Политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". Новый курс не прижился. Заговоры против Екатерины II и внутренние волнения

Политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма".

Самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Уложенной комиссии в 1767 г. в качестве руководящего документа комиссии императрица подготовила "Наказ", в котором теоретически обосновала политику "просвещенного абсолютизма". Комиссия была созвана с целью составить новый свод законов. Стремясь укрепить государственную власть, Екатерина II наладила работу Сената (1763 г.), разделив его на 6 департаментов, имеющих конкретные обязанности и полномочия; ликвидировала автономию прав Украины; подчинила церковь государству, проведя секуляризацию церковных земель (1763 - 1764 гг.). В 1775 г. была осуществлена реформа местного управления, в результате которой Россия была разделена на 50 губерний, на местах вводились сословные суды и четкое разделение власти по функциям (административная, судебная, финансовая). Эта реформа укрепила местную власть.

Экономические преобразования Екатерины II имели целью способствовать развитию отечественной промышленности и торговли. Екатерина II ввела новую форму торговли - магазины и бумажные деньги. В годы ее правления возросло число мануфактур (при Петре I было 200 мануфактур, при Екатерине II - 2000).

Сословная политика Екатерины II была направлена на укрепление дворянства. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда в Сибирь на каторгу, а Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться императрице на своих владельцев. Усиливается крепостное право. В 1775 г. дворянство получает Жалованную грамоту, подтверждающую сословные привилегии дворянства.

Таким образом, реформы Екатерины II сохранили и укрепили абсолютную монархию и крепостничество в России.

Начало Великой французской революции напугало Екатерину II. Она опасалась проникновения революционных идей в Россию. Последовали арест А.Н.Радищева, заключение в крепость Н.И.Новикова, запрещение деятельности масонских лож.

Итоги:

В целом в царствование Екатерины II Россия стала авторитетной мировой державой, дворянство окончательно сформировалось как привилегированное сословие, произошло расширение прав дворянства в самоуправлении, созданы благоприятные условия для экономического развития страны. Однако недостатком экономической политики Екатерины стало продолжение политики меркантилизма и протекционизма, что приводило к слабой конкурентной борьбе и образованию в развитии промышленности застоя. Основным покупателем промышленных товаров оставалось государство и армия.

Билет 11.Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.



Правление Александра 1 ознаменовалось либерализацией самодержавия (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. -неофициальный Негласный комитет. Коллегии заменяются 8 министерствами и Комитет министров. В 1803 г. начинается реформа системы образования (создано 5 университетов и Царскосельский лицей) В 1803г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике. После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган -Государственный совет. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции. В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной». Проблема крепостного права осталась нерешённой. Либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры.

План государственных преобразований М. М. Сперанского .

* Реализация проекта Сп. ограничивала самодержавную власть, значит. продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную.



*В основе проекта Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе – Гос. думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших гос. учреждений создавался Гос. совет, его члены не избирались, а назначались императором.

А I одобрил план Сп., но не решился на осуществление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с центральной системы государственного управления, а затем постепенно переносить их на другие области.

В реальной жизни проект в полной мере воплощен не был. Налог, предназначенный на погашение долга, тратился на другие цели. Выпуск ассигнаций время от времени возобновлялся. Четкой системы взимания новых налогов не было.

Итог:

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер.

Сперанского обвиняли в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан.

Билет 12. Внешняя политика России в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года и ее последствия. Какое значение победа России в Отечественной войне 1812 г. имела для судеб Европы?

Главные внешнеполитические усилия России в конце 50-х - 60-е гг. XIX в. были сосредоточены на отмене условий Парижского договора 1856 г., подписанного после поражения в Крымской войне. Россия теряла право держать в Черном море военно-морской флот, крепости и военные базы. В тот самый момент, когда Пруссия торжествовала победу в войне против Франции, а в Берлине было торжественно провозглашено создание Германской империи, Россия объявила о выходе из Парижского договора. Протесты Англии и Австрии были оставлены без внимания. Восстания 1875 г. в Боснии и Герцеговине и 1876 г. в Болгарии, объявление Сербией и Черногорией войны Порте, резня мирного населения в Салониках подтолкнули Александра II к началу военных действий. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. открылась выдвижением русских армий через Румынию к Дунаю. Болгария становилась автономным княжеством, ее суверенитет был ограничен лишь обязанностью выплачивать Турции относительно небольшую дань. Берлинский договор низвел до минимума успех, добытый Россией на полях сражений. Он противоречил ее интересам, интересам балканских государств. Более того, он порождал противоречия и конфликты, которые в конечном счете стали одной из причин Первой мировой войны 1914- 1918 гг. Тем не менее Россия в 80-90-е гг. XIX в. твердо придерживалась условии договора, даже ценой охлаждения отношений с Болгарией, Сербией, Румынией и ослабления влияния на Балканах. Позиция Германии на Берлинском конгрессе со всей очевидностью показала, что «Союз трех императоров» (Германии, Австро-Венгрии, России), заключенный в 1873 г. и обновленный в 1881 г., интересы России в Европе не гарантирует. Когда в 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключили так называемый Тройственный союз, Россия оказалась перед настоятельной необходимостью поиска надежных союзников. Началось сближение с Францией, в 1892 г. приведшее к подписанию военной конвенции о взаимной помощи. Тем самым были заложены основы Антанты, к которой в начале XX в. присоединилась Англия, - военной коалиции, противовеса Тройственному союзу. Таким образом, контуры того военно-политического противостояния, которое в 1914 г. приведет к началу Первой мировой войны, определились в конце XIX столетия. Во второй половине XIX в. Россия имела устойчивые и доброжелательные отношения с Соединенными Штатами Америки. В Крымскую войну США симпатизировали России. В 1867 г. был подписан договор о продаже Россией Аляски с прилегающими островами: расходы на содержание русских колонистов были выше доходов, которые приносила Аляска.

Внутренняя политика Екатерины II Великой характеризуется противоречивыми стремлениями к соответствию идеям просвещённого абсолютизма с одной стороны и окончательным закрепощением крестьянства с предоставлением дворянам практически неограниченных прав — с другой.

Кратко о содержании и особенностях
внутренней политики Екатерины II

Просвещенный абсолютизм на свой лад

Как форма правления, абсолютизм предполагает сосредоточение всей власти в руках императора. Соответственно, во внутренней политике Екатерина II стремилась привести в порядок систему управления государством, а после крестьянского восстания Пугачева — усилить вертикаль власти, частично введя принципы самоуправления и модернизируя органы полиции.

Ключевые мероприятия

РЕФОРМА СЕНАТА

26 декабря 1763 года Сенат был лишён законодательной функции (которая перешла лично к Екатерине II и её кабинету министров) и разделен на шесть департаментов, для принимаемых решений вводилось требование согласия всех участников заседания, спорные вопросы рассматривало общее собрание.

УПРАЗДНЕНИЕ ГЕТМАНСТВА

10 ноября 1764 года вместо упразднённого титула гетмана была создана Малороссийская коллегия, состоящая наполовину из местных старшин, наполовину из назначенных Екатериной II чиновников, и возглавляемая генерал-губернатором П. Румянцевым-Задунайским.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ И НАКАЗ

25 декабря 1766 года Екатерина II объявила о созыве Уложенной комиссии, а также правила выборов депутатов от различных сословий. В качестве руководства для комиссии, императрица лично в течение нескольких лет подготавливала «Наказ к Уложенной комиссии». Данный документ являлся сборником идей европейских просветителей, чего сама Екатерина II и не скрывала.

Целью созыва комиссии должно было стать создание «Нового Уложения» — обновленного свода законов, взамен устаревшему Соборному Уложению 1649 года. Однако, взаимопонимание между сословиями отсутствовало, а плохая организация между различными частями заседающих и отсутствие координации в действиях привели к тому, что в результате за 1,5 года существования комиссия не разработала ни одного закона или предложения и Екатерина II объявила о её роспуске 18 декабря 1768 года.

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

18 ноября 1775 года , после окончания русско-турецкой войны и подавления восстания Пугачёва , Екатерина II начала административное реформирование. Произошло изменение принципа деления губерний — главным критерием стала численность налогооблагаемого населения (работающие мужчины), были разделены судебные и административные органы, что привело к резкому росту числа чиновников.

Кроме разделения, реформирование судебных органов предполагало частичное внедрение выборных должностей от всех сословий, а также выстраивание иерархичной системы судебных инстанций, высшим органом которой являлся Сенат. На деле, дворяне занимали все ключевые посты и постоянно вмешивались в ход рассмотрения дел, а разросшийся бюрократический аппарат вызвал рост коррупции. Частично, продолжением судебных преобразований стала реформа полицейских органов.


ПОЛИЦЕЙСКАЯ РЕФОРМА

8 апреля 1782 года Екатерина II подписала «Устав благочиния, или полицейский», продолжая преобразование полицейских органов, начатое во время губернской реформы. Согласно этому документу, были созданы Управы Благочиния, выстроена система полицейских должностей с определенными функциями, а сами города поделены на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов). Произошло закладывание основ полицейского права и укрепление вертикали власти на уровне города. Полиции были поручена часть хозяйственных вопросов.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

21 апреля 1785 года была издана «Жалованная грамота городам Российской Империи» — документ, определивший правовое положение жителей городов и разделивший их на шесть разрядов. От каждого из разрядов избирался член «шестигласной» городской думы, которая не имела серьезной самостоятельности и занималась обеспечением продовольственных поставок и мелкой хозяйственной деятельностью. Это был уместный шаг на пути к городскому самоуправлению, тем более что численность городов начала расти.

Экономические преобразования

Внутренняя экономика

Государство страдало от типичных проблем устаревшего феодального строя — монополии на добычу и переработку ресурсов, низкоэффективный крепостной труд и отсталость технологий производства. Следует отметить, что внешняя либерализация экономического курса государства, сопровождалась ужесточением внутренней политики по отношению к наиболее притесненному и многочисленному сословию — крестьянству.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

8 марта 1764 года , императрица решила положить конец независимости церкви, и объявила об изъятии у монастырей большей части земель и монастырских крестьян в пользу государства. Таким образом более 9 млн. га земли и около 1 млн. человек мужского пола ранее «кормивших» духовенство были переведены в подчинение специальной Коллегии экономии. Более половины из существующих 954 монастырей было упразднено, а средства, собираемые с крестьян ранее принадлежащих церкви, государство выдавало на содержание четко определенных церковных штатов. Остальное — поступало в казну.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

Пытаясь сдержать инфляцию, Екатерина II в 1763 году запретила обмен медных монет на серебряные. Начавшиеся войны с Речью Посполитой и Турцией требовали денежных средств, а неудобные для транспортировки и счета медные деньги серьезно тормозили как внутренний, так и внешний рынок. Для решения этой проблемы в 1768-69 годах были созданы специальные ассигнационные банки и начат выпуск ассигнаций, который на первых порах оказал благоприятное воздействие, но злоупотребление государства привело к существенному обесцениванию бумажной валюты.

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

17 марта 1775 года был издан манифест о свободе предпринимательства, который отменил более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.). Также любому гражданину было разрешено открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов. От подушной подати освободили купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

11 ноября 1765 года Екатерина II одобрила деятельность уже существовавшего де-факто Вольного Экономического Общества. Целями его создания были сбор и аналитика статистических данных касающихся экономики и сельского хозяйства, а также продвижение передовых технических решений для повсеместного использования в аграрных и промышленных отраслях. Однако, каких-либо существенных успехов за время правления Екатерины II общество не достигло.

Внешнеэкономические отношения

Екатерина II старалась перейти от протекционизма, установившегося со времен Петра I, к более либеральной организации экономики — происходило увеличение экспорта (вывоза из страны и продажи другим государствам) ресурсов и полуфабрикатов (пенька, парусное полотно, чугун и железо, лес, щетина, а также хлеб). Объём экспорта страны возрос с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 млн руб. в 1790 г., при этом ввозились в страну преимущественно высокотехнологичные товары. С 1340 до 2430 увеличилось число иностранных торговых судов, ежегодно входивших в российские порты.

Был отменен ряд внешнеторговых монополий и запрет на экспорт зерна. Таможенные тарифы последовательно снижались в 1766 г и 1782 г. В 1782 также была создана Таможенная пограничная Цепь для борьбы с массовой контрабандой через западные границы. После казни короля в революционной Франции, Екатерина II попыталась включить в борьбу с революцией и экономические рычаги влияния — был запрещён ввоз товаров французского производства.

Российская Империя оставалась преимущественно ресурсоэкспортной державой – больше всего продавалось древесины, была организована реализация зерна (запрещенная при императрицы Елизавете). Из продуктов с добавленной стоимостью можно было назвать лишь парусину и чугун (железо грубой обработки). Развитие технологий производства тормозилось ориентацией экономики на рабский труд крепостных. По окончанию царствования Екатерины II, бумажные деньги обесценились на треть, долгов у государства накопилось на 200 с лишним миллионов, а доходы не покрывали расходы.

Расцвет фаворитизма

Отдельным пунктом стоит упомянуть широко развернувшийся при Екатерине II фаворитизм. При всей красивости и выспренности заявлений императрицы о равенстве людей перед законом и главенстве истины над невежеством и мздоимством, она сама раздарила несколько миллионов государственных крестьян своим любовниками и фаворитам , не считая многочисленных денежных вознаграждений и драгоценностей. Некоторыми историками факт разложения дворянства во время Екатерины Великой причисляется к основным причинам потрясений ожидающих Российскую Империю в последующих веках.

Итоги и результаты внутренней политики

  • Закрепощение крестьянства и предоставление дворянству новых привелегий
  • Расцвет фаворитизма, увеличение численности чиновников и полиции, взяточничество
  • Развитие образования , науки и здравоохранения
  • Рост производства и экспорта парусины, чугуна, зерна
  • Основание более 140 городов, освоение Крыма и северно-черноморского побережья

Екатерина II Алексеевна правила с 1762 по 1796 год. Она старалась продолжать курс, который взял Петр I. Но при этом хотела также следовать условиям Нового времени. За время ее правления было проведено несколько глубоких административных реформ и значительно расширилась территория империи. Императрица обладала умом и способностями крупного государственного деятеля.

Цель правления Екатерины II

Законодательное оформление прав отдельных сословий - цели, которые ставила перед собой Екатерина 2. Политика просвещенного абсолютизма, кратко говоря, - общественная система, когда монарх осознает, что он попечитель империи, в то время как сословия осознают добровольно свою ответственность перед правящим монархом. Екатерина Великая хотела, чтобы союз между монархом и обществом был достигнут не за счет принуждения, а за счет добровольного осознания своих прав и обязанностей. В это время поощрялось развитие образования, торгово-промышленной деятельности, науки. Также в этот период зародилась журналистика. Французские просветители - Дидро, Вольтер - были теми, чьими трудами руководствовалась Екатерина 2. Политика просвещенного абсолютизма кратко представлена далее.

Что такое "просвещенный абсолютизм"?

Политику просвещенного абсолютизма принимали ряд европейских государств (Пруссия, Швеция, Португалия, Австрия, Дания, Испания и т. д.). Суть политики просвещенного абсолютизма - попытка монарха осторожно изменить свое государство в соответствии с изменившимися условиями жизни. Это было необходимо для того, чтобы не было революции.

Идеологической основой просвещенного абсолютизма были две вещи:

  1. Философия Просвещения.
  2. Христианское вероучение.

При такой проводимой политике должно было снижаться вмешательство государства в экономику, обновление и законодательное оформление сословия. Также церковь должна была подчиняться государству, цензура временно ослабевалась, книгоиздательство и образование поощрялось.

Реформа Сената

Одной из первых реформ Екатерины II была реформа Сената. Указ от 15 декабря 1763 года изменил полномочия и структуру Сената. Теперь он был лишен законодательных полномочий. Теперь он выполнял только функцию контроля и оставался высшим судебным органом.

Структурные изменения разделили Сенат на 6 департаментов. Каждый из них имел строго определенную компетенцию. Таким образом повышалась эффективность работы его, как центрального органа власти. Но при стал орудием в руказ власти. Он должен был слушаться императрицу.

Уложенная комиссия

В 1767 году Екатерина Великая созвала Уложенную комиссию. Ее целью являлась демонстрация единства монарха и подданных. Для того чтобы сформировать комиссию, были проведены выборы из сословий, к ним не относились В итоге в комиссии было 572 депутата: дворянство, государственные учреждения, крестьяне и казачество. В задачи комиссии входило составление свода законов, а также было заменено Соборное Уложение 1649 года. Кроме того, следовало разработать меры для крепостных крестьян по облегчению их жизни. Но это привело к расколу комиссии. Каждая группа депутатов отстаивала свои интересы. Споры продолжались так долго, что Екатерина Великая всерьез задумалась о том, чтобы прекратить работу созванных депутатов. Комиссия проработала полтора года и была распущена в начале русско-турецкой войны.

Жалованная грамота

В середине 70-х и начале 90-х годов Екатерина Вторая проводила крупные реформы. Причиной этих реформ стало Пугачевское восстание. Поэтому возникла необходимость укрепления монархической власти. Усиливалась власть местной администрации, увеличивалось количество губерний, Запорожскую Сечь упразднили, стало распространяться на Украину, власть помещика над крестьянами усилилась. Губернию возглавлял губернатор, который был ответственным за все. Генерал-губернаторства объединяли несколько губерний.

Жалованная грамота городам с 1775 года расширила их права на самоуправление. Также она освободила купцов от рекрутской повинности и Предпринимательство стало развиваться. Городничий управлял городами, а капитан-исправник, избираемый дворянским собранием, управлял уездами.

Каждое сословие теперь имело свое особое судебное учреждение. Центральные органы власти перенесли центр тяжести на местные учреждения. Проблемы и вопросы стали решаться значительно быстрее.

В 1785 году Жалованная грамота стала подтверждением дворянской вольницы, которую ввел Петр III. Дворяне теперь освобождались от телесных наказаний и конфискации имущества. Кроме того, они могли создавать органы самоуправления.

Другие реформы

Ряд других реформы был выполнен, когда проводилась политика просвещенного абсолютизма. Таблица демонстрирует другие не менее важные реформы императрицы.

Реформы Екатерины II
Год Реформа Итог
1764 Секуляризация церковных владений Церковное имущество стало государственной собственностью.
1764 Ликвидировано гетманство и элементы автономии на Украине
1785 Городская реформа
1782 Полицейская реформа Вводился "Устав благочиния, или полицейского". Население стало находиться под полицейским и церковно-нравственным контролем.
1769 Финансовая реформа вводятся ассигнации - бумажные деньги. Были открыты Дворянский и Купеческий банки.
1786 Образовательная реформа Появилась система образовательных учреждений.
1775 Введение свободы предпринимательства

Новый курс не прижился

Политика просуществовала недолго. После революции во Франции в 1789 году императрица решила поменять политический курс. Стала усиливаться цензура над книгами и газетами.

Екатерина Вторая превратила Российскую империю в авторитетную, мощную мировую державу. Дворянство стало привилегированным сословием, расширились права дворян в самоуправлении. Создавались благоприятные условия для того, чтобы страна продолжала экономически развиваться. Все это успела сделать Екатерина 2. Политика просвещенного абсолютизма, кратко говоря, в России сохранила и укрепила абсолютную монархию, а также крепостничество. Основные идеи Дидро и Вольтера так и не прижились: формы управления не были упразднены, а люди не стали равными. Скорее, наоборот, разница между сословиями только усиливалась. В стране процветала коррупция. Население не стеснялось давать крупные взятки. К чему привела политика, которую проводила Екатерина 2, политика просвещенного абсолютизма? Кратко можно это охарактеризовать так: целиком рухнула финансовая система и, как следствие, тяжелый экономический кризис.

Ряд историков XIX - начала XX в. оценивали правление Екатерины II как одно из самых замечательных в русской истории, ставшее продолжением реформаторского курса Петра I. Годы ее царствования называют "веком Екатерины", несмотря на то, что правила она всего 34 ода, а ее сподвижников - "стаей славных екатерининских орлов".

Особенностью начала царствования Екатерины II явилось то, что, совершенно не имея прав на российский престол, будучи иностранкой, она сумела склонить на свою сторону гвардейские полки и отстранить от власти законного императора Петра III. Новая императрица понимала, что каждый гвардеец считал захват трона своей личной заслугой и поэтому имел право требовать от нее проведения той политики, которая соответствовала интересам дворян - ведь из их представителей и формировались гвардейские полки.

В целом политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма" . Во второй половине XIX в. во многих государствах Европы стала популярной идея французских просветителей о "союзе государей и философов". В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали Карл III Испанский, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский, император Иосиф II Австрийский, русская императрица Екатерина II. По мнению Фридриха II, "нет ничего лучше, чем самодержавная власть в руках справедливых, гуманных и добродетельных королей; нет ничего хуже, чем власть заурядных королей". Политика "просвещенного абсолютизма" выражалась в проведении реформ в духеПросвещения , возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Однако Великая французская буржуазная революция (1789 - 1799) заставила европейских правителей немедленно отказаться от идей "просвещенного абсолютизма". В понимании сути и целей политики "просвещенного абсолютизма" существует некая неопределенность, нет точного значения данного термина, при этом общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина, являвшегося основным носителем идей европейского просвещения, типологически было сходно с сознанием его современника - европейца. Это было время всеобщей увлеченности идеями Просвещения, поскольку их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Особой популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций.

Эпохе "просвещенного абсолютизма" была присуща определенная идеология, для которой характерны следующие черты:

    идея равенства всех людей;

    государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

    государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

    все реформы, основанные на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: "все для народа, и ничего - посредством народа";

    просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

    признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина, которая не только читала произведения французских просветителей, но и переписывалась с Вольтером и Дидро. В письмах к ним императрица не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего правителя русская императрица подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. Без сомнения, она предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это позволило историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику "просвещенного абсолютизма". Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом, внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти, внушить русскому обществу мысль о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.

Большая часть отечественных историков, рассматривающих "просвещенный абсолютизм" как надстройку феодального общества в период, когда товарно-денежные отношения становятся важным фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение противоречий между крестьянством и дворянством заставили Екатерину II встать на путь "просвещенного абсолютизма", который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства. В любом случае стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, рационально организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования созидательного характера, коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

В политической программе царствования Екатерины II выделяются три направления, в которых она видела сочетание "идей века" с "фактом места": патриотическая внешняя политика, приведшая к укреплению авторитета России на международной арене и значительному расширению ее территории, либерализация методов управления государством в соответствии с передовыми идеями той эпохи, административная реформа с привлечением дворянства к управлению на местах.

Свое царствование Екатерина II начала с поездок по стране для встречи с народом, который желала видеть вблизи, а не из дворца или кареты. Впечатления, полученные от этих поездок, отразились и на реформах, и в "Наказе", содержащем правовое обоснование политики "просвещенного абсолютизма".

"Наказ", над составлением которого Екатерина II трудилась в течение двух лет (1765 - 1767), представлял собой обширное философско-юридическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. В нем имелись статьи о хранилище законов (Сенате), о равенстве и свободе граждан (за исключением крепостных крестьян), о согласовании наказания с преступлением (уголовное право и судопроизводство), о крепостном праве (размножение народа в государстве), о ремеслах (рукоделии) и торговле, о воспитании, о дворянстве, о среднем слое людей и т.д. На основе этого документа Уложенная комиссия должна была разработать новый законодательный кодекс. "Наказ" состоял из 20 глав (потом появились еще две главы) и 655 статей. Этот труд носил компилятивный характер и опирался на произведения Ш. Монтескье "О духе законов" и Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях".

    Россия есть европейская держава, поэтому последние и лучшие плоды европейской мысли должны найти здесь свое применение и воплощение;

    главное орудие преобразований - власть, государство;

    права (вольности) гражданина ограничиваются только законом и ничем более;

    главная задача - расширение класса собственников;

    законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.

В духе "Наказа" проходило и его обсуждение на заседаниях специальной Уложенной комиссии для кодификации законов (30 июня 1767 - 17 декабря 1778). Фактически это был представительный орган, в работе которого принимали участие все сословия, кроме крепостных крестьян. Были избраны 564 депутата, которые привезли с собой 1,5 тыс. наказов, отражавших основные требования сословий. "Наказ" Екатерины II требовал от Комиссии свода законов либерального характера, а наказы с мест в большинстве своем были направлены на укрепление крепостничества, корпоративности и т.д.

В ходе работы Комиссии был поднят вопрос и о крепостном праве. Некоторые депутаты высказались за законодательную регламентацию отношений между помещиками и крестьянами, за предоставление последним возможности свободно распоряжаться движимым имуществом. Эти предложения встретили активное противодействие сторонников сохранения существующих крепостнических порядков.

В целом деятельность Уложенной Комиссии продемонстрировала наличие острых межсословных противоречий в русском обществе. Так, дворянские и городские депутаты по большинству обсуждавшихся вопросов занимали противоположные позиции. Впрочем, представители дворянства также не являли некую единую, сплоченную группу. Серьезные противоречия существовали между родовитыми и выслужившимися дворянами, между дворянством центральных и окраинных губерний.

Созывая представителей различных социальных групп для упорядочения российского законодательства, императрица надеялась найти в соответствующих общественных слоях силу, способную помочь ей реализовать идеи "Наказа" и, конечно, создать о себе и в стране, и в Европе впечатление как о просвещенной государыне, готовой в максимальной мере считаться с интересами подданных. Последняя цель была достигнута и, кроме того, Екатерина II, действительно, получила возможность лучше узнать нужды различных категорий населения. Однако подготовить новое Уложение Комиссия так и не смогла. В связи с начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войной Екатерина II "временно" приостановила работу Комиссии. Впрочем, и после этого некоторые из частных комиссий, выделившихся из общей, продолжали функционировать.

Хотя попытка Екатерины II облагодетельствовать подданных новым "Уложением" кончилась неудачей, однако ее царствование все же ознаменовалось появлением уже в 1785 г. двух правительственных актов, призванных играть в известном отношении роль "фундаментальных" законов Российской империи - "Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства" (Жалованная грамота дворянству) и "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" (Жалованная грамота городам). Оба этих закона юридически оформили организацию русского общества на сословных принципах. Реализуя политическую доктрину "Наказа", жалованные грамоты вместе с тем отвечали заявленным дворянством и горожанами во время работы Уложенной Комиссии пожеланиям о закреплении за ними различных льгот и привилегий.

Жалованная грамота дворянству завершила процесс его превращения в первое, доминирующее сословие Российской империи. Грамота подтверждала освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, незыблемость прав дворян на наследственные и приобретаемые имения (причем первые из них вообще не могли быть конфискованы) и т.п. Дворянин отныне лишался дворянского достоинства только по решению суда, состоявшего из дворян. Грамота завершила начавшийся еще ранее процесс формирования на местах дворянских корпораций - губернских и уездных дворянских обществ. Их органами являлись соответствующие дворянские собрания. Губернские дворянские собрания могли обращаться с представлениями о своих нуждах к местной администрации и даже к верховной власти. Защищать интересы дворян должны были избиравшиеся собраниями губернские и уездные предводители дворянства. Закрепив сословные привилегии дворянства (освобожденного при этом почти от всех обязанностей), Жалованная грамота окончательно противопоставила его прочим категориям населения, усилила разрыв между "благородными" и "неблагородными".

В Жалованной грамоте городам речь шла о личных и сословных привилегиях городского населения, о деятельности органов городского самоуправления и т.п. "Городовые обыватели" в соответствии с Грамотой образовывали "градское общество" и делились на шесть разрядов - сословных групп, отличавшихся друг от друга правами и обязанностями. Привилегированное положение занимало купечество, представители которого в зависимости от величины капитала расписывались по трем гильдиям. Гильдейское купечество освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности. Ремесленники объединялись в цехи, подобные цехам средневековой Европы, с характерной для них детальной регламентацией производства, внутрицеховых взаимоотношений и пр. Органами городского самоуправления являлись городские думы, собиравшиеся обычно раз в три года, и постоянно действующая шестигласная дума. Председателем последней являлся городской голова, а членами - избиравшиеся городской думой представители шести категорий городского населения.

Публикуя обе упомянутые Грамоты, верховная власть как бы брала на себя обязательство считаться в своей деятельности с юридически оформленными правами соответствующих социальных групп. Самодержавие, как писал впоследствии Н.М. Карамзин, освобождалось от "примесов тиранства". Показательно в данном отношении и то, что при Екатерине II процессов политического характера было значительно меньше, нежели в предшествовавшие царствования, хотя упраздненную Петром III Тайную канцелярию сменила Тайная экспедиция Сената.

Освобождение самодержавной власти от "примесов тиранства" не изменило, однако, к лучшему положение помещичьих крестьян. Более того, именно при Екатерине II крепостнические порядки заявляли о себе в самых грубых и уродливых формах. Правда, в 1764 г. императрица провела секуляризацию церковных имуществ. В результате около 2 млн. монастырских крестьян оказалось в положении, аналогичном тому, в котором находились государственные крестьяне. Вместе с тем за годы своего царствования Екатерина II передала в собственность помещикам сотни тысяч душ свободного от крепостной зависимости сельского населения. Негативно относившаяся к крепостничеству в принципе, императрица на практике, стремясь обеспечить себе поддержку дворянства, действовала вразрез со своими убеждениями. Полную зависимость крепостных от барского произвола ярко подчеркнул Указ от 17 января 1765 г., позволивший помещикам отдавать своих крестьян в каторжные работы.

Весьма последовательно Екатерина II реализовывала на практике сформулированные ею в "Наказе" принципы экономической политики. Появившиеся в 1762-1763 гг. правительственные акты нанесли сильный удар порядкам, при которых отдельные предприниматели добивались для себя монопольного положения в тех или иных отраслях торговли и промышленности. Манифестом от 17 марта 1775 г. отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, а "всем и каждому" позволялось "заводить всякого рода станы и рукоделия производить, не требуя на то уже иного дозволения от вышняго или нижняго места (т.е. от администрации)". Промышленность росла весьма высокими темпами, причем на предприятиях все активнее использовался наемный труд. Среди вольнонаемных большинство, правда, составляли крепостные, отпущенные помещиком из деревни на заработки. К концу XVIII в. в целом завершилось формирование всероссийского товарного рынка. Сельское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер; появились так называемые капиталистые крестьяне, занимавшиеся торговлей, содержавшие промышленные предприятия и ворочавшие огромными денежными суммами. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. готовило почву для перевода народного хозяйства на капиталистические рельсы. Соответствующие процессы, однако, испытывали на себе сильнейшее тормозящее и деформирующее влияние крепостничества.

Екатерининская эпоха ознаменовалась крупными переменами в организации аппарата управления Российской империи. Важнейшей из них стала реформа областной администрации, проведенная во второй половине 1770 - начале 1780-х гг. Уже в Уложенной Комиссии депутаты от различных сословий резко осуждали произвол местных властей, их неспособность эффективно выполнять свои обязанности. Приступив к радикальной перестройке областной администрации, Екатерина II рассчитывала реализовать в ходе реформ идеи, навеянные ей знакомством с трудами философов-просветителей, с опытом функционирования английских государственных институтов. Слабость и неэффективность существовавшей системы местного управления были продемонстрированы самым убедительным образом во время восстания под руководством Емельяна Пугачева.

Правовую основу реформы заложил изданный в 1775 г. особый законодательный акт - "Учреждения для управления губернией Всероссийской империи". В соответствии с ним, прежде всего, вносились изменения в административно-территориальное деление России. Губернии уменьшились в размерах, а число их соответственно увеличивалось (с 23 до 50), что должно было способствовать усилению надзора за населением со стороны местной администрации и в целом создать более благоприятные условия для эффективной работы правительственного аппарата. Губернии делились на уезды. Промежуточная территориальная единица - провинция, таким образом, упразднялась. В каждой губернии должно было числиться от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а в уезде от 20 до 30 тыс.

Реформа 1775 г. внесла существенные изменения в саму организацию местного управления. Во главе каждой губернии должен был стоять наместник (генерал-губернатор), получивший широкие полномочия и отвечавший за свои действия только перед верховной властью. На практике наместники назначались императрицей для управления сразу несколькими губерниями; главой же собственно губернской администрации являлся губернатор, при котором функционировал специальный коллегиальный орган - губернское правление. Финансово-хозяйственными делами в масштабах губернии занималась казенная палата, руководимая вице-губернатором. Реформа 1775 г. создала в каждой губернии совершенно новое, не имевшее каких-либо аналогов в прошлом учреждение - Приказ общественного призрения. Он заведовал школами, медицинскими и благотворительными учреждениями (больницами, богадельнями, сиротскими домами и пр.), "работными" и "смирительными" домами.

Екатерина II попыталась в ходе реформы 1775 г. отделить на местах суд от администрации путем создания особой системы судебных учреждении. Судами высшей инстанции в пределах губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Ниже их стояли сословные суды - верхний земский суд (для дворян), губернский магистрат (для горожан), верхняя расправа (для государственных, экономических и дворцовых крестьян, ямщиков и однодворцев). Члены этих судов (заседатели) избирались соответствующими сословиями. Впрочем, заседатели верхних расправ комплектовались обычно из дворян. В результате реформы в губерниях создавались также совестные суды. В их задачи входило рассмотрение различных гражданских тяжб с целью примирения сторон, а также возникавших еще дел о колдовстве, в которых Екатерина II в духе века Просвещения видела лишь "глупость, обман и невежество". Наконец, совестные суды могли разбирать обращения лиц, взятых под стражу, если им в течение трех дней не предъявлялось какое-либо обвинение. Таких лиц совестной суд имел право отпускать на поруки, однако при том условии, что они не подозревались в совершении особо тяжких преступлений (оскорбление верховной власти, измена, убийство и т.п.). Призванные гарантировать неприкосновенность личности, защищать ее от произвола администрации совестные суды на практике не сыграли в этом отношении сколько-нибудь заметной роли. Соответствующие юридические нормы плохо работали в условиях самодержавно-бюрократического строя, отсутствия на внутрироссийской политической арене каких-либо крупных общественных сил, способных эффективно контролировать деятельность государственной машины.

Сельская территория уезда была подведомственна нижнему земскому суду. Его председателем являлся земский исправник (капитан-исправник), а членами - 2-3 заседателя. Все эти лица избирались на свои должности местным дворянством, однако подчинялись губернатору. "Тишину и спокойствие" в уездном городе обеспечивал городничий. В уездах создавались также выборные сословные суды - уездный суд (для дворян), городовой магистрат (для горожан), нижняя расправа (для крестьян, не принадлежавших помещикам). Губернская реформа способствовала усилению влияния "общественных элементов", т.е. главным образом дворянства, на деятельность местных судов и администрации. Дворяне выбирали из своей среды около 1/3 чиновников новых губернских учреждений и до половины всех должностных лиц в уезде. Впрочем, эти представители местного дворянского общества зависели не столько от своих избирателей, сколько от начальника губернии и были интегрированы в бюрократическую иерархию империи.

"Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" проводились в жизнь постепенно. Помимо этого акта, важное значение для организации местного управления на новых началах имел утвержденный Екатериной II в 1782 г. "Устав благочиния, или полицейский", который определил устройство полицейской службы в городах. "Устав благочиния" жестко регламентировал общественную и частную жизнь городского населения и содержал многочисленные, выдержанные в соответствии с требованиями христианской морали нравственные сентенции, призванные воспитывать подданных в духе "добронравия". Ряд важных вопросов, связанных с организацией местного управления, рассматривался, как отмечалось выше, в Жалованной грамоте дворянству и в Грамоте городам.

В целом Екатерине II удалось создать на местах сильный и разветвленный аппарат власти. Многие институты, возникшие в ходе проведенной императрицей областной реформы, просуществовали до преобразований 1860-1870-х гг. или даже до 1917 г. Эволюция высшего и центрального звена системы управления страной в Екатерининскую эпоху во многом отражала те закономерности развития российской государственности, которые достаточно отчетливо проявились еще в царствование ближайших преемников Петра I. Так, тенденция к образованию при главе государства для обсуждения наиболее важных проблем особых совещательных органов, оттеснивших на второй план Сенат, получила воплощение в деятельности Совета при высочайшем дворе. Это учреждение возникло в 1768 г. (официально в 1769 г.) в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Совет должен был заниматься рассмотрением всех дел, относящихся к ведению войны. После ее окончания Совет при высочайшем дворе вплоть до смерти Екатерины II играл роль особо близкого к императрице правительственного органа, обсуждавшего наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики. Членами Совета являлись виднейшие сановники екатерининского царствования - Г.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.А. Безбородко и др.

Текущей работой администрации и судебным аппаратом при Екатерине II продолжал руководить Сенат, почти полностью лишившийся, однако, законосовещательных функций. Реформой 1763 г. Сенат был разделен на шесть департаментов (четыре - в Петербурге, два - в Москве), каждый из которых специализировался на решении известного круга вопросов. В екатерининское царствование резко возросло влияние генерал-прокурора на работу Сената. АА. Вяземский, занимавший генерал прокурорский пост с 1764 по 1792 г., пользовался особым доверием императрицы. С упразднением же в результате губернской реформы большинства коллегий отдельные вопросы, которыми они занимались, перешли в сферу компетенции сенатских структур, подчиненных генерал-прокурору. Решая самостоятельно (под надзором императрицы) многочисленные и важные задачи, генерал-прокурор постепенно превращался в своеобразного министра внутренних дел, финансов и юстиции. В роли "министров" - полновластных исполнителей воли Екатерины II, получавших в заведование известные категории государственных дел и фактически обязанных руководствоваться только желаниями царицы, - выступали и другие сановники, облеченные "монаршим доверием". Все это (на фоне ликвидации основной массы коллегий) свидетельствовало о дальнейшем развитии в екатерининское царствование тенденции к утверждению в управлении империей принципа единоначалия, шедшего на смену введенному Петром I принципу коллегиальности.

Важной составной частью внутренней политики самодержавия при Екатерине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеалов Просвещения. Следует отметить, что еще в елизаветинское царствование был открыт Московский университет (1755). В "екатерининский" же век создается целая система образовательных и воспитательных учреждений. Так, в Москве, а затем в Санкт-Петербурге были открыты воспитательные дома. Специальная правительственная комиссия разработала программу создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных - в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было положено начало женскому образованию в России. В 1764 г. в Петербурге открылся Смольный институт. Всего к рубежу XVIII-XIX вв. в стране насчитывалось 550 различных образовательных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек. Впрочем, для основной массы населения России, несмотря на бесспорные успехи в развитии просвещения, элементарная грамотность оставалась недоступной роскошью.

В целом за время 34-летнего екатерининского правления российская государственность заметно изменилась. Разумеется, страна оставалась абсолютной монархией, и царившие в ней порядки никак не соответствовали принципам гуманности и справедливости, в верности которым клялась Екатерина II. Произвол, коррупция, фаворитизм - все эти застарелые пороки государственного строя по-прежнему громко заявляли о себе. Крепостничество, удерживавшее в близком к рабскому состоянию значительную часть населения страны, именно при Екатерине II выступало в наиболее грубых и уродливых формах. Действия императрицы зачастую разительно противоречили ее же собственным декларациям, щедро пересыпанным просветительской фразеологией. И тем не менее в облике российского абсолютизма в царствование Екатерины II явственно проступили новые черты. "Главное дело сей незабвенной монархини, - писал Н.М. Карамзин, - состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей". Обещав устами императрицы соблюдать сословные (прежде всего дворянские) привилегии и соблюдая их как в Екатерининскую эпоху, так и впоследствии (сколько-нибудь серьезные нарушения были исключениями из правил), российское самодержавие уподоблялось абсолютистским режимам Европы, где, впрочем, сословный строй к концу XVIII в. постепенно расшатывался. Однако прогрессировавшая европеизация российской государственности делала ее все более чуждой основной массе населения страны, крестьянству, чья повседневная жизнь по-прежнему регулировалась в основном волей помещика (у крепостных), традиционными институтами, в той или иной мере использовавшимися бюрократией для управления деревней. Екатерининское царствование углубило являвшийся, как отмечалось, следствием петровских реформ раскол России на два мира, две "цивилизации" - "цивилизацию" вестернизированных верхов и "цивилизацию" низов, что, по словам Карамзина, вело "ко вреду братского народного единодушия государственных состояний".

Восстание под руководством Е. Пугачева. Социальная борьба во второй половине XVIII в. во многом напоминала борьбу, что велась и прежде. Каждодневная, зачастую незаметная для наблюдателя борьба крестьян со своими угнетателями выливалась в побеги, а часто и в вооруженные конфликты. Как ручейки сливаются в большую реку, так и эти столкновения вырвались на поверхность российской действительности грандиозным социальным катаклизмом - восстанием под руководством Е. Пугачева. Именно закрепостительные тенденции политики государства и послужили основными причинами недовольства широких крестьянских масс. Зачинщики восстания - яицкие казаки - были раздражены взятым екатерининским правительством курсом на унификацию управления страной, что оборачивалось ущемлением их традиционных привилегий. Казаки стремились играть в государстве роль "первого сословия". Руководителем восстания, в котором помимо казаков и крестьян участвовали нерусские народы Урала и Поволжья, рабочие уральских заводов, стал Емельян Иванович Пугачев - уроженец станицы Зимовейской на Дону, той самой станицы, где за сто лет до него родился Степан Разин. Пугачев прожил жизнь, типичную для казака. В семнадцать лет был записан в казаки, на втором году службы женился, участвовал в Семилетней войне, в 1762 г. вернулся в Зимовейскую, где у него родился сын Трофим. Принимал Пугачев участие и в русско-турецкой войне.

Восстание началось на Яике, где в 1773 г. появился Пугачев. Отправным пунктом его движения стал расположенный на юге от Яицкого городка хутор Толкачев. Впрочем, к этому времени Пугачев провозгласил себя Петром III, государем Петром Федоровичем, спасшимся от убийц. В своем манифесте он жаловал всех присоединившихся к нему "рекою с вершин и до устья, и землей, и травами, и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом". Пугачев продолжал традицию русского "самозванства", получившего широкое распространение в XVII-XVIII вв. В основе этого явления лежал монархизм широких кругов населения России, вера в "истинного" царя, вера, выработанная несколькими столетиями развития монархического государства.

Во главе своего постоянно пополнявшегося отряда Пугачев подошел к Оренбургу и осадил его. Зачем Пугачев сковал свои силы этой осадой, почему не пошел на центр? Для того чтобы понять это, надо представлять себе, что значил Оренбург для яицкого казачества. Будучи административным центром края, местом, откуда исходили все указы и карательные экспедиции царского правительства, Оренбург был для казаков исчадием ада, своего рода символом враждебной им власти. Нужно было его взять. Село Берда под Оренбургом превращается в столицу восставшего казачества. Здесь сложился пугачевский штаб, была создана Государственная военная коллегия.

Несколько позже в селе Чесноковке под Уфой образовался еще один центр движения. Возникло и еще несколько менее значительных центров. Первый этап восстания завершается поражением Пугачева - под Татищевой крепостью, а также поражением его ближайшего сподвижника - Зарубина-Чики у Чесноковки и прекращением осады Оренбурга и Уфы. Пугачев и уцелевшие его сподвижники уходят в Башкирию.

Второй этап характерен массовым участием в восстании башкир, составлявших теперь большинство в пугачевской армии, и работных людей горных заводов Урала. При этом значительно возросли действовавшие против Пугачева правительственные силы. Это заставило Пугачева двинуться в сравнительно свободную от правительственных войск сторону, к Казани. Однако там он потерпел поражение и вынужден был в середине июля 1774 г. перейти на правый берег Волги.

Начался третий этап пугачевского восстания, которое теперь охватило те районы, где основным населением были государственные и помещичьи крестьяне. При приближении пугачевцев крестьяне жгли дворянские усадьбы, убивали помещиков и чиновников. Собственно в ряды повстанческой армии при этом вступали сравнительно немногие. Движение как бы распадалось на отдельные локальные восстания. Не случайно многие историки называют этот этап "пугачевщиной без Пугачева".

В Манифесте, изданном в июле 1774 г., Пугачев жаловал "всех находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков быть верноподданными рабами собственной нашей короне" и награждал их "древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками... владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку". Эти "милости" обеспечили Пугачеву поддержку крестьян, страдавших от притеснений помещиков и чиновников. И все же чаша весов в борьбе постепенно склонялась на сторону правительственных войск. 24 августа 1774 г. повстанцы потерпели крупное поражение, и Пугачев с двумя сотнями казаков ушел в Заволжские степи.

Между тем в окружении самозванного монарха зрел заговор, участники которого в сентябре 1774 г. схватили Пугачева и выдали его властям. В январе следующего года Пугачев был казнен в Москве на Болотной площади. Охватившее огромную территорию, потрясшее самые устои российской государственности восстание под руководством самозванного императора Петра III потерпело поражение.

Общественно-политическая мысль России в Екатерининскую эпоху. На развитие русской общественно-политической мысли в Екатерининскую эпоху сильнейшее влияние оказывали идеи философии Просвещения. Произведения Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо широко издавались в России, причем довольно значительными для того времени тиражами. С 1767 по 1777 г. было переведено и опубликовано более 400 статей "Энциклопедии", в подготовке которой участвовали почти все французские философы-просветители. Широкой популярностью у русских читателей пользовались произведения Вольтера. В последней трети XVIII в. было переведено и издано около 60 его сочинений.

Знакомство образованных слоев с учениями французских мыслителей обусловило возникновение русского просветительства, представители которого, оценивая отечественные реалии с точки зрения их соответствия "духу времени", осуждали крепостнические порядки и проявления самодержавного произвола. Вместе с тем идеи Просвещения зачастую воспринимались русским образованным обществом бездумно, по тонкому замечанию В.О. Ключевского, как "догматы политические, религиозно-нравственные, которые усваивались без размышления и еще более отрывали усвоившие их умы от окружающей действительности, не имевшей ничего общего с этими идеями".

Одним из наиболее ярких представителей русского просветительства являлся видный писатель и публицист Н.И. Новиков, развернувший с конца 1760-х гг. активную издательскую деятельность. На страницах основанных им журналов ("Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Конилен") Новиков резко критиковал крепостное право, взяточничество и произвол чиновников. Размышляя о современных ему проблемах российской действительности, Новиков проявлял большой интерес и к отечественной истории, издав в 1773- 1775 гг. "Древнюю российскую вивлиофику", которая представляла собой ценное собрание различных памятников древнерусской письменности.

С середины 1770-х гг. начинается "масонский период" в деятельности Н.И. Новикова. Собственно говоря, первое документальное свидетельство о существовании масонской ложи в России относится еще к 1731 г. Масонами были многие участники заговора, приведшего к низвержению Петра III и возведению на престол Екатерины II. В 1770- 1780-х гг. в России действовало большое количество масонских лож. Масонство импонировало многим представителям интеллектуальной элиты своим учением о религиозно-нравственном совершенствовании, о братстве людей всех сословий. К розенкрейцерам, представлявшим одну из масонских систем, и примкнул Новиков.

Екатерина II довольно долго относилась к масонам в общем терпимо. Однако Французская революция 1789 г., которую монархические и клерикальные круги считали делом масонов, подтолкнула императрицу к принятию мер, призванных пресечь их деятельность в России. Екатерина II подозревала также масонов в тайных контактах с прусским правительством (Пруссия была тогда противницей России), в стремлении привлечь "в свою секту" наследника престола Павла Петровича, конфликтовавшего с матерью. В конечном счете сам Новиков был арестован и в 1792 г. согласно приговору, вынесенному лично императрицей, осужден на пятнадцатилетнее заключение в Шлиссельбургской крепости. Некоторые масоны, причастные к этой истории, были высланы в свои поместья; другие отделались легким испугом. И все же хотя масонство формально так и не было запрещено, еще до ареста Новикова большинство лож заявило о приостановке или прекращении своей деятельности. О том, что знакомство русского образованного общества с идеями западноевропейских мыслителей может обернуться для власти весьма неприятными сюрпризами, свидетельствовала и судьба А.Н. Радищева. Выходец из дворянской семьи, Радищев учился в Лейпцигском университете, а по возвращении в Россию служил в различных государственных учреждениях. Знакомство с трудами философов-просветителей сделало его убежденным противником самодержавия и крепостничества. Помещичий произвол и деспотизм власти подверглись резкому осуждению на страницах опубликованной Радищевым в 1790 г. книги "Путешествие из Петербурга в Москву".

Произведение А.Н. Радищева возымело большой общественный резонанс. Императрица, ознакомившись с "Путешествием из Петербурга в Москву", объявила автора "бунтовщиком хуже Пугачева". Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которую, однако, заменили 10-летней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Конфликт Радищева с властью во многом являлся предтечей грядущего противостояния самодержавия и русской радикальной интеллигенции.

Реалии "екатерининского века" подвергались критике и с консервативных позиций. В этом отношении показательна публицистическая деятельность М.М. Щербатова, большинство работ которого, правда, не предназначалось для печати. Богатый ярославский помещик, Рюрикович, автор многотомной "Истории Российской с древнейших времен", М.М. Щербатов был убежденным защитником дворянских привилегий, полагая, что в этом отношении Екатериной II сделано слишком мало. Щербатову импонировала олигархическая форма правления. В своем произведении "О повреждении нравов в России" он подверг убийственной критике фаворитизм, произвол и казнокрадство, царившие при русском дворе, противопоставляя современным ему порядкам порядки Московской Руси.

Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. Екатерина II стремилась построитьзаконную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель. Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества) . Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В "Наказе" излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена. Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764 г.) , Александровский институт (1765 г.) . В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения. При Екатерине II в России получает развитие государственная сфера социального обеспечения. По губернской реформе (1775 г.) в губерниях учреждаются Приказы общественного призрения, ведавшие школами, больницами, богадельнями и др. Была открыта городская больница России - Обуховская больница в Петербурге (1779 г.) .
Манифестом 1775 г. "О свободе предпринимательства" разрешалось всем желающим заниматься промышленной деятельностью, отменялись многочисленные казенные сборы с промыслов и торговли. Купцам разрешалось платить с капитала "по совести" - 1% ежегодно. Политика "просвещенного абсолютизма" проявлялась в покровительстве свободной торговле, поощрения науки, просвещения, искусств.