Дидактические игры. Дидактическая игра «Подбери признак Где ты живешь

Зима какая? (Холодная)

Шапка какая?

Солнышко какое?

Дуб какой? И др.

Сегодня мы научимся правильно подбирать слова-признаки и внимательно следить за окончаниями слов.

II. Основная часть.

Игра «Волшебные стеклышки».

Перед каждым ребенком лежат разноцветные «стеклышки» (вырезанные из бумаги квадратики, ромбики, кружочки и др.).

Л о г о п е д. Посмотрите, что лежит перед вами. Это волшебное стеклышко. У каждого оно своего цвета. Давайте посмотрим сквозь них и назовем, какие предметы этого цвета мы можем увидеть. Уменя синее стекло. Я вижу синее небо, синий платочек, синюю юбку.

Дети называют предметы.

Игра «Про что яговорю?»

Логопед вывешивает на доску три картинки - желтый платок, желтое кресло, желтая машина.

Л о г о п е д. Про что мы скажем желтАЯ? желтЫЙ? желтОЕ?

Аналогичная работа про водится с картинками: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко.

3. Игра смячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы - много. Например: Красная ручка - красные ручки.

Холодная ночь –

Большая подушка –

Деревянный стол –

Простой карандаш –

4. Физкультминутка .

Игра с мячом «Что может быть?».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть слово-признак, а вы должны подобрать слово-предмет. Внимательно следите за окончаниями слов, которые я говорю.

Большой - мяч. Высокий -



Большая - подушка. Высокое -

Желтое - Красивый -

Желтый - Красивая -

Кислая - Красивое -

Кислый - и др.

Игра «Исправь ошибку».

Л о г о п е д. Послушайте и скажите, нет ли ошибок в предложениях?

Коля ест вкусный грушу.

Дети увидели большая дом.

У малыша удобная коляска.

На улице светит ласковая солнышко.

По телевизору показывают интересное передача.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Деревья. Кустарники»

Цели:

1. Уточнение представления о деревьях и кустарниках.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.

4. Закрепление навыка подбора прилагательных-антонимов.

5. Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).

6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного
восприятия, быстроты реакции.

Оборудование: картинки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, кустарников, разноцветные листочки (клен, рябина, дуб, осина, каштан), мяч, разрезные картинки деревьев.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

Опавшей листвы

Разговор еле слышен:

Мы с кленов ….

Мы с яблонь...

Мыс вишен...

С осинки...

С черемухи...

С березы...

Везде листопад:

На пороге морозы!

(Ю. Капотов)

Л о г о п е д. Про какое время года идет речь в стихотворении? Почему вы так думаете?

Названия каких деревьев вы слышали в стихотворении?

Сегодня мы поговорим с вами о деревьях и кустарниках.

II.Основная часть.

Беседа о деревьях и кустарниках (логопед и дети стоят у доски).

На доске картинки с изображениями березы, клена.

Л о г о п е д. Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева).

Какие деревья мы называем хвойными? Назовите три хвойных дерева.

Какие деревья мы называем лиственными? Назовите пять лиственных деревьев.

Назовите три кустарника.

Где растут кустарники и деревья?

Логопед выставляет на доску картинку с изображением дерева.

Л о г о п е д. Давайте назовем части дерева. Каждый ребенок по очереди берет указку, показывает и называет какую-то часть дерева.

Игра «Сосчитай-ка»

Логопед выставляет на доску изображения деревьев: елка, клен,дуб,сосна, береза.

Л о г о п е д. Посчитайте, сколько и каких деревьев в нашем парке!

Дети считают: один клен, два клена, три клена...

Игра «Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый.

Дерево высокое, а кустарник...

Один кустарник большой, а другой...

у ели ветки толстые, а у осины...

Бывают корни длинные, а бывают...

Физкультминутка.

Игра «Осенние листочки»

Логопед назначает ведущих. Дети - ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л о г о п е д. Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня - с клена, Алена и Костя - в дуба и т.д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Проводится игра.

Л о г о п е д. Назовите, какие листочки вы собирали («мы собирали кленовые листочки» ...)

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

Картотека дидактических игр

Тема: Животные

Дидактическая игра «У кого – кто»

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

У коровы – теленок, телята

У лошади — жеребенок, жеребята

У овцы – ягненок, ягнята

У тигра – тигренок, тигрята

У лисы – лисенок, лисята

У козы – козленок, козлята

У медведя – медвежонок, медвежата

У волка – волчонок, волчата

У зайца – зайчонок, зайчата

У ежа – ежонок, ежата

У льва — львенок, львята

У лягушки – лягушонок, лягушата

Корова – мычит (му-у)

Собака – лает (гав-гав)

Свинья – хрюкает (хрю-хрю)

Лошадь – ржет (иго-го)

Овца – блеет (бе-е)

Кошка – мяукает (мяу)

Лягушка – квакает

Курица – кудахчет

Утка — крякает

Жук – жужжит

Волк – воет

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Тигр — рычит

Петух – кукарекает

Кукушка — кукует

Дидактическая игра «Назови ласково»

кошка – кошечка цветок – цветочек

собака – собачка звонок — звоночек

лошадь – лошадка листок- листочек

овца – овечка корабль — кораблик

коза – козочка самолет — самолетик

стул – стульчик звезда — звездочка

стол – столик сын — сыночек

кровать- кроватка мама — мамочка

окно- окошко папа — папочка

дом –домик дочь — доченька

платье- платьице ветер — ветерок

рубашка – рубашечка дождь — дождик

носки – носочки снег — снежок

платок – платочек солнце — солнышко

Дидактическая игра «Чей хвост»

Корова — коровий

Заяц – заячий

Овца-овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка –кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Еж – ежиный

Белка –беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Ворона – вороний

Собака –собачий

Дидактическая игра «КОМУ ЧТО ДАДИМ»

Мясо – волку

Малину – медведю

Морковку — …зайцу

Яблоко — …ежу Орехи — …белке Сено — …коню

Косточку — …собаке

Молоко — …кошке

Зерно — …петуху, курице

Дидактическая игра «Назови семью»

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Слон – слониха – слоненок;

Конь – лошадь – жеребенок

Петух – курица — цыпленок

Кабан – свинья – поросенок

Дидактическая игра « КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге.

Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле.

Муравей – в муравейнике.

Птица – в гнезде.

Акула – в море.

Собака — в конуре.

Курица — в курятнике.

Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

Дидактическая игра «Чьи глаза»

Корова – коровьи

Заяц — заячьи

Овца — овечьи

Лошадь – лошадиные

Кошка — кошачьи

Коза – козьи

Поросенок – поросячьи

Еж – ежиные

Белка – беличьи

Волк –волчьи

Лиса – лисьи

Тема: Овощи и фрукты

Дидактическая игра «Большой – маленький»:

Огурец – огурчик

Помидор – помидорчик

Горох – горошек

Лук – лучок

Тыква – тыковка

Морковь – морковка

Капуста – капусточка

Арбуз – арбузик

Дыня – дынька

Яблоко – яблочко

Лимон – лимончик

Апельсин — апельсинчик

Дидактическая игра «Назови цвет»:

Морковь (какая?) – оранжевая

Капуста (какая?) — белая

Помидор (какой?) – красный

Огурец (какой?) – зеленый

Репа (какая?) – желтая

Апельсин (какой?) — оранжевый

Лимон (какой?) – желтый

Арбуз (какой?) – полосатый

Слива (какая?) — синяя

Малина (какая?) — красная

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Морковь, горох, капуста, яблоко.

Помидор, слива , огурец, репа.

Малина , картошка, лук, тыква.

Свекла, редис, клубника , помидор.

Яблоко, лимон, морковь , груша.

Апельсин, кабачок , слива, вишня.

Баклажан, огурец, капуста, черешня.

Тема: Одежда

Дидактическая игра «Один-много»

Один шарф – много… шарфов

Одна шапка – много…шапок

Одни перчатки – много …перчаток

Один носок – много…носков

Одна куртка – много…курток

Одно платье – много … платьев

Один костюм – много…костюмов

Одна шляпа – много … шляп

Одни сапоги – много …сапог

Дидактическая игра «Подбери признаки»

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

Шуба (какая?) — меховая, теплая…

Тема: Профессии

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Повару — кастрюля, поварешка,…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Продавцу – весы, продукты…

Строителю – кирпич, цемент…

Парикмахеру – ножницы, зеркало…

Художнику – кисти, краски…

Садовнику – лейка, грабли…

Портнихе – нитки, иголка…

Прачке – стиральная машина, прищепки…

Дидактическая игра «Кто что делает»

Врач – лечит людей

Повар — …готовит обед

Строитель — …строит дом

Космонавт — …летает в космос

Учитель – … учит детей

Шофер — …водит машину

Садовник – выращивает цветы

Художник – рисует картины

Воспитатель – воспитывает детей

Прачка – стирает белье

Портниха – шьет одежду

Милиционер – следит за порядком на улице

Тема: ТРАНСПОРТ

Дидактическая игра «Подбери признак»

Машина (какая?) – красная, новая, …

Самолет (какой?) – большой, быстрый, …

Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …

Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…

Велосипед (какой) – новый, двухколесный…

Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…

Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…

Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…

Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…

Дидактическая игра «Назови профессию»

Кто управляет самолетом?…Летчик

Кто управляет вертолетом?…Вертолетчик

Кто управляет теплоходом?…Капитан

Кто управляет поездом?…Машинист

Кто управляет трамваем?…Вагоновожатый

Кто управляет грузовой машиной? …Шофер

Кто ремонтирует автобус?…Механик

Кто моет автобус?…Мойщик

Кто продает билеты в автобусе?…Кондуктор

Кто проверяет билеты в поезде?…Контролер

Кто служит на водном транспорте?…Моряки

Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?…Радист

Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?…Стюардесса

«КОГО? ЧТО?»

Кого можно увидеть в лесу? ….Волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?..Деревья, грибы, ягоды, листья, мох, траву, ручей, камни…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?… Клетки, деревья, скамейки, скульптуры, дорожки, ограды, цветы…

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, женщин, мальчиков, девочек, старушек, милиционера, собак, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, тротуары, цветы, фонтаны, музей, парк…

Кого ищет девочка? Кого купила мама?

Что ищет девочка? Что купила мама?

Кого потерял Миша? Кого увидел папа?

Что потерял Миша? Что увидел папа?

«Кто что делает?» (закончи предложение)

Образец: Мальчик ест…суп (котлету, яичницу)

Мальчик пьет…компот (воду, чай)

Девочка рисует…цветы Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье Мама мыла…посуду

Мама сажает… лук Папа чинил…велосипед

Мама купила…хлеб Лена читает…письмо

Петя несет… сумку Вася чистит..обувь

Катя увидела…собаку Мама режет…овощи

Наташа услышала…птичку Бабушка вяжет… носки

Папа ремонтирует…машину Мама шьет …рубашку

Девочка моет …окно Петя смотрит…телевизор

Мальчик вешает…картину Папа покупает…молоко

Дидактическая игра «Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика — носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто, а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

Дидактическая игра «ОН – ОНА»

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил — и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала

Читал – читала

Дидактическая игра «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..

Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?…

Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца ваза – две…вазы

стул – два..стула вишня – две…вишни

стол — два…стола слива – две…сливы

кот — два …кота кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана роза – две…розы

помидор – два…помидора чашка – две…чашки

окно – два…окна машина – две…машины

дерево – два…дерева кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма майка – две…майки

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? … Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

Кому Надя заплетает косу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос — чем?»

Дается образец:

Чем Вова ест котлеты?… Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?…Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

Дидактическая игра «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем молоко — …ведро с молоком

вода — …ведро с водой

белье — …ведро с бельем

  1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.
  2. С чем кастрюля, если в ней — суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.
  3. С чем банка, если в ней — капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.
  4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

«Закончи предложение» (с мячом)

Лимоны кислые, а сахар…сладкий

Собака лает, а кошка…мяукает

Ночью темно, а днем…светло

Зимой холодно, а летом…жарко

Ты ешь ртом, а слушаешь…ушами

Ты читаешь глазами, а пишешь…рукой

Утром мы завтракаем, а днем…обедаем

Днем мы обедаем, а вечером…ужинаем

Птица летает, а змея…ползает

Лодка плывет, а машина …едет

У человека две ноги, а у собаки…четыре лапы

Птицы живут в гнездах, а люди…в домах

Зимой идет снег, а летом…дождь

В России говорят по-русски, а в Англии…по-английски

Из шерсти вяжут, а из ткани…шьют

Балерина танцует, а пианист…играет

Дрова пилят, а гвозди…забивают

Певец поет, а строитель…строит

«Четвертый лишний»

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка , санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник , альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

«Кто кем (чем) будет?»

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

«Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком Дом….кирпичом

Корова….теленком Мастер….учеником

Дуб…желудем Собака….щенком

Рыба….икринкой Листок….почкой

Яблоня….семечком Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей Птица….птенцом

Хлеб….мукой Козел….козленком

Шкаф….доской Овца….ягненком

Велосипед… железом Свинья…поросенком

Рубашка….тканью Лошадь…жеребенком

Лексическая тема «Весна. Признаки весны»

«Звуки Б-Бь»

1. Артикуляционные упражнения

2. Поговорить с детьми о том, какое время года наступило; во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной; назвать весенние месяцы; понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее. День стал длиннее или короче. Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», Л. Воронкова «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев «Отважный пингвиненок».

3. Д. игра «Подбери признак». Солнце (какое?) – теплое, ласковое весеннее и т. д. Сосулька - …, небо - …, ручей - …, облака - …, листочки - …, снег - …, день - …

4. Упражнение «Подбери действие». Солнце (что делает?) – светит, греет…. Птицы - …, ручьи - …, почки - …, яблони - …, сады - …, снег - …, трава - …, листья - …, сосульки - …, деревья - …, дети - …

5. Д. игра «без чего не может быть весны?" Дети должны ответить на вопрос, без чего не бывает весны. Весна не может быть без яркого солнца (без ручейков, без майских жуков, без капели, без луж, без грозы, без проталин, без подснежников).

6. Д. игра «Один – много» Например: Лужа – лужи – много луж. Ручей, туча, сосулька, почка, дерево, проталина, лужайка, гроза.

7. Игры с мячом «Жадина», «Назови ласково».

8. Д. игра «Сосчитай-ка». Например: Одна почка, две почки… пять почек и т. д.

9. Пальчиковая гимнастика


10. Игра «Эхо» Ба-ба-бя, бэ-бе-бэ, уб-убь-убь, бы-бы-би, об-обь-об, бда-бда-бдя, гбо-гбё-гбо, аб-об-уб-ыб, бё-бю-бя-би и т. д. Ба-ба-ба – на избе была труба. Бу-бу-бу – побелили мы трубу. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – голубь улетел с трубы.

11. Игра «Подели слова на слоги»

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Весенние одежда, обувь, головные уборы »

«Дифференциация звуков П-Б-Пь-Бь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Д. игра «Два, две, двое» Воспитатель предлагает детям посмотреть на одежду друг друга и ответить на вопросы «О чем можно сказать два ?» (Два платья, два шарфа, два пальто и т. д.) «О чем можно сказать две?» (две шапки, две юбки, две куртки, две футболки и т. д.) «О чем можно сказать двое?» (двое шорт, двое носков, двое штанов)

3. Игра «Какой, какая, какое?» Дети образуют слова-признаки от существительных.

Платье из бархата – бархатное, платье изо льна – льняное, перчатки из кожи – кожаные, куртка из джинсовой ткани – джинсовая, платье из ситца – ситцевое, платье из шелка – шелковое, кофта из шерсти – шерстяная, шуба из меха – меховая, пальто из драпа – драповое, дубленка из замши – замшевая и т. д.

4. Д. игра с мячом «Скажи наоборот». Чистые ботинки – грязные ботинки, широкая юбка - …, толстый шарф - …, обувает ботинки - …, новые сапоги - …, длинное пальто - …, валенки большого размера - ….

5. Д. игры с мячом «Жадина». (Например : пальто – моё пальто); «Один-много» (например: юбка – юбки – много юбок)

6. Упражнение «Сосчитай-ка»: синяя юбка, теплая шуба, шерстяной шарф, белый пиджак, полосатый носок, меховая шапка, бархатное платье, кожаная перчатка и т. д.

Например: одно бархатное платье, два бархатных платья… пять бархатных платьев.

7. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

8. Игра «Эхо» Па-ба-па, бы-бы-пы, бо-по-бо, бе-пе-бе, пя-пя-бя, ап-уп-об, гба-гба-кпа, пам-пом-бум.

Ба-па-ба – вот стоит изба. Па-ба-па – лесная тропа. Бы-пы-бы – были у папы. Ба-па-ба – тяжелая шуба. Па-ба-па – упала шляпа. Бу-пу-бу – навещали Любу.


9. Игра «Измени словечко» В словах поменять звук П на Б и наоборот. Пой – бой, пыль - …, бот - …, бодать - …, пух - …, путь - …, забить - …, пас - …, почка - … били - …, бока - …, баба - …

10. Д. игра «Вставь пропущенный звук» Дети подставляют в слово нужный звук (П или Б) : …удка, та…очки, хло…ок, зу…ы, …робка, за…ор.

11. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Бочка, каблук, бант, таблетки, забор, бинт, баранка, забота, бык, кабина, белка, забияка, бетон, кабина.

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Насекомые»

«Звуки Ф-Фь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о насекомых. Побеседовать о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка). Выяснить, знают ли дети, почему осенью насекомые исчезают. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением насекомых, картинки на тему «насекомые на лугу, бабочка на цветке, пчелы собирают нектар…». Вспомнить названия насекомых, их внешний вид, отличительные признаки, где они живут.

3. Подобрать как можно больше слов-признаков к насекомым: муха какая? жук какой? и т. д. (приветствуется называние сложных слов: длинноусый, тонконогий и т. д.) Жук что делает? Летает, кружится, ползает и т. д.

4. Д. игра «Угадай, кто» + «Подбери признак». Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Порхает (кто?) - … (Бабочка). Красивая, разноцветная, полезная, большая

Жужжит, звенит, собирает мёд, жалит, ползает, прыгает и т. д.

5. Упражнение «Сосчитай-ка» : одна муха - две мухи, пять мух. Речевой материал: бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

6. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

7. Игра «Эхо» Фа-фа-фя, фэ-фе-фэ, уф-уфь-уфь, фы-фы-фи, оф-офь-оф, тфа-тфа-тфя, кфо-кфё-кфо, аф-оф-уф-ыф, фё-фю-фя-фи

Фе-фе-фе – наливаю тебе кофе.

8. Игра «Измени словечко» Кто-то заменил во всех словах первый звук. «Верните звуки Ф и Ф’ на место и назовите получившееся слово. пара - …, бантик - …, вены - …, норма - …, плот - …, вата - …, марш -

А теперь измените третий звук в словах.

Косточка – кофточка, каштан - …, пудик - …, каре - …, лист - …, арка - …

9. Д. игра «Исправь ошибку»

Нашла я в сливе … кофточку , На клене зеленеет … лифт,

Надела Феня … кофточку. Наверх нас поднимает … лист.

Созрел на дереве … кафтан, На дерево уселся … граф,

Зимой надену я … каштан. Живет в красивом домеграч.

10. «Подели слова на слоги»

. Составить из звуковых пеналов или из кубиков схемы слов. Дать характеристику каждому звуку в слове. Речевой материал: ПАУК, ПАУКИ, МУХА, МУХИ, КОМАР

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Рыбы».

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о рыбах. Побеседовать о том, где живут рыбы, какие рыбы живут в море, в реке, в аквариуме. Обобщить. Выяснить, знают ли дети, части рыб. Рассмотреть с детьми иллюстрации и назвать по ним рыб, рассмотреть картинки по теме «На реке», «Дети ловят рыбу».

3. Упражнение «Подбери словечко». Подобрать как можно больше слов-признаков к рыбам: щука какая? сом какой? и т. д. (приветствуется называние сложных слов: длинноусый, большеглазый и т. д.) Рыба что делает? Плавает, спит, ловится, догоняет, ест… и т. д.

4. Упражнение «Сосчитай-ка» : одна щука - две щуки, пять щук. Речевой материал : большой сом, золотая рыбка, хищная акула, маленький окунь, ёрш.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

6. Игра «Исправь предложение»

В предложениях слова перепутались. Послушай слова, поставь их в нужном порядке и скажи, что получилось! Например : рыба, жить, в, река. (Рыба живет в реке)

Рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася)

Рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост)

7. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы, Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким И резвилась словно ………………. рыбка

Вот с крючка срывает крошки Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища, Пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!, Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак, Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет, Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко, Что не удалась……………………… рыбалка

8. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Форточка, филин, футболка, кофта, фен, кафтан, футбол, футболист, софа, фрукт, фрукты, телефон, финик, финики, фиолетовый; рыба, акула, сом, щучка, карась, осётр, плавник, чешуя.

11. Упражнение «Шифровальщики» . Составить из звуковых пеналов или из кубиков схемы слов. Дать характеристику каждому звуку в слове. Речевой материал: ХВОСТ, РЫБА, СОМ, ПАУКИ, МУХА, КОМАР

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лексическая тема «Цветы»

«Дифференциация звуков В-Ф-Вь-Фь»

1. Артикуляционные упражнения : «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «сильно сживать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Вспомнить вместе с детьми всё, что им известно о цветах. Цветы, как известно, растут в земле. Но где именно они растут? Цветы растут в садах и называются (садовые), в лесах (лесные), на лугу (луговые), на полях (полевые). Какие садовые цветы вы знаете? (роза, гладиолус, гвоздика садовая, пион, нарцисс….), полевые, луговые (мак, ромашка, василек, колокольчик, незабудка, клевер…) Не все цветы можно рвать: некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране.

Давайте покажем и расскажем, какие части есть у цветка. Корень, стебель, листья, бутон , цветок: сердцевина и лепесток.

3. «С какого цветка лепесток?» + «Какие цветы?»

Попробуем отгадать, с какого цветка может быть каждый лепесток.

Например : Синий - …василек, белый - …ландыш, ромашка; красный - …мак, фиолетовый - …фиалка, колокольчик; желтый - одуванчик.

4. Дидактическая игра «Назови ласково». Ромашка - … , василек - …, роза - …, гвоздика - …, незабудка - …, пион - …, георгин - …, лепесток -…., стебель -…, тюльпан -…, корень -…, бутон -…

5. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»

На клумбах цветы что делают? (растут, цветут, вянут…)

Удобрениями садовые цветы что делают? (удобряют, подкармливают…)

Водой с цветами что делают? (поливают, опрыскивают…)

В букеты цветы что делают? (собирают, срезают, срывают…)

Цветами люди что делают? (любуются, восхищаются, поливают, выращивают, венки плетут…)

6. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

На полянах, в садах, лесах – много цветов. Давайте попробуем сосчитать цветы: Одна ромашка, две ромашки…пять ромашек. Одна роза, две розы… пять роз. Один василёк, два василька … пять васильков. И т. д.

7. Упражнение «Скажи правильно»

Попробуйте правильно подобрать слова в мои предложения:

Поле из ромашек – ромашковое поле, росинки с маков – маковые росинки, букет из цветов – цветочный букет, букет из васильков – васильковый букет, поле из одуванчиков – одуванчиковое поле, поле тюльпанов – тюльпановое поле…

8. Игра «Эхо» Фе-фе-ве-ве, фу-ву-фу-ву, во-фо-фо-во, ва-ва-ва-фа-фа-фа, вло-влу-фла-фло-флу и т. д.

Фа-фа-фа – у стены стоит софа. Фу-фу-фу – я прилягу на софу.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова. Ву-ву-ву – маму я домой зову.

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

Вет-вет-вет – мы построили корвет. Фе-фе-фе – наливаю тебе кофе.

9. Д. игра «Измени словечко»

Кто-то перепутал в словах звуки В и Ф и получилась какая-то бессмыслица. Давайте поможем словам вернуть смысл и поставим звуки на свои места. Итак, звук Ф меняем на звук В и наоборот.

11. «Подели слова на слоги» . Прохлопать слова, определить количество слогов. Форточка, филин, футболка, кофта, фен, кафтан, футбол, футболист, софа, фрукт, фрукты, телефон, финик, финики, фиолетовый

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Ягоды».

1. Артикуляционные упражнения

2. Д. игра «Какой сок, какое варенье?» Варенье из клубники - …, сок из смородины - …, варенье из черники - …, сок из земляники - …, морс из клюквы - …, варенье из ежевики - …, варенье из малины - …, варенье из крыжовника - …, морс из брусники - … и т. д.

3. Д. игра «Подбирай, называй, запоминай» Закончить предложения и подобрать как можно больше слов-действий. Ягоды на веточках (что делают?) – растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают. Ягоды с веточек -… Люди в лесу ягоды - … В корзину ягоды - … Из ягод сок - … В стакан сок - … Варенье (повидло, джем) из ягод - …

4. Д. игра «Скажи наоборот». Клубника крупная, а земляника …

Крыжовник твёрдый, а черника - …

Ежевика сладкая, а клюква - …

5. Д. игра «вставь маленькое слово»

Ягоды рябины растут … дереве. Ягоды крыжовника падают … куста.

Ягоды клубники сорвали … веточки. Ягоды ежевики выложили … корзины.

Кустики черники искали... траве. Ягоды смородины выглядывали … листиков.

6. Пальчиковая гимнастика «Журавли»

7. Игра «Эхо»

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. По-по-по – мы плывем по Лимпопо. Ит-ит-ит – в море живет кит. Ать-ать-ать – уложили Машу спать. Тик-ик-ик – на скамье сидит старик. Ке-ке-ке – ключ оставил я в замке. Но, но, но - на луне идет кино Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

8. Д. игра «Выдели второй слог в слове»

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Лексическая тема «Лето».

1. Артикуляционные упражнения : «Показать верхние зубы», «Покусать нижнюю (верхнюю) губу», «Сильно сжимать и разжимать губы», «Поцелуйчик».

2. Д. игра «Скажи иначе» Не грустные дети - … Не холодная вода - … Не долгий дождь - … Не темное небо - … Не дождливое небо - … Не горькая малина - … Не низкая трава - … и т. д.

3. Д. игра «Еще лучше». Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче) Весной птицы поют звонко, а летом еще … (Звонче) Весной цветов много, а летом еще … (больше) Весной воздух тёплый, а летом еще … (теплее) Весной детям весело, а летом еще … (веселее) Весной деревья зеленые, а летом еще … (зеленее) Весной день длинный, а летом еще … (длиннее)

4. Д. игра «Назови признак». Лето (какое?) – теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое. Солнце летом (какое?) – желтое, жаркое, яркое, теплое. Трава летом (какая?) – зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая. Вода летом (какая?) – теплая, прохладная, приятная, освежающая. Дождь летом (какой?) – теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной. Дети летом (какие?) – веселые, радостные, забавные, шумные. Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое. Облака летом (какие?) – высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.

5. Д. игра «Вставь слово» Солнце … ярко. Лес … красивый. Река … быстро. Ягоды … в лесу. Цветы … на лугу. Стрекоза … над водой. Муравейник … муравьи. Птицы … весело.

6. Пальчиковая гимнастика «Времена года»

7. Игра «Эхо» Та-ка-на-ма, фу-ву-фу-ву, ба-бу-бы-бо, гдо-гда-гди-гдя, мни-мне-мнё-мню и т. д.

Ви-ви-ви – ну-ка мяч быстрей лови. По-по-по – мы плывем по Лимпопо. Ит-ит-ит – в море живет кит. Ать-ать-ать – уложили Машу спать. Тик-ик-ик – на скамье сидит старик. Ке-ке-ке – ключ оставил я в замке. Но, но, но - на луне идет кино. Ве-ве-ве – ёжик прячется в траве.

8. Д. игра «Выдели второй слог в слове». Выделите второй слог в слове и составьте его схему:

Запеканка, кефир, молоток, котёнок, повидло, самокат

Пн _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ср _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пт _________ Отметка о выполнении

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

По развитию речи

Тема «Игрушки»

Цель:

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Один мяч, два мяча, пять мячей, две куклы… .

Дидактическое упражнение «Какой?»

Цель: упражнять в образовании признака от предмета.

Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .

Тема «Огород, овощи»

Дидактическая игра «Картошечка»

Цель: учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.

Копать Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Выкапывать

Готовить

Дидактическая игра «Мой любимый овощ»

Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные по теме «Овощи».

Материал: мяч.

Суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный… .

Тема «Сад, фрукты»

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Материал: мяч.

Сад и яблоко. Яблоневый сад.

Сад и груша. Грушевый сад.

Груша и варенье. Грушевое варенье.

Персик и сок. Персиковый сок.

Гранат и сок. Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. Яблочное пюре.

Ананас и желе. Ананасное желе.

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.

Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»

Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.

Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:

Где растёт?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: учить составлять сравнительные рассказы.

Предложить детям составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Тема «Дары леса. Грибы»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные рассказы о грибах.

Материал: картинки с изображением грибов.

Вариант 1. Взрослый раскладывает перед детьми картинки, описывает внешний вид, а дети должны их назвать: «Растут возле пней на длинных ножках с коричневыми шляпками.» (Опята)

Вариант 2. Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает детям его узнать.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

(Т. Кулакова)

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Педагог предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными

Тема «Осень»

Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Осенний - день,… .

Осенняя - погода,… .

Осеннее - небо,… .

Осенние - дожди,… .

Тема «Дикие животные»

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель: : формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

Тема «Домашние животные»

Тема «Перелетные птицы»

Тема «Лес. Деревья»

Тема «Головные уборы»

Тема «Профессии»

Тема «Зима»

Тема «Что из чего сделано»

Тема «Новый год»

Тема «Зимние забавы»

Тема «Транспорт»

Тема «Зимующие птицы»

Тема «Моя страна»

Тема «Одежда»

Тема «Морские животные»

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом а .

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

Тема «Птицы»

Тема «Весна»

Тема «День космонавтики»

Тема «Цветы»

По развитию речи

для детей дошкольного возраста»

Тема «Игрушки»

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - … .

У логопеда в руках мяч. Он предлагает детям поиграть.

Л о г о п е д. Я буду называть животное и бросать мяч. Тот, кто его поймает, должен назвать признак, присущий этому животному. Например. Морж какой? (сильный)

Олень какой?

Тюлень какой?

Волк какой? И т.д.

II. Основная часть.

Беседа по схеме.

Логопед выставляет на доску схему описания и картинки с изображениями животных Севера.

Л о г о п е д. Сегодня мы будем описывать животных Севера. Но не просто, а сравнивая их с другими животными.

Сначала мы назовем животных.

Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).

Игра «Два медведя».

Л о г о п е д. Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Я буду отвечать за бурого, а вы за белого.

Бурый спрашивает у белого:

Где ты живешь?

- Я на севере на льдине.

А я в лесу. У тебя шерсть какого цвета?

Что ты ешь?

Что ты делаешь зимой?

Физкультминутка».

4. Составление рассказа-описания животных по опорному плану (дети описывают животных по выбору логопеда).

Я буду описывать бурого и белого медведя. Белый живет на Севере, а бурый в лесу. Оба животных большие, их тела покрыты шерстью, только у белого медведя шерсть белая, а бурого - коричневая. На лапах у медведей острые когти. Бурый медведь ест ягоды, листья, рыбу, а белый медведь ест
рыбу и мясо других животных.

III. Итог занятия.

Тема: «Водные обитатели»

Цели:

1. Расширение знаний о водных обитателях, продолжение знакомства с ними.

2. Активизация и обобщение словаря по теме.

3. Закрепление умения классифицировать водных обитателей (аквариумные, морские, речные).

4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.

5. Формирование навыка построения сложного предложения с союзом а.

6. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

7. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.

Оборудование: аквариум, изображения сома и сомика, водных обитателей, реки, моря, аквариума; синие квадраты и рыбки (красная, зеленая, розовая, желтая, синяя).

Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных водных обитателей, провести беседу о среде их обитания.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед подводит детей к аквариуму.

Л о г о п е д. Что это? кто живет в аквариуме?

Дети называют знакомых им рыб, логопед остальных.

Л о г о п е д. Рыбы живут не только в аквариумах. Где еще? (в морях и океанах, реках). А каких еще обитателей воды вы знаете? (морские звезды, коньки...)

II. Основная часть.

Игра «Кто? Что?».

Л о г о п е д. Мы недавно говорили о живых предметах, про которых мы спрашиваем кто? И не неживых предметах, про которых мы спрашиваем что?

Давайте посмотрим еще раз на аквариум. Назовите живые и неживые предметы.

Игра «Части тела».

Дети садятся на свои места. Логопед вывешивает на доску изображение рыбы.

Л о г о п е д. Давайте назовем части тела рыбки (чешуя, хвост, голова, туловище, плавники...).

Л о г о п е д. Зачем рыбе чешуя? Жабры? Плавники?

Игра «Сом и сомик».

Логопед вывешивает на доску изображения аквариумного сомина и пресноводного сома.

Л о г о п е д. Похожи эти рыбки? А чем отличаются? Будем говорить длинным предложением с союзом а . Например: Сомин живет в аквариуме, а сом в реке.

У сома усы, а у сомика... усики .

У сома голова, а у сомика...

У сома глаза, а у сомика...

У сома рот, а у сомика …

У сома плавники, а у сомика... и т.д.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Найди дом».

Логопед вывешивает на доску изображения реки, мор», аквариума. На столе раскладывает изображения разных водных обитателей.

Л о г о п е д. Посмотрите, это макеты мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Каждый из вас подойдет к столу, выберет одну картинку, назовет ее и «поселит» обитателя воды в подходящий водоем. (Это щука. Она обитает в реке. Я поселю её в реку. У меня сомин. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме. Я выбрал морскую звезду. Она живёт в море...)

Игра «Аквариум».

Л о г о п е д. Возьмите конверты на ваших столах. Синий квадрат положите перед собой, рыб слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Зеленая рыбка заплыла в правый верхний угол, красная - в левый нижний, желтая - в левый верхний, синяя- в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Дательный падеж имен существительных
единственного и множественного числа»

Цели:

1. Формирование навыка образования существительных в дательном падеже единственного и множественного числа.

2. Формирование навыка замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.

3. Развитие внимания, памяти, мышления, слухового восприятия.

4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, инструментов для их работы, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Л о г о п е д. Сейчас будем передавать друг другу мяч и говорить, кому мы его передали. Я передала мяч Кате...

II. Основная часть.

Игра «Кому что нужно».

На доске справа висят картинки с разных профессий, слева – инструменты для их работы.

Л о г о п е д. Кому что нужно для картинку с инструментами к тому человеку, которому они нужны (указка, учебник нужны учителю…).

Игра «Идем в зоопарк».

Л о г о п е д. Предлагаю отправиться сто, а принести корм для животных.

Я буду говорить, какую еду мы возьмем, а вы – кому мы ее отдадим. Например: Мясо... отдадим львам.

Морковь...

Сено, траву...

Зерно... и т.д.

Физкультминутка.

4. Игра с мячом «Кому что?».

Логопед Я буду бросать мяч и а тот, кто поймает мяч, скажет, кому они нужны: Например: Помада - женщине.

Бритва, галстук –

Учебники, тетради-

Соски, бутылочки –

Ошейник, корм - и т.д.

Игра «Измени слово».

Л о г о п е д. Я буду говорить предложения, а вы должны изменить последнее слово так, чтобы предложения красиво и правильно звучали. Например: Отдай книгу брат (отдай книгу брату).

Завяжи бант сестра.

Уступи место старушка.

Дай лекарство дедушка.

Маша идет к врач.

Дети шли по лес.

Мы шли по дорога.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Пересказ рассказа "Хитрый Ваня"»

Цели:

1. Уточнение представления о рыбах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа).

4. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.

5. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Оборудование: картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра «Обведи рыбок».

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз.

Л о г о п е д. Рыбок, плывущих вправо, обведите синим цветом, влево - красным, вверх - зеленым, вниз - желтым. Сколько рыбок плывет вправо? Влево? Вверх? Вниз?

Сегодня мы снова поговорим о рыбах и перескажем рассказ «Хитрый Ваня».

II. Основная часть.

Чтение логопедом рассказа.

Как-то летом Ваня взял удочки, приманку, большое ведро и отправился на рыбалку. Мальчик закинул удочку и стал ждать, когда клюнет. Ваня долго сидел на берегу прудика, но так и не поймал ни одну рыбку. Расстроенный Ваня поплелся домой. По дороге домой мальчик увидел рыбный магазин. Хитрый Ваня решил купить рыбу и сказать, что поймал ее. Дома мама и папа удивились такому большому улову сына. И вдруг на дне Ваниного ведра папа заметил чек из рыбного магазина. Ване стало стыдно за его обман.