Специфика афинской и спартанской систем воспитания. Воспитательная система спарты и афин. Афинская система воспитания

Расстановка ударений: АФИ`НСКОЕ ВОСПИТА`НИЕ

АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, сложившаяся в Афинах в 7 - 5 вв. до н. э. Наряду со спартанским воспитанием была одной из наиболее известных систем воспитания в Др. Греции. В Афинах на базе развитого ремесла, торговли, мореплавания утвердился наиболее прогрессивный для того времени гос. строй античной рабовладельческой демократии. Это обусловило расцвет афинской культуры и прогрессивный характер А. в. Цель А. в. - создание гармонически развитого человека. Оно было разносторонним, включало умственное и эстетическое (т. н. мусическое воспитание), нравственное и физич. (гимнастическое) воспитание. Мусическое воспитание осуществлялось в процессе обучения чтению, письму, счёту, пению, музыке, при изучении ораторского искусства, политики, философии. Физич. воспитание было направлено на поддержание здоровья и развитие силы, ловкости и красоты человеческого тела. Это достигалось путём упражнения в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья [т. н. пентафлон "πενταδλον" - пятиборье]. Нравственное воспитание имело целью формирование дисциплинированности, мужества, самообладания, чувства собственного достоинства, скромности, хороших манер.

А. в., в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали им сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезыванию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили читать, писать, играть на к.-л. музыкальном инструменте, а главное домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в полном затворничестве, лишь изредка выходя из дому для участия в религиозных церемониях. Мальчики с 7-летнего возраста посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в к-рой занимались музыкой, пением, декламацией. С 13 - 14 лет они воспитывались в палестре, где под руководством педотриба в течение 2 - 3 лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политич. и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста н палестра были частными и платными. С 16 - 18 лет юноши из наиболее состоятельных и знатных семей, готовящиеся в будущем занять руководящие должности в гос-ве, посещали гимнасий. Здесь они обучались философии, лит-ре, политике, продолжая совершенствоваться в области гимнастики. Гимнасий был гос. уч. заведением. С 18 - 20 лет юноши проходили своего рода проф. курс военного обучения в эфебии, продолжали своё политич. образование, изучали законы страны.

А. в. носило ярко выраженный рабовладельческий характер. Дети рабов полностью исключались из системы воспитания, общение с ними детям свободнорождённых запрещалось. Платность образования делала его недоступным малоимущим свободным гражданам и вынуждала их заниматься с детства ремеслом. Физич. труд не входил в систему А. в., т. к. считался уделом исключительно рабов. В само наименование "школа" (σχολη - буквально досуг) афиняне включали понятие свободы от физич. труда.

Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, М., 1940; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 2 изд., М., 1959.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Доклад

По дисциплине: «Психология и педагогика»

На тему: «Спартанская и афинская системы воспитания»

Выполнила: Попова М.Д.

Специальность: 38.05.01.

« Экономическая безопасность»

Учебная группа: 1402

Кафедра: БЭСО

«Экономическая безопасность»

Преподаватель: Кушер Ю.Л.

Москва 2015

Введение 3

1.Спартанская и афинская системы воспитания 4

2.Аристотель 8

3.Школа в Афинах 9

Заключение 11

Библиографический список 12

Введение

Изучить древнегреческую систему образования.

1. Познакомиться со спартанской системой воспитания;

2. Рассмотреть афинскую систему воспитания;

3. Исследовать представления древнегреческих философов о воспитании.

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература - философская, историческая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики - системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов.

Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который ощущал своё бессилие перед богами, судьбой; одухотворял природу, наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле; обладал полисным сознанием, не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» - «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение. Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.

Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты. К середине I тысячелетия до н.э. Афины становятся центром ремёсел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно жили и рабовладельцы, и завоёванные ими пируэки, и илоты-рабы.



Спартанская и афинская системы воспитания

Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из, отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного - лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное - держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду - есть-то, хочется.

В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи - в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми.

Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки - идеи «калокагатии» (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля). Детство и юность знатного афинянина - это преодоление ступень за ступенью трудного пути к духовной культуре афинского общества: индивидуальной культуры выработка собственного живого знания.

Афинская система так же, как и спартанская, формировала мужественный характер, но это было мужество не «внедрённое» предписаниями, строгой дисциплиной, а «добровольное», осознанное личностью как необходимость.

Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию: любовь к знанию ради знания, поиска истины («мы пойдём за доводами и доказательствами, куда бы нас не привели»).

Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность - будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов.

В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.

Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении

«вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически личностно-ориентированная - афинскую систему.

Процесс воспитания в спартанской системе - это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника.

Процесс воспитания в Афинах - это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка. Соответственно «выстраиваются» и модели педагогического процесса. Социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека, - педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны.

С другой - личностно-ориентированная цель (удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»), педагогический процесс, проектируемый как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой, результат воспитания - культурная и социальная личность, индивидуальность.

То, что опыт Спарты и Афин «укладывается» в современные педагогические «схемы» и конструкты, даёт основание утверждать, что он отражает объективные, закономерно повторяющиеся связи между педагогическими реалиями.

Афинская система предстаёт как вариант гуманистического решения кардинальных педагогических вопросов о цели воспитания, о соотношении воспитания и развития, гуманистической модели педагогического процесса. Практические результаты афинского воспитания (в сравнении со спартанским) свидетельствуют об эффективности гуманистически-ориентированного подхода в духовном развитии афинского общества, в самоопределении, развитии самосознания личности афинянина.

В свою очередь, опыт Спарты доказывает силу социо-ориентированного воспитания в закреплении косности и консерватизма спартанского общества, в «типизации» сознания человека, в его дисциплинировании, формировании заданного социальными нормами, правилами поведения.

Авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований. Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний. Варианты этой модели отчётливо обнаруживаются не только в спартанском, но и в афинском воспитании, особенно в семейном и мусическом (начальная ступень) воспитании: «ребёнок ничего не может сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево».

Для педагога-гуманиста воспитанник и объект его влияния, и в то же время субъект, обладающий собственной позицией. Отсюда и деятельность педагога ориентирована на обращение-диалог с «Я» воспитанника, на стимулирование, усовершенствование его внутренней жизни. Позиция педагога лишь направляющая, оставляющая за учеником самостоятельность действий, свободу выбора. Эталоном педагога такого плана был и остаётся Сократ, знание об искусстве которого мы получаем благодаря описаниям его ученика - великого Платона.

Александр Македонский воспринимался его современниками Героем, но уже не полубогом, а человеком. И это явилось результатом существеннейших изменений в жизненных смыслах греческой культуры, её гуманизации: человек не только освобождался от пут полисного сознания - он был на пути признания своего высокого предназначения в этом мире, что отражала и чему активно способствовала древнегреческая философия.

Размышляя над практикой воспитания, Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-393 гг. до н.э.), Платон (428-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вырывались из рамок «видимого» всеми, «вглядывались» не только в настоящее, прошедшее, но и в будущее. В философских концепциях человека выделим ряд представлений, имевших принципиальную ценность для осмысления природы воспитания. Так, по Аристотелю, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла. В жизни души доминирует разумное начало (образ колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства). Однако разум человека в его земном бытии оценивался достаточно критично с точки зрения его поведения, состояния души. По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчётом, беспринципностью, которые ведут в поиске истины, в познании самого себя и других, своего предназначения в этом мире. В человеке сильно преступное начало, сильны соблазны земного бытия, но он обладает и величайшим даром - способностями стать духовно свободным, возвысить свою внутреннюю жизнь стремлением к идеалам и ценностям.

Осмысливая воспитание молодёжи как «образовывание» человека сообразно идеалу калокагатии, философы нашли, как показало время, самый верный способ - разносторонне развивающее образование на базе ценностей культуры. Каждый из учебных предметов (грамматика, гимнастика, музыка, рисование), определявших содержание афинской системы воспитания, был оценен и с точки зрения практичности, и с точки зрения развития и усовершенствования духовных начал, духовной жизни индивидуальности. Образовательный процесс представал как «встреча» ребёнка (с имманентно присущими задатками и способностями к развитию) и взрослого (носителя культуры, духовного опыта, обладающего особой способностью возбуждать стремление к духовности), как их диалог - средство «передачи» и «присвоения» культурных ценностей.

Аристотель

Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит.

Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материй, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе" понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике.

Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать, фундаментальные знания, в различных областях науки и жизни.

Под влиянием Аристотеля в IV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки Письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

Школа в Афинах.

Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим.

Платон говорит, что мальчики посещающие палесту, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям. В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами.

Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером.

Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде. Арифметика преподавалась наглядно и неутомительно, с помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

Заключение

Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию. По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства (правда, у Платона это идеальное государство, выстроенное на идее Блага, ориентированное на развитие и жизненный путь человека в соответствии с природными способностями, в чём люди не равны между собой).

Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства. Однако и он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, однако не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. - Только таким путём возможно и должно «делать людей полезными» и для государства.

Гуманистическая традиция в педагогике развивалась в древнегреческой культуре в органической связи с процессом обособления индивида, его воспитанием, развитием его самосознания; с философствованием, предметом которого явился человек и его становление как автономной, свободной личности, включённой в природную и социальную среду. Гуманистические педагогические идеи древнегреческих философов ориентировались на природные процессы, силы и способности человека, на их саморазвитие, одухотворение в воспитании культурными ценностями, идеалами, что обусловило непреходящий, «вечный» характер этих идей. В истории древнегреческого воспитания истоки полярных моделей современного педагогического процесса, антиномий современного педагогического сознания: воспитание как воздействие и как взаимодействие; цели социо-ориентированные и цели личностно-ориентированные; авторитарное воспитание и гуманистическое воспитание; ребёнок - объект и ребёнок - субъект воспитания; прагматическое отношение и ценностное отношение к культуре.

Древнегреческое общество воспринимается во всем мире как колыбель цивилизации и квинтэссенция культурных, эстетический и моральны норм, которая до сих пор воспринимается за идеал системы построения отношений в социуме. Древняя Греция относилась к где только одна треть населения являлась свободными гражданами и имели права. Данный нюанс наложил серьезный отпечаток на систему воспитания Исторически сложилось, что она разделилась на спартанскую и афинскую. Причем в обеих большое значение уделялось физическому развитию юношей и девушек. Древние греки считали эту сторону воспитательного процесса крайне важной, однако стоит учитывать и особенности спартанской и афинской систем воспитания. Во многом они имеют различия, что в первую очередь выражается в конечной цели образования.

Из данной статьи вы узнаете много интересного в первую очередь об афинской системе физического воспитания. Также мы затронем вопросы образования в Древней Греции и расскажем о знаменитом спартанском воспитании молодых людей в четвертом-пятом веке, которые считают расцветом эллинской цивилизации.

Краткая характеристика греческого общества

Когда мы говорим о древнегреческом обществе и культуре, то в первую очередь имеем в виду город Афины, являющийся центром культурной жизни Пелопоннеса. Именно сюда стекались все торговые пути, здесь проводились многочисленные соревнования атлетов и диспуты лучших умов Древней Греции. Философы открывали в Афинах свои школы, где обучали молодое поколение различным дисциплинам, таким образом постепенно формируя особую систему воспитания, которую в дальнейшем стали называть «афинской». Она была взята за основу во всех греческих полисах и успешно применялась на протяжении нескольких веков.

Педагогическая система являлась отражением греческого общества и готовила с активной жизненной позицией, которое в дальнейшем становилось костяком социума и вело государство к процветанию.

Говоря об афинской педагогической системе, стоит учитывать, что общество имело яркие черты демократии. Несмотря на это, в социуме присутствовало четкое разделение на классы. Условно общество можно поделить на три довольно внушительные группы:

  • аристократы (свободные граждане);
  • ремесленники;
  • рабы.

Первая группа имела множество прав, но являлась одной из самых малочисленных в полисах. Свободные граждане отличались высоким достатком, многие из них являлись аристократами и могли дать своим детям хорошее образование. Лишь представители данной группы получали возможность носить оружие и давать присягу. По достижении совершеннолетия юноши поступали на государственную службу и охраняли границы государства. В дальнейшем они становились полноценными гражданами и принимали участие во всех важных для полиса делах.

Ремесленники также могли быть свободными гражданами, однако они не имели возможности оплачивать образование своих детей и обычно обучали их своему мастерству. Таким образом сохранялась некая обеспечивающая постоянное количество ремесленников в полисах.

Рабы не имели абсолютно никаких прав, поэтому об их образовании говорить не приходилось. Они занимались физическим трудом и обеспечивали населению полисов комфортное существование. Дети рабов тоже не могли претендовать на свободу и оставались собственностью своих хозяев.

Педагогическая система: особенности

Физическому воспитанию и спорту в Древней Греции уделялось повышенное внимание, однако основой воспитания все же можно считать нравственную составляющую. Эллины стремились воспитать красивого во всех смыслах этого слова человека. В первую очередь он должен быть красив внутри и лишь потом в дело вступала афинская система физического воспитания. Однако древнегреческая педагогика имела ряд своих особенностей, которые стоит учитывать, рассматривая процесс формирования граждан от рождения до совершеннолетия.

В рабовладельческом обществе с самого раннего детства малышам прививали презрительное отношение к физическому труду во всех его проявлениях. Это было уделом рабов, а потому свободные граждане должны были поддерживать крепость тела совсем иначе. Для них существовали всевозможные школы, где они обучались гимнастическим упражнениям, развивали ловкость, тренировались в беге на скорость и учились владеть боевым оружием. Можно сказать, что эллины были очень гармонично развиты. Ведь система воспитания в Афинах очень удачно сочетала в себе нравственную и физическую составляющую. Молодые люди, достигнувшие совершеннолетия, были отлично подготовлены практически к любым ситуациям, которые могли встретиться им в жизни.

Афинская система физического воспитания распространялась и на девочек тоже. Однако в этом случае она была крайне ограничена, ведь женщина должна была в первую очередь заниматься домашним хозяйством и семейными обязанностями. До семи лет девочка воспитывалась в семье нянями и получала азы образования, в которые обязательно входило изучение музыки. В дальнейшем образовательный процесс ограничивался орхестрикой. Чуть подробнее об этой части афинской системы физического воспитания мы расскажем позже.

Также хочется упомянуть, что практически весь воспитательный и образовательный процесс был пронизан духом соревновательности. Через него юноши проникались идеями индивидуализма и собственного превосходства, которое необходимо было постоянно подтверждать.

Нравственное воспитание: начальный этап

Нельзя говорить только о физическом воспитании в афинской системе образования. Ведь каждый свободный гражданин должен был являться гармоничной личностью, а достичь этого можно только путем разностороннего подхода к воспитанию. Этот процесс начинался еще с младенчества и продолжался до принятия присяги. Первые годы были практически полностью заняты нравственным воспитанием ребенка.

Интересно, что слабого малыша родители на вполне законных основаниях могли умертвить. Это являлось основой системы физического воспитания в Афинах. Если мальчик рождался с различными заболеваниями или отклонениями, то решение о его дальнейшей судьбе принимал отец, в отличие от Спарты, где судьба малыша зависела от старейшин. С девочками в Афинах поступали не столь строго.

До семилетнего возраста дети воспитывались в семье. Обычно этим занимались кормилицы или специально нанятые воспитатели. Они постоянно занимали ребенка играми, чтением сказок и историй, игрой на музыкальном инструменте (в первую очередь флейте) и сочинением стихов. С самого раннего возраста детей окружали всем красивым и часто водили на общественные праздники. Также отпрыски аристократических семей регулярно посещали спортивные состязания и другие торжества. Эллины считали, что ребенок до семи лет должен ощутить свою принадлежность к обществу, в котором он будет жить в дальнейшем.

Воспитание юных эллинов с семи до четырнадцати лет

Данный период мальчики из знатных семей проводили одновременно в двух частных школах, однако от семьи они не были оторваны. Проживали дети в своем доме, а на занятия их водил специально приставленный раб.

Обычно мальчики были заняты в двух заведениях:

  • школа грамматиста;
  • школа кифариста.

Примечательно, что посещать их можно было по очереди или одновременно. Однако последний способ пользовался большей популярностью в древнегреческом обществе.

В школе грамматиста юные эллины овладевали основами грамотности. Они учились считать, писать и читать. В процессе обучения использовались специальные таблички, камушки и даже пальцы. Писали мальчики на вощеных табличках стилем (тонкими палочками). Обычно на то, чтобы овладеть грамотой, уходило несколько лет.

После мальчики переходили в школу кифариста. Здесь им предоставляли литературное образование. Два-три года уделялось эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Мальчики учились игре на музыкальных инструментах, сочинять и декламировать стихи, петь и поддерживать интересные беседы.

К четырнадцатилетнему возрасту наступал этап, во время которого уделялось преимущественное значение физической культуре. В Древней Греции для этого существовали специальные школы.

Палестра: характеристика и особенности

Афинская система воспитания в античности считалась самой передовой, а потому юноши получали отличную физическую подготовку. С четырнадцати лет они начинали заниматься пятиборьем. Это укрепляло не только тело, но и дух. Поэтому данный этап считался крайне важным в обучении.

Молодые люди много бегали, плавали и занимались борьбой. Именно в этот период формировался соревновательный дух, на котором и основывался образовательный процесс. Также юноши метали диск и копье, в дальнейшем эти упражнения превратились в самостоятельные дисциплины, по которым атлеты соревновались на Олимпийских играх.

После окончания палестры продолжить свое образования могли только очень богатые люди. Родители отдавали их в гимнасии, однако стоило это немалых денег.

Гимнасии: виды и суть образовательного процесса

Следующую образовательную ступень контролировали педотрибы. Они являлись государственными чиновниками и занимались физической подготовкой юношей к будущей воинской службе. Также в гимнасиях не забывали и об умственном развитии, за которое отвечали философы, общественные деятели и другие известные лица. Юноши вели с ними беседы, учились вести диспуты, активно посещали суды и театры.

В Древней Греции существовало три вида гимнасий:

  • Академия.
  • Ликей.
  • Киносарг.

В этих заведениях молодые люди обучались приблизительно до двадцати лет. Они посещали уроки верховой езды, гребли, строевой подготовки. Им преподавали стратегию ведения боя и технику владения всеми известными видами оружия.

Параллельно юноши должны были иметь представление об управлении государством и владеть основами философии.

Эфебы: военная подготовка

После окончания гимнасии молодой человек мог перейти в ряды эфебов. Перед этим он официально признавался свободным гражданином и торжественно принимал присягу. В этот же момент юноша получал форму солдата и мог на два года позабыть о гражданской жизни.

Все это время он активно занимался физической подготовкой, которая могла ему пригодиться во время военных конфликтов. Первый год юные эллины проводили в специально сформированных лагерях недалеко от полисов. Под круглосуточным контролем они занимались различными упражнениями и учились действовать во время боя.

Второй год юноши несли реальную службу на границах государства. Естественно, что это период его физическое развитие продолжалось. Ведь каждый день сопровождался рядом специальных упражнений, укрепляющий тело и боевой дух.

Физическое воспитание афинских девочек

Афинская система воспитания и образования в первую очередь предназначена для мальчиков, но и девочек она не оставляла без внимания. Как мы уже упоминали, до семи лет дети воспитывались абсолютно одинаково. Однако в более взрослом возрасте девочкам предписывалось оставаться дома и проходить обучение там. В целом большая часть женщин не владела грамотой, что считалось вполне нормальным.

А вот физическому воспитанию уделялось особое внимание. В тот момент, когда юноши переходили в палестру и приступали к трехступенчатой системе образования, девушки должны были изучать орхестрику. Она представляла собой особую дисциплину, подразумевающую разучивание определенных движений под различную музыку.

Спартанская система воспитания: начальный этап

Спарта имела огромное влияние и наряду с Афинами сформировала особую систему воспитания, целью которой было вырастить послушного, дисциплинированного и отважного воина.

Новорожденного малыша всегда показывали старейшинам, которые и решали, будет ли он жить. Слабых детей попросту скидывали со скалы. До семи лет ребенок воспитывался в семье, где его закаляли и не баловали. В дальнейшем он поступал на семь лет в распоряжение государственной системы образования. За эти годы детей приучали стойко переносить боль, голод, холод и другие испытания. Параллельно юные спартанцы получали отличную физическую подготовку.

Следующий год они проводили в состязаниях, чтобы подготовиться к криптию. Этот обычай подразумевал деление подростков на несколько групп, в течение двенадцати месяцев они должны были совершать нападения на различные деревни, выполняя распоряжение своих начальников.

В дальнейшем спартанцы переходили в эфебы, где продолжали свое физическое развитие до тридцати лет.

Образование спартанских женщин

Интересно, что в Спарте девочки воспитывались точно так же, как и мальчики. До двадцати лет в их образовании не было никакого отличия, это делалось для того, чтобы в случае отсутствия мужчин в городе был порядок.

К тому же спартанцы считали, что только от сильных и крепких женщин можно было получить достойное потомство.

Вместо заключения

Спарта и Афины имели самое сильное влияние на Пелопоннесе, поэтому их системы образования были взяты за основу многими городами и государствами. Если провести краткий анализ сравнения, то можно сказать, что спартанцы в первую очередь уделяли внимание физическому развитию подрастающего поколения. А вот афинская система растила гармоничных членов общества, в равной степени развитых умственно, нравственно и физически.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство - демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам.

Цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием – КАЛОКАГАТИЯ - совокупность «добродетелей», куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего – мужчины.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13-14 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Процесс воспитания в Афинах был пронизан принципом соревновательности – АГОНИСТИКА – личное превосходство (индивидуализм).

Женщина в Афинах (по Еврипиду) – вещь для присмотра за хозяйством, с запретом выходить из дому без сопровождения рабыни. В домах состоятельных граждан имелись специальные женские отделения, куда вход посторонним был запрещен – ГИНЕКЕЯ. Стыд – вот главная добродетель женщины в афинском обществе.

С VII по IX века до н.э. в Древней Греции наибольшее влияние имели 2 города-полиса: Афины и Спарта. В каждом из них оформился собственный уклад жизни общества и своя система воспитания детей. Рассмотрим подробнее Афинскую систему воспитания. Несмотря на то, что афинская система воспитания канула в лету, у древних греков есть, чему поучиться.

Афинское общество

В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.

Афинская система воспитания

Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.

С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.

С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.

Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.

Физическое воспитание детей и юношей

Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.

Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.

Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: