География Перу: рельеф, климат, растительный и животный мир, население. Язык и население Численность населения перу

Население Перу в отличие от населения, к примеру, Бразилии или Аргентины отличаются относительной однородностью. Помимо индейской этнической массы среди перуанцев второе место по численности можно считать народ, который является представителем метиской группы – группы смешения крови европейцев и местных индейцев.

Однако в населении Перу помимо метисов большой процент занимают и индейские нации. Так к перуанцам можно отнести индейцев аймара, кечуа и других этнических групп. Рассмотрим народность кечуа, которая, по самым скромным подсчетам, составляет около 40% населения Перу – около 13,887 миллионов человек. Сегодня кечуа считаются прямыми наследниками инкского государства Тауантинсуйю. Однако из всех перуанцев, причисляющим себя к народности кечуа, большинство говорят на испанском языке. Остальные перуанские кечуа изъясняются либо на смешении испанского и языке кечуа, либо на чистом языке кечуа.

До сих пор большинство представителей этого этноса живут так называемыми общинами, которые называются общинами-айлью. Айлью – это представители одной общины, которых объединяет кровное родство, равномерное распределение даров природы и общий культ почитания предка Уака. Однако подавляющее большинство перуанских кечуа по своей религиозной принадлежности – католики. Официально среди населения Перу насчитывается более шести тысяч общин кечуа и других индейских этносов. При этом статистические исследования показывают, что число индейских общин в Перу постоянно растет.

Излюбленное занятие кечуа в Перу – это земледелие и животноводство. Они выращивают скот и реализуют свежее мясо на перуанских рынках по достаточно низким ценам. Часто в небольших городках, населенных только представителями кечуа, устраиваются национальные праздники, на которые съезжаются индейцы буквально из всех регионов Перу.

Общее население Перу на сегодняшний день составляет около 28 миллионов человек. При этом в Перу наблюдается естественный годовой прирост населения, составляющий около 1,2 процентов. При этом население Перу распределено таким образом, что это государство нельзя отнести ни к государствам с высокой урбанизацией, ни к государствам с преобладанием населенных пунктов с сельским статусом.

Перу считается государством с достаточно низким уровнем образования среди женского населения. Из тысячи женщин около 110 окажутся необразованными. Именно поэтому новые власти Перу во главе с президентом Ольянтой Умалой, вступившим в должность в конце июля 2011-го года, планируют увеличить число школ и высших учебных заведений в Перу. Кстати говоря, президент Умала относится к этнической группе индейцев кечуа. Умала – первый «индейский» президент Перу. На недавних выборах перуанцы отдали за Умалу наибольшее число голосов, при этом впервые явка именно индейцев кечуа была столь высокой.

Белое население Перу составляет не более 15% от общей численности. Однако эта цифра постоянно уменьшается. Это не связано с какой-либо дискриминацией белых в этом государстве. Просто все дело заключается в том, что рождаемость самая низкая именно среди белых перуанцев .

С некоторых пор ВОЗ ведет исследование населения стран мира на предмет зараженности ВИЧ. Среди перуанцев такой диагноз, по официальным данным, поставлен около 150 тысяч человек. Это около половины процента от общего числа жителей Перу.

На сегодняшний день в Перу сохраняется общемировая тенденция по соотношению численности мужского и женского населения. По данным переписи, прошедшей в Перу в 2010-м году женщин в этом государстве на 1,5% больше чем мужчин, а это 450000 человек. Да и продолжительность у перуанок на 6 с лишним лет выше, чем у перуанцев -мужчин. Средний же показатель продолжительности жизни населения Перу составляет около 70,7 лет. Это высокий показатель, если учитывать, что более трети перуанцев живут за чертой бедности. Среди индейского населения государства Перу этот ниже прожиточного минимума проживает почти каждый второй кечуа и аймара.

Наибольшее число перуанцев проживает в столице – городе Лима. Это единственный город Перу, население которого выше одного миллиона жителей. Однако по оценкам ученых-демографов миллионный рубеж в ближайшие пять-семь лет преодолеет второй по величине перуанский город – Арекипа. Уже сегодня в Арекипе по официальным данным проживает более 920 тысяч жителей.

В первой половине 20-го века в Перу приезжали и иммигранты из Юго-Восточной Азии. Вследствие такого рода миграции сегодня население Перу помимо белых, индейцев и метисов, это еще и выходцы из Китая, Вьетнама и Японии. Яркий пример потомков иммигрантов в Перу из Японии можно назвать одного из бывших президентов страны Альберто Фухимори, правление которого было до крайней степени авторитарным.

Также смотрите:

Государственные символы Перу

Перуанская культура прирастает богатством культуры коренных народов, населяющих это государство, а также образом жизни современных перуанцев. Официальные атрибуты этого государства, флаг, герб и гимн Перу, показывают связь исторических эпох и подчеркивают дух свободы каждого из жителей этой крупной латиноамериканской страны.

Обзор крупных городов Перу

Перу – крупное государство Латинской Америки. Крупные города Перу – это отражение истории и культуры сразу нескольких величайших народов, населявших и населяющих эти земли. У каждого города Перу своя особая атмосфера, позволяющая понять быт и тенденции развития перуанского общества.

* Значение рассчитывается методом линейной интерполяции с учетом двух наиболее близко стоящими друг к другу значений(Дата-> численность населения) (неофициально).
** Миграционный прирост включен в расчет роста рождаемости: Рождаемость = Население + Смертность.
*** Мы не имеем данных о чиленности населения в период до 1950. Приведенные данные основаны на приблизительном расчете, используя функцию: население в 1900 году= 70% населения в 1950 году.
Организация Объединенных Наций, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения (2015). Мировые демографические перспективы: к 2015 пересмотра. Данные оценки и прогнозы произведены по варианту среднесрочной рождаемости. Использовано с разрешения Организации Объединенных Наций. Скачано: 2015-11-15 (un.org)
Карта плотности города создана из источника population.city с использованием данных, предоставленных нам сайтом 1km.net. Каждый круг означает город с населением более 5000. Link
Карта плотности населения создана по инструкции daysleeperrr на reddig. Link1 . Источник данных: Gridded Population of the World (GPW), 3-ая онлайн версия в Socioeconomic Data и Applications (SEDAC) в Колумбийском университете.

Перу, или как официально называют это государство Республика Перу, является одной из самых крупных стран на южноамериканском континенте (по размеру площади уступает только Аргентине и Бразилии).

Несмотря на то, что первое упоминание о Перу датировано 1525 годом, цивилизация на территории этого государства начала развиваться еще в 10-ом тысячелетии до нашей эры, когда здесь жил древний народ Норте-Чико. Они же и окрестили эти земли «Перу», что буквально означает «река».

Географические характеристики

Территория латиноамериканской республики в мировом рейтинге занимает 19-е место. Всего площадь страны чуть меньше 1 300 тыс м 2 . Перу располагается практически на береговой линии континента, что обеспечивает ей соседство сразу с пятью государствами (Эквадор, Колумбия, Бразилия, Боливия, Чили) и целым Тихим океаном.

Плотность населения в стране достаточно высокая - здесь на одном квадратном метре живут 23 человека. Общая численность составляет почти 31 млн человек, при этом треть всего населения сосредоточена в главном городе Лиме.

Природа

Перу расположилась на весьма гористой местности. Несмотря на то, что вдоль береговой линии равнина, чуть восточнее уже возвышаются крупные горы. Всего около тридцати вершин, высота которых превышает показатель в 6000 метров. Самой высокой точкой Перу принято считать гору Уаскаран в Андах, являющуюся частью массива Кордильера-Бланка (6768 м).

Особого внимания заслуживают радужные горы «Ваникунка», название которых с языка индейцев кечуа дословно переводится как «горы цвета радуги». Много веков назад красный песчаник, покрывающий вершины, начал менять свой цвет под воздействием ветра и подземных вод и стал окрашиваться в зеленый, желтый, бурый, синий и другие цвета. Это чудо природы располагается в провинции Киспиканчис в 100 км от Куско на высоте 5 200 метров. Покорить такую вершину непросто, однако редакторы канала National Geographic настоятельно советуют хотя бы попытаться, и выделяют место в список тех, которые необходимо обязательно увидеть в течение жизни...

В этой категории Перу тоже можно назвать рекордсменом. Всего в стране порядке двадцати рек и пять крупных озер. На слуху практически у всех река Амазонка и озеро Титикака. Обе этих водных экосистемы являются одними из самых загрязненных, несмотря на свою величину, с каждым годом все больше нуждаются в очищении.

Амазонка и вовсе является самой крупной рекой в после Нила, она пересекает территорию пяти латиноамериканских государств и входит в список семи природных чудес мира...

В водную экосистему Перу также включают Тихий океан. Акватория океана для Перу имеет не такое большое значение, однако ежегодно с берегов именно этой республики на океан любуется порядка 2 млн туристов. Здесь открыта добыча полезных ископаемых: железомарганцевые конкреции, а также газовые гидраты. Кроме того, здесь достаточно хорошо развит рыболовный промысел, который работает на благо пищевой промышленности и медицины...

Большая часть территории Перу не имеет постоянного растительного покрова, что объясняется излишней засушливостью. Территория вблизи Анд славится своими густо насаженными субтропиками и джунглями. Здесь можно встретить весьма редкие виды красных и ванильных деревьев, а также сарсапарила и вечнозеленые кактусы.

Животный мир гораздо богаче. На территории Перу постоянно обитает порядка 800 видов птиц, 250 видов млекопитающих и более 1000 видов насекомых. Примерно 50 видов (загадочный древолаз, желтолицый воробьиный попугайчик, инкская жаба и др.) считаются эндемиками и вызывают особый интерес у зоологов и путешественников...

На западе и востоке страны преобладают тропический пустынный и субэкваториальный типы климатов соответственно. При подъеме на высоту показатели могут меняться. В целом для всей территории характерная засушливость из-за близости холодного Перуанского течения, особенно тяжело приходится местным жителям с декабря по апрель, далее количество осадков чуть повышается.

Для Перу характерны резкие температурные перепады, днем воздух прогревается примерно до 40 градусов, а ночью до 13...

Ресурсы

Промышленность в Перу работает по двум направлениям: горнодобывающая и обрабатывающая. Здесь постоянно ведется добыча полезных ископаемых: цинка, золота, природного газа, нефти, свинца, серебра и не только. Обрабатывающая промышленность работает в направлении автомобилей, металлов, текстиля и продуктов питания.

Сельское хозяйство здесь дает порядка 8,5% от всего ВВП. Причем акцент сделан на выращивании зерновых культур, таких как: картофель, ячмень, кукуруза. Среди технических культур выделяют хлопчатник и сахарный тростник. Кроме того, Перу, что традиционно для Латинской Америки, активно занимается выращиванием кофе и какао-бобов. Многие продолжают нелегально собирать урожаи кустарника кока...

Культура

Что касается этнического состава Перу, то только половина современного населения здесь перуанцы (креолы, метисы), остальные 50% относят к индейцам. И по сегодняшний день здесь живет культура древних инков, которые тысячи лет назад считались правящим классом. О главенстве этого племени в Перу свидетельствует крепость Мачу-Пикчу. Сейчас в «затерянном городе Солнца» проводят редкие экскурсии и таинственные обряды.

Всего на территории Перу проживает четыре племени, которые продолжают чтить традиции предков. Самым многочисленным является племя кечуа (почти 12 млн). Сегодня они занимаются земледелием и исповедуют католичество, хотя нередко используют приемы шаманства и занимаются жертвоприношением при полевых работах...

Численность населения - 27,4 млн (оценка на 2010 год).

Годовой прирост - 1,2 %.

Средняя продолжительность жизни - 70,7 лет.

Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) - 0,5 % (оценка 2007).

Этно-расовый состав: индейцы - 45 %, метисы - 37 %, европеоиды - 15 %, японцы - 1 %, афроамериканцы, китайцы и прочие - 2 %.

Языки - официальные испанский и кечуа, распространены аймара и другие индейские языки.

Грамотность - 96 % мужчин и 89 % женщин (по переписи 2007 года).

Население Перу

Год Население
1900 4 836 000
1910 5 332 000
1920 5 841 000
1930 6 406 000
1940 7 107 000
1950 7 969 000
1960 9 931 000
1970 13 193 000
1980 17 295 000
1990 21 550 000
1999 25 952 000
2000 27 013 000
2010 27 403 000
2050 (прогноз) 33 000 000
2100 (прогноз) 32 400 000

5 крупнейших городов (2010)

  1. Лима - 8 000 000

Напишите отзыв о статье "Население Перу"

Ссылки

  • www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/pe.html
  • www.populstat.info/

Отрывок, характеризующий Население Перу

Заседание было кончено, и по возвращении домой, Пьеру казалось, что он приехал из какого то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

На другой день после приема в ложу, Пьер сидел дома, читая книгу и стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною Бога, другою нравственное, третьею физическое и четвертою смешанное. Изредка он отрывался от книги и квадрата и в воображении своем составлял себе новый план жизни. Вчера в ложе ему сказали, что до сведения государя дошел слух о дуэли, и что Пьеру благоразумнее бы было удалиться из Петербурга. Пьер предполагал ехать в свои южные имения и заняться там своими крестьянами. Он радостно обдумывал эту новую жизнь, когда неожиданно в комнату вошел князь Василий.
– Мой друг, что ты наделал в Москве? За что ты поссорился с Лёлей, mon сher? [дорогой мoй?] Ты в заблуждении, – сказал князь Василий, входя в комнату. – Я всё узнал, я могу тебе сказать верно, что Элен невинна перед тобой, как Христос перед жидами. – Пьер хотел отвечать, но он перебил его. – И зачем ты не обратился прямо и просто ко мне, как к другу? Я всё знаю, я всё понимаю, – сказал он, – ты вел себя, как прилично человеку, дорожащему своей честью; может быть слишком поспешно, но об этом мы не будем судить. Одно ты помни, в какое положение ты ставишь ее и меня в глазах всего общества и даже двора, – прибавил он, понизив голос. – Она живет в Москве, ты здесь. Помни, мой милый, – он потянул его вниз за руку, – здесь одно недоразуменье; ты сам, я думаю, чувствуешь. Напиши сейчас со мною письмо, и она приедет сюда, всё объяснится, а то я тебе скажу, ты очень легко можешь пострадать, мой милый.

Этнический состав населения Перу определяется различными источниками по-разному. По переписи 1940 г., 45,86% всего населения - 2 847 196 из 6207967 человек - составляли индейцы кечуа и аймара. Если к этому числу прибавить ориентировочную цифру численности индейцев остальных племен восточных лесных районов, так называемых лесных индейцев (около 350 тыс.), то в населении Перу в 1940 г. индейцы составляли почти половину. В этой переписи были объединены все так называемые белые, т. е. креолы и европейцы, вместе с метисами, общая численность их - 52,89% (3 283 360 человек) 1 .

Распределение по группам в переписи довольно условно. В анкетах стоял вопрос о расовой принадлежности: «белый, индеец, негр, желтый или метис?». Инструкция гласила: «Лица, которые не принадлежат ни к одной из трех первых категорий, обозначаются как метисы». Научного исследования антропологических признаков не проводилось, принадлежность к той или иной группе определялась «на глаз»; 87% ответов даны счетчиками, лишь 13% опрашивавшихся определяли свою принадлежность сами 2 . Приведенные общие цифры скорее дают приблизительные сведения об антропологической характеристике населения, чем о его этнической принадлежности, которую следовало бы определять, исходя из национального самосознания, языка и культуры.

Перуанский исследователь Луис Валькарсель считает, что объединение в переписи в общую группу метисов не определяет положения вещей; надо было разделить учтенное в этой графе население на две группы: 1) «индометисов», говорящих на индейских языках, в культуре и быту которых преобладают индейские черты; 2) «белометисов», говорящих на испанском языке, с преобладанием европейского влияния 3 .

Перепись 1940 г. приводит отдельно данные о языке

Ия населения Перу в возрасте свыше пяти лет говорят:

на испанском 2 443 390 человек, или 46,7%

» кечуа 1625156 » » 31,0%

» кечуа и испанском 816 966 » » 15,8%

» аймара 184 743 » » 3,5%

» аймара и испанском 47 022 » » 0,9% не установлен язык - 2,1%

Даже по этой весьма приближенной таблице перуанцев, говорящих только на испанском языке, - а сюда входят и часть метисов и некоторые группы индейцев, перешедших на испанский язык, так называемые ладино (ladino), -46,7%, т. е. меньше половины; следовательно, абсолютное большинство населения страны - индейцы и метисы.

Французский географ Лафон, оценивая цифру населения Перу на 1949 г. в 8 млн., считает, что из них только около 500 тыс. - креолов, 30-40 тыс. - негров, 20 тыс. - японцев и столько же европейцев. Из основной массы - семи с лишним миллионов - он большую часть относит к индейцам, сохранившим свои языки и культуру, и меньшую часть - к метисам и ладино. Перуанский исследователь А. Сивиричи полагает, что общая численность коренного населения страны достигает 70% 5 .

Индейцы расселены в южных горных районах страны. В департаментах Пуно, Куско, Апуримак, Аякучо индейцы составляют 80-90% населения, в соседних с ними - 50-70%. Индейцы как постоянные жители отсутствуют лишь в департаменте Либертад и прилежащей части департамента Кахамарки; но эти данные официальной статистики, вероятно, основываются на том, что здесь индейцы не сохранили ни своего языка г ни самобытной культуры.

Среди индейцев наиболее многочисленны кечуа; в Перу живет основная масса этого народа. Меньше численность аймара, из которых только одна треть находится в пределах Перу, в департаментах Пуно и Такна. Из других языковых семей древнего государства инков сохранилась еще лишь пукина; к ней относится язык, на котором говорит племя уру; от него оставалось в 1931 г. лишь 100 человек, живших на оз. Титикака.

С начала вторжения испанских захватчиков и до настоящего времени индейцы представляют основную массу производительного, эксплуатируемого населения Перу. Крестьянство, сельскохозяйственный и горнопромышленный пролетариат страны в преобладающем большинстве состоят из индейцев кечуа и аймара.

Не говоря уже о полуфеодальной закрепощенности масс индейского крестьянства с давних пор до наших дней, в городском быту также наблюдаются пережитки рабовладения в различных формах, и остается в силе унизительное положение кечуа. Хотя официально не существует дискриминационных законов, индейцам не дают возможности повышать свою квалификацию; на их долю достаются самые тяжелые формы физического труда. Например, вся прислуга в Андских странах - индейцы, в основном кечуа, главным образом женщины-кечуанки. Дети служанок с четырех-пяти лет также начинают прислуживать и фактически превращаются в домашних рабов. Если служанка по каким-нибудь причинам уходит от хозяев, ей трудно поступить на новое место с ребенком, и ребенок, родившийся в доме, если ему к этому времени семь-десять лет, обычно остается служить хозяевам. Он считается принадлежностью дома и работает бесплатно, пока не вырастет. Не только в доме, но и на улице индеец должен всегда помнить о своем подчиненном положении. При встречах на улице индеец обязан сойти с дороги, уступить дорогу белому. Положение индейцев рабочих и батраков таково, что им приходится выносить даже физические наказания и зверское обращение своих «белых» хозяев и надсмотрщиков.

Классификация этнических групп, принятая официальной статистикой, не отвечает действительному положению вещей, во всяком случае она крайне условна и большей частью произвольна. С одной стороны, причисляют к так называемым метисам и индейцев, знающих хотя бы несколько слов по-испански или имеющих в роду хотя бы «брызги белой крови», а с другой стороны, индейцы, говорящие на испанском языке, так называемые ладино, причисляются к «туземцам»по «расовому»или «культурному» признакам, а фактически - по общественному и имущественному положению.

Если индейцу удается стать зажиточным, он посылает детей в школу, одевает их по-европейски. Второе поколение обычно стремится уйти от сельского хозяйства. Эти индейцы начинают заниматься торговлей или нанимаются приказчиками, управляющими. И они сами и окружающие начинают их считать метисами. Если же метис вынужден, уйдя из города, пойти в батраки в поместье, то его причисляют к индейцам. Если разбогатевший метис посылает сына в университет, то окончивший его юрист, поступая на службу, входит в общество креолов. Его дети уже могут быть причислены к креолам. Таких, конечно, очень немного. Гораздо больше таких, которые, даже получив образование, страдают от безработицы и не в состоянии выйти из положения «неполноценных» граждан.

Перуанцы европейского и смешанного происхождения

Так называемое белое население Перу ведет свое происхождение от испанских завоевателей. Солдаты и чиновники приезжали большей частью без семей и женились на «индейских принцессах», дочерях индейских старшин и вождей, поэтому фактически их потомки были уже метисы. Но образовавшаяся таким образом звать в последующих поколениях составляла замкнутую прослойку и противопоставляла себя индейцам и метисам - детям от смешанных браков в первом поколении. В отличие от испанцев, приезжавших из Европы, потомки завоевателей и переселенцев в колониальный период стали называться креолами. Это обозначение сохраняется и в настоящее время, но в последние десятилетия его содержание изменилось.

Проблема национальной консолидации и формирования культуры латиноамериканских стран привлекает к себе все большее внимание. Исследования, проведенные этнографами и социологами в последние десятилетия, показывают сложность классификации этнических групп современной Латинской Америки.

В настоящее время в Перу господствующие классы не называют себя креолами и даже противопоставляют себя креолам, как и метисам 1 . Аристократы называют себя перуанцами, но не креолами, и подражают в своей культуре и в быту господствующим классам европейских стран (Испании, Франции, Англии) и в особенности США. Эпитет «креольский» прилагается ко всему местному, подразумевается под этим смешение индейских" и староиспанских элементов. В этот термин вкладывается и социальное содержание: креольская культура - это культура широких народных масс, в отличие от культуры аристократии. Такой взгляд недалек от истины. Народная культура перуанской нации, как и других Андских стран, сложилась именно из исторически образовавшегося сочетания основного индейского пласта и испанских и других европейских наслоений.

За перуанцами, называющимися обычно белыми, идут группы смешанного происхождения - метисы (misti) и чоло (cholo). Хотя и те и другие - метисы, но есть некоторые оттенки, имеющие социальное содержание. Чоло стоит в представлении окружающих ближе к индейцу по своей культуре, быту, одежде; это бедный, необразованный человек, занимающийся тяжелым трудом. Мисти - ближе к белым, это, как правило, горожанин, ремесленник или торговец, в быту которого преобладают европейские черты 2 . Обозначения метис и креол в настоящее время почти сливаются, они относятся часто к одним и тем же группам; термин «креольский» скорее употребляется как определение культуры и быта.

Группы европейского и смешанного происхождения говорят на испанском языке. Однако широкие народные массы говорят не на литературном испанском, а на местных диалектах этого языка, с некоторыми видоизменениями в фонетике и словообразовании. В лексике значительное место занимают заимствования из языка кечуа, многие из которых получили мировое распространение (это касается наименований растений и животных). Из языка кечуа взяты названия географических зон - пуна (puna), пампа (ратра); затем широко распространены термины: айлью (aillu) - община, племя; танда (tanda) - дневной заработок (раньше барщина); чина (china) - индейская женщина, служанка; нъунъу (nunu) - кормилица; гуагуа (guagua) - ребенок; гуачо (guacho) - сирота, подкидыш и ряд других.

Быт перуанцев европейского и смешанного происхождения варьирует в зависимости от социального положения. Аристократия составляет изолированную группу и живет в особых кварталах в старых домах- дворцах, выстроенных в испанском стиле, среди пышных садов. Для быта перуанской аристократии было характерно необычайное обилие серебра в домашнем обиходе. Украшения (застежки, пряжки, цепочки, подвески, пояса), вся посуда, включая и кухонную, мелкая утварь и самые сундуки для хранения вещей, а также лошадиная сбруя - все отливалось и чеканилось из серебра.

С развитием капиталистических отношений, с вторжением североамериканского капитала началось все большее подражание быту европейцев и американцев. Новые дворцы подчас строятся в эклектическом стиле и невыгодно выделяются на фоне величественных строений древности и прекрасных зданий эпохи испанской колонизации.

Средняя буржуазия и чиновничество живут в одноэтажных домах испанского стиля с внутренним двориком, с балконами, украшенными литыми решетками. В одежде преобладают легкие ткани ярких тонов, даже у мужчин. В быту, особенно в развлечениях, много индейских черт.

Различия в условиях жизни и в быту между господствующими классами и широкими народными массами очень резки. В городах ремесленники и рабочие живут на окраинах, в лачугах без электрического освещения и без отопления, без канализации. Трущобы портов, например Кальяо, отличаются особенной скученностью населения и антисанитарными условиями.

Горожане носят одежду фабричного производства, главным образом ввозимую из США. В противоположность господствующим слоям общества, в народной среде неотъемлемую часть костюма составляет шляпа, в то время как обувь часто отсутствует. На шляпу тратят немалые деньги; и мужчины и женщины носят фабричные мужские фетровые шляпы. Верхней одеждой рабочих и ремесленников, как и земледельцев, служит для мужчин индейский плащ пончо, а для женщин - шаль.

Широкие массы населения поддерживают индейские и креольские традиции в пище. Популярны блюда, обильно приправленные перцем и другими пряностями, напитки чича и писко.

Народное образование в Перу поставлено плохо даже среди креолов. По данным министерства народного просвещения Перу за 1942 г., только 35 % детей городского населения (главным образом креольского и метисного) обучалось в школах. Причины, которые препятствуют более широкому привлечению детей в школу, следующие: отсутствие средств для строительства школ и оплаты учителей; тяжелое материальное положение роди"» телей, которые не могут обеспечить детей одеждой и учебниками, а часто и прокормить их; в сельскохозяйственных районах - необходимость привлечения детей к работе по хозяйству. Вследствие всех этих причин закон об обязательном обучении, изданный в Перу в 1920 г., остается на бумаге, реальных возможностей претворения его в жизнь нет.

Но и та часть населения, которая получила среднее и даже высшее образование, стоит на далеко не высоком уровне культуры. Реакционную роль играет католическая церковь, которая оказывает огромное влияние на все дело просвещения и поощряет обскурантизм. В школах первое место уделяется катехизису. Естествознание не преподается даже в школах второй ступени сельских районов, а лишь только в городах. Суеверия и предрассудки широко распространены среди всех слоев населения.

Клерикальные круги держат в своих руках не только все образование; их влияние проникает во все области жизни. По данным 1928 г., в Перу имелось 525 католических конгрегаций и орденов, около полутора тысяч церквей и более двух тысяч часовен, насчитывалось много тысяч человек белого и черного духовенства. Задолго до каждого праздника клир собирает с прихожан деньги для оплаты предстоящего богослужения и организации церемоний и шествий.

В 1920 г. католическая церковь в Перу ввела особый культ «Сердца господня» как государственный. И до этого картины религиозного содержания делали частные квартиры похожими на монастыри. Но после введения нового культа везде появились литографии с изображениями огромного сердца; считалось хорошим тоном вешать такие литографии в гостиной.

Постановка здравоохранения стоит в Перу на очень низком уровне. В сельских горных и лесных районах вообще никакой медицинской помощи нет. На побережье медицинская помощь особо необходима. Почти все население поголовно болеет малярией; эпидемии дизентерии и тифа почти не прекращаются. Особенно сильно сказывается плохое состояние здравоохранения на детях. По описаниям многих авторов, детская смертность особенно велика, она значительней, чем это указывается цифрами офи- ци альной статистики.

Рождаемость в Перу высока, особенно в деревне: крестьянки, начиная с пятнадцатилетнего возраста, рожают в среднем каждые полтора-два года. И тем не менее, редко можно встретить семьи, где бы было по четверо детей, больше почти вообще не бывает; в среднем выживают двое-трое детей. Причиной является тяжелое положение женщины. Крестьянка перегружена физической работой и не может присматривать за детьми. Счеты- рех-пяти лет ребенок часто уже привлекается к какой-либо работе. В городах женщины остаются на работе до самых родов и возвращаются к ней сразу же после родов. Грудные дети находятся здесь же, у корыт прачек или у станков ткачих. Дети школьного возраста почти поголовно страдают хроническими болезнями.

Господствующие классы стараются подчеркнуть преемственность своей культуры и искусства от испанской культуры и гордятся памятниками эпохи колонизации. Но развитие искусства в Перу происходило на основе самобытной индейской культуры. Лучшие памятники архитектуры колониальной эпохи неоспоримо свидетельствуют об этом. Индейские художники и мастера, поставленные на службу колонизаторам, вводили элементы самобытного индейского искусства в свои творения и создали особый, неповторимый стиль.

В архитектуре Перу индейское влияние выступает очень явственно. В Куско среди скульптурных украшений здания университета есть изображения индейцев; в монастырской церкви своды украшены лепными цветами и фризом староинкского стиля. На фасаде собора в Пуно, выстроенного в 1794 г., колонны украшены ягуарами и индейскими «сиренами», играющими на индейских музыкальных инструментах - чарангах. Русский путешественник А. С. Ионин описывает следующим образом барельефы на старинных зданиях Арекипы в Перу: «Толстые змеи вьются па толстым ветвям неуклюжих каменных деревьев с листьями, похожими на дыни; под этими деревьями стоят на задних лапах такие же толстые звери- пумы, тигры, а особенно ламы с бесконечно длинными шеями, а люди с растопыренными руками держат крючковатые жезлы, точь-в-точь изображения инков на некоторых памятниках Перу; а между тем, все это возникло во время господства европейцев... Видно, - пишет Ионин, - что европейцы попали сюда в давно сложившийся мир, уже своеобразный и окрепнув- ший, - и хотя и разрушили они его до основания, но невольно подпали " под влияние его духа» 1 .

В скульптуре индейские ваятели создали образы различных божеств и святых с местными чертами. Такова богоматерь Альмудена в часовне епископства Мольинедо в Перу, которую отлил индеец Хуан Томас. Другой индейский мастер, Мельхиор Уаман, прославился как создатель церковных кафедр с богатой орнаментировкой.

В живописи, которая в колониальный период носила чисто религиозный характер, индейские художники запечатлели физический тип, быт и костюмы инков, воспроизвели характерную для индейцев красочную гамму и манеру изображения человеческой фигуры. Многие фрески и картины представляют собой прекрасные памятники быта и одежды придворного общества инков. Сцена крещения Христа Иоанном изображена в ландшафте озера Титикака. Неоценимый источник для изучения колониальной архитектуры, общественной жизни, а также костюмов высшей знати инков представляет созданная в XVIII в. группа из десяти картин в Санта-Ана, изображающая процессию «Тела Господня».

В современном изобразительном искусстве Перу существует несколько направлений, в центре внимания которых стоит индейская культура. Такова, например, Национальная школа изящных искусств, возглавляемая крупнейшим художником Перу - Хосе Сабогалем. Художники «индеанисты» изображают типы коренного населения, сцены из его жизни. Они стремятся воспроизвести самобытную индейскую гамму красок и отразить восприятие окружающего мира «глазами индейца».

Музыку, песни и танцы креолы заимствовали из Испании. Но индейское влияние сказалось в темпах и ритме и, особенно, в характере танцевальных движений. Примером может служить особый креольский вальс. Популярен танец под пение, называемый маринера: это скорее пантомима, изображающая ухаживание юноши за девушкой.

Заимствованный из Европы карнавал сильно видоизменился под местным влиянием. В него входят, кроме испанских развлечений, например боя быков и боя петухов, также и индейские игры .

Особым термином харана называют празднество с развлечениями как европейского происхождения (карусель), так и местного типа. В харану входит и праздничное угощение с чичей и индейскими блюдами.

Лесные индейцы

Лесные племена восточной области принадлежат к нескольким языковым семьям. На границе Перу и Эквадора - уитото, живущие также и в Колумбии, представляют самостоятельную семью; на берегах р. Япура - племена семьи тупи; в треугольнике между реками Напо и Мараньоном и Андами - племена семей сапаро и хибаро; на юг от р. Мараньон, к востоку от р. Уальяхи - семья пано. К последней группе принадлежат также племена верховий р. Мадре-де-Диос. Эти отсталые племена, не имевшие и не имеющие общеплеменной организации, живут разбросанно, небольшими группами* У многих из них сохранился кочевой или полукочевой образ жизни: они проводят большую часть года переходя с места на место в поисках дичи и плодов. Они занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Применяют в качестве оружия сарбакан - стрелометательную трубку, стрелы отравляют растительным ядом. Другая часть занимается подсечным земледелием, выращивая некоторые корнеплоды, куку- РУЗУ.

Примитивные лесные племена сохранили самобытный образ жизни и даже видимость независимости. По официальным данным, им предоставляется самоуправление. Но эта независимость лишь кажущаяся, самоуправление - фиктивное, их современное состояние на деле очень далеко от первобытнообщинного строя.

Причины, которые обусловливают видимую независимость этих пле* мен, следующие. Восточная область Перу очень слабо^ заселена, потому что освоение ее сопряжено с огромными трудностями. Эта область покрыта густой лесной растительностью; часто леса заболочены. Здесь преобладает жаркий* дождливый экваториальный климат, трудно переносимый непривычными чужеземцами; распространены многие специфические заболевания, водятся многочисленные ядовитые пресмыкающиеся и насекомые, а также хищные звери. Все это затрудняет продвижение колонизаторов в глубь джунглей. До настоящего времени в восточной области нет железных дорог и вообще передвижение возможно лишь пешком, верхом или по сети рек. Однако географическая изолированность не обеспечи - вает лесным индейцам независимости.

В течение последнего полувека капиталистические отношения со все большей интенсивностью пролагают себе путь и в эти лесные дебри. Организуются компании по вывозу каучука, коры хинного дерева, ореха тагуа (скорлупа которого из-за своей прочности и внешнего вида называется «растительной слоновой костью»), ценной древесины. Вторгаясь с оружием в руках в места обитания индейцев, предприниматели принуждают их собирать сырье и сдавать в обмен па малоценные, а иногда и малопригодные для индейцев промышленные изделия. Индейцам приходится передвигаться и селиться в зависимости от наличия нужного сырья, их образ жизни теперь связан с добыванием требуемых предпринимателями ценных лесных продуктов.

Вместе с предпринимателями явились миссионеры. Насильственно вводя христианство, они говорят о приобщении к культуре и цивилизации. Миссионеры заставляют индейцев селиться вблизи миссий, по нескольку групп вместе. Скопление большого населения в неподходящих для этого условиях, при отсутствии в достаточном количестве продовольствия, приводит к голоданию и заболеваниям. Фактически лесные индейцы вымирают. Остающиеся в живых тщетно стараются найти убежище в глубине непроходимых джунглей, где они принуждены влачить жалкое существование*