Грузинские художники картины монастырь алаверди. Алаверди - кафедральный собор грузии, заслуживающий внимания туристов. Когда и как добраться до Алаверди

Грузия славится большим количеством памятников архитектуры, среди которых весомую долю занимают церкви и храмы. Православие здесь было принято более полутора тысяч лет назад, что оказало большое влияние на культуру. Некоторые значимые архитектурные памятники находятся вдали от городов, к таковым относится кафедральный собор в Алаверди, небольшом посёлке в . Собор называют главным храмом Кахетии, на это есть весомые причины.

Историческая справка

Основание древней церкви на месте современного монастыря датируется ещё 6 веком. О виде здания до нас дошла скудная информация, но это был скромный скит, который не обладал какой-то особой архитектурной ценностью. Здесь вёл отшельническую жизнь монах, приходившим сюда людям он рассказывал о добродетелях, пороках и православной вере. Могила этого монаха, которого звали Иосиф Алавердский, находится в северной части собора.

Информация об этом ските быстро распространялась, количество прихожан постоянно увеличивалось.

Мысли о масштабном строительстве бродили в умах местных жителей. В 11 веке царь Квирике III распорядился возвести тут кафедральный собор Святого Георгия и монастырь для тех, кто решил отдать жизнь служению богу. Судьба храмового комплекса Алаверди включала в себя немало различных сложностей, пришлось встретиться с войнами и разрушениями. В силу вступал не только человеческий фактор, землетрясения тоже не были редкостью. В истории монастыря Алаверди в Грузии выделяются такие значимые даты:

  • 1530 год — мощное землетрясение частично обрушило стены;
  • 1614 — завоевание персами, которые превратили храм в место для обитания скота;
  • 1660 — освобождение собора во время восстания, восстановление его функций;
  • 1700 — война грузинского народа с лезгинами;
  • 1742 — ещё одно разрушительное землетрясение;
  • 1929 — прекращение работы монастыря по приказу советской власти.

На долю кафедрального собора Alaverdi выпало много испытаний, однако все они были успешно преодолены. В начале девяностых годов прошлого века после падения советской власти группа монахов предприняли успешную попытку для начала новой жизни монастыря Алаверди. Это стало значимым событием для города, укрепило дух верующих, привлекло туристов, интересующихся историей и архитектурой.

Современное состояние

Главной составляющей Алаверди становится мужской монастырь, но он по сути является комплексом зданий разного типа. В состав комплекса включены следующие сооружения:

  • церковь Святого Георгия;
  • столовая 16 века;
  • баня;
  • колокольня;
  • дворец эпископа;
  • винодельня;
  • большой древний квеври, что восстановлен из обломков.

На территории монастыря особое место занимает музей винограда — особая плантация, где растёт более полутысячи сортов, некоторых из которых были признанны утраченными долгое время.

Собор Алаверди являлся самым высоким храмом в Грузии. Его внешняя высота — 50 метров, а самого высокого помещения внутри — 42 метра. По своей форме собор является триконхом, так называют здания, построенные в виде креста. Рекорд был побит относительно недавно, когда закончилось строительства храма Цминда Самеба (храм Святой Троицы) в грузинской столице.

Кафедральный храм сохранил свои первоначальные черты, по нему можно составить впечатление об особенностях архитектуры в 11 веке. Ранее храм окружали три галереи, лишь одна сохранилась в хорошем состоянии, пригодном для осмотра гостями. Украшениями стен становится резьба, оригинальные узоры оставляют сильное впечатление. Внутри собора находится много фресок и картин, некоторые из них датированы 15 веком и ранее, использование древнегрузинского языка говорит об их почтенном возрасте.

Как добраться до Алаверди

Доехать до Алаверди из города не так просто, сюда не ходит общественный транспорт. Ближайшая автобусная остановка находится в 10 километрах, так что после поездки на автобусе придётся потратить ещё около 2 часов, чтобы пешком добраться до собора. Такой вариант нельзя назвать удобным, он заставляет тратить немало лишнего времени.

  • на личном или арендованном автомобиле;
  • автостопом;
  • в составе экскурсии;
  • на такси от Телави или Ахметы.

Выбор зависит от того, сколько денежных средств вы готовы потратить, чтобы добраться до известного собора.

В Грузии хорошо развит рынок услуг по аренде машин, так что отсутствие собственного транспортного средства не становится серьёзной проблемой. Взять авто напрокат можно не только в столице, но и многих других крупных городах. Плюсом становится возможность арендовать машину в одном городе, а вернуть в любом другом, где работает эта компания.

История названия Алаверди точно неизвестна, некоторые называют истоком фразу «Аллах дал», что маловероятно для православного храма. Для одноименного города в Армении такая версия выглядит правдоподобно, а насчёт названия собора более вероятна версия, что оно переводится как «Алванская равнина», именно на ней монастырь и расположен. Споры на эту тему не угасают, у сторонников каждой версии есть весомые аргументы в свою пользу.

К таким обителям в Грузии всегда было самое лучшее отношение, ведущие аскетичный образ жизни монахи пользовались уважением. Грузинский народ стал одним из первых, кто начал исповедовать православие. Это становится причиной, почему в окрестности можно встретить много других религиозных объектов (все они не дальше 30 километров):

  • монастырь Икалто;
  • крепость Бахтриони;
  • храм Кветер;
  • монастырь Новая Шуамта.

Все эти места популярны для паломничества, многие верующие отправляются в путь, чтобы посетить их. До собора и других мест часто ходят пешком, для религиозных людей это становится следованием традиции аскетизма. Светским гостям в Алаверди тоже будет чем полюбоваться, здесь много интересных вещей, связанных с религией, историей и архитектурой. Посещение Алаверди позволит повысить культуру и получить новый жизненный опыт.

Еще одним кандидатом на занесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО является кафедральный собор Алаверди. Эта архитектурная – один из крупнейших древних храмов. Ежегодно в сентябре к стенам Алаверди съезжаются желающие отпраздновать Алавердобу – религиозный праздник в честь алавердского епископа Иосифа.

Мифы и факты

В VI веке монах Иосиф Алавердский, один из основателей монашества в Грузии, построил церковь Святого Георгия. (Кстати, это до сих пор официальное название собора). Постепенно вокруг храма возник монастырь Алаверди.

В начале XI века царь Кахетии Квирике III на месте древней церкви возвел кафедральный собор. В княжестве Кахети он считался самым главным, а алавердские епископы занимали высокое положение в обществе.

Изначально Алаверди был мужским монастырем, но в XVII-XVIII веках стал женской обителью, где жили монахини царского рода.

Строения не раз разрушались землетрясениями (1530, 1668, 1742 годы) и захватчиками: иранский шах Аббас I - 1614 год, туркменские кочевники – XVII век, лезгины – рубеж XVII-XVIII веков. Однако многочисленные реконструкции существенно не повлияли на внешний вид храма.

Помимо религиозной, монастырь выполнял еще и культурно-просветительную функцию: здесь в XVI-XVIII веках писали и переписывали книги, имелась обширная библиотека, где хранились рукописи.

В наше время Алаверди действует как , а нравы там очень строги.

Что посмотреть

Монашеский комплекс окружен стенами, внутри расположен собор святого Георгия, жилые постройки и винохранилище.

Собор – яркий образец средневековой грузинской архитектуры. В плане он представляет собой триконх - крестообразное, церковно-купольное здание, построенное из галечника, облицованного плитами желтоватого туфа.

Снаружи храм местами украшен орнаментальной резьбой. Высота постройки около 50 м, внутреннее пространство высотой 42 м поражает своей масштабностью. Собор является вторым по высоте (после Самеба) и самым высоким храмом из четырех «Великих Кафедралов» (Ошки, Светицховели, храм Баграта, построенные в X-XI веке).

Интересны роспись и фрески XI, XV, XVIII веков, изображающие святых и сцены из жизни, надписи на древнегрузинском языке, усыпальницы кахетинских царей, а также могилы святого Иосифа Алавердского и великомученицы Кетеван.

На территории монастыря расположены развалины древних построек (трапезной, бани, колокольни, XVII век), а у монастырского винного погреба впечатляет собранный из обломков огромный древний квеври – кувшин для изготовления вина.

Алаверди - это кафедральный собор и монастырский комплекс XI века. Расположен он в поселке Алаверди, что в 20 км от столицы Кахетии - города Телави. Алаверди - главный храм всей Кахетии.

Алаверди основал ассирийский отец Иосиф Алавердский в VI веке. В то время это был небольшой скит, к которому приходили люди, чтобы послушать рассказы монаха-отшельника о вере, добродетелях и пороках. После смерти Иосифа Алавердского он был захоронен в церкви, его могила и сегодня находится в северной части современного собора. В начале XI века царь Кахетии Квирике III построил на месте древней церкви кафедральный собор Святого Георгия и монастырский комплекс Алаверди. Собор пережил многое: набеги, завоевания, землетрясения и разрушения от человеческих рук. В 1530 году храм пострадал от сильного землетрясения. В 1614 году жестокий иранский шах Аббас совершил набег на эти места. Персы заселили Алазанскую долину туркменами, которые превратили монастырь в скотный двор, а виноградники - в пастбища. В 1660 году произошло Бахтрионское восстание, персы были изгнаны, а монастырь спасен.В 1700 году на храм напали лезгины. А в 1742 году храм ждала еще одна беда - вновь произошло землетрясение, которое повредило собор. После присоединения Грузии к Российской империи в начале XIX века епархия в храме то уничтожалась, то вновь восстанавливалась, а в 1929 году ее окончательно ликвидировала советская власть. Возрождение монастыря началось относительно недавно - в 1990-х годах благодаря нескольким монахам во главе с Амбой Давидом.Сегодня Алаверди представляет собой действующий мужской монастырь и целый комплекс сооружений при нем - храм Святого Георгия, трапезная XVI века, баня, колокольня, епископский дворец, винодельня и собранный из обломков огромный древний квеври. При монастыре расположен так называемый музей винограда - здесь растут более 500 сортов винограда, в том числе редких и когда-то утерянных. Высота собора - 50 метров, а высота внутреннего пространства превышает 42 метра. До строительства храма Цминда Самеба в Тбилиси Алаверди был самым высоким собором Грузии. По форме монастырь представляет собой крестообразное сооружение - триконх. Несмотря на многократные разрушения, собор сохранил первоначальные очертания. Только из трех галерей, окружавших храм, сохранилась лишь одна. Снаружи стены монастыря украшены резьбой в виде орнамента.Внутри храма сохранились древние фрески, потрясающие своей красотой изображения отцов и апостолов церкви, надписи на древнегрузинском языке и картины, датированные XV веком.Собор Алаверди отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI веке, он и сегодня поражает грандиозностью своих масштабов. Ощущение присутствия многовековой истории и следы трудов людей, живущих здесь, делают атмосферу этого места особенной.Ссылка на

Монастыри Кахетии или по крайней мере три из них – Шуамта, Икалто и Алаверди можно посмотреть за два-три часа, так как они находятся рядом друг от друга.

Новая Шуамта.

Монастырь, располагающийся на расстоянии 9 км от Телави, называется Новая Шуамта. Постройка этого памятника старины датируется 16 веком.

Новая Шуамта – это действующий женский монастырь.

Центральное здание Новой Шуамты – это храм Богородицы, сложенный в 16 в. из кирпича, отличающийся фасадами с украшениями в виде крестов и внутренними арочными перекрытиями в готическом стиле. Храм открыт для свободного посещения.

В Новой Шуамте можно увидеть фресковую роспись, датирующуюся 17 веком. Среди изображений – царь Леван и его супруга – царица Тинатин, основавшая этот монастырь и впоследствии похороненная под его сводами.

Еще одна достопримечательность Новой Шуамты – это захоронения царицы Тинатин и знаменитого поэта и общественного деятеля начала 19 века – Александра Чавчавадзе.

Старая Шуамта.

Старой Шуамтой называется старинный монастырский комплекс, располагающийся в Гомборских горах посреди достаточно густых лесных зарослей. Время его основания – предположительно 5-7 вв. Центральная постройка – базилика, считающаяся первым христианским храмом на территории Грузии. Кроме этой постройки, на монастырской территории можно осмотреть еще два крестово-купольных собора (Большой купольный и Малый купольный), датирующихся 6 и 10 веками.

На фотографиях второй половины 20 века сохранились изображения храмовых построек Старой Шуамты, которые тогда были в лучшем состоянии и были увенчаны конусообразными куполами.

Монастырь в Старой Шуамте был покинут обитателями в 16 веке, и с тех пор не действует. Существуют упоминания о Старой Шумте в преданиях о царице Тинатин, которая именно здесь увидела кизиловый куст из своего вещего сна. Сон был знаком свыше и указывал ей место основания собора Богородицы.

Попасть в Старую Шуамту можно, пройдя от автотрассы Телави–Тбилиси по грунтовой дороге среди леса примерно 2 км.

Монастырь Икалто, Грузия.

Икалто – монастырский комплекс недалеко от Телави, основанный в 6 в. приехавшим из Ассирии священником по имени Зенон Икалтойский. Самые первые постройки не сохранились до наших дней, но можно увидеть здания, датирующиеся 8 веком.

Монастырь находится в стороне от населенных пунктов, среди дикой природы.

Икалто пользуется большой популярностью у туристических групп, интересующихся историей, архитектурой и памятниками христианства на территории Грузии.

Центральное здание – это датирующийся 7-9 вв. храм Святого Духа. Это здание неоднократно реставрировалось, поэтому в его облике можно обнаружить элементы, относящиеся к 16 в. и началу 19 в.

Небольшая по площади территория монастыря окружена каменной оградой.

Центральное здание Икалто – Храм Успения Пресвятой Богородицы, основанный в 12 в. по приказу царя Давида Строителя.

В древности в Икалто, как и в Гелати, находилась Академия, открывшаяся по приказанию Давида Строителя, и монастырь являлся центром образования. Существует информация, согласно которой в Академии среди прочих был факультет, на котором изучали секреты виноделия.

В академии Икалто учился великий грузинский поэт Шота Руставели, автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

Во время военных действия в начале 17 в. монастырь был почти полностью уничтожен, в частности сгорело здание Академии. С этого момента до начала 19 в. монастырь был необитаем. Его возрождение произошло в начале 19 в.

В храме Святого Духа сохранилось захоронение Святого Зенона Икалтойского.

Современное иконописное изображение Святого Зенона Икалтойского в храме Святого Духа.

Алтарная часть собора Святого Духа в Икалто.

Сохранившиеся фрагменты старинных фресковых росписей.

В монастыре с древних времен занимались виноделием.

На территории сохранились части винодельни постройки 8 в.

В ноябре на территории Икалто среди величественных руин Академии проходит праздник в честь великого соотечественника – Шота Руставели.

На территории, прилежащей к храму Святого Духа, находятся остатки стен и фундаменты древних монастырских строений.

По предположениям историков и археологов, перед нами основание дома епископа, а также древние давильни для винограда.

Вдоль старинных стен выложены емкости для изготовления вина – квеври.

Шота Руставели.

В одной из ниш среди развалин древней Академии – мраморная памятная доска, которая гласит, что здесь учился Шота Руставели.

Шота Руставели известен как поэт, но он был также государственным деятелем. Сохранилась его подпись на документах времен правления царицы Тамары, из чего сделано предположение о том, что он служил при ее дворе и был одним из хранителей казны.
Есть легенды о том, что он был влюблен в царицу Тамару, что привело его к гибели, версии о которой самые различные (от историй об отшельнической судьбе Руставели до слухов о гонениях и жестоком убийстве).
Известно, что он учился в Греции, бывал в Иерусалиме. В одном из храмов Иерусалима – в Храме Святого Креста, расположенном на улице, названной в честь Шота Руставели, сохранилось его изображение на одной из фресок.
Самая старинная постройка на территории Икалто – храм Святой Троицы.

Перед нами – Успенский храм, основанный по указу Давида Строителя и датирующийся 12 в.

Можно побывать внутри Успенского храма, в котором недавно проводились реставрационные работы.

На территории монастыря и вокруг Икалто находится множество разрушенных древних построек, а также захоронений различных эпох.

Монастырь Алаверди, Грузия.

Алаверди – еще один монастырский комплекс, центральным зданием которого является Собор Святого Георгия. Алаверди находится достаточно далеко, в 9 км, от автотрассы, соединяющей Телави и Ахмету.

Основатель монастыря – Иосиф Алавердский, один из отцов церкви на территории Грузии, пришедших с территории Ассирии в 6 в.

Захоронение основателя монастыря сохраняется и в наши дни.

На территории монастыря находятся захоронения правителей Кахетии Александра I, Александра II и других.

Кафедральный собор Алаверди.

Собор Святого Георгия – это удивительная постройка, самая высокая среди храмовых построек, появившихся в Грузии в средние века, и вторая по высоте среди всех грузинских соборов.

Собор – главный в Алавердской епархии, поэтому носит звание кафедрального. Храм считается самым уважаемым всеми кахетинцами.

Центральный собор построили в начале 11 в. по приказанию царя Квирике III Великого.

Собор Святого Георгия в Алаверди много раз подвергался разрушениям во время военных событий и в результате землетрясений, но неизменно восстанавливался.

Гео - земля. Грузия - пространство, которое взращивает, наполняет подобно лучу солнца.

Мир Алаверди - это особое пространство в пространстве: застывшее время, сохранившее чистоту и ритм, архитектура, имеющая свое собственное звучание, люди с глубоким, чистым взглядом.

Есть места на земле, аккумулирующие смысл и суть нашего бытия. Одним из таких мест является пространство Алаверди, где в преддверии церковного праздника монастыря 20 - 22 сентября 2016 нас ждет уникальное событие - .

Монастырь Алаверди - место творения, где живы процессы, возвращающие нас к истоку, смыслу бытия, где творится мистерия, погружающая нас в реальное чудо. Это чудо выражено в явлении животворящей эссенции, которую потом и трудом творят Владыка Давид, отец Герасим, отец Иосиф.

Это монастырь, монахи которого своим служением явили нам реальное чудо в виде чудодейственных эликсиров (которые и вином в привычном понимании сложно назвать), содержащих тонкий и воистину божественный нектар.

Земледелие учит нас смирению и упованию. Обрабатывая землю, мы следуем воле небес, божьему велению. Это не выдуманная нить, это струна, соединяющая нас с небом. Тело Адама и тело кувшина имеют единую структуру, единую кровь. Алаверди - это место, где мы можем стереть время, где проложена тропинка к истине, живущей тысячу лет назад и сейчас. Место, стирающее историю и границу, когда в наше время мы можем пережить историю давно минувших дней. Вино, сделанное в квеври, радует душу человека. В монастыре Алаверди это еще соединено с силой пространства.

Не меньшим чудом является то, что сегодняшнее вино из Алаверди такое же, как оно было тысячу лет назад. Мы имеем уникальную возможность соприкоснуться со временем, когда собственно вино несло в себе идею мистерии. Никакое другое вино не может быть таким, каким оно было десять веков назад. Для воспроизведения подобных условий нужна лаборатория, коей и является монастырь Алаверди, где плотское время останавливается. Вечность присутствует здесь, где меняется время, а следовательно, и законы делания - по богоисчислению, а не по часам.

Получается, говорить и воспринимать вино как тысячу лет назад можно, но только в определенных местах, одним из которых и является монастырь Алаверди, где реализуется основной закон виноделия - искренность и честность, где каждый бокал вина - это , наполненная светлым напитком. Конечно, особо хочется отметить уникальность белого вина, имеющего силу, которую, пожалуй, мы можем увидеть только здесь.

При всем уважении к хорошим и даже великим винам, найти такую силу и благость в вине можно лишь в Алаверди. И хотя можно говорить о том, почему и как это получается, но все-таки без чуда такое невозможно. То, в каком спектре и силе здесь открывается … Сложно вообразить, что такое вообще возможно! Все белые вина монастыря имеют душу, находятся в развитии, имеют силу и рост. Если вы хотите открыть код вина, вина не просто как продукта, а как гена, открывающего силу пространства, то вам следует приобщиться к таинству Алаверди.

История монастыря

Есть на Земле места, которые будто бы аккумулируют незримую для нас силу и мощь, где интуитивно мы чувствуем себя пробужденными, более возвышенными и живыми. Таким удивительным «кластером» на земле Грузии стала Кахетия, а именно небольшой регион Алазанской долины. Именно здесь оказалось сосредоточено большое количество мест, связанных с духовностью, верой, служением и очищением. Монастырь Икалто (основан в VI веке), церквушки возле разрушенной крепости Бахтриони, храм Кветера (первая половина X-го века), замок Греми (XVI век), монастыри Старая и Новая Шуамта (Дзвели-Шуамта и Ахали-Шуамта, V-го и XVI-го века соответственно) и, конечно же, жемчужина этих места - храм Алаверди!

Алаверди (ალავერდი) не просто сооружение, памятник древности или легенда - нет! Это уникальное явление нашего мира, так как данный храмовый комплекс представляет собой некую вершину духа человека, высочайшую ноту в пространстве, которая зазвучала благодаря вере Иосифа Алавердского (Иосеба Алавердели). На протяжении веков она не теряла свою силу, невзирая на политические, военные, культурологические катаклизмы. Звучит эта нота и сейчас, являясь невидимым камертоном для людей, живущих в храме, и позволяя прикоснуться к чему-то великому его гостям.

«Единственность» собора проявляется во многих вещах: на протяжении веков это был самый высокий храм Грузии среди «Четырех Кафедралов» (50 м.), это место захоронения как самого Иосифа Алавердского, так и христианских святых и мучеников, а также лиц царских кахетинских семей. Здесь уникальным образом переплетается древнее христианское служение и традиции классического грузинского виноделия. Сегодня ведение дел храма, служение и работа на виноградниках и в винном погребе происходит силами трудов и молитв всего четырех монахов. «С любовью и помощью Божией!» - так говорят сами братья храма Алаверди.

История

Алаверди означает «Алаванская долина» (Алва Хварди). Храм стал центром епархии в начале XI-го века, когда Квирике III Великий, на годы правления которого приходится расцвет Кахетии, на месте деревянной церкви построил каменный кафедральный собор невероятного величия и красоты. Он заменил собой первоначальное деревянное строение, возведенное Иосифом Алавердским, одним из двенадцати ассирийских отцов, которые пришли на землю Грузии в шестом веке с целью нести людям слово божие.

Жизнеописание Иосифа полно удивительных фактов: известно, что уже в юности он выбрал для себя путь монашества и служения. Под руководительством Иоанна Зедазнийского он прибыл в неизвестную для себя страну - Грузию, где получил для проповедования один из регионов - Кахетию. Иосиф обосновался в самом центре Алазанской долины, построив небольшой скит. Отсюда он уходил в села беседовать с местными жителями, объяснял им основы своей веры, говорил о добродетелях и пороках. Со временем молва об Иосифе стала распространяться все шире: о его мудрости и святости, о том, что его не трогают дикие животные (наоборот, они становятся кроткими в его присутствии и тянутся к нему), что к этому отшельнику присоединяются и знатные, и богатые, и простолюдины, отказываясь от своей прежней жизни.

Со временем люди стали все чаще приходить к скиту Иосифа, некоторые оставались подле него. Довольно скоро возникла обитель и был возведен храм в честь Святого Георгия (Цминда Георги).

За свою долгую историю собор пережил многое: набеги и завоевания, землетрясения и разрушение от рук человеческих. На непродолжительное время он становился крепостью, тюрьмой и даже коровником, но, как феникс, раз за разом он очищался и возрождался вновь.

О важности Алаверди как центра епархии в прошлом говорит тот факт, что до XIII-го века глава собора возглавлял всю кахетинскую церковь, а без его совета кахетинский царь не принимал ни одного политического, военного или социального решения.

В определенный период, помимо религиозного значения, монастырь выполнял также культурно-просветительскую функцию: в XVI-XVIII веках здесь писали и переписывали книги известные грузинские писатели и каллиграфы, имелась обширная библиотека с рукописями.

В XVII-XVIII веках Алаверди был женским монастырем, здесь принимали постриг и становились инокинями представительницы царской семьи.

В 1828 году, после присоединения Грузии к России, была отменена автокефалия грузинской церкви, и алавердийская епархия была упразднена. На протяжении последующего века ее несколько раз восстанавливали, но в 1929 году, при советской власти, ее снова отменили.

Возрождение Алаверди началось относительно недавно - в 90-х года XX-го века - благодаря подвижничеству нескольких монахов во главе с Амбой Давидом (от греческого «авва» - отец).

Сегодня это действующий мужской монастырь и целый комплекс, состоящий из храма Святого Георгия, трапезной XVI-го века, колокольни, епископского дворца, жилых монастырских построек, винодельни и виноградников. Здесь сохранилось самое главное - изначальная архитектура, фрески и атмосфера пространства собора.

Геометрия природы и человеческого духа

Надо сказать, что Алазанская долина сама по себе прекрасное творение природы: она тянется на 150 км вдоль реки Алазани, здесь очень мягкий и здоровый климат, от северных ветров и холодов эти места хранит главный Кавказский хребет, правый берег реки слегка приподнят и будто бы подставлен солнцу.

Собор отражает покой и величие этих мест. Возведенный в XI-м веке, он и сейчас поражает гармонией своих выверенных пропорций. Вся его структура, вслед за куполами, кажется, будто бы устремлена ввысь, в небо.

Стены внутри собора ничем не закрыты, это позволяет изучать особенности строительства и архитектуры. Внутри также сохранилось множество фресок. Они относятся к разным векам, некоторые из них не раз заштукатуривались, представляя, таким образом, несколько слоев. В жертвеннике находятся изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, на стенах храма можно видеть изображения отцов церкви и апостолов, надписи на древнегрузинском языке.