Подборка игр и упражнений на тему «Зима. Речевые игры для средней группы по темам «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Посуда Дидактическая игра что бывает зимой цель

Елена Лобода
Речевые игры для средней группы по темам «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Посуда»

Тема Зима

Расширение словаря:

Зима, снег, мороз, лед, снежинка, снеговик, лыжи, санки, снежинки, сугроб

Мести, дуть, падать, кататься, скользить, сверкать, лететь,

Морозная, холодная, лютая, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий.

Назови ласково

Задачи: .

Снег – снежок

Зима – зимушка

Лед – ледок

Санки – саночки

Один - много

Снег – много снега

Снежинка – много снежинок

Снеговик – много снеговиков

Санки – много санок

Лед – много льда

Сосчитай до пяти

Один снежок, два снежка, …пять снежков

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна снежинка, две снежинки, … пять снежинок

Что делают ребята (по картинкам)

Задачи: развивать глагольный словарь

Таня лепит, дети лепят

Толя играет, дети играют

Оля катается, дети катаются

Скажи какой (какая)

Зима какая? морозная, снежная, лютая, холодная, теплая,

Снег какой? Белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий

Лед какой? Прозрачный, холодный

Бывает не бывает

Задачи: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках зимы

Лед на речке

Травка зеленеет

Листья опадают

Идет снег…

Тема Новый год

Расширение словаря:

Праздник, елка, Снегурочка, игрушка, подарок, гирлянда, маска, Дед Мороз, год, хоровод, петрушка, стихи, песня,

Веселиться, водить хороводы, встречать, получать подарки, рассказывать, наряжать, разбивать, играть, провожать, петь,

Новогодний, радостный, веселый, праздничный, старый, нарядная, разноцветный, зеленая, пушистая, елочная

Скажи ласково

Елка - елочка

Игрушка – игрушечка

Песня – песенка

Подарок – подарочек

Маска – масочка

Один - много

Задачи: закреплять умения образовывать существительные в род. п

Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

Стих – стихи – много стихов

Скажи какой

Задачи: учить подбирать слова признаки

Праздник Новый год какой?

Блестящий, веселый, яркий, интересный, шумный

Тема Зимние забавы

Расширение словаря

: каток, санки, лыжи, палки, коньки, горка, снеговик, ком, комок, снежки

Катаются, лепят, играют, бросать, кидать,

Большой, маленький, круглый, длинный, лыжные, высокая, снежная,

Скользко, холодно, быстро,

«Доскажи словечко».

Задачи: учить словообразовывать слово снег.

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)

Назови ласково (с мячом)

закреплять умения в образовании существительных уменьшительно - ласкательных форм

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снег – (снежок).

Снежинка – (снежиночка).

Елка – (елочка)

Санки – (саночки)

Горка – (горочка)

Четвертый лишний.

(по картинкам)

Задачи: учить детей логическому мышлению, объяснять свой выбор

Санки, коньки, лыжи, мяч

Снеговик, снежки, горка, карандаш

Горка, санки, коньки, песок

Скажи наоборот (по картинкам)

Большой комок – маленький комок

Быстро ехать – медленно идти

Холодный снег – горячий чай

Тема Посуда

Расширение словаря:

тарелка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, ложка, вилка, нож, донышко, стенка, ручка, крышка, посуда, завтрак, обед, ужин, полдник, кухня.

красный, желтый, зеленый, синий, шире, длиннее, большой, маленький, круглая, горячая, хрупкая, грязная, чистая…

есть, пить, варить, жарить, готовить, наливать, убирать, резать, кушать, кормить, пить, мыть, подать, принести, поставить, беречь, бьется, уронить, сушить, вытирать.

Скажи со словом много (по картинке)

Задачи: закреплять умения образовывать существительные в род. п

Кружка – на полке много кружек

Тарелка – много тарелок

Ложка – много ложек

Назови ласково (с мячом)

закреплять умения в образовании существительных уменьшительно - ласкательных форм

чашка – чашечка

ложка – ложечка

нож – ножичек

тарелка – тарелочка

блюдце – блюдечко

Четвертый лишний.

(по картинкам)

Задачи: развивать у детей логическое мышление, учить объяснять свой выбор. Закрепить обобщающее слово ПОСУДА

Скажи наоборот (по картинкам)

Задачи: познакомить со словами противоположного значения.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

«Кто больше слов действий придумает?»

Задачи: закреплять слова-действия, относящиеся к посуде.

Жарить, варить, разбить, мыть, наливать, выливать, вытирать, закрывать крышкой, готовить, приносить, ставить, пить.

Помоги бабушке Федоре

Задачи: развивать связную речь, глагольный словарь

(Посуду нужно мыть, чистить, вытирать, убирать на место, аккуратно обращаться с ней, чтобы не разбилась.)

Сосчитай посуду для гостей.

Задачи: формировать умения согласовывать числительные с существительными, выделяя голосом окончания

Одна кружкА, две кружкИ…пять кружЕК

Ольга Медвецкая
Тематическая подборка игр и упражнений в старшей группе «Зима»

Тема : Тематическая подборка игр и упражнений в старшей группе на тему «Зима»

Цели : создание условий для представления основных признаков зимы

Задачи :

Обогатить словарь по теме «Зима»;

Развивать творческое воображение, способность видеть основные признаки зимней природы;

Выражать свои впечатления в детском творчестве;

Ход занятия :

Рассматривание картин на тему зимы.

О чём рассказывают вам эти картинки? О том, что пришла зимушка – зима.

В это время года на окнах появляются причудливые узоры, которые нарисовал невидимый художник. А знаете, ребята, как его зовут? Правильно… «мороз».

Он прокрадывается в дома лишь ночью, когда все спят и начинает творить чудеса, а когда утром люди просыпаются, то они начинают радоваться изящным рисункам на окнах.

1. Народные загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Он всегда

На что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых молодит.

(Мороз)

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке -

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь - вода в руке?

(Снежинка)

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосулька)

Посмотри-ка: это кто

На морозе без пальто?

Нос оранжевый замёрз,

А ему смешно до слёз!

(Снеговик)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель,

Завывает словно зверь?

(Метель)

2. Подвижная игра:

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр (проводится разминка под музыкальное сопровождение).

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дом. (Складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают прямыми руками влево - вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

3. Дидактическая игра «Скажи: Какая? Какой? Какие?».

Зима (какая) – (холодная, суровая, снежная, метельная и др.)

Снежинки (какие) – (белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

Снег (какой) – … (холодный, мягкий, липкий, легкий и др.)

Сосульки (какие) - … (острые, прозрачные, хрупкие,опасные)

Метель (какая) - (злая, завывающая, колючая)

Ёлочка (какая) - … (нарядная, изящная, стройная, зелёная)

4. Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о зиме. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Зимой дни короткие, а ночи длинные.

Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.)

Зимой всегда жарко. (Хлопаем.)

Зимой холодно и морозно.

Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.)

Зимой очень часто идёт снег.

Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.)

Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах.

5. Игра «Кто зимой спит?»

Воспитатель называет разных животных. Если зимой животное спит (впадает в спячку, дети приседают и кладут руки под щёчку, а если не спит, продолжают стоять. Например: заяц (стоят, медведь (приседают, ёж (приседают, лиса (стоят, волк (стоят, кабан (стоят, лягушка (приседают, синица (стоят, муха (приседают).

6. Игра «Снегурочка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Мы не ели и не пили,

(Качаем головой.)

Мы Снегурочку лепили.

Мы слепили ножки –

Бегать по дорожке.

Ушки, щёчки мы слепили

И про ручки не забыли.

Золотой кокошник,

Платье до сапожек.

(Наклоняемся.)

7. Конструирование «Ёлочка»

Вот эта фигура называется «треугольник». Приложите треугольники подходящего размера к картинке и у вас получится елочка. Самый большой треугольник выложите внизу, сверху на большой треугольник выложите треугольник поменьше, а на самом верху положите треугольник самый маленький. Что у вас получилось? Ёлочка. Сколько треугольников мы взяли, чтобы сделать елочку? Три треугольника.

8. Пальчиковое рисование «Ёлочка зелёная»

Воспитатель выдаёт детям картинки Ёлочки, ребята закрашивают зелёной краской силуэт ёлочки.

Итог занятия:

Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

владеют расширенным словарным запасом;

имеют представление о природе родного края;

выставка творческих работ детей;

Публикации по теме:

Фотоотчет. Тематическая неделя в старшей группе «Кем быть» с 10 октября по 14 октября 2016 г. Воспитатель Сайтакова И. И. Цель: - знакомить.

Тематическая прогулка-событие в старшей логопедической группе «Птицы осенью. Синичкин день» План – конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе. Тематическая.

Перспективное планирование проведения упражнений и подвижных игр во второй группе раннего возраста. Зима, весна ЯНВАРЬ 1 неделя Тема:«Зимние забавы» 1. Подвижная игра:«Снежная королева» 2. Малоподвижная игра:«Метелица» 3. Подвижная игра с речевым.

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой.

Вокальная работа с детьми дошкольного возраста (подборка упражнений) 1. Дикция и артикуляция. В вокальной работе с детьми дошкольного.

Тематическая неделя «Путешествие в страну Цветов» в старшей группе. Цель: формирование знаний о многообразии мира цветов. Задачи: Обобщать знания детей о цветах, воспитывать бережное отношение к ним. Организация.

Тематическая неделя в старшей группе «Безопасный мир» с 12-16 сентября 2016 г. Цель: - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Тематическая неделя в старшей группе «Летят перелетные птицы» с 19 - по23 сентября 2016 г. Цель: - формирование обобщенных представлений.

Тематическая неделя в старшей группе «Закружился листопад» с 12-16 сентября 2016 г. Цель: закреплять знания о временах года, последовательности.

Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет

Светлана Казьмина
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы

1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» .Цель : учить подбирать определения к предмету, явлению.Игровое правило : педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.Например : Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.

2. Дидактическая игра «Какое что бывает?» .Цель : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.Игровое правило : воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает…Например : новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима , комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.

3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» .Цель Игровое правило : воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?Например : зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.

4. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» .Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными.Игровое правило : воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову…Например : снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.

5. Дидактическая игра «Что лишнее?» .Цель : закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание .Игровое парвило :воспитатель называет время года : «Зима » . Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.

6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) .Цель : развивать речь , память, мышление, быстроту реакции.Игровое правило : воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить : иней летом – (не бывает) ; снег зимой – (бывает) ; мороз летом – (не бывает) ; капель летом – (не бывает) ; лёд зимой замерзает –(бывает) ; летом дети делают кормушки птицам – (не бывает) ; зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает) ; и т. д.

7. Дидактическая игра «Придумай сам» .Цель : учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.Игровое правило :воспитатель предлагает детям опорные слова : снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку.Например : В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.

8. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : уточнить и углубить знания детей о временах года.Игровое правило : воспитатель называет время года (зима ) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.

9. Дидактическая игра «Кто больше знает слов» .Цель : найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима » .Игровое правило : воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег» .Например : снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

10. Дидактическая игра «Времена года» .Цель : развивать внимание , мышление и речь.Игровое правило : воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима , весна, лето, осень) .Дети по приметам определяют и называют время года.

11. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь , внимание, находчивость, выдержку.Игровое правило : воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.

12. Дидактическая игра «Слова – родственники» .Цель : упражнять в подборе однокоренных слов.Игровое правило : воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.

13. Дидактическая игра «Придумай предложение» .Цель : развивать связную речь , умение правильно построить распространённое предложение.Игровое правило : воспитатель называет слово (зима ) . дети придумывают предложение с заданным словом.

14. Дидактическая игра «Назови ласково» .Цель : учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда» , «Зима » .Например : шуба – (шубка) ; снег – (снежок) ; шапка – (шапочка) ; мороз – (морозец) ; горка – (горочка) и т. д.

15. Дидактическая игра «Назови одним словом» .Цель : закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» .Игровое правило : воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» , дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам .

16. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять распространённые предложения.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.Например : Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика) . На нашем участке стоит… (весёлый снеговик) .

17. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово» .Цель : учить подбирать слова к заданным.Игровое правило : воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово.Например : снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.

18. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение» .Цель : учить составлять предложения.Игровое правило : воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение.Например : пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.

19. Дидактическая игра с мячом «Один – много» .Цель : учить образовывать слова во множественном числе.Игровое правило : воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку. Ребёнок отвечает, возвращая мяч обратно.Например : Одни варежки, а много? (Много варежек) . Одно пальто, а много? (Много пальто) . Один комбинезон, а много? (Много комбинезонов) . Одни валенки, а много? (Много валенок) . Одна шуба, а много? (Много шуб) . Одни колготки, а много? (Много колготок) . Одна шапка, а много? (Много шапок) . Один пуховик, а много? (Много пуховиков) . Один шарф, а много? (Много шарфов) .

20. Дидактическая игра «Скажи наоборот» .Цель : учить образовывать антонимы.Игровое правило : воспитатель называет словосочетание, а ребёнок называет противоположное.Например : теплое утро – (холодное утро) ; холодный ветер(теплый ветер) ; пасмурный день – (ясный день) ; большой сугроб – (маленький сугроб) ; толстый лёд – (тонкий лёд) .

21. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?» .Цель : учить использовать в речи родительный падеж .Игровое правило : воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает.Например : Есть снег. А чего нет? (Нет снега) . Есть шапка. А чего нет? (Нет шапки) . Есть вьюга. А чего нет? (Нет вьюги) . Есть варежки. А чего нет? (Нет варежек) . Есть метель. А чего нет? (Нет метели) . Есть валенки. А чего нет? (Нет валенок) . Есть сугроб. А чего нет? (Нет сугроба) . Есть шуба. А чего нет? (Нет шубы) . Есть лёд. А чего нет? (Нет льда) . Есть сапоги. А чего нет? (Нет сапог) .

22. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы» .Цель : учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы) .Игровое правило : воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.

Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю) .

Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо : пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).

Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года) .

Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года) .

Изменения в жизни зверей.

Изменения в жизни птиц.

Одежда и обувь людей.

Занятия людей в это время года.

Игры детей в данное время года.

23. Дидактическая игра «Подбери много слов-действий» .Цель : учить подбирать к слова-признаки.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам.Например : солнце – (греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.) ; снежинка – (кружится, летает, тает, падает и т. д.) ; заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь – (летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.) .

24. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» .Цель : учить образовывать слова в ласковой форме.Игровое правило : воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, соответственно, называет слово в ласковой форме и бросает мяч обратно.Например : зама- (зимушка) ; снег – (снежочек) ; снежинка – (снежиночка) ; лёд- (ледок) ; ветер – (ветерок) ; шапка – (шапочка) ; шуба – (шубка) ; сапоги – (сапожки) ; валенки – (валеночки) ; свитер- (свитерочек) ; брюки – (брючки) ; варежки – (варежечки) ; шарф – (шарфик) и т. д.

25. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай» .Цель : учить подбирать определения и глаголы к существительным.Игровое правило : воспитатель произносит слово, а ребёнок (какая, какое? какие) .Например : зима (какая) – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная) и т. д. ; снег (какой) - …; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; пода (какая) - …4 день (какой) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают и т. д. ; лёд на солнце (что делает) - …; мороз (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.

26. Дидактическая игра «Сколько их?» .Цель : учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.Игровое правило : воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают.Например : одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик - …; одна сосулька - …; один сугроб - …; один снежок - …; одна горка - …одна льдинка - … и т. д.

27. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью.Например : Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) ; зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.

28. Дидактическая игра «Ко что делает?» .Цель : учить подбирать имена существительные к названным действиям.Игровое правило : воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку.Например : Девочка спит в берлоге. (Медведь) . Мама зимой по лесу бегает. (Заяц) . Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима ) . Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы) . Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок) .

29. Дидактическая игра «Лишнее слово» .Цель : способствовать развитию слухового внимания , обогащению словаря и уточнению значения слов.Игровое правило : воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.Например : шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь) ; зима , весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц) ; белка, заяц, медведь, синица, ёж. (синица – птица) ; шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (панама - носят летом) .

30. Дидактическая игра «Как?» .Цель : учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как?Игровое правило : воспитатель предлагает детям продолжить фразу.Например : Самолёт летит быстро, а воробей – (медленно) . Санки по полю едут медленно, а с горы – (быстро) . Птицы летом поют много, а зимой – (мало) . Животным летом в лесу хорошо, а зимой – (плохо) . Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом – (холодно) . Летом в лесу корма много, а зимой – (мало) .

Всем спасибо за внимание.

Картотека дидактических игр для средней группы

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

  • Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

3.Дидактическая игра «Доскажи слово

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

  1. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

  • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей .

26. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

27. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

28. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фишки.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

29. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры :

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

30. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в стихах. Назовите сначала летнюю, затем зимнюю.

31. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

32. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
слуховое внимание.

Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

  • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

33. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

34. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

35. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

36. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

37. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

  • Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )
  • Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

38. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

39. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

  • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

  • Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
  • Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

  • Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )

40. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

  • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу. Н-р: Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

41. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей (овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

42. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка (мушка, сушка, кукушка ), зайчик (мальчик, пальчик ) и т. д.

43. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры : Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет.

44. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

45. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.


Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»

Цели:

Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».

Ход занятия:

Рассматривание картины «Зима»

Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.

Чтение отрывка из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.

Дидактическая игра «Елочные игрушки»

Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.

(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).

Дыхательное упражнение «Снежная туча»

Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.

Дидактическая игра «Все засыпал снег»

Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).

Перед вами две снежные тучи.

(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).

Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.

Пальчиковое рисование «Снежинки»

Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.

Ручной труд «Снежное дерево»

Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.

Исследовательская деятельность «Снег-вода»

А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.

Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)

А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)

Раз - подбросим,
(Подбрасывают)

Два - поймаем,
(Ловят)

Три - уроним
(Роняют)

И... сломаем.
(Топают)

Ручной труд «Снежки»

Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.

Дидактическое упражнение «Положи снежок»

Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.

Лепка «На деревья, на лужок тихо падает снежок»

Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.

Эстафета «Перенеси снежок» и метание в цель

Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)

Упражнение «Сосулька»

Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.

Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»

Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.

Музыкально-ритмическое упражнение «Вот так холод»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.