Краткое содержание повести куприна олеся. А.И. Куприн "Олеся": описание, герои, анализ произведения. Приезд в Полесье

(краткое содержание читать)

Повествователь, молодой барин, который с энтузиазмом принял предложение поехать в глухую деревню на окраине полесья в Волынской губернии. Отправили его туда на полгода. Автор надеялся познакомиться с местными жителями, посмотреть на их традиции, изучить культуру людей, которые практически не соприкасались с современными инновациями. Нетронутая природа, спокойствие деревни и романтика быта, не задетого временем, — все это заставляло автора с нетерпением ждать прибытия на место командировки.

По прибытии автор нанимает местного жителя, хорошо знающего все особенности местных традиций, слугу Ярмолу. Его слуга был простым человеком, совершенно безграмотным, но отлично разбирающимся в охоте и местности. Сколько автор не пытался построить доверительные отношения с местными жителями, они шли на контакт неохотно, а только целовали ему руки и лобызали ноги, что приводило автора в замешательство. Молодой барин пытался лечить местных жителей, но и болезни у них были только двух видов, — болело все нутро, и болел живот. От скуки автор решает завести знакомство с местной интеллигенцией, но и это не приводит ни к чему хорошему. Тогда автор принимает решение бучить Ярмолу грамоте, сначала он берется обучить того всему алфавиту, но потом они решают, что знать, как писать свою фамилию ему будет достаточно. Грамота Ярмоле давалась невероятно тяжело. Единственным развлечением автора становится охота.

В один из ненастных дней автор узнает от своего слуги, что в их местности, у болота, живут ведьмы. Автора заинтересовал этот факт, и он начал расспрашивать, откуда те пришли, и почему они не живут со всеми. Выяснилось, что старая ведьма пришла туда издалека с маленькой девочкой и жила в деревне, но затем ее выгнали местные жители из-за того, что у одной из женщин умер ребенок, после того как она не дала ведьме то, что она просила. С тех пор старуха Мануйлиха со своей внучкой живет в лесу. Кто-то приходил к ней погадать или предсказать судьбу, но в общем люди боялись ее, а начальство при любом удобном случае пыталось их выселить. На просьбу автора отвести его к ведьмам, Ярмола резко тому отказал.

Во время охоты, когда, по мнению Ярмолы, зайцев было особо много, автор заблудился и попал в болотистую местность, он увидел покореженную избу и зашел в нее. Там было темно, автор, ничего не видя, позвал хозяина. У печи кто-то зашевелился, и автору удалось разглядеть древнюю старушку с выцветшими глазами. Она напомнила ему Бабу-ягу, и он понял, что перед ним та самая Мануйлиха. Встретила она его грубо, но когда автор показал ей монету, та перестала его выгонять и согласилась погадать. Общие фразы гадания прервала девушка, которая зашла в избу со смехом, говоря, что за ней снова увязались два рябчика, а у нее не оказалось хлеба, чтобы покормить их. Молодая, чернобровая, с красивыми черными волосами, стройной фигурой и бровями, согнутыми посередине, девушка очень понравилась автору. Это была Олеся, — внучка старой ведьмы. Девушка с удовольствием указала молодому барину дорогу, а их беседа по пути была очень занимательной. По возвращении домой автор никак не мог забыть сильной, дикой, но красивой и в то же время наивной колдуньи.

Когда потеплело, автор вновь отправляется в гости к ведьмам. Мануйлиха ему не рада, но девушка с ним приветлива. Она сказала, что раскладывала карты на барина, в ответ на его просьбу о гадании. Вышло, что его ждет любовь, к женщине с черными волосами, но принесет он этой женщине много страданий и даже позор. Также она охарактеризовала его как слабого человека, не умеющего держать своего слова и как того, кто падок до женского внимания. Автор не верит, что способен кому-то принести столько страданий. В пятой главе он представляется Олесе Иваном Тимофеевичем.

Частые встречи усиливают чувства рассказчика к молодой колдунье, — они шутят, спорят. Она доказывает свою способность колдовать, заживляя ему рану, сделанную ножом и заставляя спотыкаться и падать каждые 10-20 шагов. Автор в восторге, спрашивает, как ей это удается. Девушка с удовольствием раскрывает ему свои секреты. Когда урядник в очередной раз пытается выгнать колдуний из леса, Иван спасает их от изгнания, хорошенько напоив того и подарив свое ружье. После этого случая Олеся начинает вести себя с Иваном очень холодно, а он из-за этого чувствует себя неудобно и скованно. Он не может понять причины ее такого поведения, но все равно продолжает приходить в сторожку у болота. Они подолгу молчат, и это разрывает Ивану сердце. Через какое-то время молодого барина сваливает лихорадка, он болеет 6 дней, а затем еще 5 отходит от болезни, набираясь сил. Все это время он непрестанно думает об Олесе и почти через 2 недели посещает двух колдуний снова.

Олеся находилась в совсем другом расположении духа, она приветлива и очень рада видеть его снова. Мануйлиха насторожена и недовольна, но девушка говорит ей, что это ее решение и выходит из избушки вместе с Иваном в лес. Там она говорит, что очень скучала и признается, что полюбила Ивана и хочет быть с ним несмотря ни на что. Иван тоже ее любит, они обнимаются, целуют друг друга и проводят в таком романтическом настроении целых три недели. Несмотря на предчувствие беды, Олеся дарит Ивану прекрасные, полные любви дни, а он в свою очередь начинает думать о женитьбе на ней, потому что подходило время его отъезда.

Предложение Ивана девушка отвергает, обосновывая это тем, что она никто, незаконнорожденная и у нее даже документов нет. Он, в свою очередь, думает, что она не хочет жениться из-за того, что это будет происходить в церкви. Девушка отвергает это предположение и чтобы доказать свои чувства, говорит, что придет завтра в церковь и будет его там ждать. День совпал он с праздником Троицы, людей в церкви было много, Олеся пришла на службу. Иван не приехал, из-за каких-то служебных дел. Олесе в церкви было неудобно, все оборачивались на нее, осуждающим взглядом смотрели, но она отстояла службу до конца. После, уже возле храма на нее напали. Деревенские девчонки хотели побить ее, а затем обмазать дегтем и предать позору. Девушка с трудом вырвалась и бросилась бежать. Жители закидывали ее камнями. Олеся обернулась и крикнула, что они еще плакать будут и пожалеют о содеянном сегодня.

Ивану рассказал о произошедшем событии, как о потехе урядник, — он смеялся, и для него казалось смешным издевательство над молодой девушкой. Иван испуганно побежал в лес, он застал Олесю без сознания. Мануйлиха причитала и винила молодого барина. Девушка очнулась, она ни в чем не обвиняла его, но сказала, что им придется теперь уехать, а посему навсегда расстаться. Она жалела, что у нее нет ребенка, что хотела бы ребенка от него. Продолжала признаваться Ивану в любви. Когда Мануйлиха провожала рассказчика, сказала, что ночью случится буря.

Ночная гроза, прошедшая вместе с сильным градом, уничтожила урожай многих семей деревни. Ярмола долго стоял над барином, ожидая, когда тот проснется. Когда Иван открыл глаза, его слуга сказал что нужно скорее уезжать, потому что жители ополчились против ведьм и Ивана за его общение с колдуньями. Иван быстро собрался и поехал к Олесе, чтобы рассказать о настроении народа, но дома никого не застал, — двери и окна открыты, было понятно, что люди собирались в спешке. Иван нашел красные, «коралловые» Олесины бусы, — единственное напоминание о том, что было.

Данное произведение рассказывает о глупости народа, который живет лишь собственными предубеждениями, а также о том, что люди готовы винить в своих несчастьях кого угодно, кроме себя. Автор сожалеет и о собственной глупости и неспособности сохранить то, что он имел, несмотря на то, что был предупрежден о своих недостатках, способных привести к беде, и о том, что может произойти в будущем. В данном случае знание правды не помогло автору избежать будущего, он был слишком глуп, чтобы поверить, а впоследствии изменить свою судьбу. Девушка в этом рассказе действительно стала жертвой, но пошла она на это добровольно, ради любви, длящейся недолгое мгновение.

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния. Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой с Яромолой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает самую настоящую бабу-ягу, которой, конечно же, оказывается Мануйлиха. Она встретила героя неприветливо, но, когда он достал серебряный четвертак и попросил старуху погадать, та заметно оживилась. А в самый разгар гадания опять стала выпроваживать незваного гостя - в дом зашла внучка ведьмы, темноволосая красавица «лет двадцати-двадцати пяти», которая показала герою дорогу домой и назвалась Олесей.

Все первые весенние дни мысли героя не покидал образ Олеси. И, как только просохли лесные тропинки, он отправился в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встретила гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже однажды раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала - что в этом году «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с темными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесете». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесет позор, такой, который хуже смерти… Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же герой впервые представляется - его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой стал частым гостем в избушке. Олеся всегда была рада его видеть, хоть и встречала сдержанно. А вот старуха была не особенно довольна, но Ивану удалось задобрить её подарками, сыграло свою роль и заступничество Олеси.

Ивана очаровывала не только красота Олеси. Его привлёк также её самобытный ум. Множество споров между ними разгоралось, когда Иван пытался научно обосновать Олесино «черное искусство». И, несмотря на разногласия, между ними возникла глубокая привязанность. Тем временем у персонажа испортились отношения с Ярмолой, который изначально не одобрил желания познакомиться с колдуньей. Не нравится ему и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз явился в избу, он застал колдунью и её внучку в расстроенных чувствах: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван пытается упросить урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает со словами о том, что они - «язва здешних мест». Но, задобрив его угощениями и дорогими подарками, Иван добивается своего. Урядник Евпсихий Африканович обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

Но вот отношения Олеси и Ивана с этого времени изменились в худшую сторону, а любых объяснений Олеся старательно избегает. Тут Иван неожиданно и серьезно заболевает - шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся выяснить отношения с Олесей. Которая честно призналась, что избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Но, поняв, что это невозможно, призналась ему в любви. Иван ответил ей взаимностью. Но Олеся все не могла забыть про своё гадание. Но все-таки их любовь, не смотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, развивалась.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде были закончены, и все чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе, забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается, мотивируя отказ тем, что не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. В итоге она даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы. У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это своё суеверие. Она назначила ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватило ужасное предчувствие.

На следующий день герой не успел вовремя попасть в церковь, задержавшись по служебным делам, а когда вернулся, застал у себя местного конторщика, который рассказал ему о сегодняшней «потехе» - деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на нее накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта. Но все это подробности Иван смог узнать позже. А пока же он помчался в лес, и застал в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Когда Олеся пришла в себя, она рассказала Ивану о том, что нельзя им больше здесь оставаться, поэтому нужно им проститься. На прощание Олеся призналась, что жалеет, что нет у нее ребенка от Ивана.

Этой же ночью жуткий град обрушился на Переброд. А утром Ярмола, разбудивший Ивана, посоветовал ему убираться из деревни - град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести. И озлобленный народ начал уже было про Ивана «кричать недоброе». Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и её нежной, великодушной любви…

Александр Иванович Куприн

«Олеся»

Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния. Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой с Ярмолой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает там старуху «со всеми чертами бабы-яги, как её изображает народный эпос». Мануйлиха встретила героя неприветливо, но, когда он достал серебряный четвертак и попросил старуху погадать, та заметно оживилась. А в самый разгар гадания опять стала выпроваживать незваного гостя — в дом зашла внучка ведьмы, темноволосая красавица «лет двадцати — двадцати пяти», которая показала герою дорогу домой и назвалась Олесей.

Все первые весенние дни образ Олеси не покидал мысли героя, и как только просохли лесные тропинки, он отправился в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встретила гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже однажды раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала — что в этом году «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с тёмными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесёте». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесёт позор, такой, который хуже смерти… Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же герой впервые представляется — его зовут Иван Тимофеевич.

С этого дня герой стал частым гостем в избушке. Олеся всегда была рада его видеть, хоть и встречала сдержанно. А вот старуха была не особенно довольна, но Ивану удалось задобрить её подарками, сыграло свою роль и заступничество Олеси.

Ивана очаровывала не только красота Олеси. Его привлёк также её самобытный ум. Множество споров между ними разгоралось, когда Иван пытался научно обосновать Олесино «чёрное искусство». И, несмотря на разногласия, между ними возникла глубокая привязанность. Тем временем у персонажа испортились отношения с Ярмолой, который изначально не одобрил желания познакомиться с колдуньей. Не нравится ему и то, что обе ведьмы боятся церкви.

Однажды, когда Иван в очередной раз явился в избу, он застал колдунью и её внучку в расстроенных чувствах: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван пытается упросить урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает со словами о том, что они — «язва здешних мест». Но, задобрив его угощениями и дорогими подарками, Иван добивается своего. Урядник Евпсихий Африканович обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

Но вот отношения Олеси и Ивана с этого времени изменились в худшую сторону, а любых объяснений Олеся старательно избегает. Тут Иван неожиданно и серьёзно заболевает — шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся выяснить отношения с Олесей, которая честно призналась, что избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Но, поняв, что это невозможно, призналась ему в любви. Иван ответил ей взаимностью. Но Олеся всё не могла забыть про своё гадание. Но всё-таки их любовь, несмотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, развивалась.

Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде были закончены, и всё чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе, забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается, мотивируя отказ тем, что не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. В итоге она даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы. У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это своё суеверие. Она назначила ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватило ужасное предчувствие.

На следующий день герой не успел вовремя попасть в церковь, задержавшись по служебным делам, а когда вернулся, застал у себя местного конторщика, который рассказал ему о сегодняшней «потехе» — деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на неё накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта. Но все эти подробности Иван смог узнать позже. А пока же он помчался в лес, и застал в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Когда Олеся пришла в себя, она рассказала Ивану о том, что нельзя им больше здесь оставаться, поэтому нужно им проститься. На прощание Олеся призналась, что жалеет, что нет у неё ребёнка от Ивана.

Этой же ночью жуткий град обрушился на Переброд. А утром Ярмола, разбудивший Ивана, посоветовал ему убираться из деревни — град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести. И озлобленный народ начал уже было про Ивана «кричать недоброе». Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и её нежной, великодушной любви…

Молодого барина Ивана Тимофеевича на полгода судьба забрасывает в глухую деревушку на окраине Полесья. От скуки он охотится и обучает слугу Ярмолу грамоте. Как-то зимой слуга рассказывает: в местных лесах обитает настоящая ведьма. Раньше она жила в селе, но за колдовские деяния ее выгнали.

По весне барин с Ярмолой идут охотиться, сбиваются с пути и набредают на хату. Думали, дом лесника, оказалось – Мануйлихи. Похожая на бабу-ягу хозяйка неприветлива с гостями, но серебряный четвертак меняет дело – она даже соглашается погадать Ивану. В это время в дом вошла темноволосая девушка – внучка хозяйки, назвавшаяся Олесей.

Красота девушки покоряет сердце Ивана. Как только тропки просохли, он отправляется в лесную избушку. Старуха выражает недовольство, Олеся напротив приветлива с гостем. Он просит внучку погадать, та признается: уже раскидывала на него карты. Выпадает Ивану большая любовь со стороны трефовой дамы, но принесет он ей много горя и позор, который хуже смерти. Олеся вызывается проводить гостя. В пути девушка пытается убедить: они с бабкой обладают настоящим даром колдовства.

С того дня Иван стал частым гостем в доме Мануйлихи. Старуху удалось задобрить подарками, да и Олеся всегда вступалась за барина. Между молодыми людьми возникла привязанность. Он даже похлопотал перед урядником, чтоб оставил женщин в покое, когда тот намеревался выселить «язв здешних мест» и грозил пустить по этапу. Ярмола осуждает барина: обе ведьмы боятся церкви.

По непонятной причине Олеся начинает избегать Ивана. Неожиданная лихорадка свалила молодого человека на неделю. Лишь после выздоровления вернулся к выяснению отношений. Девушка сознается: хотела уйти от судьбы, но поняла - это невозможно. Олеся признается в любви к барину. Сам Иван давно питает к самобытной девушке нежные чувства и даже подумывает о женитьбе.

Служебные дела в Переброде подходят к концу. Иван решается сделать предложение. Однако Олеся не хочет портить жизнь образованному человеку, она готова ехать с ним просто так, без женитьбы. Иван думает, что отказ связан с боязнью церкви, но Олеся готова доказать обратное. Она назначает встречу в церкви на следующий день.

В праздник Святой Троицы Иван задерживается по делам, не успевает вовремя к назначенному месту, его мучат нехорошие предчувствия. Местный конторщик рассказывает явившемуся барину, как местные девки поймали на площади ведьму и задали встряску. Позже Иван узнает: Олеся была в церкви и отстояла обедню, потом на нее накинулись бабы. Она чудом вырвалась, пригрозив напоследок, что наплачутся досыта.

Иван мчится в лес. Олеся без памяти бьется в лихорадке, Мануйлиха во всем винит ухажера. Придя в себя, девушка прощается с любимым, сожалеет о неимении ребенка от Ивана. Она знает: им с бабкой нельзя оставаться в лесу.

Этой же ночью сильнейший град бьет жито у половины села. Деревенские считают это местью колдуньи и собираются идти в лес. Иван опережает местных, но застает в брошенной избе лишь красные бусы Олеси. Они становятся единственным напоминанием о нежной и великодушной любви.

Сочинения

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни. Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи. Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья. Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке. Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась. Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна. Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов. Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих. Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина. Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать. Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

Характеристика персонажей

Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья. Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой. Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

Знакомы ли вы с – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

Обратите внимание на известное произведение , изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

Красный цвет как символ
Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).

Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

Повесть Куприна не оставляет равнодушным. В книге переплетаются удивительны чувства с трагической развязкой. Краткое содержание повести «Олеся» показывает, насколько опасной бывает любовь.

Персонажи:

  • Иван Тимофеевич – молодой барин;
  • Ярмола – слуга, полесовщик;
  • Мануйлиха – ведьма;
  • Олеся - внучка ведьмы;
  • Евпсихий Африканович - урядник.

Глава 1

Молодой барин прибыл на 6 месяцев в отдаленное место Волынской губернии, на окраину Полесья. Вначале казалось, что деревенская жизнь будет интересной. Хотелось увидеть природу и познакомится с местными жителями. Паныч хотел изучить фольклор и язык края.

Наладить отношения не получилось. Крестьяне вели себя сдержано, а при встрече бросались барину в ноги и целовали руки, по привычке со времен польского крепостничества.

Перечитав доступную литературу, Иван Тимофеевич решил познакомиться с интеллигенцией, но положительного результата не удалось добиться. Следующим занятием, стало лечение больных, но крестьяне не могли рассказать, где конкретно болит, поэтому диагноз установить не получалось.

Основным делом являлась охота, но лютое время зимы выходы в лес стали невозможными. Паныч стал учить грамоте слугу Ярмолу, который хотел научиться писать свою фамилию, и стать первым грамотным жителем села. Постепенно он делал успехи.

Глава 2

На барина находит беспокойство. Ему кажется, что кто-то чужой ходит по дому, то скулит, то рычит. Казалось, так и пройдут годы в тоске и безделии до самой смерти.

Ярмола сказал, что сильный ветер указывает на рождение, или веселье ведьмы. Ивану Тимофеевичу стало известно, что 5 лет назад из деревни была сослана в лес ведьма, дом был уничтожен. Ее звали Мануйлиха, она прибыла сюда из другой местности. Ярмола сказал, что ведьма имеет либо русские, либо цыганские корни. Оказалось, живет она в 10 верстах от дома барина. Женщины ходят туда погадать и попросить зелья. С Манулихой живет внучка. Иван Тимофеевич был охвачен любопытством, захотелось увидеть живую ведьму. Он стал уговаривать Ярмолу провести его в лес.

Глава 3

Как только потеплело, Ярмола сказал барину, что ночью заяц оставил след, можно идти на охоту. Товарищи принялись чистить оружие и отправились за добычей. Увидев, куда убежал заяц, охотники решили его обойти с разных сторон. Зайца преследовал пес Рябчик. Первая атака не удалась, и паныч пошел на другой путь, но заблудился, а Ярмола был далеко и не слышал крика.

Рядом с болотом виднелась чья-то хата. Казалось это лесник, он подскажет дорогу. Хата не касалась земли, походила на сказочную избушку на курьих ножках. Войдя, паныч не мог ничего разглядеть от мрака. Возле печки стояла старушка, автор понял, что это Мануйлиха. Прием оказался неласковым, бабушка отказалась покормить, но из дома не выгнала.

За серебряную монету паныч убедил ведьму погадать. Та предсказала дальнюю дорогу, встречу с бубновой дамой, известия от трефового короля, большую компанию и долгую жизнь.

Состоялась встреча барина с внучкой бабушки, которая решилась указать путь. Она была красивой высокой брюнеткой, лет 20-25. Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю и хочет зайти снова. Узнав, что он не начальник девушка соглашается.

При встрече дома, Ярмола укоряет барина за поход к колдунье. Он вернулся по следу заблудившегося товарища. Для слуги гадание - это большой грех.

Глава 4

Благородный образ Олеси запал в душу автору. Когда потеплело, он взял чаю, для старухи и отправился в гости. Девушка поддалась уговором и рассказывает свое гадание барину. Предсказание состоит из плохих событий и любви к темноволосой девушке. Олеся гадает не только по картам. Видя лицо человека, может предугадать его скорейшую кончину.

Глава 5

Гостя пригласили ужинать крупником. Потом Иван Тимофеевич собрался идти, Олеся пошла проводить. По дороге, выяснилось, что ее бабушка колдунья. Раньше лечила крестьян и показывала, где клады в земле зарыты. Олеся тоже многое умеет. Сделала рану ножиком на пульсе барина, и, пошептав, вылечила рану. Паныч пошел вперед, а Олеся осталась сзади, и он внезапно упал на землю несколько раз. Девушка рассказывала, что умеет нагонять страх и делать другие чудеса. Однако на вопрос откуда родом бабушка ответа не последовало. Между ними разгорелся огонь.

Глава 6

Барин стал частым гостем домика в лесу. После посещений они с Олесей не могли расстаться, долго разговаривали. Совместные прогулки длились долго. Девушку интересовало все: как устроена вселенная, про ученых людей, о больших городах. Иван Тимофеевич объяснял на примерах, которые знакомых Олесе.

Например, рассказывал какой большой Петербург, в 500 раз больше ближайшей деревни. Что дома там многоэтажные, как сосна в лесу высокие. И определенные люди в своих комнатах солнца не видят.

Олеся сказала, что любит уединение и даже в селе ее тоска берет. Ей не нужен муж из города. Более того, о женитьбе она не думает, о венчании тем более.

В то время, как отношение с Олесей укреплялись, с Ярмолой разладились. Слуга избегал барина. Они перестали ходить на охоту. Иван Тимофеевич оставался у него только чтобы помочь его бедной семье, платя за жилье.

Глава 7

Бабушка и внучка рассказывают о вчерашнем визите урядника. Он официально решил выгнать их из дома на родину, в город Амченск. Дом принадлежал помещику, а теперь его территорию приобрел молодой барин. Урядник отказался и от взятки. Иван Тимофеевич пообещал похлопотать по их делу.

Глава 8

В деревню прибывает урядник, Евпсихий Африканович. Он ехал на дело, но молодой барин уговорил его зайти выпить старки. Вначале разговор не пошел, урядник говорил, что рискует своей службой. Но подарив ружье, дав редиса и масла, паныч растопил сердце чиновника.

Глава 9

Урядник выполнил обещанное и не выселил колдунью. Однако отношения с Олесей стали холодеть. Девушка перестала проводить барина. А его все тянуло к ней.

Иван Тимофеевич внезапно заболел, мучила лихорадка. Возникали странные образы. Сознание отказывалось работать, как раньше. Спустя 6 дней болезнь отступила.

Глава 10

Олеся радостно встретила гостя, сказала, что беспокоилась. Это было как признание в любви. Она жадно спрашивала о болезни и о докторе. Говорила, что она бы быстро вылечила, нужно было ее вызвать.

Как оказалось, бабушка против их свиданий. Но как сказала Олеся «от судьбы не уйдешь». Теперь она ничего не боится, лишь бы быть с милым. Хотя им хорошо вместе, девушка предчувствует беду.

Глава 11

Месяц влюбленные наслаждались отношениями. Мануйлиха со злобой смотрела на молодых, но им и не хотелось быть в избе.

Ивану Тимофеевичу нравился прирожденный такт Олеси, ее деликатность и целомудренность. Воспитание в лесу не помешало ей быть настоящей благородной барыней.

Приближалось время отъезда барина в столицу. Не хотелось покидать Олесю, все чаще стала возникать мысль о женитьбе. Его не смущала разница в положении, просто хотелось счастья. На признание в любви Олеся ответила нежеланием идти замуж, хотя всячески выражала свои чувства. В последующих диалогах Олеся спрашивает, хотел бы Иван, чтобы она пошла в церковь, тот отвечает утвердительно. Однако на вопрос зачем ей это нужно он не получил ответа.

Глава 12

Люди стали отмечать Троицу. По делам Иван Тимофеевич отправился в соседнее селение, на своем жеребчике. Времени потратил довольно много, нужно было подковать лошадку. На площади у церкви было людно, многие уже были пьяны. Пелась традиционная песня.

Возвратившись барина дома, ждал Мариновский экономии приказчик. Никита Назарович поведал, что местные женщины схватили ведьму и хотели вымазать дегтем, но она избежала издевательств. Выяснилось, Олеся пошла в церковь со всеми. Барин быстро оседлал коня и поехал к ней.

Глава 13

Барин ехал быстро, как в бреду. Его не покидало беспокойство за возлюбленную. Такт лошади напомнил ему песню, которую пел старый лирник о набеге турецкого войска.

В доме Олеся лежала, даже не услышав, как входил Иван. Бабушка призвала вести себя тихо и обвинила его во всем что произошло. Барин спросил, что с ней. Та ответила, что лежит без памяти. Мануйлиха думала, что это он подговорил внучку идти в церковь, но услышала отрицательный ответ.

Олеся стала приходить в сознание. Сказала, что ее лицо теперь истерзано, любовь кончена. Барин просил прощения. Хотел просить доктора, но Олеся наотрез отказалась. Она сказала, что проводит последние дни с ним. Теперь крестьяне будут обвинять в каждом грехе ее и бабушку, расправы не избежать, нужно уезжать.

Возлюбленные попрощались, как в последний раз. Олеся не захотела говорить, когда уедет, велела вспоминать о ней без тоски, жалела только, что ребенка не родила. В то время на село надвигалась гроза.

Глава 14

На улице действительно началась сильная буря. Гроза утихала лишь на минуты, чтобы вернуться с еще большей жестокостью. Пошел большой град, с грецкий орех. Ярмола хотел было поставить ставни на окна, но не успел. Град уже начал бить окна.

Барину показалось, что он уснул на мгновенье, а когда проснулся, на улице уже было солнце. Ярмола посоветовал своему гостью уезжать. Ведь град побил зерно. Вся деревня в опасности из-за ведьмы. Вся громада хотела расправы не только над ведьмами, а и над панычем.

Иван Тимофеевич поспешил предупредить Михайлиху и Олесю, но приехав, увидел пустой дом, с разбросанными вещами. Они уже уехали.

Он хотел уже идти, как в глаза бросился предмет на углу оконной рамы – коралловые бусы, которые остались навсегда в память про Олесю.