Презентация на тему: Названия растений. Какие бывают растения Названия нескольких растений окружающий мир
1. Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение. Проверь себя по учебнику.
2. Заполни пропуски в тексте.
У лиственных
растений листья в виде пластинок.
У хвойных
растений листья в виде хвоинок.
3. Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).
а) Деревья: берёза, ель, сосна
б) Кустарники: малина, смородина, облепиха
в) Травы: одуванчик, колокольчик, ромашка
4. Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.
- Деревья
- Кустарники
- Травы
5. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями. Проверь себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Раскрась на рисунке те травы, которые растут возле твоего дома.
- Птичья гречиха
- Тысячелистник
- Репейник
- Подорожнык
- Пустырник
Возле моего дома (на даче) растёт тысячелистник, репейник и пустырник.
В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ об одном из этих растений (по своему выбору). Подготовь устное сообщение.
Птичью гречиху часто называют «травой-муравой». Это растение можно встретить на улицах во дворах, на спортивных площадках. Ею питаются многие птицы.
6. Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.
Природа всегда поражает своим разнообразием, а особенно она поражает разнообразием растений. Сейчас известно более 320 000 видов растений и из них 280 000 видов — это цветковые растения!
Крошечные водоросли, которые можно увидеть только в микроскоп и гигантские размером с небоскрёб деревья секвойи, живущие несколько сотен лет, мягкие мхи и колючие ели, привычные ромашки и экзотические венерины башмачки — это все представители царства растений.
Каждое из этих сотен тысяч видов растений особенное, не похожее на другие и каждое обладает уникальной красотой, которой можно любоваться и любоваться.
А здесь наклей одну из своих фотографий, показывающих удивительную красоту растений.
Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!
- Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.
Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдём их представителей на рисунках.
Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.
Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки - это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.
Цветковые растения - такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.
- К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?
Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.
- В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?
Рассмотрите рисунок. На нём показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.
- Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.
Учёным сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.
- Определите с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.
Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (7).
Проверь себя
- Перечисли группы растений, изученные на уроке.
- Приведи примеры различных видов растений.
Задания для домашней работы
- Запиши в словарик: ботаника.
- С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.
На следующем уроке
Узнаем, как дышат и питаются растения. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.
Вспомни, что поглощают растения из почвы.
1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротники. 4. Хвойные. 5. Цветковые.
Расскажи по рисункам о разнообразии растений.
2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.
1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.
Задание выполняется следующим образом: нужно написать пять растений, каждое из которых принадлежит к одной из групп растений. И нужно определить к какой группе каждое из растений относится.
Вот пример задания.
Морская капуста (ламинария), сфагнум, хвощ, ромашка, сосна.
Ответ к заданию:
Морская капуста — водоросли
Сфагнум — мхи
Хвощ — папоротники
Ромашка — цветковые
Сосна — хвойные растения
Одуванчик лекарственный — 5 штук
Подорожник большой — 2 штуки
Клевер красный — 3 штуки
Всего растений — 10 штук
Всего видов растений — 3 вида
3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.
Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? (Цветковые) В какой группе меньше всего видов? (Хвойные) Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов.
4) Запишите названия растений, которые вы определили:
а) в классе - алоэ. фиалка, винка розовая, катарантус розовый.
б) в других помещениях школы - Гардения Августа, гардения жасминовидная, замия шершавая
в) возле школы - ель, сосна, пихта.
С помощью книги «Зелёные страницы» приведите примеры других видов растений. Запишите не менее трёх названий.
лилия, лотос, ромашка, ива, берёза, бамбук, лён.
3. Мама Серёжи и Нади нашла в одной из книг остроумное стихотворение В. Орлова, как раз по теме урока. Прочитай его.
Заполни пропуски.
Яблоня и дуб - это растения разных видов . Плоды яблони - яблоки , а плоды дуба - желуди .
4. По заданию учебника определи названия нескольких растений. Запиши.
Комнатные растения у меня дома: алоэ, фиалка
Растения у меня во дворе: ель, береза
Растения играют чрезвычайно важную роль в жизни всей планеты. Они бывают травянистыми и кустарниковыми, водным и наземными и т.д.
Примеры растений
Примером травянистых растений могут послужить злаковые. Среди их названий есть следующие:
- пшеница;
- кукуруза;
- ячмень.
В основном, это однолетние особи, у которых семена содержат большое количество полезных веществ, поэтому такие растения широко культивируются людьми в качестве употребляемых в пищу культур. Также человек использует их семена для изготовления муки и приготовления разных блюд. Остальные же части становятся кормом для домашнего скота.
Кустарниковыми растениями являются:
- роза;
- шиповник;
- малина;
- смородина.
Ягоды многих из них отличаются не только хорошими вкусовыми качествами, но также содержат много полезных веществ. Цветы же роз считаются одними из самых красивых в природе.
Кустарники вырастают до нескольких метров в высоту и состоят из множества тонких стеблей, которые с возрастом деревенеют.
Водные растения не стоит путать с водорослями (т.е. с видами, которые могут обитать только в воде). Это, в основном, те растения, зеленая часть которых находится на поверхности, а корни и стебель являются подводными и доходят до грунтового ила. Среди таковых можно выделить:
- лотос;
- водяную лилию;
- азоллу;
- кувшинку.
Примеры деревьев
Деревья выделяются среди прочих растений своими гигантскими размерами. Даже если судить о размерах живых организмов в целом, то деревья превышают все прочие своими габаритами и весом. Среди древесных видов России можно назвать такие хвойные, как:
- кедр;
- сосна;
- пихта.
Они имеют большое значение для промышленности страны, поскольку их древесина используется в производстве досок, бумаги, картона, фанеры, мебели и т.д.
Из деревьев других материков можно упомянуть секвойю, которая растет в Северной Америке и достигает роста выше 100 м и диаметра более 10 метров. Такие деревья растут несколько тысяч лет. Секвойя также относится к хвойным.
Отдельно выделяются деревья со съедобными плодами, например, абрикос, яблоко, слива, груша и т.д.