Поурочный план политический статус личности. Презентация на тему "политический статус личности". Структура политической культуры

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

9

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

  1. Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

    1. Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

Это:

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

    1. Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)

«Публичная сфера» - Участники коммуникации: профессиональные политики, журналисты, эксперты. Ж и з н ь. 3. Динамика публичной сферы в СССР-России. Либеральная представительная модель (продолжение). Наука: разные отрасли разные формы организации. Развитие представительных институтов. Этапы и векторы трансформации публичной сферы:

«Политический лидер» - 3. Личные слабости Б.Н.Ельцина. Споры об исторической роли Б. Н. Ельцина. План: Политическое лидерство. 1.Работа с учебником: Л. Н. Боголюбов «Обществознание» 11 кл. Оборудование: Компьютер и интерактивная доска. Р.Роллан. Изучение нового материала. Типология лидерства. Задание: Найти и выписать определение – политическое лидерство.

«Человек в политической системе» - Ориентационная Адаптационная Социализации Интегрирующая Коммуникативная Идентификационная. Мобилизационная - организует граждан на решение определенных социальных и политических задач. По степени осознанности участия в политике: Д. Каванах (английский исследователь). Осуществляется посредством, как политических, так и неполитических агентов социализации.

«Политическое участие» - Характеристика категорий. 3. Коммуникаторы. 2. Активисты. 5. Голосующие потребители. 4. Граждане. Готовы участвовать в МСУ Для значительной части активного населения политическое участие обусловлено: Достижением собственного интереса – 69% Ощущением контактов с другими людьми – 26-28%. 6. Аполитичные.

«Формы политического поведения» - 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения. Многообразие форм политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? Причины терроризма: МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный.

«Политическая элита и политическое лидерство» - Циркуляция элит. Факторно-аналитическая концепция. Упорство и одержимость. История вопроса. Макс Вебер. Лидерские качества. Властвующая элита. Неформальный лидер. Элита в обществе. Привилегии элиты. Афоризм. Интерактивный анализ. Харизматические лидеры ХХ века. Харизматический лидер. Психологическая теория.

Всего в теме 15 презентаций

Тема : Политический статус личности.

Повторительно-обобщаюшее 2-х часовое занятие по разделу "Политика"

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

институтов и механизмов демократической власти в России.

: урок усвоения новых знаний

Урок с разнообразными видами занятий.

групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двухчасовое занятие для 11 класса

Тема : Политический статус личности.

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с требованиями современности.

Задачи учителя :

  1. Создать условия для усвоения знаний о политическом статусе личности, о формах политического участия и политической культуре;
  2. Активизация гражданской позиции учащихся;
  3. Способствовать формированию стремления и готовности утверждать в своей практической деятельности демократические ценности и нормы;

Задачи учащихся:

  1. Усвоение основных понятий и терминов темы;
  2. Осознание роли активной гражданской позиции человека в демократическом обществе.

В соответствии с новыми подходами в образовании, основанными на необходимости формирования компетенций современного человека, работника, гражданина, и, в то же время, не отступая от общепринятой схемы целеполагания, считаю целесообразном на данном уроке выделить следующие группы целей, формирующих :

1. Когнитивные компетенции (познавательные):

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины темы (политические ценности, политический статус, политические роли, демократическая политическая культура, популизм, политическое участие);

б) называть и перечислять социально-политические явления и объекты, их существенные свойства;

в) сравнивать и объяснять политические процессы и явления.

2. Операционные компетенции (развивающие):

Операционные компетенции (развивающие):

а) совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

б) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);

в) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию (беседа, диспут);

г) проявлять коммуникативные умения работы в команде, создание коллективных проектов.

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) продолжить выработку активной гражданской позиции;

б) формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

в) формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России.

Тип урока по образовательной цели : урок усвоения новых знаний

Тип урока по способу проведения: урок с разнообразными видами занятий.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая

Технология проведения урока: проблемное обучение.

Средства обучения: ИКТ (презентация Power Point), дидактические материалы.

План урока:

  1. Политические роли.

Формы и виды политического участия.

Политический статус личности.

  1. Роль избирателя.

Ход урока:

I. Орг.момент:

Здравствуйте, уважаемые молодые люди – ученики 11 класса, коллеги и гости урока.

Меня зовут Ирина Дашиевна и прежде чем, перейти к уроку, несколько слов о том, что мы будем делать на этом занятии.

ЧТО мы будем делать? /СЛАЙД 2/

  • Узнаем о имеющихся в нашем обществе условиях и формах политического участия граждан;
  • Индивидуализируем вопрос о политическом статусе личности, определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.

КАК мы будем это делать? /СЛАЙД 3/

  • Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
  • Творчески подходя к заданиям, мы будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

И, наконец, зачем нам всё это? /СЛАЙД 4/

  • Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от вас, граждан России, сегодня многое зависит в нашей стране.

Итак, начнем , тема, по поводу которой мы с вами встретились – бесспорно, одна из самых актуальных тем сегодняшнего дня. Давайте запишем ее в тетрадь:

ТЕМА: Политический статус личности

Учитель : Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы. В сфере политики у личности появляются права и обязанности, выраженные в правовых актах и характеризующие правовое положение личности в обществе.

  1. Проблемная беседа.

Цель: выяснить место и роль личности в системе политико- властных отношений, формы участия личности в политическом процессе .

Перечислите политические права и свободы гражданина?

Предполагаемые ответы учеников: СЛАЙД 5

  • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
  • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
  • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
  • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

В связи с этими правами у человека появляются политические роли, назовите их?

Предполагаемые ответы учеников:

Избиратель, депутат, член партии, участник митинга и т.д.

СЛАЙД 6

Для общей характеристики всех этих политических ролей используется понятие

«политическое участие».

Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения.

СЛАЙД 7

Перед вами классификация М. Вебера, который в 20-е гг. ХХ в. определил три степени вовлечения в политику:

  1. Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п.
  2. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
  3. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования

У вас есть рабочие листы, выполним задание № 1 – 30 сек.

  1. Практикум – заполнение таблицы (задание 1).

Цель задания: применить знания и навыки в новой ситуации.

СЛАЙД 8

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие/

представительное

По количеству участвующих

Периодичность участия

Участие в выборах

Обсудим: называйте форму политического участия и виды, в которых участие может осуществляться.

Ответы учеников: 1и 3, 2 и 4, 3 и 6 группы

Молодцы, самостоятельно раскрыли виды, роли и формы политического участия

/Автономные и мобилизационные виды/

  1. Практическая работа – задачи, работа с текстом.

Цель практической работы : формировать навыки групповой работы, закрепить полученные знания через решение познавательных задач, применить знания, полученные ранее, для дальнейшего обобщения и систематизации.

Сейчас мы обобщим наши выводы и возможно дополним, выполняя практическую работу в группах.

Рабочий лист, задание № 2 – 40 сек. СЛАЙД 9 (Вебер для 5 гр.)

ОБСУЖДЕНИЕ СЛАЙД 10

1 группа

Задание

(В процессе обсуждения учащиеся приходят к ответу - в первом описании речь идёт о постоянном, во втором - о разовом, в третьем - об эпизодическом политическом участии.)

2 группа СЛАЙД 11

  1. Участник фестиваля искусств.
  2. Участник мирной демонстрации

Ответы: 1,3,5,

3 группа СЛАЙД 12

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения? (государственный служащий, автор коллективного обращения в государственные органы, избиратель, организатор и участник митинга, член политической партии)

4 группа: СЛАЙД 13

≪ ≫ .

Задание:

5 группа: СЛАЙД 14

Задание:

СЛАЙД 15

6 группа:

Задание: На основании изложенных фактов сделайте вывод о причинах абсентеизма -уклонения от участия в политике.

Ответы учеников

  1. Определение термина.

Цель задания : активизировать восприятие учебной информации, стимулировать самостоятельность умственной деятельности учащихся.

Итак, осмысливая все сказанное, давайте определим понятие «политический статус личности» - это….

Предполагаемый ответ:

Запись в тетрадь : СЛАЙД 16

Политический статус – место человека в политической системе общества, совокупность его прав, свобод и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

СЛАЙД 17

  1. Учебная дискуссия

Цель: стимулировать познавательную деятельность учащихся, оценить эффективность усвоения учениками предшествующего материала.

Давайте подискутируем, перед вами два тезиса от каждой группы приведите несколько аргументов подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения:

  1. Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой.
  2. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Аргументы детей

Завершение:

Мы все хотим жить хорошо. Никто из нас не хочет жить плохо. Человек рожден для счастья, как птица для полета. О чем мечтает каждый из нас? Что в этой жизни вам нужно больше всего?

Вывод: Мы все очень разные, но желания у нас общие. Мы все стремимся к счастливой и благополучной жизни.

От кого и от чего зависит наша счастливая и благополучная жизнь? (От нас самих, от общества, в котором мы живем, от государства, от той власти, которая управляет государством).

Учитель: Проблема абсентеизма – это не только Российская проблема. Разные страны по-разному пытаются решить ее.

Касаемо избирательного права, как основного нашего политического права, например, в ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф.

В других странах поднимают возрастной ценз, считая молодежь неспособной к принятию важных решений.

  1. Прием: «Поле идей». СЛАЙД 18

Цель: активизация гражданской позиции

А теперь я попрошу вас подумать и ответить на такой вопрос: что лично я могу сделать для развития демократической политической культуры?

Запишите ответ на цветные листы и приклейте пожалуйста свой ответ на этот ватман.

Ну что ж, прекрасно, как много светлых идей. Всех их объединяет одно – любовь к Родине, уже осознаваемая вами ответственность каждого из нас за то, как развивается наша страна и наше общество.

Домашнее задание:

  1. составить схему «Политическая культура».
  2. * На основе социологического исследования, проведённого учёными в середине 90-х годов, выявлены группы населения, различающиеся по отношению к политике.

Интерес к политике постоянен, пользуются различными источниками информации, чтобы быть в курсе происходящих событий.

18,5%

Давно выбрали политические силы и лидеров, которым доверяют, и следят в основном за их деятельностью

4,8%

Политикой интересуются от случая к случаю, в основном заняты собственными делами.

44,5%

Политикой не интересуются, участия в политической жизни не принимают и не собираются принимать.

15,8%

Затрудняются определить свою позицию.

4,6%

На основе своего социологического исследования подготовьте ответы на вопросы:

  1. Изменилось ли отношение к политике в наше время?
  2. Возросло или уменьшилось количество людей, интересующихся политикой?
  3. Определите позиции каждой из групп на начало нынешнего столетия.
  4. Аргументируйте свою точку зрения.

Социологическое исследование можно провести как индивидуально, так и группой

7.Подведение итогов урока.

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Благодарю за работу.

Предварительный просмотр:

ГРУППА 1

Рабочий лист учащегося

Задание № 1

Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

а) Избранный в городскую думу, он приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов.

б) Однажды он принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности.

в) Всякий раз с приближением президентских выборов он переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал.

Задание . Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

ГРУППА 2

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности:

  1. Депутат Государственной Думы.
  2. Владелец частного Дома моделей.
  3. Руководитель политической партии.
  4. Участник фестиваля искусств.
  5. Участник мирной демонстрации

ГРУППА 3

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

Участие в выборах

Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях

Задание № 2

Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него.

Задание : Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

ГРУППА 4

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу поставив любой знак правильно ответа

(Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

Прямое

участие

Представительное

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное -в режимах демократических. ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована ≫ .

Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

ГРУППА 5

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/по количеству участвующих/

Массовое

Групповое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности:

1. Личность активиста / характерна высокая политическая активность, постоянный интерес к политическим проблемам и информированность о них/.

2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике /проявляет интерес к политике, хорошо информирована, но в силу определенных личных обстоятельств

(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует лишь в выборах и отдельных политических акциях/.

3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней.

4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике.

политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность не является субъектом политики.

Задание: Сравните современную классификацию с классификацией М.Вебера. Находите ли вы сходство и различие?

ГРУППА 6

Рабочий лист учащегося ______________________________________________________ 11 «б» класс

Задание № 1 : Заполните таблицу: 1) графу с неуказанным видом политического участия; 2) поставьте любой знак правильно ответа (Ѵ, например):

Формы политического

Участия

Виды политического участия

/периодичность участия/

Разовое участие

Периодическое

Обращения граждан, встречи с политическим лидером

Участие в митингах, пикетах и т.д.

Деятельность политических лидеров

Задание № 2

Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.

Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации).

В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и

потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.

Творчески подходя к заданиям, будем решать задания, дискутировать и заявлять свою позицию.

Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАНИНА право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ДЕПУТАТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР ЧЛЕН ПАРТИИ УЧАСТНИК МИТИНГА Политическое участие- это степень вовлечения личности в политические отношения

Формы политического участия Виды политического участия По количеству участвующих Периодичность участия Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы Участие в выборах Участие в деятельности политических партий, организациях, движениях Обращения граждан, встречи с политическим лидером Участие в митингах, пикетах и т.д. Деятельность политических лидеров

КЛАССИФИКАЦИЯ М. ВЕБЕРА Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству » - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

1 ГРУППА а) Избранный в городскую думу, К. приложил все усилия для того, чтобы выполнить требования избирателей об изменении режима работы крупнейших промтоварных магазинов. б) Однажды И. принял участие в выборах районных советников и долго вспоминал об этом, удивляясь своей активности. в) Всякий раз с приближением президентских выборов В. переживал, читал аналитические статьи в газетах, не пропускал на одной серьёзной политической дискуссии в телевизионной студии. Выборы проходили, и его интерес к политике падал. Задание. Каким видам политического участия соответствует каждая из приведённых характеристик?

2 ГРУППА Укажите, какие из ниже перечисленных положений характеризуют политический статус личности: 1. Депутат Государственной Думы. 2. Владелец частного Дома моделей. 3. Руководитель политической партии. 4. Участник фестиваля искусств. 5. Участник мирной демонстрации

3 ГРУППА Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор обращения коллектива государственных служащих в вышестоящий государственный орган с предложениями по реорганизации своего учреждения, во время избирательной компании мэра города организовал митинг и выступил на нём в защиту предвыборной программы одного из кандидатов, члена той партии, к которой принадлежал сам, а затем на избирательном участке проголосовал за него. Задание: Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения?

4 ГРУППА: ≪ Только в условиях демократии, -подчеркивает современный американский политолог С. Верба, -политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована≫. Задание: Охарактеризуйте автономное и мобилизационное политическое участие. Опираясь на обществоведческие знания и свой личный опыт подтвердите или опровергните мнение американского политолога С.Верба

5 ГРУППА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО М.Веберу 1. Личность активиста Политики «по случаю» 2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике Политики «по совместительству 3. Личность политического наблюдателя с различным уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к политике и лично не участвующая в ней. Профессиональные политики 4. Пассивная личность с нейтральным, безразличным отношением к политике, не интересующаяся ею и мало что о ней знающая.

Абсентеизм – уклонение от участия в политике

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС – ЭТО место человека в политической системе общества; совокупность его прав, свобод и обязанностей; возможность оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Образованный человек всегда отличается высокой политической культурой. Политическая культура не нужна, так как при любом политическом режиме все решает властвующая элита.

Что лично Я могу сделать для развития демократической политической культуры в России?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) Составить схему «Политическая культура». 2) Творческое задание. Социологическое исследование. Основной вопрос: возросло или уменьшилось число граждан, интересующихся политикой (по сравнению с результатами исследования ученых в 90-е гг.).


Cлайд 1

Тема: Политический статус личности Подготовила: Шубенина Светлана Ильинична, учитель истории и обществознания МОУ лицея №34 Г. Тюмень

Cлайд 2

Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти. М. Вебер.

Cлайд 3

Цель: способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

Cлайд 4

Задачи: 1 раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения; 2 способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции; 3 развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

Cлайд 5

Политические права и обязанности: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Cлайд 6

Политические роли: избиратель, депутат, член партии, участник митинга участник общественной организации и т.д.

Cлайд 7

Структура политической культуры: знания и представления о политике; политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения) способы практических политических действий; политическое сознание; политическое поведение.

Cлайд 8

Функции политической культуры: Идентификация – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности. Ориентация – характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе. Адаптация – выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни. Социализация – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. Интеграция – обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Коммуникация – связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Cлайд 9

Типы политических культур (по Г.Алманду и С. Вербе): патриархальный, или тип общин; подданический, или тип субъекта; активистский, или тип участника; «культура гражданина», или смешанный тип.

Cлайд 10

Формы политического участия: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие в выборах; участие в деятельности политических партий, организациях, движениях; обращения граждан, встречи с политическим лидером; участие в митингах, пикетах ит.д.; деятельность политических лидеров.

Cлайд 11

Степень вовлеченности в политику (по М.Веберу): Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний ит.п. Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни. Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.

Cлайд 12 Участие в выборах – это ваша политическая культура.

Слайд 2

Политика

Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти. (М. Вебер)

Слайд 3

Цель

Способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

Слайд 4

Задачи

  1. раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения;
  2. способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции;
  3. развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.
  • Слайд 5

    Политические права и обязанности

    • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
    • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
    • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
    • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
  • Слайд 6

    Политические роли

    • избиратель,
    • депутат,
    • член партии,
    • участник митинга
    • участник общественной организации и т.д.
  • Слайд 7

    Структура политической культуры

    • знания и представления о политике;
    • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения)
    • способы практических политических действий;
    • политическое сознание;
    • политическое поведение.
  • Слайд 8

    Функции политической культуры

    • Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
    • Ориентация характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
    • Адаптация выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
    • Социализация характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
    • Интеграция обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
    • Коммуникация связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
  • Слайд 9

    Типы политических культур (по Г.Алманду и С. Вербе)

    • патриархальный, или тип общин;
    • подданический, или тип субъекта;
    • активистский, или тип участника;
    • «культура гражданина», или смешанный тип.
  • Слайд 10

    Формы политического участия

    • реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;
    • участие в выборах;
    • участие в деятельности политических партий, организациях, движениях;
    • обращения граждан, встречи с политическим лидером;
    • участие в митингах, пикетах ит.д.;
    • деятельность политических лидеров.
  • Слайд 11

    Степень вовлеченности в политику (по М.Веберу)

    • Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний и т.п.
    • Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
    • Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
  • Слайд 12

    Основные этапы избирательной кампании

    • назначение выборов;
    • организация избирательных округов и участков;
    • создание избирательных комиссий;
    • регистрация избирателей в установленном порядке;
    • выдвижение кандидатов на выборные должности;
    • предвыборная агитация (биография, программа, митинг, печатная агитация, встреча с избирателями, теледебаты и т.д.)
    • процесс голосования на избирательных участках;
    • подведение итогов голосования;
    • установление и оглашение результатов выборов.