Берлинский кризис 1949 г. Берлинский кризис. в) Всякая организация, созданная для реализации плана Маршалла должна находиться вне ООН. Это объясняется тем, что Германия не является членом Объединенных Наций

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стратегия СССР и Запада в странах Европы и появление политики «сдерживания». Денежная реформа в западной зоне оккупации. Блокада Западного Берлина (21 июня 1948 - 11 мая 1949). Завершение кризиса и его последствия. Берлинский кризис 1948-1949 гг.

3 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИКА СССР в Европе После окончания войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли коммунистические партии. СССР стремился использовать Ялтинские договоренности для расширения своего влияния в Европе. Это было замечено странами Запада и вызвало у них тревогу.

4 слайд

Описание слайда:

Поддержка коммунистического партизанского движения в Греции. Требования изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно - морской базы в Дарданеллах. Требование предоставить право на протекторат над Ливией, для обеспечения присутствия СССР в Средиземном море. ПОЛИТИКА СССР в Европе

5 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИКА СССР в Европе Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе.

6 слайд

Описание слайда:

США искали способ противодействия СССР. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В 1946 г. он излагает основные принципы политики «сдерживания» СССР. ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР США должны жестко противодействовать попыткам СССР расширить сферу своего влияния. Для этого необходимо: Идеи коммунизма популярны там, где общество испытывает нужду и угнетение, следовательно, нужно противопоставить бедности населения Востока богатство и успешность населения стран Запада. Ослаблять и вредить СССР любыми средствами и там, где это возможно. Ввести запрет на поставку в СССР товаров и технологий для его развития.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Рис. Здание Конгресса США на Капитолийском холме в Вашингтоне. 12 марта 1947 г. Трумэн произнес в Конгрессе речь о том, что США должны вмешиваться в жизнь других народов для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Конгресс США санкционировал вмешательство Америки во внутренние дела других стран. ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР

10 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР Это программа, объявленная в речи 12 марта 1947 г.: Реальным воплощением политики «сдерживания СССР» явилась так называемая доктрина Трумэна. «… народам многих стран недавно навязали тоталитарные режимы против их желания. Правительство США выражает протест против нарушения Ялтинских соглашений Советским Союзом, выразившееся в принуждении и запугивании властей в Польше, Румынии, и Болгарии … США вложили 341 млрд. в победу в войне. Это - инвестиции в свободу и мир во всем мире. Я прошу Конгресс оказать помощь Турции и Греции в их борьбе против тоталитаризма. Мы должны сохранить свои инвестиции и удостовериться, что траты не напрасны. Семена тоталитарных режимов распространяются и растут в злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего расцвета, когда надежда людей на лучшую жизнь умерла. Мы должны поддержать эту надежду. Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой о поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире...»

11 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР Доктрина Трумэна была направлена на борьбу за утверждение американской исключительности. Джордж Кеннан Аллен Даллес Дин Ачесон В разработке доктрины участвовали:

12 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР Доктрина Трумэна была направлена на ограничение роста социализма, оказание давления на СССР. Доктрина положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам и использовалась для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран. Вице-президент США Генри Уоллес охарактеризовал доктрину как «безумный шаг к войне, вызвавший кризис в международных отношениях» Для оказания помощи Греции и Турции предусматривалось выделение 400 млн долларов на борьбу против СССР.

13 слайд

Описание слайда:

Рис. Госсекретарь США Джордж Маршалл 24 июля 1947 г. начал реализовываться план США, получивший название по имени государственного секретаря – «план Маршалла». Правительство США предоставляло европейским государствам финансовую помощь в размере около 13 млрд. долларов. При этом американцы, в качестве условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств этих стран. ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР К 1948 г. ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не стало

14 слайд

Описание слайда:

ПОЛИТИКА «СДЕРЖИВАНИЯ» СССР Страны Европы, получавшие помощь США по «Плану Маршалла» (млрд. долларов) Противостояние между СССР и Западом усиливалось. СССР ослабленный войной не мог ответить США тем же и предоставить странам Европы свои финансы.

15 слайд

Описание слайда:

ПРЕДПОСЫЛКИ КРИЗИСА 1 января 1947 г. американские и английские власти, без согласования с советской стороной, решают создать так называемую Бизонию. Таможенные барьеры между обеими зонами отменялись, что способствовало экономическому развитию. Весной 1948 г. к ним присоединилась и французская зона оккупации, Бизония становится Тризонией и включается в экономическую организацию Западной Европы.

16 слайд

Описание слайда:

США первыми приступили к установке пограничных столбов между советской и американской зонами оккупации Германии ПРЕДПОСЫЛКИ КРИЗИСА Ответом на это стала раздраженная реакция Сталина в январе 1948 г.: «Запад из Западной Германии сделает свое, а мы из Восточной Германии - свое государство!»

17 слайд

Описание слайда:

ПРЕДПОСЫЛКИ КРИЗИСА Берлин, находящийся в центре советской зоны оккупации, был так же разделён на зоны оккупации. В свою очередь США, Великобритания и Франция начинают формировать немецкое прозападное правительство в своих зонах оккупации. Вопреки соглашению не влиять на волю немецкого народа о самоопределении, СССР начинает формировать немецкое просоветское правительство в своей зоне оккупации.

18 слайд

Описание слайда:

По замыслу советского руководства, весь Берлин должен был войти в советскую зону оккупации. ПРЕДПОСЫЛКИ КРИЗИСА В знак протеста против односторонних соглашений стран Запада о создании Тризонии, СССР 20 марта 1948 г. покидает Контрольный совет, созданный по решению Ялтинской Конференции.

19 слайд

Описание слайда:

20 июня 1948 г. Западные страны начинают денежную реформу. Вводится западная немецкая марка. Денежная реформа запада Цель реформы –экономически отрывать западную Германию от Восточной и дискредитировать советскую экономику. Сталин выступает против этой реформы, ибо считает её нарушением Потсдамского соглашения. После отказа СССР союзники принимают решение в одностороннем порядке с 24 июня реформировать денежную систему в Западном Берлине. При этом каждому немцу меняли только 60 марок по курсу 1:1, причём 40 марок меняли немедленно, а 20 лишь через два месяца. Остальные сбережения менялись уже по курсу 1:20.

20 слайд

Описание слайда:

Денежная реформа запада Немцы, которым предложили поменять старые сбережения по курсу 1:20, старались их истратить там, где эти деньги ещё ходят. То есть - в советской зоне оккупации. Пенсии, зарплаты, платежи и налоги пересчитывались 1:1. В итоге в Берлине входят в оборот две совершенно разные валюты.

21 слайд

Описание слайда:

Денежная реформа запада В советской зоне с полок магазинов сметалось все, главное было истратить деньги.

22 слайд

Описание слайда:

Денежная реформа запада Массовая скупка товаров приводила к их дефициту и проблемам со снабжением в советской зоне оккупации. К тому же всё больше восточных немцев желало перебраться в западный сектор, так как экономические условия жизни там были значительно выгоднее. Это приводило к постоянному оттоку рабочей силы.

23 слайд

Описание слайда:

25 марта 1948 г. сокращено движение пассажирских поездов на территории Восточной Германии. 15 апреля США было предложено эвакуировать войска связи, расположенные в советской зоне оккупации. 12 июня было прекращено дорожное сообщение. 21 июня прекратилось речное сообщение. 24 июня прекращено железнодорожное сообщение. 24 июня 1948 года блокада становится абсолютной, что является полным нарушением четырёхстороннего соглашения, по которому снабжение Берлина осуществляется общими усилиями. Снабжение по воздуху остаётся единственным возможным путём доставки продовольствия в Западный Берлин. Блокада берлина Ответом СССР на действия Запада становится блокада Западного Берлина.

24 слайд

Описание слайда:

Блокада берлина Рис. Германия, разделенная на оккупационные зоны, и схема «воздушного моста» для снабжения блокированного Западного Берлина в 1948 г. 24 июня 1948 г. СССР блокирует все пути сообщения между Берлином и западными зонами. Западом был организован «воздушный мост», по которому американская и британская транспортная авиация снабжала блокированное население.

25 слайд

Описание слайда:

Блокада берлина На Западе была организована громкая пропагандистская кампания. Берлин изображался как «свободный Запад», который необходимо отстоять любой ценой. Грамотно спланированная и проведенная, акция дала свои ощутимые плоды: . СССР оказался дискредитирован, а в американцах и англичанах немцы начали видеть своих подлинных защитников

26 слайд

Описание слайда:

В массовом мнении установилась однобокая точка зрения: блокада Западного Берлина обрекала на голодную смерть 2,5 млн. немцев, спасенных лишь благодаря «воздушному мосту». Блокада берлина

27 слайд

Описание слайда:

На самом деле картина была совершенно иная. В советском секторе находилось 2 800 магазинов. Жители западных секторов могли получать продукты питания по карточкам. Блокада берлина 17 августа 1948 г. было объявлено об обеспечении углем населения всех четырёх секторов Берлина. С 1 сентября началась выдача молока всем детям до 14 лет из западных секторов. Однако, Западные державы запретили жителям получать продукты в восточном секторе города.

Контрольной Раде. В частности, западные союзники обвиняли советское правительство в том, что оно делает «очень энергичные меры» для создания коммунистического правительства в восточной зоне. Запад заявлял также о наличии некоего «всеобъемлющего советского плана» в отношении Германии, разработанного «специальной комиссией», которой руководили крупнейшие политические деятели СССР. В состав комиссии якобы входили шесть высших немецких штабных офицеров и два влиятельных бывшие члены организации «Стальная шлем». Не оставалась в долга и советская сторона также подозревала западные государства в «неопрятной игре». Маршал Соколовский по требованию Москвы неоднократно настаивал на неприемлемой для западной стороны условии: предоставить советским властям право выдавать торговые лицензии для всей территории Берлина. Даже незначительный повод в постоянной обстановке нетерпимости между бывшими союзниками было достаточно для разрыва отношений. Однако инициативный выход советской стороны с Контрольного Совета был явно торопливый. Его негативно восприняло и немецкое население советской зоны оккупации, и лаже политические союзники. Бюро информации свагами периодически фиксировало это в своих документах и ​​обзорах. Так, член СЕПГ X. Шлегель, комментируя уход маршала Соколовского с заседания Контрольного Совета, заявил: «Соколовский показал, чего стоят заявления Советского Союза о своей воле к единству Германии и мира. Россияне постоянно утверждают, что они правы, но на деле получается, что их понятия права совершенно другое, чем у остального мира ». Еще более резкие заявления делали представители других политических партий, деятельность которых была разрешена свагами в соответствии с договоренностями в Ялте и Потсдаме. Кроме Коммунистической партии Германии, в советской зоне официально возобновили свою деятельность Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Христианско-демократический союз (ХДС). Либерально-демократическая партия (ЛДП) и Объединение свободных немецких профсоюзов. В апреле 1946 г.
коммунисты и социал-демократы объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Большинство членов ХДС придерживались мнения, высказанного одним из ее членов, каким Краузе: «Нельзя отрицать того факта, что Советский Союз сделал первый шаг по пути, который угрожает миру. Учитывая то, что Советский Союз так часто подчеркивает свое миролюбие, он должен был бы пойти на компромисс ». Нежелание сторон искать и даже обсуждать какие бы то ни было компромиссы в своих взаимоотношениях загоняло ситуацию в тупик. В этих условиях Москва приступила к подготовке своей «ответа» бывшим союзникам в наиболее уязвимом для них месте. Таким местом были коммуникационные линии, ведущей из западных зон оккупации Германии в Западный Берлин. Четко согласованных норм, регламентирующих систему коммуникаций между западными оккупационными зонами и соответствующими секторами Берлина, не было. После окончания войны для этой цели просто было выделено несколько шоссе и железных дорог, а также три «воздушные коридоры». На конференции представителей США, Великобританию, Францию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург с германской проблемы, которое прошло в Лондоне в феврале марте 1948

По итогам Второй мировой войны Берлин был разделён на четыре зоны оккупации.

Несмотря на свое поражение, Германия продолжала оставаться чрезвычайно важной величиной в геополитической расстановке сил.

Советский Союз в своей зоне оккупации содействовал проведению аграрной реформы и конфискации промышленных предприятий, принадлежавших нацистам. Американцы и британцы, напротив, искали поддержку у представителей немецкой экономической элиты. В результате тяжелейшей, бескомпромиссной войны у обоих народов накопилась взаимная ненависть, а только что закончившиеся в Берлине бои носили исключительно жестокий характер. Все это не могло не отражаться на состоянии отношений между оккупационными властями и местным немецким населением, равно как и на отношениях между бывшими союзниками.

Взаимное недовольство между западными союзниками и Москвой в конце концов приобрело черты пропагандистской войны. В западной пропаганде все активнее говорилось о неспособности советского руководства обеспечить приемлемые экономические условия для проживающего в его зоне немецкого населения и об отсутствии там свободы слова. Однако немало проблем в этой области возникало и у самих западных союзников.

Германия в центре зарождения холодной войны

Опасаясь советской экспансии, американцы и англичане желают поскорее добиться перезапуска немецкой экономики. Запад заинтересован в том, чтобы побежденная страна оплачивала репарации, а это требовало наличие производительной экономики. Таким образом, план Маршалла применялся и к этой части побежденной Германии. Общая помощь Западной Германии оценена приблизительно в 4 миллиарда американских долларов. К тому же, восстановление экономически сильного демократического немецкого государства становится необходимым, чтобы преграждать путь наступающему с Востока коммунизму.

1 января 1947 года американские и английские власти, без совещания с советской стороной, путём экономического слияния своих зон, решают создать так называемую Бизонию. Таможенные барьеры между обеими зонами отменены с целью благоприятствовать экономическому развитию. По итогам Лондонской конференции весной 1948 года, в результате присоединения французской зоны оккупации, Бизония становится Тризонией и включается в экономическую организацию Западной Европы. По указанию из Вашингтона американцы первыми приступили к установке пограничных столбов между советской и американской зонами. Ответом на это стала раздраженная реакция Сталина в январе 1948 г.: «Запад из Западной Германии сделает свое, а мы из Восточной Германии - свое государство!» По замыслу советского руководителя, в том же году весь Берлин должен был стать «частью советской зоны оккупации». В знак протеста против односторонних соглашений 20 марта 1948 года Советский Союз покидает Контрольный совет, тем самым положив конец четырёхстороннему управлению.

20 июня 1948 года три западные зоны принимают немецкую марку взамен старых оккупационных денег. Этой денежной реформой Запад экономически отрывает Тризонию от советской зоны. Реформа необходима для того, чтобы вывести из оборота валютный излишек, устранить чёрный рынок, а также стимулировать производство. Сталин выступает против этой реформы, ибо считает её нарушением Потсдамского соглашения, по которому все четыре оккупационных державы сохраняют коллективный суверенитет над Германией. Между тем Запад желает провести эту реформу в Берлине. После отказа советской стороны союзники принимают решение с 24 июня реформировать денежную систему только в подконтрольных им секторах бывшей столицы Рейха. При этом каждому немцу меняли только 60 рейхсмарок по курсу 1:1, причём 40 марок меняли немедленно, а 20 лишь через два месяца. Половину сбережений каждый мог поменять уже по курсу 1:10, вторая, замороженная, половина позже менялась по курсу 1:20. А пенсии, зарплаты, платежи и налоги пересчитывались 1:1. В итоге в Берлине входят в оборот две совершенно разные валюты. Немцы, которым предложили поменять свои сбережения по курсу 1:10 и 1:20, начали стараться их истратить там, где эти деньги ещё ходят. То есть - в советской зоне оккупации. В «восточной» зоне с полок сметалось все, главное было истратить деньги.

Установление блокады

25 марта 1948 г. сокращено движение пассажирских поездов и транспортов американских, английских и французских войск. Через два дня были введены существенные ограничения на передвижение людей и транспортные перевозки через берлинские границы.

В период между 31 марта и 10 апреля 1948 года СССР потребовал, чтобы все поезда, идущие в Берлин из западных зон, подвергались досмотру. 15 апреля американской стороне было предложено эвакуировать подразделения войск связи, расположенные в советской зоне оккупации в Веймаре. Впоследствии, 12 июня, из-за ремонтных работ было прекращено дорожное сообщение с Западным Берлином, затем 21 июня прекратилось речное сообщение, и 24 июня - по «техническим причинам» - железнодорожное сообщение. 24 июня 1948 года блокада становится абсолютной, что является полным нарушением четырёхстороннего соглашения, по которому снабжение Берлина осуществляется общими усилиями. Снабжение по воздуху остаётся единственным возможным путём доставки продовольствия в блокированные зоны.

Поэтому западными союзниками был организован воздушный мост, по которому американская и британская транспортная авиация снабжала свои блокированные в городе гарнизоны. В первые дни кризиса генерал Клей в качестве временной меры для доставки продовольствия в западные сектора Берлина прибегнул к использованию транспортных самолетов. И это неожиданно оказалось эффективным. В конечном счете, был выбран именно этот вариант, хотя в тот момент никто в Вашингтоне не был уверен, что для преодоления кризиса этого окажется достаточно. Мало кто верил, что воздушный мост сможет длительное время бесперебойно обеспечивать жителей западных секторов Берлина всем необходимым.

Только за один день, 18 сентября 1948 г., американские и английские военно-транспортные самолеты доставили 7 тыс. тонн продовольствия, горючего, снаряжения и др. И все же, несмотря на большой объем перевозимых грузов, жители Западного Берлина по-прежнему испытывали значительные трудности, особенно в связи с нехваткой топлива в зимний период. Блокада продолжалась год. В современном массовом сознании установилась довольно однобокая точка зрения на эти события: сплошная блокада Западного Берлина обрекла на голодную смерть двух с половиной миллионное население города, спасенное лишь благодаря установлению американскими и британскими ВВС «воздушного моста», по которому было переправлено основное количество продуктов питания для немецких граждан.

На территории советского сектора находилось 2 800 продовольственных магазинов различных видов. Большое количество этих магазинов было развернуто непосредственно возле границы с западными секторами. Таким образом, жители западных секторов могли получать продукты питания в советском секторе по карточкам, которые им выдавались не только в своих секторах, но и в советском. 17 августа Информбюро СВАГ заявило об обеспечении углем населения всех четырёх секторов Берлина. Двадцать шестого августа СВАГ распорядилась о выдаче с 1 сентября 1948 г. молока всем детям до 14 лет из западных секторов, зарегистрированным в восточном секторе. Всего выделялось 55 тыс. литров молока.

Западные державы запретили жителям получать продукты в восточном секторе города, спекулируя в СМИ тезисом об опасности голодной смерти для граждан города со стороны Советов и о спасении их с помощью так называемого «воздушного моста».

Так начал действовать знаменитый «воздушной мост», который функционировал в течение 300 дней. Вокруг этого предприятия на Западе была организована громкая пропагандистская кампания: Берлин изображался «аванпостом свободного Запада», который необходимо отстоять любой ценой. Грамотно спланированная и проведенная, она дала свои ощутимые плоды: СССР оказался в затруднительном положении, а в американцах немцы начали видеть своих подлинных защитников. Однако стоит отметить, что воздушные коридоры, которые позволили провести беспрецедентную операцию по доставке грузов, в основном угля, СВАГ не закрывала, что говорит не о военных планах СССР по отношению к западным союзникам, а о политическом давлении такими средствами на них. Снабжение города через «воздушный мост» позволило доставить в город, по последним данным, 2 031 746,5 тонн грузов, из них на уголь, бензин, жидкое топливо и военные грузы приходилось 80 %. Продовольствия же за период с июня 1948 г. по май 1949 г. было доставлено 488 088,1 тонны, т. е. 20 % от общего количества грузов. Посадка самолетов производилась в аэропорту Темпельхоф (см. фото)

За время операции «воздушный мост» случилось немало ЧП, во время которых погибли 31 американский и 39 британских лётчиков, 13 граждан Германии. Одним из примечательных эпизодов этой кампании стал сброс на парашютах сладостей для детей осаждённого Берлина («Изюмная бомбардировка»).

Выход из берлинского кризиса

К концу февраля 1949 г. в результате встречной контрблокады Западом восточной зоны Берлина практически прекратились поставки из Западной Германии продовольствия, химикатов, стали и других видов жизненно важной продукции, что не замедлило сказаться на экономическом состоянии Восточной Германии.

3 августа 1948 г. в переговорах между Сталиным и представителями трех западных правительств кремлевский вождь фактически отказался от своих первоначальных условий, предполагавших полный отказ Запада от планов создания западногерманского государства. Сталин заявил, что готов снять блокаду, если западные державы согласятся на совместное коммюнике, в которое будет включено положение о «непоколебимой позиции советского правительства», несогласного с лондонскими решениями, фактически декларировавшими намерение создать ФРГ.

Со своей стороны, убедившись в жизнеспособности воздушного моста, Вашингтон в начале января 1949 г. решил ускорить процедуру проведения денежной реформы в западных секторах Берлина. Это было сделано, несмотря на возражения англичан и французов, которые опасались, что подобный шаг окончательно отрежет любые возможности для ведения переговоров с Советским Союзом.

Американцы оказались правы. Под давлением сложившихся неблагоприятных обстоятельств Сталин был вынужден пересмотреть свою позицию в отношении блокады. После долгих месяцев дипломатического тупика он в конце января 1949 г. в интервью американскому журналисту намекнул на готовность Советского Союза рассмотреть возможность снятия ограничений на поставки в Берлин, если одновременно будет снята и контрблокада.

4 мая 1949 г. состоялись секретные переговоры между представителями СССР и США в ООН, в результате которых две стороны согласились отказаться от любых видов блокадных действий.

Тем самым первый Берлинский кризис подошел к концу. Советская блокада Западного Берлина, длившаяся 343 дня, закончилась. Несмотря на относительно мирное протекание кризиса, в ходе его несколько раз возникали ситуации, грозившие большой войной между двумя сверхдержавами.

Берлинский кризис стал своеобразной пробой на взаимное истощение. Советский Союз на этот раз был вынужден отступить. Основными, глубинными причинами провала блокады являлись в первую очередь тяжелое экономическое и политическое положение в самой советской зоне оккупации и очевидные успехи западных союзников в организации воздушного моста. Последние действительно проделали большую работу.

23 мая 1949 г. первая сессия Национального парламента провозгласила создание нового государства - Федеративной Республики Германии (ФРГ). Войска США, Англии и Франции оставались на территории нового государственного образования на европейском континенте. Их взаимоотношения с новыми властями регулировались «Оккупационным статутом», который сохранял за оккупационными командованиями право «взять на себя» всю полноту власти в стране, если они сочтут это необходимым. Вскоре началось создание западногерманской армии - бундесвера - в составе 25 дивизий. В полную силу заработал «план Маршалла» в отношении ФРГ и Западного Берлина.

В создавшейся обстановке Москва была вынуждена отвечать «зеркально» параллельным формированием в советской зоне оккупации восточногерманского государства. Это и было сделано 7 октября 1949 г. провозглашением Германской Демократической Республики (ГДР). Советская военная администрация в Германии передала принадлежавшие ей ранее функции управления временному правительству новой социалистической республики.

Таким образом, на немецкой земле возникло два антагонистических германских государства с различным общественно-политическим строем. Единая немецкая нация была искусственно разделена «по-живому».

Глава I. Берлинский кризис 1948 - 1949 гг.

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте--апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организа-ции поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предостав-лении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Со-рвалась и попытка проведения совещания представителей всех гер-манских земель, посвященного выработке единой стратегии восста-новительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД, состоявшаяся в ноябре--декабре 1947 г., завершилась также безрезуль-татно, даже без согласования места и времени следующей встречи.

Помимо жесткой позиции СССР в выплате репараций, обостре-ние германского вопроса было связано с изменением внешнеполи-тического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало от-крытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отра-зилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и раз-вития Европы» (план Маршалла). Принятый в июне 1947 г. и рас-смотренный на Парижской конференции в июле 1947 г., этот план был утвержден в качестве закона США в апреле 1948 г. Первона-чально ни Германия в целом, ни ее западные зоны не рассматрива-лись в качестве участника программы экономической помощи. Ситуация изменилась в 1948 г.В январе 1948 г. на совещании министров Бизоний было принято решение о проведении комплекса мер по подготовке экономичес-кой реформы в этих землях. Создавались верховный суд и цент-ральный банк, расширялись функции Экономического совета и цент-ральных управлений; объединенных в директорат. Был, достигнут компромисс, с французским правительством. После передачи под французское управление Саарской области в залог репарационных выплат Франция согласилась на присоединение своей оккупаци-онной зоны к англо-американской. В феврале 1948 г. была образо-вана Тризония. Саар же находился под контролем Франции до воз-вращения в состав ФРГ в 1957 г. по итогам референдума 1955 г. В феврале--июне 1948 г. состоялось два раунда Лондонской кон-ференции по германскому вопросу, на которой впервые не было со-ветской делегации, но зато участвовали представители Бельгии, Гол-ландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового германского государства. В тот же период американская админист-рация приняла решение о распространении плана Маршалла на за-падные оккупационные зоны Германии. В соглашении по этому поводу оговаривалось, что возрождение экономики Западной Гер-мания является частью плана европейского развития на принци-пах индивидуальной свободы, свободных учреждений, построении «здоровых экономических условий, прочных международных свя-зей, обеспечения финансовой стабильности. Обеспечивались условия контроля американских специальных органов над ходом эко-номической реформы, снятие таможенных ограничений немецко-го рынка, продолжение политики демонополизации. За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия). Но поскольку часть германской продукции сразу на-чала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помо-щи -- в общей сложности около 10 % (6,7 млрд. марок).

Ключевой проблемой для развертывания экономической реформы в Гер-мании являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных послед-ствий гиперинфляции. История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945 под редак-й Е.Ф. Языкова 2005.- С.65. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хо-зяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхард подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от ог-ромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию про-изводства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополни-тельных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потре-бительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зо-нах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые мероп-риятия готовились лишь в пределах Тризонии.

Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официаль-ное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарокза одну,
новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок
по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой
суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдава-лось еще 20 %, затем -- 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончатель-ная квота обмена составила 100 рейх-с марок за 6,5 немецких марок. Пенсии,
заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые
государственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная
денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило
«черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законо-дательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный кон-троль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «умест-ных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную при-быль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обес-печения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государствен-ного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве то-варов и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры).

Подобный экономический меха-низм рассматривался Эрхардом как «социальное рыночной хозяйство», отве-чающее в равной степени интересам общества и личности. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах. М.В. Пономарев. М.2007.-С.212.

Успешная экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии. Несмотря на наличие сведений о подго-товке обмена денежных купюр в западных зонах (западные губернаторы офи-циально известили советскую сторону о предстоящей реформе только за два дня до ее проведения, но оперативные данные позволяли проследить весь ход подготовки) СВАГ не предприняла каких-либо мер, предупреждающих появ-ление в Восточной Германии массы обесцененных старых марок, способной подорвать потребительский рынок. Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением ос-тавался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Эта акция носила в большей степени политический характер. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность при-тока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята. Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на запад-ные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. Итог акции оказался обратным.

Для спасения населения Западного Берлина США организовали "воздуш-ный мост. В течение последующих 324 дней с интервалом в несколько минут транспортные самолеты приземлялись на посадочную полосу аэродрома Темпельхоф. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответ-ной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четы-рехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина. Но ре-ализация ее затянулась по техническим причинам, а по мере оформления за-падногерманской государственности оказалась невозможной.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдесхайме состоялось совещание министров-президентов западных зе-мель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники сове-щания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратиз-ме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Пар-ламентский совет, получивший полномочия по разработке Основ-ного закона западногерманского государства как временной кон-ституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии.

В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разрабо-танный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней полити-кой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными ак-тивами, системой безопасности, а также конституционный конт-роль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон Федеративной Республики Германии, одобренный военными губер-наторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу меж-союзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ. Преобразо-вание института военных губернаторов в институт Верховных ко-миссаров западных держав в Германии 20 июня закрепило предос-тавление Западной Германии ограниченного суверенитета.

Одновременно происходило и становление восточногерманско-го государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функциониро-вать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыва-нию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референ-дума во всех немецких землях по поводу принятия закона о един-стве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конститу-ции восточногерманского государства. Такой проект был подготов-лен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29-- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократиче-ской Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная па-лата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился. Последняя Парижская сессия СМИД, работавшая в мае--июне 1949 г., не предотвратила этот процесс. Германский воп-рос превратился в одну из наиболее сложных международных про-блем послевоенной истории.

Анархизм в России

В феврале 1921 года умер П. Кропоткин, в связи с чем анархисты создали Комитет анархических организаций по устройству похорон. После смерти Кропоткина движение анархистов раскололось на несколько течений...

Берлинский кризис

Сразу после смерти И. Сталина в марте 1953 г. социально-экономические неурядицы дали себя знать почти во всех странах народной демократии. Однако с особой силой они заявили о себе в ГДР. Здесь политический режим во главе с В...

Берлинский кризис

Повышение статуса ГДР в отношениях с СССР сопровождалось усилением позиций Ульбрихта в восточногерманском руководстве. Используя опасения Хрущева по поводу возможности возникновения нового кризиса в «социалистическом лагере»...

Внешняя политика СССР в конце 50-х годов. Улучшение отношений СССР – США

Важным, хотя и совершенно неожиданным для советского руководства внешнеполитическим успехом СССР стала победа революции на Кубе в 1959г. После взятия власти новые кубинские руководители во главе с Ф. Кастро выступали первоначально, скорее...

Вторжение войск Соединенных Штатов и Великобритании в Ирак и последовавшая за этой акцией оккупация иракской территории обернулось не только крушением авторитарного режима Саддама Хусейна...

Иракский кризис и реакция на него мировой общественности

Принципиальная позиция противодействия агрессии, занятая Россией как членом Совета Безопасности ООН, несшим ответственность за поддержание международного мира, была единственно возможной и, в этом смысле, безвариантной...

Консервативная партия

История консервативная партии Великобритании, насчитывает более 130 лет, переживает глубочайший кризис, какого не было за последние два десятилетия. Несмотря на достижения правительства Мэйджора...

Новая Великая депрессия ХХI века в высказываниях современников

Наступивший тогда азиатский кризис многим показался началом мирового краха. Страницы влиятельнейших мировых газет были полны паническими прогнозами и радикальными рекомендациями...

Отношения России с Китаем, Японией и Кореей

В 1917-1922 гг., в период установления советской власти в Средней Азии, граница с Китаем постоянно нарушалась. Остатки белогвардейских и казачьих отрядов переходили границу и дислоцировались на территории Монголии и Синьцзяна...

Политика глобального прогнозирования

Главным препятствием развитию современной теории общего (глобального) прогнозирования, как и социального прогнозирования вообще, является господствующая научная установка европейского модерна -- установка на овладение миром...

Политики и публицисты о причинах развала СССР

Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления...

Политические мыслители России

Выдающийся русский мыслитель, публицист, философ, историк, критик коммунизма. Испытал влияние таких разных мыслителей, как И.Кант, К.Маркс, Ф.Ницше, В.Соловьев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский...

Сущность политического кризиса

За постсоветский период в стране сформировалось новое «молодежное» поколение, которое по своему менталитету существенно отличается от советского человека...

Трансформация политической системы в Республике Корея

Согласно Конституции 1948 года, территории республики составляет корейский полуостров и прилегающие к нему острова, тем самым претендуя на представительство всего корейского народа. Конституции государств Азии: сборник: отв. Ред Т.Я. Хабриева...

Этнополитические конфликты на Северном Кавказе

Чеченская проблема-проблема нашей страны, она не сходила с первых страниц газет, журналов практически на протяжении трех лет. Была темой для многих программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась «непонятной войной»...

БЕРЛИНСКИЕ КРИЗИСЫ, международно-политические кризисы периода «холодной войны», вызванные противоборством СССР и западных держав в германском вопросе. Причиной берлинского кризиса 1948-49 годов являлся отход США, Великобритании и Франции от выполнения решений Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года о сохранении политической и экономической целостности Германии. На сепаратном Лондонском совещании (23.2-1.6.1948) западные державы приняли план поэтапного создания западногерманского государства, его включения в Маршалла план и интеграции в западный блок. Первым шагом на пути реализации этого плана стала начатая 20.6.1948 американскими, британскими и французскими оккупационными властями денежная реформа, призванная обеспечить экономическое обособление их зон от советской зоны оккупации Германии (СЗО). Распространение реформы на западные секторы Берлина, являвшиеся в экономическом отношении частью СЗО, и неизбежный в этих условиях наплыв в Восточную Германию денежных знаков, выведенных из употребления в западных зонах, грозили подорвать экономику СЗО. Предложение СССР об особом урегулировании для Западного Берлина западные державы отклонили. В ответ советская сторона 22 июня объявила о проведении денежной реформы в СЗО и Большом Берлине. Западные державы отказались признать марку советской зоны в качестве денежной единицы Западного Берлина. Стремясь заставить западные державы вернуться за стол переговоров, СССР с 24 июня ввёл запрет на перемещение товаров из западных зон оккупации в Западный Берлин (воздушное сообщение не ограничивалось). Одновременно советская сторона заявила о готовности полностью обеспечить Западный Берлин продовольственными и иными товарами из СЗО. Меры, принятые СССР, сепаратистские силы использовали как повод для углубления раскола Германии. Западные оккупационные власти прекратили межзональную торговлю, торговлю западных секторов Берлина с СЗО и тем самым изолировались от неё экономически. США и Великобритания организовали «воздушный мост» между западными зонами оккупации и Западным Берлином с целью обеспечить «выживание» последнего в условиях «советской блокады». (По «воздушному мосту», который обслуживался в том числе советскими военными авиадиспетчерами, в Западный Берлин в день доставлялось 3-4 тысяч тонн продовольствия, при потребности в 25 тысяч т; жители Западного Берлина имели возможность беспрепятственно приобретать продукты и товары в СЗО и Восточном Берлине; свыше 100 тысяч западноберлинцев получали продовольствие по карточкам советской зоны.) Под прикрытием пропагандистской кампании, развёрнутой западными державами вокруг «воздушного моста», продолжалась активная работа по созданию западногерманского государства. В феврале 1949 года, завершив основные мероприятия по подготовке к провозглашению Федеративной Республики Германии, западные державы согласились на переговоры по урегулированию положения в Берлине. 4.5.1949 в Нью-Йорке представители США и СССР достигли договорённости об отмене с 12 мая ограничений на сообщение и торговлю между западными зонами оккупации и Западным Берлином и о восстановлении межзонального товарооборота; на 23 мая назначалась сессия Совета министров иностранных дел (СМИД) в Париже для рассмотрения германского вопроса. Тем самым под Берлинским кризисом 1948-49 годов была подведена черта. В день открытия сессии СМИД западные державы объявили о вступлении в силу Основного закона ФРГ; раскол Германии стал свершившимся фактом.

Берлинский кризис 1958-63 годов был вызван нарастанием международной напряжённости в связи с принятым в декабре 1957 года решением Совета НАТО о размещении американских ядерных ракет в Европе, в том числе на территории ФРГ, решением парламента ФРГ (март 1958 года) об атомном вооружении западногерманской армии и активизацией в ФРГ и НАТО кругов, готовых добиваться решения германского вопроса путём ликвидации Германской Демократической Республики. В этих условиях правительство СССР сочло необходимым активизировать усилия по заключению мирного договора с Германией и урегулированию ситуации вокруг Западного Берлина, фактически превратившегося в центр подрывной деятельности (как экономической, так и политической) против ГДР. Провокации с территории Западного Берлина, не отделённого от ГДР государственной границей, могли привести к серьёзному инциденту, в том числе военному. 27.11.1958 советское правительство направило правительствам США, Великобритании и Франции ноту с предложением в 6-месячный срок предоставить Западному Берлину статус демилитаризованного вольного города, то есть превратить его в самостоятельную политическую единицу, имеющую контролируемую и охраняемую границу.

10.1.1959 СССР представил проект мирного договора, который мог быть подписан ФРГ и ГДР либо их конфедерацией. Обсуждение советских предложений на совещании министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции в Женеве (май - август 1959 года), при подготовке четырёхсторонней конференции на высшем уровне в Париже (май 1960 года), в ходе переговоров Н. С. Хрущёва с президентом США Дж. Кеннеди в Вене (июнь 1961 года) не принесло положительных результатов. 13.8. 1961 по рекомендации совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора (3-5.8.1961) правительство ГДР в одностороннем порядке ввело режим государственной границы в отношении Западного Берлина и приступило к установке пограничных заграждений (смотри Берлинская стена). Попытки стран НАТО (прежде всего США), приведших вооруженные силы в состояние боевой готовности и начавших выводить танковые подразделения на межзональную границу в Берлине, оказать давление на ГДР и СССР получили твёрдый отпор. Осенью 1961 года правительство США высказалось за возобновление диалога с СССР по урегулированию германского вопроса и положения в Берлине. В 1962 году в Нью-Йорке, Вашингтоне и Женеве состоялись встречи американских и советских представителей. Несмотря на сближение позиций сторон по ряду вопросов (признание необходимости оформления и закрепления существующих германских границ, уважения суверенитета ГДР, невооружения ГДР и ФРГ ядерным оружием, заключения соглашения о ненападении между НАТО и Организацией Варшавского договора), вопрос об изменении международно-правового статуса Западного Берлина и замене на его территории войск НАТО контингентами ООН, а также о подписании мирного договора с Германией решён не был. Советско-американский диалог способствовал, тем не менее, ослаблению военной напряжённости и преодолению Берлинского кризиса. На 6-м съезде СЕПГ в январе 1963 года Хрущёв заявил, что заключение германского мирного договора более не является срочной задачей советской внешней политики. 17.12.1963 правительство ГДР и органы гражданской власти Западного Берлина подписали первое «соглашение о пропусках», определившее для граждан ГДР и западноберлинцев порядок пересечения границы на территории Берлина. Окончательно ситуация была урегулирована Четырёхсторонним соглашением по Западному Берлину (3.9.1971).

Лит.: Филитов А. М. Германский вопрос: от раскола к объединению. М., 1993; Наринский М. М. Берлинский кризис 1948- 1949 годы // Вопросы истории холодной войны. Сб. статей. М., 2001; Очерки истории МИД России. 1802-2002. М., 2002. Т. 2; Системная история международных отношений, 1918-2003 / Под редакцией А. Д. Богатурова. М., 2003. Т. 3.