Варварка 10 палаты романовых. Палаты бояр романовых на варварке. Для зарубежных туристов

Единственным местом в Москве, где можно ознакомиться с патриархальным бытом аристократии времен, предшествующих эпохе Петра I, являются Палаты бояр Романовых. Здание - филиал Исторического музея - выступает памятником архитектуры XV столетия. Согласно легенде, здесь родился основатель царской династии Романовых - Михаил Федорович.

На территории старинного центра Москвы, за расположенными там торговыми рядами, в местечке, которое в древности называли Зарядье, расположено единственное сохранившееся от огромной вотчины Романовых здание.

Исторический комплекс

Сегодня исторический комплекс предлагает туристам ознакомиться с одиннадцатью постройками XVI-XVIII веков, различными по своему назначению и стилевому решению. Одно из зданий - музей «Палаты бояр Романовых». Это место является одним из первых музеев столицы, ставшим архитектурным памятником по распоряжению Александра II, правившего в тот период царя. Трехэтажное здание в Зарядье (Палаты бояр Романовых) славится своей необычной архитектурой.

Фондовые музейные экспонаты представлены старинным оружием и предметами быта той поры. В подземном уровне размещается археологический музей. Здесь можно увидеть настоящую гончарную мастерскую, в которой работали московские ремесленники XV века.

Другие постройки комплекса

На территории исторического расположены церкви - соборы, храм и Старый Английский двор, относящийся к самым древним постройкам, так же как и Палата бояр Романовых в Москве. Церковь дает название улице - Варварка.

Особенности музея «Дом бояр Романовых»

Вынося указ о создании музея, император поставил задачу воссоздать быт и обстановку в которой жили его предки. Ф. Ф. Рихтер - архитектор при дворе, собирая материалы по имеющимся источникам, смог воплотить идею царя Александра в жизнь, и уже с 1857 года здание было обозначено как исторический памятник. После Октябрьской революции 1917 года в музее частично была произведена реконструкция, и он получил название «Музей боярского быта». В 1932 году стал филиалом Государственного Исторического музея. В первозданном своем виде здание не дошло до наших дней. Прекрасно сохранился подвал из белого камня, построенный в XVI веке. В настоящее время Исторический музей размещает в старинных палатах часть подлинных музейных экспонатов, отражающих культуру и образ жизни российских бояр конца XVII века.

Помещения для боярской семьи

Территории для проживания имели четкое разделение. Выше подвального уровня, там, где обитали мужчины, находились дополнительные комнаты - трапезная, самое большое и просторное помещение. Здесь собиралось все семейство для приема пищи. Тут принимали гостей, приглашенных на пир. На этом же этаже размещался кабинет боярина, просторная комната для старших сыновей и большая библиотека. с 6-7 лет обучали различным наукам. Им преподавали арифметику, географию и учили, с использованием угломера и компаса, чертить карты. Обязательным предметом было изучение иностранных языков, к которым относилась и латынь.

Женщины обитали на верхнем этаже, полностью выполненном из дерева. Такое помещение называлось теремом.

Самая светлая и просторная комната - светлица - имела окна на три стороны, здесь располагались прялки, пяльцы, и всевозможные материалы для рукодельных работ. Шили, пряли, вышивали боярские дочери наравне с прислугой.

В этой атмосфере текла спокойная и размеренная жизнь, где во главу угла ставилось благополучие и лад в семье.

Посещение музея «Палаты бояр Романовых» — экскурсия, очень популярная не только у приезжих. Сюда москвичи приводят своих детей, чтобы познакомить их с историей Древней Руси.

Что рассказывают экспозиции?

Музей «Палаты бояр Романовых» - это не просто место, где выставлены предметы и материалы старины. Здесь проводят театрализованные представления и специально подготовленные экскурсии, рассчитанные на школьников разного возраста. Детям рассказывают и показывают на примере боярской семьи, как велико и ценно благополучие семьи, в которой каждому отведена своя роль. Для ее создания нужен дом, где женщина - хорошая хозяйка и хранительница уклада, а мужчина - слуга царя и Отечества. Как удавалось добиться такой гармонии, представлено в экспозиции.

Тематические экскурсионные программы

Экскурсионный обзор «Здравствуй музей»

Учеников 3 и 4 классов при первом посещении музея в Зарядье «Палаты бояр Романовых» знакомят с такими понятиями, как «музейные экспонаты», «реставрационные работы», «экспозиции». Продуманные технические решения, усиливающие визуальный эффект, интересная экспозиция никогда не оставляют эту категорию посетителей равнодушными.

Школьникам средних и старших классов (обзорная экскурсия)

Регулярно проводятся экскурсии в «Палаты бояр Романовых» в Москве. Ученики 5-11 классов знакомятся с XV-XVII веков. Изучают образ жизни и быт представителей династии Романовых во времена допетровской эпохи. Первый в столице подземный археологический музей, расположенный в подвальном уровне, предоставляет возможность, соприкоснуться с историей Зарядья и больше узнать о самой усадьбе бояр.

Для школьников 8-11 классов - «Первые Романовы»

Ученики ближе познакомятся с историей становления и малоизвестными страницами рода Романовых. Узнают, что избранный на царствие Михаил Федорович стал родоначальником новой царской династии. Во время восшествия на престол ему едва исполнилось 16 лет, но именно с этого времени пришел конец смуты на Руси. При посещении этой экскурсии проводится показ фильма «Первые Романовы» и посетители знакомятся с экспонатами музея. Также ученики больше узнают о подвиге Ивана Сусанина.

Когда музей превращается в театр

Театрализованные представления - одни организованные специально для детей, другие для взрослых - позволяют понять смысл многих выражений, пришедших к нам из древности.

Организуется и специальное мероприятие - театрализованное представление в музее «Палаты бояр Романовых» на Новый год. Отзывы многочисленных посетителей позволяют понять, что музейные работники профессионально, с высоким мастерством и невероятной душевностью справляются с задачей. Ведь не так просто «перенести» посетителей в дни, когда представители династии Романовых отмечали любимые по сей день праздники, такие как Рождество, Святки, Новый год, Масленица. Дети после посещения в праздничные дни музея надолго остаются под впечатлением. К ним здесь особенное отношение. Кроме дней больших праздников, для них разрабатывают развлекательные мероприятия, проводят специальные занятия. Но больше всего дети любят посещать театрализованные экскурсионные представления, в которых организация и сценарий продуманы до мелочей.

Новый год и другие праздники в Палатах бояр Романовых

Отправляясь с детьми в Палаты бояр на новогодние праздники или Рождеств, нужно быть готовым к тому, что это не познавательная экскурсия, в прямом понимании, а все-таки больше развлечение с исторической составляющей.

Для зарубежных туристов

Не оставляют без внимания и иностранных туристов, которые с удивительным восторгом посещают музей. Для них предусмотрена специальная расширенная экскурсионная программа. Во время экскурсии им рассказывают не только об истории становления и многовекового правления семьи Романовых, но и знакомят с основными историческими моментами самой России.

В 2008 году Палаты бояр Романовых на Варварке вновь обзавелись утраченным в смутные времена элементом, являющимся гербом династии Романовых - грифоном. Лепнина выполнена архитектором Черноусовым на стене дома. Воспроизвести в точности царский символ помогли потомки придворного архитектора Рихтера и относящийся к ветви последнего русского царя Павел Куликовский-Романов.

Сотрудники музея «Дом бояр Романовых», которому уже больше 150 лет, смогли создать, завораживающую и столь интригующую современника атмосферу поры династии Романовых.

Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.

Музей под открытым небом

В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена-одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв.

Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия». В соседствующем с районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI-XVII вв., филиал , «Палаты в Зарядье».

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них - , по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий - и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль - зубчатая крепостная .

Палаты разделены на две половины - мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

История

Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.

Павел Шехтман , Public Domain

Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду - Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.

Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в... Даже была особо отмечена на плане города 1613 г... В углу усадьбы находилась тогда другая постройка - «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой - «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.

Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея. В 1675–1679 гг., перестроенное здание служило кельями монахов. А в 1679–1752 гг. - «казенными кельями» (управление монастыря), которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности.

В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич (внук Михаила Фёдоровича), после свадьбы на Агафье Грушецкой (28 июля 1680 г.), занялся постройкой новых деревянных хоромов, как для себя и для своей супруги, Агафьи Грушецкой, так и для своих сестер, бóльших и меньших царевен. Его хоромы были поставлены у терема, возле западной стены Воскресенской теремной церкви; сюда же перенесены были и хоромы Натальи Кирилловны.

В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись пожару. В первой половине XVIII века, казенные кельи, из палат, были переведены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий, вместе со своим штатом. В них он жил десять лет, с 1752 по 1762 год, отчего палаты назывались архиерейскими. С 1752 по 1856 гг., здание сдавали в аренду разным лицам.


В. Тимм , Public Domain

Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника. Этому послужил появившийся в середине XIX в. интерес к памятникам старины, в том числе и к данной постройке, как непосредственно относящейся к семье Романовых.

Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. Проект ансамбля разработал придворный архитектор Ф. Ф. Рихтер, который в своей работе использовал исторические аналоги. Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.

Реставрвция была осуществлена в 1857-1858 гг. Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка сохранилась частично и сегодня. В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями. И, хотя, здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда, стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками, и предназначались для мужчин. Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.

Терем

Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом. Здесь, наоборот, большие и просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделиями.

В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со своими служанками.

В те времена девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. Своё приданое невеста должна была изготовить своими руками. Только выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. И, хотя она и не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.

После революции

После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен. С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

На территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века.

Наиболее интересная и важная находка - производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов.


неизвестен , Public Domain

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки:

  • боярской кладовой XVI в.,
  • монашеских келий XVII в.
  • и музейной надстройки XIX в.

Палаты

Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение). Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г».

С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах.

Внутри терема - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.

Столовая

Боярская столовая - самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости.

В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Рядом со столом - небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - принадлежности для мытья рук во время пиршества.


Shakko , CC BY-SA 4.0

В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда.

Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетельствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них - шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.

Кабинет

Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина. Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями. Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.». Две стены комнаты обиты сукном и ещё две - золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).

Спальные чуланы

Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней - вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон. Таковое расположение женской комнаты, за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в.

Женская комната

Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг. Соответственно и основная обстановка интерьера светлицы - предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.

Подвал

Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого - предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне - холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Реставрация XXI века

Герб Романовых - с изображением грифона был расположен на фасаде музея над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки.

«В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Ее предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон».


Shakko , CC BY-SA 4.0

В 2008 годe потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский, потомок сестры Николая II, финансово помог реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания.

Фотогалерея







В историческом центре Москвы на улице Варварка находится единственная сохранившаяся до наших дней постройка от большой усадьбы бояр Романовых. Предполагается, что усадьба была построена в конце XV века - имеется обозначение ее на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь родился первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядьем в старину назывался район Москвы между Варваркой и Москвой-рекой. Название района происходит от того, что он располагался за рядами торговых лавок, которые тянулись от стен Кремля.

Сами Палаты не дошли до нас в своем первоначальном виде, т.к. часто подвергались пожарам и грабежам. Сохранился только белокаменный подвал, который был построен в XVI веке.

Дом бояр Романовых в 1857 году (до реставрации).
Фасады: дворовый и со стороны Варварки.

Внутренний двор.

Фото внутреннего двора - 1883 год

В 2008 – 2009 гг. на северном и восточном фасадах палат был воссоздан родовой герб Романовых – грифон, выполненный архитектором А.В. Черноусовым.

В «Палатах Романовых» представлены в основном подлиные предметы XVII века. Изразцовые печи, сундуки, книги, посуда,старинная мебель - внутренние интерьеры - все это показывает нам быт богатого московского боярства.

Палаты были поделены на две части - мужскую и женскую. Мужская представлена на первом этаже. В нее входили - «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». Женская половина была на втором этаже. В нее входили - «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвале находились сундуки, посуда, одежда, а так же доспехи, оружие.
Лестница в подвал.

Интерьер подвала.

Боярская столовая являлась самой большой из комнат. Окна выходят на улицу Варварка.

Здесь семья собиралась на обед, устраиваились пиры и принимали гостей.
Вдоль стен располагаются традиционные лавки. Слева маленький столик с умывальником и чашей - для мытья рук. В столовой стоят кресла, которые были редкостью для того времени.

Смежная комната со столовой - это кабинет боярина.

Рабочий стол, письменные принадлежности - иньтерьер соответствует рабочей обстановке.

Комната боярина имеет отдельный вход в библиотеку.

Здесь хранились большие красивые сундуки с книгами.

Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом. Чтобы попасть туда нужно протиснуться по очень узкой и крутой лестнице.
Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней - место, где хранились необходимые в повседневной жизни вещи.

По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани.

Из сеней мы попадаем в самое светлое помещение - светлицу. Здесь окна распложены с трех сторон. Помещение предназначалось для занятия рукоделием.

Единственным развлечением для женщины в то время было шитье и интерьер комнаты обставлен в основном предметами шитья.

Осмотрев светлицу мы спускаемся вниз и попадаем в комнату старших сыновей. По достижении шестилетнего возраста сыновья забирались с женской половины дома в мужскую. Здесь дети получали образование, обучались письменности, чтению.

Посетителей в музее немного, в основном школьные группы и немногочисленные иностранные туристы.
Цена входного билета 200 рублей. Фотосъемка разрешена без использования вспышки и дополнительного оборудования.

Всем приятного просмотра.

  • Родовую усадьбу бояр Романовых (палаты XV–XVII веков) воссоздали в ХIХ веке по указанию Александра I, что было первой научной реставрацией в Москве.
  • В музее представлены подлинные исторические экспонаты : оружие XVI–XVII веков, книги, гравюры, письменные принадлежности, сундуки и другие предметы.
  • Это единственный в России музей , знакомящий посетителей со всеми сторонами патриархального быта московского боярства XVI-XVII в.
  • Из-за особенностей здания нахождение в нем посетителей с детскими или инвалидными колясками невозможно.
  • В данный момент музей закрыт на ремонтно-реставрационные работы.

Музей «Палаты бояр Романовых» располагается вблизи Кремля, в историческом здании - палатах XV–XVII вв. Он входит в состав уникального средневекового архитектурного ансамбля на . Считается, что именно в этих палатах появился на свет первый царь из династии Романовых - Михаил Федорович. В помещениях музея представлены тематические экспозиции и реконструкции, посвященные жизни бывших обитателей усадьбы. Музей словно перенесен из XVI в XXI в., и посетить его стоит всем, кому интересна история России.

О музее

Родовая усадьба бояр Романовых была воссоздана в ХIХ в. по указанию императора Александра I, после чего все русские императоры, заканчивая Николаем II, посещали эти палаты, чтобы поклониться памяти своих предков. Под руководством архитектора Ф. Ф. Рихтера были проведены реставрационные работы, в результате которых палатам был возвращен первоначальный облик богатого боярского дома XVI–XVII вв. А в 1859 г. в палатах был открыт музей. Были воссозданы как утраченные архитектурные элементы, так и интерьеры здания: изразцовые печи, деревянная надстройка-горница, «кабинет боярина», «трапезная палата» и прочее. Работы, проведенные Ф. Ф. Рихтером, стали первым случаем научной реставрации здания в Москве.

В настоящее время палаты Романовых снова украшены родовыми символами династии: на северном и восточном фасадах воссоздан родовой герб Романовых - грифон (арх. А. В. Черноусов).

Уникальный характер музею придают подлинные исторические экспонаты. Здесь можно увидеть подлинное оружие (пищали, копья, сабли) XVI–XVII вв., сундуки, книги и гравюры, письменные принадлежности, предметы быта и обихода (мебель, одежду, ткани, украшения, детские игрушки, серебряную посуду). Представлены тематические экспозиции, посвященные разным сторонам жизни бывших обитателей усадьбы. Так, в кабинете боярина - предметы, которые рассказывают об уровне образования хозяина, его увлечениях и службе при дворе, в «девичьей» - о занятиях женщин XVI–XVII вв.: ткачестве, вышивании, воспитании детей. Трапезная палата даст вам представление о традициях гостеприимства и пирах в эпоху средневековой Руси. В экспозиции можно увидеть и подлинную серебряную посуду из коллекции Государственного исторического музея. Стены трапезной палаты обиты парчовой тканью, воссозданной по сохранившимся образцам XIX столетия. На стены помещений палат, затянутые парчой и кожаными обоями, нанесены гербы и вензеля боярского рода.

В подклете представлены реконструкция традиционной русской печи и предметы, относящиеся к домашнему обиходу XVI–XVII вв. Настоящую печь-поварню XVI в., найденную в ходе археологических раскопок Зарядья, можно увидеть в подземной части музейного комплекса. Представлены там и археологические памятники XII–XVI вв., которые расскажут о московском районе Зарядье и усадьбе бояр Романовых в разные периоды истории.

История палат Романовых

До наших дней сохранились главные палаты «на верхних погребах», которые датируются XV–XVII вв. Они неоднократно страдали от московских пожаров и перестраивались. В этих палатах появился на свет первый царь из д инастии Романовых - Михаил Федорович. В 16 лет он был избран на трон, положив тем самым начало 300-летней династии. Именно из этих палат родом была и царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, первая жена и мать Федора Иоанновича - последнего царя из династии Рюриковичей.

Изначально, в XV в., на этом месте располагались подворье купцов Ховриных, построивших белокаменный подклет для хранения дорогостоящих товаров, и первые усадебные строения. Позже хозяевами стали бояре Юрьевы-Романовы, при которых подворье стало обширной усадьбой - появились каменные палаты с многочисленными дворовыми строениями, ледниками и амбарами. Бояре интересовались западной культурой и поддерживали отношения с соседями-англичанами, жившими на , а кроме того, коллекционировали западные книги. Связь с западной культурой и высокая по тем временам образованность этого рода также нашли отражение в экспозиции музея. В XVII в. царь Михаил Федорович приказал заложить на месте фамильной усадьбы монастырь в честь родовой святыни - иконы Знамения Пресвятой Богородицы. А в палатах разместился настоятель монастыря.

Честно сказать, я не люблю музеи. Приезжая куда-то, всегда больше хочется посмотреть на настоящее города и на его жителей. Они дадут более живую и ясную картину, чем столетние стол или ковш. Но это не значит, что надо забывать свою историю и культуру. Есть музеи, куда надо сходить хотя бы один раз - туда, где писалась история нашей страны. Во многих странах похожие места являются гордостью для граждан. У нас всё немного не так.
Пост не перегружен фактами, именами и датами. Я старался упомянуть только самое интересное. В конце - что понравилось, а что нет.

1. Надеюсь, когда-нибудь Варварка станет прекрасной. Пока гулять здесь не очень уютно, да и дороги не чищены. Здание, напоминающее терем, - музей "Палаты бояр Романовых"

2. Их можно узнать еще по необычному грифону с мечом на крыше. Это загадочный герб рода Романовых, про который чуть позже

3. "Палаты" - довольно старый музей. Основал его ещё Александр II во второй половине 19 века. После революции рассказывать о Романовых стало не модно, и музей стал "боярского быта". После падения советов здесь снова стали больше говорить о династии

5. Усадьба Романовых была одной из самых богатых и больших в Москве. Такой её изображали на картах примерно во времена позднего Ивана Грозного

6. А такой она представлена на макете

7. На территории усадьбы Романовых были обнаружены фрагменты печей и срубов. Боясь пожаров, печи выносили из дома во двор

9. Довольно редкий портрет Михаила Романова. Чаще его изображали уже в более преклонном возрасте. Стать же царём ему пришлось в 16 лет

10. Идём в подвал, оставшийся от ранних построек усадьбы 16-17 веков

11. В таких местах прятали самое ценное, чем владел хозяин усадьбы - казну, доспехи, личные вещи

12. Это прапор (флаг) Никиты Ивановича Романова - поседнего боярина из этого рода, служившего во второй половине 17 века при своём родственнике - царе Алексее Михайловиче. Грифон, изображённый на прапоре - герб Романовых. Происхожение его до сих пор неизвестно.
По одной из версий его взял себе как личную эмблему прадед царя Алексея - Никита Романович - после взятия одного из западных городов при Иване Грозном. Грифоны встречаются и на некоторых других личных вещах Романовых. Позже про грифона забудут и только в середине 19 века утвердят гербом правящей фамилии

13. Здесь же в подвале небольшая военная экспозиция

14. Кладка сохранилась с 16-17 веков

16. И снова грифон. У ранних Романовых он был жёлтый, в 19 веке покраснел. Скорее всего это связано с тем, что восстанавливали герб по малочисленным сведениям прошлого и что-то приходилось придумывать на ходу

17. Палаты были разделены на мужскую и женскую половины. Самая красивая комната оказалась в мужской. Здесь проходили пиры и заседания. Роспись сводов чудом не погибла в советское время. Был приказ её уничтожить, но реставраторы придумали гениальную вещь - спрятать всё под слоем папиросной бумаги и побелить. Так и сделали. Тогда же стены были покрашены в синий цвет. Представляете, как всё уныло смотрелось? В конце 1980-х комнате вернули законный вид

18. В этом году, когда отмечалось 400-летие династии, экспозиция пополнилась некоторыми предметами. Финансовую поддержку музею оказали и потомки Романовых

19. Рабочий кабинет боярина

20. На женскую половину хозяином не допускался никто. Здесь воспитывались дети, девушки пряли пряжу и занимались рукоделием. Примерно в такой обстановке рос будущий царь Михаил

21. Ткацкий стан действующий

22. Сундук с учебниками для боярских сыновей

23. Глобусы выписывали из Европы. Это копия венецианского. Европа и Африка в 17 веке уже были неплохо изведаны

25. К одному из самых модных развдечений того времени - соколиной охоте - бояре тоже приучались с детства. Выезжали на охоту далеко за город, в глухие леса. До сих пор один из районов Москвы называется Сокольники

А теперь о печальном. Понравилось всё, кроме поведения нашего экскурсовода - Галины Константиновны Щуцкой. Похоже, её очень раздражало, что мы пришли с камерами. Пару раз она бросала фразы: "Вы много фотографируете, вместо того, чтобы слушать меня!". Потом вообще пошла в атаку, надеюясь таким образом оставить всех проигравшими: "Я сказала один раз, повторять не буду. Прослушали - ваши проблемы". И этот человек якобы хочет, чтобы у нас осталось что-то в памяти! А потом на каких-нибудь конферециях будет говорить, как мало люди знают про историю, и не ходят в музеи.

Такое встречается не только здесь, из-за такого многие не ходят в музеи. За 10 лет активных поездок я узнал десяток похожих случаев. И все они в России. Даже на Украине, не говоря уже про Европу, в музеях относятся к людям совсем по-другому.
Лично я пришёл в том числе и поснимать. Не слушать же про каждый чих бояр Романовых. Рассказывает она кстати не очень интересно. Кто такие блогеры, наверное, не знает и не понимает, что картинки нужны для отчёта, который каждый сюда пришёл сделать добровольно и за спасибо. Только для того, чтобы пробудить лишний интерес читателей к таким местам. Не понимает, что для съёмки надо время и иногда несколько дублей.

Перед экскурсией полчаса рекламировала свои книги. Я увлекаюсь историей, но эта реклама отняла много времени, которое я пришёл потратить на музей. От всего этого, экскурсия получилась очень белгой, так как за нами шла другая группа. Времени рассмотреть многое не осталось. Она попросту его украла. Справедливости ради скажу, что я купил всё-таки её книгу о Романовых. Да, интересная работа. Но горчинка осталась.

И ещё. Я не отношусь к любителям халявы и мне лично получить от музея ничего не надо, но могли бы за приход что-нибудь и подарить. О нашем приходе знали заранее. Ещё раз говорю, я не шёл за подарком, но это было бы просто правилом хорошего тона.

Из плюсов: вежливые смотрители и женщина-гардеробщик. На входе всем предлагаются бахилы хорошего качества, чего нельзя сказать про многие заведения.

В музее проводятся различные мероприятия для детей разных возрастов - спектакли, рассказы о первых Романовых, русском оружии, жизни древней Москвы. Также отмечаются праздники (Новый год, Святки, Масленица, Пасха). Рассказывается о традициях, ставятся представления, принимается участие в обрядах.

По словам музейных работников, желающих попасть на такие мероприятия очень много. О записи нужно договариваться заранее. Например, чтобы попасть на Новый год, придётся записываться в апреле.

Цены: 200р - взрослые, 70р - студенты и пенсионеры. Комнаты в палатах маленькие, группы посетителей небольшие.

Благодарю Александра Усольцева