Добро и зло грех раскаяние воздаяние. Трактовка зла и порока в различных этичексих системах. Любовь и этика. Обозначение добра и зла в исламе

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.В.Ломоносова»

Елизовского района Камчатского края

Конспект урока по курсу

«Основы мировых религиозных культур»

в 4 классе

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

подготовила

учитель начальных классов

Трохименко Надежда Викторовна

г.Елизово

2014г.

Тема урока:

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Цель:

Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло», представление понятий греха, раскаяния и воздаяния в религиозных культурах мира.

Задачи:

    Расширение представлений учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла.

    Выявление черт сходства и различия понятий «грех», «раскаяние» и «искупление» в разных религиозных традициях.

    Воспитание нравственных качеств личности и этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.

    Воспитывать чувства ответственности за совершаемые поступки.

    Формирование потребности совершать добрые дела

    Развитие письменной и устной речи, навыков анализа текста.

    Формирование умения рассуждать на тему с привлечением личного опыта.

    Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Основные термины и понятия:

Грех, Грехопадение, покаяние, добро, зло, традиция

Наглядность:

Картины на сюжет грехопадения Евы, высказывания русских писателей о доброте, пословицы о добре и зле, притчи, сказки.

Учебник:

«Основы мировых религиозных культур», издательство «Просвещение», Москва 2012

Словарик к уроку:

Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций)

Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить.

Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.

Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрение репродукции картины с изображением грехопадения Евы.

Ход урока.

I . Оргмомент. Формулирование темы урока.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Познакомьтесь с притчей. Объясните её смысл.

Притча об индейце и волках.

(аудиозапись)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

«В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ……

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность …..».

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Как вы это понимаете? Объясните слова старого индейца.

— Сформулируйте тему урока. О чём пойдёт речь на уроке?

— Что каждый из вас хотел бы узнать нового для себя на этом уроке?

Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (На доске)

— Какие цели мы поставим для себя на этом уроке?

(На доске)

— Все ли слова понятны для вас? Объясните понятия. Что, по вашему мнению, выражают понятия: грех, раскаяние, воздаяние.

— Сегодня в течении урока мы выясним и дадим определение этим понятиям.

    Изучение нового.

    Ассоциации.

Работа в парах.

Добро и зло – материальный или духовный мир человека? Докажите.

Д – (доброжелательность)

О – (отзывчивость)

Б – (благородство)

Р – (радость)

О – (открытость)

З – (зависть)

Л – (лживость)

О – (обман)

Используя ассоциации, дайте своё определение добра и зла.

Добро – стремление к бескорыстной помощи ближнему.

Зло – намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, страданий.

(запись определений в тетрадь)

— Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.

— Как вы думаете, а для чего нужно зло?

(- высказать обиду,

— обиженный в отместку поступает плохо,

— наказать за что-то.)

— Добро и зло всегда борются между собой.

Сегодня солнце дает земле тепло, а завтра оно же выжигает молодые посевы; речная вода сегодня несет почве жизнь, а завтра выходит из берегов, заливая селения и убивая людей.

    — Вопросы добра и зла издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему. Например, на Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно вместе с сотворением мира. Древние греки считали, что беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир, вырвавшись из ящика, который из любопытства открыла женщина по имени Пандора (Ящик Пандоры).

    — Иначе о происхождении зла в мире рассказывается в Библии.

Работа по учебнику стр. 24 второй абзац.

Грех, грехопадение.

Какой первый грех совершили люди? По какой причине их изгнали из райского сада?

Когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю Бог разрешил им есть плоды от любого дерева, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву…

Однажды он подошёл к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?» Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть». Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать её, говоря: «Нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделённым, потому что даёт знание. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему Адаму. После этого Бог сказал Адаму: « За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», — то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

Вопросы учащимся (для работы по иллюстрации): Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание, которое вкладывалось в понятии грехопадения составителями Библии? Ответ обоснуйте.

— Можно ли, совершив грех это исправить?

Учебник стр.25

Раскаяние - чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

ВОЗДАЯНИЕ то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара.

Воздаяние за труды, за помощь, за предательство.

— С тех далёких времён изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи – нехорошие поступки.

— Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

Весь мир был сотворен Богом. После сотворения мира Бог создал первых людей – мужчину и женщину. Они жили в прекрасном саду. Но в том саду было особое дерево - древо познания добра и зла. Оно означало свободу выбора — между добром и злом. Адам и его жена нарушили запрет, попробовали плоды этого дерева и с той поры в душе каждого человека присутствуют добро и зло.

Узнали? В какой книге можно эту историю прочитать?

Но эта история есть не только в главной книге христиан. Почти так же она рассказывается и в Торе. Это что за книга? (…) Только имя жены в Торе звучит на другом языке – на еврейском Ева — Хава. Упоминается эта история и в Коране.

5. Как же в этих религиях решаются вопросы добра и зла? Сегодня мы будем говорить об иудаизме, исламе, буддизме.

Работа в группах.

Учебник страница 26-27.

В представлении иудаизма , борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача иудея — бороться со злым началом в своей душе. И если невозможно достичь полной победы (это удаётся лишь праведникам), то можно хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки — величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.

Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы изменим окружающий мир.

При этом понятно, что человек может совершить и злой поступок. Можно ли это исправить? Для исправления существует раскаяние. Проси прощения у Бога и живи по заповедям Бога.

В иудаизме считается, что в завершение истории еврейским народом будет править Мессия, который принесёт ему избавление от всех бед, а всему человечеству - мир и благоденствие.

Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире по воле Бога. Он указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Добро – то, что приносит пользу окружающим. А что оно даёт тому, кто его совершает? «Если вы творите добро, то совершаете его для себя» (из Корана). Это означает, что добро всегда отзовётся добром. Добро возвратится к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли.

Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других.

«Будьте братьями, помогайте друг другу, не обижайте людей, не ссорьтесь» (из Корана)

Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям даёт человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.

Примеры из Корана: нужно всегда и со всеми быть приветливым, терпимым и не осуждать людей; плохо поступает тот, кто насмехается, издевается над другими людьми, злословит, сплетничает. «Стягиваются раны от копья, но не заживают те, которые нанёс язык».

Воздаяние: мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим он обещает вечное блаженство в раю, а неверующим - вечные муки ада.

Как же буддисты понимают добро и зло?

Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро — действия, которые уменьшают страдания.

Зло - это страдание, которым пронизана вся жизнь: муки рождения (ведь ребенок всегда плачет, когда входит в этот мир), болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть. Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста - это именно освобождение от страдания.

Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира. Тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Такое состояние непроходящего покоя и удовлетворённости в буддизме именуется «нирвана».

Для достижения нирваны нужно идти путем добра. Путь добра: забота о других, доброта, сострадание, щедрость, правильная речьвоздержание от лжи, сквернословия, грубых выражений… Слова не должны причинять вред другим. «Никому не говори слов, переданных сплетником, хотя поверишь ему. Поступишь разумно, если, не выронив из уст, удержишь те слова в душе» (из «Дхаммапады»).

Путь зла отдаляет нирвану: убийство, воровство, гнев, ложь, грубость… Одно из самых плохих деяний в буддизме — это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба. Обычно гнев возникает из чувства обиды и боли. Мы думаем, что если ответим на обиду, то испытаем облегчение. Но это совершенно не так. Отвечая злом на зло, мы испытываем ещё больше боли. Гнев обычно вызывается каким-нибудь пустяком, однако его последствия поистине ужасны. Лучшее противоядие от гнева, считают буддисты, - сострадание и доброта к тем, кто вызвал в нас гнев.

Послушайте наставление из священной книги и скажите, есть ли в буддизме воздаяние за зло: «К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра».

Можно ли избавиться от зла? Будда говорил, что причина страдания в самом человеке. Значит, она во власти человека и может быть устранена им самим. Чтобы избавиться от страданий (зла), надо избавиться от желаний.

Ответьте на вопросы:

1). Что есть спасение для христиан? (Вера в Иисуса Христа).

2). Какой путь прощения у иудеев? (Соблюдения договора с Богом).

3). Как следует жить мусульманину? (Следовать путём добра и справедливости).

В некоторых животных доброта заложена с рождения. Они по своей природе добры, хотя и не понимают, что такое доброта. Поэтому животные не задумываются, как поступить, когда их товарищи нуждаются в помощи, а сразу ее оказывают. Вы тоже с рождения получаете знания о добре и зле, но в отличие от животных у вас свободная воля. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь

6. — Ради чего, по вашему мнению, живет человек? (Человек живет ради того, чтобы люди, окружающие его, становились счастливее и добрее)

Светлана Копылова «Окно» -видеозапись.

Обсуждение

Притча о блудном сыне. Учебник стр.26

Можете ли вы привести пример из своей жизни или из жизни ваших знакомых?

— Бог поставил во главе своего творения, в качестве его венца — человека. В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которые должен выполнять человек.

    Итог урока.

— Что нового узнали о добре и зле?

— Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

— Почему важно бороться со злом?

— Достигли ли мы поставленных целей?

    Домашнее задание.

Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. Сочинение «Зачем я делаю добро?»

Заключительное слово учителя.

Зло любит жить роскошно и удобно.

Добру и в этом далеко до зла.

Но даже в смертный час добро способно

Дарить надежды и рождать дела.

Добро найдет нас в трудную минуту,

Придет, когда его уже не ждешь.

Ты сам спеши добро нести кому-то

Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.

Тест по теме (для совместной работы учащихся с родителями дома).

1. Первобытные верования – это:

а) ислам и буддизм

б) верования древних людей

в)иудаизм и христианство

2. Религия:

а) влияет на культуру

б) отрицает культуру

в) не связана с культурой

3. Грехопадение в Библии – это…

а) проступок, совершенный любопытной женщиной Пандорой

б) проступок «блудного сына», о котором Иисус рассказал своим ученикам

в) нарушение заповеди Бога первыми людьми – Адамом и Евой

4. С точки зрения буддистов, спасение заключается:

а) в освобождении от страдания

б) в очищении от грехов

в) в оправдании на Страшном суде

5. Для христиан – главное условие спасения – это:

а) вера в ангелов

б) знание Библии наизусть

в) вера в Иисуса Христа

6. В иудаизме, христианстве и исламе человек, совершивший грех:

а) зарабатывает плохую карму

б) погибнет, так как грех искупить нельзя

в) может раскаяться и искупить грех

7. Согласно учению ислама, в Судный день Аллаха:

а) всех людей ждёт наказание

б) людей ждёт воздаяние за добрые и злые дела

в) люди будут судить друг друга

8. Согласно учению Библии человек стал смертным:

а) из-за греха

б) по случайному стечению обстоятельств

в) из-за излишней суровости Бога

Список использованной литературы

1.А.Л.Беглов, Е.В.Саплина «Основы мировых религиозных культур» — М.: «Просвещение», 2012 г.

2.А.И. Шемшурина « Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов» — М.: « Лика», 2006г.

Используемые материалы и Интернет – ресурсы

1.Электронное приложение к учебнику.

2.Материалы из Википедии.

3.Видеокассета «Притчи в исполнении Светланы Копыловой. Окно».

4.Иван Дзямулич «Притчи обо всём» CD .

5. http :// festival .1 september . ru / authors /

6. http://images.yandex.ru/

Слайд 2

  1. Работа с понятиями добро, зло.
  2. О происхождении добра и зла с точки зрения разных религий.
  3. Понятие греха.
  4. Покаяние и спасение в религиях мира (христианство, иудаизм, ислам, буддизм).
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.
  7. Словарик к уроку.
  • Слайд 3

    Цели, задачи

    Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий; с новыми понятиями; проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религиях.

    • личностные
      • воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела;
        • межпредметные
      • развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
      • развивать умение высказывать свою точку зрения;
    • предметные
      • формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное;
      • познакомить учащихся с основными понятиями «греха», «раскаяния и воздаяния», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний.

    Основные понятия: добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздаяние.

    Слайд 4

    Зло как снежный ком катилось
    И все больше становилось
    Тут добро, как будто солнце
    Глянуло в своё оконце.
    И от Зла не отвернулось
    А спокойно… улыбнулось.
    Знаете, что вдруг случилось.
    Зло исчезло… Растворилось. (Е.Королёва)

    – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке?

    Слайд 5

    Вы узнаете

    • Что такое добро и зло.
    • Как появилось добро и зло с точки зрения разных религий.
    • Понятие греха.
    • Раскаяние и воздаяние в религиях мира.
  • Слайд 6

    Добро и зло

    • Зло - понятие противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
    • Добро - понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

    Разные религии по – своему отвечали на вопросы: «Что такое добро и зло?»

    Слайд 7

    О происхождении добра и зла

    • На Древнем Востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром.
    • Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора.
    Тайно она открыла ларец, и разлетелись по всей земле все те бедствия, которые когда-то были в нем заключены.
    Только одна Надежда осталась на дне ларца. Крышка снова захлопнулась, и не вылетела Надежда.
    И с тех пор пережить все то зло, все те бедствия и несчастья, выпущенные когда-то Пандорой, помогает людям лишь уцелевшая Надежда.
  • Слайд 8

    Библия о добре и зле

    Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится в библии.
    Согласно библейскому рассказу, мир, сотворённый Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны. Но самым прекрасным творением Бога был человек.

    Слайд 9

    Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Совершив первый и самый страшный грех – грех непослушания – Адам и Ева были изгнаны из рая. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек лишился бессмертия.
    Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением.

    Слайд 10

    Работа с иллюстративным материалом.

    Рассмотрите репродукции картин с изображением грехопадения Адама и Евы. (стр. 25, 26)

    Вопрос:
    Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание, которое вкладывалось в понятие грехопадения составителями Библии? Ответ обоснуйте.

    Слайд 11

    Библия о добре и зле

    Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне.
    одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушёл в далёкую страну, где жил в своё удовольствие. Но скоро деньги у него кончились. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. Он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но, когда отец этого юноши ещё издали увидел его, он выбежал к нему на встречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
    Как вы понимаете эти слова отца?

    рис. Возвращение блудного сына. Картина Рембрандта голландский художник 17 век

    Слайд 12

    • Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом «промах, погрешность, провинность»; а иудеи - словом «хэт» (непреднамеренный грех) - «промах».
    • Грехопаде́ние - общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа, которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности.
    • В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях.
    • Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.
  • Слайд 13

    Покаяние и спасение в религиях мира

    В христианстве главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия. Согласно христианскому учению, именно он, родившись на земле, восстановил связь между людьми и Богом, которая была разорвана грехопадением. Покаяние и изменение – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.

    Слайд 14

    В иудаизме спасение понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, следование его заповедям. При этом раскаяние – важнейшее средство для исправления совершённого греха как отдельного человека, так и всего народа.

    Слайд 15

    Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире не в силу чьих-то ошибок, а по воле Бога. Он ясно указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.
    «Если вы творите добро, то совершаете его для себя», - написано в Коране.

  • Что для себя важное вы вынесете из сегодняшнего урока.
  • Обсудите дома с родителями понятия добра и зла. Расскажите им притчи и рассказы из Библии, которые вы услышали на уроке.
  • Слайд 19

    Домашнее задание по выбору

    1. Написать сочинение на тему «Добро и зло в народных сказках».
    2. Подобрать пословицы о добре и зле.
  • Слайд 20

    Словарик к уроку

    • Воздаяние - то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара.
    • Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций)
    • Грехопадение - первое нарушение заповеди.
    • Добро - нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
    • Делать добро - совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно.
    • Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить.
    • Покаяние –-признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.
  • Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Омрк 9 -10 урок

    Сотворение человека. Русская икона 16 век.

    Согласно библейскому рассказу мир, сотворенный Богом был прекрасен. Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были совершенны, но самым совершенным и прекрасным творением Бога был человек.

    Первых людей звали Адам и Ева. Они были безгрешны и жили в раю. И могли бы остаться там навсегда. Но враг Божий, сатана, из зависти подучил Еву и Адама нарушить Божью заповедь.

    По наущению дьявола Адам и Ева тайком вкусили запретного плода. Непослушание человека Богу – это зло, грех. А первое нарушение заповеди стали называть грехопадением.

    Совершив первый и самый страшный грех – грех непослушания – Адам и Ева были изгнаны из рая. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек лишился бессмертия.

    Покаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом. Эти представления о проникновении зла в мир являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

    Иисус Христос и пророк Мухаммад учили своих последователей быть милосердными к окружающим и строгими в отношении себя. Прочтите фрагмент из Евангелия от Матфея и одного из хадисов. Иисус Христос учил своих учеников проявлять милосердие к грешникам: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Евангелие от Матфея, 7 глава, стихи 1 - 2 .) В одном из хадисов (преданий о пророке Мухаммаде) читаем: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям». (Цит. по: Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 2. - М.: Аванта +, 2005. С. 459.)

    Покаяние и спасение в религиях мира. В иудаизме спасение понимается как последовательное исполнение предписаний Бога, следование его заповедям. Эти заповеди Бог даровал человечеству во время заключения завета (договора) на горе Синай

    В христианстве главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия, и раскаяние. Покаяние и изменение – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха.

    В исламе спасение достигается через исполнение заповедей, переданных Аллахом через Мухаммада. Мусульмане верят, что Аллах не только справедливо воздаёт людям за их поступки, наказывая грешников и награждая праведников, но и проявляет милосердие к раскаявшимся в своих грехах людям. Об этом говорит предание о пророке Мухаммаде: Посланник Бога сказал: «Аллах Всемогущий сказал: "О сын Адама, до тех пор, пока ты будешь взывать ко Мне и просить у Меня, Я буду прощать тебе то, что ты сделал, и не буду тревожиться. О сын Адама, даже если твои грехи достигнут облаков на небе и ты попросишь прощения у Меня, Я прощу тебя. О сын Адама, если ты придёшь ко Мне с грехами, равными земной тверди, и предстанешь предо Мной… Я дам тебе прощение …"».

    В священном буддийском тексте « Дхаммапада » собраны высказывания Будды Шакьямуни. Вот что он говорил о добре и зле: «Если даже человек сделал зло, пусть он не делает его снова и снова, пусть не строит на нём свои намерения. Накопление зла - горестно. Если даже человек сделал добро, пусть он делает его снова и снова, пусть строит на нём свои намерения. Накопление добра - радостно». (« Дхаммапада ». Перевод В.Н. Топорова.)

    В буддизме нет представления о Боге и грехе. Зло для буддистов – это страдание, которое сопровождает человека всю жизнь. Чтобы освободиться от страдания, нужно отказаться от суетного мира и желаний. Только так можно достичь состояния непреходящего покоя и умиротворения – нирваны.

    Проверь себя Грехопадение в Библии – это Проступок, совершенный любопытной женщиной по имени Пандора Проступок блудного сына, о котором рассказал Иисус своим ученикам Нарушение заповеди Бога первыми людьми- Адамом и Евой

    С точки зрения буддистов, спасение заключается: В освобождении от страданий В очищении от грехов В оправдании на страшном суде

    Для христиан главное условие спасения – Знание Библии наизусть Вера в ангелов Вера в Иисуса Христа

    В иудаизме, христианстве и исламе человек, совершивший грех, - Может раскаяться и искупить грех Погибнет, так как грех искупить нельзя Заработает плохую карму

    Выберите правильный ответ Евангельская притча о блудном сыне учит, что: Бог не прощает грешника Грех остаётся безнаказанным Раскаяние восстанавливает связь человека с богом

    Иисус Христос, согласно христианскому учению Спаситель Один из пророков апостол

    Согласно учению ислама, в судный день Аллаха Всех людей ждёт наказание Люди будут судить друг друга Людей ждет воздаяние за добрые и злые дела

    Согласно Библии человек стал смертным: По случайному стечению обстоятельств Из-за излишней суровости Бога Из-за греха


    Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Приготовила учитель начальных классов филиал с. Косяковка МОБУ СОШ с.Большой Куганак Астафьева Валентина Евстафевна

    • Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
    • Развитие основ творческого и аналитического мышления учащихся;
    • Развитие умения давать определения основным понятиям;
    • Создание условий для формирования умения общаться с аудиторией, доносить до нее свою информацию;
    • Развитие представлений младшего подростка о важнейших понятиях этики и религиоведения;
    • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • Воспитание гражданственности, уважения к предмету.

    Цели урока:

    Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

    Библия о происхождении

    добра и зла. Адам и Ева.

    Добро и зло!!! В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” Распределить в 2 группы: добро и зло. Мужество, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, гнев, честность, тактичность, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, спокойствие, агрессивность.

    Помощники добра и зла

    • ДОБРО ЗЛО
    • мужество хвастливость скромность жестокость милосердие трусость совесть зависть честность жадность справедливость гнев тактичность болтливость выдержка хитрость спокойствие бестактность лживость малодушие эгоизм агрессивность
    • Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.
    • Раскаяние – это сожаление о совершённом поступке, будь то грех, запрещённый всеми Святыми Писаниями, или доброе дело.
    • Воздаяние - понятие, обозначающее в религиозных концепциях награду за угодное Божеству поведение и, соответственно, наказание за неугодное.

    Грех, раскаяние и воздаяние.

    Притча о блудном сыне

    Мусульмане также рассуждают о добре и зле (О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране.

    Добро и зло в исламе

    Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: - Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

    Притча о добре. Помни добро и забывай зло

    Добро и зло в буддизме.

    Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая

    Притча Джатака об одиноком слоне

    • Когда добро и мир несем мы людям,
    • То и в земле спокойно спать мы будем.
    • Ты здесь о жизни будущей своей
    • Заботься, не надейся на друзей.
    • Все, что имеешь, миру открывай
    • И в землю, словно клад, не зарывай.
    • Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
    • Твори добро, чтоб после не нуждаться.
    • Иди, давай бальзам больным сердцам,
    • Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.

    Поэт Саади

    1. Написать сочинение на тему «Добро и зло в русских народных сказках». 2. Подобрать пословицы о добре и зле.