Величайшие произведения искусства. Знаменитые произведения искусства, тайны которых до сих пор не разгаданы Картины голландской школы живописи - картины в картинах

Но не все теории о смысле произведений явно настолько бредовые. Некоторые умудряются быть одновременно и весьма убедительными, и совершенно умопомрачительными.

1. «Сатир, оплакивающий нимфу» на самом деле показывает жестокое убийство

Картина написана Пьеро ди Козимо в 1495 году, и на ней якобы изображена сцена из «Метаморфоз» Овидия. В этой истории Прокрида была случайно убита в лесу её мужем, охотником Цефалом, который по ошибке принял жену за дикого зверя и пронзил её копьем.

Это типичный выбор сцены для художника эпохи Возрождения, но есть одна проблема. Внимательное изучение показывает, что изображенная на картине Козимо Прокрида не могла быть убита случайно.

По словам британского профессора Майкла Баума, все признаки указывают на то, что полотно изображает зверское убийство. У Прокриды имеются глубокие рваные раны на руке, как если бы она пыталась отражать ножевые атаки. Наконец, на шее также имеется рана.

Вместо изображения сцены романа картина Козимо показывает нам последствия яростной атаки ножом. Вероятно, это не было сделано преднамеренно. Профессор Баум подозревает, что Козимо попросил местный морг одолжить ему труп, для того чтобы зарисовать жертву убийства.

2. Диего Ривера показал, что у Дж. Д. Рокфеллера-младшего был сифилис

Произведение Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной» - одно из заметных творений в мексиканском искусстве живописи. Первоначально фреска была написана по заказу для Рокфеллер-центра, но позже реконструирована в Мехико, после того как Нельсон Рокфеллер уничтожил фреску.

Ему не понравилось, что на ней был изображен Ленин. Восстановление изображения стало также монументальным актом мести. Фреска утверждает, что у отца Нельсона Рокфеллера был сифилис.

Одними из ключевых элементов росписи стали эпизоды последних научных открытий. Галактики, взрывающиеся звезды, множество бактерий, плавающих над головами мужчин и женщин…

После того как Нельсон Рокфеллер уничтожил оригинальную версию, Ривера нарисовал его отца, Дж. Д. Рокфеллера-младшего, в окружении бактерий - возбудителей сифилиса.

Это еще не все. Несмотря на то что Дж. Д. Рокфеллер-младший был на протяжении всей своей жизни трезвенником, Ривера нарисовал его с мартини в руке и женщинами, похожими на проституток. Для усиления эффекта он поместил Ленина на переднем плане.

3. На картине «Изабелла» мужчина скрывает свою эрекцию

Один из корифеев движения прерафаэлитов Джон Эверетт Милле, вероятно, наиболее известен сегодня картиной «Офелия». По крайней мере, так было до 2012 года, пока исследователи не обнаружили нечто неожиданное в его картине «Изабелла». На ней изображена сцена из «Декамерона» Боккаччо, и на пиршественном столе явно просматривается тень от эрегированного члена.

«Декамерон» - одна из самых эротических книг, когда-либо написанных, и картина полна ссылок на сексуальность. Вытянутая нога персонажа представляет собой фаллический символ, а кучка просыпанной соли около тени от пениса, вероятно, символизирует семя. Это выглядит непристойно, но вместе с тем совсем не как обычная порнография.

4. La Primavera выражает любовь к садоводству

Это одно из самых известных произведений Боттичелли в галерее Уффици во Флоренции. La Primavera также одна из самых загадочных картин Боттичелли. Из-за того, что на ней изображена группа женщин, которые ходят по небу, как по лугу, эксперты по-прежнему утверждают, что у картины есть аллегорический смысл.

Но есть одна теория, выделяющаяся из всех остальных своей доказательностью и странностью, которая утверждает, что картина - о садоводстве.

Эта версия выглядит правдоподобной из-за умопомрачительной скрупулезности, с какой автор выписывает каждое растение. По официальным оценкам, на картине изображено, по крайней мере, 500 тщательно отрисованных различных растений почти 200 различных видов.

Некоторые полагают, что это были все растения, которые произрастали в 15-м веке во Флоренции и цвели с марта по май. Другие утверждают, что эти растения Боттичелли придумал сам, специально для этой картины.

5. «Урок музыки» наполнен сексуальностью

Созданный Йоханнесом Вермеером в 1660-е годы «Урок музыки» считается одной из величайших картин, изображавших голландскую жизнь 17-го века. Молодую девушку учит играть на клавесине красивый репетитор.

Это фотореалистичное изображение типичного дня высшего общества во времена Вермеера. По крайней мере, это стандартное объяснение. Некоторые же считают, что картина пронизана сексом и скрытой страстью.

Согласно этой теории картина наполнена маленькими ключиками к пониманию сексуальной напряженности между девушкой и ее наставником. Неудивительно, что образ девушки связан с девственностью, но зеркало над клавесином показывает, что девушка на самом деле во время игры смотрит на учителя.

Кувшин для вина - афродизиак, в то время как инструмент на полу интерпретируется как огромный фаллический символ. Если рассматривать картину с такой точки зрения, то возможно даже предположить, что зритель - это вуайерист.

И это не только в случае с этой картиной. Некоторые искусствоведы утверждают, что присутствие музыки на картинах Вермеера всегда символизирует сексуальность, что делает его творчество очень странным.

6. «Ночная терраса кафе» напоминает о «Тайной вечере»

Нарисованная в 1888 году «Ночная терраса кафе» - одна из наиболее важных работ Ван Гога, полностью раскрывающих особый стиль художника. Она также одна из самых его любимых. Но некоторые утверждают, что в ней имеется гораздо более глубокий подтекст. Согласно недавней теории «Ночная терраса кафе» отсылает нас к «Тайной вечере».

С раннего возраста Ван Гог был чрезвычайно религиозным. Его отец был протестантским священником, и влиятельные арткритики утверждают, что картины художника наполнены христианской образностью.

В случае с «Ночной террасой кафе» эта образность проявляется в виде Иисуса, пришедшего поесть со своими учениками. Если внимательно посмотреть на обедающих, то можно увидеть, что их двенадцать и они сидят вокруг центральной фигуры с длинными волосами.

Что характерно, есть даже ряд крестов, спрятанных на картинке, в том числе один непосредственно над фигурой Христа. Есть и другие доказательства в поддержку этой теории.

Когда Ван Гог писал брату о живописи, он утверждал, что мир испытывает «огромную потребность» в религии. Он был также глубоко увлечен Рембрандтом и выражал желание оживить свой стиль тонкой христианской символикой. «Ночная терраса кафе» вполне может служить доказательством того, что, в конечном счете, ему это удалось.

7. «Аллегория с Венерой и Амуром» предупреждает о сифилисе

Картина, которая показывает Венеру и Амура, собирающихся заняться сексом на фоне лысого мужчины, всегда тревожит воображение. Даже по меркам своего времени картина Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром» темновата.

Несмотря на восторженные отзывы о произведении как об эротический картине «особой красоты», есть много доказательств, что это действительно предупреждение о сифилисе. Об этом свидетельствует кричащая фигура в левой части картины.

Хотя в классическом описании картины сказано, что это метафора ревности или отчаяния, внимательное изучение показывает, что ей на самом деле очень плохо. Пальцы фигуры опухли, как у больных сифилисом, на них не хватает ногтей, а волосы имеют признаки сифилитической аллопеции. Беззубые дёсны предполагают отравление ртутью, которой пытались лечить сифилис в Италии эпохи Возрождения.

У одного из персонажей в ногу впился шип розы, но он этого не замечает. Такое отсутствие ощущений будет непосредственным результатом сифилитической миелопатии. Иными словами, на картине изображены страдания, которые ожидают в будущем тех, кто пойдет на поводу у страстей.

8. El Autobus рассказывает об ужасной катастрофе

Картина мексиканской художницы Фриды Кало El Autobus, написанная в 1929 году, показывает жизнь мексиканского сообщества. Домохозяйка, рабочий, мать-индианка и богатый бизнесмен-гринго, несмотря на социальные различия, ожидают автобус рядом с девушкой, которая, вероятно, означает саму Фриду. Все персонажи этой картины не знают, что их ожидает ужасная авария.

В 1925 году Кало ехала на автобусе, который врезался в трамвай. Столкновение было настолько сильным, что тело Кало насквозь проткнуло металлическим поручнем.

Ее более поздние работы часто ссылаются на эту аварию, подразумевая, что то, что она выжила в катастрофе, чудо. El Autobus также не является исключением. Есть предположение, что рабочий на картине - как раз тот человек, который спас жизнь Кало, вытащив сломанный поручень из её тела.

9. Картины голландской школы живописи - картины в картинах

Голландский золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и в другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали «картины в картинах».

Эти «картины в картинах» рисовали не только Вермеер и его товарищи по кисти. Некоторые считают, что такие картины содержат специальный символьный код. Одним из примеров такого стиля является картина «Тапочки» Самуэля ван Хугстратена.

На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат посреди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера «Отец отчитывает свою дочь».

На первый взгляд, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована в борделе. По-видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, но так как зал пуст - возможно, они ушли заниматься сексом.

В других случаях код был тоньше. На картинах «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, читающая письмо» (на фото) Габриэль Метсю изобразил молодого человека, пишущего письмо своей возлюбленной, и его прочтение.

На второй картине изображение корабля в бушующем море символизирует бурную природу их дальнейшей связи. На картине «Любовное письмо» Вермеера корабль под зловещими тучами внушает мысль о возможных плохих новостях.

Вы можете найти сотни примеров таких голландских картин «внутри картины», которые тонко изменяют смысл основного изображения.

10. Работы Л. С. Лоури полны скрытых страданий

Этот художник середины 20-го века известен картинами, изображающими северо-запад Англии. Л. Лоури часто рисовал огромные городские сцены с толпами «аферистов». Хотя он был популярен, мир искусства в течение длительного времени не признавал его картины, считая их тривиальными. На самом деле картины Лоури наполнены скрытыми человеческими страданиями.

На полотне 1926 года «Несчастный случай» нарисована толпа людей, которые собрались возле озера и смотрят на него. На самом деле художника вдохновила сцена самоубийства в этом месте, а толпа собралась поглазеть на труп утопленника.

На других картинах Лоури изображены персонажи, смотрящие кулачные бои, несчастные, которых выселяют из дома, или просто люди, глядящие из окон в подавленном настроении.

Ни в одной картине трагедия никогда не выпячивается. Все остальные люди продолжают жить своей повседневной жизнью, не подозревая о страданиях своих ближних. В этом мире мы совершенно одни, и наша боль ничего не значит для других. И это, наверное, самое страшное скрытое послание.

Какой язык понятен всем славянам?

Какую ошибку при пользовании столовым ножом совершают почти все?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры?

В Мировом океане плавает лично ваша тонна золота

В мировом океане растворено так много золота, что если бы нам удалось его добыть, то каждому человеку на Земле досталось бы по целой тонне. Но проблема как раз заключается в том, что любой известный нам способ добычи этого золота дороже, чем само золото. Пока не существует технологии делать это быстро и дёшево, так что если вы инженер или изобретатель - вот достойный вызов! Кстати, узнайте, кому принадлежит 11% всего золота в мире.

Кто такие «дети Луны»?

Удаление когтей у кошек - это ампутация пальцев

Великое искусство занимает много времени. Все ниже перечисленные работы являются кропотливым трудом великих художников со всего мира в разные периоды человеческого существования. Величайшие произведения искусства собраны воедино в 10 лучших.

10. Дискобол

Популярная греческая скульптура была создана в 460-450 гг до н.э. Автор произведения — скульптор Мирон. Оригинальная бронзовая статуя была утеряна. Однако сохранилось множество копий, в основном сделанные из мрамора или небольшого слоя бронзы.




Написанная в 1931 году испанским художником Сальвадором Дали, Постоянство памяти — одна из самых узнаваемых произведений искусства. Эта работа призывает людей задуматься об их образе жизни, о том, как тратится наше время. Известно, что художник при написании картины вдохновлялся Теорией относительности Эйнштейна.




Древняя греческая статуя была создана в промежутке времени между 130 и 100 годами до н.э. Считается, что на статуе изображена Афродита — богиня любви и красоты. Мраморная статуя высотой в 203 см была создана Александрием Антинойским, хотя есть и другие версии создания скульптуры. Руки со временем были утеряны. Сейчас на это произведение искусства можно посмотреть в парижском Лувре.

7. Крик


Самое популярное произведение Эдварда Мунка было нарисовано в 1893 году. Написана эта картина была с помощью масла и пастели на картоне. Эта устрашающая картина находится в Национальной галерее Осло, Норвегия.

6. Звездная ночь


Звездная ночь была написана в 1889 году знаменитым нидерландским художником-постимпрессионистом Винсентом Ван Гогом. Это произведение является одним из самых известных в современной культуре. Картина является частью постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Произведение стало вдохновением для песни Винсент Дона Маклина, так же известная, как Звездная звездная ночь.

5. Мыслитель


Эта бронзовая скульптура Огюста Родена изображает раздетого мужчину, размеры которого схожи с человеческими. Он сидит на камне с рукой у подбородка и о чем-то думает. Естественно, что эта картина представляет философское течение. Всего было вылито около 28 полноразмерных копий, у которых рост мужчины около 183 см.

4. Сотворение Адама


Располагается это грандиозное произведение на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, Италия. Микеланджело расписал Сотворение Адама между 1508 и 1512 годами. Это всего лишь одна из девяти сцен из книги бытия, которые все нарисованы по центру потолка часовни.

3. Давид


Еще один шедевр из Ренессанса, созданный итальянским художником Микеланджело. Скульптура Давид была создана между 1501 и 1504 годами. Эта 5-метровая статуя из мрамора демонстрирует обнаженного библейского героя Давида. С 1873 года статуя находится во Флоренции в галерее Академии.




Этот мировой шедевр украшает не музей, а стену столовой в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия. Написал её в конце 15 века самый известный художник всех времен -Леонардо да Винчи. Картина изображает сцену последнего ужина Иисуса со своими учениками. Этот шедевр является одним из самых главных достопримечательностей Милана.

1. Мона Лиза


Самое известное в мире произведение искусства опять же было написано Леонардо да Винчи. Мона Лиза — главная достопримечательность парижского Лувра. 6 миллионов человек посещают этот музей каждый год ради нее. Да Винчи написал Мона Лизу в период между 1503 и 1504. Считается, что эта картина является портретом Лизы Герардини, супруги торговца из Флоренции Франческо дель Джокондо.

Подборка записей

  • «Никогда не разговаривай с незнакомцами»: воспитываем в ребенке осторожность
  • Необычные аттракционы на смотровых площадках

Некоторые всемирно известные предметы искусства таят в себе секреты, разгадать которые не удалось пока даже современным учёным. В нашем обзоре десять произведений искусства с таинственной историей, что, впрочем, делает их ещё более притягательными.

Девушка с жемчужной сережкой

Несмотря на все теории, никто не знает, кого именно изобразил Ян Вермеер в 1665 году на знаменитой картине «Девушка с жемчужной сережкой». Она выглядит так, будто не имеет ни малейшего понятия, что ее рисуют. Одни говорили, что это дочь Вермеера, другие, что это его любовница., а третьи заявляли, что это придуманный образ, и в реальной жизни она никогда не существовала. Единственное, что можно утверждать точно, что на девушке очень недешевое украшение. Остается загадкой и личность самого Вермеера. О его жизни известно очень мало. Пожалуй, лишь то, что Ян всегда жил в городе Делфт и у него было 15 детей.

Две картины в одной

При восстановлении шедевра Роберта Рида, американского импрессиониста 20-го века, реставратор Барри Бауман был поражен, обнаружив, что под слоем краски реставрируемой картины скрывается другое полотно. Эта скрытая картина, получившая название «В саду», изображала молодую женщину. Она сидела за столом на открытом воздухе и что-то читала, потягивая чай. Многие художники рисуют поверх части картины, но Рид по абсолютно неизвестным мотивам сделал вторую картину поверх полностью законченной первой. Все, что известно о Риде, - он был заядлым игроком и умер до Великой Депрессии в Америке.

Любовь и предательство Уолли Нойзель

В начале 1900-х годов Уолли Нойзель была таинственной музой австрийского художника Эгона Шиле. Она появилась в нескольких его картинах (в том числе эротических) и, как считается, была его любовницей. Нойзель была родом из бедной семьи в австрийском Таттендорфе и встретила Шиле, когда ей было всего 16 лет. Со временем их отношения переросли в сугубо профессиональные. Шиле внезапно бросил Нойзель в 1915 году, чтобы жениться на более респектабельной женщине.

Скрытое оружие Давида

До сих пор идут споры нет ли у статуи Давида работы Микеланджело скрытого оружия в правой руке. Некоторые предполагают, что Давид держит в руке скрытый фустибал (метательное оружие, которое представляло из себя пращу, прикрепленную к палке, позволяющее бросать камни на расстояние до 180 метров). Согласно Библии, у Давида была только праща и пять камней, когда он вышел на поединок с Голиафом. С момента создания скульптуры Микеланджело все думали, что в руке у Давида именно праща. Но некоторые исследователи сегодня утверждают, что ремни пращи присоединены к чему-то находящемуся в руке Давида, что вполне может быть рукоятью от фустибала.

Статуя Иисуса с настоящими зубами

В маленьком мексиканском городке было случайно обнаружено, что у 300-летней статуи Иисуса настоящие человеческие зубы с корнями. Никто не знает, откуда взялись эти зубы, поскольку в религиозных традициях прежних времен было принято вырезать волосы и зубы у статуй из костей животных. Созданную в 18-м веке статую Христа собирались реставрировать, перед чем ее просветили рентгеном. Реставраторы были шокированы, обнаружив на рентгеновских снимках прекрасно сохранившиеся человеческие зубы.

Изображение мужчины под портретом гладильщицы

Благодаря использованию инфракрасной камеры во время реставрации, под портретом «Гладильщица» (Пабло Пикассо, 1906 год) была обнаружена совершенно другая картина. На этой второй картине было перевернутое изображение человека с усами. Ученым до сих пор неизвестно, кто был этим человеком и нарисовал ли его именно Пикассо. Выдвигались разные версии - от автопортрета до того, что это знакомый художника.

Учеба при свечах

Вокруг картины «Учеба при свечах» до сих пор ведутся споры - принадлежит ли она кисти Винсента Ван Гога, или же она является подделкой, как утверждает его племянник. Картина выглядит как автопортрет Ван Гога, но ее нижняя треть не завершена, а также содержит странное изображение, похожее на актера японского кабуки. Это изображение в нижней части автопортрета было дорисовано чернилами, а не красками. Картина была впервые приобретена Уильямом Гетцом, руководителем Universal Pictures в 1948 году. На то время была заверена подлинность работы. Но позже племянник Ван Гога объявил «Учебу при свечах» подделкой.

Пропавшая балерина

Никто не знает, каким образом пропала картина балерины «Dancer Making Points» Эдгара Дега из квартиры ее бывшего владельца, миллионерши-затворницы Хьюгетт Кларк. Но когда эта картина появилась в доме Генри Блоха, коллекционера произведений искусства и соучредителя H & R Block, Кларк подала заявление в ФБР, утверждая, что картина принадлежит ей. Хотя Кларк никогда не заявляла о пропаже картины, а Блох утверждал, что приобрел ее законно, картина была возвращена Хьюгетт Кларк. После этого адвокат миллионерши сразу же передал картину Музею искусств Нельсон-Аткинс. Кларк получила изрядную компенсацию, в Блоху было разрешено повесить картину в своем доме до момента его смерти, после чего картина должна быть вновь передана музею.

Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер

В 1990 году произошло самое большое ограбление в мире в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне. Два преступника, переодетых полицейскими, похитили картины Эдгара Дега, Рембрандта и Яна Вермеера общей стоимостью почти 500 миллионов долларов. За 25 лет следователи сотрудничали с десятками людей, которые якобы выступали от имени информаторов, имеющих данные о похищении. Но каждый раз дело заходило в тупик. Сейчас вознаграждение за информацию, которая приведет к возврату картин, составляет уже целых 5 миллионов долларов. Но ни одна из картин так никогда не была найдена.

Другая Мона Лиза

Многие люди считают, что существует только одна «Мона Лиза» - знаменитая картина в Лувре. На самом деле существует еще один портрет в музее Прадо в Мадриде, который был написан или самим да Винчи или одним из его учеников. При этом картина не является копией той, которая размещена в Лувре. Интересно, что вторая картина имеет немного другую перспективу, которая может создать 3-D эффект. Также мало кто знает, что существует еще одно изображение той же женщины авторства Леонардо да Винчи - картина «Айзелуортская Мона Лиза», которая некоторыми экспертами признается самой ранней версией полотна.

План реферата

I. Искусство дореволюционной России

II. Влияние исторических событий на развитие советского искусства

1. Революционное творчество

а. Плакатная агитация

б. Советское батальное искусство

3. Военное искусство

а. «Боевой карандаш»

б. Военные характеры

4. Хрущевская «оттепель»

5. Брежневский бюрократизм в искусстве

III. Творческое наследие будущим поколениям

I. Искусство дореволюционной России

Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии русского искусства. Оно совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 1905-1907 гг., февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции, время крушения старого мира. Окружающая жизнь, события этого необычайного времени определили судьбы искусства: оно претерпело в своем развитии много сложностей и противоречий.

В искусстве 1890-х годов обнаружилась следующая тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж. Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. Кустодиев и В. М. Нестеров. В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество «Мир искусства» во главе с А.Н. Бенуа и С. П. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны.

Перемены в русском искусстве на рубеже двух веков с большей отчетливостью сказались в архитектуре. Подгоняемое развитием капитализма, бурно растет градостроительство. Возводятся банки, различные промышленные здания, строится много доходных домов, ведутся поиски новых типов жилых комплексов. На рубеже XIX - XX вв. И в течение всего первого десятилетия ХХ столетия в русской архитектуре, ровно как и в ряде европейских стран, формируется так называемый стиль модерн (от фр. Современный). В России у его истоков стояли архитекторы Ф. Шехтель, Л. Кекушев, И. Фомин, художники Е. Поленова, М. Якунчикова, С. Малютин.

Следующий этап в истории русского искусства -период XIX - начало XX века (вплоть до 1917 года) -характеризуется, с одной стороны, деятельностью выдающихся мастеров, как В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В. Э. Борисов-Мусатов, и многих других. по своему продолжавших и развивавших реалистические традиции русской культуры, а с другой стороны -активным проявлением, особенно в начале ХХ века, неких новых тенденций, основанных по большей части на отрицании этих традиций, тенденций, сфокусировавшихся в 1910-х годах в получившем мировую известность движении русского авангардизма.

Русскому искусству 1910-х годов пришлось перетерпеть болезни времени. Оно прошло через влияние формалистических течений -кубизма, футуризма, даже беспредметного искусства. Многое из всего этого сейчас лишь достояние истории.

В России 1913-1916 годах получили настоящее теоретическое обоснование формальные поиски и предчувствия парижских живописцев, дорогу к которому открыл Париж, не отважившись, однако, взвалить на себя тяжесть дальнего пути. Движение получившее в России наименование «Футуризм», было формально гораздо богаче и многообразнее того, что последовало за социо -патриотическими словопрениями клуба Маринетти. Русская художественная среда сумела соединить новаторские тенденции кубизма и футуризма, то есть добиться такого синтеза, который оказался недостижим в Париже. Русский синтез был прежде всего концептуальным. Он явился результатом творчества многочисленных группировок художников, объединившихся в петербургской ассоциации «Союз Молодежи». В процессе публичных дебатов, выступлений в печати и театральных постановок в 1913 году под эгидой «Союз молодежи» вырабатывается общая платформа для революционных концепций, которые приведут многих участников к беспредметному искусству.

Ведущие художники начала века правдиво изображали существующую действительность, их искусство направлено против угнетения человека, также оно было пронизано свободолюбием.

II. Влияние исторических событий на развитие советского искусства

2. Революционное творчество

С появлением первого в мире государства рабочих и крестьян перед художниками открылись неведомые прежде горизонты. Советское государство рассматривает явления окружающей жизни с позиции марксистко-лениниского мировоззрения, коммунистической партийности. Глубоко анализируя и изображая события прошлого и настоящего, оно рисует перспективу революционного развития. Успешное развитие искусства после Октября было бы неосуществимо без руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии.

Естественно, что не в один миг осознали художники всю грандиозность задач, вставших перед искусством после революции. Большинство мастеров искусства сразу активно включились в художественную жизнь страны, безоговорочно отдали свое творчество служению Родине.

Закономерно, сто в первые годы Советской власти на первый план вышло Монументальное искусство, которое самым непосредственным образом откликалось на зов времени.

2. Искусство сталинского периода

«1920 - Гражданская война, грязь окопов, обозы с умершими от тифа не смогли убить в народе любовь к искусству. На завьюженных площадях ветер порушил первые панно, ставились монументы рабочих, ученым, идеям труда и свободы. Голод. Люди в страшном напряжении бьются за свои права и за свою жизнь».(Ал. Денейка «Жизнь, Искусство, Время» стр 227).

В период 20-х власть прибирает к рукам всю культурную сферу. Острая необходимость в изображениях способных наглядно разъяснить народу политику Советской власти.

Ленинский план монументальной пропаганды поставил перед художниками большие задачи - они должны были создать образы замечательных людей прошлого: революционеров, философов, писателей, художников, композиторов, артистов. В.И. Ленин указывал, что эти памятники следует ставить вместо старых памятников царей, реакционерам.

Среди художников можно отметить видных представителей Ассоциации Художников революции (АХР) И. Бродского, К. Юона, В. Машкова и других., «Общества художников станковистов»: А. Денейка, Ю. Пименова и других. В 20-е-30-е творят также М. Греков, П. Кончаловский.

Знакомство с советским искусством 20--30-х дает возможность увидеть, с каким воодушевлением стремились художники отразить новое в советской действительности, и среди них мастера старшего поколения, начавшие свой творческий путь задолго до революции. Примером могут служить произведения Б. М. Кустодиева (1878-1927). Его всегда привлекала жизнь толпы, улицы, праздники, ярмарки, базары провинциальных городов и столицы. Он рисует красочные сцены крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта (серия "Ярмарки"). Мастер портрета ("Шаляпин", 1922), театральный художник.

ИСКУССТВО И ИСТОРИЯ: СУЩНОСТЬ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Семенова А. Н., Тарасова М. В. СФУ, Гуманитарный институт, факультет искусствоведения и культурологии, кафедра искусствоведения Красноярск, Россия ART AND HISTORY: THE NATURE OF INTERRELATIONSHIP Semenova A. N., Tarasova M. V. The Siberian Federal University, the Institute of Humanities, the Art and Culture Studies Department Krasnoyarsk, Russia Факт влияния исторических событий на искусство на протяжении времени неопровержим. Новые стили в искусстве возникали из-за изменений в отношении человека к миру, явившихся результатом постоянного бега времени, значимые исторические события фиксировались в произведениях художественной культуры, будто иллюстрируя эпоху. Кроме того, каждый человек искусства принадлежит к определенному времени и хотя бы косвенно, но отражает в своем произведении актуально-историческую ситуацию. Искусство, таким образом, становится своеобразной летописью сменяющихся эпох, записывающей все изменения времени точнее любого ученого. Но неужели искусство всегда только следует за историей, то догоняя, то отставая от событий современной реальности? Быть может, случается так, что история вынуждена подчиниться силе искусства и развиваться под его влиянием иначе? Ведь, как и история, искусство – дело рук человека, и всё зависит лишь от того, какие люди в определенную эпоху окажутся нужнее человеку эпохи вообще: люди, меняющие историю, или люди, творящие идеалы, произведения искусства? Эта проблема остается важной и в наше время, так как взаимовлияние истории и искусства создает картину мира определенной эпохи в целом. Если допустить, что факт обратного влияния возможен, то, чтобы доказать его, необходимо рассмотреть одновременно исторические и художественные процессы и понять их взаимодействие. Столь значительное для истории событие, как Столетняя война Англии и Франции (1337-1453), стало целой эпохой внутри европейского Средневековья и самым длительным в истории человечества военным конфликтом. Особенно тяжело перенесла эти времена Франции, территория которой стала ареной боевых действий и внутренних противоречий. Не смотря на все трудности, Франции удалось одержать победу в 116летней войне за свою свободу, которую во многом принесли стране простые люди, поднятые призывами Жанны д"Арк и других патриотов. При этом художественная культура времени Столетней войны характеризуется, что интересно, не упадком, а напротив, сильным подъемом. Среди смерти и болезней, бедствий и разрушений парадоксально строительство «воздушных» готических храмов, возносящих молитвы страдающего человека о спасении к Богу. В конце XIV-начале XV вв. осуществляется переход от зрелой готики Франции к поздней в связи с отчаянным желанием человека спастись среди всего происходящего вокруг, докричаться до Господа любыми путями. Это время тяжелейших поражений для страны, практически лишенной независимости и захваченной англичанами. Позднеготические храмы стали еще более вытянутыми вверх, декоративные элементы приобретают огненную, устремленную к небесам форму. Как пламенеет пожар в душе верующего, так сам храм становится почти полностью прозрачным от витражных окон, являя собой Горний Град среди земного хаоса. Кроме того, показательно развитие самого типа городского собора, вмещающего (собирающего) в себя все население города и являющегося его «сердцем». Его слитные объемы объединяют верующих в едином молитвенном порыве так же, как народное движение объединило под своими знаменами почти все население Франции для борьбы за свободу своей Родины. Храмовая скульптура готических храмов, оживляющая соборы, в эпоху Столетней войны большое внимание уделяет Богоматери. Усиление Её культа говорит о необходимости в мировоззрении человека времени Столетней войны обрести успокоение у близкого, человечного Божества. Образ Матери Бога выступает здесь и образом Матери всего человечества, готовой выслушать все печали несчастного человека и донести молитвы к Господу. Стремление изменить страшную реальность наблюдается не только в храмовом искусстве, но и в народной литературе, где появились песникомпленты, составлявшиеся простыми людьми, описывающими тяготы жизни и надежды на светлое будущее. Художественные образы, созданные в период Столетней войны, помогли человеку осознать, что он способен победить, и народ, объединенный верой и патриотизмом силой произведений искусства, смог освободить свою страну. Человек, угнетенный историческими событиями, может найти выход из духовного кризиса с помощью художественной культуры. Именно художественные произведения сильнее всего влияют на внутренний мир человека, изменяют его отношение к миру. Человек существует в определенной реальности, которую стремится изменить. Это возможно лишь с помощью искусства, где создаются такие пространства, в которых человека окружает иной мир (во время войны строятся храмы). Помогая людям найти идеалы, искусство показывает путь к новой реальности, толкает к действиям, способным изменить окружающий мир, а, значит, изменить ход истории. Процесс влияния истории на искусства и искусства на историю не останавливается ни на мгновение. Взаимовлияние обогащает обе развивающиеся сферы, что подтверждает актуальность данной проблемы. динамично