Традиции связанные с рождением ребенка. Народные приметы, связанные с рождением ребенка

Согласитесь, что рождение малыша - это самый волнительный момент в жизни его родителей, к которому они готовятся с особым трепетом и тщательностью. В нашей стране стараются никому, кроме самых близких родственников не показывать малыша сразу после рождения, и сохранять мелочи, связанные с его появлением на свет, и первым годом жизни, такие как бирка из роддома, первый локон, первая пустышка, и т.д. Однако, в каждой стране есть свои собственные традиции, связанные с рождением малыша, некоторые из них очень трогательные, а некоторые странные, однако, если вы в ближайшем будущем тоже собираетесь обзавестись потомством, то непременно стоит познакомиться с этим материалом, и возможно, вам даже захочется повторить какие-то из этих традиций.

1. Япония и пуповина в ящике.

Пуповина, связывавшая в течение долгих 9-ти месяцев маму и малыша в Японии не является медицинским отходом, и ее отдают родителям, в специальном деревянном ящике, когда те забирают из роддома малыша, иногда рядом с пуповиной укладывают еще и куклу в кимоно, а делают это для того, чтобы сохранить положительную связь между матерью и малышом. Кстати, имя ребеночку дают не сразу, а лишь спустя неделю, перед символичным домашним алтарем, во время церемонии Ошичия.



2. Дания и Швеция — жизнь на улице.

Новорожденные в скандинавских странах редко бывают в помещении, и большую часть для проводят на улице, не зависимо от температуры воздуха. В Швеции и Дании убеждены, что чистый холодный воздух помогает малышам крепко спать и сохранять здоровый аппетит, поэтому малыши первых месяцев жизни практически все время спят на балконе, или в коляске на улице, в то время как родители заняты своими делами. Даже в детских садах детей часто укладывают на свежем воздухе, и стоит сказать, что во многом, именно благодаря такой традиции скандинавские дети реже болеют простудными заболеваниями.

3. Финляндия и детская коробка.

Если в нашей стране, к рождению малыша надо готовиться заранее и самому приобретать все необходимые вещи и предметы, то финским мамам переживать об этом не стоит, так как все они получают при рождении малыша специальную коробку от правительства. Последние 75 лет женщинам Финляндии вручают коробку, наполненную всеми необходимыми вещами для малыша: это и игрушки, и пеленки, и первая одежда, а саму коробку можно даже использовать в качестве кроватки для новорожденного. Кстати, мамы могут отказаться от коробки и получить материальную помощи в размере 140 евро, однако стоимость содержимого детской коробки существенно выше, поэтому от нее практически никогда не отказывается. Изначально, коробки предполагалось дарить матерям с низким уровнем дохода, однако с 1949 года их дарят всем без исключения родившим женщинам, чтобы обеспечить полное равноправие новорожденным в начале их жизненного пути.

4. Египет, легкая встряска.

В Египте особым почетом пользуется число семь. И именно поэтому на седьмой день после рождения малыша, в стране принято проводить церемонию Сеюух, на которой новорожденного знакомят с миром. Малыша наряжают в белые одежды и кладут в большое сито, а мать ребеночка встряхивает его, чтобы малыш с самого начала привыкал к жизненным капризам. Потом малыша кладут на пол на одеяло, а вдоль его груди располагают нож, чтобы отогнать злые силы. В это же время все родные и близкие, приглашенные на церемонию рассыпают вокруг зерно и деньги, символизирующие изобилие. После церемонии изгнания злых сил, мать семь раз легонько ударяет по телу ребенка, а собравшиеся гости поют специальные заклинательные песни, чтобы малыш был послушным. Кстати, имя ребенку в Египте также выбирают необычным способом. В начале церемонии зажигается несколько свечей, каждая из которых соответствует определенному имени, и в итоге, ребенка называют в соответствии со свечей, которая горела дольше всего. Для тех родителей, которые никак не могут выбрать своему малышу имя, такая традиция наверняка пригодится. В завершение церемонии за новоиспеченной мамочкой следует процессия со свечами и ладаном, чтобы осветить матери путь и благословить ее дом и семью.

5. Предсказание будущего в Армении.

Как только у малыша прорезается первый зубик, его родители устраивают праздник Агра Хадиню. Во время этого мероприятия малыша усаживают на пол, а вокруг него раскладывают самые разные предметы: ключи, монеты, рулетку, стетоскоп, книгу, и предлагают малышу что-нибудь выбрать. В зависимости от выбора малыша, ему предрекают будущее, к примеру, малыш, выбравший рулетку во взрослой жизни, скорее всего будет связан со строительством.

6. Подарки родственникам в Китае.

Празднования в Китае начинаются, когда малышу исполняется первый месяц, и проводят церемонию Полнолуния. С самого утра, на 30-й день после появления на свет малыша, приходят родственники и друзья семьи с подарками. Однако и родители встречают их не с пустыми руками. Подарки для родственников могут быть самыми разными, но самым популярным считаются яйца, выкрашенные в красный цвет, так как именно яйца символизируют переменчивый жизненный процесс, круглая форма является признаком гармонии, ну а красный цвет предрекает счастье. После этого, родителям и малышу начинают вручать подарки, и деньги, завернутые в красную бумагу, а бабушка с дедушкой обязательно преподносят внуку свое золото и серебро, чтобы показать, как сильно они его любят.

На Ямайке, с рождением малыша у отца семейства получается сразу и завести потомка и посадить дерево, так как в стране принято закапывать пуповину и послед (плаценту — прим. PPcorn) в землю и сажать на этом месте дерево, за которым потом ухаживают родственники новорожденного, и его крестные родители. Когда малыш подрастает, это дерево должно научить ребенка ответственности, так как именно он потом о нем заботится, как о символе начала своей жизни, и обеспечивает ему духовную близость к месту рождения.

8. Повыше от земли, Бали.

Современные малыши с младенчества много времени проводят на полу, но только не на Бали. Балийцы считают, что все новорожденные дети являются божественными существами, поэтому первые 210 дней после появления на свет, их ноги не должны касаться земли. Как только процесс соприкосновения с землей все-таки происходит, ребеночек становится человеком, переступая символическую границу.

9. Тринидад и Тобаго: деньги и дети.

В стране Тринидад и Тобаго, новорожденному принято дарить деньги, причем вручают их не родителям, а непосредственно малышу, прямо в руки, чтобы даровать ему благословение и процветание. Также здесь не принято приходить в дом где родился малыш после 6-ти часов вечера, так как местные жители уверенны, что вечерняя роса вызывает у малыша отвращение.

10. Двадцать имен для одного ребенка в Нигерии.

В Нигерии с наступлением седьмого дня, если родилась девочка, и девятого, если на свет появился мальчик, проводят необычную церемонию, наделяя ребенка определенными свойствами, благодаря разным вкусовым ощущениям. Малышу дают воду, чтобы оградить от врагов, пальмовое мало для легкой жизни, горький орех Кола для долголетия, и соль с перцем для счастья, смысла жизни и множества эмоций. Кроме того, в этот день малышу дают имя, которое состоит из нескольких независимых имен. У новорожденного малыша есть фамилия, имя, обозначающее обстоятельства, при которых он был рожден, к примеру, Иетунде (в переводе «возвращение матери» — прим. PPcorn), если перед появлением на свет малыша, в семье умерла пожилая женщина. Кроме того, родители дают своему ребенку имя, указывающее, на то, чего они хотят для своего малыша, например, Титилаио (вечное счастье). После того, как родители объявляют имя своего ребенка, они предлагают всем родственникам по желанию, добавить к этому имени дополнительные, но прежде чем они это сделают, нужно положить деньги для малыша в специальную корзину. К концу такой церемонии у малыша может появится более 20-ти имен, а собранные деньги кладут ребеночку на банковский счет.

11. Малайзия и СПА-процедуры для мамы.

Стать мамой в Малайзии очень приятное событие, ведь сразу после рождения ребеночка о маме начинают очень тщательно заботиться. Такая традиция называется патангу и является периодом заключения для новоиспеченной матери, который длиться целых 44 дня. В течение этого времени женщине делают горячими камнями, чтобы очистить детородные органы, и лечебные процедуры для всего тела, чтобы исправить все послеродовые изменения кожи и восстановить женственность мамочки. В этот период, мама не делает ничего, кроме процедур заботы о ребенке, а все домашние дела ложатся на плечи родственников, или наемных людей.

12. Определение пола в США.

Очень часто, американцы просят врача УЗИ не говорить им пол будущего малыша, а написать его на бумажке и запечатать в конверт. Такой конверт отдают кондитерам, которые должны испечь торт. Будущие родители назначают дату праздника определения пола, на который зовут всех родственников и друзей — «Gender reveal party», и торжественно разрезают торт. Если у такого торта начинка голубая - родится мальчик, а если розовая - девочка.

Как видите, в разных странах, к рождению малыша относятся совершенно по-разному, но несомненно, это очень знаменательное и трогательное событие, поэтому всем без исключения родителям хочется, чтобы оно запомнилось на всю жизнь, а какие традиции и мероприятия для этого использовать личное дело каждого.

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком - будь то рождение, смерть или болезнь - подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Считался одним из важнейших, так как наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Разберем подробнее обряды рождения. В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности окушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» - рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Нужно заметить, что в некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.
Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право - находится лево, где верх - находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (браги, настойки или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Повитуха начинала выдавливать кровь из утробы, прочищать влагалище. Затем нужно было привести живот в нужное положение (каким он был до родов). Повитуха тянула его вверх: надавливая на него, проводила руками снизу вверх. Таким образом, матка поднималась, и процесс восстановления проходил гораздо быстрее. После живота приходила очередь груди. Повитуха выдавливала первое молоко, чтобы при первом кормлении младенец пил новое молоко. Завершался обряд растиранием рук и ног.

Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи - ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели (иногда дольше).

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

Публикации раздела Традиции

«Детские» русские традиции

Ч то такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции , которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно - о происхождении некоторых устойчивых выражений.

Что такое «принести в подоле»

Кирилл Лемох. Новый член семьи. 1890. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Кирилл Лемох. Новое знакомство. 1885. Государственный Русский музей

Иван Пелевин. Первенец. 1888. Государственный Русский музей

В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки - в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.

«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле - вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге».

Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»

Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.

В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен» . «Носить в подоле» означало также «баловать».

Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»

Аким Карнеев. Крестины. 1860-е. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Николай Богданов-Бельский. В церкви. 1939. Латвийский Национальный художественный музей, Рига

Петр Коровин. Крестины. 1896. Государственная Третьяковская галерея

«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий , заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».

Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!

Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери - скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.

Время первой стрижки

Кирилл Лемох. Варька. 1893. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Николай Пимоненко. Вечереет. 1900. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Харитон Платонов. Крестьянская девочка (Молоко пролила). 1876. Томский областной художественный музей

В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» - помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу - это олицетворяло будущее богатство.

Мышка вместо Зубной феи

Николай Богданов-Бельский. Новая сказка. 1891. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск

Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская краевая картинная галерея

Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея

История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»

В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки - сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться» .

Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.

Все предписания и желательные действия, о которых будет рассказано ниже, имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Сюда относится поздравление родителей новорожденного, бритье головы новорожденного, протирание десен младенца мякотью финика (ат-тахник ), жертвоприношение по случаю рождения ребенка (аль-акыка ), имянаречение, обрезание мальчиков. Совершение их необходимо, так как они приносят детям пользу, дают им здоровье и силу, а также станут причиной благодарности детей в будущем.

Дети – это дар и милость Всевышнего. Поэтому после рождения ребенка мусульманину желательно как можно скорее известить об этом родных и близких. Получивший известие о рождении ребенка должен поздравить родителей новорожденного и их родственников. Также желательно (с унн а ) прочитать следующую мольбу-ду‘а : «О Всевышний Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка. И дай им силы воспитать его, почитающим Ислам» .

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца отца и матери радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате крепнут согласие и дружеские связи в обществе. О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана, например:

«Дарите друг другу подарки , потому что подарки стирают в сердцах ненависть и злобу » .

«О Закария! Мы радуе м тебя вестью о мальчике, имя которого Яхья » .

Посланник Аллаха Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, поздравлял родителей новорождённых и читал за них мольбу-ду‘а .

Все дети – это дар Всевышнего Аллаха, поэтому мусульманин с одинаковой радостью должен относится к рождению как мальчика, так и девочки. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто воспитал и обучил двух или трех дочерей или сестер, а потом выдал их замуж, обязательно войдёт в Рай » .

Отцу ребёнка необходимо поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от беременности, и поблагодарить Всевышнего. Стало традицией в некоторых семьях дарить цветы и подарки родителям ребенка, это не противоречит духу и букве Ислама. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Обменивайтесь подарками, это усиливает взаимную любовь» .

ЧТЕНИЕ АЗАНА И ИКАМАТА

Желательно (сунна ), чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат .

В изречении, переданном от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца азан, а в левое – икамат» . Также, по свидетельству Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, прочитал в правое ухо своего внука Хасана азан, а в левое – икамат .

Смысл данного обряда заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорожденным в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Всевышнего Аллаха и его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру. Кроме того, слова свидетельства Единобожия «Ля ил яха илля Лла х» и слова азана прогоняют проклятого Сатану (шайтана), защищая ребёнка от его козней.

Также желательно (сунн а ) сказать в правое ухо следующий аят Священного Корана:

В некоторых сообщениях также говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, на правое ухо новорожденного ребенка читал суру «Ихлас» .

ПРОТИРАНИЕ ДЁСЕН МЛАДЕНЦА МЯКОТЬЮ ФИНИКА (АТ - ТАХНИК )

Данное действие также является желательным (с унн а ). Дёсны младенца слева и справа протирают предварительно разжеванной мякотью спелого финика. Если нет фиников, то можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар.

О желательности этого свидетельствует рассказ Абу Мусы, да будет доволен им Аллаха: «Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророк у, мир ему и благословение Аллаха. Он назвал его Ибрахимом и протёр ему десны мякотью финика » .

Возможно, смысл данного обряда состоит в том, чтобы дать почувствовать новорожденному в этой жизни первым не горечь, а сладость – сладость жизни и веры. Совершать этот и другие обряды лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму.

БРИТЬЕ ГОЛОВЫ

На седьмой день после рождения ребёнка желательно (сунна ) побрить волосы на его голове. После этого их следует взвесить и раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся соответствующее весу волос количество серебра (или его денежный эквивалент). Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

Бритье головы укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;

Раздача милостыни (садака ) позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;

Бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и следование примеру пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Анас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пророк , мир ему и благословение Аллаха, велел побрить волосы Хасан у и Хус ейн у на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующее их весу серебро раздал как милостыню».

Необходимо отметить, что в нашей религии запрещается стричь или брить только часть головы, оставив другую. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, запретил брить часть головы» .

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО СЛУЧАЮ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА (АЛЬ- АКЫКА )

Волосы на голове новорожденного ребенка называются «аль- акыка » , поэтому жертвоприношение по случаю рождения ребенка, с целью получения благодати и защиты Аллаха, тоже называется «аль- акыка » . Данное жертвоприношение, по мнению ханафитских ученых, является одобряемым действием (мубах ), а по мнению других мазхабов – это желательно (сунна ).

Жертвоприношение «аль- акыка » можно делать в любой день со дня рождения ребенка и до его совершеннолетия, но лучшим для этого считается седьмой день от рождения.

Животное для данного жертвоприношения должно удовлетворять тем же требованиям, что и для жертвоприношения в дни праздника Курбан-байрам. Хозяин может и сам есть мясо, и раздавать другим.

Как в случае рождения мальчика, так и девочки, приносят в жертву по одному барану. Также возможно заколоть двух баранов в случае рождения мальчика.

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, резал по одному барану отдельно для каждого внука, Хасана и Хусейна, сказав: «С рождением мальчика есть «аль- акыка » , поэтому за него пустите кровь жертвенного животного и брейте ребенку волосы » .

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого. Имя является частью личности человека, которое будет сопровождать его на протяжении всей жизни. Поэтому в Исламе выбору имени уделяется большое внимание.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый младенец связан с «аль- акык а» , на седьмой день после рождения обривают голову, дают имя, режут за него животное » .

Поэтому желательно (сунна ) дать имя ребёнку на седьмой день. Однако имеются сообщения от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о возможности назвать младенца и в первый день после рождения. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ночью у меня родился сын, и я назвал его именем моего пра отца Ибрахимом» .

Таким образом, давать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого, по усмотрению родителей.

Желательные имена

После рождения ребёнка родители должны позаботиться о том, чтобы выбрать ему хорошее и красивое имя, ведь оно будет сопровождать его всю земную жизнь и по нему его призовут в День Воскресения.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«В День Суда вас вызовут по вашим именам и по именам ваших отцов, выбирайте же хорошие имена» .

«Истинно любимые пред Аллахом имена – Абдуллах (раб Аллаха) и Абдурахман (раб Милостивого (одни из имен Всевышнего Аллаха) .

Можно давать также имена Аллаха, добавляя к ним приставку «абд» (раб), например, Абдулькарим, Абдуррахим, Абдульгафур и т.д. Но нельзя называть ребенка только именами Аллаха, например, Аллах, Аль-Куддус (Чистый от недостатков), Аль-Халик (Создатель), Ар-Рахман (Обладающий широчайшей милостью и благами). Эти атрибуты присущи только Всевышнему Аллаху.

Рекомендуемыми являются все имена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, – Мухаммад, Ахмад, Хабиб, Ясин, Мустафа, Таха и др., а также имена других Божьих посланников – Муса, Иса, Юнус, Юсуф и др. Кроме того, похвально давать имена сподвижников, ученых, праведников, доблестных предков.

Порицается давать человеку, в том числе и ребенку, неприятные прозвища, например, слепой, хромой, глухой и др.

В Священном Коране говорится:

«Не злословьте друг против друга и не обменивайтесь (обидными) прозвищами. После того, как (человек) уверовал, называть его нечестивым именем скверно» .

Если имена несут плохой смысл или некрасивые, то их возможно поменять. Известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно менял неприятные имена на хорошие, например, поменял имя Барра на имя Зайнаб . При этом стоит отметить, что при принятии Ислама имя менять не обязательно.

ОБРЕЗАНИЕ МАЛЬЧИКОВ

Обрезание крайней плоти мальчиков (араб. «хитáна» ) – это один из желательных (сунна ) обрядов в Исламе. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что пророк Ибрахим (Авраам) сделал обрезание по повелению Аллаха в возрасте 80 лет, и с тех пор этот обряд стал рекомендуемым в законах всех Божьих пророков.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, по своей природе, нуждается в пяти действиях: соверш ении обрезани я , подстри жке ногт ей , удал ении волос в паху и подмышках, подстр ижке ус ов » .

Также существует изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый». Однако следует иметь в виду, что обрезание не является обязательным условием для принятия Ислама . Это очень желательная и поощряемая процедура, рекомендованная Пророком, мир ему и благословение Аллаха, имеющая в своей основе заботу о здоровье человека. Но несовершение обрезания не может служить препятствием для веры человека в Единого Бога и принятия Ислама.

Желательно сделать обрезание в детском возрасте, как можно скорее. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принес жертву за внуков Хасана и Хусейна и сделал им обрезание на седьмой день после рождения. Обрезание можно сделать и позже, но желательно совершить его до достижения ребенком возраста совершеннолетия.

Следующим важнейшим событием в жизни семьи после свадьбы было и остается рождение ребенка — первенца и последующих детей. Христианская религия считает рождение человека событием греховным, проявлением греховной сути людей, и рекомендует проводить очищение рожениц чтением специальных молитв, кроме того, ребенка следует обязательно покрестить. Это убеждение перекликается с древними верованиями в то, что роженица является связующим звеном между тем миром и этим, ведь она приносит ребенка из потустороннего мира, и кто знает, какие темные силы приходят сюда вместе с младенцем.

Таким образом, напрашивается вывод, что язычники и христиане верят и верили одинаково, только объясняют свои действия резными словами, приводят разные аргументы. Не удивительно, что языческое и христианское в нашей жизни так тесно переплетено до настоящего времени. Хотя, следует отметить, что христианские обряды все же более универсальны и просты, ведь новорожденный ребенок после крещения переходит под власть Бога, его жизнь оказывается полностью в руках Всевышнего. А все действия в отношении младенца, кроме медицинских, сводятся к минимуму — к молитвам священнослужителей и матери.

Напомним еще, что первые христиане и их учителя не считали рождение ребенка и все, что с этим связано, чем-то греховным и нечистым. Это выглядит странным, но языческие верования и представления все же возобладали, хотя и в другом виде.

Отношение к беременным

Беременных на Руси старались оберегать и исполнять все их желания, насколько это было возможным. Ведь женщина вынашивала продолжателя рода, нового члена семьи, в которого должна была вселиться душа кого-нибудь из умерших предков.

Древние славяне верили в то, что души возвращаются на Землю, и обязательно в собственную семью, поэтому отношение к беременным было трепетным и бережным. Оберегая будущую мать, члены семьи выказывали уважение не только к ней, к своей современнице, но и к давно ушедшим предкам.

Традиция «прощенных дней» существовала на Руси задолго до принятия христианства. Кроме всего прочего, прощения обязательно просили у беременных, а те должны были всех простить, и в свою очередь так же просили прощения. Считалось, что обоюдное прощение способствует благополучному исходу беременности и легким родам.

Женщины, насколько это было возможно, по-началу скрывали свое состояние даже от мужей и членов семьи — чтобы не сглазить, и не причинить вреда дитяти. Родственники, соседи и просто односельчане старались не задавать вопросов о сроках беременности и дате предстоящих родов — по той же причине.

В дом, где была беременная, не шли с пустыми руками, небольшое подношение было обязательным, чтобы задобрить будущего ребенка и те силы, которые ему покровительствуют. Особенно старались угодить бездетные женщины, а так же молодки, недавно вышедшие замуж.

Беременным не отказывали, если они просили денег взаймы или обращались с другими просьбами, ведь это не ее желание, а просьба души младенца. Если же кто-то не мог или не желал выполнить просьбу беременной, после ее ухода, вслед ей бросали крошки хлеба, песок, или кусочек глины.

Беременных оберегали от испуга, однако в последние дни беременности могли пугать специально, чтобы роды произошли как можно быстрее и легче.

В день родов

В старину роды принимали специально обученные женщины — повитухи. Свое мастерство, знания и опыт они передавали ученицам, которые со временем становились полноценными специалистами в данной сфере.

В день родов они приходили в дом к роженице. Все начиналось с молитвы перед образами. В доме зажигали заранее приготовленные пасхальные или сретенские свечи, обращались с просьбой о помощи к Господу, Богородице, святым великомученницам Екатерине и Варваре.

Повитуха подсказывала роженице, что нужно делать, растирала живот, чтобы активизировать действия младенца. Делала отвары, способствующие сокращению матки, окропляла будущую мать святой водой, распускала ее волосы, развязывала все узелки на одежде, чтобы роды проходили легче.

Сейчас в это трудно поверить, но в старину на Руси повитухи иногда выманивали младенца из чрева матери кусочками сахара, которые подносили к родовым путям. И младенец чаще всего действительно откликался на посулы сладкой жизни. После того, как он появлялся, повитуха бережно принимала его, перерезала пуповину, очищала дыхательные пути, омывала теплой водой.

Как правило, роды происходили прямо в доме, или в натопленной бане, чтобы можно было сразу же омыть мать и ребенка.

Пуповину перерезали на Библии или других важных и значимых предметах — у мальчиков на топоре, чтобы был мастером на все руки, у девочек — на гребне, чтобы была красивой и аккуратной.

Пуповину перевязывали конопляной или льняной ниткой, чтобы в семье еще были дети. К тому же, натуральные материалы как нельзя лучше подходили для этих целей.

В некоторых местностях пуповину, после того, как она отсохнет, помещали в сундук вместе с иконой, и хранили ее до семилетнего возраста, а затем отдавали ребенку. Если он мог ее развязать, значит, считалось, что он вырастет смышленым и трудолюбивым.

Повитуха следила за тем, чтобы вышло «детское место» — плацента. Ее нужно было закапать в своем дворе под деревом.

После выхода плаценты, обязательного омывания ребенка и роженицы, повитуха приступала к «растягиванию» или массажу новорожденного — растирала ручки, ножки, старалась придать всем членам правильную форму, и при необходимости исправить родовые дефекты.

Обычай прикладывать локотки рук к коленкам сохранился в народе до сих пор — локоток правой руки прикладывают к коленке левой ноги, локоток левой руки — к коленке правой ноги. Так проверяют, все ли в порядке с суставами, нет ли родовой травмы или врожденного дефекта. Кроме того, в старину считали, что такими действиями ребенка адаптируют к новому миру, ведь там, где он был, все наоборот, все перевернуто.

После необходимых процедур новорожденного пеленали и прикладывали к материнской груди. Повитуха к этому времени должна была сцедить первые порции молока и вылить. Ребенок питался следующими порциями молока.

Опытные повитухи могли не только принять роды, но и приводить живот роженицы в прежнее положение, растереть ее руки и ноги.

Однако все эти приготовления и послеродовый уход доступны были не всем роженицам и не всегда. Нередкими были случаи, когда роды происходили прямо в поле, во время работы. Какие уж тут повитухи и омывания!

Ведь домашние обязанности женщина выполняла до последнего дня перед родами, да и после них должна была продолжать заботиться о домашних, особенно, если в семье уже было несколько детей. Ситуация, когда и пшеницу жала и рожала была не редкой, пуповину в таких случаях перерезали серпом без всяких повитух опытные в таких делах односельчанки.

Ну, а тем, кому повезло появиться на свет с помощью повитухи, становились ее «внуками», и приносили ей свое угощение на второй день Рождества Христова — 8 января. Та в свою очередь угощала всех сладкой кашей с медом.

Крещение

Согласно христианской традиции, новорожденного обязательно нужно покрестить. Некрещенное дитя еще как бы находилось во власти потусторонних сил, и в любой момент могло уйти обратно — серьезно заболеть или даже умереть.

Некрещенный ребенок не считался полноценным членом семьи, и хотя имя ему давали сразу, в день рождения, нередко по имени его не называли. На него не надевали никакой одежды, а только пеленали.

О дне крестин со священниками договаривалась повитуха, крестного отца и мать выбирали сами родители. Как правило, это были близкие родственники или хорошие друзья. Быть крестным — почетная обязанность, ведь в случае смерти родителей настоящих, они должны были заботиться о крестнике.

Купель для крещения готовили в церкви, повитуха или мать отдавали дитя крестным родителям и при этом приговаривали: «даю рожденного, верните крещенного». После таинства крестные возвращали малыша со словами: «брали рожденного, отдаем крещенного».

Крестили малыша в холодной, и даже в ледяной воде. Это была самая первая закаливающая процедура, люди верили в то, что благодаря золодной воде малыш станет более крепким и устойчивым к болезням.

Во время крещения наблюдали за поведением малыша — если он капризничал, считалось, что его беспокоит нечистая сила, которая не желает отпускать «добычу». Если же дитя было спокойным и улыбалось, говорили, что это ангелы целуют его и принимают под свое покровительство.

Обращали внимание и на пламя свечей — если они коптили и плохо горели, можно было ожидать, что дитя вскоре заболеет и даже умрет. Если же пламя ровное и яркое, жизнь будет счастливой и долгой.

После крещения новорожденный становился полноценным членом семьи и общества. Его имя записывали в специальные церковные книги. Повторим — это имя ему давали при рождении, но в некоторых случаях имена новорожденным присваивали священники при крещении. Как правило, оно совпадало с именем святого в день которого малыш появился на свет, или был крещен.

В последствии день святого, в честь которого была назван ребенок, становился его днем ангела, именинами, и праздновался даже пышнее, чем фактический день рождения.

После обряда в церкви, вся семья и гости отправлялись к родителям малыша, где их ждало застолье. В числе обязательных гостей были крестные и повитуха, принимавшая роды. Если ребенок рождался слабым и болезненным, повитухе разрешали даже самостоятельно крестить его и давать ему имя — вот какую важную роль играла эта особа в жизни общества, совсем не то, что современные акушерки!

С застолья родственники уносили угощение своим детям — в старину это была сладкая каша, в наши дни — конфеты и прочие сладости. Так другие дети получали свою «долю» и подарок от нового члена семьи и общества.

Пострижины

Впервые малыша стригли через год, в первый день рождения. На праздник приглашали бабушек и дедушек, крестных родителей. Малыша сажали на кожух, расстеленный шерстью вверх — он символизировал достаток семьи и одновременно служил оберегом от злых сил.

На кожух отец бросал несколько монет, чтобы ребенок был богатым и счастливым. Крестный выстригал немного волос с четырех сторон — спереди, сзади и над ушками. В некоторых областях волосы, в первый день рождения, стригли и продолжают стричь и у девочек, и у мальчиков. После чего эти локоны мать хранит всю жизнь как дорогую семейную реликвию. Но существует и другая традиция, согласно которой мальчиков стригут, а девочкам вплетают первые ленты. Эта обязанность возлагалась на крестную мать.