Тема по самообразованию " развитие мелкой моторики у детей раннего возраста". План самообразования воспитателя доу " развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста" Темы самообразования воспитателя развитие мелкой моторики

Должность: воспитатель

ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна

Образование: средне- специальное

Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 г.

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Использование нестандартного счетного материала;

Использование нетрадиционных техник рисование;

Лепка из пластилина и соленого теста;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2015 – 2019 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Список литературы

1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012

2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.

4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. Электронные ресурсы

9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html

10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;

11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;

22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.

Ø 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике;

Ø 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Ноябрь 2015 год

Сентябрь 2015

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2015 – 2019 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

I Работа с детьми

  • Наблюдения.
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.

Этапы работы

1. Игры с пальчиками

2. Работа с бумагой. Аппликация.

3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе.

4. «Мозаика» - придумай симметричный узор.

5. Обучение шнуровке.

6. Работа с природным материалом.

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

II Работа с родителями

· Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

· Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

· Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»

· Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

· Посещение родителями НОД.

· Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

· Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

· Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

· Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

Ø 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

Ø 5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

Ø 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2015 – 2019 г

В течении 2015 - 2019 учебных годов

Сентябрь –май

Сентябрь –май

Сентябрь –май

Май 2016 – 2019г

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2015

В течении 2015-2018 гг.

Февраль 2016-2019гг.

В течении 2015-2019 гг.

В течении 2-15-2019гг.

В течении 2015-2019 гг.

Ноябрь 2016г.

Апрель 2017г.

ноябрь 2019г.

Февраль 2016г.

Февраль 2017г.

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете:

№ 4 2015 – 2016 учебного года

№ 4 2016 – 2017 учебного года

№ 4 2017 – 2018 учебного года

№ 4 2018 – 2019 учебного года

Май 2015 - 2019 г

Сентябрь 2015 - 2019 г

В течении года

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

Должность: воспитатель

ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна

Образование: средне- специальное

Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Использование нестандартного счетного материала;

Использование нетрадиционных техник рисование;

Лепка из пластилина и соленого теста;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Перспективный план самообразования

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Подбор и изучение научно - методической литературы:

Список литературы

  1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012
  2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  8. Электронные ресурсы
  9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
  11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
  13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
  15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
  16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
  17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
  18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
  19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
  20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
  21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
  22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.

Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.

  • 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике;

  • 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе

Ноябрь 2015 год

2015 – 2018г

2015 – 2018г

Сентябрь 2015

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Проведение мониторинга на начало года

I Работа с детьми

  • Наблюдения.
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.

Этапы работы

Первый этап - средняя группа.

  1. Игры с пальчиками
  2. Работа с бумагой. Аппликация.
  3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе.
  4. «Мозаика» - придумай симметричный узор.
  5. Обучение шнуровке.
  6. Работа с природным материалом.

Второй этап - старшая группа:

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

Третий этап - подготовительная группа.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

Проведение мониторинга на конец года

II Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»
  • Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
  • Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
  • Посещение родителями НОД.
  • Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

  • Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

  • Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

  • Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

  • 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

  • 5. Презентация для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6. Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

  • 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2015 – 2018 г

В течении 2015 - 2018 учебных годов

2015 – 2016г

Сентябрь –май

2016-2017

Сентябрь –май

2017-2018

Сентябрь –май

Май 2016 – 2018г

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2015г.

Ноябрь 2015г.

Декабрь 2015

В течении 2015-2018 гг.

Февраль 2016-2018гг.

В течении 2015-2018 гг.

В течении 2-15-2018гг.

2016-2018гг.

В течении 2015-2018 гг.

Ноябрь 2016г.

Апрель 2017г.

Ноябрь 2018г.

Февраль 2016г.

Февраль 2017г.

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2015 – 2018 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете:

№ 4 2015 – 2016 учебного года

№ 4 2016 – 2017 учебного года

№ 4 2017 – 2018 учебного года

№ 4 2018 – 2019 учебного года

Май 2015 - 2018 г

Сентябрь 2015 - 2018 г

В течении года

Май 2016г

Май 2017г

Май 2018г

Май 2019г

План самообразования воспитателя МАДОУ № 2 г.Пермь Алешиной Н.А., на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

    Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Содействовать нормализации речевой функции;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

    Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?


    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.


    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.


    Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.


    Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.


    Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.


    У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.


    В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

    Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

    Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от пластиковых бутылок).

    Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

    Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

    Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

    Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

    Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:

    • нахождение заданных предметов,

      угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

План работы на 2015-2016 год

1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
3.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО« Э КСМО» , 2006.

4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Работа с детьми

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Создане с детьми книжки-малышки « Веселый зоопарк», используя способ аппликации (в рамках КОПа).

7.Игра «Я катаю мой орех».

8. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).

Январь

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

6.Игра «Прищепки»

7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)

6.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с семьёй

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Самореализация

Март

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками) Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки» Натягиваем в еревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок . На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«Орехи»
Научился два ореха

Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

«Карандаш»
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.

«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.

«Качели»
Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (« »)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик в , (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул,
(загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул,
(загните указательный палец)
А другой давненько спит…
(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит?
(погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один!
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа,
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра,
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура.
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда!
(Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда!
(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на или на пол.)
– Человечек пошел погулять.
(Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков.
(Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).


Дом и ворота
- На поляне дом стоит (
изображаем "дом" )
- Ну а к дому путь закрыт (
изображаем "ворота" )
- Мы ворота открываем (
ладони разворачиваются параллельно друг другу )
- В этот домик приглашаем. (
изображаем "дом" )

ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
(Затем показать большие пальцы )
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
(и спрятать их обратно. )

ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом

Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.

ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

ПАРОХОД I
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!


Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда,

Есть четыре ноги, А не ходят и три.

Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился,

В лесу вырос,
В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.


ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу"""" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны .
Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.

Дом.

Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Предлагаю Вашему вниманию план работы по самообразованию. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики - важная часть развития речи детей, формирование навыков самообслуживания и подготовки к письму руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Цель : развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • работа с конструктором ЛЕГО
  • рисование по трафаретам
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика.

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

Название мероприятия

Время проведения

Работа с воспитателями

Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

ноябрь

Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

февраль

Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте»

Апрель

Мастер-класс «Волшебные пальчики»

Март

«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук .

Май

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Октябрь

листки-памятки

«Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»,

«Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»,

«Как развить мелкую мускулатуру рук» ,

«Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук»,

«Игровой самомассаж для кистей и пальцев» ,

«Чтобы пальчики писали.» ;

В теч. года

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»

Март

Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей»

Декабрь

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Апрель

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Январь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

Март

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Май

Работа с детьми

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

Использование игр

  • "Спрячь в ладошке",
  • "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
  • "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
  • "Забавные шнурки",
  • "Пришей пуговицу",
  • "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
  • "Одеваем кукол",
  • "Поиграй на пианино",
  • "Пальчиковый театр",

В теч. года

Литература:

  • Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  • Светлова И. "Развиваем мелкую моторику " ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  • - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  • - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
  • - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  • - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
  • - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


Актуальность На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.






Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.


Подобрала и приготовила развивающие пособия разработала проект «Наши пальчики играют» Формы, методы, приемы систематизировала игры по развитию мелкой моторики дополнила предметно-развивающую среду группу нестандартным дидактическим материалом оформила картотеку пальчиковых игр со стихами оформила картотеку пальчиковой гимнастики


Виды деятельности для развития мелкой моторики: лепка из пластилина и глины; составление аппликаций; нанизывание на нитку бусинок, шариков, пуговиц; пришивание пуговиц, вышивание, вязание; наматывание тонкой проволоки; завязывание узла на веревке, шнуре; застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков; закручивание крышки, завод механических игрушек, часов; выжигание; конструирование из мелких деталей. рисование, раскраска, штриховка;


Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.


Нарушения мелкой моторики: - негибкие движения рук; - одностороннее нарушение мелкой моторики; - судороги и дрожь. Нарушения общей моторики: - нарушения координации движений и их точности; - отставание в развитии двигательных навыков; - трудности совершения движений, обусловленные слабостью детских ощущений. Нарушения общей и мелкой моторики


Развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев; активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности; развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками; формируется процесс социальной адаптации у детей. формируется фонетико-фонематическая база; Игры и упражнения имеют многофункциональный характер:












Значение развития мелкой моторики Повышает тонус коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Развивает речевые центры коры головного мозга. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка.


Специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев; формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр. обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; Работа с родителями


Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.





Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек является актуальным напрвлением в моей работе. Перед собой я ставлю ряд приоритетных задач:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек;

Развивать тактильную чувствительность рук детей;

Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста".»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

ПЛАН

профессионального самообразования

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель 2 младшей группы

Кондратова Н.Е.

Цель: повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Изучить литературу по данной теме

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек

Развивать тактильную чувствительность рук детей

Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом

Проведение консультации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Изготовить наглядно-методическое пособия по развитию мелкой моторики,

Отчетность по данной теме.

Теоритический этап

Изучение литературы по данной теме:

- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009;

-Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. Санкт – Петербург, 2014;

-Крупенчук О.И. Тренируем пальнчики – развиваем речь, Санкт – Петербург, 2013

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детство – ПРЕСС, 2013

Практический этап

Использование различных форм работы с детьми

Формы работы с детьми:

-совместная работа,

-индивидуальная работа

Методы и приемы работы:

- пальчиковые гимнастики,

-изготовление дидактических игр, шнуровок,

-лепки из пластилина,

- работа с тестом,

- игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозайкой,

-рисование с использованием шаблонов, трафаретов

в течение года

Предоставление отчета о работе

Форма отчетности:

- Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

- составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик,

- огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики»,

- изготовление папки - передвижки