Сумма компенсации по осаго. Размер выплаты за повреждение автомобиля по осаго. При составлении европротокола

Доброго времени суток всем читателям моего автоблога!

Сегодня я расскажу вам о том, что покрывает ОСАГО в плане возмещения убытков по автогражданской ответственности.

Ущерб, нанесенный автотранспортом на дорогах, может быть разным, как и страховая выплата по нему. Бывает, что автомобилисты не знают являются ли их случаи страховыми и из-за этого они могут потерять всю или значительную часть суммы возмещения.

Закон об ОСАГО в РФ, особенно в последнее время, обновляется довольно часто – что-то туда добавляется, что-то удаляется. И это может запутать даже опытных водителей, знакомых только со старыми правилами.

Прочитав данный материал, вы защитите себя от обмана со стороны страховщиков и будете точно знать на какой объем возмещения можно рассчитывать при ДТП или других страховых случаях.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны.»

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с покупкой полиса ОСАГО подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.

Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).

Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

Страховые выплаты по ОСАГО в 2018 году

В связи с изменениями в законодательстве наших клиентов очень часто волнует вопрос, как осуществляются страховые выплаты по ОСАГО в 2018 году. И этот вопрос действительно актуален, так как с одной стороны все средства массовой информации «кричат», что пострадавших должны отправлять на ремонт, а с другой стороны многие страховые компании по-прежнему продолжают производить выплаты по ОСАГО деньгами, игнорируя изменения.

Страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году - Страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году

Почему так происходит?

Все очень просто. Изменения, сделанные в правила ОСАГО в 2017 году, дают страховым компаниям еще один способ зарабатывать на пострадавших в ДТП, занижая страховые выплаты по ОСАГО.

Давайте на примере одной из ведущих страховых компаний «Р» рассмотрим схему «обработки» пострадавших в ДТП , и как же на самом деле происходят выплаты по ОСАГО в 2018 году:

Пострадавший в ДТП автомобилист, получив справки в ГИБДД, обращается за выплатой по ОСАГО в единый центр выплат страховой компании «Р» и прежде всего у него узнают дату выдачи полиса. Контрольный отсчет – дата 28.04.2017. От даты выдачи полиса зависит схема так называемой выплаты по ОСАГО «дальнейшего запутывания автомобилиста».

  1. Если полис «старый», то есть заключенный до 28.04.2017, пострадавшему положена выплата по ОСАГО деньгами .

Однако в страховой компании «Р» автомобилисту сообщают, что выплат деньгами нет , есть только ремонт. Или всеми возможными способами уговаривают на ремонт. Если пострадавший в ДТП соглашается на ремонт, то его направляют на СТО, там рассчитывают стоимость ремонта, потом завышают стоимость запчастей, чобы увеличить доплату за износ этих деталей. Таким образом, перекладывается часть выплаты по ОСАГО на автомобилиста . К нам обращается большое количество пострадавших в ДТП с вопросом – правомочно ли требование сотрудников СТО о доплате за износ. По старому полису, требование СТО о доплате за износ – правомочно, однако при детальных расчетах оказывается, что с пострадавшего в ДТП просят доплату чуть ли не 100% всей выплаты по ОСАГО.

Если автомобилист наотрез отказывается от ремонта по старому полису, то у него не принимают документы и сообщают, что примут документы только после осмотра поврежденного автомобиля (данное требование не законно, страховая компания обязана принять документы и организовать осмотр поврежденного автомобиля в течении 5 рабочих дней или непосредственно при приёме документов ). В страховой компании «Р» сообщают, что если автомобиль на ходу то автомобилист должен показать автомобиль, а через пару часов у него примут документы. Если автомобиль не на ходу, то записывают на осмотр на выезде, а подача документов только через два дня после осмотра. Для чего же нарушать закон страховой компании? Просто страховой компании нужно время для расчетов. После осмотра поврежденного автомобиля страховая компания «Р» рассчитывает положенную выплату и предлагает наивному пострадавшему в ДТП автовладельцу 50-60% выплаты при этом говоря, что деньги выплатит буквально завтра, только нужно подписать одну «бумажку» - отказ от будущих претензий! Так происходит страховая выплата по ОСАГО по «старому» полису в 2018 году.

  1. Если полис «новый», то есть заключенный после 28.04.2017, пострадавшему положена выплата по ОСАГО ремонтом.

При обращении пострадавшего в страховую компанию «Р» по «новому полису», пострадавшему в ДТП выдается направление на осмотр на СТО. Далее после осмотра страховая компания «Р» рассчитывает страховую выплату, положенную по ОСАГО и предлагает СТО выполнить ремонт на 20% дешевле . Если СТО готова выполнить ремонт на 20% дешевле, то пострадавшему в ДТП выдается направление на ремонт. СТО делает некачественный ремонт автомобиля, так как выплаты по ОСАГО по Единой Методике утвержденной ЦБ РФ и так не хватает на реальный ремонт по среднерыночным ценам , а если из него вычесть 20%, то сами понимаете, какого качества будет ремонт…

Если СТО не может сделать ремонт за те деньги, которые предложила страховая компания, пострадавшему в ДТП сообщается что ему необходимо доплатить из своего кармана, если пострадавший отказывается, то ему сообщают, что его автомобиль они не могут отремонтировать за 30 дней, как положено по Закону, и страховая компания «Р» выплачивает 50-60% от страховой выплаты. Так происходят выплаты по ОСАГО по «новому» полису в 2018 году.

Ещё раз повторимся, с 28 апреля 2017 года законодательно закреплен приоритет натуральной формы возмещения перед денежной формой и страховые выплаты по ОСАГО в 2017 году действительно должны осуществляться в виде ремонта автомобилей на станциях технического обслуживания.

В денежной форме страховая компания имеет право произвести страховую выплату лишь в нескольких случаях: при полной гибели автомобиля, при наличии пострадавших или погибших в ДТП, если потерпевший является инвалидом, а также, если размер выплаты превышает лимит по ОСАГО (400000 рублей), либо по евро протоколу (100000 рублей).

При этом к страховым компаниям и станциям установили целый ряд требований, которые должны быть выполнены при направлении на ремонт:

  • Выплата на СТО должна производиться без учета износа запасных частей.
  • На сайте страховой компании должен быть размещен перечень станций технического обслуживания, с которыми у страховой компании заключен договор.
  • Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 дней.
  • Запасные части, устанавливаемые на ремонтируемый автомобиль должны быть новыми (иное только по согласованию с потерпевшим).

Однако, в своей практике, мы столкнулись с тем, что страховые копании массово нарушают новые положения закона, мотивируя это тем, что у них нет соответствующих станций или просто обманывают клиентов.

А даже если страховая компания и выдает направление на ремонт, то подсовывает потерпевшим в ДТП на подпись различные «бумажки», которые позволяют станциям ставить бывшие в употреблении или неоригинальные детали, увеличивать сроки ремонта и требовать с потерпевших доплат за ремонт.

Также часто страховые компании обманным способом подсовывают потерпевшим заявления, в которых они соглашаются на выплату страхового возмещения, на станцию с учетом износа, что опять же позволяет требовать с них доплату за ремонт.

При этом даже если страховая компания выдала направление на ремонт и с потерпевшего не требуют каких-либо доплат, это не значит, что все проблемы решены и ему повезло.

Приведем простой пример:

Автомобиль Toyota Corolla, 2010 года выпуска. Виновник ДТП не соблюдал дистанцию и въехал Toyota’е в заднюю часть. По расчетам эксперта стоимость страхового возмещения без учета износа составили 140 000 руб., с учетом износа 90 000 руб. Если страховая компания направит автомобиль на ремонт, она должна будет заплатить на станцию технического обслуживания максимальную сумму – 140 000 руб. На практике, чтобы заработать на потерпевших страховые компании договариваются со станциями и платят на 15-20 % меньше. При этом станция тоже должна что-то заработать. Можно понять какого качества будет ремонт автомобиля…

В процессе ремонта по ОСАГО наши клиенты постоянно сталкиваются с плохим качеством ремонта, с не устраненными скрытыми повреждениями и даже с обычным обманом со стороны сотрудников СТО.

Попавшим на ремонт потерпевшим не выдают никаких документов (акт приема передачи, заказ-наряд, акт выполненных работ и т.п.) и они не знают, что будут делать с их автомобилем; вместо замены согласованных со страховой компанией элементов станции их ремонтирует; вместо новых оригинальных запасных частей станции ставят либо китайский не оригинал, либо б/у плохого качества и множество других вариантов.

Стать участником ДТП может каждый: даже водитель с многолетним стажем, который соблюдает все правила и скоростной режим может стать участником аварии. По состоянию на 2013 год ежедневно по всем регионам Российской Федерации происходило 509 ДТП, лидерами по их количеству является Москва, Ленинградская область и Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Ростовская область.

Считается, что ущерб от ДТП равен 2,5 % ВНП или более 1,1 триллиона рублей, что равняется годовым затратам на всю сферу здравоохранения. Для гарантии минимальных выплат, необходимых для восстановления поврежденного имущества или лечения потерпевших, и было придумано обязательное страхование транспортных средств. Но выплаты по ОСАГО при ДТП представляют собой не только финансовую гарантию возмещения причиненного в результате аварии ущерба, но и залог более внимательного выполнения правил вождения всеми участниками дорожного движения.

История отечественного обязательного автострахования

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) – это вид страхования, возникший в 1920-х годах в США после удешевления машин за счет внедрения Фордом конвейерной системы их производства. В середине XX века ОСАГО получило распространение в странах Европы. С тех пор законы об ОСАГО в том или ином виде были приняты почти во всех странах мира. Что касается СССР, то от законодательного оформления ОСАГО было решено отказаться. В РФ возмещение ущерба по ОСАГО осуществляется с 2003 года с принятием Федерального закона «Об ОСАГО».

Максимальная сумма и сроки обращения после ДТП

Согласно строй редакции закона (статья 7), по которой составлялись полисы до 1 октября 2014 года, существуют следующие ограничения на выплаты по ОСАГО потерпевшим:

  • 120 тысяч рублей – за имущественный ущерб в одни руки;
  • 160 тысяч рублей – общая сумма выплаты за ущерб имуществу (в случае ее превышения, возмещение осуществляется пропорционально реальным убыткам);
  • 160 тысяч рублей – каждому пострадавшему в ДТП за вред здоровью или жизни.

Срок выплат для таких полисов составляет 30 дней, а в новой редакции закона — 20. При этом увеличена сумма максимального возмещения за ущерб имуществу в результате ДТП до 400 тысяч рублей . По закону страховщик должен быть извещен о ДТП в пятнадцатидневный срок, иначе ему откажут в праве на возмещение ущерба.

Кого и от чего страхует покупка ОСАГО?

Полис ОСАГО защищает владельца автомобиля от дополнительных растрат, если в ДТП виноват именно он. При этом никакие выплаты по ОСАГО виновнику ДТП не осуществляется, поскольку страхуется не его транспортное средство, а гражданская ответственность автовладельца. Это означает, что владелец этого вида страхового полиса не может обратиться к своему страховщику для получения средств на ремонт своего автомобиля после аварии, виновником которой он является. Страховым случаем в ОСАГО считается:

  1. Причинение по вине страхователя ущерба другим транспортным средством;
  2. Порча в результате ДТП личного имущества пострадавших;
  3. Нанесение вреда жизни и здоровью других участник дорожного движения.

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то, кроме штрафа (за исключением случая, когда машина приобретена в течение последних 5 дней) и денег на ремонт собственного автомобиля, ему придется выступить ответчиком в суде и возместить ущерб, причиненный в результате ДТП, из своего кармана в итоге судебного разбирательства. Выплаты по ОСАГО не учитывают потерю товарной стоимости автомобиля после его ремонта по сравнению с новым.

Как получить возмещение ущерба по ОСАГО?

Особенность ОСАГО как вида страхования заключается в том, что выплата страховки при ДТП в этом случае осуществляется не страхователю, который оплачивал взносы, а потерпевшим. Поэтому для получения возмещения ущерба именно они должны обратиться к страховщику. Выплат по страховому полису ОСАГО осуществляются по трем основным схемам:

  1. Прямое возмещение убытков («прямое урегулирование»);
  2. Оформление европротокола;
  3. Стандартная процедура возмещения ущерба.

Прямое возмещение убытков и европротокол являются более простыми и менее затратными по времени процедурами, но предполагают соблюдение целого ряда условий и еще больше ограничивают максимальную сумму выплат по сравнению со стандартными лимитами. Поэтому стандартную процедуру логично использовать при крупных ДТП.

Прямое возмещение убытков

Согласно Закону об ОСАГО в новой редакции возмещения убытков от ДТП главным образом осуществляется с помощью «прямого урегулирования», т.е. теперь пострадавшему нужно обратиться не в компанию, где покупал страховку виновник ДТП, а к страховщику, оформившему ему полис ОСАГО.

Для прямого возмещения убытков необходимо одновременное соблюдение ряда условий:

  • Не нанесен вред здоровью или жизни в результате аварии;
  • В ДТП участвовало не больше двух машин;
  • Срок действия полисов ОСАГО обоих автовладельцев покрывает момент ДТП.

Если после обращения с заявлением на прямое возмещение убытков у пострадавшего обнаруживаются проблемы со здоровьем (травма головы), то ему придется обратиться еще и к страховщику виновника ДТП, чтобы получить возмещение за оплату своего лечения.

Закон об ОСАГО предусматривает 5 основных причин отказа страховщика пострадавшего в прямом возмещение ущерба пострадавшему в результате ДТП:

  1. В случае отзыва лицензии или банкротства страховой компании, осуществившей оформление полиса виновника ДТП (за компенсацией придется обращаться в РФА — Российский фонд автостраховщиков);
  2. Отсутствие соглашения с страховщиком виновника ДТП о его членстве в профессиональном объединении страховщиком;
  3. Недействительность одного из полисов на момент аварии;
  4. Ранее было подано заявление в представительство страховщика пострадавшего;
  5. Заявление к страховщику виновника находится на момент подачи заявления на «прямое урегулирование» по ОСАГО на рассмотрении.

Появление процедуры прямого возмещения ущерба несомненно упрощает получение компенсации от виновника ДТП. Однако нельзя рассчитывать на нее, если есть вина обоих водителей, а также в случае, если вред машине нанесен в результате бесконтактной аварии, когда ущерб нанесен вследствие некорректного маневра одного из участников дорожного движения. Максимальная сумма выплаты потерпевшему при прямом возмещении составляет 50 тысяч рублей.

Особенности европротокола

Нововведение 2009 года в РФ – это возможность самостоятельного оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД с целью получения возмещения ущерба от страховой компании по так называемому европротоколу.

Эта практика уже долгое время успешно применяется за рубежом. Ее внедрение в РФ целиком оправдано, поскольку по данным ГИБДД 70% всех аварий – мелкие, поэтому для экономии времени как водителей, так и сотрудников ГИБДД можно воспользоваться процедурой самостоятельного составления участниками ДТП европротокола.

Согласно действующему законодательству обойтись без вызова сотрудников ДТП можно при соблюдении следующих условий:

  • Не причинен вред жизни или здоровью людей;
  • Участниками ДТП является не более двух автомобилей (прицеп считается отдельной транспортной единицей, поэтому его наличие у одной из машин исключает возможность использования европротокола);
  • У обоих автомобилиста есть действующие полисы ОСАГО;
  • Ни один из участников ДТП не находится в состоянии алкогольного обвинения;
  • Между участниками ДТП не существует разногласий в видении аварии.

Если одна из машин, участвовавших в ДТП, не зарегистрирована в РФ, то европротокол может быть составлен в случае, если ее владелец является владельцем полиса «Зеленой карты».

Первоначальная сумма возмещений по европротоколу, установленная в марте 2009 года, — это 25 тысяч рублей. С 1 октября 2014 года она составляет 400 тысяч рублей, но только, если оба договора ОСАГО были заключены после этой даты на территории Москвы и Московской области или Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По полисам, оформленным раньше октября 2014 года и после этой даты, но в других регионах, максимальное возмещение составляет 50 тысяч рублей. Если ремонт автомобиля окажется дороже, то разницу придется оплачивать самостоятельно, поскольку применение стандартной процедуры возмещения предполагает оформление ДТП сотрудниками ГИБДД.

Для возмещения средств по европротоколу пострадавшему необходимо:

  1. Заполнить разборчиво и без исправлений бланк лицевую сторону совместно с виновником ДТП, а обратную — самостоятельно (лучше зафиксировать этот процесс на камеру);
  2. Составить детальную схему ДТП с указанием конфигурации дороги, положения автомобилей, ям и светофоров.

Каждый листок европротокола должен быть подписан обоими участниками ДТП. Страховщик должен быть извещен о ДТП в двухнедельный срок.

Действия при ДТП при использовании стандартной процедуры

В случае, если ДТП не подпадает под условия упрощенных процедур возмещения ущерба, пострадавшему необходимо следовать стандартной процедуре:

  1. Включить аварийные огни и остановиться;
  2. Выставить аварийный знак в 15 м (в населенном пункте) или в 30 м (на трассе);
  3. Найти свидетелей ДТП или запись с авторегистратора, фиксирующую происшествие;
  4. Вызвать сотрудников ГИБДД (Билайн – 911, МТС и Мегефон -112) и дождаться их приезда (место аварии должно оставаться в первоначальном виде);
  5. Предоставить сотрудникам ГИБДД права, страховку, свидетельство о регистрации автомобиля, талон техосмотра и подписать составленные ими документы;
  6. Получить справку №748, заверенную печатью;
  7. В отделении забрать протокол об административном правонарушении или отказ в его возбуждении;
  8. Позвонить в страховую компанию и известить их о ДТП;
  9. Подать заявление с уведомлением о наступлении страхового случая в 15 дней, необходимые по ОСАГО документы при ДТП и реквизиты счета для выплаты;
  10. Предоставить автомобиль в послеаварийном состоянии для независимой экспертизы в назначенный срок;
  11. Страховщик на основании акта осмотра составляет акт о страховом случае и принимает решения о выплате возмещения;
  12. Если выплаты не были произведен в течении 30 (по новым полисам – 20) дней или не был выслан письменный отказ в возмещении, то за каждый день просрочки идет пеня – 1/75 ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральный банком РФ.

Также можно обратиться в экспертную компанию, которая возьмет всю бумажную работу на себя и проследит, что сумма возмещения не была занижена. Если оценочная стоимость ущерба превышает установленные законом лимиты, то согласно Гражданскому кодексу за компенсацией остатка придется обратиться в суд . Через 5 дней после подачи иска назначается судья, месяц дается на рассмотрение дела и еще 30 дней на апелляцию. После получения исполнительного листа нужно обратиться в банк виновника ДТП, который арестует нужную сумму и перечислит ее выигравшему дело истцу в течение 5 дней.

Видео: Тонкости при выплатах ОСАГО

Причины для отказа в возмещении ущерба

Согласно Закону об ОСАГО все возможные причины отказа страховщиков в выплатах делятся на два вида.

Не страховой случай

  1. Нельзя определить виновного или обоюдная вина участников ДТП;
  2. За рулем автомобиля-виновника ДТП находилось лицо, не имеющие права на управление им;
  3. Причина ДТП – непреодолимая сила;
  4. В ДТП был умысел пострадавшего;
  5. Виновник оспаривает свою вину в суде.

Нарушение процедуры

  1. Ремонт или утилизация автомобиля до осмотра;
  2. Непредставление транспортного средства для экспертизы.

Введение ОСАГО, упрощение процедуры и увеличение сумм максимальных выплат в РФ – это залог увеличения безопасности на дорогах и важный шаг к установлению справедливого возмещения вреда потерпевшим в ДТП из-за нарушения владельцем полиса ОСАГО правил дорожного движения или скоростного режима. Однако закон об ОСАГО требует дальнейшей доработки и уточнения спорных моментов, направленных на увеличение скорости и эффективности получения возмещения после ДТП.

ОСАГО – вид обязательного страхования, который покрывает часть убытков водителя, пострадавшего в автомобильной аварии. Разбираться в правилах и суммах выплат автовладельцы начинают тогда, когда авария уже произошла, самое главное, что волнует автовладельцев – максимальная сумма выплаты по ОСАГО.

Правила страховых выплат после ДТП 2017

Ущерб, нанесенный автомобилю и его владельцу в результате случившейся аварии, фактически может обойтись страховщику в многомиллионную сумму, поэтому максимальная сумма выплат по ОСАГО при ДТП ограничена на законодательном уровне.


Что нужно знать автомобилистам в 2017 году

Лимит выплат, действующий в нынешнем 2017 году, был утвержден еще в 2015 году. Так, выплата по ОСАГО 2017 года и сумма максимальная рассчитывается следующим образом:

  • имущественная выплата не должна превышать 400 000 рублей;
  • по ущербу здоровья и жизни не должна превышать полмиллиона рублей.

Порядок рассмотрения ситуаций

После того, как стало известно какая максимальная сумма выплат по ОСАГО, многие люди хотят знать точные суммы, которые получат в результате того или иного случая.

Например, если в машине ехала семья, в чей автомобиль врезалась другая машина, а пострадало лишь несколько пассажиров, максимальная сумма, которую выплатит виновник ДТП может запросто составить 350 000 рублей. Но большая часть ДТП не являются особо масштабными, и их ущерб оценивается, чаще всего, в суммы, не превышающие 50 000 рублей.

Пакет необходимых документов

Для гарантированного получения максимальной суммы страховых выплат по ОСАГО следует соблюсти все правила по обращению в компанию, которая оказывает услуги страховки. Помимо заявления на получение страховых средств, при себе следует иметь:

  1. Паспорт или любой другой документ, заменяющий его.
  2. Водительские права, технический паспорт на автомобиль. Если транспортное средство не принадлежит водителю, то нужно предоставить генеральную доверенность.
  3. Заверенная справка от сотрудника ГИБДД о произошедшем ДТП.
  4. Извещение о случившейся аварии с подписью лица, виновного в случившемся.

Для получения желаемой выплаты в полном объеме, все перечисленные документы нужно успеть предоставить компании не позже пятнадцати дней, начиная со дня аварии. В отдельных случаях может потребоваться дополнительный пакет документов:

  1. Копия протокола о правонарушении.
  2. Постановление, которое принято после того, как был рассмотрен протокол о правонарушении.

После получения всех документов, страховщик займется рассмотрением заявления, на что у него есть ровно двадцать дней. Помимо этого, он должен заниматься составлением акта о страховом случае и на его основании вынести решение – положительное или отрицательное.

Если за двадцать дней решение не будет принято, а средства не будут выплачены, за каждый дополнительный день страховщик обязан выплачивать потерпевшему неустойку за ожидание.

Как получить выплаты по Европротоколу ОСАГО

Если с суммами и условиями выплат по ОСАГО все ясно, то со страховкой по Европротоколу – не совсем. Максимальная сумма выплат по Европротоколу ОСАГО составляет 50 000 рублей.

Но, если автовладелец является жителем Москвы, Санкт-Петербурга или их областей, то лимит меняется. Зависит это от того, была оформлена авария без сотрудников ГИБДД или с ними. В первом случае, максимальная страховка увеличивается то 400 000 рублей. Для ее получения следует приложить ко всем документам и заявлению данные любой глобальной навигационной спутниковой системы.

Для гарантированного получения страховой выплаты по Европротоколу, важно соблюдение условий:

  • среди участников аварии не было пострадавших;
  • авария произошла в результате столкновения только двух автомобилей;
  • пострадали лишь автомобили;
  • у участников ДТП есть застрахованная по ОСАГО ответственность;
  • пострадавший и виновник ДТП не имеют никаких разногласий.

Заключение

Для получения максимальной суммы выплаты по ОСАГО, в первую очередь, нужно заняться сбором всех документов, предоставить их компании-страховщику, и только после этого задумываться о ремонте автомобиля или, в случае отказа страховой компании, обжаловании решения.

Раньше объем страховых выплат был достаточно мал, и назначаемых сумм не хватало для полноценного ремонта, что создавало и избыточную нагрузку на суды, ведь автовладельцы шли именно туда за защитой прав. Но с 2014 года ситуация изменилась и максимальная выплата по ОСАГО была увеличена в несколько раз. На какой же теперь размер компенсации можно рассчитывать?

Какая максимальная сумма может быть выплачена в результате аварии пострадавшему лицу? На данный момент потерпевшая сторона вправе рассчитывать на компенсацию в размере:

  • 400 т. р. в случаях, когда было повреждено имущество;
  • 500 т. р. если нанесен был вред здоровью либо жизни;
  • 100 т. р. при составлении Европротокола.

Даже если пострадавших в ДТП несколько, выплаты по ОСАГО не делятся пропорционально их количеству. Это значит, что каждый человек может получить назначенную сумму в полном объеме.

Если произошла авария, повлекшая смертельный исход, возмещение направляется родственникам:

  • 475 тысяч будет выплачено иждивенцам погибшего лица;
  • 25 тысяч выплачивает страховая иным родственникам и лицам на погребение.

Сразу стоит учесть, что указанный выше размер выплат можно получить не в каждом случае. Страховая сумма рассчитывается строго индивидуально, исходя из того, насколько тяжелый нанесен был здоровью вред.

С 2017 года получить на руки денежную компенсацию за повреждения, нанесенные автомобилю, можно только в строго ограниченных случаях. На данный момент введен принцип преимущественного ремонта, поэтому сумма будет выплачиваться непосредственно СТО, которая занимается починкой. Однако это не значит, что за денежными лимитами ремонта не нужно следить, поскольку в интересах СК минимизировать их. Особенно сейчас, когда ОСАГО перестало быть выгодным.

Как получить максимальную выплату

Итак, сумма выплат по полису ОСАГО была назначена, однако вы с ее размером не согласны. Что делать в такой ситуации, как получить максимальную выплату по ОСАГО? Этим вопросом нужно озадачить себя уже после того, как произошла аварийная ситуация, поскольку именно от последующих действий зависит, сколько вы получите и можно ли рассчитывать на максимальное возмещение.

Моральный вред по ОСАГО при ДТП не компенсируется. Несмотря на то, что эта страховка обязательная, она покрывает исключительно материальную ответственность, т. е. ущерб здоровью или ТС.

Обязательно следует предпринять все предписанные при аварии действия, чтобы СК не имела повода отказать в выплатах или соразмерно снизить их.
То есть нужно повести себя ровно так, как прописано в памятке при дорожном происшествии – выставить аварийные знаки, нуждающимся в мед. помощи оказать первую помощь, позвонить в страховую, полицию и т. д. При оформлении Европротокола нужно учесть все нюансы и правильно его заполнить.

Уже когда вы оформляете обязательный полис автогражданской ответственности, вы должны знать о том, что делать для получения максимально возможного возмещения. И если действия после аварии прописаны в специальной памятке, которая перевозится с ОСАГО, то о дальнейших действиях пострадавшего страховая фирма не информирует. Это незнание ей на руку.

Для получения компенсации в нужном вам размере необходимо:

  1. Получить уже назначенную страховой фирмой выплату. Дело в том, что на этом этапе нет никакой возможности повлиять на расчеты СК.
  2. Составить досудебную претензию в соответствии со всеми правилами, а после лично доставить ее в офис страховщика или послать заказным письмом.
  3. Если был получен отказ, начинаем подготавливать иск в суд. На этом этапе желательно воспользоваться услугами юриста, поскольку обычному гражданину будет сложно тягаться с юристом фирмы, ведущим по несколько подобных процессов ежедневно.

Теперь вам известно о лимитах выплаты по ОСАГО в случае дорожного происшествия. Конечно, в идеале лучше не допускать никаких ДТП, однако ситуация на дороге зависит от действий всех участников движения, а не одного водителя. Если авария все же произошла, следуйте памятке о ДТП, прилагаемой к полису, и до последнего отстаивайте свои права, в том числе и с привлечением суда.