Святые Петр и Феврония Муромские – покровители счастливого супружества. Почему Петра и Февронию муромских считают святыми? Петр и феврония символы семейного счастья

8 июля Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских , чья супружеская жизнь представляется идеалом православного брака. Эти святые на Руси считались покровителями домашнего очага, любви и верности. Им молились о благополучии в семейной жизни, просили благословения на брак. С 2008 года в день памяти Петра и Февронии в России отмечают День любви, семьи и верности.

Житие Петра и Февронии

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в XVI веке в России на основе ходивших в Муроме устных преданий. В ней упоминается о том, что Пётр (сын Муромского князя Юрия Владимировича ) победил змея, но не смог увернуться от капель его крови. В результате князь покрылся струпьями и язвами, и ни один из врачей не мог его вылечить. Князь послал своего слугу в Рязанскую землю, где, по слухам, было много лекарей. Там слуга нашёл девушку Февронию — дочь бортника. Она согласилась вылечить Петра — с условием, что князь возьмёт её в жёны. Пётр пообещал, что так и будет. Девушка вылечила его, однако князь не исполнил обещания, поскольку Феврония была простолюдинкой. Вместо этого Пётр одарил её подарками, которые она не приняла.

Феврония заранее знала, что её предназначение состоит в том, чтобы стать супругой Петра, знала она и о будущем обмане. Вскоре Пётр опять заболел и снова обратился к ней за помощью. Феврония его вылечила, и на этот раз Пётр сдержал обещание.

Бояре при дворе враждебно отнеслись к княгине, которая не принадлежала к знатному роду. Они поставили Петру условие — или расстаться с женой, или оставить Муром. Пётр решил вместе с Февронией отправиться в изгнание. После этого в городе началась борьба за власть и смута, и бояре сами попросили князя вернуться.

Икона «Пётр и Феврония возвращаются в Муром». Художник Ирина Львова. Фото: Public Domain

С возвращением Петра и Февронии жизнь в Муроме наладилась, жители города со временем полюбили княгиню. Княжеская чета вела праведную жизнь, а под конец жизни Пётр и Феврония приняли постриг: он — под именем Давида, она — под именем Евфросинии. Святые завещали похоронить себя вместе, но супругов положили в разные гробы. Тогда свершилось чудо: наутро люди нашли их тела в одном гробу. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом.

Погребены были святые в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас мощи святых находятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Кто ещё из православных святых покровительствует семье, любви и верности

Святые Адриан и Наталия

Римские святые Адриан и Наталия вступили в брак молодыми людьми и прожили вместе всего один год. Им было суждено стать свидетелями гонений на христиан: император Максимиан Галерий (293-311 гг. н. э.) обещал награды тем, кто будет доносить на христиан и приводить их в суд. Адриан был начальником судебной палаты. Когда он увидел, с каким мужеством христиане переносят страдания за веру, он уверовал в Христа сам. Император попытался образумить Адриана, но тот настаивал на своём, и Максимиан приказал посадить своего чиновника в темницу.

Фрагмент иконы «Мученики Адриан и Наталия». Фото: Public Domain

В житии Адриана и Наталии рассказывается, что на долю святого выпали жестокие пытки, но рядом с мучеником была его верная жена Наталия. Опасаясь, что муж, видя страдания других мучеников, поколеблется духом, она упросила палачей казнить его первым. После гибели мучеников их тела решено было сжечь, но началась сильная гроза, и печь погасла. Тогда святая Наталия взяла себе руку супруга и хранила её в доме, решив закончить дни в добровольном затворничестве. Но вскоре один из военачальников попросил у императора разрешения жениться на молодой и богатой вдове. Узнав об этом, святая Наталия бежала в Византию, где во сне ей явился её супруг и пообещал, что Господь скоро упокоит её, что и произошло вскоре.

Святые Иоаким и Анна

Святые Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы — не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, но они никогда не роптали и только горячо молились Богу. Однажды во время большого праздника священник в Иерусалиме не принял от Иоакима дары, который тот принёс в храм. Он посчитал, что бездетный муж не достоин приносить жертву Богу. После этого опечаленный Иоаким решил поселиться в пустынном месте, посвятив себя посту и молитве. Анна, узнав об этом, начала усердно молиться о ребёнке. Молитва святых супругов была услышана: в православном предании рассказывается, что им обоим явился архангел Гавриил и возвестил о рождении дочери, которая благословит весь род человеческий.

Икона «Святые Иоаким и Анна». Фото: Public Domain

Святая Параскева

на Руси почиталась как покровительница женщин, брака и семейного счастья. Замужние женщины считали её своей заступницей и защитницей, а девицы молились ей о скорейшем выходе замуж и о хороших женихах.

Святая Параскева (Пятница). Фото: Public Domain

Святая мученица Параскева жила в III веке в годы царствования императора Диоклетиана в Иконии. Будучи ещё девушкой, она рано осиротела. Параскева отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, которые просили её руки, так как она дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников — и приняла мученическую смерть за веру во время гонений на христиан.

Не будьте рабами людей, ибо выкуплены дорогой ценой
Библия

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" - замечательный литературный памятник середины 16 века. Написал легенду по заказу митрополита Макария писатель Ермолай-Эразм.Но митрополит Макарий не принял произведение, посчитав, видимо, что по нему Петр и Февроний не тянут на святых. Но со временем Петра и Февронию, все же, сделали святыми. Сегодня они воплощают собой гимн любви и верности, о чем втайне мечтает каждый человек! Или неудачные переводы, или неправильное понимание текста, но произведение рождает двусмысленное толкование при прямом прочтении, без научного комментария. А как же может звучать произведение сегодня, если современный читатель прочтет повесть, позабыв, что она написана во времена Домостроя? В основе взаимоотношений Петра и Февронии сразу бросается в глаза не любовь, а СТРАХ и РАСЧЕТ: у князя Петра страх умереть молодым от болезни, а у умной Февронии страх всю жизнь прожить униженной и в нищете в глухой деревне. Несмотря на то, что они прожили долгую жизнь и умерли в один день, но большой любви не просматривается!Быть всю жизнь вместе - это не доказательство любви, а больше доказательство зависимости кого-то или взаимозависимости, когда жизнь разрушится
сразу у двоих. Налицо садомазохистский симбиоз, когда один без другого не может, так как сразу потеряют - или жизнь или статус, или сразу всё.Мы видим перед собой удачно заключенную сделку: князю Петру предлагается во имя спасения жизни жениться на спасительнице. Что и происходит.Сделка заключена, с некоторой жертвенностью для Петра, так как идет на это против своей воли. Если бы в основе лежали более высокие интересы, а не житейские, то нам незачем было бы доказывать любовь Петра и Февронии, как это мы видим в "Капитанской дочке", например, где любовь самоочевидна и осязаема, без корысти. Зачем идеализировать легенду, где вполне практический мотив - поиметь другого человека в своих эгоистичных целях, нет той романтической любви, чем так богата русская литература? Зачем в дальнейшем стремиться любящим по примеру Петра и Февронии умереть в один день (может быть и в реальности бывают такие случаи) ? Какая в этом необходимость? Некрофилией попахивает, ценность жизни уходит на задний план! Нравственным и психическим здоровьем это не назовешь! Если бы у них были дети и внуки(а о них ничего в произведении не говорится), то был бы смысл дальше жить кому-то, но на старость лет ушли в монастырь, а потом изъявили желание вместе умереть! Раз не было ни детей, ни внуков, то почему Петра и Февронию надо считать идеальной семьей и ставить её как пример для подражания?Лишь потому, что они не изменяли друг другу!Да, это подвиг - не изменять.Но для хорошей семьи этого мало!Верили в Бога? Но и одной веры мало!Должна же быть какая-то гармония, если хотят воспитывать на примере: и любовь романтическая, которая постепенно из платонической переходит в физическую, и вера в Бога,когда другой не рассматривается как средство, а как цель, и появление детей и служение им, и гуманное отношение к окружающим,особенно с меньшим статусом, и самоотверженное служение Отечеству, и борьба за жизнь до последнего мгновения...Ничего этого мы не видим. Даже городом они управляли не совсем успешно, из-за Февронии возник бунт, и они на некоторое время уклонились от гражданских обязанностей ради личных интересов."Хотим все праведно тебе служить и самодержцем иметь тебя, но Февронию в княгине видеть не хотим, и чтоб она женами нашими государствовала не желаем,"- признавались возмущенные бояре Петру. Это вполне здоровая реакция бояр, которые увидели чужака в своей среде. Мы также болезненно реагируем на блатных, на тех, кто с помощью различных манипуляций присваивает себе высокий статус или материальные блага. Если бы Феврония не лезла во власть, если бы не поучала князя Петра, оставаясь больше женой, то и возмущений в городе не было. С женитьбой на Февронии Петр заметно сникает психологически, играет уже второстепенную роль. Властная Феврония подчинила своей воле князя,а потом и весь город.Хотя князь Петр рабом не стал, но его зависимость от жены чувствуется во всем в ущерб его мужскому достоинству. По нашим современным понятиям Феврония сделала головокружительную карьеру, как говорится именно из грязи сразу в князи!Она нарушила правильное течение жизни Петра, который мог бы жениться на любимой женщине, которая бы родила ему кучу детей, но вынужден был жить с женщиной из-за страха, что он опять заболеет и умрет. Феврония поступила как настоящая эгоистка - с первого мгновения посмотрела на Петра как на своё средство в достижении жизненных благ, что она от него будет иметь, прежде чем помочь! А ведь нас учит русская литература бескорыстию, альтруизму. Хотя эгоизм Февронии вполне соответствует процветанию фиктивных браков, основанных на расчете и личной выгоде, и на подчинении! Разве это не хороший пример для современных охотниц, которые гоняются за значимыми и богатыми мужиками?Их цель не семью иметь, которая для детей создается, а повышение своего статуса,собственность и привилегии другого человека в первую очередь, прикрываемые семьей!
"Вот к нему слово моё: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его", - сказала Феврония.
Князя не мог возмутить подобный поступок, отнесся к её словам с пренебрежением: "Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены". Поэтому, исцелившись, обманул Февронию, не взял её в жены. " И дивился он столь быстрому исцелению.Но не захотел он взять её в жены из-за происхождения её, а послал ей дары." Феврония дары не взяла, так как ей нужна была жар-птица - сам князь со своим положением.
Когда Петр приехал в родной город Муром, то вскоре опять заболел.Сомнение вызывает, что Феврония была верующим человеком, иначе не поступала бы - "ты - мне - я - тебе", помогла бы незнакомому человеку бескорыстно, без всяких условий. Как же с заповедью Христа - возлюбить ближнего своего?! Оставался на Петре один струп, который был не помазан по повелению Февронии (!!!.), как будто знавшая, что Петр её обманет, поэтому и сама пошла на обман. "И начали от того струпа новые язвы расходиться по телу уже в первый день на пути в Муром. И вскоре покрылся Петр многими язвами, как прежде". Как такое могло произойти, если бы Феврония не была колдуньей!? Петр решил согласиться на условия, чтобы не умереть от страшной проказы. Быстро исцелившись, взял в жены Февронию против своей воли. Странно, что исцеление произошло до того, как Феврония стала по-настоящему супругой князя Петра. Значит, могла вылечить и без всяких условий,но женский эгоизм сильнее Бога. Так Феврония стала княгиней всем на удивление и раздражение окружения князя.
Если серьезно прочитать "Повесть о Петре и Февронии Муромских", то возникает двоякое чувство: с одной стороны - достойное уважения литературное произведение, с другой стороны, его главные герои подняты на такую морально-психологическую высоту, чему они своим поведением не полностью соответствуют, что их жизнь во многом выдумана под определенный социальный заказ. И хотя они в дальнейшем прожили неплохую жизнь, но...страх скреплял их отношения больше, нежели та любовь, которую мы пытаемся найти в их образе. Может быть, страх на самом деле великая сила, больше любви...
Коммунисты принуждали верить в одни ложные ценности (коммунизм, неприкосновенность общественной собственности);подсовывали одних ложных героев (Павлик Морозов),редактировали биографии садистов и убийц, поднимая их до уровня ангелов; капиталисты тоже не могут жить без идолов, создают их сегодня или вынимают из истории как пример для подражания, принуждают верить в другие ложные ценности, где чаще всего иллюзии и ложь, прикрытые демагогией и авторитетом власти! Почему бы чиновникам и священникам не подсовывать нам сказки как пример для подражания, а самим быть примером для подражания? Для многих семья перестала быть ценностью,среди священников много холостяков и незамужних, ведут двойную жизнь, чиновники разводятся для отмыва капитала, или наоборот женятся из корыстных соображений, для создания капитала. Петр и Феврония причислены к лику святых непонятно по каким основаниям! О реальных Петре и Февронии ничего не известно, только были когда-то в Муроме подобные личности, которые оставили о себе добрую память. Но как они жили в реальности никто не знает. Вот и решили романтизировать в форме сказки жизнь Петра и Февронии, выдавая это за реальность, и принуждая верить сочиненному как божественному промыслу. Феврония показывает пример женского эгоизма,нацеленная сразу на подчинение себе выгодного мужчины, что входит в противоречие с патриархальным укладом, когда мужчина проявляет инициативу, подчиняет себе женщину.Властность и инициатива Февронии не может не настораживать. Она с первого знакомства сразу ставит князя Петра в зависимое положение,в положение жертвы, зная, что он мягкий и глубоко верующий человек: исцелится, если они станут одной плотью - мужем и женой. Она не даёт Петру право выбора: или умираешь от болезни или излечиваешься, став мне супругом. Неужели у Февронии любовь с первого взгляда к пораженному струпами и язвами незнакомому человеку? Никто из нас этому не верит, потому что противоречит житейскому здравому смыслу. Какой же мотив ею движет? Помочь человеку? Помочь в первую очередь себе выбраться из нищеты с помощью представившейся возможности, когда князь в беде! Петр убил любовника жены своего брата, за что и поплатился проказой...Странно, что сноха изменяла князю Павлу (правившему городом до Петра и Февронии) со змеем-дьяволом не раз и не два, а длительное время - " И долго длился этот обман, пока жена решилась всё мужу поведать". Почему сразу не рассказала князю Павлу об изнасиловании, а только тогда, когда телесные утехи надоели?Князь Петр решил помочь брату в убийстве злодея! А как же подставить правую щеку, как же с любовью к врагам своим? Заповеди Христа не соблюдали, а святыми Петр и Феврония стали, как делаются и сегодня из политических соображений, хотя у некоторых святых за спиной реки крови...Реальные Петр и Февроний не стремились быть святыми, жили обычной жизнью, иногда заботясь о своих горожанах, оставили о себе добрую память. Только вот никакая власть не может существовать без героев и святых. Она их создаёт именно для укрепления своей власти над человеком, для господства над ним, благодаря чему многие имеют высокие статусы и сладкую жизнь.Странно только: чем больше героев и святых, чем больше у народа учителей, тем его нравственная сторона становится всё хуже и хуже.Во времена всеобщего атеизма мы не видили такого уровня преступности,обмана народа,такого лицемерия, такой вражды друг к другу, такого стремления к плотским утехам, как сейчас, когда большинство возомнило себя верующими людьми! Повсюду двойная жизнь - одна для себя, а другая, якобы, для Бога, но опять же для себя грешного, которому хочется вечности в загробной жизни. Неужели мы такие глупые, что без сказок испортимся, не разберемся, что такое хорошо, а что такое плохо? Когда в политике идеалисты - это чревато плохими последствиями, чего мы переживали уже не раз!Без всякого преувеличения "Повесть о Петре и Февронии " - это гениальное произведение. Только бы хотелось, чтобы это гениальное произведение не затмило нам реальную жизнь, что делалось политиками во все времена: то подсовывали труды Ленина для изучения, то труды Сталина, то труды Брежнева...Формировали в каждом из нас одну точку зрения на жизнь с позиции марксизма-ленинизма. Современные политики перестали быть писателями (и это хорошо),но подсовывают священные писания или тексты на религиозные темы - изучайте и становитесь лучше, мало что делая для защиты светских интересов! Появляется другая опасность - политики превращаются в проповедников, вместо того, чтобы заниматься всем своими прямыми обязанностями.Если на международной арене мы активно продвигали идею многополярного мира и добились больших успехов, то почему во внутренней политике мы всё больше и больше скатываемся к однополярному миру, к одной точке зрения - религиозной? Не станем мы лучше,потому что авторитарное государство и авторитарное общество за человека решают, что ему читать и кого любить, каким быть!Пора понимать, что многополярный мир не только где-то, но и внутри нас, в нашем государстве, которое по Конституции является светским, но все больше и больше скатывается к навязываемой однополярной системе!

Внимание! Опрос только для женщин! Примкнувших к нему мужчин легко определить по синему цвету!

В дневниках звучат недоумения: «Что же теперь — немытого бомжа подбирать?»
Может, и так. Когда князь Пётр пришёл в Февронии лечиться, вряд ли он выглядел привлекательно и импозантно. Но главное — всё же это был князь, за которого замуж захотела выйти Феврония.

Что же было для неё важно? Почему она не сделала того же в отношении какого-нибудь мужика или солдата? Богатство, власть и влиятельность князя как вариант отставляем в сторону: Феврония легко перенесла изгнание, да и нападки со стороны бояр к ней, простолюдинке, не были приятными.

Какие же мотивы управляли этой женщиной? Любовь к красивому князю? Да какой же он красивый, когда пришёл болезненным… То, что он герой, а женщины любят героев? Может быть, и так, но вряд ли для Февронии это было важно.

Самое дорогое, что она сама же озвучила — был для неё супруг. И вот здесь вытекает самый главный вопрос к нашим азбуковчанкам: а вам слабо? Или муж будет на втором месте после кошки, собаки, ребёнка, мамы с папой, квартиры, машины?

А слабо устоять перед соблазном поиграть в любовь с чужим воином, пока муж не видит? И кому она говорила слова: «Зачерпни воды с левого борта, а потом с правого?» Наверняка знала Феврония правильный ответ. И не воину она это говорила, а сама себе — скорее всего! Сегодня в простонародии на матерном языке это звучит примерно так: «Что-то на что-то менять — только время терять!» Надеюсь, понятно, о чём я?

Роли в семье князя и Февронии были распределены чётко: он занимался мужскими делами, она — женскими. Вряд ли Феврония просила мужа помочь ей по дому, равно как он не звал её думать над вопросами государственной важности (тогда княжества были отдельными государствами). В-общем, каждый в семье конкретно исполнял свою роль. И, как видим, это семье было только на пользу, а бардак обычно начинается там, где каждый начинает лезть не в своё дело: жена учит мужа, как вести машину, а он наставляет её, как варить щи.

Друг без друга, либо себя рядом с кем-то — супруги даже представить не могли. И это — самое главное! В этом смысл опубликованного ниже вопроса, ответ на который важен для тех мужчин, которые пришли на «Азбуку» найти спутницу жизни. От того, что пишут женщины в комментариях, всецело зависит мнение читающих это мужчин! Ну… и наоборот, конечно! Нас выбирают, мы выбираем… Как это часто не совпадает…

В очередной раз обращаю внимание женщин: Феврония первой предложила Петру на ней жениться! Князь наверняка ошалел от такой наглости, но… именно это сыграло решающую роль! Итак, уважаемые дамы, есть ли среди вас способные на подобный подвиг?

И, наконец, способны ли мы, сегодняшние мужчины и женщины, на верность, любовь, преданность друг другу? Слабо? Или как? Или со смартфоном или ноутом в руках считаем, что появление супругов в одном гробу после смерти — подделка? Настолько мы маловерны, что считаем это сказкой? Есть ли здесь те, кто верит в это — кроме меня?

Способны ли мы продолжать любить друг друга
, когда станем морщинистыми, седыми, лысенькими, худющими или толстенными, к сексуальным отношениям непригожими?

Почему именно Петр и Феврония?

Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, а унижениям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу. Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет, убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Комментарий Священника

Протоиерей Андрей Ефанов:

«О жизни святых Петра и Февронии достоверно мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что жила эта княжеская чета в XIII веке, было у них трое детей, умерли они в один день, приняв на закате жизненного пути монашество. Как единственное в своем роде исключение, похоронены князь и княгиня в одном гробу.

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистника князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

Сегодня День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак. Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине - не значит в одиночестве.

Телесюжет о праздновании дня Семьи, Любви и Верности в Самаре

Петр и Феврония Муромские - русские православные святые, которые почитаются как покровители семьи и брака. Их брак в православии считается образцовым. Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Есть и другая версия этой истории. Изложена она Д. С. Лихачевым так: "Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти". Суть у этой истории, как видно, та же. Какая из них была в реальности - неизвестно, так как Повесть о Петре и Февронии была записана Летописцем Ермолаем Прегрешным по заказу митрополита Макария в 16 веке. Пётр и Феврония были канонизированы в 1547 году. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля по новому стилю) .