Эгоизм – разумные пределы или как найти золотую середину. Самостоятельный ребенок – учим принимать решения и делать выбор Когда и как нужно учить ребенка выбирать

(Гуру – Н.К.Рерих). С одной стороны, обязанность ученика светить там, где темно, и насытить алчущих духом, с другой, необходимость сдержанности и указание, чтобы ларец оставался закрытым. Надо найти золотую середину между двумя полюсами и не позволять превалировать ни одному. И испытания даются только для того, чтобы выяснить точно, где тот предел, дальше которого даяние будет во вред и получающему, и дающему. Вопрос раздачи духовных сокровищ сложен необычайно.
Грани Агни Йоги, 1968 г. 475

НАЙТИ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)

Борьба с суетой за преобладание сознания Учителя потребует много сил и внимания. Недаром уходили подвижники от мира обычности и в уединении в лесах и пустынях находили возможность отрешиться от всего, что так яро остается в условиях жизни обычной, и все же преуспевать в наинужнейшем. Именно равновесие надо найти, или золотую середину, между земным и небесным, чтобы и земное не забывалось и высшее не потерпело ущерба. Называли этот путь золотым. Лучше назвать его узкой тропою, ведущею в жизнь. Конечно, земное требует внимания. Внимание это должно быть оказано и время уделено. Беда не в том, что человек разрешает себе усиленно думать о чем-то, а в том, что, усиленно подумав, он не находит в себе сил полностью оторваться от этих мыслей и всецело заняться другими. Недопустимо явление, когда мысли навязывают себя сознанию вопреки желанию или решению воли. Образ Учителя может помочь выбирать нужное направление мыслей. Дисциплина мысли – одно из основных условий ученичества.

(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Смотрите, как остро протекает борьба: дух стремится в Беспредельность, но Земля крепко удерживает его в условиях плотного мира, предъявляя свои требования и вынуждая человека исполнять обязательства перед собою, перед телом своим, перед людьми и окружающим, то есть заставляет жить жизнью обычной. Решение в том, чтобы найти золотую середину между требованиями и устремлениями высшего «Я» и личностью малой, земной, и утвердить согласованность между ними. Это значит воздать земное – земному и Высшее – Высшему, то есть справедливо удовлетворить и выполнить то, чего требует земной долг, и в то же время отдать должное и своему высшему «Я», которое должно собрать жатву земную от временной личности, несовершенной, ограниченной и лишь частично и неполно выражающей то, что представляет собою высшее «Я» человека. Высшее «Я» человека индивидуально и сверхлично. Гармонию между личным и сверхличным в себе каждый должен утвердить сам. Высшие Духи Живут на Земле жизнью сверхличной, отдавая личность свою на служение Общему Благу.

Сперва Мир Высший, который не от мира сего, отделяется от этого мира, чтобы этот не заглушал вибраций, идущих оттуда, потом оба они сливаются в гармонии понимания единства того, что вверху, с тем, что внизу. Если отдать предпочтение Высшему и жить только в нем, произойдет отрыв от Земли, если погрузиться в земное, оно заполнит собою все сознание и места для Надземного уже не останется. Потому утверждается золотая середина. Ведь воплощение в теле дается именно для того, чтобы пройти через условия плотного мира и почерпнуть от них все, что они могут дать. Землю отбросить нельзя и умалить – тоже. Цель достигается на Земле, и, когда вырастут крылья духа, подниматься и летать на них придется от Земли. Земное основание необходимо как стартовая площадка для взлетов. И если пробита скорлупа ауры, то планетные просторы становятся доступными. Планета дана людям, чтобы они, воплощаясь, могли научиться всему, что она дает. Эволюция человечества совершается на Земле, и объединение Миров, земного и Надземного, произойдет в сознании человека благодаря тому, что его земной путь приведет его к этому великому достижению. Земное и Высшее гармонически сочетаются в сознании, которое есть поле объединения всех Миров.

Итак, каждое явление имеет свое противоположение, свою антитезу – это непременное условие проявленного мира. Недостаточно только усмотреть этот противоположный полюс единой вещи, нужно еще найти ее срединную точку, золотую середину, и на ней утвердиться в своем отношении к жизни. Это будет золотой путь, ибо тогда все явления, вещи и предметы окружающего мира в сознании человека приобретут правильное освещение. Видя благополучие одних и страдание других, трудно примириться с кажущейся несправедливостью жизни. Но ведь видимые страдания и счастье лишь только полюса явлений, каждое из которых обусловлено своей противоположностью, либо проявленной уже раньше, либо подлежащей проявлению. Знающий это не восторгается, не радуется, не горюет и не плачет слишком, хорошо понимая, что проявления эмоций астрала на одном полюсе неизбежно вызывают проявления и на другом. Путь золотой, срединный, сдерживая выявления чего-либо на одном полюсе, тем самым умеряет интенсивность напряжения противоположного полюса единой вещи. И даже страдая или стоя у стены плача, можно знать непреложно, что радость идет. Из срединной точки, точки нейтрализации, можно как бы управлять явлениями на полюсах, сдерживая их крайности. Даже поражаться неожиданностью нельзя, если желательно удерживать равновесие. Знаете, что даже несдержанная и восторженно-эмоциональная любовь к Учителю нарушает равновесие. Сдержанность чувства – это умение владеть своими огнями. Не раз указывалось на полезность качества сдержанности. Однополюсность переживаний характерна еще тем, что кармически вызывает неизбежность проявления их другой стороны. Овладение собою означает контроль над всеми поступками, мыслями, чувствами и действиями человека, контроль, который невозможен, если допускается своевольная манифестация энергий на каком-либо полюсе, ибо тогда уже невозможно кармически избежать следствий противоположных явлений, завершающих проявления второго полюса вещи единой.

(М. А. Й.). Когда живем на Земле, обязаны заниматься земными делами и выполнять свой долг по отношению к людям, семье и обществу. Как бы ни захватывало Учение и как бы ни было сильно устремление к Дальним Мирам, Землю оставить нельзя. Вот тут-то и требуется равновесие между земными и надземными устремлениями человека, между духовным и материальным. Полное погружение в материю пресекает пути духа. Полный отрыв от Земли лишает дух возможности приобрести ценнейший опыт земной, ради которого он и приходит на Землю. Умение установить равновесие между телом и духом, умение найти золотую середину, или срединный путь, будет правильным решением жизни.

Равновесие выражается также и в том, что не только тяжкие или неприятные вещи его не нарушают, но и в том, что явления радостные, приятные и вызывающие восторг, не колеблют его. Только при равнодушии к похвалам клевета не произведет впечатления, только при равнодушии к пище хорошей плохая не огорчит, только при полной сдержанности и спокойствии к счастью земному несчастье не сломит дух. Только при недопущении проявления переживаний на одном полюсе другой будет не в состоянии проявиться. Золотая середина, или золотой путь, предусматривает именно такое отношение к явлениям жизни. Не радуйтесь слишком тому, что вы хотели иметь и получили, чтобы не горевать при утрате. Правильно уловил поэт значение закона, сказав: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Астрал для своего проявления нуждается именно в наличии противоположных эмоций и радуется в восторге сегодня, чтобы плакать и горевать завтра. Будем учиться принимать все: и хорошее, и плохое, не позволяя астралу вибрировать ни на то, ни на другое. Учение указует на то, чтобы не радоваться и не горевать слишком. Особенно вредна неуемная восторженность астрала.

Восторг и радость духа – нечто совершенно иное, ибо не основаны на явлениях земных, преходящих. Приведение себя благодаря им в восторженное состояние служит гарантией выявления противоположного состояния астральной оболочки. Также не следует реагировать и на то или иное неуравновешенное состояние собеседника. Слишком уж высокая цена за подражание обезьяньим склонностям. Собеседник смеется, смеетесь и вы, собеседник плачет, плачете и вы, собеседник улыбается глупому и пошлому анекдоту, улыбаетесь и вы, словно театральная кукла, которую дергают за веревочку. Достоинство духа утверждает равновесие, которое не нарушается случайными настроениями, словами, поведением окружающих. Равновесие – настолько редкое качество, что, обнаружив его в собеседнике, люди приходят в беспокойство, начинают чувствовать неловкость, неудобство и даже страх, стараясь всеми мерами вызвать обычные людские чувства и реакцию на свое обращение. И если равновесие удерживается, несмотря на эти попытки, они начинают чувствовать невольное уважение перед непонятным им явлением. Указуются сдержанность, самообладание, контроль над своими чувствами, владение собою, самообуздание и прочие качества, входящие в понятие равновесия. Нужно начинать с малого и постепенно накапливать огненную мощь. Ведь сдержанность указывает на умение правильного расходования психической энергии. Особенно расточает психическую энергию несдержанная болтливость.

(М. А. Й.). Не будем смущаться трудностью стоящих перед нами задач. Одному их не решить, но, когда вместе с Иерархией Света, удача сопутствует нам. Главное – не отрываться сознанием от Единого Фокуса Света и быть с Ним вместе всегда. На этом следует сосредоточить все свое устремление. Враги думают об одном – как бы отвлечь, как бы занять поле сознания чем-то другим. Но если взять себе за правило, что бы ни делать, делать вместе с Владыкой, держа Лик Его крепко в сердце своем, успех будет сопутствовать нам. Быть вместе всегда не легко, ибо шум суеты отвлекает, земные дела тоже требуют внимания к себе. Значит, надо решать, как совместить и то и другое. Остаться с земными пережитками неинтересно, и это может оказаться трагичным. Пренебречь земными обязанностями – значит нарушить свой долг. И то и другое нуждается в согласовании. Найти золотую середину – задача ученика. Идущий с Владыкой – дойдет.

(М. А. Й.). Именно надо найти золотую середину, то есть уравновесить настоящее и будущее в сознании и каждому отвести принадлежащее ему место. И не надо слишком огорчаться отношением окружающих и даже друзей. Совершенно неважно для роста вашего духа, как относятся они к вам и какие у них недостатки, вам причиняющие боль, но важно чрезвычайно, как относитесь к ним вы и как реагируете на явную несправедливость. Если чувство доброжелательства, несмотря ни на что, вам не изменяет, то нет никаких оснований для огорчения, ибо не ваша вина, что отношение это не такое, какого вы хотите и каким ему следовало бы быть, будущее разрешит многие недоразумения и взаимонепонимание, если сохранено доброжелательство. Каждый отвечает сам за свои ошибки в суждении. Хорошо, когда это суждение лишено осуждения, ибо тогда оно является суждением правды. Тот, кто считает безошибочным суждение Владыки и полагается лишь на него, освобождает себя от власти суждений людских.

(Гуру – Н.К.Рерих). Понимание сердцем явлений избавляет и от неожиданностей, и от осуждения. Главное, не создавать людей по своей фантазии и воображению, а принимать их такими, каковы они есть, не ожидая и не требуя от них ничего, тогда и не будет разочарования. Нехорошо дурно думать о людях, нехорошо и «умиляться масками». Золотую середину нужно сохранить и здесь.

С одной стороны, желание тонких достижений и обострения восприимчивости вполне естественно, с другой – все достижения обоюдоостры и представляют собою опасность, если аппарат духа недостаточно очищен. Между этими двумя противоположениями надо найти золотую середину. Срединный путь был Указан давно. Главное – избегать всех насильственных попыток над своим организмом, ставя под контроль своеволие оболочек. Необходимо уметь разбираться в мыслях и разделять их принадлежность – на свои и чужие. Если этого не делать, то можно представить себе, чем это обернется, когда волны самых необузданных и неприятных мыслей отовсюду начнут вторгаться в сознание. Многие явления можно вызвать искусственно, но как от них оградиться и остановить, если они начнут бесконтрольно врываться во внутренний мир? Следует положиться на мудрость Учителя, который Ведет, и основные усилия направить на очищение от всякого сора и овладение мыслью. Чистое и прекрасное мышление – лучшая защита от всевозможных вторжений. Трудно удержаться от омрачения под ударами кармы, но и этого надо достичь, всеми силами стремясь сохранять равновесие. Неуравновешенные ауры друзей могут действовать весьма дисгармонично. И здесь особенно трудно оберегаться от отягощающих воздействий. Вопрос о близкостоящих очень сложен. И если близость дает право на то, чтобы быть около, то они же вынуждают разделять и нести тот груз, которым они отягощены. Отягощенных кармою не Приближает Учитель, пока она не будет исчерпана.

Формулу понимания нельзя открывать тем, кто еще не готов. Сказать ранее срока – значит предать самого себя, лишив плодов именно данного достижения. Преступно говорить поверх вместимости сознания слушателя, во-первых, потому, что это может породить предательство, а во-вторых, потому, что говорящий обкрадывает сам себя и опустошает свою сокровищницу. Болтуны обычно представляют собою пустые оболочки, ибо растрачивают свою психическую энергию попусту и бесконтрольно. Золотая середина требует дать, но дать целесообразно и соизмеримо с уровнем сознания получающего. Очень многие, даже коснувшиеся Учения, говорят ради себя, но не снисходя к духовной нужде собеседника. Получается нечто весьма вредное, прикрытое словами служения Общему Благу. В сущности – это то же себеслужение. Себеслужитель, подобно глухарю, поет на свой лад, но уже ничего не слышит, и собеседник является для него лишь только объектом для его высказываний. Никакой любви или даже интереса к мыслям и переживаниям слушателя у такого глухаря нет.

(М. А. Й.). Как бы ни был высок полет мысли, жить приходится на Земле, подчиняясь требованиям плотных условий. Поэтому высочайшее и земное надо уметь уравновешивать так, чтобы не страдало ни то, ни другое. Указывается золотая середина, или Золотой путь, когда кесарево воздается кесарю, а «богово» – Богу. Говоря другими словами, возвышаясь духом, надо в то же время твердо ступать по Земле. Ибо заповедано равновесие.

(М. А. Й.). Когда ученик ставится жизнью в зависимость от всех, и всего, и людей маленьких по занимаемому положению и когда эта зависимость неизбежна и освободиться от нее невозможно, значит, и через это тоже надо пройти и собрать нужный опыт, знание и умение владеть собою. Утешение в том, что хижина рабочего сменится дворцом, чтобы противоположения закалили дух всесторонне. Ни радоваться, ни огорчаться условиями внешними слишком не надо. Мудрость заповедала золотую середину.

«Урусвати знает, насколько реально проявляются тонкие существа. Люди думают, что такие явления происходят лишь через эктоплазму медиумов, но нужно иметь в виду и другие разновидности таких видений. Так, они могут быть видимы через ясновидение, в котором не эктоплазма, но непосредственное зрение четвертого измерения проявляется.
Также можно наблюдать, насколько некоторые видения привязываются к определенным местам, при этом действует энергия, которая наслоилась на предметах преимущественно в старинных строениях. Можно привести шутливое сравнение – на долго ношенной одежде легко угнездятся микроорганизмы, и, таким образом, предмет как бы оживает. Такие же наслоения покрывают стены строений. Явление тонких существ подбирает соответственные слои такой материи и усиливает свои проявления.
Люди нередко жалуются на отсутствие видений, но они забывают, что они сами не обращают внимания на значительные феномены. Люди нередко видят человеческие облики среди дня, которые исчезают мгновенно. Конечно, люди находят много мертвенных объяснений и не задумываются над истинными причинами проявлений.
Приходит время, когда необходимо приблизить Тонкий Мир к Земле, но невозможно это произвести без согласия человечества. Люди – те, которые даже готовы признать Тонкий Мир, – желают, чтобы произошло какое-то грандиозное потрясение, которое мгновенно преобразило бы всю жизнь. Наша помощь требует человеческого сотрудничества.
Люди должны допустить существование Тонкого Мира, при этом они должны освободиться от суеверия и ханжества. Такие ехидны разрушают религии и лишают людей сознательного приближения к Тонкому Миру. Не подумайте, что Мы преувеличиваем значение суеверия и ханжества, жизнь большинства людей основана на этих предрассудках, так они сами лишают себя свободы мышления. Они настолько полны невежественных предпосылок, что сами закрывают глаза и уши на самые явные проявления. Чтобы видеть, нужно допускать, но при отрицании затуманивается самый острый глаз. Но, с другой стороны, нельзя внушать себе мнимые видения, значит остается золотая середина, о которой уже сказано в других книгах. Такая середина допускает и не воздействует. Она вовсе не легка, ибо требует утончения сознания.
Мыслитель поучал, чтобы не боялись срединного пути» Учение Живой Этики: Надземное, 357.

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 19 января 2011 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

Рецензии

из всех ваших мыслей для меня самое ценное- качество равновесия. я думаю утверждение качество равновесия это и есть смысл жизни человека. мне овладеть своими эмоциями на 100 процентов пока не получается, но я никогда не сдамся, и во чтобы ни стало накину серебряную узду на астрал.

И вы, сударь Сергей - правы, как сказал бы Ходжа Насредин.

Спокойствие спокойствию - рознь. Так, предполагают, что достижение, к примеру - нирванны, это достижение абсолютного спокойствия, хотя это высшее напряжение (как у быстро вращающегося предмета, который кажется неподвижным).
К тому же, нужно различать спокойствие духа (Души) и души (пяти телесных чувств человека).
Известно, что зло - порождает зло. И если мы закрываемся магнитными бурями возмущения, то не только порождаем хаос в себе (неуравновесие, диссонансы, что может вести и к болезням), но и не можем принять Лучи Света - идущие нам на помощь...

С наилучшими пожеланиями к вам!

Грани Агни Йоги, 1952 г. 8 А. Храни равновесие, равновесие духа – основа восприятия. Равновесие – основной Закон Сущего, принцип бытия всякой вещи. Равновесие – корень устоя. В его лучах Пребываем Мы при всех проявлениях жизни. Луч усиливает сущность явления. А что если оно от зла. «У Нас малейшее неуравновесие грозит катастрофой». Надо сохранять равновесие. Начинается (его утверждение) с малого, и ни горе ни радость – ничто не должно его нарушать. Неужели предпочтем улыбку угодливого лепетания непоколебимому спокойствию Владыки, или трепет страха, или гримасу условности. Можно все, но при условии сохранения полного спокойствия. Для приобретения равновесия надо поставить на карту все. Равновесие – условие восхождения. Или оно или ничто. Никто не устоит против равновесия. Это сила, это мощь, это власть, это кристалл огня и кристалл мощи. Храните равновесие любой ценой. Никаких уступок, ни при каких условиях. Почему Требуем торжественного спокойствия? Если «спокойствие есть венец духа», то равновесие – его форма, форма венца, или аспект выявления мощи духа. Только в центре, только во Мне можно обрести эту мощь. Я – мощь равновесия. Во Мне обретешь его силу. Разделив все явления на приятные и неприятные и не допуская, чтобы приятные выводили из равновесия, тем самым устанавливаем и обретаем власть над неприятными. Принцип: не радуйтесь и не будете печаловаться. Моя же радость не от мира сего. Есть чувства космические и чувства земные. Чувства земные приведем к молчанию, со стороны обоих полюсов сдерживая любой из них, чтобы не дать возможности утвердиться и выявиться другому. И только тогда дух будет открыт для чувств космических. Первые связаны с личностью, вторые – с Космосом. «И радость ваша пусть будет совершенная» – формула не личной, но космической, пространственной радости. Не в тишине, но в вихре боя надо учиться равновесию. Потому час трудный сверкает алмазами возможностей. На чем же иначе закалим дух? И нет иного пути понять и выучить великий урок. Так будем на страже, готовые в любой момент обуздать оболочки и радуясь возможности упражнять и закалять дух. Не закалить огненного клинка духа в стоячем болоте, будь это даже болото благополучия. В бурю, в холоде и голоде поспешаем. Так поймем, что взойти можно лишь по ступеням, а они разные. И когда можешь сказать: весь полностью, до глубины Твой – это будет ступень победы. Так Утверждаю тебя в величии спокойствия духа и огненной мощи равновесия. Прими дар Мой и помни: Близость к Владыке – это высшее счастье, доступное смертному на Земле и после, в Мирах. Огненной печатью Моего Духа запечатлен дар Мой тебе. Прими его. Я Сказал.

Грани Агни Йоги, 1972 г. 452. (Авг. 11). Новосибирск, "Алгим", 1998 г. При утверждении контроля над мыслями очень важно, чтобы мысль попала под луч сознания. Будучи таким образом освещена, она выявляет свою сущность и сгорает под лучом, если негодная. При этом нетрудно отмечать, сколько мыслей негожих пытаются вторгнуться в сознание и угнездиться в нем. Подбрасываемые и раздуваемые темными мысли выявляются тут же, и облегчается с ними борьба. Когда такая зоркая настороженность уявлена в применении, можно ее углубить и внимательно наблюдать за своими чувствами и их характером, не дозволяя, чтобы несветлые чувствования и переживания омрачали ауру. Окажется, что множество мелких эмоций постоянно стремится нарушить гармоническое и спокойное состояние ауры. Даже при малом раздражении и прочих чувствах несветлых заградительная сеть ослабевает и выжигается фосфорная ткань нервов. От подобных эмоций человек может бесконечно устать и чувствовать себя совершенно разбитым, если они достаточно сильны и дисгармоничны. Значит, самоконтроль означает и охрану здоровья. Узда на всех чувствах ученика является ступенью, не одолев которой не может он двинуться дальше. «Спокойствие есть венец духа». Равновесие, утвержденное прочно, мощною охраною служит от вторжения хаотических волн беспокойного моря людского. Как же неотложно, спешно и настоятельно нужно утвердить в себе эти великие качества – спокойствие и равновесие. И можно ли променять их на что-либо или принести в жертву разным мелким и крупным переживаниям, в которых утопают обычные люди. Спокойствие достигается большою ценой и готовностью ради него пожертвовать всем, что его нарушает.

* Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традици

и. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

* Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию ее функций, являются:

* Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение), исследующая наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

* Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности (природа познания, его формы, методы, виды, понятие истины, ее критерии и т.п.).

* Социальная философия , изучающая наиболее общие проблемы функционирования и развития общества;

* Философская антропология , исследующая наиболее общие и существенные проблемы человека;

* Философия естествознания, техники, экономики, культуры , осмысляющая наиболее фундаментальные мировоззренческие и методологические проблемы этих наук.

Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

И конечно же это явление имеет глубокие корни и богатую историю.

Возникновение философии, этапы ее развития.

Философия , как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:

* рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью , т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью , направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на:

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры

Любовь не абстрактная категория. Она выражается в поступках, словах, эмоциях. Близкие отношения - это не только поцелуи, вздохи и любовные игры, но и экзамен на умение считаться друг с другом. Это объединяющая двух людей живая энергия, перетекающая от одного партнера к другому. Поэтому вопрос – а что дают партнеры друг другу? – очень важен.


Если вы не возвращаете партнеру энергию в виде любви – близкий человек просто выдохнется и почувствует себя одиноким с вами рядом, а вы рискуете оказаться в глазах партнера равнодушным и эгоистичным человеком.


Если вы будете выражать любовь слишком бурно – близкий человек может потерять ощущение ценности чувства, направленного на него. А может быть еще хуже – чрезмерная демонстрация любви станет восприниматься как назойливость или стремление обязать партнера, связать его чрезмерной опекой по рукам и ногам.


Если на его долю достаются негативные эмоции в виде критики, насмешек, упреков и подозрений, а отношения постоянно напряжены и чреваты неприятными моментами – влечение к вам ослабнет, чувства притупятся, и любовь может остыть, отношения же грозят превратиться в унылую привычку «мириться с недостатками» совместной жизни. И тогда реальная проблема, требующая совместного обсуждения и решения, не будет услышана или будет воспринята как очередная ваша нудная нотация.


В любовном союзе, как это ни странно, важное значение имеют не жаркие страсти и бурные порывы, а «золотая середина». Это касается всего: и вызываемых друг у друга эмоций, и секса, и заботы, и общения. Передозировка любовного пыла и внимания приносит усталость и стремление отстраниться, а недостаток – вызывает чувство заброшенности, ненужные подозрения и раздражение. Как сохранить тепло отношений и обоюдную уверенность друг в друге? Как найти «золотую середину»?


Запомните: выяснение отношений – это конфликтная зона . Поэтому, пытаясь уладить недоразумения или непонимание между вами, не делайте этого в спальне, когда партнер поглощен совсем другими мыслями и увлечен совсем другими целями. Не устраивайте «разбор полетов» в состоянии алкогольного опьянения, или наутро после обильных возлияний, не «зудите», когда близкий человек плохо себя чувствует физически. Не стоит начинать разговор при включенной громкой музыке, или тогда, как партнер чем-то занят или, например, во время футбола по телевизору. Обстановка при таких серьезных разговорах должна быть свободной от срочных дел, спокойной, и вас ничего не должно разделять или отвлекать друг от друга. «Полигоном» для выяснения отношений может стать, например, комфортное совместное чаепитие, со вкусными «плюшками» за столом. Думайте о том, что ваша любовь и хорошее расположение духа близкого человека гораздо важнее, чем частичный дискомфорт, вызванный временными неувязками – и на этой позитивной волне начинайте говорить о наболевшем.


Не держите в себе обиды, не скрывайте проблемы, которые сами не решите, не замалчивайте то, что вас или раздражает в близком человеке. Но и не превращайте общение в бесконечные упреки, жалобы, неуёмную критику. Лучше спокойно, выбрав удобный момент, обсудить причины и симптомы дискомфорта в отношениях. Во время такого разговора нужно стараться «не выходить из берегов», отстраниться от эмоций, быть по возможности кратким, не разглагольствовать о недостатках партнера, и ни в коем случае не ехидничать.


Доверительный разговор, выстроенный в форме диалога, принесет гораздо больше толку, чем трагикомический спектакль- монолог в вашем исполнении или перечень претензий – от манеры одеваться до ошибок в поведении. Постарайтесь избавиться в речи от глаголов повелительного наклонения и назойливых рекомендаций: что, как и когда ему делать. Акцентируйте свое внимание на вопросе – почему так поступает или выглядит партнер?


В отношениях с друзьями или с родственниками также старайтесь сохранять умеренность. Полное пренебрежение к ним с вашей стороны будет воспринято как обидное равнодушие, а стремление «лезть в глаза» и нравиться всем без разбора – как неискренность и вульгарное кокетство. Общаясь с друзьями, родителями, родственниками, проявляя к ним внимание, постоянно держите в поле зрения и внимания вашу драгоценную «половинку». В то же время старайтесь сдерживать в себе порывы доказать всем вокруг, как вы любите своего избранника или избранницу, демонстрировать публично, сколь дорог вам партнер. Согласитесь, заговорщические «секретики», откровенные взгляды, интимные намеки, настойчивые « » в присутствии друзей или родителей будут неправильно поняты ими, заставят их почувствовать себя лишними и слегка униженными, вызвать бессознательную ревность. В партнере же это может спровоцировать чувство стыда, неловкости и стеснения. В любом случае – такое поведение внесет раздражение и неприятную напряженность.


Не бойтесь наедине признаваться вашему близкому человеку в опасениях относительно его поведения, но ни в коем случае не делайте публичных замечаний или напоминаний о прошлых «грешках». Не иронизируйте в присутствии посторонних по поводу прошлых «косяков» и не напоминайте о прошлых обидах. Никогда не обсуждайте своего партнера «за глаза» даже с самыми лучшими намерениями – ни с его друзьями, ни с его родственниками. И уж тем более говорите о партнере «в третьем лице» в его присутствии, даже если у вас есть жедание умилиться и «посюсюкать» о нем, чтобы угодить тем, кто с ним связан дружескими или родственными узами.


Никогда не ставьте условий, не предъявляйте ультиматумов, не ставьте партнера перед выбором: «или я – или мама (друзья, родственники)», «или курение – или поцелуи», и так далее. Связи и вредные привычки появились раньше, чем вы возникли в жизни близкого человека. И уж поверьте, что выбрав для себя совместную жизнь, он меньше мечтал, что в результате такого выбора ему придется полностью менять свою жизнь, отказываться от того, что раньше ему приносило удовольствие или маленькие житейские радости. Не нависайте!


В то же время не стоит бездумно закрывать глаза на вольности в вашем присутствии – например, безудержный флирт с подругами или друзьями, мат в разговоре, слишком затянутые дружеские посиделки, слишком частые попойки. Постарайтесь мягко, но убедительно дать понять вашему партнеру, что с вами нельзя не считаться, и вы – не просто «дополнение» к нему, а вполне самостоятельный человек, претендующий, как минимум, на определенную порцию внимания и уважения.


Не перегружайте на партнера свои проблемы, не бегите к нему с мелкими жалобами, не обсуждайте с ним все происшествия с вашими друзьями и подругами, не дергайте его по каждому пустяковому поводу, демонстрируя свою нарочитую несостоятельность и беспомощность. В то же время – не стоит «тянуть на себе» совместные обязанности и решать созданные не вами проблемы. Справляться с трудностями быта, с финансовыми вопросами нужно сообща, а принимать решения – вместе, посоветовавшись и найдя компромисс.


«Золотая середина» в отношениях принесет равновесие и уверенность обоим. В отношениях главное – не передавить, ваш партнер должен чувствовать надежный и безопасный «тыл», ведь другого «тыла», кроме вас, у него – нет. И при правильном отношении – не появится…

Друзья, сегодня я хочу поговорить о золотой середине. Придерживаться золотой середины очень важно, чтобы ваша жизнь текла гармонично и вы не создавали себе лишнего стресса.

Вспомните, как Будда пришел к золотой середине – познав роскошь, он познал также и противоположную сторону жизни – аскезу, нищету, отказ от материального. Выйдя к реке, он услышал, как на проплывающей по реке лодке наставник говорит юному музыканту: «Если ты натянешь струну слишком сильно, она порвется, если слишком слабо, она будет дребезжать!»

Это применимо абсолютно ко всему! Вопрос в том, как мы будем определять, как мы «натянули струну» нашей жизни? Много мы вкладываемся в то или иное или недостаточно? Главный критерий – внутри нас. Чем ближе мы к нашему внутреннему центру, чем лучше мы распознаем его сигналы и следуем им, тем более ровно и гармонично идет наша жизнь!

К примеру, вы заняты работой над проектом. Но при этом вы – не только работник, вы еще человек, у которого, есть семья, есть заботы и обязанности, есть необходимость в отдыхе наконец! Если перегнуть палку в одну сторону – впрячься в работу так, что приходя домой вы просто падаете, и так не один день, а постоянно, то наступит момент, когда ваши ближние устанут от такого положения дел, дома возникнет напряжение, и вместо желанного отдыха вы получите комок нервов и проблем. А после этого вам опять предстоит идти на работу. Можно представить, с каким настроением… И если ничего не предпринять по решению такой ситуации, то узел на вашей шее будет затягиваться все туже…

На первый взгляд кажется, что взяв на себя чрезмерные обязательства, нет другого выхода, как только лечь костьми, чтобы их выполнить. На самом деле все проще. Как только вы начнете заботиться не только о том, как бы их выполнить, но и о «себе любимом», то затянутый узел будет постепенно высвобождаться. Вы устали, тело затекло – сделайте ряд упражнений! Вы и так работаете в хорошем темпе, но вам приносят дополнительные задания, которые при всех ваших усилиях просто невозможно впихнуть в один рабочий день – не бойтесь сообщить об этом вашему руководителю! Кажется, что если вы начнете заботиться о себе, то ваш имидж прекрасного надежного работника в глазах коллег испортится, но на самом деле все происходит с точностью наоборот…

Итак, что бы вы не делали, какой бы выбор не стоял перед вами, помните, что в первую очередь вы отвечаете за каждый ваш поступок не перед людьми, близкими или далекими, а перед Вселенной. И именно она будет отвечать на ваши действия. Через окружающих вас людей и ситуации. Вы делаете шаг навстречу себе с позиции здорового эгоизма – и вдруг вы замечаете, что начальник несет кипу дополнительной работы уже не вам, а вашему коллеге… Таких примеров может быть сколько угодно. Важно, чтобы вы четко отслеживали, когда вы начинаете забывать о себе, своем теле, своих эмоциях, своих потребностях и концентрироваться на чем-то внешнем и заметив это, возвращались к себе. Почувствуйте свое тело, свое сердце, свой ум, свое дыхание.

А что касается того, как узнать, не слишком ли мало вы вкладываетесь – это можно распознать, когда реальность, которую вы пытаетесь создать – работа ли это, проект или отношения – начинают расползаться по швам. То, во что мы не вкладываемся, что нам не интересно, отпадает само собой.

То, что предназначено вам вы получите в любом случае. То, что не ваше, вы не сможете получить даже если приложете кучу усилий. Так стоит ли вообще волноваться? Делайте то, что вам подсказывает ваше сердце, идите туда, куда оно ведет и не заботьтесь о последствиях. Предоставьте их Вселенной, и вы увидите, насколько легкой, прекрасной и гармоничной станет ваша жизнь!

Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Вам, вероятно, доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Если вы хотите вырастить из ребенка полноценную и самостоятельную личность, очень важно учить малыша выбирать. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.

Как воспитать решительность в ребенке

к оглавлению

Когда и как нужно учить ребенка выбирать?

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

к оглавлению

А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.

к оглавлению

Помогите ребенку сделать выбор

Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным. Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.

к оглавлению

Выбираем одежду вместе

Для малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.

Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.

Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.

к оглавлению

О выборе и псевдовыборе

В науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.

Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.

Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.

к оглавлению

А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

к оглавлению

Выбор правильных жизненных ценностей

Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?

  • Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
  • Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
  • Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
  • Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.

Елена Каспиркевич