таким образом IQ ребенка может быть равен взрослому, но не будет означать, что ребенок умнее или равен по своему развитию взрослому. Выбирайте тест под свой возраст.
  • Можете ли Вы проявлять свои способности так же хорошо в других направлениях деятельности?
  • Попробуйте понаблюдать за собой в изучении информации и обратить внимание на время ее усвоения. Например, изучении иностранных языков не должно вызывать сложностей, как правило они легко усваиваются у гениального человека.
  • У Вас получится написать текст двумя руками одновременно?
  • Обратите внимание на Ваше существование, достижения, способности, новшества в культуре, изобретениях, технологиях, творчестве, искусстве, музыки, открытиях в науке. Гениальный человек привносит в мир новшества с наивысшим результатом деятельности.
  • Обратите внимание на Вашу узнаваемость или популярность.
  • Индивидуальность. Гениальные люди - индивидуальные личности, которым завидуют, поклоняются, восхваляют, говорят, пишут, подражают, пытаются повторить их достижения, копируют творения, и усовершенствуют, дорабатывают произведенное.
  • Есть ли у Вас недуги, психические заболевания, например: эмоциональное расстройство личности?

Гениальный человек - это редкость, как правило общественность узнает о нем, потому что желание самореализации в деятельности, благодаря развитым с наивысшей степенью способностям, превыше мирских благ. Новые открытия или творения - удивляют общественность, меняют сознания, создается направления развития, вектор движения, как следствие люди начинают обсуждать и говорить, что человек гениален.

Низкий эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект - это способность к пониманию чувствам, эмоциям другого человека. Данное понятие появилось в ходе исследования успешности человека.

Великие, гениальные люди могут не понимать Вашего желания, намерения, мотивацию, так же могут не распознать эмоцию и показать свою. Например успешному продавцу необходимо понимать желания и потребности своего клиента и благодаря своей коммуникабельности осуществить продажу.

Наши эмоциональные эмоции разнообразны: можем обижаться, сердиться, радоваться, грустить и т.д. Гениальный человек может не проявлять свои эмоции и может интуитивно не распознать их.

Шизофрения.

Шизофрения - это психическое расстройство, связанные с мышлением и эмоциями человека, приводящие к слуховым галлюцинациям, нарушению работоспособности, помешательству, бреду.

У больных шизофренией наблюдается болезни: депрессия, нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение, дискомфорт, депрессия, расщеплении рассудка, диабет, сердечные и лёгочные заболевания, инфекционные заболевания, остеопороз, гиперлипидемия и гипогонадизм.

Джон Форбс Нэш-младший - талантливый математик, создавший основу научного метода о теориях игр, а именно изучений стратегий в играх с научной точки зрения. Получил высшую награду “Абелевскую премию” за проделанные работы в теории нелинейных дифференциальных уравнений. В возрасте 30 лет появилась шизофрения.

Статистика шизофреников:

  • Болеет 5 человек на 1000 (от 0,4 до 0,6% от количества человек.)
  • Подвержены алкоголю и наркотикам на 40%
  • Продолжительность жизни, в среднем, на 10 лет меньше, чем у здорового человека.
  • Подверженность к суициду.
  • Социальные проблемы, такие как: безработица, бедность, бездомность.
  • Болезнь приравнивается к инвалидности.

Биполярное аффективное расстройство (БАР, МДП).

Биполярное аффективное расстройство - психическое расстройство, совокупность синдромов, сопровождающиеся депрессий. Например, люди которые болеют БАР, подвержены испытывать взбудораженность и грусть, радость и страх, душевный подъем и тревогу и т.д.

Примеры гениальных людей.

  • Винсент Ван Гог - нидерландский художник, написавший более 2100 произведений из которых 860 написанные маслом. Ван Гог создал новый живописный язык, открыл искусство, как модерн. Страдал от биполярного расстройства и покончил жизнь самоубийством.
  • Архимед - древнегреческий математик, физик и инженер, открывший миру метод вычислений площадей и объемов, которые легли в основу интегрального исчисления, создал определение объема поверхности и шара, дал свое определение числу Пи “\pi “, создал винт, облегчающий подъем грузов, построил планетарий, где видно движения 5 планет. Открытия и новшества Архимеда обширны, в астрономии и физике, доказал множество теорем, а со слов древнегреческого философа и писателя “Плутарха” - Архимед страдал одержимостью к математики, жил не обращая внимания на свой внешний вид и толком не заботился о себе.
  • Ньютон Исаак - английский математик, физик, изобретатель. Создал закон о всемирном тяготении и три закона механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления и много других открытий и теорий. Хорошо умел рисовать. Ньютон всегда был грустный и никогда не смеялся, никто не замечал, чтобы он раздражался и нервничал. Безразлично относился к развлечениям и все время находился в сосредоточенном состоянии.
  • Галилео Галилей - итальянский физик, писатель, математик, астроном, механик, изобретатель. Внес существенный вклад в науку, первым воспользовался телескопом для наблюдения и изучения небесных тел, что послужило к открытиям в астрономии. Галилео - первопроходец в экспериментальной физике. В ранние годы, будучи студентом спорил с преподавателями, считая, что его мнение должно учитываться.

Талантами могут обладать многие люди. Под гениальностью понимается развитый талант, который человек применяет в своей жизни. Однако есть люди, которые не знают или не имеют талантов. Здесь начинается пародирование, направленное на достижение славы и .

Люди разными путями достигают своей славы. И если у человека не получается достичь успеха путем поощрения своего таланта, то он начинает его высмеивать, получая возможность хотя бы обратить на себя внимание общества. Так, например, девушка, которая не умеет петь, может создать образ известной личности и начать ее пародировать. Другими словами, если талант человека не соответствует стандартным требованиям, то он продолжает свое развитие в комичной форме – высмеивание того, что не было оценено.

Насколько долго можно прославиться путем высмеивания искусства в той области, в которой талант человека не был оценен? Все зависит от правильной подачи насмешки. Есть мужчины, которые одеваются по-женски, называя себя дизайнерами, и лишь единицы из них действительно становятся известными. Есть женщины, которые увеличивают свою грудь до чрезвычайно огромных размеров, и из них тоже единицы становятся известными.

Пожалуй, можно понять, что антикультурная подача своего таланта немногим приносит славу. И главное, что может позволить такому человеку все-таки заинтересовать общество, — это какое-то соответствие той культуре, которую он высмеивает. То есть мужчина, который одевается, как женщина, должен делать это красиво, стильно, чтобы на него было приятно смотреть. В таком случае его неестественный образ будет принят обществом. А женщине с большими грудями необходимо ими пользоваться по делу, например, рекламировать бюстгальтеры, платья с декольте и т. д.

Почему антикультурное движение имеет место быть? Потому что реакция людей, которая видит этих людей, не агрессивная. Люди смеются, улыбаются, некоторые даже воспринимают это спокойно, если вдруг увидят мимо проходящего голого мужчину. А раз отсутствует безнаказанность и достигается цель – слава, поскольку внимание незнакомых людей – это и есть слава, — то все больше можно увидеть, как не талантливые люди высмеивают ту красоту природы, культуры, искусства, стиля, морали, в которой они не смогли прославиться общепринятыми путями.

Если у человека нет таланта, тогда он начинает его высмеивать. Что это такое?

Что такое гениальность?

Трудно дать четкое определение, что такое гениальность. Это способность человека реализовывать свои умственные, двигательные или творческие способности на более высшем уровне, нежели обычные люди. Нередко гениальность связывают с новаторством, вдохновением, незаурядностью. Это выход за пределы обычного в науке, искусстве, творчестве, что позволяет делать новые открытия и создавать новые технологии.

В психологии под гениальностью понимается отклонение, которое сопровождается одаренностью. Гениальных людей очень мало в большей степени из-за того, что никто не помогает людям развивать свои таланты. С самого детства каждый проходит среднестатистическое воспитание, которое не предусматривает развитие гениальности. Лишь в редких случаях ребенок может проявлять наклонности, развитие которых приводит к гениальности.

4 теории возникновения гениальности:

  1. Развивается на фоне психических отклонений и безумия. Часто люди наблюдали безумные состояния у тех, кто творил некоторые новшества. Нервные расстройства, неврозы, трансовые состояния и прочие проявления наблюдались у гениев. Однако отмечается, что ничего полезного для общества человек с психическими отклонениями сделать не может.
  2. Развивается в результате правильной направленности, использования и совершенствования своих навыков под действием мотивации. Здесь рассматривается механизм направленности половой энергии в другое русло или компенсация недостающих качеств развитием других.
  3. Развивается в благоприятном стечении социальных и экономических обстоятельств, где определенные качества и навыки имеют возможность совершенствоваться.
  4. Рассматривается как более высокоразвитый тип личностей, обладающих особыми способностями.

Признаки гениальности

Гениальность определяется высокой активностью интеллекта, психики и креативности. Также в ней выделяют определенные признаки:

  • Нестандартное мышление, выделяющееся на общем фоне.
  • Целеустремленность – желание человека проявлять свои таланты.
  • Перфекционизм – совершенство.
  • Внимание к деталям и воображение, которое помогает выдавать новые идеи, мысли, думать гибко и т. д.
  • Мультипотенциальность – развитие навыков сразу в нескольких направлениях.
  • Высокая самооценка и много энергии, что идет неразрывно.
  • Оригинальное и спонтанное поведение.
  • Ранний возраст проявления (в редких случаях одаренность проявляется во взрослом возрасте).
  • Любознательность – склонность к постоянному получению новой информации, связанной с даром.
  • Чрезмерная чувствительность, восприятие деталей.

Гениальный человек не стоит на месте. Он жаждет открытий, новизны, опережения своего времени. Это происходит за счет умения человека взглянуть на ситуацию или вещь под новым углом. Если большинство думает стереотипно, шаблонно, так, как их приучили, то гениальный человек мыслит масштабно, смотрит с разных сторон, отмечает детали, которые могут привести его к новым открытиям.

Талант и гениальность

Лишь в последнее время идет четкое разделение таланта, гениальности и одаренности. Однако эти понятия имеют схожие черты, перетекающие один в один. Под талантом понимается некое качество, способность, навык, который позволяет человеку показывать его на высшем уровне. Обычно речь идет об определенной сфере деятельности, где человек использует свой навык, что проявляется в оригинальности, новизне, высоких достижениях.

Под гениальностью понимается развитие талантов, то есть наивысшее достижение уровня, когда человек проявляет его во многих, нередко противоположных, сферах. Гениальность часто связана с поиском нового, устранением привычного устоя, изменением мировоззрения. Вот почему гениальные люди часто не принимаются современниками, которые не желают меняться и познавать нового.

Талант и гениальность являются не генетическими, а врожденными особенностями. У обычных родителей может родиться одаренный ребенок, как и у талантливых мамы и папы может появиться обычный малыш.

Талант и гениальность имеют различные природы своего происхождения. Талант можно понять и развить, довести до совершенства. Гениальность обычно либо есть, либо отсутствует в человеке. Она является врожденным качеством, которое проявляется в человеке.

  • Гениальность иррациональна, талант рационален.
  • Гениальность проявляется сама по себе, талант развивается путем усилия воли.
  • Гениальность позволяет быстро достигать чего-то нового, делать открытия. Талант обычно является результатом упорства и правильного выполнения действий, благоприятными обстоятельствами, которые способствовали его проявлению.
  • Гениальность невозможно объяснить, особенно в ее проявлениях. Талант же можно распознать и направить в нужном направлении.

Талантом называют способность человека видеть социальные и экономические условия, в которые он погружен, и выбирать именно те поступки, которые помогут ему в достижении цели. Если гениальность идет по совершенно новым путям, то талант идет по привычным тропинкам, но тогда, когда это нужно.

Школа уничтожает гения в человеке. И это не пропаганда, а факт реальной жизни. Что делает современная школа? Она направляет все свои силы на то, чтобы загрузить детей знаниями, большая часть из которых каждому ребенку абсолютно не нужна. Вспомните, родители, сколько знаний вы имеете до сих пор со школьной скамьи. Лишь первые 3 класса являются основополагающими, когда человека обучают читать, писать, считать и т. д. А все остальные школьные годы – пустая трата времени и сил.

Гений – это не убитый внутри ребенок. А ребенка ломает воспитание родителей, которое принято в обществе, и курс обучения в школах. В учебных заведениях делают рабов, ломая личностей. Из 90% талантливых первоклашек из школы выходят 10% личностей, а все остальные являются сломанными людьми. На выходе получаются рабы государства, которые уже свыклись с мыслью о том, что они будут работать на кого-то и копить денюжку на пенсию.

Почему обучение ломает людей, делая из них рабов? Это полезно государству, которое должно контролировать большое количество людей. Из талантливого человека с бесконечными возможностями школа делает послушного раба, готового трудиться на благо государства. Потенциал огромный, но система ценностей и парадигм школьного образования делает так, чтобы человек стал рабом. Вот почему школа уничтожает гения в человеке: она готовит «полноценных членов общества», а не взращивает личностей, индивидуальностей и уникальных людей.

Где вы видели, чтобы к каждому ученику в школе был применен индивидуальный подход? Нигде такого нет, потому что школа «штампует полезных членов общества», которые будут трудиться на благо государства и надеяться на минимальную пенсию.

Почему школа уничтожает гения в человеке? Потому что это не выгодно государству. Умными и свободными людьми управлять очень сложно. С ними нужно договариваться. А рабу сказал, дал жвачку или телевидение, футбол, пиво – и получил от него все, что захотел. Другими словами, с гениями, потенциально успешными, свободными и думающими людьми нужно договариваться. А зачем это делать, если можно людей сломать в тот период, когда они только развиваются и обретают навыки, чтобы сделать из них «послушных рабов», которым ничего не нужно, кроме еды, дома, пива и сериалов по телевизору?

Итог

Каждый родитель хотел бы, чтобы у него родился гений. Каждый человек хотел бы взрастить в себе имеющиеся таланты. Однако окружающий мир, который создан людьми, государством, обществом, не заинтересован в создании таких . Итогом становится единичные проявления талантов и гениальности, когда человеку удается проявить себя.

Чтобы развить в своем ребенке хотя бы таланты, необходимо его воспитывать не так, как это принято в обществе. Государственную систему не изменить. Но можно изменить климат внутри своей семьи, где каждый сможет проявить свои способности.

По поводу соотношения между этими понятиями «одаренность», «талант», «гениальность» существуют разные точки зрения (А В. Либин, 2000). Ряд авторов рассматривают одаренность лишь как природную основу способностей, подчас низводя ее до задатков и связывая с общим фактором способности к творчеству.

Талант (от греч talanton - «вес, мера», затем - «уровень способностей) одними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего - специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием того, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо ПО отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в видах спорта - беге, плавании, гребле и т. д.). Талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Б. М. Теплов полагал, что талант многосторонен, и этому утверждению, казалось бы, есть доказательства. Как известно, многие поэты (М. Лермонтов, В. Жуковский, К. Хетагуров, М. Волошин) неплохо рисовали. Грибоедов сочинял музыку, Шаляпин сам создавал эскизы костюмов драматических героев, роли которых ему предстояло играть. Но назвать их выдающимися художниками, композиторами пока никто еще не решился. А каким «художником» был А. С. Пушкин, и говорить не приходится. Можно лишь заметить, что одаренные в каком-либо виде творчества бывают не лишены некоторых других творческих способностей, но не более того.

Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. Признается, что гениальность непредсказуема, не поддается никаким схемам и измерениям. Отмечается связь таланта с особенностями личности. Л. Б. Богоявленская (1983) даже говорит о некоем симптомокоплексе, благоприятствующем развитию таланта. В него входит, например, стремление выйти за пределы нормативной активности.

Для проявления и развития одаренности (таланта, гениальности) требуется высокая работоспособность, самоотдача человека, устойчивая мотивация (направленность личности), овладение знаниями и умениями в специальной области деятельности.

Учитывая это, делают попытки отделить одаренность и талант, гений, приняв во внимание данное от природы и его реализацию. Тогда одаренность - удачное сочетание разных способностей, а талант и гениальность - проявление высокого уровня одаренности в чем-либо. «Уникальные» произведения, по мнению ученых, создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче. Последний компонент соответствует мнению многих гениев и талантов о причинах своего успеха.

Исаак Ньютон говорил, что гений есть терпение мысли, сосредоточенной на известном направлении. Когда его спрашивали, каким образом ему удалось открыть законы классической физики, он отвечал: «Я все время думал об этом». Знаменитый художник Винсент Ван Гог писал своему брату, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом.

Исследования показали, что наиболее талантливые личности -это индивиды, неудовлетворенные своими результатами , способные к саморазвитию, которые под влиянием новых требований неустанно занимаются самообразованием, перестраивают свое мышление. Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.

Ряд ученых отстаивает точку зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводятся родословные выдающихся представителей науки и искусства. Так, прабабушка Л.Н. Толстого, Ольга Трубецкая, и прабабушка А.С. Пушкина, Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Поэтому названное созвездие выдающихся людей скорее свидетельствует о природной случайности их таланта, а не о наследственной его обусловленности, тем более что свой талант они проявляли в разных сферах: поэзии, философии, физике.

Врожденность таланта и гениальности не следует путать с наследственностью , о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у та иантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье таланливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

Да и меткое народное высказывание о том, что природа чаще всего отдыхает на детях, подтверждает истину: талант если и наследуется, то незначительно. Так, исследование приемных детей, усыновленных при рождении, показало: их умственные способности более соответствовали тем, какие отмечались у биологических родителей, нежели у приемных. Однако относительное сходство по этим способностям между детьми и биологическими родителями наблюдается не всегда и резко уменьшается с возрастом. Возможность достичь выдающихся результатов обусловлена не только высокой природной работоспособностью, но и мотивационными факторами и имеющимися у человека условиями проявить свой талант. Так, одна женщина, до поры до времени ничем не примечательная, выйдя на пенсию, занялась рисованием. Сейчас ее картины охотно покупают музеи и частные коллекционеры. Или другой пример. Грузчик одесского порта до 40 лет участвовал в художественной самодеятельности, пока его голос не понравился одному из московских музыкальных педагогов. Через два года бывший грузчик уже пел как солист Большого театра.

Есть люди, которые выделяются из оощеи массы какими-то выдающимися личными качествами. Они совершили значимые поступки и даже подвиги. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества.
Исследуя виды позитивного девиантного поведения, необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, позитивных типов девиации значительно меньше, чем негативных. Во-вторых, они менее изучены социологами. Так или иначе, но к основным видам позитивного девиантного поведения относят гениальность и героизм, а к неосновным трудоголизм, сверхинтеллигентность, пунктуальность, граничащую с педантизмом.
Важно!
Среди социологов нет единства в понимании позитивного девиантного поведения. Существует мнение, что героизм и гениальность вообще нельзя относить к девиации. Подобного мнения придерживается социолог Т.И. Кандаурова и другие уважаемые ученые. Также нет единства в отношении оценки трудоголизма. В связи с этим в нашем учебнике представлена авторская точка зрения на те или иные типы человеческого поведения.
Начнем с гениальности , которая предполагает наличие таланта у человека, неких сверхспособностей, выделяющих его из общей массы. Возьмем, к примеру, гениальных поэтов, таких как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их талант есть не что иное, как просто умение красиво говорить и удачно складывать звуки в слова. Кроме способности четко излагать свои мысли, природа позаботилась о том, чтобы их дар восхищал окружающих, доставляя удовольствие от поэзии.
Природой закладывается умение не просто говорить, а говорить красиво, не просто петь, а поражать слушателей. Большинство людей в юности пытались писать стихи, но у С.А. Есенина это получалось значительно лучше, так как именно его природа наделила талантом.
В полном соответствии с разделением единого мира на чувственный и естественный талант как понятие имеет два содержания, активно используемые как в научной литературе, так и в широкой печати, и часто неразделяемые в понятийных конструкциях при анализе данного феномена.
Первое понимание подразумевает под талантом такое уникальное природное явление, которое позволяет сделать действия человека, их результаты интересными, привлекательными для общества и т.д. К ним часто применяется понятие «произведение» как признак талантливости. Данное понимание таланта чаще всего связывается с искусством, которое основано на эмоциональном восприятии, чувственном переживании. Последнее, в свою очередь, питается тем непонятным, но реальным ощущением удовольствия от восприятия, что и получило наименование талант.
Второе понимание: талант - это уникальное природное дарование, рождающее новые идеи, мысли, изобретения, открытия и т.д. Оно распространено среди ученых-естественников.
Так или иначе, но оба толкования таланта порождены социализацией, однако в разных формах. Они оказывают различное воздействие и на саму социализацию, осуществляя ее принципиально на другом уровне.
Существует мнение о том, что высокий интеллект — это показатель продуктивности, успешности, высокого уровня культуры, мудрости человека. Зачастую интеллект связан с одаренностью. Так, под интеллектуальной одаренностью понимается уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. действии, связанном с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к решению проблем, открытостью инновациям и т.д. По многим параметрам их уровень
является недостижимым для остальных. Поэтому одаренные люди воспринимаются как мудрые, успешные, во многом превосходящие окружающих.

Детская одаренность
Исследуя феномен гениальности, социологи останавливают свое внимание на таком явлении как появление вундеркиндов — детей с уникальными способностями. Считается, что одаренные дети — гордость своих родителей. У них все получается очень хорошо, быстро, правильно, ими все восхищаются, они подобны взрослым, что вызывает умиление у старших поколений. Однако судьба многих одаренных детей трагична. Дело в том, что характерной чертой вундеркиндов является одностороннее развитие. Достигнув невероятных высот, скажем, в области математики, ребенок может остаться беспомощным в других сферах жизни. Если с годами теряется и математический дар, то бывшего вундеркинда ждут многие неприятности и разочарования.

Противоречия гениальности
Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями. Их жизнь соткана из одобряемых и неодобря-емых девиаций, сомнений, душевных мук. Социологи обратили внимание на интересную закономерность: гениальность как разновидность позитивной девиации может уживаться в одном человеке с разного рода негативными девиантными проявлениями. Гений британской литературы Ч. Диккенс страдал от невроза навязчивых состояний — постоянно расчесывался, смотрел в зеркала и переставлял мебель. Он посещал лондонские морги, объясняя это своим желанием узнать больше о темной стороне жизни. Отец социологии О. Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды. Из наших современников следует назвать математика Г. Перельмана, отказавшегося от международной премии «Медаль Филдса».
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Причины реализации интеллектуального и творческого потенциала в противозаконных формах поведения различны. Криминалисты приводят данные, свидетельствующие о том, что большинство правонарушителей находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Эти граждане существуют в стороне и от общества, и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.) или существенно ослабили связи с ними. Такая ситуация определяет своеобразную мотивацию преступного поведения, специфику реагирования на жизненные ситуации.
Человек с высоким уровнем интеллекта и со способностями, превышающими среднестатистические, зачастую оказывается неприспособленным к повседневной, бытовой, приземленной жизни. Таким людям свойственно игнорирование реальности. Они относятся к обычному миру как к чему-то малозначимому, несущественному, и поэтому не принимают никакого участия во взаимодействии с ним. Все это ведет к повышенной тревожности, депрессивности и сложностям в адаптации, вследствие чего возможно совершение преступлений или правонарушений.
Люди с высоким интеллектом и творческими способностями далеко не всегда оказываются признанными в обществе. Они продуцируют нечто новое, а новое, как известно, всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления, вследствие чего воспринимается как аномалия, девиация. Непризнанность обществом также может быть толчком к совершению преступлений и правонарушений. В результате происходит переход с позитивной девиации на негативную.
В юридической практике известен ряд примеров, когда преступники обладали столь высоким интеллектом, что совершали «идеальные» убийства, не допуская при этом ни единой ошибки, так что правоохранительные органы в течение долгого времени оказывались бессильны. Ярким примером такого типа преступников можно считать американца Эдмунда Кемпера, который был серийным убийцей женщин, в том числе собственной матери. Он обладал феноменально высоким IQ: 148-153 в разные годы его жизни, тогда как считается, что IQ среднего человека близок к 100. Другой пример преступника с высоким интеллектуальным показателем — серийный убийца Роберт Модели, заключение которого продолжается по сей день. У преступника высокий уровень интеллекта, и многие полагают, что он гений. При этом Р. Модели любит классическую музыку, поэзию и вообще хорошо разбирается в искусстве. Друзья и члены семьи описывают его как доброго и высокоинтеллектуального человека.
Исследователями доказано, что высоким уровнем интеллекта обладают лица, совершающие компьютерные преступления. По данным одного из таких исследований из 78% киберпреступников имеют высшее образование и 21% IQ значительно выше нормы. Высокий уровень интеллекта и образования необходим им для написания программ, взлома компьютерных кодов и т.п.