Первая победа над шведами кто командовал. Значение победы при Гангуте. Синопское морское сражение

НЕ ТОЛЬКО НА СУШЕ, НО И НА МОРЕ

Гангут - полуостров в Финляндии (ныне Ханко), у которого 26-27 июля 1714 г. произошло морское сражение между русским флотом под командованием адмирала Ф.М. Апраксина и царя (99 галер) и шведским флотом вице-адмирала Г. Ватранга (15 линейных кораблей, 3 фрегата). В мае 1714 г. русские галеры отправились к Аландским островам для высадки десанта. Но у Гангута путь им преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Ватранга.

Апраксин не решился на самостоятельные действия ввиду серьезного превосходства шведов в силах (прежде всего в артиллерии) и доложил о сложившейся ситуации царю. Тот прибыл к месту действия 20 июля. Осмотрев местность, Петр велел устроить в узкой части полуострова (2,5 км) переволоку, чтобы перетащить по ней часть своих судов на другой берег в Рилакс-фьорд и ударить ими оттуда в тыл шведам. Стремясь пресечь этот маневр, Ватранг направил в Рилакс-фьорд 10 судов под командованием контр-адмирала Н. Эреншельда.

26 июля 1714 г. наступило безветрие, которое лишило шведские парусные корабли свободы маневра. Петр воспользовался этим. Его гребная флотилия обошла на веслах флот Ватранга и блокировала в Рилакс-фьорде суда Эреншельда. На предложение сдаться шведский контр-адмирал ответил отказом. Тогда 27 июля 1714 г. в 2 часа дня русские галеры атаковали шведские корабли в Рилакс-фьорде. Первая и вторая фронтальные атаки были отражены орудийным огнем шведов. В третий раз галеры сумели наконец вплотную приблизиться к шведским судам, сцепились с ними, и русские моряки бросились на абордаж.

После безжалостной схватки флагманский корабль шведов - фрегат «Элефант» («Слон») был взят на абордаж, и остальные все 10 судов сдались. Эреншельд пытался спастись на шлюпке, но был пойман и захвачен в плен. Трофеями победителей был весь отряд Эреншильда: фрегат «Элефант», галеры «Эрн», «Трана», «Грипен», «Лаксен», «Геден» и «Вальфиш» и шхерботы «Флюндра», «Мортан» и «Симпан». Шведы потеряли 361 чел. убитыми, остальные (около 1 тыс. чел.) были пленены. Русские потеряли 124 чел. убитыми и 350 чел. ранеными. Потерь в кораблях у них не было.

Шведский флот отступил в сторону Стокгольма, а русские заняли остров Аланд. Этот успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии. Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Петр приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Участники Гангутской битвы награждены медалью с надписью «Прилежание и верность превосходит силно». «Первые плоды Российского флота. Морская победа при Аланде июля 27 дня 1714».

9 сентября 1714 г. в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской виктории. Победители прошли под триумфальной аркой. На ней красовалось изображение орла, сидевшего на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орел мух не ловит». В Санкт-Петербурге был построен храм Св. Пантелеймона. На месте погребения погибших воинов в 1871 году был установлен памятник.

Н. Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002

ПЕТР I О ПОБЕДЕ ПРИ ГАНГУТЕ

«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, - обе руки имеет».

«Воистину нельзя описать мужество российских войск как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым от пушек разорваны».

РЕЛЯЦИЯ

О СЛУЧИВШЕЙСЯ МОРСКОЙ БАТАЛИИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЮ АВАНГАРДИЕЙ И ШВЕДСКОЮ ЭСКАДРОЮ

В 21-й день Его Величество ездил морем рекогносцировать неприятельский флот... В 22-й день ездил сухим путем на Ангут для рекогносцированья же неприятельского флота... Как с моря, так и с земли оного сочли (без крейзеров, которых было 6): 13 линейных кораблей, 4 фрегата, 1 блокгоус, 2 бомбардирских галиота, 2 шнявы, 6 больших и малых галер; три судна за островом видны были, как наши русские бригантины, а подлинно рассмотреть было невозможно. Командиры над флотом были один адмирал, вице-адмирал, 2 шаутбенахта. В 23 и 24-х числах ездили и осматривали переволоки и нашли оную, которая только 1170 сажень трехаршинных от Вереминского залива до другого, который по вестную (западную) сторону Ангута... По смотру велено мост делать, дабы несколько легких галер перетащить и пропустить для действ и тем бы неприятеля привесть в конфузию...

Июля в 25-й день (то есть в воскресенье) пополудни слышна была немалая стрельба в море... С брандвахты рапортовали генералу-адмиралу, что та стрельба была от крейзеров неприятельских... Тот час генерал-адмирал письменно рапортовал - (шаутбенахт Петр I) - и при том просил, дабы к утру сам к нему был для летучей обсервации.

В 26-й день генерал-адмирал к тому месту прибыл, а шведский вице-адмирал Лиллий, вышед из шхер от Ангутского устья, поворотил в Твереминдское. Тогда уже подлинно узнали, что неприятельское намерение не к Ревелю, но в Твереминд... Послали указ, дабы весь флот готовился выходить из узкого места, где стояли, дабы неприятель не запер в Авангуте, видя свободный обход. Взяли резолюцию послать 20 галер, проехать мимо неприятельского флота (понеже было тихо), что и учинено под командою капитана-командоpa Змаевича да бригадира Волкова и капитана Бредаля. Неприятель тот час знак дал к походу и стал буксировать, как возможно; а особливо адмиральский корабль шлюпками и ботами буксировали скоро и на наших зело много стреляли, однако ж не вредили их ядра... Когда... наши первые посланные прошли, послали достальные 15 галер, которые тут были с бригадиром Лефортом и с капитанами Дежимонтом и Грисом, которые також... счастливо огребли... Потом шведский адмирал поднял белый флаг для возвращения своего вице-адмирала. В то же время, когда отправляли галеры, получена ведомость, что явились один фрегат и шесть галер и два шхербота неприятельских близ того места, где намерены были мост делать, тогда оба флагмана поехали от того места назад к галерному флоту, а капитану-командору Змаевичу послан указ - велено их атаковать. Но стало того дня поздно: вице-адмирал возвратился и соединился с флотом своим... Понеже генерал-адмирал с шаутбенахтом корабельным (который тогда перешел в галерный флот) между собою были не в ближнем расстоянии, а наипаче разлучила их темнота ночная, того ради в ту ночь 27-го числа июля между помянутыми флагманами была пересылка чрез тайного кабинет-секретаря Макарова... По той пересылке положено с галерным флотом пробиваться сквозь неприятеля.

И в 27-й день поутру генерал-адмирал граф Апраксин со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошел и того же утра приближался к неприятелю. Указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощию Божею и учинено. И так безвредно, что только одна галера стала на мель, которую неприятель взял... Прочие все как суда, так и люди без вреда прошли, хотя со всего неприятельского флота стреляли по нашим надмеру жестоко, от которой стрельбы у одного капитана ногу отбили... Когда адмирал прошел, тогда рапортовал его капитан-командор Змаевич, что он блоковал неприятеля... Когда генерал-адмирал в то место прибыл и, учредя флот к бою, послал генерал-адъютанта Ягужинского к командующему тою шведскою эскадрою шаутбенахту Эрншильду, чтоб оный отдался; на что он сказал, что того учинить не может... Видя их упорство, генерал-адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атаковать... Атака началась в третьем часу по полудни и продолжалась даже до пятого часа... Хотя неприятель несравненную артиллерию имел пред нашими, однако же, по зело жестоком сопротивлении, перво галеры одна по одной, а потом и фрегат взяты. И так крепко неприятели оборонялись, что ни единое судно без абордирования от наших не отдались. Шаутбенахт, спустя флаг, скочил в шлюпку со своими гренадерами и хотел уйти. Но нашими пойман, а именно Ингерманландского полка капитаном Бакеевым с гренадерами.

Пусть слово в слово входит круто,
Пусть будут камнями слова
Пусть слава русского Гангута
Вовек останется жива.

Михаил Дудин

Шел 1714 год. Уже без малого 15 лет длилась изнурительная для России Северная война. Позади были и позорное поражение русских войск под Нарвой в 1700 году, заставившее царя Петра I срочно создавать новую регулярную армию, и славная победа русского оружия под Полтавой в 1709 году, показавшая мощь обновленной России и положившая конец шведской гегемонии в Центральной Европе. Однако, даже потеряв 30-тысячную сухопутную армию, шведский король Карл XII не терял надежды выиграть эту войну.

Для того, чтобы сокрушить Швецию, России нужно было завладеть Балтийским морем, которое сами шведы называли не иначе как "Шведское озеро", стремясь подчеркнуть тем господство здесь своего морского флота. К решению этой стратегической задачи Россия готовилась давно. Сама Северная война была начата русскими с целью отвоевания выхода к Балтике. И хотя русским войскам удалось постепенно занять весь восточный берег Балтийского моря, говорить о достижении контроля над всей Балтикой было еще рано. Для господства на Балтике был необходим мощный военный флот, а его создание было делом нелегким.

Впервые широкое строительство военных судов Петром I было предпринято в Воронеже, после неудачного похода на турецкую крепость Азов летом 1695 года. Тогда, в течение нескольких месяцев, было построено два 36-пушечных корабля "Апостол Петр" и "Апостол Павел", 23 галеры и более тысячи стругов. Эта разношерстная флотилия, во главе с первым русским адмиралом, другом и сподвижником Петра - Францем Яковлевичем Лефортом, участвовала во втором Азовском походе и, блокировав крепость с моря, заставила ее гарнизон сдаться. Это случилось 19 июля 1696 года.

А 20 октября того же года Боярская Дума, обсудив результаты Азовских походов, постановила: "Морским судам быть!", санкционировав тем самым создание военно-морского флота России. Однако необходимых для этого средств государственная казна не имела. Выход был найден в организации "кумпанов" - объединений дворян, монастырей и купечества для финансирования строительства боевых кораблей.

Для руководства строительством в 1697 году в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство, во главе которого встал будущий генерал-адмирал флота Федор Матвеевич Апраксин. К весне 1698 года было построено 52 корабля, составивших основу Азовского флота.

А год спустя у военно-морского флота России появился и свой флаг. Описание его было сделано Петром I: "Белый флаг, через который синий крест святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия крещение." Царь Петр полагал, что этот символ придаст морскому воинству государства российского небесное покровительство, мужество и духовную крепость.

Но флоту были необходимы не только корабли, но и специалисты. Поэтому Петр I отправляет в 1697 году 35 молодых дворян в составе "Великого посольства" для учебы в Голландии и Англии морскому делу, в числе которых едет и сам под именем бомбардира Петра Михайлова. Позднее, в 1701 году, в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, ставшая первым в России военно-морским учебным заведением.

К сожалению, Азовскому флоту не привелось добыть тогда себе славы в успешных морских операциях, а Балтийскому флоту еще только предстояло родиться.

В ходе Северной войны, в мае 1702 года в устье реки Сясь, впадающей в Ладожское озеро, была основана кораблестроительная верфь. Здесь были заложены первые суда, предназначенные для будущих боевых действий за отвоевание Балтийского моря. Единственным путем к Балтийскому морю у россиян была река Нева, соединяющая Ладожское озеро с Финским заливом, но вход в нее со стороны Ладоги грозно прикрывался шведской крепостью Нотербург. Эта мощная крепость, с многочисленной артиллерией, располагаясь на острове, расположенном при впадении Невы в озеро, и представляла собой крепкий орешек. Кстати, до того, как ею овладели шведы, она так и называлась - Орешек.

Петр I, во главе 14 полков, прибыл под стены крепости осенью 1702 года. Шведы отказались капитулировать перед россиянами. Тогда крепость подверглась двухнедельной бомбардировке, а 11 октября последовал решительный штурм. Русские войска, под сильным неприятельским огнем, переправились на лодках на остров и, взобравшись на стены с помощью осадных лестниц, после кровопролитного 12-часового боя овладели крепостью. Памятуя древнее русское название крепости, Петр I торжествующе произнес: "Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен."

Впоследствии Нотербург был переименован Петром в Шлиссельбург (Ключ-город), что должно было означать не только важность его стратегического положения, но и напоминать о том, что именно взятие Нотербурга стало первым шагом к отвоеванию выхода к Балтике.

Следующим шагом к достижению этой цели стало овладение устьем Невы весной 1703 года. 30 апреля, после артиллерийского обстрела, сдалась другая шведская крепость - Ниешанц, находившаяся при впадении в Неву реки Охты. Первое морское сражение в Северной войне произошло 7 мая. Накануне два шведских корабля из эскадры адмирала Нумерса, не подозревая о падении Ниеншанца, вошли в устье Невы. Петр решил, используя утренний туман, неожиданно атаковать их на речных лодках и взять на абордаж. Этот смелый план царь блестяще реализовал. 30 обычных рыбачьих лодок с воинами гвардейских Преображенского и Семеновского полков, под командованием самого Петра и его ближайшего соратника - князя Александра Даниловича Меншикова, в ожесточенной схватке захватили этих два шведских боевых корабля. Причем из 77 человек команды этих судов в живых осталось только 19. В честь этой невероятной и блистательной победы Петр приказал выбить памятную медаль с надписью: "Небываемое бывает!" Ей были награждены все участники этой отчаянной операции. Сам же Петр и князь Александр Меншиков получили, в награду за личную храбрость, ордена Святого Андрея Первозванного - высшую награду Российской империи.

Если завладеть устьем Невы удалось довольно легко, то удержать его в своих руках было гораздо труднее. Шведская крепость Ниеншанц была слабо укреплена, да и находилась далековато от устья Невы. Поэтому, для защиты с моря, на острове Заячий, расположенном в устье реки, 16 мая 1703 года была заложена новая крепость, названная в честь святых апостолов Петра и Павла - Петропавловской. Она-то и положила начало будущей столице Российской империи - городу Санкт-Петербургу.

В 1704 году на острове Котлин, расположенном в Финском заливе напротив устья Невы, началось строительство морской крепости Кроншлот (будущий Кронштадт). Она должна была прикрывать подходы к Санкт-Петербургу, а впоследствии стала главной военно-морской базой России на Балтике. В 1705 году в еще строящемся городе была основана большая кораблестроительная верфь для Балтийского флота и создано новое адмиралтейство. Строительство нового флота приобрело широкий размах.

Это не могло не беспокоить Швецию. Для того, чтобы уничтожить зарождающийся русский флот и его главную военно-морскую базу, Карл XII летом 1705 года направил к устью Невы эскадру под командованием адмирала Анкерштерна в составе 7 линейных кораблей, 6 фрегатов и 8 вспомогательных судов с десантом на борту. Однако русским уже было что противопоставить натиску противника.

Дорогу к Санкт-Петербургу шведам преградил отряд русских кораблей под флагом вице-адмирала К.И.Крюйса (8 фрегатов*, 5 шняв**, 2 брандера*** и несколько гребных судов), который заблаговременно занял позицию у острова Котлин и, опираясь на поддержку его береговых батарей, с 4 по 10 июня отражал неоднократные попытки противника высадить десант на остров Котлин или прорваться к Санкт-Петербургу.

Последняя попытка шведов захватить Котлин была предпринята через месяц - 14 июля. Шведам удалось, подавив огонь наших батарей и кораблей, высадить на остров десант численностью 1600 человек. Яростный рукопашный бой продолжался несколько часов. Шведы потеряли 560 человек убитыми и 114 ранеными, после чего бесславно вернулись на свои суда и ушли, как говорится, "не солоно хлебавши". Так, благодаря стойкости и отваге простых теперь безвестных русских моряков и солдат был спасен молодой Балтийский флот и новая столица русского государства.

После провала операции по захвату Санкт-Петербурга и Кроншлота Швеция больше не решалась вести активных боевых действий на море. Ее флот использовался лишь для поддержки сухопутных сил, транспортных перевозок и охраны своих морских берегов. Но и русский флот еще не был готов к наступательным морским операциям. Основную его силу тогда составляли легкие гребные суда - галеры и скампавеи*, предназначенные для действий в прибрежных водах, да несколько фрегатов. Строительство же крупных линейных кораблей только еще начиналось. Однако и без того обременительная для экономики России война затягивалась. Для ее скорейшего завершения были необходимы активные действия на море.

Обстановка заставляла русских быть более решительными в своих действиях. Весной 1713 года 16-тысячная русская армия высадилась в Финляндии и овладела Гельсингфорсом (Хельсинки), Борго (Порво) и Або (Турку). Теперь русские войска отделял от территории Швеции только Ботнический залив. Петр I задумывает переправить свою армию с финского берега на Алданские острова, расположенные как раз в центре залива, а оттуда уже высадиться в Швецию. Но для этого нужно было подтянуть сюда достаточные силы и иметь под рукой большое количество переправочных средств.

В июле 1714 года из Санкт-Петербурга вышла флотилия русских гребных судов в составе 99 галер и скампавеи с 15 тысячами солдат на борту. Она направлялась к западному побережью Финляндии, к крепости Або, которая служила местом сосредоточения русских войск перед броском на Алданский архипелаг. Но у мыса Гангут, на южной оконечности полуострова Гангут (Ханко), путь русским судам преградил шведский флот под командованием адмирала Ватранга. В его состав входило 15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов. По количеству артиллерии шведский флот значительно превосходил русские силы.

Петр I, лично возглавлявший эту морскую операцию, приказал строить через узкий перешеек полуострова деревянный настил - переволоку, чтобы перетащить галеры по суше и миновать шведский заслон. Узнав об этом, Ватранг разделил свои силы и направил 1 фрегат, 6 галер и 3 шкербота*, под началом контр-адмирала Эреншильда в шхеры, расположенные севернее полуострова, к месту спуска русских галер на воду. Другой отряд, состоящий из 8 линейных и 2-х бомбических кораблей**, во главе в контр-адмиралом Лилье, был направлен к месту стоянки русской флотилии, чтобы помешать вытаскивать галеры на берег.

Но на беду шведов, на море наступил полный штиль. Шведские парусники встали неподвижно.

Воспользовавшись безветрием и распылением сил противника, Петр I решил круто изменить свои планы. Ранним утром 26 июля (6 августа по новому стилю) передовой отряд русских, состоящий из 20 скампавей, под началом капитана-командора Матия Христофоровича Змаевича обошел шведов морем на веслах и, обогнув мыс, блокировал в шхерах отряд судов Эреншильда. Ватранг, чтобы преградить путь остальным русским силам, приказал отбуксировать корабли с помощью шлюпок в море, одновременно отозвав обратно отряд Лилье. Утром следующего дня оставшиеся русские суда, под началом генерала-адмирала Федора Михайловича Апраксина, прошли по мелководью между берегом и шведской эскадрой и направилась на помощь отряду Змаевича. Таким образом суда Эреншильда оказались полностью отрезаны от основных сил и практически лишены помощи Ватранга.

Знаменитое гангутское сражение началось в середине дня 27 июля. Ему предшествовало предложение о сдаче. Когда его отклонили, на корабле адмирала Апраксина был поднят синий флаг, а затем раздался пушечный выстрел. Это были сигналы атаки.

Авангард русского флота под командованием шаутбейнахта Петра Михайлова атаковал не всю шведскую эскадру, а блокированный отряд контр-адмирала Эреншильда, состоящий из фрегата "Элефант" и девяти более мелких кораблей. Шведы располагали мощной артиллерией (116 пушек против 23), но это нисколько не смутило Петра. Два часа шведам удавалось отбивать натиск русских, но затем атаковавшие взяли корабли на абордаж и сцепились с неприятелем врукопашную. "Воистину, - вспоминал об этом сражении Петр, - нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже аборди-рованье так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами, но духом пороховым от пушек разорваны". Эреншильд пытался сбежать на лодке, но был захвачен в плен. "Правда, - писал Петр Екатерине, - как у нас в сию войну, так и у алиртов (то есть союзников) с Францией много не только генералов, но и фельдмаршалов брано, а флагмана ни единого".

Кровопролитное сражение закончилось полной победой русского флота. Шведы потеряли в этом сражении более 700 человек убитыми, 230 моряков сдались в плен. Наши потери составили 469 человек. Все корабли Эреншильда стали трофеями русских. Штиль помешал шведской эскадре оказать помощь терпящему поражение отряду контр-адмирала Эреншильда. Успех русского флота привел в ужас шведский двор: он начал эвакуироваться из столицы. Царь сравнивал морскую победу у Гангута с Полтавской викторией.

За морским сражением, принесшим славу русскому флоту, следовали две церемонии. 9 сентября население Петербурга торжественно встречало победителей. В Неву вошли украшенные флагами три русские галеры. За ними следовали захваченные шведские корабли. Затем показалась командирская галера шаутбейнахта Петра Михайлова. Процессию замыкали две галеры с солдатами. Парад был продолжен на суше: победители несли знамена и прочие трофеи. Среди пленных находился и Эреншильд. Шествие замыкали батальоны Преображенского полка во главе с Петром. Победители прошли через триумфальную арку, на которой красовались замысловатые изображения. Одно из них выглядело так: орел сидел на спине слона. Надпись гласила: "Русский Орел мух не ловит". Смысл иронической надписи станет понятным, если вспомним, что захваченный фрегат назывался "Элефант" (слон).

Продолжение церемонии происходило в Сенате. В окружении сенаторов в роскошном кресле восседал "князь-кесарь" Ромодановский. Шаутбейнахт Петр Михайлов испросил разрешения войти в зал, чтобы отдать рапорт и рекомендательное письмо генерал-адмирала Апраксина о своей службе. Бумаги зачитали вслух, и "князю-кесарю", не отличавшемуся красноречием, сценарий отвел немногословную роль: задав несколько малозначительных вопросов, он произнес: "Здравствуй, вице-адмирал!" Так царь получил чин вице-адмирала. С этого времени он стал расписываться за получение 2240 рублей годового жалованья.

Русские опять удивили все европейские страны! Хитроумно спланировать и разгромить крупный военный флот с помощью одних только гребных судов еще никому не удавалось. После такого поражения шведский флот не смог препятствовать высадке русских войск на Алданских островах, откуда они в течение всего завершающего этапа войны наносили ощутимые удары по побережью Швеции. Петр приравнял победу при Гангуте к славной Полтавской победе и приказал отчеканить золотую и серебряную наградные медали с изображением своего портрета с одной стороны, сцены сражения с другой. Надпись на медали гласила: "Прилежание и верность превосходит сильно. Июля 27 дня 1714" Этой медалью были награждены 144 офицера и 2813 солдат и унтер-офицеров, непосредственно принимавших участие в этой морской баталии.

Победа при Гангуте вошла в историю российского флота как первая крупная морская победа, положившая начало разгрому Швеции на море. Знаменателен тот факт, что именно в шестую годовщину Гангутской победы - 27 июля 1720 года русский флот одержал свою вторую крупную морскую победу у острова Гренгам, ставшую решающим сражением Северной войны и положившую конец шведскому господству на Балтике.

После блестящих побед при Гангуте в 1714 году и при Гренгаме - в 1720 году европейские государства как бы проснулись от спячки и обнаружили на востоке могучее государство - Россию с первоклассным военным флотом. Было от чего призадуматься и Англии, и Голландии, и Франции.

Россия гением Петра I, его сподвижников, отечественных и зарубежных мастеров создала могучий флот. К концу царствования Петра I он имел в своем составе: 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер, 26 кораблей других типов. В его рядах было до 30 тысяч человек, а на счету ряд блистательных побед.

Царь Петр I был уже признанным военным мореходом. Летом 1716 года на Балтийском море состоялись маневры, в которых приняли участие 84 военных корабля. Над 21 из них развевались российские флаги. Чести командовать объединенной эскадрой из кораблей Англии, Голландии, Дании и кораблями России был удостоен Петр I. Он записал в своем дневнике: "Такой чести повелевать флотами чужестранных народов и своим вместе едва ли кто на свете удостаивался. Я с удовольствием вспоминаю доверенность тех держав".

Николай Колесников


Я заветной иду стороною,
Там, где море простором манит,
Там, где ветер в обнимку с волною
Налетает на древний гранит.
Там иду, где знаком каждый камень,
Где прибой богатырский могуч,
В небе месяц уперся рогами
В золотую громадину туч,..
Море! Вспомним под гул твой и плеск твой
Нашу дружбу от первого дня.
Я тебя понимал с полуплеска,
Как и ты с полуслова меня.
Ты терзало меня и ласкало;
Без тебя б мир был скучен и тих,
Мне бы ветры на стонущих фалах
Не сыграли мелодий таких.
Я не знал бы ни цену свиданий,
Ни солености девичьих слез,
И матроса высокое званье
Не сумел бы осмыслить всерьез...
...Ты, что в мире не сыщешь красивей,
Не сули мне затишья минут,
Бейся вечно о берег России,
Где орлы да матросы живут!

До Петра I крупных военных кораблей в России не существовало, потому, как и выхода к морю собственно и не было. Первый русский парусный корабль «Орел», предназначенный для военных нужд и созданный в 1669 году вмещал экипаж всего лишь из 35 человек и предназначался для высадки десанта и абордажной команды, то есть для ближнего боя, но никак не для действий в условиях открытого моря.

Изучив корабельное дело за границей, император пришел к выводу о необходимости серьезной реорганизации морского дела в России и приступил к кораблестроению. Итогом столь обширной реформаторской деятельности стали первые победы, одержанные русским флотом во времена его правления. Впервые русский флот зарекомендовал себя в Азовских походах, после чего был на практике проверен в ходе Северной войны.

Флот при Петре I

Одно из первых крупных и удачных сражений парусного военного флота России при Петре Великом произошло как ни странно, не в море, а на реке Пелкиной 6 октября 1713 года. В сражении приняли участие галерный флот главнокомандующего Апраксина с десантом морской пехоты на борту общей численностью более 16 тысяч человек и корабельный флот, которым командовал сам Петр. Русские войска атаковали позиции противника, обойдя его с флангов, и после непродолжительного сопротивления одержали сокрушительную победу.

27 мая 1714 года состоялось еще одно решающее морское сражение морского флота – Гангутский морской бой, участие в котором принимали гренадерские, пехотные, гвардейские и галерные полки и батальоны. Гангутский бой происходил в условиях открытого моря и превосходящих сил противника, поскольку русская морская эскадра, состоящая из гребного флота, сражалась с 15 линейными кораблями, 3 фрегатами, 2 бомбардирскими кораблями и 9 галерами шведского флота, которым командовал Г. Ватранг.


Гангутский морской бой

Понимая, что победить в бою напрямую такой огромный и хорошо вооруженный флот у русских кораблей нет шансов, Петр решил перебросить часть флота через перешеек севернее самого мыса у которого планировалось дать бой, для чего был построен целый перевалочный мост, по которому галеры должны были быть перетянуты на другую сторону. Шведы, прознав о столь хитроумном маневре, разделили свой флот и бросили его наперерез только что переправленным кораблям, которых там не оказалось, так как все проведенные Петром действия были ничем иным, как военной хитростью, в результате которой удалось поделить большой флот и получить заметное преимущество.

Отряд русского флота в составе 20 кораблей, возглавляемых командором М.Х. Змаевичем начал прорыв шведского флота, при этом оставаясь вне линии огня, в то время как другой отряд из 15 кораблей находился до определенного времени в резерве, что избавило Петра от нужды в переволоке кораблей, но поставило шведов в тупик. Шведы три раза пытались идти в атаку, но были отбиты и после сдачи главного флагмана были вынуждены признать поражения. Спастись удалось только небольшой части шведских кораблей.


Адмирал русского флота М.Х. Змаевич

Еще одно сражение, прославившее русский флот и поставившее его в один ряд с лучшими флотилиями европейских стран произошло 27 июля 1720 года у острова Гренгам, входящего в группу Аландских островов. Русским флотом в составе 90 кораблей командовал М. Голицын, шведским — К. Г. Шеблад. В результате произошедшего боя русским галерам и не требующим большой глубины лодкам удалось заманить шведский флот на мелководье, где он и был разгромлен.

Морские сражения при Петре I поставили крест на господстве шведов в Балтийском море и показали, что Россия становится серьезным соперником не только на суше, но и на море.

Маврикий Бакуа, Гангутское сражение. Гравюра

9 августа 1714 года у мыса Гангут в ходе Северной войны Русский флот под командованием Петра I одержал над шведами первую в русской истории крупную морскую победу. Теперь в деталях — что за сражение и насколько оно было значимо в истории России. Давайте разбираться.

Что знаем о Гангутском сражении

Гангутское сражение - морское сражение Великой Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами, первая в истории России морская победа русского флота.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ватранга.

Тактический ход Петра I

Пётр I (шаутбенахт Пётр Михайлов) применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 прам, 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.


Картина Алексея Боголюбова

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.


Андрей Лысенко. Пётр I встречает иностранный флот, 2004.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.

В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова.

Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман - прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.


П. Н. Вагнер, Гангутское сражение
Мифы и неточности

Впрочем, Санкт-Петербургский исследователь П. А. Кротов, исследовав архивные документы, указал на ряд неточностей в традиционном восприятии битвы. Он показал, что атак в битве было не три, а одна (миф о трех атаках создан шведами для показания их упорного сопротивления). Результаты исследования ученый изложил в монографии «Гангутская баталия 1714 года».

Победа русского флота в Гангутском сражении была обусловлена правильным выбором направления главного удара, умелым использованием шхерного фарватера для проводки гребного флота в Ботнический залив, хорошо организованной разведкой и взаимодействием парусного и гребного флотов в период развертывания сил.

Свою роль также сыграли искусное использование метеорологических условий театра боевых действий для организации прорыва гребного флота при штилевой погоде и применение военной хитрости (демонстративное перетаскивание гребных судов через перешеек в тыл противнику).

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.

«За этот бой Пётр I был произведён в вице — адмиралы»

В сентябре 1714 года в Петербурге состоялись торжества по случаю Гангутской победы. Победители прошли под триумфальной аркой, на которой был изображен орёл, сидевший на спине у слона. Надпись гласила: «Русский орёл мух не ловит».

Прам «Элефант» в боевых действиях больше не участвовал, а стоял вместе с другими трофейными судами в Кронверкской протоке, огибающей Заячий остров с севера (между современным Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью).


Модель корабля, Класс С-1. Прам «Элефант», масштаб 1:48, Аркадий Поливкин, Вечеслав Поливкин, г. Витебск.

В 1719 году царь приказал отремонтировать «Элефант», в 1724 году - вытащить на берег у Кронверкской гавани и хранить вечно как боевой трофей. Но к 1737 году прам сгнил, и его разобрали на дрова.

9 августа — в честь этого события в России официально установлен праздник - День воинской славы.

В ходе сражения шведы потеряли 361 человека убитыми, 350 ранеными, остальные были пленены.

Русские потеряли убитыми 124 человека. Раненых было 342 человека.

В память побед при Гангуте и при Гренгаме (одержанных в разные годы в один и тот же день - день памяти святого Пантелеимона) была построена в Санкт-Петербурге Пантелеймоновская церковь.


Пантелеймоновская церковь, улица Пестеля. Санкт-Петербург, фото: Евгений Якушев

В 1914 году по инициативе Императорского Российского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, сражавшихся при Гангуте и Гренгаме. (Напротив церкви, на торце дома № 11 по улице Пестеля, находится также памятная доска в честь защитников Ханко (современное название Гангута) во время Великой Отечественной войны).

В здании Пантелеимоновской церкви открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко в начале Великой Отечественной войны.

В походном журнале Петра Великого об этом сражении оставлена следующая запись:

«Воистину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых, понеже абордирование так жестоко чинено, что от неприятельских пушек»

Эта победа стала первым крупным военным успехом русского флота и имела большое военно-политическое значение, сам Петр I приравнивал ее по значению к Полтавской битве. Ведь молодой российский флот нанес поражение сильнейшему в то время шведскому флоту, который до Гангутской битвы не знал поражений. К тому же, этот военный успех значительно укрепил позиции русских войск в Финляндии и создал условия для перенесения военных действий на территорию самой Швеции.

Гангутская победа произвела большое впечатление на западные державы. Гангут показал, что родилась ещё одна морская держава, с которой придется считаться. Особенно встревожилась Англия, которая взяла курс на нейтрализацию России в Балтике. Английское правительство, опасаясь, что Россия вынудит Швецию капитулировать и резко усилит свои позиции на Балтийском море, стало оказывать давление на Стокгольм, с целью продолжения войны и угрожать русским своим мощным флотом. С лета 1715 года британская эскадра начнет систематически посещать Балтийское море, стараясь сдержать натиск России на Швецию. Впрочем, это уже другая история…

Одним из наиболее драматических эпизодов Северной войны, в результате которой Россия прорубила своё знаменитое «окно в Европу», явилось Гангутское морское сражение. Оно стало первой победой России над непобедимым шведским флотом. В память о нём учреждён праздник - День воинской славы России, который отмечается ежегодно 9 августа, в годовщину сражения.

Противостояние флотов двух держав

К весне 1714 года Россия овладела всем югом Финляндии и значительной частью её центральной территории. Но одних сухопутных завоеваний было недостаточно. Для выхода к необходима была победа над шведским флотом, беспрепятственно контролировавшим его акваторию. Именно эта задача и была поставлена Петром I перед командованием российской эскадры.

В июне возникла необходимость в укреплении сил гарнизона, охранявшего захваченный русскими войсками порт Абу, являвшийся важным стратегическим объектом. С этой целью к берегам Гангута была направлена флотилия из девяноста девяти гребных кораблей под командованием Ф. М. Апраксина. В её состав входили шестьдесят семь галер и тридцать две скампавеи (небольшие суда для перевозки десанта). Шведы ожидали появления в этом районе российских кораблей, и им наперехват выдвинулся весь их военный флот во главе с вице-адмиралом Густавом Ватрангом - опытным флотоводцем, до тонкостей изучившим военное дело.

Гангутское сражение - поединок гребного и парусного флота

В отличие от российской гребной флотилии, на вооружении шведов находились в основном что создавало значительные преимущества, но в то же время ставило в зависимость от погодных условий. Среди кораблей неприятеля были три фрегата, пятнадцать два бомбардирских галиота и девять крупных галер. Таким образом, на стороне шведов был явный перевес сил, что заставило Ф. М. Апраксина отступить в Тверминнскую бухту и провести под прикрытием её островов почти месяц.

Получив известие о западне, в которую попала российская флотилия, Пётр I поспешил им на помощь. Возглавляемая им эскадра вышла из Ревеля и 20 июля подошла к Гангуту. Желая остаться инкогнито, император скрыл своё настоящее имя под псевдонимом Петра Михайлова. Здесь, перед лицом неприятеля, он показал себя как выдающийся флотоводец. Гангутское морское сражение стало триумфом русского флота благодаря составленному им дерзкому и оригинальному плану.

Тактический ход Петра I

Воспользовавшись географическими особенностями полуострова, Пётр I сумел тактически переиграть шведского вице-адмирала. Он инициировал постройку в самой узкой его части, находившейся напротив гавани, в которой была заперта флотилия Апраксина, так называемую переволоку. Она представляла собой бревенчатый настил длиной два километра, тянущийся от одного берега к другому и позволявший перетащить по нему блокированные корабли на другую сторону полуострова в залив Рилакс-фиорд. Реализация такого плана позволила бы освободить флотилию из блокады.

Получив от разведчиков эти сведения, Густав Ватранг немедленно разделил свои силы на две части и направил в акваторию Рилакс-фиорда военную флотилию, которой командовал контр-адмирал Н. Эреншельд. В его задачу входило уничтожение огнём своей артиллерии русской флотилии во время её переправки через перешеек. Вторая группа судов, которой командовал вице-адмирал Лиллье, должна была, по его замыслу, атаковать главные силы русских. Такое решение было вполне логичным, но тем не менее содержало в себе ошибку, ставшую для шведского флота роковой.

Прорыв русской эскадры

Этим разделением сил противника и воспользовался российский император. Погода в тот день - 6 августа - стояла безветренная, а штиль, как известно, лишает парусные суда их главного преимущества - маневренности. Благодаря этому подарку судьбы эскадра российских судов, которой командовал М. Х. Змаевич, начала прорыв и на вёслах обогнула шведские корабли, стоявшие с бессильно повисшими парусами. Шведы могли лишь в немой ярости взирать на ускользающего противника, так как значительная дистанция между ними и российскими кораблями не позволяла использовать артиллерию.

Вслед за первым отрядом прорвался и второй, состоявший из 15 кораблей. Совершив этот манёвр, отряд Змаевича обогнул полуостров и, к полной неожиданности шведов, окружил их корабли, ожидавшие сухопутной переправы русской флотилии. Далее Ватранг явно запаниковал. Он весьма опрометчиво отозвал отряд кораблей, блокировавших флотилию Апраксина, по-прежнему находившуюся в Тверминнской бухте. Тем самым он открыл прибрежный фарватер и дал блокированным судам возможность, соединившись с основными силами гребного флота, прорваться к авангарду флота.

Как разворачивалось Гангутское сражение

Навсегда сохранит в своих анналах свидетельства незаурядного тактического мастерства и личного мужества российских моряков. Из документов тех лет известно, что днём корабли, входившие в состав отряда Эреншельда и группировавшиеся у северного побережья полуострова, были атакованы авангардом российского флота.

Шведский вице-адмирал построил их вогнутой линией, края которой достигали островов. Это давало им определённые преимущества для использования артиллерии и помогло отбить две первые атаки. Но третья была для них роковой. Она была предпринята против флангов и тем самым не позволила противнику в полном объёме воспользоваться преимуществами своей артиллерии.

Последний абордажный бой, ставший победой

Любопытный факт: Гангутское сражение при Петре 1 явилось последним, исход которого был определён абордажным боем. Известно, что в тот день российский император сам устремился на абордаж, и, вскарабкавшись по канату на борт вражеского корабля, являл собой пример мужества и героизма. Вскоре все вражеские суда были захвачены, а те члены их экипажей, кому посчастливилось остаться в живых, взяты в плен.

Гангутское морское сражение (1714 год) завершилось захватом флагманского шведского корабля "Элефант". Кроме него, трофеями россиян стали ещё десять судов, находившихся под командованием вице-адмирала Эреншельда. Некоторым их кораблям всё же удалось вырваться и уйти к Аландским островам. В плен был взят и сам Эреншельд. Хотя в этот день счастье отвернулось от старого морского волка, он не запятнал себя позором и, будучи семь раз ранен, сдался русским морякам, лишь подчинившись неизбежности.

Факторы, послужившие российской победе

Современные исследователи называют основные факторы, из которых сложилась победоносная история Гангутского сражения. Кратко их можно обозначить как смекалку, проявленную командованием русской флотилии, блестящее тактическое мышление, позволившее использовать преимущества лёгкого гребного флота перед парусным - более мощным, но менее мобильным, и личные выдающиеся флотоводческие качества императора Петра Великого.

До сих пор у исследователей нет единого мнения о количестве атак, предпринятых русскими моряками против шведского флота. Версия, изложенная выше, основана на свидетельстве историков побеждённой стороны, и вызывает некоторые сомнения. Есть основания полагать, что в действительности атака была всего одна, а две остальных являются выдумкой шведов, желавших хоть как-то поддержать пошатнувшийся тогда престиж своего флота и показать, что победа досталась русским дорогой ценой.

Значение победы при Гангуте

Таким образом, в тот день ещё только формирующимся российским флотом было выиграно его первое морское сражение. При Гангуте Россия показала себя зарождающейся новой могучей морской державой. Это значительно подняло её престиж среди других европейских государств и позволило вести на равных переговоры с монархами ведущих стран мира. Кроме того, выигранное в 1714 г Гангутское морское сражение существенно повлияло на общий ход Северной войны.

Благодаря этой победе сухопутные российские силы получили возможность беспрепятственно действовать на побережье Финского и Ботнического заливов. И хотя до полного разгрома Швеции оставалось ещё семь лет, но после Гангутское морское сражение − первая крупная победа на море - показало всему миру необратимость процесса становления России как одной из законодательниц мировой политики.

Триумф победителей

В сентябре 1714 года победители вернулись в Санкт-Петербург. Здесь они были встречены толпами восторженных граждан и прошли торжественным маршем под сводами специально возведённой Триумфальной арки. Её венчало изображение российского орла, сидящего верхом на слоне. Слон - именно так переводится название шведского флагманского корабля «Элефант». Довершала аллегорию ироническая надпись: «Русский орёл мух не ловит».

За Гангутское морское сражение Пётр I удостоился звания вице-адмирала, что было вполне заслужено, учитывая его ведущую роль в командовании флотом и умении принимать грамотные решения в условиях сложной тактической обстановки. Награды получили и многие другие участники этой баталии.

Сразу по возвращении экипажей в столицу была отчеканена тысяча матросских медалей «За победу при Гангуте», но, по свидетельству современников, их не хватило для награждения всех отличившихся в бою, и в последующие два года это число было утроено. Специальные награды были выпущены и для офицерского состава. Россия чтила героев, благодаря которым было выиграно Гангутское сражение. Морская сила державы недаром всегда считалась важнейшей составляющей её обороноспособности.

Пленные корабли

Трофейные корабли шведов были доставлены в Санкт-Петербург. Их разместили для общего обозрения вдоль Кронверкской протоки, с севера отделяющей Петропавловскую крепость от той части берега, где сегодня расположен Артиллерийский музей. Среди них оказался и знаменитый флагман "Элефант".

Пётр I очень дорожил им как памятью о славной победе, и повелел не использовать впредь для военных действий, а, отремонтировав, вытащить на берег и сделать из него нечто вроде мемориала. Так и поступили. Когда-то грозный боевой корабль простоял на берегу вплоть до 1737 года, пока, окончательно сгнивший, не был разобран на дрова.

Церковь - мемориал славы моряков

Гангутское морское сражение унесло жизни многих российских, но ещё больше шведских моряков. Среди них погибшими числятся 361 человек и 350 получили ранения. Среди российских моряков смертью храбрых погибли 124 человека и 342 были ранены. В честь их победы, одержанной в день, когда православная церковь отмечает память святого Пантелеймона, в Санкт-Петербурге была построена церковь. На её фасаде укрепили памятные мраморные доски, где указывались морские и сухопутные соединения, принимавшие участие в сражении.

Церковь в период 1735-1739 гг. перестраивалась под руководством известного российского зодчего И. К. Коробова и дошла до нас в обновлённом виде. Многим знакомо это здание, находящееся в центре города на углу улицы Пестеля и Соляного переулка. Так было увековечено памятником архитектуры Гангутское сражение − первая морская победа России.

Морские бои за Гренгам и оборона Ханки

Та же церковь служит памятником ещё одной славной победе русского флота, одержанной в 1720 году в сражении со шведскими кораблями за остров Гренгам. Гангут стал свидетелем героизма россиян и в годы Великой Отечественной войны. К тому времени он стал называться полуостров Ханка. Навсегда вошла в историю его оборона, начавшаяся в первые дни после нападения Германии на нашу страну и продолжавшаяся 164 дня. О них напоминает расположенная напротив церкви святого Пантелеймона, на противоположной стороне улицы Пестеля.