Как рассчитать ндпи исходя из количества добытого полезного ископаемого. Битва за льготы: краткий обзор налогов на нефть

Транскрипт

1 НОВОЕ В НДПИ ПРИ ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА С 2017 года Юмаев М.М. доктор экономических наук государственный советник Российской Федерации 2 класса доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ведущий эксперт по налогообложению недропользования Ассоциации «ПравоТЭК» С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от ФЗ, которым вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Существенные изменения указанный закон вносит и в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Поправки касаются: определения базового понятия НДПИ «участок недр»; необходимого в текущих экономических условиях увеличения НДПИ при добыче нефти и газа; ряда иных положений НДПИ для нефти. Определение термина «участок недр» Изначально с введением НДПИ ни у фискальных органов, ни у налогоплательщиков не вызывало сомнения, что под участком недр следует понимать именно участок недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами. Актуальность корректного толкования данного понятия возросла с введением в 2007 году первых нефтяных налоговых льгот. Неоднократно Минфин России и ФНС России указывали, что расчет степени выработанности, начальных извлекаемых запасов производится в целом по участку недр, который включает несколько месторождений, залежей и т.п. И только в 2015 году революцию в данном вопросе попытался сделать налогоплательщик. В судебном споре ООО «Компания «Полярное сияние» доказала правомерность применения нулевой ставки (налоговых каникул) по отдельно взятому горному отводу (части участка недр) - Верховный Суд отказал Межрегиональной инспекции 1 в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда. Но неоднозначность данного решения подтверждена последующей судебной практикой. После судов не было единой точки зрения и у фискальных органов. В результате новым пунктом статьи 336 Налогового кодекса участок недр определен

2 как «блок недр (с ограничением по глубине или без такого увеличения), пространственные границы которого ограничены географическими координатами угловых точек в соответствии с лицензией на право пользования недрами, включая все входящие в него горные и геологические отводы». Актуально это, прежде всего, для нефти, газового конденсата и газа. На период до 1 января 2017 года данный закон, конечно, не распространяется, но суды, рассматривая подобные дела по старым периодам, скорее всего, решения будут принимать с оглядкой на этот закон. Увеличение НДПИ с нефти и газа В целях мобилизации дополнительных бюджетных доходов предусматривается увеличение НДПИ при добыче нефти и газа. По-прежнему это осуществляется за счет «утяжеления» формул расчета окончательных ставок налога. Для нефти в формулу определения показателя Дм вводится дополнительное не имеющее названия вычитаемое Кк: для 2017 года этот показатель равен 306 (рублей), для, для С 2020 года этот показатель будет равен нулю. Учитывая, что и сам показатель Дм является вычитаемым, указанные значения в годах увеличивают окончательную ставку НДПИ при добыче нефти. По НДПИ на газ вместо понижающих коэффициентов Кгп для независимых производителей газа в формуле показателя Еут (базовое значение единицы условного топлива) с 2017 года вводятся повышающие коэффициенты Кгп для следующих категорий: собственники объектов Единой системы газоснабжения; организации, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов, за исключением: организаций, в которых одним из участников с долей не менее 50 процентов является российская организация, в которой непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов ЕСГ и суммарная доля такого участия составляет менее 15 процентов (до 2017 года 10 процентов)* 1 ; налогоплательщиков с Кгпн < 0,35. 1 С 10 до 15 процентов увеличивается критерий и при расчете коэффициента Ов (доля реализации газа потребителям Российской Федерации в общем объеме реализованного газа) и коэффициента Ог (доля газа, добытого ПАО «Газпром» и аффилированными лицами, в общем количестве добытого газа). Это приводит к увеличению числа независимых производителей газа, не применяющих повышающие коэффициенты Кгп. 2

3 Одновременно константа в формуле Еут меняется с 0,2051 на 0,15, а коэффициент Ккм, повышающий базовую ставку НДПИ с газового конденсата, будет определяться как частное от деления 6,5 на коэффициент Кгп. Формула Еут до 1 января 2017 года 0,2051 х Кгп х (Ц г х Д г + Ц к х (1 Д г)) (1 Д г) х 42 + Д г х 35 в 2016 г.: Кгп = 1 для собственников ЕСГ, аффилированных лиц, Кгпн<35 (1 группа) Кгп= 0,7317 для остальных (2 группа) с 2017 г. для всех 0,7317 Формула Еут с 1 января 2017 года 0,15 х Кгп х (Ц г х Д г + Ц к х (1 Д г)) (1 Д г) х 42 + Д г х 35 Кгп для первой группы равен (новая редакция п. 1 ст): 1,7969 в 2017 г. 1,4022 в 2018 г. 1,4441 в 2019 г. 1,0 с 2020 г. для второй группы Кгп равен 1 (новая редакция пунктов 17 и 18 ст) Такие манипуляции приведут к увеличению (примерно на 80 процентов) окончательной ставки НДПИ в 2017 году для ПАО «Газпром» и аффилированных с ним компаний (Уточняющие поправки по НДПИ на нефть Либерализирован порядок применения коэффициента Кд менее 1 для трудноизвлекаемых нефтей. Если добыча нефти осуществляется через скважину, которая работает одновременно на нескольких залежах с разными Кд 0,2; 0,4 или 0,8, можно применять максимальное значение Кд ко всей нефти, добытой этой скважиной 2. По-прежнему, коэффициент Кд менее 1 нельзя применять, если скважина работает на залежах, в отношении которых можно применять Кд, и на залежах, не подпадающих под соответствующие требования. При добыче одной скважиной нефти из баженовских продуктивных отложений (и ряда иных с нулевой ставкой НДПИ) и любых иных залежей (как с Кд менее 1, так и не льготных), невозможно будет применить ни нулевую ставку НДПИ, ни Кд менее 1. 2 Определение количества добытой нефти осуществляется в соответствии с Правилами учета нефти. Этот документ предусматривает, по сути, обратный пересчет количества подготовленной нефти в добытую и фактически дезавуирует определение количества нефти на скважине. Более подробно эта тема будет изложена в отдельной статье. 3

4 Текущее состояние налогообложения нефтегазового сектора (тезисы) НДПИ и таможенные пошлины В последние годы НДПИ используется как, прежде всего, фискальный инструмент посредством увеличения налоговых ставок. Этот процесс сопровождается постепенным снижением ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Снижение и отмена нефтяных пошлин на разных этапах презюмировались условиями вхождения России в ВТО, повышением эффективности нефтеперерабатывающей отрасли, даже локальными проблемами - разногласиями с Республикой Беларусь по вопросу возврата России части пошлины в товаров, произведенных из российской нефти и проданных в третьи страны. Федеральные органы исполнительной власти еще не договорились о периоде отмены пошлин (назывались и 2020 и 2025 годы), подготовка к этому идет в рамках так называемых налоговых манёвров. Но тактика отраслевого подхода к налогообложению нефтяной отрасли, направленного на сохранение нейтральности последствий налоговых корректировок для государства и нефтяного сектора, показывает несостоятельность такого подхода. В 2015 году рост поступлений НДПИ составил 10 процентов к 2014 году, а падение поступления пошлин 50 процентов! И НДПИ и пошлина определяются мировой ценой нефти и курсом доллара США, поэтому такое непропорциональное изменение нельзя объяснить только падением цены нефти в конце 2014 года. Унификация НДПИ с нефти и газа При определенной схожести физико-химических параметров нефти и газа, схожести дифференцирующих элементов (степень выработанности, регион добычи) в механизме НДПИ сохраняются самостоятельные сложные алгоритмы расчета налога по этим двум основным видам полезных ископаемых, которые в определенной степени могут быть унифицированы. НДПИ - индивидуален Одним из основных принципов налоговой системы Российской Федерации является независимость правил налогообложения от условий осуществления деятельности конкретных налогоплательщиков. В то же время в НДПИ, как ни в каком другом налоге, наблюдается изобилие корректирующих механизмов, которые нивелируют налоговые изъятия не только для отрасли, но и для групп компаний, для отдельных 4

5 компаний и даже для отдельных геологических объектов. Таким образом устанавливаются индивидуальные режимы налогообложения. Причем это справедливо не только для НДПИ, но и для таможенной пошлины, где предоставление целевых льгот в ручном режиме вполне можно заменить налоговым кредитованием. Неужели выход действительно только в разработке еще одного режима НДД?! Вопросы, изложенные тезисно в настоящем разделе, находятся в разработке. Результаты исследования найдут отражение в материалах, которых будут опубликованы автором на настоящем сайте


НОВОЕ В НДПИ ПРИ ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА С 2017 года С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 30.11.2016 401-ФЗ, которым вносятся изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ: увеличение ставок в 2017 году и другие актуальные вопросы ЮМАЕВ Михаил Мияссярович, д-р экон. наук Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ведущий эксперт

Налогообложение добычи нефти и газа: проблемы и новации Консультант Минфина России Иванов А.И. Действующие режимы налогообложения добычи УВС Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) + экспортная пошлина

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Институт финансово-экономических исследований Центр финансовой политики Налогообложение добычи углеводородов в России в ожидании

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ПРИЛОЖЕНИЯ СРЕДНИЕ СТАВКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ДЕЙСТВОВАВШИЕ В ОТЧЕТНЫХ ПЕРИОДАХ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ Показатели 2015 2016 Изменение,

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕВЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Баландина А.С. Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск Предоставление налоговых льгот является

Актуальные проблемы исчисления налога на добычу полезных ископаемых Горохов Сергей Михайлович Ведущий юрисконсульт 7 октября 2015 г. Изменения в законодательстве по НДПИ С 1 июля 2014 г. полностью вступил

79017_886013 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 304-КГ16-13667 г. Москва 13.12.2016 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 сентября 2013 г. 846 МОСКВА О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть

237/2016-20519(2) АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛ Е Н И Е г. Тюмень Дело Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня

Налоговая политика Российской Федерации в минерально-сырьевом комплексе М.М.Юмаев, доктор экономических наук, государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент Финансового университета при

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. 4 (24) УДК 336.201 ФИНАНСЫ А.С. Баландина РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РОССИИ Налогообложение нефтегазового

Нефтегазовая отрасль промышленности России: тенденции развития, ресурсная база и значение для формирования доходов бюджета директор Центра финансовой политики Департамента общественных финансов к-т эконом.

Www.pwc.com/ru Стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и другие изменения в налогообложении нефтедобычи Налоговый обзор Россия, Выпуск 30 (348), Август 2013 г. Стимулирование разработки

Экономика и управление нефтегазовым производством К.эк. наук, доцент кафедры ЭПР И.В. Шарф Тема 5. Экспортная пошлина как механизм регулирования российской нефтепереработки 5.1 Понятие и цели назначения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения системы налогообложения в виде налога на прибыль

АНАЛИЗ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ) С 2002 ПО 2016 ГГ. Монина Анастасия Валерьевна В статье рассматривается теория и история вопроса, особенности изменения в налоговом законодательстве и

Влияние государственной налоговой политики на газовую отрасль Докладчик: Начальник Департамента налоговой политики ОАО «Газпром» К.И. Оганян 30.05.2012 Влияние Основных направлений налоговой политики РФ

Нефть и газ, энергетика и добывающая промышленность Обзор изменений, произошедших в 2016 году Ключевые события в отрасли 03 Изменения в законодательстве 04 Правовое регулирование участников региональных

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫ1ВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ II /4 2014* т Уважаемый Сергей Евгеньевич! Председателю Г осударственной Думы Федерального Собрания

Www.pwc.com/ru Налогообложение в нефтегазовой отрасли в ожидании больших перемен Налоговый обзор Россия, Выпуск 22 (340), Налогообложение в нефтегазовой отрасли в ожидании больших перемен Что нового? На

Сводная таблица 1 замечаний и предложений к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения системы налогообложения в

Современные подходы и перспективные технологии в проектах освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа 145 УДК 33.3:622.279 П.Б. Никитин, П.П. Никитин, И.А. Зюзина, Е.В. Стречень О новых экономических

3.3. ГОРНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ДОБЫЧУ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Любой вид экономической деятельности предполагает первоначальное вложение средств в проект и определенный

Правовое регулирование налогообложения имущества и объектов природопользования Общая характеристика НДПИ применительно к добыче нефти Объект НДПИ добытые (извлеченные) полезные ископаемые, одним из видов

РАЗВИТИЕ НЕФТЯНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Ю.Бобылев В 2014 г. добыча нефти в России достигла максимального уровня за период с 1990 г. Вместе с тем происходит очевидное замедление темпов роста добычи нефти и

Анализ тенденций налогового регулирования системы недропользования РФ Н.В. Слепцова, Н.Т. Тимофеева, С.А. Филатов ГП «НАЦ РН им. В.И.Шпильмана», г. Тюмень Развитие топливноэнергетического комплекса является

УДК 336.2 Слизкая Юлия Анатольевна магистрант группы ЭО-1-М-09 Научный руководитель: Уткина Светлана Ивановна проф., к.э.н. Московский государственный горный университет ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ

Переход к налогообложению нефтегазовой отрасли на основе финансового результата: российские реалии и международный опыт Алексей Рябов, Менеджер Группа налогообложения компаний энергетического сектора 27

1 Алгоритм заполнения декларации по налогу на добычу полезных ископаемых Теоретические положения Не позднее 2 августа 2010 года все плательщики НДПИ обязаны отчитаться и представить в налоговые органы

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. Цели и задачи дисциплины, её общая характеристика: В соответствии с назначением основной целью дисциплины является получение студентами систематизированных знаний

Круглый стол: «Реформа налогообложения добычи углеводородов» «Независимая нефтегазодобыча России в условиях налоговых реформ» Выступление советника по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих

79060_804129 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 305-КГ16-2122 г. Москва 11 мая 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационные

Майбуров Игорь Анатольевич Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральский государственный технический университет УПИ им. первого Президента России

Налоговый маневр и новые макроэкономические ориентиры 15 января 2015 г. Роль экспортной пошлины (2005 2014 гг.) 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 (9 мес.) Вывозные таможенные пошлины на

À.Â. Ïàíôèëîâ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР 1 Становление и развитие системы налогообложения нефтегазового сектора России. Развитие налоговой системы России в части налогообложения

Всегда в движении! Методические подходы к оценке эффективности разработки месторождений в условиях экономической нестабильности Экономист 2 категории О.В. Еговцева Начальник отдела О.В. Маслак Филиал ООО

В учебнике определены понятие, предмет, источники горного права, рассмотрена история развития отечественного горного законодательства; дана характеристика горного и нефтегазового законодательства зарубежных

НОВОВВЕДЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОБЫЧИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ипполитова И. Н. Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права Тюмень,

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 2016 года 437 г. Луганск Об утверждении Порядка определения платы (сбора) за выдачу лицензии (специального разрешения) на пользование

Новые налогово-правовые условия развития нефтегазовой отрасли России Налоги и ТЭК 1. Изменения в исчислении НДПИ на газ и газовый конденсат Во второй половине 2013 г. и первой половине 2014 г. были приняты

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ НГТУ. - 2005. - 3. - 1-6 УДК 336.22:622.7 ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Е.В. МАЛЫШЕВА В статье рассмотрены особенности формирования систем налогообложения

Освоение Арктического шельфа: основные правовые проблемы и необходимые законодательные изменения Павел Кондуков Руководитель группы «Шельфовые проекты» [email protected] 14 ноября 2014 г. Основные законодательные

79021_765245 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 304-КГ15-18260 г. Москва 26 января 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу акционерного

1 Информация для клиентов Топ-10 событий 2017 г. в сфере регулирования российского недропользования В настоящем обзоре представлены наиболее значимые недавние изменения и тенденции регулирования российского

Налоги - важнейший элемент стимулирования развития нефтяной отрасли: некоторые аспекты расчета налоговой нагрузки Алексей Кондрашов, Партнер, руководитель международной практики налоговых услуг для предприятий

79017_907523 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 307-КГ16-18094 г. Москва 09.02.2017 Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную

Оглавление Введение... 11 1. Теоретические аспекты налогообложения нефтегазовой отрасли... 13 1.1 Характеристика механизма расчета ставки НДПИ... 13 1.2 Налоговый маневр в отношении экспортной пошлины...

НЕПРОИЗНЕСЕННЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Тезисы выступления заместителя директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации Т.А. Егоровой Формирование доходов федерального бюджета на

79042_874021 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело 305-КГ16-2120 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 14.11.2016 Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации председатель Судебной коллегии по экономическим

Основные направления налоговой политики Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Основные направления налоговой политики Иркутской области на 2017 год и на плановый период 2018

АНАЛИЗ ВАРИАНТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА Рогачева А.М., Батарон В.А. В статье рассмотрены возможные варианты дальнейшего реформирования системы налогообложения нефтегазового

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Р^/ 201 г. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Председателю Государственной Думы Федерального Собрания

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Проект Статья 1 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НЕДРАХ» Внести в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. 2395-I «О недрах» (Ведомости

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ Юрий БОБЫЛЕВ, канд. экон. наук В 2015 г. в российском нефтяном секторе начата реализация так называемого «налогового маневра» системы мер, предусматривающей значительное

«NAUKA- RASTUDENT.RU» Электронный научно-практический журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814 ЭЛ ФС 77-57839 от 25 апреля 2014 года Территория

Введение налога на финансовый результат в нефтяной отрасли МОСКВА 2015 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (НФР) Проблемы действующей системы

АНТОН РУБЦОВ Директор по консалтингу компании VYGON Consulting СЕРГЕЙ ЕЖОВ Главный экономист компании VYGON Consulting НФР ОСНОВА СЛЕДУЮЩЕГО МАНЕВРА Представляется, что наступает благоприятный момент для

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Центр магистратуры

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2008 г. N 12914 МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 сентября 2008 г. N 232 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРТОВОГО

Автоматизированная копия 586_403112 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6909/12 Москва 30 октября 2012 г. Президиум Высшего

602_690440 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело 305-КГ15-1414 г. Москва 02.07.2015 резолютивная часть определения объявлена 30 июня 2015 года полный текст определения изготовлен 02 июля

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РУКОВОДСТВОМ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Настоящий анализ финансового положения и финансовых результатов деятельности должен рассматриваться в контексте

Приложение 1 План мероприятий (Дорожная карта) «Меры налогового стимулирования развития экономики РФ» I. Налог на прибыль 1 Возврат 50% инвестиционной льготы по налогу на прибыль, позволяющей уменьшить

Автоматизированная копия 586_209023 ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 6029/10 Москва 23 ноября 2010 г. Президиум Высшего

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

79020_756822 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 309-КГ15-13843 г. Москва 28.12.2015 Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу открытого акционерного

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования добычи и производства редких металлов», подготовленный

Последствия реализации налогового маневра: добыча нефти и производство нефтепродуктов 1 А.Каукин, А.Кнобель, А.Фиранчук Налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли способствовал некоторому

79021_767223 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 305-КГ15-14263 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 февраля 2016 г Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучила по материалам истребованного дела

Налоговый маневр: ускорение экономического роста 1 в ущерб бюджетной консолидации Г.Идрисов, А.Каукин Реформа налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей 2014 г. «налоговый маневр» была направлена

79014_769431 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 308-КГ15-16935 г. Москва 02.02.2016 Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу (с учетом дополнений)

Налог на добычу полезных ископаемых по ставке в 2017 году обязателен для тех или юридических лиц, которые занимаются добычей недр в согласии с определением законодательства.

Осуществление выплат производится согласно главе 26 Налогового Кодекса РФ . Элементы налогообложения включают в себя порядок уплаты, плательщиков, налоговую базу, процентную ставку.

Каков налоговый период для НДПИ

Недра предоставляются в пользование, когда предпринимателем получена лицензия на осуществление разработок.

Она включает в себя основной документ на официальном бланке с гербом РФ и приложения, которые регулируют условия добычи. Последние могут иметь графическую или текстовую форму.

Как рассчитывается размер выплат

Налоговая ставка для добычи полезных ископаемых определяется статьей 342 НК РФ . Она варьируется от 0 до 16,5 процента. Определяющими факторами можно назвать:

  • вид полезных ископаемых;
  • отдельные полученные ископаемые;
  • характеристики извлеченных ископаемых.

Установленные налоговые ставки можно разделить на два типа. Адвалорные измеряют в процентах, здесь налоговой базой считается стоимость полученных полезных ископаемых.

Этот тип ставок применяется для большинства видов. Специфические ставки исчисляются в стоимости за тонну.

В этом случае налоговая база – количество полученных ископаемых. Применяются специфические ставки для некоторых видов, например, нефти и газа.

Льготная ставка 0% предназначена при добыче следующих видов полезных ископаемых:

  • минеральные воды, получаемые в лечебных целях;
  • подземные воды, применяемые для сельскохозяйственных целей или полученные на новых участках недр;
  • сверхвязкая нефть;
  • попутный газ;
  • ископаемые, полученные в результате разработок списанных или некачественных запасов;
  • потери во время проведения разработок, находящиеся в рамках регламента, определенного Постановлением Правительства РФ № 921 от 29.12.2001 .

При начислении налоговых выплат для газа также предусмотрен ряд корректирующих величин. Они показывают единицу топлива (Еут), сложность работ по извлечению ресурса (Кс). Дополнительно применяется корректирующее число, обозначаемое Ккм.

Что еще влияет на размер налоговой ставки

Ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит не только от вида, но и от региона, где проводятся разработки.

Льготная ставка доступна для ряда регионов: Иркутская область, Краснодарский край, Ненецкий округ, Республика Якутия, а также зоны, расположенные за Северным полярным кругом. В этот перечень входят моря: Азовское, Каспийское, Охотское, Черное.

Важно: льготная ставка распространяется на добычу, осуществляемую в рамках, определенных статьей 342 НК РФ .

В 2016 году в расчет взносов за нефть, добываемую в Каспийском море, были внесены некоторые коррективы. В результате, льготная ставка остается в силе дольше.

По прежним условиям, когда накопленный объем добычи нефти достигал 10 миллионов тонн, с первого числа следующего месяца нельзя было применять нулевое значение коэффициента. Теперь этот объем составляет 15 миллионов тонн.

В сравнении с предыдущим годом, в 2016 увеличилось базовое значение. Если раньше оно составляло 766 рублей за тонну, теперь это 857 рублей. Эта разница указана в пп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ .

Как осуществляется налоговый вычет при добыче угля

Как определяется налоговая база для НДПИ

Налоговой базой для плательщиков, занимающихся горными разработками и другими видами добычи, считается стоимость полезных ископаемых, полученных в течение календарного месяца.

Именно этот срок, согласно порядку выплат НДПИ, определен как отчетный период. Связанные с отчетностью и непосредственно уплатой операции регламентируются по статьям с по НК РФ.

Если предприятием извлекается углеводородное сырье или уголь, в качестве налоговой базы рассматривается количество полученных полезных ископаемых.

Если разработки только начаты на морском месторождении, стоимость полученного сырья рассчитывается в другом порядке, согласно статье 340.1 НК РФ .

О новых участках недр сотрудники налоговой службы сообщают в органы, уполномоченные следить за показателями запасов полезных ископаемых.

  1. Прямым. Здесь для проведения измерений используют стандартное оборудование, например, весы.
  2. Косвенным. Этот способ применяется, когда первым провести замеры невозможно. В таком случае количество продукта рассчитывают с помощью формул.

Как высчитать стоимость добытых ископаемых

Для расчета стоимости извлеченных продуктов есть три способа.

  1. Расчет на основании цены, по которой ископаемые реализуются.
  2. Второй способ применяют в случаях, когда государством не выделяются субсидии на компенсацию разницы между оптовой стоимостью и ценой реализации. Здесь расчет производится без учета .
  3. Если товар не был реализован в течение налогового периода, расценка на полученные полезные ископаемые определяется на основании расчетов. При отсутствии продаж, назвать реальную цену сложно. Чтобы полученная цифра была предельно приближена к фактической, следует учесть расходы на добычу ресурсов. Среди прочих затрат сюда включается оплата труда и дальнейших исследований, обслуживание рабочего оборудования.

Если доставка материалов осуществляется самим поставщиком, прибыль от реализации уменьшается. Потребуется учесть такие затраты, как оплата топлива, таможенных пошлин, страховые перечисления.

Порядок начисления НДПИ в 2016 году

Сумма для уплаты НДПИ начисляется в виде процентов от стоимости полученных полезных ископаемых. Эти проценты равняются налоговой ставке.

При налогообложении добычи газового конденсата и нефти, для вычислений потребуется перемножить два значения:

  • объем налоговой базы, выраженный в количестве полученного вещества;
  • налоговой ставки, которая скорректирована с учетом коэффициента, отражающего динамику расценок на нефть в мире.

Налог на добычу полезных ископаемых начисляется за налоговый период для каждого вида веществ в отдельности.

Выплаты осуществляются за получение материалов из недр, а также потерь или отходов горнодобывающего, или другого производства.

В общей сложности, налоговая выплата формируется из суммы начислений по добыче каждого отдельного вида полезных ископаемых.

В некоторых случаях налог насчитывают по каждому участку разработок. Эту сумму можно рассчитать и из общей выплаты. Для этого нужно знать долю извлеченных полезных ископаемых на определенном участке от общего объема добычи.

Какое еще использование недр предусмотрено законодательством

Согласно Законодательству РФ, недра могут использоваться для ряда целей.

  1. Геологические исследования. Проводятся как в местном, так и в широком масштабе. Во время таких исследований оценивается наличие полезных ископаемых и прочие процедуры. Добыча минеральных ресурсов при этом не производится.
  2. Сбор коллекционных предметов. Сюда входят имеющие ценность палеонтологические и другие находки.
  3. Постройка не относящихся к разработке недр объектов и их последующий ввод в эксплуатацию.
  4. Обновление важных геополитических объектов.
  5. Поиск и извлечение полезных ископаемых.

Плательщики налоговых сборов – это физические и юридические лица, занятые данным видом деятельности. Все остальные виды деятельности под налогообложение не попадают.

Плательщики не всегда могут сразу отнести добываемый продукт к одному из видов полезных ископаемых. При определении конкретной группы нужно учитывать международные, государственные и региональные стандарты.

Определенную роль играют и требования, установленные самим предпринимателем. Однако на практике ориентируются всегда на самые высокие стандарты.

Критерии, установленные предпринимателем, актуальны только в отсутствие региональных. Точно также между региональными и государственными стандартами приоритет – последние.

Как распределяются налоговые выплаты

Когда плательщик вносит сумму НДПИ, 40% средств идет в федеральный бюджет. Большая часть – 60% – поступает в бюджет субъекта РФ. Стоит отметить, что это не относится к добыче углеводородного сырья, а также общераспространенных ископаемых, таких как глина или песок.

Если добыча ведется на территории автономного округа, который считается частью региона, средства распределяются на основании договора, заключенного между областью и автономной зоной.

При извлечении углеводородного сырья, вся сумма налога перечисляется в федеральный бюджет. Если выплата осуществляется по добыче общераспространенных ископаемых, все деньги перечисляются в доход субъекта.

При ведении разработок за пределами территории РФ, а также под эти условия попадают континентальный шельф и исключительная экономическая зона, средства идут в федеральный бюджет.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к обязательным выплатам.

Налоговой базой в зависимости от вида ресурсов считается стоимость или количество полученных продуктов. Налог начисляется для каждого вида полезных ископаемых в отдельности.

Плательщики НДПИ – это индивидуальные предприниматели и организации, занимающиеся разработкой недр и извлечением определенных ресурсов.

43 Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ в 2017 году - сроки сдачи декларации по данному налогу мы рассмотрим далее в статье - уплачивается в бюджет владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых. Изучим подробнее особенности предоставления отчетности в ФНС.

Кто сдает декларацию по НДПИ

Декларацию сдают ИП и организации, у которых имеется лицензия на пользование недрами. Как только данная лицензия оформляется при обращении в Роснедра, ее обладатель ставится на налоговый учет в ФНС по месту расположения участка недр, где будет работать предприятие. Постановка фирмы на учет осуществляется без ее непосредственного участия. Оформив лицензию на заявителя, Роснедра сами передают в ФНС данные о нем (п. 7 ст. 85 НК РФ).

Налоговая служба, получив данные из Роснедр, ставит обладателя лицензии на учет в качестве плательщика НДПИ и уведомляет его об этом, используя формы, утвержденные приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Приказ МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731, приложение 2 , приложение 3

Получив уведомление из ФНС, обладатель лицензии на пользование недрами становится обязанным платить НДПИ и отчитываться по нему.

Форма декларации и место ее предоставления

Отчет по НДПИ сдается держателем лицензии по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197:

1. В электронном варианте, если (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • средняя величина штата фирмы за предыдущий год превысила 100 человек;
  • держатель лицензии — вновь созданная организация со штатом более 100 человек.

2. В бумажном варианте — по желанию хозяйствующего субъекта, если указанные показатели по величине штата не достигнуты.

Не знаете свои права?

Декларация направляется в представительство ФНС по месту расположения (жительства) налогоплательщика (п. 1 ст. 345 НК РФ). При этом необязательно, что оно же будет отвечать за сбор НДПИ. Дело в том, что соответствующий налог уплачивается:

  • на счета ФНС по месту добычи полезных ископаемых, если она ведется в России (п. 3 ст. 343 НК РФ);
  • на счета ФНС по месту расположения (жительства) налогоплательщика, если добыча ведется за рубежом (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Ознакомиться с формой декларации можно .

Каковы сроки сдачи декларации НДПИ

Декларация должна быть направлена держателем лицензии в ФНС до конца месяца, следующего за отчетным (ст. 345 НК РФ). Если крайний срок сдачи приходится на выходной, то отчетность сдается не позднее ближайшего рабочего дня.

Это означает, что в 2017 году плательщик НДПИ должен отчитаться в ФНС:

  • за январь — до 28.02;
  • за февраль — до 31.03;
  • за март — до 02.05 (поскольку 30 апреля — воскресенье, а 1 мая — выходной);
  • за апрель — до 31.05;
  • за май — до 30.06;
  • за июнь — до 31.07;
  • за июль — до 31.08;
  • за август — до 02.10 (поскольку 30 сентября — суббота);
  • за сентябрь — до 31.10;
  • за октябрь — до 30.11;
  • за ноябрь — до 09.01.2018 года (31 декабря — воскресенье, а далее — несколько дней выходных);
  • за декабрь — до 31.01.2018.

Если отчетность не будет предоставлена, то фирму оштрафуют на 5% от исчисленной величины НДПИ за каждый месяц допущения просрочки (в т. ч. неполный). Минимальная сумма такого штрафа — 1 000 рублей, максимальная — 30% от начисленного НДПИ (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Кроме того, штраф может быть выписан и директору фирмы — на 300-500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Срок перечисления налога — 25-е число месяца, идущего за отчетным (ст. 344 НК РФ). Крайний срок уплаты НДПИ, выпадающий на выходной или праздник, переносится на ближайший рабочий день.

В 2017 году плательщики НДПИ должны перечислять налог:

  • за март, апрель, июнь, июль, август, сентябрь и ноябрь — до 25-го числа следующего месяца;
  • за январь, февраль и октябрь — до 27-го числа;
  • за май — до 26-го числа;
  • за декабрь 2017 года — до 25.01.2018.

Владельцем лицензии на пользование недрами декларация по НДПИ сдается до конца месяца, идущего за отчетным. Сдается документ в подразделение ФНС по месту расположения организации или месту жительства ИП, которые используют ресурсы недр. Ранее крайнего срока сдачи декларации держатели лицензии должны уплатить соответствующий налог в бюджет.

На сегодняшний день налоговая система Российской Федерации содержит огромное количество сборов – как с физических, так и с юридических лиц. Одним из самых новых платежей считается налог на добычу полезных ископаемых. Он был введен в действие в начале января 2002 года, когда была принята 26 глава Налогового кодекса России. С принятием соответствующего законопроекта практически сразу были прекращены отчисления за пользования недрами, а также отменены акцизы на нефть.

Кто обязан оплачивать налог на добычу полезных ископаемых

Опираясь на действующее законодательство РФ, можно сказать, что плательщиками рассматриваемого сбора являются индивидуальные предприниматели и компании, которые в своей деятельности используют земные недра для добычи того или иного ресурса. Согласно закону «О недрах», пользователями природных ресурсов являются простые товарищества, предприниматели, иностранные граждане, а также юридические лица, которые ведут рассматриваемый вид деятельности.

Законодательство гласит, что недра могут быть использованы для следующих нужд:

  • Геологическое изучение регионального и глобального масштаба. Эти исследования включают в себя оценку и поиски полезных ископаемых, а также множество других процедур, не имеющих отношения к добыче минералов.
  • Сбор палеонтологических, минералогических, а также многих других веществ, представляющих ценность для коллекционеров.
  • Непосредственно разведка и добыча прибыльных веществ.
  • Строительство и дальнейшая эксплуатация объектов, не имеющих отношения к добыче ресурсов.
  • Модернизация геополитических объектов, которые имеют эстетическое, культурное и санитарно-оздоровительное значение.

Из представленного списка можно сделать вывод, что только один пункт попадает под систему налогообложения – непосредственная добыча полезных ископаемых.

Согласно статье 336 НК Российской Федерации, объектом налогообложения могут быть:

  • полезные ископаемые, полученные из недр России на участке, выделенном частному лицу;
  • полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, при условии, что территория, на которой происходит добыча, находится под юрисдикцией России;
  • полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов производства.

Таким образом, ключевым моментом при определении объекта, который попадает под действие налога на добычу полезных ископаемых, является как раз понятие «добытого полезного вещества». Полученное полезное ископаемое – это результат работы горнодобывающей отрасли и разработки карьеров, который содержится в добытом из недр минеральном веществе. Подобная продукция не признается полезным ископаемым, если она была получена в процессе обогащения или переработки того или иного ресурса. В таком случае готовый продукт считается компетенцией перерабатывающей промышленности.

Очень часто у налогоплательщиков возникают трудности при определении того или иного ресурса к определенному классу полезных ископаемых. В статье 37 Налогового кодекса отмечается, что при отнесении полезного ископаемого к конкретному виду необходимо учитывать государственные, региональные и международные стандарты проверки качества. Кроме того, во внимание берутся также нормы, установленные самим добывающим предприятием. Примечательно, что обращаться к определенному виду стандартов можно только в том случае, если отсутствуют «старшие» нормы. Например, обращение к региональным показателям возможно лишь при отсутствии государственных, а частные стандарты актуальны только тогда, когда нет ни одной из вышеперечисленных норм.

Сейчас налогообложению подлежит добыча таких полезных ископаемых:

  • бурый и каменный угли, антрацит, сланцы;
  • углеводородное сырье (природный газ, газовый конденсат, нефть);
  • торф;
  • алмазы природного происхождения;
  • многокомпонентные руды, залежи цветных и черных металлов;
  • неметаллическое горно-химическое сырье;
  • чистый хлорид натрия и природная соль;
  • подземные воды, в составе которых содержатся полезные ископаемые;
  • радиоактивные материалы.

Не считаются объектом налогообложения такие ресурсы:

  1. общепринятые полезные ископаемые, а также подземные воды, которые не несут материальной ценности;
  2. сырье, полученное из отходов добывающей промышленности;
  3. материалы и ресурсы, которые представляют интерес для коллекционеров.

Налоговые ставки на добычу полезных ископаемых в 2018-2019 году

Важным моментом является то, что налоговым периодом для уплаты составляет 30 календарных дней. Примечательно, что налоговая база рассматриваемого сбора по каждому виду сырья определяется либо как количество добытого ресурса, либо же как конечная стоимость полученного полезного ископаемого. Стоит отметить, что в зависимости от вида сырья устанавливается определенный вид ставок НДПИ: адвалорные или специфические. Для большинства полезных ископаемых применяется адвалорная ставка, а по природному газу и нефти – специфическая.

На сегодняшний день российское законодательство работает с несколькими моделями исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Все используемые модели отличаются между собой характером налоговых ставок и порядком определения соответствующей базы.

Первая модель – обобщенная схема, принцип работы которой прописан в 26 главе НК России. Под эту модель попадает преобладающее большинство полезных ископаемых. В рамках данной модели, налоговые ставки определяются как адвалорные, а налоговая база исчисляется как цена добытого полезного ископаемого.

Вторая модель – данная схема контролирует налогообложение газовой отрасли и предполагает оценивание добытого ресурса в физических показателях (кубических метрах). Кроме того, к данной модели применяется специфическая налоговая ставка.

Третья модель – является исключением из статьи 26 Налогового кодекса и предусматривает сборы за добычу драгоценных металлов. При этой модели налогообложения база рассматривается как цена драгоценных металлов, полученная путем оценивания стоимости чистого продукта, либо исходя из цен реализации ресурсов (при добыче самородков). Примечательно, что в обоих случаях применяются адвалорные налоговые ставки.

Четвертая схема – модель, служащая для отчисления налогов при добыче нефти. При этой схеме налоговая база измеряется в натуральных величинах (тоннах) и к ней применима специфическая ставка, скорректированная под два коэффициента Кв и Кц.

Стоит отметить, что три представленных модели различаются между собой исключительно порядком составления базы и определения налоговой ставки. Все остальные элементы остаются неизменными и прописываются в Налоговом кодексе.

Кроме упомянутых элементов налогообложения, существует еще весомый компонент – объем добытого полезного ископаемого, а также процедура его (количества) определения. Так, статьей 339 НК устанавливается порядок определения стоимости добытых ресурсов, а также принцип определения точного объема добытого вещества.

На сегодняшний день различают прямой и косвенный метод определения количества полезных ископаемых. Прямой способ заключается в применении традиционных измерительных приборов и средств (объем и весы). В то же время косвенный метод определения количества ресурса позволяет вычислять необходимые показатели расчетно. Данный метод применяет только в тех случаях, когда применение прямого способа измерения оказывается невозможным.

Как определяется стоимость полезных ископаемых?

В соответствии с текстом Налога на добычу полезных ископаемых, оценка стоимости того или иного вещества определяется одним из трех вариантов.

Первый способ предполагает, что налогоплательщик будет выплачивать стоимость ресурсов без учета субвенций, полученных от государства.

Второй метод оценки является практически аналогичным предыдущему, однако применяется только в тех случаях, когда отсутствуют государственные субвенции. Примечательно, что для обоих упомянутых способов конечная сумма от реализации определяется, не считая НДС (только в случае продажи на территории России). Стоит сказать, что если расходы на транспорт ложатся на плечи поставщика, объемы прибыли уменьшаются в процессе доставки ресурса потребителю. Кроме того, в сумму доставки следует включить такие затраты: оплата таможенных пошлин, транспортные расходы, сборы на страхование перевозимых ресурсов и некоторые другие.

Третий метод позволяет вычислить стоимость того или иного продукта с помощью теоретических расчетов. Данный метод используется в тех случаях, когда в период уплаты налогов товар не выставлялся на продажу. В такой ситуации очень сложно определить фактическую стоимость того или иного ресурса, поэтому принято высчитывать теоретическую цену полезных ископаемых. Для получения максимально правдивых данных, необходимо при расчетах учитывать все расходы, которые, вероятнее всего, будут затрачены при добыче конкретной группы веществ. В первую очередь стоит брать во внимания материальные затраты на оплату работы, средства на ремонт специального оборудования, амортизация производства, а также деньги для исследования новых природных веществ.

Стоит отметить, что практически все группы полезных ископаемых имеют свои особенности налогообложения. Рассмотрим случаи с уплатой налогов по нефти, газу и углю.

Нефтедобывающая отрасль занимает одно из важнейших мест в экономике нашей страны. Поэтому всё, что касается добычи нефти, разработки нефтяных скважин, налога на нефть, ставок по строго регулируется государством. Законодательная база постоянно обновляется, вносятся необходимые корректировки, изменяются значения коэффициентов в зависимости от колебаний на мировом рынке и курса доллара. О том, какие особенности имеет налогообложение на добычу нефти, пойдёт речь в этой статье.

Нормативное регулирование НДПИ на нефть

Поскольку в Налоговом Кодексе нет отдельной главы, посвящённой НДПИ на нефть, основные моменты по налогообложению углеводородного сырья можно найти в 26 главе этого основного свода. Там можно найти сведения о лицах, которые признаются налогоплательщиками, об объекте налогообложения, и порядке применения соответствующих ставок и коэффициентов.

Кроме налогового законодательства сферу добычи углеводородов регулирует ещё нормативный акт, который посвящён порядку деятельности недропользователей. Он звучит как Закон РФ № 2395-I от 21.02.1992 г. «О недрах». Поэтому кроме ФНС деятельность нефтедобывающих компаний контролирует ещё Роснедр.

Об НДПИ на нефть расскажет этот видеосюжет:

Субъекты налогообложения

Одними из самых важных аспектов любого налогообложения являются его субъекты и объекты. Субъектами НДПИ являются те, кто его платит, а объектами признаются те ископаемые, за которые налог уплачивается. В число субъектов могут входить как юридические лица, так и отдельные бизнесмены, чьи компании заняты добычей нефти. Этот вид сырья часто называют «чёрным золотом».

Субъекты НДПИ на нефть должны отвечать следующим основным критериям:

  • они должны заниматься ;
  • им необходимо пройти государственную регистрацию, в качестве плательщика НДПИ;
  • они должны пользоваться участками недр, признанными объектом налогообложения.

Предприятие или бизнесмен, решившие заниматься нефтедобычей, обязательно должны получить все необходимые разрешения в виде лицензии на разработку нефтяных скважин. После этого они получают свидетельство в налоговом органе по месту учёта. Обязанность сдавать , и платить налог возникает у них уже в следующем месяце после начала добычи нефти.

Объекты

Объект налогообложения НДПИ, когда речь заходит о нефтедобыче, тоже имеет свои особенности. Во-первых, он имеет натуральное выражение, то есть расчёт ведётся исходя из количества добытого сырья, измеряемого тоннами. Не учитываются также примеси, которые часто присутствуют в сырце в виде соли, воды и лёгких фракций.

Из ряда объектов НДПИ на нефть исключаются такие продукты:

  • добыча которых произошла обогатительным способом;
  • полученные из отходов других технологических процессов;
  • признанные геологическими образцами;
  • извлечённые из недр в результате эксплуатации культурного геологического объекта;
  • добытые при разработке участков, не стоящих на учёте государства.

Однако для признания объекта НДПИ не играет роли нефть, добытая на территории Российской Федерации или за её пределами. И тот и другой вид сырья будет облагаться НДПИ по законам РФ.

Расчёт и ставка

Расчёт НДПИ на нефть происходит по такой формуле: НДПИ (нефть)=НБ х (С х Кц – Дм) , где:

  • НБ – налоговая база;
  • С – ставка;
  • Кц – коэффициент для учёта мировых цен за баррель;
  • Дм – показатель, корректирующий формулу в зависимости от особенности технологии добычи сырья.
  • налоговую базу;
  • ставку;
  • специфические коэффициенты.

Ставку налога обычно не составляет труда узнать на официальном сайте ФНС. В 2017 году базовое значение ставки НДПИ на нефть составило 919 руб./т.

Сложнее обстоит дело с расчётом налоговой базы и коэффициентов. База начисления НДПИ на нефть отличается тем, что измеряется в единицах массы и учитывает только чистый продукт без содержания примесей, соли и воды.

Количество извлечённой нефти предпочтительнее измерять прямым способом с использованием измерительных приборов. Косвенный метод подсчёта добычи заключается в расчёте усреднённых данных по содержанию полезного компонента в сырце. Использование той или иной методики измерений должно быть закреплено в политике учёта каждого предприятия.

База для начисления НДПИ также учитывает несколько статей прямых и косвенных расходов. Среди них:

  • фонд заработной платы сотрудников;
  • амортизация;
  • фонд на текущий ремонт и обслуживание оборудования.

Специфические коэффициенты применяются в формуле только для расчёта НДПИ на нефть, поскольку они зависят от мировых цен на нефть, условий разработки месторождений, уровня запасов конкретной залежи, региональному расположению недр и сложности нефтедобычи.

В формуле расчёта главного корректирующего коэффициента Кц присутствуют не только данные по мировым ценам на чёрное золото, но и отношение мировой валюты к рублю. Часто его значения публикуются по итогам каждого налогового периода для облегчения расчёта налогоплательщикам НДПИ. Его значение определяется с точностью до десятитысячных долей.

Особенность условий добычи нефти присутствует в формуле в качестве показателя Дм. Его рассчитывают как произведение отдельных коэффициентов: Кндпи × Кц × (1 – Кв × Кз × Кд × Кдв × Ккан) .

Каждый из них нужно определять отдельно. Некоторые можно найти в официальных публикациях налоговой службы, а другие можно получить по запросу из Роснедра. Большинство бухгалтеров так и поступают, поскольку значения коэффициентов часто меняются.

Срок уплаты НДПИ при добыче нефти указан ниже.

Интересная информация об НДПИ на нефть содержится в этом видео:

Срок уплаты

Налог на добычу нефти относится к разряду главных федеральных налогов. Бюджет страны постоянно нуждается в отчислениях, которые совершают компании нефтедобывающей отрасли. Поэтому налоговый период для них установлен максимально короткий, равный одному месяцу.

Каждый месяц в течение года компании и ИП, извлекающие из нефтяных скважин сырьё для последующей реализации, обязуются сдавать декларацию и уплачивать рассчитанные в ней суммы. Срок уплаты НДПИ на нефть устанавливается как 25 число месяца, если нефтедобыча началась в предыдущем налоговом периоде. При этом в отличие от других систем налогообложения уже уплаченные суммы НДПИ не идут нарастающим итогом, а считаются отдельно по каждому периоду.

Льготы

Льготные условия для компаний нефтедобытчиков могут выражаться:

  • в применении нулевой ставки НДПИ;
  • в использовании при расчёте понижающего коэффициента.

Применение ставки в 0% оговорено в налоговом законодательстве для целого ряда продуктов, получаемых тем или иным способом. Среди них для нефтедобычи по льготным условиям можно выделить:

  • нормативные потери сырья;
  • нефть с высокой вязкостью, извлечённую из пластов;
  • нефть, добыча которой произошла из залежей морских и шельфовых месторождений;
  • углеводороды, извлечённые из некоторых особых видов залежей (баженовских, абалакских, доманиковых).

Понижающий коэффициент Кдв могут применять те компании, которые ведут разработку старых месторождений. Статус старого месторождения получают те участки недр, полезный запас которых окажется выработанным более чем на 80%.

Важная информация

Несмотря на то, что все коэффициенты для расчёта налоговой ставки НДПИ налогоплательщики должны определять самостоятельно, готовые значения некоторых из них можно найти в официальных источниках ФНС, а также в «Российской Газете».