Фрейд подходы к изучению личности. Психоаналитический подход. В данной работе рассматривается своеобразие основ психоаналитического подхода к изучению теории личности З. Фрейда

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.

Наиболее влиятельным направлением исследования и понимания личности в западной психологии является глубинная психология. Она сделала предметом своего исследования так называемые глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, противостоящие процессам, которые происходят на поверхности сознания. Глубинная психология охватывает разнообразные течения и школы: психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера, неофрейдизм.

Австрийский врач-психопатолог З. Фрейд (1856-1939), занимаясь неврозами, главным образом истерией, натолкнулся в психике человека на огромный пласт бессознательного. Бессознательное он считал центральным и глубинным слоем человеческой психики и сделал его предметом созданного им нового психологического направления - психоанализа . Первоначально психоанализ представлял собой в основном метод лечения неврозов и содержал лишь общие заключения о характере душевной жизни человека. В ней выделялось три уровня - сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.

Метод психоанализа состоит в том, что врач-психоаналитик во время беседы с пациентом занимается как бы раскапыванием его бессознательного. Посредством толкования сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, оговорок, ошибок памяти и т. п. врач пытается добраться до тех «забытых» переживаний больного, которые когда-то потрясли его психику, были вытеснены в подсознание, но продолжают мучить человека. Таким образом до сознания пациента доводится истинная причина его заболевания, он начинает осознавать, вспоминать вытесненные переживания. Происходит, как писал Фрейд, «катарсис», переживания перестают довлеть над психикой человека.

Постепенно психоанализ превратился в общепсихологическую теорию личности и ее развития. Теперь душевная жизнь человека представляется борьбой между сферами бессознательного, которое Фрейд обозначил «Оно» (Id), сознания - «Я» (Ego), с помощью которого человек идентифицирует себя, и «Сверх-Я» (Super-Ego), представленного системой моральных и социальных запретов. «Оно» играет самую важную роль в структуре личности. В нем сосредоточены первичные позывы жизни (эрос), к которым относятся сексуальные влечения (либидо) и инстинкт к самосохранению, и первичные позывы к смерти, разрушению (танатос). Человек активен именно потому, что в нем живут инстинктивные побуждения. Поэтому «Оно» - движущая сила поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало.

Если «Я» совершает действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то человек испытывает наказание в виде укоров совести или чувства вины. Поэтому инстинктивные влечения вытесняются из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые. Если бессознательное не допускается в сферу сознания, то это еще не означает, что оно не проявляется в жизни. Оно не исчезает и, сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, продолжает действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора». Полностью подавить и подчинить инстинкты «Сверх-Я» нельзя, поскольку это, как правило, приводит к неврозам и даже разрушению психики. Но и распустить их, в полной мере удовлетворяя свои сексуальные фантазии или агрессивные наклонности, общество не позволит. «Сверх-Я» - источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания.

Бессознательные влечения в зависимости от своего происхождения объединяются в различные комплексы. Столкновение между «комплексами» Фрейд считал причиной развития личности. К таким «комплексам» он относил так называемый эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эдип был сыном фиванского царя Лая. Когда он появился на свет, оракул потребовал уничтожить ребенка, ибо судьбой ему было предначертано убить Лая и жениться на собственной матери Иокасте. Брошенного на растерзание диким зверям Эдипа подобрали пастухи и передали царю города Коринфа. Впоследствии, узнав о висящем над ним страшном пророчестве и думая, что царь Коринфа его настоящий отец, Эдип ушел из дома. По дороге в Фивы он повстречал Лая и, повздорив с ним, убил его, не подозревая, что тот его родной отец. Затем Эдип освободил Фивы от Сфинкса. Благодарные жители избрали его своим царем, и он женился на Иокасте. Оракул открыл Эдипу совершенный им двойной грех: отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза.

Электра - дочь легендарного царя Микен Агамемнона - не смогла помешать своей матери и ее любовнику убить вернувшегося с Троянской войны отца. Тогда, чтобы отомстить за смерть Агамемнона, она убедила брата Ореста убить мать и ее сообщника.

Эти комплексы Фрейд разъяснял следующим образом: в детстве у каждого ребенка (мальчика) возникает бессознательное естественное эротическое влечение к собственной матери и такая же бессознательная ненависть к стоящему на пути удовлетворения этого влечения отцу (у девочек наоборот). Логическое завершение этих инстинктов может привести к инцесту и отцеубийству. Таким образом, два страшных проклятия как бы довлеют над человеческой психикой - отцеубийство и кровосмесительство. Конфликт, связанный с названными комплексами, разрешается отказом ребенка от своих нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Нередко разрешение конфликта происходит при столкновении комплексов Эдипа и Электры с другим «комплексом», получившим название кастрационного комплекса. Суть его составляет страх перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения. Таким образом, в человеке присутствует некая постоянная напряженность, которая способствует развитию личности. Напряжение может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов. Правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедших удовлетворение главным образом через сублимацию, т. е. переключение сексуальной энергии на творчество.

Психоанализ привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Сознание перестает составлять суть психики. Его роль заключается в том, чтобы информировать о бессознательном, перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. Знание бессознательного помогает человеку разумно управлять своей жизнью. Лишь осознав разрушительное влияние инстинктов и страстей, человек становится по-настоящему свободным и начинает действовать как личность.

Со временем психиатры пришли к выводу, что причиной неврозов далеко не всегда являются конфликты, в основе которых лежит вытесненный инстинкт, что причиной неврозов часто служат различного рода социальные неурядицы, недостаточная коммуникация, разобщение людей. В связи с этим появилась необходимость пересмотра учения Фрейда.

Одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя, был Карл Густав Юнг (1875-1961). Свое учение он назвал аналитической психологией . Задача аналитической психологии состояла в том, чтобы раскрыть психический мир личности как естественное целое явление, не ограничиваясь лишь терапией неврозов или изучением интеллекта, его патологических особенностей.

Существо расхождений между Фрейдом и Юнгом сводилось к пониманию природы и форм проявления бессознательного. Если Фрейд в основном изучал «личное» бессознательное, то Юнг открыл более глубокий пласт внутреннего мира человека - родовое или коллективное бессознательное . В ходе своей психиатрической практики он обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоком сне. И это навело его на мысль, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние слои психики, образовавшиеся еще в незапамятные времена формирования человеческого сознания. По словам Юнга, коллективное бессознательное - это «разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир богов и человеческие существа».

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов (первородных образов). Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя элемент эмоциональности и перцептивные образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери. Все наиболее действенные идеалы представляют собой варианты архетипа, скажем, родина в образе матери или мудрость в образе пожилого мужа. Архетипы зафиксированы в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляются у современных людей в фантазиях, в символической форме искусства, в сновидениях. Архетипы заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. С развитием научного понимания мира, как считал Юнг, человек совершенно оторвался от своей глубинной бессознательной основы, потерял связь с природой, он уже не слышит голоса камней, растений, животных. И только сны еще выносят на поверхность нашу глубинную природу - инстинкты и специфическое мышление, но выражают они свое содержание на языке природы, который человеку уже непонятен.

К. Юнг известен как создатель типологии личности. Основу классификации психологических типов он видел в направленности человека на себя и на объект. В соответствии с этим он различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию (либидо) вовне, он естественно и спонтанно проявляет интерес к объекту - другим людям, предметам внешней среды. Интроверт , напротив, уделяет внимание субъекту, связывает психическую энергию со своим внутренним миром, миром мысли, фантазии, чувства. Наиболее успешно он взаимодействует сам с собой, он замкнут ко всему, что находится вне его.

Кроме этих основных типов Юнг говорит и о дополнительных типах, которые различаются в зависимости от психических функций, господствующих в индивиде: мышления, эмоций, ощущений и интуиции. Мышление и эмоции имеют рациональный характер, а ощущения и интуиция иррациональны. Наша культура способствует в основном развитию ощущений и мышления и пренебрегает развитием эмоций и интуиции, чем лишает человека существенных возможностей адаптации к окружающему миру.

Каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, но одна из них обычно оказывается более развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. В соответствии с ведущей функцией Юнг выделял следующие функциональные типы личности: мыслительный, чувственный, сенсорный и интуитивный.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Для него характерно создание интеллектуальных формул, подгонка наличного жизненного опыта под эти формулы. Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Отличительными чертами данного типа являются чувствительность и отзывчивость к нуждам других, переживание эмоциональных межличностных взаимодействий. Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, выглядит устойчивым и земным, подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии. Интуитивный тип привлекает все новое, непонятное, ему свойствен постоянный поток предчувствий.

Всего Юнг в своей работе «Психологические типы» описал восемь возможных типов личности, поскольку каждая из перечисленных выше функций может быть ориентирована либо экстравертно, либо интровертно. В идеале индивид должен полноценно владеть всеми функциями, с тем чтобы давать адекватные ответы на любые жизненные запросы. И хотя в действительности это труднодостижимо, одну из главных задач аналитической психотерапии Юнг видел именно в том, чтобы подвести людей к осознанию данного положения вещей и помочь человеку развить подчиненные функции для достижения психической целостности личности.

Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, названного Юнгом индивидуацией , который позволяет человеку признать и интегрировать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.

Как и Фрейд, Юнг ставил перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Однако если разработанная Фрейдом психоаналитическая теория описывает внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы, описывает его как личность, то аналитическая психология Юнга помогает лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону ее поведения.

А. Адлер (1870-1937) - основатель так называемой индивидуальной психологии - в отличие от Фрейда в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание не на выявлении причины действий человека, а на знании конечной цели его устремлений. В первую очередь его интересовал бессознательный жизненный план , при помощи которого человек пытается преодолеть напряжение жизни. Особое значение в развитии личности Адлер придавал воле к власти, которая в качестве главного импульса с самого рождения присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых, заставляя ребенка чувствовать бремя собственной неполноценности. Из этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, возникающее в силу физического несовершенства (маленький рост, физическая слабость, недостаточное умственное развитие), может перерасти в комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни.

Стремясь самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер назвал компенсацией . У некоторых людей комплекс неполноценности может перерасти в комплекс превосходства, заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Происходит это в результате сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация - это особая форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, отличающиеся исключительными способностями. Например, карьеру Наполеона Бонапарта Адлер объяснял тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста, и этот физический недостаток он пытался компенсировать за счет своих успехов.

Адлер показал, что причины, ведущие к тому или иному социальному приспособлению, действуют через чувство неполноценности только в том случае, когда дефект телесной организации вызывает социальное по своей природе переживание. Если человек не может преодолеть чувство неполноценности, он вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Поэтому невротические симптомы Адлер рассматривал как неудавшиеся способы компенсации.

Адлер утверждал, что нормальная личность стремится не только к личному превосходству, но и к благу того общества, в котором она живет. Поэтому помимо чувства неполноценности индивиду присуще социальное чувство (или социальный интерес), которое также порождается органическим несовершенством человека, его слабостью. Социальное чувство выступает неизбежной компенсацией всякой естественной слабости индивида, и именно оно, а не биологические потребности, как у Фрейда, определяет человеческое развитие. Однако Адлеру не удалось в полной мере освободиться от влияния Фрейда, так как социальное чувство, которое не позволяет человеку жить вне общества, является врожденным, его необходимо лишь направлять в процессе его развития.

Неофрейдисты К. Хорни (1885-1952), Г. Салливен (1892-1949), Э. Фромм (1900-1980) пересмотрели базовую для психоанализа категорию мотивации. Хорни в отличие от Фрейда, считавшего, что поведение человека определяется двумя силами - либидо и агрессией, мотивы поведения видела прежде всего в стремлении к безопасности, которое вырастает из врожденного чувства беспокойства. Это чувство Хорни называла чувством коренной тревоги и полагала, что именно оно является основополагающим в человеке. Помимо естественного стремления к безопасности человеком управляет стремление к удовлетворению своих желаний. Сохраняя основные положения Фрейда, в частности о несовместимости природного и социального в человеке, Хорни утверждала, что между этими двумя стремлениями возникают постоянные противоречия. Именно они выступают причиной невротических конфликтов. Человек может подавить эти конфликты с помощью выработанной им стратегии поведения . Одна из них обеспечивает безопасность жизни и проявляется в стремлении к любви, другая объясняется страхом и враждебностью к людям и выражается в стремлении к агрессии. Кроме того, имеет место стратегия, ведущая к изоляции от людей и определяющая стремление к независимости. При стойком доминировании в поведении индивида одной из перечисленных стратегий складываются три типа невротической личности: во-первых, услужливый тип , ищущий любви и одобрения любой ценой; во-вторых, агрессивный тип , жаждущий престижа и власти, и, наконец, тип личности, пытающийся отрешиться от общества . Поскольку все три типа направленности поведения личности являются неадекватными, выработанные стратегии не устраняют чувства тревоги и беспокойства, напротив, это чувство нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

В отличие от Хорни Салливен стремление к безопасности считал социальным. Само социальное он понимал как систему межличностных отношений, существующих с момента рождения человека. Человек, входя в мир, который ему враждебен, затем на протяжении всей своей жизни нуждается в помощи других людей, отношения с которыми и формируют его как личность. Салливен определяет личность, которую называл Я-система , как относительно устойчивую модель повторяющихся межличностных ситуаций. Он считал, что каждый человек содержит в себе столько личностей, сколько существует на данный момент межличностных ситуаций.

Внешний мир, в котором живет человек, является для него постоянным источником дискомфорта и беспокойства. Для их преодоления «Я-система» вырабатывает своеобразную психологическую защиту . Мерой защиты, по Салливену, может выступать так называемое избирательное внимание, суть которого заключается в том, что человек не замечает того, что вызывает в нем дискомфорт и беспокойство. Другой мерой защиты от внешнего мира является агрессия. И коль скоро внешний мир всегда враждебен человеку, чувство агрессии неизбежно должно возникнуть. Таким образом, Салливену, так же как и Хорни, не удалось преодолеть утверждение Фрейда о врожденности механизмов, которые приводят к развитию личности.

На основе теории Фрейда строилась психотерапия немецко-американского психолога Эрика Фромма . Вслед за Фрейдом он считал, что первая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту расстаться с иллюзиями, мешающими понять, в чем суть его страданий, и осознать настоящие причины его заболевания. В центре его интересов стояла проблема способности человека видеть мир реально, без пелены иллюзий. Свою позицию в осмыслении этой проблемы Фромм формировал на основе концепций не только Фрейда, но и К. Маркса и считал полезным дополнить метод марксистского анализа фрейдовским учением.

Фромм пытался в первую очередь найти способы разрешения противоречивости человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления общества. В этой связи его заинтересовала поставленная Марксом проблема отчуждения. Фромм был убежден, что эта проблема, рассматриваемая Марксом в общественно-экономическом аспекте, должна быть распространена и на психическую деятельность человека. Отчуждение , по Фромму, является одной из форм психических отклонений, болезненным состоянием человека. Эта болезнь начинается вместе с разделением труда, но своего пикового состояния она достигает в условиях современного западного общества, для которого характерно тотальное отчуждение человека. В отчуждении человек не ощущает себя субъектом собственных действий, человеком мыслящим, чувствующим, любящим, он ощущает себя только в произведенных им вещах. Поэтому человек одинок, он отчужден от всего, свободен от всего, и он страдает от бремени этой свободы, поскольку хочет иметь какие-то отношения, вступать в какое-то общение с другими людьми. В результате возникают различные механизмы бегства от свободы : симбиотические межличностные связи (садизм и мазохизм), разрушительность (деструктивизм), автоматический конформизм . Фромм считал эти механизмы защитными реакциями человека на противоречивую, подавляющую ситуацию в той или иной социальной структуре.

При садизме и мазохизме человек приобретает иллюзию собственной идентичности, стремясь иметь неограниченную власть над кем-то или, напротив, добровольно подчинить себя другим. Садист зависит от подчиненного человека так же, как и тот зависит от него; они оба не могут жить друг без друга. Чувство неуверенности, бессилия, беспомощности своего существования человек может компенсировать деструктивизмом , т. е. стремлением уничтожить, разрушить мир как внешнеюю причину его тревожного внутреннего состояния. Основу конформизма, по Фромму, составляет стремление избежать невыносимого чувства свободы. Не в состоянии выносить одиночество, человек начинает приспосабливаться к другим людям и другим условиям, он как бы отказывается от собственного «я» посредством растворения себя в массе. Причем возникает конформизм автоматически.

Фромм ввел понятие социального характера как связующего звена между психикой человека и социальной структурой общества. Характер задает типичный для каждого индивида способ отношения к миру и другим людям. Обусловленные характером стремления бессознательны, и получается, что личность ведет себя в соответствии с характером, как бы инстинктивно. Таким образом, Фромм не смог преодолеть фрейдистский подход к поведению личности, объясняя его, в конечном счете, бессознательными стремлениями.

Типы социального характера Фромм соотносил с различными историческими формами самоотчуждения. Так, в эпоху раннего капитализма развиваются накопительский, эксплуататорский и рецептивный (пассивный) типы характера. В эпоху империализма формируется рыночный тип, который теряет силу после гибели капитализма, и тогда возникает продуктивный тип характера. Главной чертой продуктивного типа характера является любовь как к самому себе, так и к другим людям. Способность к любви Фромм считал подлинной ценностью человека. Именно она дает ответ на проблему человеческого существования. В то время как отчуждение губит человека и порождает неврозы, любовь содействует улучшению общества, способствует гибели капитализма. В процессе овладения искусством любви (речь, конечно, идет не о физической любви) происходит изменение структуры социального характера, в результате чего уважение к жизни, чувство единения с миром становятся превалирующими, тем самым способствуя оздоровлению общества, построению общества на принципах гуманистической этики.

Анализ развития глубинной психологии показывает, что их авторы пытались выявить внутреннюю структуру личности, механизмы ее формирования и развития. При этом они исходили из основных положений фрейдизма о противопоставлении природных и социальных факторов в жизнедеятельности личности, о врожденности механизмов ее развития. Классическая психоаналитическая теория Фрейда исследовала бессознательное - сферу влечений, инстинктов, в основном сексуального характера, неосознанных представлений - и его роль в человеческой жизни. Неофрейдисты отказались от приоритета сексуальных влечений и попытались отойти от биологизации человека. Они перенесли анализ с индивида, с внутрипсихических процессов на межличностные отношения и сконцентрировали свое внимание на изучении защитных механизмов. Погоня за властью, стремление покориться, поиски любви, бегство от свободы - вот что становится формами активности личности. Неофрейдисты исходили из так называемого принципа социальной детерминации поведения личности, но в действительности психологизировали общественные явления. Не объективно существующие социальные отношения, а защитные механизмы, по их мнению, в конечном счете предопределяют поведение личности, причем помимо ее сознания.

Гуманистическая психология сделала предметом своего изучения человека в его целостности. Исследуя человеческую природу, гуманистическая психология пришла к выводу, что в ее основе лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы.

Одним из лидеров гуманистической психологии был американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Предметом его исследования стали явления самосознания и самооценки, их функций в поведении и развитии личности. Он различал две системы регуляции поведения: организм и «Я» личности. Всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни. В ходе так называемого органического оценочного процесса организм пытается сохранить и усилить себя. Например, как отмечал Роджерс, одну и ту же пищу ребенок принимает или отвергает в зависимости от своего внутреннего состояния и собственных ощущений. Впоследствии он отказывается от индивидуального оценочного механизма, подчиняя свое поведение системе оценок других людей. Однако способность организма решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение может развиться только в контексте социальных ценностей. Так, представление ребенка о самом себе, т. е. концепция собственного «Я», фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который он переживает в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Те представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, чувствах и установках, Роджерс назвал реальным Я .

Присущая каждому человеку потребность в самоуважении заставляет его домогаться положительного отношения окружающих ко всему тому, что он делает и что переживает. Если оценка окружающих не соответствует самооценке человека, то очень вероятно, что он будет скрывать свои истинные чувства и мысли, демонстрируя вместо этого те, которые получают одобрение других людей. В результате человек отходит от истинной самооценки, искажает ее. И чем меньше человек остается самим собой, тем больше становится разрыв между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой человек вынужден отказаться. Но человеку свойственно также видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей. Этот идеальный образ человека, по Роджерсу, есть идеальное Я .

Если человек чувствует, что его принимают таким, какой он есть на самом деле, то он раскрывает свои подлинные переживания. Соответствие между реальным «Я» человека и его эмоциями, мыслями, поведением позволяет ему приблизиться к тем глубинным переживаниям, которые составляют его идеальное «Я». Согласно Роджерсу, максимальное приближение к своему идеальному «Я» составляет суть самоактуализации .

Однако под влиянием внешних обстоятельств человек нередко вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте и навязывать себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Несоответствие между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом самого себя, который сложился у человека, с другой стороны, порождает тревогу и неадаптивные формы поведения.

С целью приближения человека к собственному внутреннему опыту необходимо перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Гибкость является необходимым условием приспособления индивида к постоянно меняющимся условиям жизни. Разработанная Роджерсом недирективная психология должна была помочь созданию гибкой самооценки. Психиатру необходимо было добиться согласия человека с самим собой, внести изменения в его представление о себе и согласовать его опыт с этим представлением. В результате формируется гибкая Я-концепция , содержание которой составляют представления о своих способностях и о себе в отношении с другими людьми и окружающей средой, ценности, приписываемые тем или иным предметам, а также цели и идеалы.

Изменение поведения, считает Роджерс, происходит автоматически, как результат перестройки представлений о себе. Снятие противоречия между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознанном внутреннем уровне предоставляет личности возможность самоактуализации.

Самореализация (самоактуализация) как сущностная характеристика личности рассматривалась другим представителем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу (1908-1970). Стремление человека к самовыражению от считал основным источником человеческого поведения. Содержание потребности в самоактуализации составляют гуманистические потребности , т. е. потребности в добре, истине, справедливости. Они заложены в биологическую природу человека в качестве врожденных, инстинктоподобных потенций, которые лишь актуализируются под влиянием социальных условий жизни.

Однако, согласно теории Маслоу, человек способен прийти к самоуважению и таким образом достичь самоактуализации только после того, как в значительной мере удовлетворены его более элементарные нужды. Итак, высшая потребность в самоактуализации может определить поведение личности лишь при удовлетворении низших потребностей.

По Маслоу, иерархия потребностей, которые существуют у человека, начинается с физических потребностей (в пище, продолжении рода и т. п.), далее следуют потребности в безопасно-сти, в любви и привязанности, в признании и оценке и, наконец, в самоактуализации.

Большинству людей не удается достичь удовлетворения низших потребностей, поэтому, как утверждал Маслоу, самоактуализация доступна только для полноценно развитой личности. Ее характеризуют такие особенности, как непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, взвешенность в поступках, глубина и демократичность в отношениях, терпимость, независимость, творческие проявления и др. Используя свои возможности и способности, человек обязан реализовать все то, что в нем заложено. Если, например, в человеке заложены способности мыслителя, ученого, то он обязан им стать. Когда же в силу тех или иных условий жизни человек не может реализовать свои способности, начинается конфликт, который в конечном счете порождает неврозы.

У невротика требования к миру неадекватны, он пытается выработать меры защиты от окружающего мира. Поэтому психотерапия должна помочь ему актуализировать адекватное восприятие мира и, как следствие этого, осознать самого себя. Маслоу был также уверен в том, что проявление потребности в самоактуализации приведет к оздоровлению общества.

Гуманистическая психология, игнорируя социальную обусловленность природы личности, способствовала развитию экзистенциалистских теорий личности.

Экзистенциализм - прежде всего философское учение. В нем трудно отделить психологические понятия от общефилософских. Представители этого учения (философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю; физиолог В. Бойтендейк , психиатры Л. Бинсвангер и Э. Штраус ) увидели в катастрофических событиях новейшей истории неустойчивость и хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим внутренним миром. Поэтому они при анализе лично-сти акцентировали внимание на ее индивидуальности и неповторимости, призывали найти человеческое в человеке.

Отправным пунктом экзистенциализма, определяющим его содержание, является категория «существование», или «экзи-стенция». Существование - это внутренний мир человека, его сознание. Экзистенциалисты провозглашали противопоставление социального и индивидуального, утверждая, что человек не определяется ни природными, ни социальными факторами, ни своей собственной сущностью, ибо таковой нет. Имеет значение только существование человека. Человеческое бытие, целиком поглощенное природной и социальной средой, есть неподлинное бытие, в котором человек как бы утрачивает свою индивидуальность, самостоятельность и становится таким, как все. Неподлинное бытие есть бегство человека от самого себя.

Экзистенциалисты утверждали, что существование человека исходит только из психического и что человеческая психика, сознание не сводимы к физиологическим механизмам. Так, например, Штраус писал, что тот, кто пытается свести всю человеческую деятельность к физиологическим процессам, вступает в неразрешимое противоречие со своими собственными действиями. Биологическое, мозг не имеют к психике никакого отношения. Природное и психическое в психологии экзистенциалистов предстают как не связанные друг с другом. Само природное они делят на телесное, которое можно расчленить (части тела, например), и на нерасчленимое естество. Если мы говорим о человеке как телесном существе, то имеем в виду, что он имеет руки, ноги, голову и другие части тела. Но если мы рассматриваем человека как естество, то полагаем его существующим с руками, ногами, головой и т. п. Таким образом, когда человек поднимает руку, он делает это осознанно; когда же он выступает как человек с поднятой рукой, то представляет собой неосознанное состояние, состояние рефлектирующего сознания. Рефлектирующее сознание является специфически человеческим, и суть его заключается в том, что оно отражает не окружающий человека мир, а восприятие этого мира человеком. Для Ясперса, например, рефлектирующее сознание - это то сознание, которое определяется духовным миром человека.

Рассматривая проблему связи человека с внешним миром, экзистенциалисты исходили из того, что с самого начала своего существования человек застает себя в мире, выбранном не им самим. Как считал Сартр, человек, заброшенный в чуждый ему мир, несет ответственность за подлинность своей свободы. Свобода есть выбор своего бытия: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Выбирая те или иные ценности и идеалы, совершая те или иные поступки, человек формирует себя как личность. По выражению Сартра, человек «осужден быть свободным». Таким образом, человек может создавать себя как личность только посредством своего свободного выбора.

Если человеку не удается выбрать независимое ни от чего внешнего свое собственное видение мира, его внутренний мир и возможности развития сужаются и возникает невроз. Поэтому основная задача экзистенциалистской психологии заключается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным человеком.

Экзистенциалисты заострили внимание на том факте, что деятельность человека направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что человек обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности. Вместе с тем они игнорировали то обстоятельство, что людям приходится действовать в определенной исторической обстановке с уже сложившимся уровнем материальной и духовной культуры.

К экзистенциализму был близок австрийский психиатр и психолог В. Франкл . Он основал одно из влиятельных направлений современной зарубежной психологии - логотерапию . Согласно этому учению, для человека необходимо обнаружить смысл (логос) своего существования. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является движителем поведения и развития личности. Смысл уникален для каждого человека в каждый момент его жизни. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым и себя. В отличие от Маслоу Франкл считал, что человеческое существование не есть самоактуализация, а есть самотрансценденция и самоотстранение. Это значит, что человек обладает способностью к выходу за пределы себя и принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Другими словами, смысл жизни нельзя найти внутри себя, он может быть обнаружен только при обращении к окружающему миру. Франкл писал: «Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности (в любви); 3) путем страдания».

Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализации порождает состояния «экзистенциального вакуума» и экзистенциальной фрустрации, которые лежат в основе таких неврозов, как апатия, депрессия, утрата интереса к жизни. Задача логотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинным будет только один, и помочь обрести ему этот истинный смысл.

Логотерапия обращается не только к больным, а к любому человеку, чтобы уберечь его от отчаяния и убедить в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл.

Предметная область изучения человека с указанием его качественной специфики конкретизируется в понятии личности. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Первым к изучению личности как целостному образованию подошел К. Левин. Среди описательных подходов к изучению личности выделяются типологии, определяющие свойства личности биологическими особенностями (типологии Е. Кречмера и В. Шелдона), и теории личностных черт, связывающие их главным образом с функциональными свойствами нервной системы (теория Г. Олпорта). Бихевиористы считают, что личность является результатом взаимодействий человека с окружающей средой, приводящих к вознаграждению или наказанию. Сторонники когнитивной теории стремились показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними.

Наиболее известным направлением исследования личности стала глубинная психология. Она выдвинула проблему неосознаваемой мотивации поступков и положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии или защите от общества; что природные импульсы обязательно враждебны обществу.

Несостоятельность этих утверждений попыталась показать гуманистическая психология. Предметом ее исследования стала уникальная и неповторимая личность, постоянно себя созидающая. На первый план гуманистическая психология выдвинула проблему самооценки личности, идею самоактуализации, раскрытия творческих возможностей каждого человека, его целей, его взаимоотношений с миром и другими людьми.

Экзистенциализм, составляющий одну из основ гуманистической психологии, был ориентирован на проблемы личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Экзистенциалистская психология основным в развитии личности считала ее собственное видение мира, без учета которого невозможно воздействовать на поведение и поступки человека.

  1. Выделите основные положения психоанализа З. Фрейда.
  2. Какова, согласно Фрейду, роль бессознательного в поведении человека?
  3. Какова структура личности по Фрейду?
  4. Что такое «архетип» в аналитической психологии К. Юнга?
  5. Что, по мнению А. Адлера, выступает главным импульсом развития личности?
  6. Что общего между классическим психоанализом и неофрейдизмом и каковы различия между ними?
  7. Как рассматривал проблему отчуждения Э. Фромм?
  8. Назовите базовые принципы и категории гуманистиче-ской психологии.
  9. В чем суть экзистенциалистского подхода к проблемам человека?
  10. Что такое логотерапия?

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З.Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бес-сознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии. Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.



Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации, связанной обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)

Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты данного народа, отличные от черт, приписываемых матери других народов. Есть и более обобщенный архетип матери - один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью.

Юнг выделяет несколько основных (для понимания структуры личности) архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона - это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго - центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.

Тень - центр личного бессознательного, в котором сосредоточен материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

Анима и Анимус - идеальные бессознательные структуры, отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

Самость - центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.

С точки зрения Юнга, архетипом является и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии.

Другой известнейшей идеей Юнга было понятие об интроверсии и экстраверсии, характеризующих человека, чья энергия преимущественно направлена либо к внутреннему, либо к внешнему миру. Никто не является чистым интровертом или экстравертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих ориентации.

Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)

Основные принципы австрийского врача-психиатра А.Адлера - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес или общественное чувство и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированы прежд всего целями превосходства и овладения средой.

А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива - стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровом развитии индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни. Однако некоторые люди борются за личное превосходство, они стремятся господствовать над другими, унижать их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство - невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей.

Процесс этот начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Например, многие врачи избрали свою профессию в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротика всегда имеется весьма значительное расхождение между сознательными целями и бессознательными (играющими роль защит), которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.

Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и особенности поведения приобретают единство в контексте жизни и целей индивида, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни.

А.Адлер подчеркивал творческий, активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорил о чувстве общности, ощущении родства со всем человечеством.

Одним из важнейших аспектов общественного чувства является развитие кооперативного поведения. Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация - основные черты здорового индивида.

Психоаналитическую концепцию поведения человека создал Зигмунд Фрейд примерно тогда же, когда в Соединенных Штатах развивался бихевиоризм. Фрейд был врачом по образованию, но кроме этого он интересовался когнитивным развитием - тогда это направление разрабатывалось в Европе.

В некоторых отношениях его психоанализ представлял собой смесь когнитивной науки и физиологии в их варианте XIX века. В частности, Фрейд соединил бытовавшие тогда когнитивные представления о сознании, восприятии и памяти с идеями о биологических основаниях инстинктов, создав новую смелую теорию поведения человека.

Согласно основному положению фрейдовской теории, в человеческом поведении многое возникает из бессознательных процессов, под которыми Фрейд подразумевал убеждения, страхи и желания, не осознаваемые человеком и тем не менее влияющие на его поведение. Он полагал, что многие из тех побуждений, которые в детстве нам запрещаются взрослыми, обществом и являются наказуемыми, на самом деле происходят от врожденных инстинктов. Поскольку все мы рождаемся с этими побуждениями, они оказывают на нас распространяющееся влияние, с которым приходится как-то справляться. Их запрещение только переводит их из сознания в бессознательное, где они продолжают влиять на сны, оговорки речи, манеры и в конце концов проявляются в эмоциональных конфликтах, симптомах психических болезней или, с другой стороны, в социально приемлемом поведении, например в художественном или литературном творчестве. Скажем, если вы чувствуете сильную неприязнь к человеку, которого вы можете изолировать от себя, ваш гнев может стать бессознательным и, возможно, косвенно отразится на содержании сна об этом человеке.

Фрейд считал, что у всех наших действий есть причина, но эта причина чаще всего является бессознательным мотивом, а не полагаемым нами рациональным основанием. В частности, Фрейд полагал, что наше поведение направляют те же самые основные инстинкты, что и у животных (прежде всего сексуальность и агрессивность), и что мы постоянно боремся с обществом, заставляющим регулировать эти импульсы. Хотя большинство психологов не вполне разделяют фрейдовский взгляд на бессознательное, они, по-видимому, согласны в том, что люди полностью не знают о некоторых важных чертах своей личности и что эти черты развиваются в раннем детстве во взаимодействиях с семьей.

Психоаналитический подход позволяет по-новому взглянуть и на знакомые нам проблемы. Согласно Фрейду (Freud, 1905), амнезия детства возникает потому, что некоторые эмоциональные переживания первых нескольких лет жизни настолько травматичны, что если позволить им войти в сознание (т. е. вспомнить о них) в более поздние годы, то индивид пришел бы в состояние крайнего беспокойства. В случае с тучностью известно, что некоторые люди переедают при повышенном беспокойстве, С точки зрения психоанализа эти люди таким образом реагируют на ситуацию, вызывающую беспокойство: они делают то, что всегда приводит их в состояние комфорта, а именно - едят. И конечно же, психоанализу есть что сказать об агрессивности. Фрейд относил агрессивность к инстинктам, откуда следует, что она является выражением врожденной потребности. Такое положение принимается далеко не всеми психологами, изучающими человека, но оно согласуется со взглядами некоторых психологов и биологов, занимающихся агрессивностью у животных.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.